ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27К (4К18)

MISSILE COMPLEX D-5 MISSILE R-27K (4К18)

Первоначально ракета Р-27К (4К18) проектировалась вместе с ракетой Р-27 (4К10), предполагалось создать универсальный комплекс Д-5 для поражения неподвижных береговых целей и крупных надводных кораблей.
В системах комплекса Д-5 предусматривалось использование ракет Р-27К. Однако складывалось значительное отставание в разработке более сложной системы с ракетой Р-27К от работ по ракете Р-27 (испытания завершены в 1967, на вооружении с 1968) и даже от ее серьезной модернизации – ракеты Р-27У (разработка с 1971, испытания завершены в 1973, на вооружении с января 1974).
Более того, настоятельная потребность решения стратегических задач сдерживания обусловила скорейшее и крупномасштабное развертывание в 1967–1974 годах тридцати четырех подводных лодок проектов 667А и 667АУ с ракетами Р-27 и Р-27У. В этой связи ракеты Р-27К на эти лодки не поступали.
В связи с задержкой разработки ракеты Р-27К комплекс Д-5 был принят на вооружение только с ракетой Р-27. По этой концепции предполагалось использовать баллистические ракеты с ядерными зарядами для поражения крупных морских целей, наиболее вероятными из которых являются авианосцы. В сравнении с основной ракетой комплекса Д-5 дальность противокорабельного варианта была уменьшена в двое.

Для ракеты Р-27К (4К18) специалисты НИИ-592 создали систему управления с пассивной радиолокационной установкой определения координат цели. Для обработки информации в СУ была включена бортовая вычислительная машина сложной структуры с использованием модулей собственной разработки на полупроводниковых элементах (диодах и транзисторах). Вместо традиционной воздушной системы охлаждения приборного отсека была применена жидкостная система охлаждения со спирто-водяной смесью. Для СУ был создан математический аппарат решения задач захвата, селекции, опознования цели и наведения на нее боевой части. Антенно-фидерное устройство (АФУ) для ракеты было создано под руководством главного конструктора А.С.Мнацанакяна. В полете АФУ выдвигалось из приборного отсека, раскрывалось и направлялось в сторону предполагаемого места цели. По сигналам, излучаемым кораблями соединения противника, определялась главная цель в ордере, для его поражения рассчитывалась траектория полета головной части и ее последующее отделение.
При эскизном проектировании был принят вариант ракеты Р-27К с пассивным приемом радиолокационного сигнала, излучаемого корабельным соединением противника, и с баллистической коррекцией траектории путем двукратного включения двигателя второй ступени на внеатмосферном участке полета.
Исходные данные для самонаведения ракеты выдавала аппаратура, устанавливаемая на спутниках, которая обнаруживала излучающие корабельные радиолокационные станции, анализировала принятые от них сигналы и пеленговала их источники. Данные о станциях и пеленге передавались по радиолинии на подводную лодку. В процессе полета аппаратура пассивного самонаведения производила поиск, захват, выбор, а также сопровождение цели и выдавала в систему управления ракеты информацию для коррекции ее траектории.

Разработка аппаратуры пассивного самонаведения была поручена НИИ-648 (НИИ точных приборов), руководитель А.С. Мнацаканян. Аппаратура самонаведения, получившая название «Ключ», создавалась тематическим отделом, руководимым Е.В. Кандауровым, который был назначен главным конструктором разработки. В 1964 году коллектив разработчиков аппаратуры «Ключ» был выделен в отдельное подразделение (главный конструктор В.Г. Лычев).
Бортовая аппаратура самонаведения «Ключ-АТ» представляла собой моноимпульсный широкодиапазонный фазовый многобазовый пеленгатор. Он состоял из антеннофидерного, приемного и логического цифрового устройств.
Двухдиапазонное антеннофидерное устройство обеспечивало прием высокочастотных сигналов источников излучения и передачу принятых сигналов на вход приемного устройства.
Приемное устройство усиливало поступающие сигналы и выделяло сигналы, пропорциональные направлению на источник излучения. Логическое цифровое устройство обеспечивало запоминание целеуказаний, поиск по заданной программе принимаемых сигналов радиолокационных станций, выбор главной цели и производило полную обработку этих сигналов при условии, что они приняты с заданного направления.

Аппаратура «Ключ-М» разрабатывалась в морском исполнении и предназначалась для установки на подводной лодке с целью проведения проверки аппаратуры «Ключ-АТ» в ходе предстартовой подготовки ракеты к пуску, в том числе для ввода целеуказаний.
Высокую надежность аппаратуры «Ключ», подтвержденную результатами государственных испытаний, в значительной степени обеспечило поэтапное проведение наземной отработки:
• в НИИ точных приборов производилась отработка конструкторской документации в процессе изготовления и испытаний макетов и опытных образцов аппаратуры «Ключ» в условиях экспериментального и опытного производства;
• в НПО автоматики отрабатывалась стыковка аппаратуры «Ключ-АТ» с аппаратурой системы управления ракеты; там же проводились межведомственные испытания аппаратуры «Ключ-М»;
• на моделирующем стенде миасского КБ машиностроения осуществлялась проверка аппаратуры «Ключ-АТ» и аппаратуры системы управления в составе ракеты; на стенде полигона Капустин Яр проводились комплексные проверки аппаратуры и подготовительные работы для обеспечения пуска; на полигоне в Нёноксе и заводе «Звездочка» проводились стыковки аппаратуры самонаведения и управления ракеты Р-27К с системами подводной лодки, этапы швартовых и ходовых испытаний для подготовки штатного пуска ракеты.

В боеприпасе использован заряд мегатонного класса разработки КБ-11 (главный конструктор О.Н. Тиханэ), который применен в ракете Р-27. Отличия условий применения боеприпаса от ранее разработанных (отделение от ракеты перед входом в атмосферу после второй коррекции наведения на цель) заставили использовать траекторные датчики воздушного подрыва, параметры настройки которых не зависят или весьма слабо зависят от параметров движения боеприпаса после отделения. В таких условиях по работоспособности и точности обеспечения воздушного подрыва оказались приемлемыми траекторные датчики радиолокационного и барометрического типов. Ядерный боеприпас успешно прошел летную отработку (испытано около трех десятков различных комплектаций). В заключительном пуске одна из двух ракет залпа попала в палубу баржи, служившей мишенью, что свидетельствует о высокой точности стрельбы.
На первой ступени ракете применен “утопленный” в баке горючего двигатель Д-10 (4Д-10) с центральной камерой сгорания с дожиганием окисленного газа и рулевым блоком, состоящим из двух качающихся камер сгорания, разработанный в КБХМ под руководством А.М.Исаева, аналогичный двигателю первой ступени ракеты Р-27. На ракете Р-27К двигатель 4Д-10 использован без изменений. Основной блок выполнен по замкнутой схеме с дожиганием окислительного турбогаза. Рулевой блок – открытой схемы. Пуск двигателя – одноимпульсный. При достижении рулевым блоком 50% режима срабатывает ударник, воспламеняющий пороховую шашку стартера турбонасосного агрегата центрального блока. Таким образом, сначала запускается рулевой блок, а затем – центральный.
Надежный пуск рулевого блока при наличии шахтного противодавления обеспечивают следующие конструктивные и схемные особенности двигателя: существенно меньшая потеря напора в линиях газогенератора, чем в линиях рулевых камер, и более ранний выход на режим газогенератора по отношению к рулевым камерам; увеличенная мощность турбонасосного агрегата, создаваемая пороховым стартером, который к тому же работает до момента достижения высокого (не менее 50%) режима рулевого блока; малый момент инерции ротора турбонасосного агрегата рулевого блока, относительно мощности агрегата.
Останов рулевого и центрального блоков может осуществляться и одновременно, и порознь. Заданное соотношение компонентов топлива поддерживается системой, в которую входят: две трубки Вентури (одна – на линии горючего, другая – на линии окислителя); два золотника, сравнивающие давления горючего и окислителя (один сравнивает давление перед трубками Вентури, другой – в узком сечении этих трубок); два дросселя, установленные на линии горючего и совместно с золотниками поддерживающие давление горючего равным давлению окислителя в сравниваемых точках. Таким образом поддерживаются одинаковые перепады давления на обеих трубках и, следовательно, одинаковые соотношения расходов компонентов.

Двигатель второй ступени — однокамерный ЖРД 4Д-28 с ТНА и системой ориентации с вытеснительной подачей топлива с помощью газового аккумулятора давления — также разработка КБХМ. Базовый двигатель второй ступени ракеты Р-27К имел индекс Д-18 (4Д-18) и размещался в баке горючего этой ступени. Для увеличения дальности стрельбы и времени работы двигателя компоновка ракеты была изменена и двигатель (индекс Д-28) разместили аналогично двигателю Д-75 – в баке первой ступени. Двигатель Д-28 стал наиболее сложным двигателем морских ракет, поскольку обеспечивал не только полет ракеты по традиционной (маршевой) траектории, но и самонаведение на подвижную цель двукратной коррекцией траектории полета.
Двигатель Д-28 – однокамерный, открытой схемы. Состоит из двух блоков: основного и ориентации. Газ после турбины основного блока и непосредственно из газогенератора блока ориентации распределяется по рулевым соплам, создавая необходимые моменты для управления полетом ракеты.
Двигатель работает по относительно сложной программе. Сначала начинает работать первая большая пороховая шашка, которая создает управляющие моменты для парирования возможных возмущений при пуске основного блока и для стабилизации ракеты в процессе разделения ступеней. После догорания первой загорается вторая шашка. Основной блок, воздействуя поднявшимся давлением окислителя после насоса на пусковые клапаны, запускает блок ориентации. Таким образом, все операции пуска происходят от одного электрического импульса на воспламенение первой пороховой шашки. А операций при пуске – много. При пуске срабатывает 23 различных клапана.
Проработав необходимое время, основной блок выключается, а блок ориентации продолжает работать от своей автономной вытеснительной системы с воздушным аккумулятором давления. Основной блок может еще два раза включаться и останавливаться, при этом насосы турбонасосного агрегата основного блока остаются залитыми компонентами топлива. Блок ориентации работает непрерывно.
Комплекс наземного оборудования для ракетного комплекса Д-5 разрабатывался в ГСКБ (КБТМ), он должен был обеспечевать наземную эксплуатацию ракет Р-27 и Р-27К при прохождении от заводов-изготовителей до подводной лодки.

В дальнейшем для противокорабельной баллистической ракетой Р-27К в ГСКБ–КБТМ было сформировано специальное наземное оборудование. В его состав вошли 16 штатных базовых агрегатов, в основном унифицированных для обеих ракет комплекса Д-5, и четыре агрегата новой разработки. Средствами этого наземного оборудования была обеспечена подготовка 20 ракет для летных испытаний с наземного стенда и 11 ракет этапа совместных летных испытаний пусками с подводной лодки.
Разработчик радиотелеметрической системы РТС-9 для ракет Р-27К, Р-27У, Р-29 – Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (руководитель разработки А.В. Чуркин).

Для ракеты Р-27К по проекту 605 была переоборудована подводная лодка проекта 629. По Постановлению Правительства от 2 сентября 1975 года №765-240, ракеты Р-27К находились в опытной эксплуатации до 1982 года. Ракетная ДПЛ проекта 605 (командир И.Герасимов) была создана путем переоборудования ракетной ПЛ К-102 (заводской № 805) проекта 629.
Проект 605 переоборудования ПЛ был выполнен ЦПБ «Волна» (гл. конструктор В.В.Борисов). Корабль зав. №805 вступил в строй в 1975 году, работы выполнило машиностроительное предприятие «Звездочка» (директор А.Ф.Зрячев, гл. строитель Ю.А.Роздин). Основные системы и энергоустановка (дизель-электрическая , дизель 37Д, электродвигатели ПГ-102 и ПГ-101) ПЛ осталась как у базового проекта 629. Дальность плавания под водой у ПЛ была 132 мили со скоростью 2,2 узла (13,7 миль при скорости 11,7 узлов). ПЛ вооружена БР Р-27К с системой самонаведения для стрельбы по морским целям. В отличие от ПЛ проекта 629 на ПЛ проекта 605 четыре ракетные шахты размещены вне ограждения рубки. На ПЛ была увеличена длина III отсека, установлены новые отсеки III-бис и IV. Торпедное вооружение корабля состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов (два кормовых). На ПЛ установили навигационный комплекс «Сигма-605», ЦВМ «Рекорд-2», комплекс целеуказания «Касатка Б-605», средства связи остались по проекту 629.

Ракета Р-27К прошла полный цикл конструкторской и экспериментальной отработки. С наземного стенда на Государственном центральном полигоне в Капустином Яре было проведено 20 пусков, из них 16 с положительными результатами.
Испытания ракет Р-27К, управление которой на активном и пассивном участках траектории осуществлялось пассивным радиолокационным визирующим устройством бортовой цифровой вычислительной системой, проводились с ПЛ пр.605 в 1969-1973 годах.
В декабре 1972 года в Северодвинске был начат этап совместных летных испытаний комплекса Д-5 пусками ракет Р-27К с подводной лодки проекта 605. Первый пуск ракеты Р-27К с КЦВС “Рекорд-2” с подводной лодки проекта 605 был произведен 9 декабря 1972 года. Испытания были прерваны на непродолжительное время из-за не исправности системы управления и до конца 1972 года возобновлены.
В ноябре 1973 года летные испытания были завершены двухракетным залпом. Особенностью этих испытаний было то, что на боевом поле устанавливали баржу с работающей радиолокационной станцией – имитатором крупной цели, по излучению которой наводилась ракета с пассивной системой наведения.
3 ноября 1973 года из акватории Белого моря с подводной локи был произведен залповый старт ракет Р-27К с КЦВС “Рекорд-2” на максимальную дальность, при этом была получена высокая точность попадания в морскую мишень. Неопределенность положения цели в момент старта ракеты составляла 75 км. Ракета Р-27К прошла полный цикл конструкторской и летной отработки, разработка была доведена до рабочей и эксплуатационной документации, были выполнены опытные стрельбы по надводным целям.
Наведение боевого блока на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке полета. В качестве источников целеуказания и информации для бортовой аппаратуры ПЛ “Касатка-Б-605” использовались космические аппараты “УС” и авиационные наблюдательные пункты Ту-95РЦ (Ту-16Р), оснащенные комплексом разведки и целеуказания “Успех”.
Всего с лодки было пущено 11 ракет, в том числе 10 пусков – успешные. На последнем пуске обеспечено прямое попадание наводимого блока в судно-мишень.
Комплекс с ракетами Р-27К, обеспечивавший по оценкам поражение надводной цели с вероятностью 0,75-0,8, на вооружение не принимался.
Для безопасной эксплуатации на ракете устанавливалось четыре пояса резино-металлических амортизаторов.
Кроме подводных лодок, для установки ракет Р-27К в середине 1960-х годов прорабатывался вариант атомного надводного корабля ПЛО-ПВО дальней зоны водоизмещением 13480 тонн. На корабле предполагалось разместить 6 пусковых установок для ракет Р-27К, 96 универсальных ракет комплекса “Коршун”, два ЗРК “Оса-М”, две 100-мм артавтомата, два четырехтрубных торпедных аппарата, 15 вертолетов Ка-25. Расчетная скорость хода корабля 34 узла при мощности энергетической установки 160000 л.с., автономность 60 суток, экипаж — 400 человек.
В дальнейшем в КБМ был разработан проект ракетного комплекса с активной системой наведения на цель. Но по вине заказчика работы в этом направлении не были продолжены.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик СКБ-385 ГКОТ
Гл. конструктор В.П.Макеев
Изготовитель Златоустовский МЗ
Классификация по СНВ: класс “В”
Код НАТО SS-NX-13
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для поражения крупных надводных кораблей, второго поколения
Корабли-носители: ПЛ пр.605, пр.667А (предполагалась)
Состояние проводились испытания, опытная эксплуатация с 1975 года
Дальность стрельбы, км 900(700-1100)
Точность стрельбы (КВО), м 2500-3000
Головная часть:
-тип моноблочная, термоядерная
-мощность заряда, Мт 0,3-0,8
-забрасываемый вес, кг 700-800
Система управл. инерциальная с пассивным наведением на корабли
Органы управления и стабилизации две рулевые камеры сгорания
Тип старта подводный за счет собственного двигателя из затопленной шахты
Глубина старта, м 40-50
Ракета Р-27К (4К18)1
Число ступеней 2
Размеры, мм:
-длина полная 8970-9133 (9,0)
-длина без головной части 7300
-макс. диаметр корпуса 1500
-диаметр по бугелям 1720
Стартовый вес, кг 13250
Вес заправленной ракеты, кг:
-без головной части 11422
-с головной частью 11633
Тип горючего НДМГ
Тип окислителя АТ
Первая ступень:
Размеры, м
-длина полная 4,5-4,8
-макс. диаметр корпуса 1,5
Двигательная установка:
— тип трехкамерный ЖРД с одной маршевой камерой и двумя рулевыми двигателями
— разработчик КБ ХМ (ОКБ-2)
— гл. конструктор А.М.Исаев
-ведущий конструктор А.А.Бахмутов
— тяга двигателя в пустоте, т
26 (28-30)
— материал корпуса сталь
Вторая ступень:
Размеры, м
-длина полная 2,5-2,8
-макс. диаметр корпуса 1,5
Двигатель:
-тип ЖРД
— разработчик КБ ХМ (ОКБ-2)
— гл. конструктор А.М.Исаев

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная 4С10
Разработчик КБМ
Размеры ПУ, м:
-длина 9,75
-диаметр 1,7
Число ракет 1
Тип амортизации ракеты резино-металлическая
Температура, град. С 0-30
Относительная влажность, % 98

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Разработчик НПО автоматики
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 5
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря, бал. до 5
-широта места старта, град 0- 85
-температура воды, град от -2 до +30
-температура воздуха, град
от -30 до+50
Вычислительная система:
— тип “Рекорд-2”
— разработчик ЦНИИПА (ЦНИИ “Гранит”)
— гл. конструкторы О.М.Авроа, О.В.Носиков

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 23.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
«Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева» — ГРЦ-КБМ
«Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
В.А.Пяткин «Генеральный конструктор», Миасс: ГРЦ КБМ, 1998

ПРОРАБОТКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5У С РАКЕТОЙ Р-27У
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5Ж
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОДЕЛЬ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 605. МУЗЕЙ СПМБМ «МАЛАХИТ»
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 605
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap