ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-4 С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-21

MISSILE COMPLEX D-4 BALLISTIC MISSILE R-21

В 1958 году августовским постановлением правительства СКБ-385 и ОКБ-586 была задана конкурсная разработка морской ракеты на дальность стрельбы 1500–2000 км с габаритами ракеты в полтора раза меньше, чем у ракеты Р-13.
Экспериментально-методическую основу для решения задачи подводного старта баллистической ракеты составили работы Института вооружения Военно-морского флота, включавшие модельные испытания на озере Школьном под Ленинградом, работы ОКБ-10 НИИ-88 с проведением пусков полномасштабных макетов ракеты Р-11ФМ в 1957–1960 годах, исследования ЦАГИ, а также собственные разработки СКБ-385 в проектных материалах по ракете Р-13М.
Проведенный комплекс работ в ОКБ-385 и натурные испытания, проведенные КБ-10 НИИ 88 (главный конструктор Чарнко Е.В.) в 1956-1960 годах, послужили основанием для принятия решения о создании комплекса ракетного вооружения с ракетой Р-21. Основными отличительными особенностями комплекса должны были стать: обеспечение подводного старта: увеличение максимальной дальности и точности стрельбы; возможности проведения залповой стрельбы; повышение боеготовности комплекса.
Первые морские ракеты Р-11ФМ и Р-13 стартовали с верхнего среза ракетной шахты лодки, находящейся в надводном положении. Это безусловно снижало возможности и сдерживающий потенциал нового вида стратегического оружия. Поэтому следующим необходимым и естественным шагом стало освоение подводного старта. Данная проблема была решена в ходе опытно-конструкторских работ над комплексом Д-4 с ракетой Р-21.
Первоначально работы по созданию комплекса по созданию комплекса Д-4 с баллистической ракетой Р-21, стартующей из под воды, для вооружения дизельных ПЛ пр.629А и атомных — пр.658М были заданы Постановление Правительства №315-145 от 20 марта 1958 года ОКБ-586 (гл. конструктор М.К.Янгель), которое было занято одновременно разработкой наземных стратегических ракетных комплексов с ракетами Р-14 и Р-16. Эти работы имели очень важное значение для развития отечественных стратегических ядерных сил. Поэтому Постановлением Правительства от 13 мая 1959 года №514-232 работы по комплексу Д-4 передавались из ОКБ-586 для дальнейшей разработки в СКБ-385. Головным исполнителем по комплексу и ракете Р-21 было определено СКБ-385, главным конструктором В.П.Макеев. ОКБ-586 передало наработанную документацию по морскому комплексу с БР Р-21. Фактически работы по комплексу Д-4 начались в СКБ-385 раньше, в начале 1959 года, что соответствовало договоренности главных конструкторов М.К.Янгеля и В.П.Макеева, поддержанной Госкомитетом по оборонной технике.
Согласно ТТЗ на комплекс Д-4 задавалась разработка ракетного комплекса с дальностью стрельбы 1100 км, обеспечивающего доставку моноблочной термоядерной боеголовки мощностью 0,15-0,3 Мт весом 850 кг.
Коллективу СКБ-385 главного конструктора В.П.Макеев (Ведущий конструктор комплекса Д-4 с ракетой Р-21 – В.Л. Клейман) пришлось практически заново разработать проектную документацию Р-21 для комплекса Д-4 из-за того, что технологические возможности златоустовского завода существенно отличались от днепропетровского производства. Взамен алюминиевых сплавов применили сталь, большинство соединений выполнили сварными для обеспечения столь необходимой под водой герметичности Уральские конструкторы продемонстрировали высокий уровень проектирования ракета стала компактней (диаметр уменьшился с 1,4 м до 1,3 м, длина сократилась на 0,18м) и легче на 260 кг по сравнению с показателями, заявленными в проекте ОКБ-586.
В 1959 году был разработан аванпроект комплекса Д-4 с ракетой Р-21. Работы по комплексу Д-4 практически совпали с переездом СКБ-385 из Златауста в Миасс, где началось интенсивное строительство объектов КБ и жилгородка. В создании комплекса, кроме СКБ-385, участвовали ОКБ-2, ЦКБ-34, НИИ-137, ПО «Арсенал» и другие организации. Постановление по принципиально новой ядерной боеголовке для ракеты Р-21 вышло 28 января 1960 г., а Постановление об увеличении дальности стрельбы до 1300 км — от 5 февраля 1962 г. №132-63.
Комплекс Д-4 предназначен для поражения стратегических объектов. Размещался на подводных лодках пр. 629А и 658М.

Разработка ракеты с подводным стартом потребовала новых теоретических и экспериментальных исследований, поиска конструктивных и схемных решений по ракете, пусковой установке и системам ракетного комплекса, проведения значительного числа подводных пусков макетов и ракет. При поиске и выборе рациональных решений по газодинамике старта, силовым и тепловым нагрузкам на ракету и лодку с 1950-х годов в тесном сотрудничестве с ракетчиками работали научные коллективы ЦАГИ, НИИ-88, 4 НИИВМФ (28 НИИ МО), НИИ механики МГУ им. М.ВЛомоносова. Военно-морской академии и ряда других организаций страны. Использовались также результаты, полученные ОКБ-10 НИИ-88 при пусках опытных ракет, изготовленных на базе ракеты Р-11ФМ.
В состав комплекса входили: ракеты Р-21, пусковые установки СМ-87-1, система корабель¬ных счетно-решающих приборов управления стрельбой, аппаратура и системы подводной лод¬ки, обеспечивающие подготовку и проведение пуска и т.п.
Первая в СССР боевая баллистическая ракета Р-21 с подводным стартом — ракета стартовала из затопленной шахты ПЛ с запуском маршевого ЖРД в воздушный колокол.
Методы расчета динамики движения ракеты в шахте при подводном старте и параметров сопутствующих процессов в СКБ-385 основывались на математической модели, предложенной А.К. Кузнецовым. Базовыми положениями этой модели, обусловленными энергетическими соображениями и результатами немногочисленных экспериментов, стали: газовая струя двигателя мгновенно охлаждается до температуры воды (Т=300 К); кроме охлаждения, существуют и другие необратимые потери энергии газов (растворимость, конденсация паров воды), принятые равными 0,4 на основании анализа состава продуктов сгорания; величина эффективной энергоемкости продуктов сгорания (RТэф) двигателя ракеты определена равной 6000 единиц. Основополагающий отчет по этому вопросу был выполнен А.К. Кузнецовым, Ю.Г. Ренжиным и С.В. Шахрисом. В отчете, кроме указанных допущений и необходимых констант процессов, была приведена математическая модель динамики подводного старта, выдвинута идея запуска маршевого двигателя в объем воздушного колокола и схема его организации в затопленной морской водой ракетной шахте подводной лодки. Принятые в модели допущения и выдвинутые идеи блестяще подтвердились при последующей натурной отработке и были реализованы в первой отечественной боевой ракете с подводным стартом Р-21.

ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ РАКЕТЫ Р-21 ПРИ СТАРТЕ

Процессы и параметры подводного старта баллистических ракет исследовали многие организации, но практическая реализация пускового стола, корабельных систем обслуживания, маршевого двигателя ракеты и т.д. (составляющих ракетно-стартовой системы, ставшей функциональной частью ракетного комплекса) была выполнена СКБ-385 в содружестве с ОКБ-2, ЦКБ-16, ЦКБ-18 и ЦКБ-34 и разработчиками подводных лодок. Это стало одним из главных достижений в процессе создания первого поколения баллистических ракет подводных лодок.
Р-21 представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с двигателем на жидком топливе и с отделяющейся головной частью. Безударный выход ракеты из шахты обеспечивался применением бугелей, которые скользили по жестким направляющим, закрепленным на стенках шахты. Применены механо-кинематические устройства амортизации ракеты в шахте.
Специфика подводного старта потребовала герметизации отсеков ракеты, электроразъемов, кабелей, пневмогидравлической аппаратуры от наружной морской воды. Для герметизации был использован наддув воздухом кабельных стволов и стыка с боевым блоком. Конструкция ракеты состояла из четырех последовательно расположенных отсеков: приборного, бака окислителя, бака горючего, хвостового отсека со стабилизаторами. Топливный бак и бак окислителя — несущие, элементы силовой конструкции корпуса ракеты. Баки окислителя и горючего являлись силовым корпусом ракеты, они были разделены межбаковым пространством и совместно с при¬борным и хвостовым отсеком представляли собой цельносварную конструкцию. Для стабилизации и управления ракетой использовались смещенные на 60 градусов относительно плоскостей стабилизации поворотные камеры сгорания основного двигателя (обеспечивался поворот на +/-9 градусов) и продольные аэродинамические стабилизаторы.

Баки окислителя и горючего являются одновременно силовым корпусом ракеты. Они разделены межбаковым пространством, которое через кольцевой зазор между тоннельной и расходной трубами сообщается с хвостовым отсеком. Это позволило за счет гидростатического давления на срезе ракеты создать избыточное давление в межбаковой полости и избежать утяжеления конструкции. С этой же целью в баках окислителя и горючего при предстартовых операциях создается необходимое противодавление внешней среде с помощью систем предварительного и предстартового наддува.
Автономная система управления ракеты Р-21 разрабатывалась в СКБ-626 (НИИ-592) под руководством Н.А.Семихатова. В ней впервые была применена система маятниковой коррекции, предстартового горизонтирования, бортовых гироприборов. Бортовые гироприборы ракеты создавались в НИИ-49 главным конструктором И.К.Кибардиным, в них входили: гировертикант, гирогоризонт, интеграторы продольных ускорений. На Р-21 конструкторы НИИ-592 применили немало новых технических решений. В приборах их разработки применялись ма¬логабаритные лампы серии «Дробь». В бортовой аппаратуре использовано около 2,5 тысяч элементов 50-ти типов. При создании комплекса Д-4 в нем была впервые в отрасли применена кабельная сеть, не сплетенная в виде жгута-паука из отдельных проводов, а собранная из готовых кабелей. Связь аппаратуры бортовой системы управления, расположенной в приборном отсеке с исполнительными механизмами — рулевыми машинками осуществлялась герметичными кабелями, выходящими из приборного отсека через спеиальные гермовводы.
В ракете были заложены «основные принципы проектирования бортовых кабелей последующих ракет, а именно: герметичность в связи с затоплением ракеты перед стартом, предстартовый наддув с целью дополнительной защиты электрических цепей от морской воды, предварительная расстыковка электри¬ческого соединителя связи ракеты с пусковой установкой для исключения короткого замыкания. Герметичность достигалась применением промышленного кабеля в двойной резиновой оболочке, армированной лавсановой прослойкой.
Подводный старт выдвинул специфические требования к двигателю и определил проблемы: надо было – обеспечить пуск двигателя при воздействии противодавления на выхлоп турбины и на сопло камеры сгорания; обезопасить двигательную установку после аварийного выключения, когда ракета остается в шахте, где при погружении подводной лодки возникнет большое гидростатическое давление. Кроме того, ракетчикам и двигателистам пришлось совместно найти такую компоновку четырехкамерного двигателя и всей двигательной установки, которая позволила бы получить максимальную
дальность стрельбы при ограниченных габаритах.

Четырехкамерный ЖРД С5.3 с ТНА, разработанный ОКБ-2 (КБХМ) под руководством А.М.Исаева, имел аппаратуру автоматического регулирования тяги. Это был первый отечественный двигатель стартующий в сложных подводных условиях и управляющие моменты в котором создавались основными камерами.
Двигатель ракеты выполнен по открытой схеме, четырехкамерный с центрально расположенным турбонасосным агрегатом. Камеры двигателя являются управляющими органам ракеты и имеют узлы подвески, осуществляющие поворот на угол ±9°. Оси качания камер параллельно смещены относительно плоскостей стабилизации на угол 60°, что обеспечивает рациональное соотношение между управляющими моментами по тангажу, рысканию и крену. Конструктивное выполнение двигателя, не требующее проведения каких-либо проверок и настроек в процессе эксплуатации, герметичность от внешнего давления и широкий диапазон регулирования обеспечивают надежный запуск двигателя под водой и автоматическое поддержание режимов работы как на подводном, так и на надводном участках траектории. Конструкция двигателя предусматривает его останов при аварийном выключении с герметичным разобщением топливных магистралей.

Пуск двигателя С5.3 (алгоритм используется и в последующих двигателях) осуществляется одним электрическим импульсом, который подается на пиропатроны для воспламенения пороховой шашки стартера турбонасосного агрегата. Дальнейшие операции пуска происходят в двигателе без других внешних команд или импульсов. Двигатель автоматически выходит на номинальный режим.
Чтобы мощность турбонасосного агрегата не снижалась при пуске в условиях противодавления, был увеличен в 2 раза перепад давления на регуляторе тяги, который поддерживает заданное давление после насоса окислителя и, тем самым, номинальный режим работы двигателя.
Испытания на стенде с имитацией противодавления, а затем и в натурных условиях подтвердили достаточность этой меры для реализации надежного пуска двигателя. Заданное соотношение компонентов топлива как для всего двигателя, так и отдельно для газогенератора, поддерживалось двумя гидравлическими стабилизаторами давления.
Останов двигателя, так же как и пуск, осуществлялся одним импульсом. Отсечные клапаны для останова снабжены антигидроударным устройством. Применен горячий наддув обоих баков. Регуляторы наддува поддерживали давление на входе в насосы. Для управления полетом ракеты все четыре камеры, каждая относительно одной оси, поворачиваются на необходимый угол.
Применение четырехкамерной схемы двигателя позволило существенно уменьшить (до одного метра) высоту двигателя, повысить плотность компоновки хвостового отсека ракеты Р-21 и, благодаря этому, увеличить запас топлива и дальность стрельбы.
В ОКБ-2 Златоустинского машзавода (ведущий конструктор М.А.Насыров) была проведена опытно-конструкторская работа с целью замены трудоемких и капризных в изготовлении шарнирных узлов подвода компонентов к качающимся камерам сгорания двигателя С5.3 гибкими металлоруковами собственной разработки и изготовления. Модернизированный двигатель получил обозначение С5.3М и он в серии заменил С5.3.
Конструктивно-компоновочные особенности ракеты и пускового устройства, новый тип старта позволили не только разместить ракету Р-21 в шахте меньших габаритов по сравнению с шахтой для ракеты Р-13, но и достигнуть максимальной прицельной дальности стрельбы 1420 км против заданной 1100 км. Боевой блок ракеты Р-21 (около 1200 кг) имеет форму притупленного по сфере конуса.

Ракета оснащалась термоядерным боевым зарядом РА-3 или РА-3Г с повышенной мощностью заряда. Разрабатывали боеголовку в НИИ — 1011 главные конструкторы: доктора технических наук — сначала А. Д. Захаренков, а затем Л. Ф. Клопов. В этом проекте принимали участие: КБ — 11 — создавало заряд; СКБ — 385 — корпус головной части; СКБ — 885 — радиодатчик и НИИ — 137 — систему ударных датчиков.
Второй боеприпас мегатонного класса разработки НИИ-1011 (главный конструктор А.Д. Захаренков). Использован усовершенствованный термоядерный заряд разработки КБ-11. Система неконтактного подрыва построена аналогично системам подрыва первых ядерных авиационных бомб. Уменьшенный вес и компоновочная длина боеголовки позволили существенно увеличить дальность стрельбы ракеты Р-21 по сравнению с Р-13.
В процессе эксплуатации комплексов Д-2 и Д-4 были выявлены два существенных недостатка, связанные с использованием одного из траекторных датчиков воздушного подрыва: потеря герметичности стыка корпус блока – наконечник и проблема скрытия факта работы датчика при регламентных проверках. И если исключить потерю герметичности на тот период времени на конструкторско-технологическом уровне было практически невозможно, то датчик без снижения уровня тактико-технических характеристик боеприпаса и комплекса в целом, как показали расчетно- и военно-технические исследования, мог быть заменен на разработанный в институте траекторный датчик подрыва нового принципа действия. С заменой датчика боеприпас получил новый индекс.
Вес новой боеголовки по сравнению с ракетой Р-13 был снижен на 400 кг. Ядерный заряд испытывали на полигоне (Новая Земля), а сама боеголовка полностью проходила испытания на Северном флоте с марта 1962 г. по март 1963 г. Всего произвели 28 пусков ракет.

Старт ракеты Р-21 осуществлялся из затопленной шахты лодки запуском маршевого двигателя в так называемый воздушный «колокол», образованный нижним днищем бака горючего и оболочкой хвосто¬вого отсека. Наличие «колокола» и воды позволило демпфировать газодинамические процессы, протекающие при старте из глухой шахты без специальных газоотводов. Старт на маршевом двигателе не требовал создания специальных корабельных устройств для катапультирования ракеты и обеспечивал возможность ее управляемого движения на подводном участке траектории.
Пусковая установка СМ-87 для ракеты Р-21 создавалась в КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка. Основной трудностью при ее создании были подводный старт и старт с нижней точки шахты. Созданию новой ПУ предшествовала большая научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа. Для пусковой установки была выбрана схема выхода ракеты из шахты по направляющим. Пусковая установка — с рычажно-пружинной амортизацией и бугельной схемой движения ракеты по направляющим, жестко закрепленным на шахте.
Безударный выход ракеты из шахты движущейся подводной лодки при действии возмущений, обусловленных волнением моря и качкой корабля, обеспечивался за счет применения бугельной схемы направления движения, конструктивно выполненной в виде жестких направляющих на шахте и бугелей, установленных на корпусе ракеты. Технические решения по пусковой установке пружинно-механического типа были заимствованы, в основном, с наземных стартовых и морских артиллерийских установок. Для размещения такой пусковой установки, масса которой соизмерима с массой ракеты, требовалась шахта значительного объема. При предстартовой подготовке ракеты в шахту перекачивалось большое количество воды, заполняющей цистерны подводной лодки. Рабочие чертежи на стартовую установку СМ-87 были разработаны в 1960 году.
Время предстартовой подготовки первой БР — 30 минут, время стрельбы тремя ракетами — 10-12 минут, интервал между пусками ракет — 2,5 мин.
В корабельной аппаратуре комплекса Д-4 впервые в ВМФ была применена цифровая вычислительная система (автомата пеленга и дальности). Счетно-решающие приборы “Импульс” разрабатывались НИИ-49. Корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1» обеспечивали: выработку углов наведения бортовых гироприборов относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта, и выдачу их на борт ракеты, выработку преобразование текущей дистанции до цели во временную установку интегратора продольных ускорений с учетом поправок на вращение Земли и ее несферичности, выработку боевого курса ПЛ и др. Аппаратурная часть комплекса обеспечивала точность определения местоположения ПЛ: географические координаты — + 4 км, курсоуказание — + 0,2 градуса. Ракетный комплекс мог использоваться в акватории Мирового океана до 85 градусов северной широты.
Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического и непрерывного определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки ПЛ.

Комплекс наземного оборудования для ракетного комплекса Д-4 создавался в ГСКБ (КБТМ), было создано 43 проекта агрегатов и их модификаций, из них 26 создано в ГСКБ. Комплекс наземного оборудования обеспечивал наземную эксплуатацию ракеты на всем маршруте ее прохождения от завода-изготовителя до подводной лодки-носителя ракетного оружия. Наиболее ответственная операция по погрузке заправленной ракеты в шахту ПЛ отрабатывалась по двум схемам: кантование и погрузка ракеты с помощью двух кранов (плавучего и наземного) для условий спокойной воды и скорости ветра до 10 м/с и специальным подъемно-стыковорчным агрегатом ПС-31П в условиях ветро-волнового воздействия.
Для обслуживания ракет в период хранения и предстартовой подготовки доступ в шахту не требуется: все операции по обслуживанию производятся дистанционно с соответствующих пультов управления. Ракета рассчитана на боевое использование и хранение в условиях плавания подводной лодки при возможных сотрясениях корабля от глубинного бомбометания и атомного взрыва на безопасном радиусе. Срок хранения заправленной ракеты Р-21 при завершении разработки составлял шесть месяцев, в процессе эксплуатации этот срок был продлен до двух лет.

В 1958 году ГСКБ–КБТМ, впервые как головной организации, было поручено создание наземного технологического оборудования для первой баллистической ракеты с подводным стартом Р-21. Из 34 проектов агрегатов ГСКБ – КБТМ разработало 26. Впервые была разработана комплексная документация, включающая техническое описание и альбом иллюстраций по агрегатам и схемам работы.
Создание первой ракеты с подводным стартом Р-21 потребовало новой телеметрии, поскольку возрос объем измерений и по ракете, и по шахте, возникла необходимость контроля воздействия старта одной ракеты на соседние ракеты и шахты. Изменился состав применяемых радиотелеметрических систем, датчикопреобразующей аппаратуры, потребовались специфические измерения при предстартовой подготовке, старте и движении ракеты под водой. Для получения информации на подводном участке движения ракеты впервые был применен высокочастотный кабель-фал, укладываемый в пусковой шахте, который вытягивался движением ракеты до выхода ее из воды, затем сбрасывался с помощью пироотсекателя. Такое решение оказалось удачным и применялось при отработке всех последующих морских ракетных комплексов.
Первоначально ракетным комплексом Д-4 предполагалось вооружать модернизированные ПЛ проектов 629 и 658, атомную ПЛ проекта 639, затем решено было создать атомную ПЛ проекта 667 с большим боезапасом ракет.

Решение о разработке атомной ПЛ проекта 667, вооруженной ракетами Р-21 комплекса Д-4, было принято в декабре 1958 г. В кораблестроительной программе на «семилетку» 1959-1965гг. в качестве основного носителя Р-21 стала рассматриваться АПЛ пр 667. Тактико-техническое задание на разработки проекта предусматривало установку на ПЛ 6-8 ракет Р-21, применения АЭУ мощностью 50000 л.с. и достижение скорости подводного хода 25 узлов. Большие габариты ракеты Р-21 (длина от 15 м, размах по стабилизаторам 2,2 м), а также раздельное хранение весьма токсичных ракетного топлива и окислителя и громоздкая система заправки ракет потребовали от проектантов ПЛ вынужденных сложных конструктивных решений при размещении ракетного комплекса на ПЛ. В проектировании ракетной подводной лодки участвовало три разработчика на конкурсной основе: ЦКБ-16, ЦКБ-18 и СКБ-143. Этими организациями в 1958-1959 гг. было выполнено много вариантов проекта 667. В дальнейшем проектирование подводной лодки этого проекта было закреплено за ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер).

В октябре 1959 г. ЦКБ-18 закончило разработку эскизного проекта 667, выполненного в трех вариантах, отличающихся друг от друга, в основном, составом ракетного вооружения и конструкцией стартовых установок.
Вариант-1 предусматривал размещение в носовой части ПЛ поворотного блока из двух ракетных шахт, с ракетой в каждой. Перед стартом поворотный блок устанавливался в вертикальное положение. Запасные ракеты (8 штук) хранились в специальном отсеке запасных ракет и могли грузиться в шахты поворотного блока, находящегося в горизонтальном положении через люки в носовой переборке отсека и специальные переходные элементы (надвижные уплотняющиеся тубусы). Хранение ракет предусматривалось в двух вариантах: либо на стеллажах, либо — в специальном устройстве типа вращающегося “барабана”.
Вариант-2 предусматривал размещение ракет в вертикальных стационарных шахтах. Старт каждой ракеты должен был производиться из своей шахты. Ракетные шахты размещались в двух отсеках, причем в носовом ракетном отсеке было размещено две пары шахт (симметрично ДП), а в кормовом — четыре шахты в ДП. Полученная во втором варианте большая высота корабля (18,6 м) определялась высотой ракетных шахт. Длина ограждения также достигала значительных размеров (ок. 43 м).
Вариант-3 предусматривал горизонтальное раздельное хранение корпусов и головных частей запасных ракет в двух отсеках — хранилищах. Старт ракет должен был производиться из двух вертикальных стартовых шахт. Для производства старта запасной ракетой ее головная часть, а затем корпус с помощью специальных механизмов-погрузчиков подавались в вертикальную стартовую шахту, имеющую подъемно-опускную (центральную) часть. Стыковка головной части и корпуса ракеты должны были производиться в стартовой шахте. Такая компоновка позволяла разместить на корабле 10-12 ракет.

В декабре 1959 г. было принято решение о дополнительной проработке четвертого варианта проекта с восемью шахтами ракетного оружия, размещенными по бортам ПЛ и объединенными в два поворотных блока. Разработка четвертого варианта проекта велась с учетом выявившейся возможности хранения топлива и окислителя в баках ракеты в течение всей автономности ПЛ. Стартовая установка представляла собой поворотный блок из четырех ракетных шахт, расположенных вне ПК попарно с каждого борта. Шахты левого и правого бортов соединялись между собой общей поворотной осью диаметром 2 м, проходящей через ПК. Носовой блок располагался в районе второго отсека, а кормовой в районе четвертого. ПК в районе размещения ракетных шахт выполнен в виде “восьмерки”. По проекту на ПЛ пр.667 вариант IV (эскизный проект) предусматривалась поворотная установка весом 532 тонны с общим числом шахт 4 (4 ракеты) с гидравлическим механизмом, обеспечивавшим поворот блока установки за 5 минут.
По проекту на ПЛ пр.667 предусматривалась возможность использования поворотной стартовой установки СМ-97 (транспортировка ракет в горизонтальном положении, старт — в вертикальном). Вес установки 380 тонн при общем числе шахт 4 х 2. Диаметр барабана -8,2 м, вес поворотного блока — 270 тонн. Время перехода в боевое положение — 6-8 минут.
В результате рассмотрения вариантов эскизного проекта в марте 1960 г. было принято решение вести дальнейшее проектирование ПЛ на базе четвертого варианта эскизного проекта. Технический проект 667 был завершен в декабре 1960 г., однако, решение о строительстве ПЛ по проекту 667 не было принято. К началу 1960-х годов возникли предпосылки для создания морских ракет нового поколения — относительно малых габаритов, с большей дальностью и точностью стрельбы, с улучшенными эксплуатационными характеристиками, что позволяло перейти к созданию ракетоносца с большим количеством ракет, размещенных в стационарных вертикальных шахтах. Проект получил обозначение «667А», на нем размещали ракетные комплексы Д-7 и Д-5.
В 1958-1959 гг. ЦКБ-16 был разработан эскизный проект 629М подводной лодки с ракетным комплексом Д-4, в котором размещение ВАУ предусматривалось в отдельном отсеке, врезаемом в прочный корпус ракетной ПЛ проекта 629.
Для отработки подводного старта были разработаны макеты ракет К1.1, представлявшие собой ракету Р-21 с укороченным временем работы двигателя за счет уменьшения объема баков окислителя и горючего, а также с введенными для сохранения веса и центровки балластными баками, заполняемыми имитатором топлива. Экспериментальная ракета К-1.1 имела вес 20 тонн, она представляла собой прототип ракеты Р-21 с уменьшенным временем работы двигателя, за счет уменьшения объемов баков окислителя и горючего. Предусматривалось проведение пусков ракет К1.1 с глубины 30 метров в любое время суток и года на высоту до 100 метров.

Бросковые пуски ракет К-1.1 в рамках первого этапа экспериментальных пусков проводились на Черном море на полигоне ВМФ у мыса Фиолент Мраморной бухты в районе Балаклавы с неподвижном подводном стенде ПСД-4. Техническими руководителя бросковых испытаний ракеты Р-21 (К1.1) от СКБ-385 были Ш.И.Боксар и Ю.В.Протопопов. Заправка ракеты и погрузка ракет в шахту плавучего стенда производилась в Балаклавской бухте, в основном ночью в целях маскировки. Первый пуск был произведен 17 мая 1961 года, он был неудачным. Экспериментальная ракета К1.1 вышла из шахты, затем опрокинулась головной частью в низ и задев борт плавстенда упала на дно моря. Второй и последующие пуски прошли успешно, всего до 22 июля 1961 года выполнено 8 пусков.

Стенд ПСД-4 был спроектирован в ЦКБ-16 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов) для пуска ракет с глубины 40-50 метров. По конструкции стенд представлял из себя П-образный понтон, в прорези которого была установлена пусковая шахта без крышки, способная изменять свое положение (горизонтальное для погрузки ракеты, вертикальное для пуска ракет) с помощью гидроприводов. Его строительство было закончено в 1961 году на Черноморском судостроительном заводе №444, металлоконструкции и оборудование изготовлял завод №402. Стенд имел длину 24 метра, большой запас сжатого воздуха высокого давления, аккумуляторную полубатарею ПЛ, был оснащен автоматикой управления корабельными системами и системами телеконтроля предстартовой подготовки пуска, а также кино-фотосъемками подводного старта ракеты. Опытная стартовая установка СМ-85 (разработчик ЦКБ-34) для стенда была изготовлена на заводе №232 «Большевик».

Первый этап бросковых испытаний ракеты Р-21 (К1.1) показал достаточную устойчивость ракеты при выходе из шахты, было принято решение уменьшить размах стабилизаторов и следовательно внутренний диаметр шахты с 2450 до 2150 мм.

Для испытаний ракетного комплекса Д-4 кроме неподвижного плавстенда ПСД-4 была переоборудована дизельная подводная лодка С-229 (командир Н.Б.Столяров) пр.613 в подвижный стенд по проекту 613Д-4 (разработчик ЦКБ-16). На ПЛ в IV отсеке в диаметральной плоскости была установлена одна шахта (длина 14,126 м и внутренний диаметр 2,45 м) для запуска ракет Р-21, при этом часть жилых помещений и одной группы аккумуляторных батарей были ликвидированы. Верхняя часть шахты выступала над палубой ПЛ на 6,8 м, нижний — на 2 м за корпус корабля. Водоизмещение подводной лодки проекта 613Д-4 возросло до 1104 м3 (у пр. 613 — 1045 м3), осадка увеличилась до 4,95 м.

Испытания макетов ракеты Р-21 — К1.1 на втором этапе проходили на подвижном стенде — ПЛ пр. 613Д4 с 29 августа по 11 сентября 1961 года, произведено 3 пуска При старте Р-21 маршевый двигатель включался в затопленной водой шахте (так называемый «мокрый» старт). Газы из сопла двигателя попадали в «колокол» — воздушный объем, образуемый герметизированными объемами хвостового отсека ракеты и пусковым столом. Уменьшение пика давления в шахте до допускаемых прочностью стенок шахты значений и снижения влияния внешних нагрузок на ракету при старте и движении ракеты под водой обеспечивались специальной программой ступенчатого выхода двигателя на режим, предстартовым наддувом баков ракеты, созданием прочных и герметичных головного и приборного отсеков. Глубина лодки в ходе пусков была 40-50 метров, а скорость — 2,6-3,5 узла. При первом пуске ракета поднялась на высоту 250-300 м, затем макет упал на дальности 1500-2000 м от места старта и взорвался. Остальные два пуска прошли успешно и показали надежность старта ракет из подводного положения ПЛ.

Всего до октября 1961 года было проведено 8 пусков макетов ракет К1.1 с неподвижного затопляемого стенда ПСД-4 с глубины 40-50 метров и три пуска с экспериментальной подводной лодки проекта 613Д-4 с той же глубины и при скорости корабля 2,5-3,5 узла.
С 21 октября по 3 ноября 1961 года было проведено еще два этапа испытаний, III-й и IV-й. На них была установлена возможность применения для ракеты Р-21 пусковой шахты меньшего диаметра до 2150 мм и подтверждена безопасность ПЛ при пуске из подводного положения в случае заклинивания ракеты в шахте.
При пусках макетов ракет К1.1 была подтверждена работоспособность узлов ра¬кеты и приборов системы управления, а также герметизация бортовой кабельной сети и приборного отсека путем наддува специаль¬ных кабелей и уплотнительных элементов воздухом с давлением, превышающим давление окружающей среды.
Удачные бросковые испытания ракет К-1.1 и успешная отработка других систем комплекса Д-4 позволили перейти к летно-конструкторским испытаниям ракет. В начале 1962 года в Комиссии по военно-промышленным вопросам при СМ СССР был рассмотрен вопрос “О ходе отработки комплекса Д-4 с ракетой Д-21”. Было решено объединить этапы летно-конструкторских испытаний комплекса Д-4 с ПЛ пр.629Б с этапом пристрелочных и зачетных испытаний в один этап совместных испытаний промышленности и ВМФ с выделением 5-7 ракет для конструкторской отработки.
Технический проект 629Б был разработан ЦКБ-16 в 1959 году. Для пуска ракет Р-21 было предусмотрено две носовые шахты с пусковыми установками СМ-87 (разработчик ЦКБ-34), вместо третей шахты был установлен стакан с заглушкой, в последствии на его месте предполагалось установить пусковую установку комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой. Строительство ПЛ по проекту 629Б (зав. №816) производилось на заводе №402 (гл. строитель М.Я.Баженов, ответственный представитель ЦКБ — В.И.Жарков), ее передали ВМФ для испытаний в 1962 году. На ПЛ были установлены: навигационный комплекс «Сигма-629Б» с астронавигационным перископом «Сегмент», автомат пеленга и дистанции «Изумруд», новые счетно-решающиеся приборы. Водоизмещение корабля увеличилось с 2850 до 2975 т.
Летно-конструкторские испытания БР Р-21 проводились с переоборудованной экспериментальной подводной лодки К-142 (командир С.И.Бочкин, командир ракетной БЧ М.Н.Конаныкин) пр. 629Б на Северном флоте. Всего с февраля по декабрь 1962 года было произведено 6 пусков ракет. Первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения был произведен 24 февраля 1962 года с ПЛ пр. 629Б. Летом 1962 года с К-142 были выполнены показательные стрельбы залпом из двух ракет Р-21 для руководителя государства Н.С.Хрущева, одновременно стреляла АПЛ пр. 658 (командир А.С.Пушкин) ракетой Р-13.
Основными носителя ракетного комплекса Д-4 стали подводные лодки проекта 629А (дизель-электрическая) и 658М (атомная). Для этих корабле в ЦКБ-34 в 1962 году была разработана документация на серийную стартовую установку СМ-87-1.

Первыми серийными ПЛ, вооруженными комплексом Д-4, стали корабли проекта 629А. В 1958 году ЦКБ-16 разработало предэскизный проект 629П под комплекс Д-4, затем проект получил шифр 629Д4, который в июле 1960 года был одобрен Госкомсудостроение и ВМФ и в 1962 году бюро разработало проект 629А перевооружения ПЛ проекта 629 под комплекс Д-4. Основным изменениям подвергся IV отсек ПЛ. По проекту 629А предусматривались замена шахт под новые ПУ СМ-87, установка новых систем, устройств и приборов и другого оборудования связанных с размещением ракетного комплекса Д-4. Энергетическая установка изменилась только в части аккумуляторных батарей, вместо 46Су установили 48СМ. На корабле были установлены: система управления стрельбой ИПЭСУ (разработчик НИИ-592), счетно-решающие приборы «Изумруд» (НИИ-49), автомат пеленга и дистанции «Ставрополь» (НИИ-49), система предстартового обслуживания КСПО (СКБ-385), пульт проверки головных частей ракет (предприятие 150), навигационный комплекс «Сигма-629А», РЛС РЛК-101. Торпедное вооружение было сохранено по проекту 629. Для модернизации ПЛ проекта 629 было выделено два завода №891 («Звездочка», директор Г.Л.Просянкин, гл. строитель Ю.А.Роздин) и 202 («Дальзавод», директор Б.Н.Полянский, гл. строитель Б.Н.Бурменский), переоборудование первых кораблей (зав. №807 и 132) были начаты в 1964 году. Первый корабль передан ВМФ в 1966 году, последняя четырнадцатая ПЛ по проекту 629А — в 1972 г.

В ЦКБ-18 (гл. конструктор С.Н.Ковалев, зам. гл. конструктора И.Д.Спасский) под ракетный комплекс Д-4 был разработан проект 658М переоборудования ПЛ проекта 658. На новом корабле были установлены три шахты для старта ракет Р-21 из подводного положения, так же заменены счетно-решающие приборы и навигационный комплекс на «Сигма-658». Переоборудование головной ПЛ проекта 658М было завершено в 1963 году. Всего по проекту 658М на Севмашпредприятии было переоборудовано семь подводных лодок: К-16, К-19, К-33, К-40, К-55, К-149 и К-178. Размещение комплекса Д-4 на ПЛ производилось при ремонте кораблей. Подводные лодоки проекта 658 переоборудовали по проекту 658М под комплекс Д-4 раньше чем дизель-электрические проекта 629 потому, что они нуждались в досрочном ремонте из-за крайней ненадежности АЭУ.
При испытаниях в 1963 году с ПЛ пр. 629А в Баренцевом море по боевому полю “Хальпер-Ю” (под Воркутой) была достигнута дальность стрельбы 1500 км. Первый пуск ракеты Р-21 с атомной ПЛ К-19 (командир В.А.Ваганов) проекта 658М был произведен в конце 1962 года.
Со второй половины 1962 года по февраль 1963 года были проведены совместные (Государственные) летные испытания комплекса Д-4. На них было осуществлено 15 пусков ракет, из них 12 пусков были успешными. Два пуска были неуспешными из-за отказов приборов системы управления, а один — из-за ошибки личного состава.

За время натурных испытаний было произведено 27 пусков ракеты Р-213. Испытания позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс принят на вооружение 15 мая 1963 года Постановлением Правительства №539-191, им была подтверждена максимальная дальность 1420 км — конструкторы сумели почти на 80% превысить первоначально заданное значение этого показателя. За разработку комплекса Д-4 с ракетой Р-21 присуждена Ленинская премия 1964 года.
Залповая стрельба ракетами Р-21 проверялась с АПЛ пр. 658М “К-33” (командир Л.А.Матушкин), она была выполнена 15 сентября 1965 года с 21 морского ракетного полигона под Северодвинском. Тогда было запущено две БР с интервалом в 2,5 минуты и еще через 2,5 минуты имитация пуска третьей ракеты.

За время эксплуатации комплекса с 1963 по 1982 годы было произведено 228 пусков — из них 193 успешных, 19 пусков были неудачны из-за отказов системы ракеты, 11 пусков — из-за ошибок расчетов и отказов обеспечивающих систем, причины 5 неудачных пусков установить не удалось.
В 1968 году одна ПЛ пр. 629А “К-129” из состава Тихоокеанского флота погибла во время боевого похода в океане.
Ракета Р-21 находилась на вооружении Военно-морского флота с 1963 года до конца 1980-х годов. В процессе эксплуатации выполнено 228 пусков (193 – успешные).
С завершением строительства подводных ракетоносцев проектов 629А и 658М было закончено формирование первых соединений морских стратегических ядерных сил.
На этом начальном этапе были решены наиболее принципиальные проблемы и вопросы размещения на подводных лодках баллистических ракет с надводным и подводным стартом.
Прорабатывалось повышение ТТХ РК Д-4 с ракетой Р-21. Во время посещения СФ летом 1962 г. Н.С.Хрущеву доложили о возможности увеличения дальности Р-21 до 2500 км. Однако загруженность СКБ-385 новыми работами не позволила своевременно реализовать эти предложения. Только в конце 1970-х гг. Р-21 модернизировали с установкой новой ГЧ и под наименованием Р-21М приняли на вооружение в составе комплекса Д-4М.
В экспозиции Центрального музея вооруженных сил (ЦМВС) в Москве представлена первая отечественная морская баллистическая ракета Р-21 с подводным стартом, которая входит в состав ракетного комплекса Д-4.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик СКБ-385(Миасс)
Главный конструктор В.П.Макеев
Руководитель проекта В.Р.Серов
Ведущий конструктор В.Л.Клейман
Изготовитель Златоустовский МЗ
Производство серийное
Код НАТО SS-N-5 Mod 2 Serb
Наименование по ОСВ-1 РСМ-20
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом первого поколения
Корабли-носители ПЛ пр.629А, пр.629Б (экспериментальная), пр.613Д4 (стенд), пр. 658М, пр.667 (проект)
Состояние принят на вооружение в 1963 году, снят с вооружения в 1982 году
Ракета Р-21 (4К55)
Дальность стрельбы, км:
— по ТТЗ 1100 — серийной ракеты 400-1420
Точн. стрельбы (КВО), м 3600 (2800) (+/-5000 — предельная ошибка)
Скорость в районе цели, м/с 342
Высота траектории, км
Время полета до цели, мин до 6,4
Головная часть:
— тип моноблочная4Г55,
термоядерная бинарного типа с использованием трития
— разработчик боеприпаса НИИ-1011
— гл. конструктор А.Д.Захаренков
— длина, мм 2300
— вес, кг 1179-1200 (1308)
— разработчик заряда КБ-11 (ВНИИЭФ)
— гл. конструктор Е.А.Негин
— мощность заряда, Мт 0,8-1,0
Система управления инерциальная1
— разработчик СКБ-626 (НИИ-592, НИИА)
— гл. конструктор Н.А.Семихатов
Комплекс командных гироскопических приборов:
— тип “Изумруд”
— разработчик НИИ-49 (НИИ командных приборов)
— гл. конструктор И.К.Кибардин
Органы управления и стабилизации поворотные камеры сгорания основного двигателя
Система прицеливания:
— тип оптическая в составе двух комплектов оптико-механических визуальных приборов
— разработчик ЦКБ “Арсенал”
— гл. конструктор С.П.Парняков
— состав:
прибор 1 ПП-114Т
назначение для контроля положения гироскопических приборов, расположенного в приборном отсеке ракеты относительно ее осей
прибор 2 ПП-114
назначение для определения положения пусковых столов относительно ДП и ЦКП
— угломер-уровень УО-1
— изготовитель завод “Арсенал”
Тип старта подводный из затопленной шахтной ПУ
Глубина старта, м 40-50
Число ступеней 1
Размеры, мм:
— длина полная 14215-14220 (14240)
— макс. диаметр корпуса 1300
— размах стабилизаторов 2005
— ширина и высота при хранении
Стартовый вес, кг 19630-19653
Вес заправленной ракеты, кг:
— без головной части 18705
— с головной частью 19911
Вес пустой ракеты, кг 3450-3541
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Двигатель:
— тип четырехкамерный ЖРД С5.3 (С5.3М)
— разработчик ОКБ-2
— гл. конструктор А.М.Исаев
— тяга в пустоте, тс 40
— время работы, сек 93
— вес, кг 453
Условия стрельбы:
— волнение моря, баллов до 5
— скорость ПЛ, узл. 4
— широта пуска до 850 с.ш.

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная СМ-87 (СМ-87-1 — на ПЛ пр.629Б)
Разработчик ЦКБ-34 ГКОТ
Гл. конструктор Рудяк
Изготовитель з-д №232 (з-д “Большевик”)
Состояние с 1961 по 1972 год было изготовлено 63 установки
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
— длина 15,5-16,0
— диаметр 2,15
Число ракет на ПУ 1
Число ПУ на подводной лодке:
— проекта 629А 3
— проекта 658М 3
Тип амортизация ракеты рычажно-пружинная

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Тип “Изумруд-1”
Разработчик НИИ-49
Главный конструктор Г.И.Цветков
Условия стрельбы:
— скорость хода, узл. 4
— волнение моря, баллов до 5
— широта точки старта, град. с.ш. до 85
Вычислительная система:
— тип “Ставрополь”4
— разработчик НИИ-49
— гл. конструктор О.А.Беляев

КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Руководители Н.С.Носов, Е.А.Федосеев
Специальный железнодорожный вагон 8Т46
Контейнер для хранения ракет КП-12
Ангароскладская тележка ПР-34
Транспртные агрегаты ПР-42 и ПР-43
Комплект грузозахватных
средств ТР-40Э
Заправщики топливом ЗАК-32А и ЗАК-31Ц
Подъемно-стыковочный агрегат ПС-31П

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
“Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева” Канин Р.Н. (рукопись) — ГРЦ-КБМ, 1997
СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева». Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
“Российская наука — Военно-морскому флоту” под редакцией академика А.А.Саркизова — “Наука”, М: 1997
“Вторые Макеевские чтения” — “Ракетно-космическая техника”, ГРЦ “КБ им. академика В.П.Макеева”, 1996
“Центральный научно-исследовательский институт “Гранит” в событиях и датах за 75 лет”, СПб: ЦНИИ “Гранит”, 1996
Ф.И.Новоселов “Вооружение Военно-Морского Флота” — “Советская военная мощь”, М: “Военный парад”, 1999
Е.А.Шитиков “ядерное противостояние: К истории создания боеголовок морских баллистических ракет”, 1998

МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-21 В ЦМВС. МОСКВА 24.04.2012 Г.
МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-21 В ЦМВС. МОСКВА 13.03.2012 Г.
МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-21 В ЦМВС. МОСКВА 2005 Г.
МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-21 В ЦМВС. МОСКВА 2000 Г.
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-4М С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-21М
ПРОЕКТ 667 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629
ПРОЕКТ ОКБ-586 КОМПЛЕКСА Д-4 С РАКЕТОЙ Р-21
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-13М
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap