ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5У С РАКЕТОЙ Р-27У

MISSILE COMPLEX D-5U WITH MISSILE R-27U

Результаты первых лет эксплуатации комплекса Д-5 показали, что его тактико-технические характеристики могут быть существенно улучшены при проведении незначительной модернизации его составных частей.
Работы по модернизации комплекса Д-5 заданы Постановлением Правительства от 10 июня 1971 года №374-117. С учетом эксплуатации комплекса Д-5 с БРПЛ Р-27 на базе новых технических решений был создан его модернизированный вариант — Д-5У с БРПЛ Р-27У.
Комплекс должен был оснащаться как моноблочной, так и разделяющейся на три боевые блока кассетной головными частями, обладать повышенной дальностью стрельбы ракетой с моноблочной головной частью и сохранять характеристики точности стрельбы.
Разрабатывался ракетный комплекс с увеличенной на 20% дальностью стрельбы, возможностью оснащения ракеты кассетной боевой частью на три боевых блока, повышенной точностью стрельбы на 15% при одинаковой дальности стрельбы с комплексом Д-5.
Комплекс Д-5У предназначен для поражения стратегических объектов на средних дальностях.

В отличие от БРПЛ Р-27 ракета Р-27У имела ГЧ двух типов -моноблочную и разделяющуюся (кассетную), из трех боевых блоков. При этом дальность стрельбы была увеличена до 3000 км при моноблочной ГЧ и сохранялась равной 2500 км для кассетной ГЧ. Точность стрельбы повысилась на 15 процентов.
Ракета Р-27У была разработана с двумя комплектациями боевого оснащения – с более совершенной моноблочной и трехблочной кассетной головной частью (по американской аббревиатуре MRV). Впервые в практике создания ядерного боевого оснащения ракет был разработан малогабаритный термоядерный боеприпас малого класса мощности. В системах автоматики боевого оснащения ракеты Р-27У традиционно используемые источники тока были заменены на источники тока нового типа, задействование которых производится на траектории в районе цели, что позволило повысить безопасность боеприпасов на всех этапах их эксплуатации и при применении.

В моноблочной головной части ракеты применен термоядерный заряд разработки КБ-11 (главный конструктор О.Н. Тиханэ) с повышенной (по сравнению с зарядом комплекса Д-5) на 33% мощностью. Впервые в практике разработки автоматики система неконтактного подрыва была построена с использованием двух датчиков одного типа. Применение заряда с меньшей массой и существенно уменьшенная масса автоматики снизили массу боеприпаса, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы ракеты до 3000 км. Были увеличены гарантийные сроки службы боеприпасов в полтора раза, а сроки непрерывного нахождения на подводной лодке – в три раза.
Использование двух траекторных датчиков воздушного подрыва одного типа стало, в идеологии построения системы неконтактного подрыва, шагом к переходу к многоканальной монофункциональной системе.
Боеприпас ракеты Р-27У заменил моноблочный боеприпас ракеты Р-21 для продления сроков эксплуатации комплекса Д-4. Замена морально устаревшего боеприпаса
на современный позволила в сжатые сроки и при минимальном объеме доработок провести в 1977–1979 годах модернизацию и переоснащение ракеты Р-21. Модернизированный комплекс получил обозначение Д-4М.
При использовании нового боеприпаса в составе комплекса Д-4 выработка исходных данных на боевое применение должна была производиться в зависимости от четырех параметров. При ручной подготовке данных это требовало разработки и в период предстартовой подготовки пуска использования таблицы с четырьмя входами объемом в несколько десятков тысяч значений. Для определения оператором параметров настройки траекторных датчиков было разработано устройство определения параметров, обеспечившее требуемую оперативность решения задачи выработки данных для боеприпаса, надежность определения параметров настройки датчиков.

Малогабаритный боеприпас для РГЧ оснащения был создан с применением первого малогабаритного термоядерного заряда разработки ВНИИ приборостроения (главный конструктор О.Н. Тиханэ).
Система автоматики боеприпаса разработана с применением новых источников тока. При баллистических условиях применения для обеспечения режима неконтактного подрыва боезаряда использован траекторный датчик подрыва, параметры настройки которого зависят только от требуемой высоты срабатывания. Гарантийные сроки службы малогабаритного боеприпаса и срок непрерывного нахождения его на подводной лодке такие же, как у моноблочного.
Аналогичная головная часть кассетного или рассеивающегося типа применялась на американской ракете «Поларис А3Т» (1968) и в вариантах отечественных сухопутных ракет Р-36 (1970) и УР-100У (1974).

Отличительной особенностью ракетных комплексов второго поколения стала полная автоматизация процессов выработки информационного обеспечения пуска – выработки стрельбовых данных на пуск ракет и подготовки к применению ядерного боеприпаса, и проведения самого пуска. Применение боевых информационно-управляющих вычислительных систем позволило реализовать способ повышения точности срабатывания траекторных датчиков нерадиолокационного типа. В частности, при выработке информационного обеспечения применения боеприпаса впервые при определении параметров настройки учитывались термодинамические параметры атмосферы и отклонение наземного давления для фиксированной точки цели с точностью до месяца. Учет этих параметров для конкретной цели и времени пуска ракет обеспечил повышение точности срабатывания датчиков на 40–50 % в зависимости от типа датчика.

Прошли модернизацию также двигатель (разработчик КБХМ) и система управления ракеты (разработчик НИИА). В ракете Р-27У двигатель Д-20 (Двигатель 4Д-20) является модернизацией двигателя Д-10. В нем изменены конструкции – выхлопной трубы рулевого турбонасосного агрегата (вызвано необходимостью уменьшить импульс последействия) и бака окислителя (в связи с повышением температуры газа наддува). Кроме этих основных конструктивных отличий, в двигателе Д-20 повышена тяга по сравнению с двигателем Д-10.
Ракетные шахты и их количество на подводной лодке были сохранены без изменений.
Корабельная система «Туча» была модернизирована ЦНИИ «Агат» вместе с ракетным комплексом (Д-5 – Д-5У) и навигационным комплексом («Сигма» – «Тобол») путем доработок программного обеспечения и аппаратуры ракетного контура, совмещаемых с переоборудованием в процессе строительства или заводского ремонта подводных лодок по проекту 667АУ.
Наземное оборудование для Д-5У создавалось в КБТМ, оно в основном аналогично оборудованию комплекса Д-5. Технология наземной эксплуатации и обслуживания ракеты Р-27У во многом подобна принятой для ракеты Р-27, но появилось новое требование – возможность замены головной части на ракете, находящейся в шахте подводной лодки.
Поэтому дополнительно в состав наземного оборудования вошли четыре доработанных агрегата, в числе которых изотермическая стыковочная машина, и два новых агрегата (стыковщик вертикальный и стенд телеметрии)., головной разработчик комплекса наземного оборудования КБТМ.

Успешное проведение совместных (государственных) летных испытаний пусками 16 ракет Р-27У с подводной лодки проекта 667АУ и их последующая эксплуатация были обеспечены средствами модернизированного комплекса наземного оборудования.
Следует также отметить, что в эксплуатирующие организации флотов наземное оборудование для работ с морскими ракетами, начиная с комплексов Д-5 и Д-5У, поступало в завершенном виде и практически не требовало каких-либо доработок и доводок, что зачастую имело место для других морских систем. Кроме того, все агрегаты для эксплуатации стратегических ракет, разработанные КБ транспортного машиностроения, имели ресурс, достаточный для обеспечения жизненного цикла ракетоносцев, что также выгодно отличало их от других систем, лишь на треть обеспечивающих такую потребность.
Для ракеты Р-27У с тремя малогабаритными блоками была создана борто вая телеметрическая аппаратура, которая компоновалась в объемах всех боевых блоков. На пассивном участке траектории она обеспечивала получение передачи информации при работе с высокоэффективными бортовой и приемной антеннами.
Внешнетраекторные измерения на активном участке полета осуществлялись радиолокационными станциями, работающими по приемоответчикам, установленным на борту ракеты. Этот способ использовался как дублирующий при отработке морских ракет второго и третьего поколений.
Разработчик радиотелеметрической системы РТС-9 для ракет Р-27К, Р-27У, Р-29 – Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (руководитель разработки А.В. Чуркин).
После завершения разработки и .отработки конструкторской и технологической документации на составные части комплекса Д-5У с сентября 1972 по август 1973 года были проведены совместные (Государственные) летные испытания комплекса пусками 16 ракет с подводной лодки проекта 667АУ (10 ракет в моноблочном исполнении и 6 с разделяющейся головной частью). Пуски ракет производились из подводного положения с глубины 42-48 м, при волнении моря до 5 баллов, скорости хода ПЛ 3,7-4,2 узла.
Все испытательные пуски были признаны успешными, вероятность безотказной работы составила 0,985. Но следует отметить, что при проведении первого пуска на 14-й сек полета в момент отстрела высокочастотного кабеля произошел отказ в тракте счетно-решающего прибора ЗА-21, наиболее вероятной причиной отказа явился обрыв одной из цепей, обеспечивающих систему вво¬да величины кажущейся скорости, что привело к невыдаче предварительной и главной команды на выключение двигателя. Полет ракеты продолжался до полной выработки одного из компонентов топ¬лива. Ракета перелетела точку прицеливания на 960 км. Госкомиссией было принято решение о проведении доработок приборов 3А-21 в части дублирования монтажных цепей с целью исключения возможности появления аналогичных отказов в дальнейшем. Поскольку отказ произошел в результате работы не боевой системы (отстрел пиропатрона высокочастотного кабеля). Госкомиссия приняла решение этот пуск считать успешным. Ракетный комплекс Д-5У принят на вооружение ВМФ Постановлением Правительства от 4 января 1974 года №8-5.
ПЛ проекта 667А была разработана под ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27. Часть ракетных под¬водных лодок стратегического назначения строилась по усовершенствованному пр. 667АУ под комплекс Д-5У. По усовершенствованному проекту была снижена шумность РПЛ СН, что повысило скрытность их действий в районах боевого предназначения и на переходах морем. Новый навигацион¬ный комплекс обеспечивал не только уверенное плава¬ние в приполюсных районах, но и более эффективное ис¬пользование ракет Р-27 с увеличенной дальностью стрельбы из этих районов. Впервые данные стрельбы вырабатывались специализированной ЭВМ. Для радиосвязи лодка оборудовалась всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой связи, находясь на большой глубине.
По состоянию на 1987 год было развернуто 272 БРПЛ Р-27М и Р-27У на 17 РПКСН пр.667А и пр.667АУ. К середине 1991 года в боевом составе флота было 12 РПКСН пр 667А (АУ) со 192 ракетами, в декабре 1994 года — 2 РПКСН с 32 ракетами на борту.
С 1968 по 1988 годы было произведено 492 пуска ракет типа Р-27 всех модификаций, из которых 429 были успешными. Причины неудачных пусков: 36 — из-за отказа ракет, 7 — отказы КАСУ, 10 — по вине личного состава, в 10 случаях причины неудач не установлены.
В процессе многолетней эксплуатации комплекса Д-5 (Д-5У) было произведено 100 залповых стрельб, в ходе которых запущено 249 ракет. Было выполнено два восьмиракетных залпа (первый в мировой практике восьмиракетный залп состоялся 19 декабря 1969 года, командир ПЛ В.П.Кузнецов), 14 — четырехракетных залпов, 9 — трехракетных и 75 двухракетных.

В составе Северного и Тихоокеанского флотов группировка стратегических подводных ракетоносцев проектов 667А и 667АУ, вооруженных ракетными комплексами Д-5 и Д-5У, была самой многочисленной – 34 ракетоносца. Эксплуатация группировки завершилась в 1994 году выгрузкой с подводной лодки последней боевой ракеты Р-27У.
Если оценивать качество и значимость наземного оборудования и средств погрузки за 27-летнюю эксплуатацию названных ракет, то можно привести следующие статистические данные: «… на более чем 10 тысяч произведенных погрузок (выгрузок) ракет РСМ-25 (т.е. Р-27 и Р-27У) приходится всего пять аварийных случаев, что составляет вероятность аварии 5х10-4. По нормативам МАГАТЭ это не только приемлемая вероятность риска, но и весьма высокий уровень безопасности, что может быть отнесено к достижению отечественных высоких технологий на уровне мировых».



Учебная ракета

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБМ (Миасс)
Гл. конструктор В.П.Макеев
Ведущий конструктор А.П.Гребнев
Изготовитель Златоустовский МЗ
Классификация по СНВ: класс “В”
Наименование по СНВ: РСМ-25
Код НАТО SS-N-6 mod 2, 3
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, второго поколения
Корабли-носители: ПЛ пр. 667АУ
Состояние на вооружении с января 1974 года
Дальность стрельбы, км 3000
Точн. стрельбы (КВО), м 1800 (1300)
Высота траектории, км 620
Головная часть (вариант 1):
-тип моноблочная с тяжелым
боевым блоком
-разработчик боеприпаса ВНИИТФ
-мощность заряда, Мт 1,0
-вес, кг 650
Головная часть (вариант 2):
-тип кассетная (РГЧ без ИН — рассеивающего типа)
-число блоков 3
-разработчик боеприпаса ВНИИТФ
-мощность заряда блока, Мт 0,2
-вес, кг 650
Система управления инерциальная
Органы управления и стабилизации две поворотные камеры сгорания
Тип старта подводный за счет собственного двигателя из затопленной шахты
Глубина старта, м 40-50
Число ступеней 1
Размеры, м
-длина полная 8,83-9,0
-длина без головной части 7,1
-макс. диаметр корпуса 1,5
Стартовый вес, т 14,2
Тип горючего НДМГ
Тип окислителя АТ
Двигательная установка:
— тип трехкамерный ЖРД с одной маршевой камерой и двумя рулевыми двигателями
— разработчик КБ ХМ (ОКБ-2)1
— гл. конструктор А.М.Исаев1
-ведущий конструктор А.А.Бахмутов1
— тяга двигателя в пустоте, т 26
— время работы, сек 128,5
— материал корпуса сталь

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная
Разработчик КБМ
Размеры ПУ, м:
-длина 9,75-10,1
-диаметр 1,7
Объем шахты, куб.м 28,49
Число ракет 1
Температура, град. С 0-30
Относительная влажность, % 98
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл 3,7-4,2
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря, бал. до 5
-широта места старта, град 0- +85
-температура воды, град от -2 до+30
-температура воздуха, град от -30 до+50

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 23.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАКЕТЫ Р-27 ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ШПУ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap