ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-7 С РАКЕТОЙ РТ-15М

MISSILE COMPLEX D-7 MISSILE RT-15M

Разработка комплекса Д-7 началась в апреле 1961 году. 4 апреля постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137 и приказом ГКС от 27 апреля 1961 года было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-7 с БР РТ-15М на твердом топливе вместе с сухопутными МБР РТ-2 (ОКБ-1), БРСД РТ-15 (ЦКБ-7) и РТ-25 (СКБ-172). Работы по смесевым топливам велись в НИИ-130 (руководитель А.М.Секалин), НИИ-125 (гл. конструктор Б.П.Жуков), НИИ-6 (руководитель Р.А.Малахин) и ГИПХе (руководитель В.С.Шпак).
Разработка ракеты согласно ТТЗ велась в двух вариантах. Первый вариант при старте из шахты ПЛ за счет собственных двигателей должен был обладать дальностью 1200-1500 км; второй — при старте из шахты ПЛ с помощью стартовых двигателей рассчитывался на дальность 2000-2400 км (в таблице приведены данные для двух вариантов ракеты). Морская ракета РТ-15М с дальностью 2000 км должна была разрабатываться исходя из непревышения длины 10,5 м при диаметре до 1,5 м.

Ракета РТ-15М (4К22) была двухступенчатой с раскладывающимися решетчатыми стабилизаторами. Ограничение по длине второй ступени заставило увеличить ее диаметр, это не позволило использовать во второй ступени близкий по массе двигатель сухопутных ракет, указанных выше.
Двигатели первой и второй ступеней снаряжались смесевым топливом типа ПАЛ 16/10 (по состоянию на 1964 г.). Вкладные моноблочные заряды – щелевого типа – прочно скреплялись с корпусом двигателей. Разделение ступеней осуществлялось после выгорания заряда двигателя первой ступени.
Для выполнения габаритных ограничений, 2-ю ступень пришлось скомпоновать в относительно большом диаметре, пожертвовав оптимальностью и унификацией с близкими по массе топлива двигателями других ракет с РДТТ
Отделение головной части – после остановки двигателя второй ступени открытием четырех сопел противотяги за счет энергии воздуха, находящегося в герметичном приборном отсеке. Система управления ракеты — автономная.
В ходе разработки смесевого твердого топлива и твердотопливных двигателей для ракет РТ-2, РТ-15, РТ-15М неоднократно менялись составы смесевых топлив, теплозащитные материалы и конструктивные схемы зарядов, корректировались корпуса, сопловые аппараты и управляющие органы твердотопливных двигателей. В итоге корпуса двигателей ракеты РТ-15М изготавливались из нагартованной нержавеющей стали ЭП-210; управляющие органы – кольцевые газовые рули (дефлекторы) – установили на четырех неподвижных соплах каждого двигателя. По пессимистической оценке, дефицит дальности стрельбы у ракеты РТ-15М достигал 30%.

Старт ракеты РТ-15М предполагалось производить из затопленной водой шахты на стартовом двигателе, снаряжаемом низкотемпературным баллиститным топливом. Двигатель состоял из отдельных газосвязанных камер сгорания малого диаметра с индивидуальными соплами небольшого расширения. Основной движущей силой при пуске было избыточное давление в ракетной шахте (как на комплексе Д-4). Предусматривалось использовать отклонение струй части камер сгорания дефлекторами для компенсации опрокидывающих сил от набегающей на ракету, стартующую с движущейся на глубине подводной лодки, воды. Проблемы затопления стартового двигателя после его отделения от ракеты после выхода ее из воды исследовались на озере Тургояк.
Сброс стартового двигателя проводился с вышки и с вертолета. Выбор способа старта из затопленной шахты обуслoвливался отсутствием (на начало 1960-х гг.) технологических возможностей создания мембраны, герметизирующей ракетную шахту и разрушаемой в процессе пуска. Подготовка летно-конструкторских испытаний пусками бросковых макетов ракеты с погружаемого стенда и экспериментальной подводной лодки проводилaсь без существенных отклонений от установленных сроков.

Пусковая установка для ракеты РТ-15М традиционного (пружинно-рычажного) типа – разработчик ЦКБ-34 (главный конструктор Е. Г. Рудяк). Направление движения ракеты в шахте обеспечивfлось направляющими и двумя парами бугелей. Размещение комплекса Д-7 (16 ракет) предусматривалось на большой подводной лодке пр. 667 (ЦКБ -18, главный конструктор С. Н. Ковалев).

Время предстартовой подготовки четырех ракет комплекса Д-7 занимало 30 минут, на производство старта четырех ракет требовалось 10-12 минут. Интервал между пусками ракет составлял 1,5 минуты. Комплекс Д-7 обеспечивал возможность одновременного обстрела двух целей. Во время проведения ракетной стрельбы подводная лодка была жестко ограничена по маневрированию, при старте ракет допускалось отклонение параметров ПЛ от заданных: по глубине — +1 м, по дифференту — +1 градус, по крену — +3 градуса и рысканию — +3 градуса. Ракетный комплекс Д-7 мог использоваться в акватории Мирового океана до 85 градусов северной широты.
В 1963 году в ОКБ-2 Златоустовского машзавода, в рамках работ по комплексу Д-7, была начата разработка бортового гидравлического агрегата (БГАП) для рулевого привода изделия Д11Т (ведущий конструктор А.Г.Кудрявцев). Вскоре была выпущена конструкторская документация, началось изготовление деталей и узлов, проведено несколько огневых испытаний.
Одновременно с морскими комплексами с жидкостными баллистическими ракетами создавались комплексы с твердотопливными ракетами, предназначенные для размещения на подводных лодках. Для таких ракетных комплексов Д-6 главного конструктора П.А. Тюрина (ЦКБ-7, КБ «Арсенал») и Д-7 главного конструктора В.П. Макеева (СКБ-385, КБ машиностроения) при участии ГСКБ–КБТМ разработаны проекты наземного оборудования в составе 14 и 20 агрегатов соответственно. Если разработка агрегатов для комплекса Д-6 была прекращена на стадии выпуска рабочей документации, то для комплекса Д-7 агрегаты наземного оборудования были изготовлены, прошли примерочные испытания и обеспечивали проведение бросковых испытаний ракеты. Однако эти работы по разным причинам были прекращены.

Одним из первых проектов ПЛ для размещения нового комплекса Д-7 с ракетами РТ-15М была ПЛ пр. А658, разработанная под руководством Главного конструктора С.Н.Ковалева. Целью предэскизной проработки проекта А658 было определение основных тактико-технических элементов подводной лодки, вооруженной 16 твердотопливными ракетами РТ-15М комплекса Д-7. Энергетическая установка принята мощностью 2 х 17500 л.с. Турбогенераторная установка рассмотрена в двух вариантах — с приводом от ГТЗА и автономная. Автономные ТГ размещены без увеличения длины отсека за счет отказа от ГЭД. Предэскизная проработка проекта А-658 была завершена в мае 1961 г. Проект дальнейшего развития не получил.

Разработка большой ПЛ пр. 667А для комплекса Д-7 была задана Постановлениями СМ №316-137 от 4 апреля 1961 года, №565-234 от 21 июня 1961 года, №188-66 от 14 февраля 1963 года, головным исполнителем проекта назначалось ЦКБ-18, Главным конструктором — С.Н.Ковалев. Технический проект ПЛ был выполнен в 1962 году.

Специально для проведения испытаний ракеты РТ-15М в ЦКБ-16 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов)был разработан проект неподвижного подводного стенда ПСД-7, была переработана техническая документация от стенда ПСД-6. Строительство ПДС-7 было выполнено на заводе №444 (Черноморском судостроительном заводе), в июне 1963 года он был отправлен на полигон.

Первоначально предполагалось для проведения испытаний комплекса Д-7 использовать переоборудованные ПЛ пр. 613Д7 (проект переоборудования из ПЛ проекта 613Д4 был разработан ЦКБ-16) — для бросковых испытаний и 629Д7 (проект переоборудования начат ЦКБ-16 в 1962 году из ПЛ проекта 629Б) — для испытаний на полную дальность. Позднее, решением ВМФ и ГКС от 15 августа 1962 года, предполагалось переоборудование ПЛ пр. АВ611 в экспериментальную ПЛ пр.АВ611Д7 для испытаний ракеты РТ-15М.
Стартовая установка СМ-137 для плавстенда ПСД-7 и ПЛ проекта 613Д7 была разработана в ЦКБ-34. Для наземного стенда это бюро создавало стартовую установку СМ-138.
Подводная лодка проекта 613Д7 была переоборудована на Севастопольском судостроительном заводе и в июле 1963 года отправлена на полигон.
Летно-конструкторские испытания ракет проводились с 1964 года. В мае 1964 года произведено два пуска бросковых К1.9 и натурных К1.10 макетов ракеты РТ-15М (4К22Б) со стенда ПСД-7.
Разработка смесевого твердого топлива, как и двигателей в целом, шла тяжело — неоднократно менялись составы и конструктивные схемы топливных зарядов. У ракетчиков появились обоснованные сомнения в достижении требуемых характеристик твердого топлива. Перетяжеление корпусов грозило уменьшением дальности на треть, а с учетом отсутствия у «ядерщиков» легкого заряда — даже наполовину.
В связи с трудностями в разработке твердых топлив постановлением от 16 июля 1963 г. работы по РТ-15М приостановили до получения положительных результатов по РТ-2.
Работа по комплексу прекратили решением ВПК №4007 от 24 марта 1964 года. На завод №444 в апреле 1964 года были возвращены подводная лодка проекта 613Д7 и стенд ПСД-7 для их переоборудования под комплекс Д-5. Официально полностью работы по комплексу Д-7 прекращены в 1970 году.
В 1960-х гг. ракета РТ-15М была показана на военном параде на Красной площади в г. Москва.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик СКБ-385 ГКОТ
Главный конструктор В.П.Макеев
Вед. конструктор М.М.Милославский
Изготовитель Златоустовский МЗ
Код НАТО SS-N-5 Serb
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, второго поколения
Корабли-носители: ПЛ пр. А-658, пр.667 (техн. проект), пр.613Д (стенд)
Состояние работы прекращены в 1970 году
Дальность стрельбы, км 600-2500 (2000)
Точность стрельбы (КВО), м 3000-4000
Головная часть:
-тип моноблочная отделяемая с термоядерным зарядом
-длина, мм 1719
-вес, кг 610-900
— разработчик боеприпаса НИИ-1011 (ВНИИТФ)
-мощность заряда, Мт 0,5-1,0
Система управления инерциальная
Органы управления и стабилизации поворотные сопла основного
двигателя (дефлекторы)
Тип старта: подводный из шахтной ПУ
Глубина старта, м 30-40/40-50
Ракета РТ-15М (4К22)
Число ступеней 2
Размеры, мм:
-длина полная 10450-10570 (11800)
-макс. диаметр корпуса 1500-1560
-диаметр по бугелям 1816
Стартовый вес, кг 17500-17604
Вес ракеты без ГЧ, кг 16712
Тип топлива твердое смесевое
Первая ступень:
Размеры, мм:
-длина полная 5300
-макс. диаметр корпуса 1500-1550
Двигатель:
-тип РДТТ с четырьмя соплами
-тип топлива твердое смесевое
Вторая ступень:
Размеры, мм:
-длина полная 3000
-макс. диаметр корпуса 1200
Двигатель:
-тип РДТТ с четырьмя соплами
-тип топлива твердое смесевое

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик СКБ-385
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
-длина 13,0 (вариант — 11,5)
-диаметр 2,0 (вариант — 1,8)
Число ракет 1
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 4
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря, бал. до 5

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 09.04.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
ПРОЕКТ А-658 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap