ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-8 С МБР УР-100М

MISSILE COMPLEX D-8 ICBM UR-100M

Работы по ракетному комплексу Д-8 начались в ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в 1963 году и велись параллельно с разработкой комплекса Д-9, который проектировался КБ Машиностроения (г.Миасс). В апреле 1963 года В.Н.Челомей совместно с руководством ГКАТ и ГКС обратился в правительство с предложением о размещении ракет УР-100 на морских носителях. 3 июля 1963 г решением ВПК №134 разработку предэскизного проекта комплекса Д-8 поручили ОКБ-52. Морской вариант ракеты УР-100М разрабатывался на базе легкой МБР УР-100 для РВСН.
Разработка ракетного комплекса для ракетных войск официально началась 30 марта 1963 года. В разработках принимали участие коллективы, возглавляемые С.А.Косбергом, Н.И.Зверевым, С.П.Изотовым, Н.А.Пилюгиным, М.С.Рязанским, В.П.Барминым, И.И.Картуковым и другими главными конструкторами.
Для обеспечения лучшей точности стрельбы морскими МБР В.Н.Челомей предложил применить на ракете УР-100М систему радиоуправления с береговых пунктов, в отличии от комплекса Д-9, где для повышения точности предлагалось использовать систему астрокоррекции. Предложение было поддержано начальником ЦКБ-18 П.П.Пустынцевым и руководителем государства Н.С.Хрущевым. Руководство ВМФ и МО не поддержали идею, но согласились оценить этот вариант. Был предложен Н.С.Хрущевым вариант размещения ракеты УР-100М на береговых объектах. Система наведения ракеты УР-100М разрабатывалась в двух вариантах. По первому варианту ракета оснащалась ИНС и системой астрокоррекции разработки НИИ-885 (НИИАП) и НИИ-944 ГКРЭ; по второму — ИНС дополнялась системой радиокоррекции, работающей от наземных РУПов. В 1962 году была испытана фазовая система радиоуправления, созданная в НИИ-885, которую предполагалось использовать для МБР Р-9, Р-36 и УР-100. На ракете УР-100 был реализован принцип плотной компоновки отсеков. Баки ракеты — несущие, изготовлены из сплава типа АМГ-6. Наддув бака горючего первой ступени осуществлялся от специального газогенератора наддува, а баков окислителя обеих ступеней и бака горючего второй ступени — генераторным газом.
По проекту комплекс Д-8 мог обеспечить залповый обстрел (4 ракеты) целей в секторе +30 градусов с интервалом между пусками ракет 5-10 секунд. Интервал между залпами — 20 минут, время предстартовой подготовки ракет -9 (3) минут. КСУ “Туча” разрабатывалась в НИИ-944.

Для оснащения подводных лодок и надводных кораблей была предложена ракета УР-100МР, создаваемая на базе МБР УР-100. От базовой ракеты УР-100МР отличалась меньшей длиной (за счет перекомпоновки и уменьшения запасов топлива второй ступени) и конструкцией головной части, обеспечивающей размещение различных вариантов системы управления.
Ракета УР-100 имела две ступени одного диаметра тандемной схемы с ЖРД на обеих ступенях. Компоненты топлива: горючее — НДМГ; окислитель — AT. В процессе проектирования и разработки МБР УР-100 были реализованы научно-технические конструкторские идеи и решения, которые позволили создать уникальную для своего времени ракету, значительно отличавшуюся от конструкций межконтинентальных ракет, как принятых на вооружение, так и находящихся в стадии разработки.
МБР УР-100 по сравнению со всеми созданными до этого ракетами имела меньшие массо-габаритные характеристики, моноблочную головную часть с зарядом большой мощности. На ракете УР-100 был реализован принцип плотной компоновки отсеков. Баки горючего и окислителя I и II ступеней ракеты несущие с общими совмещенными днищами, изготовлены из сплава типа АМГ-6. Наддув бака горючего первой ступени осуществлялся от специального газогенератора наддува, а баков окислителя обеих ступеней и бака горючего второй ступени — генераторным газом.

Ампулизация ракеты УР-100 предусматривала: полную герметизацию топливных емкостей ракеты за счет применения только сварных соединений; изоляцию от агрессивных компонентов топлива и их паров элементов ракеты путем применения мембран; изготовление агрегатов и узлов ракеты из материалов, обладающих высокой коррозионной стойкостью; применение дистанционного автоматического контроля состояния ампулизации ракеты в полной боевой готовности; транспортировку и хранение ракеты в ТПК, заполненном сухим воздухом, с наддувом баков сухим азотом.
Система управления создавалась в НИИ-885 (НИИАП) под руководством Н.А.Пилюгина. В 1962 году была испытана фазовая система радиоуправления, созданная в НИИ-885, которая использовалась для ракет Р-9, Р-36 и УР-100. На ракете УР-100 первоначально испытывалась комбинированная система управления — инерциальная с радиосистемой. Радиосистема была создана в НИИ-885 под руководством М.С.Рязанского, в дальнейшем от нее отказались в пользу автономной инерциальной системы управления.
Двигатели первой ступени РД-0216 и РД-0217 с поворотными камерами сгорания разрабатывало ОКБ-154 (КБХА) под руководством С.А.Косберга, в дальнейшем с 1965 года — А.Конопатова. В 1963-1966 гг.
Маршевый 15Д13 и рулевой 15Д14 двигатели второй ступени в составе двигательной установки 8Д419 создавались в ленинградском ОКБ-117 (завод им. Климова) под руководством С.П.Изотова. Двигатель 15Д13 имел одну неподвижную камеру сгорания, ТНА и был выполнен по открытой схеме, без дожигания. Рулевой двигатель 15Д14 открытой схемы имел четыре поворотные камеры, один ТНА.
Старт морского варианта ракеты УР-100М (УР-100МР) предполагалось осуществлять из подводного и надводного положений. Ракета УР-100МР имела несколько большие по сравнению с баллистической ракетой подводных лодок Р-29 комплекса Д-9 размеры при аналогичных забрасываемой массе, дальности и точности. Преимуществом УР-100МР была более низкая стоимость в силу существенно большей серийности основных составляющих ракеты.
Наиболее интересным вариантом, предложенным к созданию ОКБ-52, являлся вариант размещения на так называемой подвижной погружаемой стартовой платформе (проект «Скат»).


Применительно к различным типам кораблей-носителей разрабатывались варианта старта: из надводного положения с помощью ПАД из пускового контейнера (пр.602 «Скат») или из под воды (ПЛ пр.702). Плавучесть ракеты — 378 кубических метров.
Проектом комплекса Д-8 предусматривалось его использование на ПЛ пр.702 в вариантах с 8, 12 и 16 шахтами. Разработка предэскизного проекта ПЛ задана решением комиссии ВСНХ по ВПВ №134 от 3 июля 1963 года.
Предэскизный проект 702 выполнялся ЦКБ-18 в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга энергетическими установками, количеством и размещением ракетных шахт. В качестве энергетической установки было принято несколько типов атомных и дизель-электрических установок. Ракеты комплекса Д-8 имели значительные габариты и размещались в шахтах диаметром 2,45 м и длиной 16,45 м.

С целью уменьшения водоизмещения и обеспечения достаточной остойчивости, наряду с обычной конструкцией установки шахт по типу проекта 667А, была проработана конструкция так называемых “опущенных шахт”, когда нижняя часть шахты выходит из ПК в специальные прочные колпаки. Все варианты имели двухкорпусную конструкцию. Носовая оконечность имела круговые поперечные и полуэллиптические продольные сечения. Кормовая оконечность вариантов с атомной энергетикой была принята объемной; варианты с дизель-электрической энергоустановкой имели плоскую корму. Ограждение рубки, являвшееся по существу обтекателем верхних частей ракетных шахт, имело форму, близкую к “лимузинной” с наклонными бортовыми стенками, что позволяло разместить в ограждении рубки часть запаса плавучести. Крыша ограждения была закруглена. ПК всех вариантов был разделен на 8-10 отсеков прочными поперечными переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2. Материал ПК — сталь, ЛК — сталь.

На всех вариантах были приняты 5-лопастные малошумные гребные винты. Было предусмотрено размещение ГАС “Енисей”, НК “Сигма”, РЛС “Чибис”, СОРС “Бухта”, станции опознавания “Хром-КМА”, средств радиосвязи, применяемых на ПЛ II поколения. По результатам проработок ЦКБ-18 рекомендовало для дальнейшей стадии проектирования вариант А6-ПЛ с атомной энергетикой и вариант Д2-ПЛ с дизель-электрической установкой. В качестве ГЭУ варианта А6 была принята энергетическая установка АПЛ проекта 671, а для варианта Д2 установка ДЭПЛ проекта 651 с заменой главных ГЭД на ГЭД меньшей мощности. Оба варианта вооружены 12 ракетами комплекса Д-8, размещенными в “опущенных шахтах”. В конце
1963 г. предэскизный проект был завершен, однако дальнейшего развития не получил. К этому времени разрабатывался ракетный комплекс Д-9, который более соответствовал требованиям к ракетному комплексу для подводных ракетоносцев.

Кроме того, предполагалась переоборудование ПЛ пр.629 для размещения 2-3 шахтных пусковых установок МБР УР-100М.
Наряду с созданием атомных подводных ракетоносцев и наземных комплексов межконтинентальных БР в начале 1960-хгг. научно-исследовательскими организациями промышленности НИИ-88 и ЦНИИ-45 проводились поисковые исследования по скорейшего наращивания ракетно-ядерного потенциала за счет создания нетрадиционных систем базирования БР, обладающих более высокой скрытностью от обнаружения потенциальным противником.
Одной из первых работ в этом направлении стала проработка ЦКБ-18 (гл. конструктор С.Н.Ковалев) размещения комплекса Д-8 с ракетой УР-100М на подводных стартовых площадках проекта 602А. Было выполнено несколько вариантов таких площадок. По ним на каждой платформе могло быть 4 или 6 или 8 МБР. Они обладали автономностью до 90 суток.
Работы по стартовым площадкам проекта 602А, так же как по погружаемым стартовым установкам проекта 602 выполнялись по Решению ВПК №213 от 20 августа 1964 года. Последние предлагалось использовать во внутренних водных бассейнах и прибрежных районах внешних морей Советского Союза.

Погружающаяся стартовая установка (ПСУ) проекта 602 “Скат” под комплекс Д-8 была так же спроектирована в ЦКБ-18 (гл. конструктор С.Н.Ковалев). Прочный корпус ПСУ имел вид вертикального цилиндра с расположенными вокруг него ракетными шахтами.
Проектом 602 подразумевалось строительство изделия длиной порядка 18 м шириной 17,1 м и высотой 21,3 м при осадке 10,9 м. Водоизмещение составляло 2340 т. ПСУ должна была получить вертикально ориентированный цилиндрический прочный корпус, поверх которого следовало монтировать каплевидный в плане обтекаемый легкий корпус. Такая форма должна была обеспечивать возможность ограниченного движения установки в требуемом направлении, прежде всего, для компенсации сноса. На верхней крыше-палубе ПСУ располагался набор выдвижных устройств, на днище – якорная система.
Внутренний объем прочного корпуса ПСУ предлагалось делить на несколько палуб с размещением различных агрегатов. Так, установка должна была получить дизельный двигатель мощностью 1200 л.с., связанный с генератором. В сужающейся кормовой части изделия предлагалось поместить гребной винт, вращаемый электродвигателем, и рулевое устройство. При помощи двигателей, винта и руля ПСУ могла менять свое положение и перемещаться на небольшое расстояние.
Также внутри прочного корпуса предусматривались посты управления, жилые помещения и т.д. Экипаж установки состоял из 24 человек. Задачей экипажа было обслуживание агрегатов ПСУ и выполнение запуска баллистических ракет.

Внутри ракетных шахт (длина 20,7 м, а диаметр — 2,8 м) были расположены герметизированные стаканы — контейнеры длиной — 19,3 м с наружным диаметром — 2,6 м. При выполнении этих работ массогабаритные характеристики ракты УР-100М были выданы следующие: длина — ок. 17 м, габаритный диаметр — ок. 2,4 м, стартовый вес — ок. 44 т. Наведение ракет — автономное, с радио коррекцией на активном участке траектории полета ракет.
Для ПСУ «Скат» был определен надводный старт ракет УР-100М с помощью порохового стартового агрегата. ПСУ предназначалась для использования во внутренних водных бассейнах и прибрежных районах, в т. ч. в ледовых условиях и при длительных стоянках на грунте. Дальнейшая разработка ПСУ не осуществлялась из-за необходимости решения ряда важных вопросов, в том числе технического характера, главными из них были: доработка ракетного комплекса УР-100М применительно к условиям использования на ПЛ; создание специального навигационного оборудования, обеспечивающего работу схемы радиоуправления ракетной стрельбой; создание высоконадежного комплекса средств командной радиосвязи и др.
Платформа проекта «Скат» с ракетами УР-100 должна была находиться на боевом дежурстве в подводном или надводном положении в собственной прибрежной зоне (на удалении от берега 250–300 км) под прикрытием противокорабельных и противолодочных средств. Старт ракет УР-100 осуществлялся из надводного положения. Ракета УР-100 для оснащения платформы проекта «Скат» полностью соответствовала по конструкции базовой МБР за исключением усиления корпуса ракеты в зоне установки дополнительных опорных поясов.
Для повышения точности наведения на цель вводилась радиокоррекция системы управления ракеты на активном участке траектории от береговых средств. В этом варианте обеспечивалась существенно большая по сравнению с ракетами УР-100МР и Р-29 дальность полета и вдвое — втрое лучшая точность.
Обладая значительно меньшей автономностью по сравнению с традиционными атомными подводными лодками с баллистическими ракетами, платформа была гораздо проще по конструкции и, соответственно, намного дешевле. Осуществление боевого дежурства в прикрытой противокорабельными и противолодочными средствами прибрежной зоне обеспечивало платформе проекта «Скат» более высокую боевую устойчивость по сравнению с подводными лодками, что в сочетании с более высокой (на тот период) точностью, дальностью и забрасываемой массой обеспечивало высокую боевую эффективность при меньшей стоимости системы.
Платформа предназначалась для размещения в прибрежных районах и во внутренних водоемах СССР — на Каспийском море, Ладожском и Онежском озёрах, Аральском море, озере Иссык-Куль и озере Байкал.

Подводный ракетоносец проекта 602А, в отличие от ПСУ, спроектирован в виде традиционной ракетной подводной лодки. Ракеты на ПЛ находятся в вертикальных шахтах в прочном корпусе и ограждении рубки. Старт ракет был как по проекту 602. Выполненный предэскизный проект 602А не получил дальнейшего развития по тем же причинам, что и ПСУ проекта 602 “Скат”.
Другим не традиционным размещением БР стала их проработка установки на надводных носителях, дислоцирующихся не только на открытых морях, но и на внутренних водных путях и водоемах.
Одновременно предполагалось, что надводные ракетоносцы, в отличие от подводных, смогут строиться практически на любом из судостроительных заводов страны, в связи с чем их постройка в дополнение к ракетным ПЛ обеспечит быстрейшее наращивание ракетно-ядерного потенциала, размещаемого на подвижных носителях.
Еще созданию надводных ракетоносцев способствовало то, что с 1962 года в НАТО проводились работы по вооружению 25 надводных кораблей баллистическим ракетами Polaris A3, в СССР были развернуты ответные проектные исследования. В1963 году ЦКБ-17 (начальник Б.Г.Чиликин, руководитель работ Б.В.Шмелев) по указанию председателя Госкомтета по судостроению Б.Е.Бутомы выполнило проработки по размещению ракет УР-100М на транспортных судах пр.909 и пр.1111.

Анализ возможных районов использования надводных ракетоносцев, замаскированных под гражданские суда, показал, что наиболее пригодными для этой цели являются акватории, прилегающие к нашей территории на северо-западе и северо-востоке (Баренцево. Белое и Охотское моря), откуда корабли с МБР могли держать под прицелом до 90% объектов на территории США.

Корабль-ракетоносец пр.909 создавался на базе корпуса, механизмов и оборудования ледокольного транспорта пр.505, который находился в серийном строительстве на заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне. Другой проект 1111 — это корабль специальной постройки, замаскированный под гидрографическое судно. Позже на эти корабли прорабатывался ракетный комплекс Д-9 с МБР Р-29. В основном это выло вызвано тем, что комплекс Д-8 имел радиокоррекцию требующую наличие береговых пунктов радиоуправления РУП, что ставило эффективность ракетной системы в зависимость от боевой устойчивости РУПов и их технической надежности.

Кроме рассмотрения потенциальных носителей комплексов Д-8 и Д-9, продолжались работы по определению наиболее перспективного из них для вооружения ВМФ. В результате рассмотрения предложений по обоим комплексам Д-8 и Д-9 на заседании Совета обороны в июле 1964 года предпочтение было отдано комплексу Д-9, после чего разработка морского варианта ракеты УР-100, оборудования комплекса и кораблей носителей была прекращена. Несмотря на выбор в пользу Д-9 В.Н.Челомей добился принятия решения ВПК от 28 июля 1964 г №213 о продолжении проектных работ по УР-100М, но уже только применительно к более «экзотическим» схемам размещения ракеты на погружающихся платформах, транспортных судах, на островах, в скальных массивах. Окончательно вопрос о применении УР-100М на флоте был снят после отстранения Н.С.Хрущева от руководства страной.

Испытания наземного варианта ракеты УР-100 проводились на полигоне Тюра-Там с апреля 1965 года и завершились 27 октября 1966 года. Первые ракетные полки РВСН с МБР УР-100 стали на боевое дежурство 24 ноября 1966 года.
Первоначально предполагалось использовать ракеты в системе противоракетной обороны, предназначенной для отражения массированного ракетно-ядерного удара со стороны США. Работа по системе ПРО «Таран» была начата в 1962-1963 годах по предложению В.Н.Челомея в ОКБ-52. Применение МБР УР-100 с боеголовкой мощностью 10 Мт для перехвата МБР противника должно было обеспечить большой радиус поражения целей и позволить отказаться от селекции ложных целей (техническим заданием было принято для оценки оснащение каждой МБР противника семью ложными целями). Постановление СМ СССР на разработку аванпроекта системы принято 3 мая 1963 года. Предполагалась разработка РЛС ЦСО-С, вынесенной на 500 км от Москвы на ракетоопасном направлении в сторону Ленинграда.
Рассматривалась возможность использования ракет УР-100 в системе ПРО А-35 для дальнего перехвата целей. Работы по системе были свернуты после отставки Н.С.Хрущева.
МБР УР-100 в ТПК впервые показана на военном параде в Москве 7 ноября 1973 года.
Ракета УР-100 и ее модификации стали самым массовым типом советской МБР. Максимальное количество развернутых ракет составило 990 (по другим данным — 1030) в 1972 году, в дальнейшем УР-100 стали заменяться ракетами УР-100К, УР-100Н и МР-УР-100.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ (ОКБ-52 ГКАТ)
Гл. конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель не производился
Код НАТО SS-10
Тип комплекса ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям, второго поколения
Корабли-носители: Кр пр. 26, 68К, 68бис, гражданские суда проекта 909 и 1111, ПЛ пр.702, пр.629, 602А, подводные стартовые площадки типа проект 602
Состояние работы велись до 1964 г.
Дальность стрельбы, км 1100-11000
Точн. стрельбы (КВО), м 900-1400
Головная часть:
-тип моноблочная термоядерная
Боевой блок:
-длина 1,45
-диаметр 1,25
-отделение
тормозные РДТТ на второй ступени
-мощность заряда, Мт 0,5-1,0
-вес, кг 750
Система управления:
-вариант 1 ИНС + астрокоррекция
-вариант 2 ИНС + радиокоррекция
Органы управления:
-I ступень поворотные камеры сгорания основных двигателей;
-II ступень 4-камерный рулевой двигатель
Разделение ступеней тормозные РДТТ на первой ступени
-разработчик РДТТКБ з-да №81
-главный конструктор И.И.Картуков
Тип старта:
надводный и подводный
Глубина старта, м до 50
Ракета УР-100М
Число ступеней 2
Размеры, м
-длина полная 16,925 (16,15-16,45)
-длина без головной части -макс. диаметр корпуса 2,0 (2,45)
Стартовый вес, т 44,3 (39,4-42,3)
Вес пустой ракеты, т 6,2
Горючее (тип) НДМГ-МРТУ-6
Вес горючего, т 10,7
Окислитель (тип) АТ-МРТУ-6
Вес окислителя, т 27,4
Срок хранения ракеты в заправленном состоянии , лет 10
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-длина полная 12,5
-макс. диаметр корпуса 2,0
Вес снаряженной ступени, т 34
Двигательная установка 3
однокамерных ЖРД РД-0216 (15Д2) и один РД-0217 с ТНА замкнутой схемы
-разработчик ОКБ-154 (КБХА)
— главный конструктор С.А.Косберг
-изготовитель Воронежский мех. з-д
-тяга двигателя в пустоте, кН 876
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-длина полная 2,9
-макс. диаметр корпуса 2,0
Двигатель
однокамерный ЖРД 15Д13 с ТНА открытой схемы
-разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
-главный конструктор С.П.Изотов
-изготовитель з-д №466 (“Красный Октябрь”)
-тяга двигателя в пустоте, кН 134
Рулевой двигатель
4-камерный ЖРД 15Д14 с ТНА открытой схемы
-разработчик ОКБ -117
(ОКБ им. В.Я.Климова)
-главный конструктор С.П.Изотов
-изготовитель з-д №466
(“Красный Октябрь”) и Уфимский моторстроительный завод
-тяга двигателя в пустоте, кН 15
-угол отклонения камер, град +45

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик ЦКБ-34 ГКОТ
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
-длина 20,5-20,65 / 20,95
-диаметр 2,45 / 2,8
Вес пустой, т 20 (15)
Число ракет 1

БЕРЕГОВОЙ РУП:
Разработчик НИИ-885 ГКРЭ
Число каналов 6
Сектор управления, град +30
Время готовности, мин 3
Защищенность, кг/кв.см 10
Точность определения места ПЛ:
-азимут, град 1-1,5
-по месту, км 3-5

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 11.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г.
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
«Морские стратегические ракетные комплексы», коллектив авторов:…Карпенко А.В…М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Баллистические ракеты морских стратегических ядерных сил СССР и России 1947–2012. Каталог М: ГРЦ 2012.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ 602А ПОДВОДНОГО РАКЕТОНОСЦА
ПРОЕКТ 602 «СКАТ» ПОГРУЖАЮЩЕЙСЯ СТАРТОВОЙ УСТАНОВКИ
ПРОЕКТ 702 ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П084 С МБР УР-100 (8К84)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap