ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19УТТХ “БАРК”

MISSILE COMPLEX D-19UTTH “BARK”


Сначала 1980-х годов в Советском Союзе ведущими предприятиями и организациями Минобороны и промышленности был выполнен ряд исследований и проектных работ по различным ракетным комплексам и подводным лодкам — ракетоносцам для выработки рационального варианта развития морских стратегических ядерных сил.
В этих исследованиях рассматривались следующие варианты:
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 941 при их заводском ремонте (с проработкой размещения на новых лодках); погрузочная масса ракеты на твердом топливе до 90 тонн.
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 955; погрузочная масса ракеты до 70 тонн, рассматривались варианты ракет на перспективных твердом и жидком (тиксотропном) топливах.
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 667БДР и 667БДРМ при их заводском ремонте; погрузочная масса ракеты до 50 тонн, топливо жидкое, тиксотропное.
В тоже время наряду с боевой комплектностью, аналогичной американской БРПЛ «Трайденту-2» (8 боезарядов среднего класса), рассматривалась допустимая по Договорам ОСВ-1 и ОСВ-2 комплектность с 14 боезарядами.
Перечисленные работы постановлением правительства были включены в пятилетний план 1981–1985 гг.; конкретные сроки проектных работ устанавливались решениями Комиссии по военно-промышленным вопросам.
На ход проектных и исследовательских работ в Советском Союзе заметное влияние оказала стратегическая оборонная инициатива (СОИ), объявленная президентом США Р. Рейганом в марте 1983 г.: этот фактор заставил разрабатывать для подводных лодок пр. 941 и нового проекта комплексы с ракетами одного класса по массе (до 90 тонн с полной унификацией по двухступенчатому носителю), оснащенных головными частями последовательного или параллельного разведения боевых блоков.
С другой стороны, потребность в подводных лодках меньшего водоизмещения и ракетах с уменьшенной погрузочной массой сохранялась, так как существующее оборудование Северного и Тихоокеанского флотов обеспечивало эксплуатацию 40–50-тонных ракет.
В свою очередь Военно-Морской Флот предложил создавать малогабаритную моноблочную ракету по стартовой массе 20–30-тонного класса для подводной лодки, аналогичной проекту 955.
Во второй половине 1980-х годов было принято однозначное решение о переходе на твердотопливное стратегическое ракетостроение. Такое решение соответствовало затратным принципам развития командной экономики и устраивало большинство руководителей военно-промышленного комплекса, а также большинство исполнителей-разработчиков.
В области морского ракетостроения последнее положение реализовывали многочисленными исследованиями и аванпроектами по твердотопливным морским ракетам различной размерности: 30-тонная моноблочная, шифр «Вест»; 50–60-тонная с разделяющейся головной частью, шифр «Шторм; 90-тонная с разделяющейся головной частью, шифр «Барк». При этом каждый вариант соответствовал своему проекту подводной лодки. В опытно-конструкторскую разработку в 1986 году был переведен «Барк» (комплекс Д-19УТТХ, ракета Р-39УТТХ). В конечном итоге разработка «Барка» объединилась со «Штормом» в смысле размещения и на новых, и на переоборудуемых подводных лодках, а разработка моноблочной ракеты «Вест» – не была начата.
В ноябре 1985 года постановлением правительства было предписано начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ и разработать в 1985–1986 гг. техническое предложение по комплексу с малогабаритными моноблочными ракетами на твердом и жидком топливе.
Существенная модернизация комплекса Д-19 (Д-19У) и ракеты Р-39 (Р-39У) проведена КБ Машиностроения в направлении улучшения тактико-технических характеристик привела к созданию фактически нового ракетного комплекса Д-19УТТХ “Барк”. Разработкой комплекса Д-19УТТХ (тема «Барк») ставилась задача превзойти комплекс США «Трайдент-2» по боевым свойствам. На разработку были заданы исключительно высокие требования к характеристикам ракеты в сравнении с предшественником (комплексом Д-19): вдвое более тяжелое боевое оснащение при сохранении максимальной дальности стрельбы, существенно увеличенная зона разведения боевых блоков, повышенная стойкость к поражающим факторам. Для реализации аналогичного результата в США при переходе от ракеты «Трайдент-1» к ракете «Трайдент-2» потребовалось увеличение стартовой массы с 32 до 59 тонн, ГРЦ – КБМ надо было сохранить габариты и массу ракеты Р-39.
Постановлением правительства в августе 1986 г. была начата опытно-конструкторская разработка комплекса Д-19УТТХ для размещения на атомных подводных ракетоносцах проекта 941, модернизируемых в процессе заводского ремонта по пр. 941У. Почти через десять лет Указом Президента РФ в июне 1995 года срок разработки комплекса Д-19УТТХ был откорректирован и принято предложение о размещении его и на первых ракетоносцах четвертого поколения проекта 955 («Борей»). Генеральный конструктор И.И. Величко, главный конструктор комплекса Д-19УТТХ В.Д. Калабухов.
Ракету Р-39УТТХ (3М91) начали проектировать еще в 1986 году, она может по праву считаться одной из самых современных, сложных и перспективных разработок отечественного ВПК. По Договору СНВ новую баллистическую ракету для ВМФ назвали как РСМ-52 (вариант). Данная ракектная система должна была стать глубокой модернизацией находящейся на вооружении ВМФ баллистической ракеты Р-39 (РСМ-52), стоящей на вооружении шести АПЛ проекта 941 системы «Тайфун» и заложенного в 1996 году атомного ракетного крейсера четвертого поколения «Юрий Долгорукий» проекта 955.
При разработке комплекса Д-19УТТХ и ракеты Р-39УТТХ использовались проверенные опытом эксплуатации уникальные технические решения, такие, как:
– амортизационная система, решавшая сложнейшие проблемы сухого старта и защиты переднего отсека ракеты от гидростатического давления при погружении подводной лодки с открытой крышкой шахты;
– подвеска ракеты в шахте подводной лодки, при которой корпуса двигателей в течение многолетней эксплуатации работали на растяжение, что является естественным нагружением для высокопрочных нитей;
– увод ракеты от лодки в боковом направлении при аварийном старте;
– размещение и сброс после старта приборов и систем, обеспечивающих точную привязку оси ракеты к базовым осям подводной лодки;
– стабилизация ракеты на подводном участке траектории.
Наряду с этим предусматривался многократный рост боевой эффективности, в основном, за счет: перехода на боевые блоки среднего класса мощности;
повышения точности стрельбы в 4 раза; увеличения стойкости к поражающим факторам в 3–4 раза;
оснащения средствами противодействия противоракетной обороне; стрельбы по настильным траекториям.
Реализация повышенной эффективности достигалась, главным образом, за счет роста энергомассового совершенства ракеты. К основным техническим решениям, значительно повысившим энергетические возможности ракеты, следует отнести (в порядке приоритетов):
– изменение компоновочной схемы передней части ракеты: принята тандемная схема расположения двигателя третьей и боевой ступеней, рациональная для ракет со стартовой массой 70–90 тонн;
– применение смесевых твердых топлив с улучшенными энергетическими параметрами, превышающими зарубежные аналоги;
– применение улучшенных конструкционных материалов корпусов двигателей и замотанной в корпус бортовой кабельной сети;
– применение улучшенных эрозионно стойких углерод-углеродных материалов сопловых блоков;
– применение поворотных управляющих сопел на эластичных опорных шарнирах с двойными сдвижными насадками на верхних ступенях;
– применение корпусов с высоким коэффициентом заполнения топливным зарядом;
– применение аэродинамического обтекателя из углепластика с надувным коническим насадком;
– применение жидкостной двигательной установки разведения боевых блоков с повышенным запасом топлива и логики разведения, обеспечивающей оптимальное перераспределение энергетических ресурсов между дальностью стрельбы и зоной разведения;
– применение адаптивного метода управления полетом.

Конструктивно-компоновочная схема ракеты содержит трехступенчатый носитель с последовательным соединением ступеней и разделяющуюся головную часть (боевую ступень). Погрузочная масса ракеты с амортизационной ракетной системой около 87 т, начальная полетная масса – 81 т. Длина ракеты – 16,1 м, диаметр – 2,42 м.
Боевая ступень включает приборный отсек с системой управления, жидкостную двигательную установку разведения, боевое оснащение и носовой аэродинамический обтекатель. Для реализации высокой точности стрельбы применена астрорадиоинерциальная система управления с коррекцией траектории по результату визирования навигационных искусственных спутников Земли и навигационных звезд. В состав системы управления введена аппаратура спутниковой навигации. Астровизирование производится через астроокно в защитном, не сбрасываемом астрокуполе. Герметичный приборный отсек установлен в передней части боевой ступени. Командные гироскопические приборы и аппаратура системы управления размещены в отдельных полостях. Боевое оснащение расположено вокруг приборного отсека. Боевые блоки среднего класса мощности имеют улучшенные точностные характеристики и уменьшенные значения сигнальных характеристик в радиолокационном и оптическом диапазонах. На ракете установлены средства противодействия противоракетной обороне, размещаемые в зоне боевых блоков.
Для разведения боевых блоков используется многокамерная жидкостная двигательная установка с вытеснительной системой подачи компонентов и мембранными баками, имеющая повышенный запас топлива, наилучшие энергетические и динамические характеристики и алгоритм управления на участке разведения боевых блоков, обеспечивающий экономный расход топлива. Двухкомпонентный сферический мембранный бак расположен в центральной части за приборным отсеком; четыре маршевых двигателя многократного включения – параллельно оси ракеты вокруг топливного бака.
Восемь двигателей ориентации и восемь двигателей крена объединены в четыре блока и установлены на периферии нижней части боевой ступени.
Аэродинамический обтекатель защищает головную часть от аэродинамического нагрева на атмосферном участке и от поражающих факторов; сбрасывается и уводится с траектории в конце работы второй ступени. В носовой части обтекателя установлен сложенный гибкий конический насадок, надуваемый после сброса амортизационной системы. Длина насадка в развернутом состоянии – 1,7 м.
В 1980-е годы Министерством обороны впервые был поставлен вопрос о разработке единого унифицированного боевого блока среднего класса мощности для перспективных ракетных комплексов ВМФ и РВСН. Было подготовлено тактико-техническое задание на конкурсный эскизный проект.
Участниками конкурса были КБ машиностроения совместно с ВНИИ приборостроения и КБ «Южное» совместно с ВНИИ экспериментальной физики. В это время КБ машиностроения с кооперацией завершало разработку блока для ракеты Р-29РМ и приступало к проектным исследованиям по облику блока для ракеты Р-39УТТХ, которые и были положены в основу представленных на конкурс материалов. При рассмотрении материалов проектов мнения членов комиссии разделились: представители Ракетных войск поддерживали вариант блока КБ «Южное», а ВМФ – вариант КБ машиностроения. Представители оборонных организаций (ЦНИИ машиностроения, Московский институт теплотехники, НПО машиностроения) единодушно выступили за вариант КБ машиностроения. Вместе с тем проведенные исследования на этапе конкурса показали, что имеются возможности для дальнейшего существенного совершенствования боевого блока среднего класса и создания «суперблока», который будет иметь значительно лучшие основные характеристики и обладать новыми качествами по сравнению с предшествующими блоками и зарубежными аналогами.
Во многом облик боевого блока ракеты Р-39УТТХ был определен на совещании, проведенном по инициативе главного конструктора ВНИИ приборостроения Б. В. Литвинова в КБ машиностроения. На совещании представители Уральского ядерного центра доложили, что в состоянии создать заряд с характеристиками, не уступающими заряду боеголовки Мк-88. В результате было решено применить принципиально новую схему размещения и крепления заряда в корпусе блока, при которой заряд существенно усиливал конструкцию корпуса при механических воздействиях, выполнить эксплуатационный стык наконечника с корпусом байонетного типа, что облегчало размещение спецавтоматики в наконечнике блока.
Летно-конструкторская отработка блока ракеты для Р-39УТТХ была начата в 1989 г. По результатам предварительного этапа испытаний в качестве штатного материала наружного слоя теплозащиты корпуса был принят углепластик на основе ткани объемного плетения со структурой, обеспечивающей формирование в полете на наружной поверхности рельефа для стабилизации скорости вращения блока. Однако требовалось еще повысить эффективность системы стабилизации, оптимизировать параметры асимметрии наконечника в полете.
Постоянное совершенствование НИИ «Графит» и КБ машиностроения технологии изготовления углерод-углеродного материала 4КМС-Л позволило разноплотность материала по толщине наконечника свести практически к нулю, а отклонения стержней каркаса относительно продольной оси блока значительно уменьшить. Изготовление материала 4КМС-Л жестко контролировалось, в том числе и распределение плотности посредством томографирования заготовок. Была также усовершенствована структура плетения наружного слоя теплозащиты. Эффективность результатов была подтверждена в последующих пусках 37 блоков по различным траекториям, после чего стало ясно, что удалось создать многофункциональное покрытие, совмещающее функции как теплозащиты, так и системы подкрутки требуемой эффективности, а также нужный наконечник.
Для установки боевого блока в ракеты типа Р-29РМУ разработали новую платформу с отработанной на ракете Р-39УТТХ системой отделения с низкими возмущающими воздействиями на блок.
Результаты испытаний высокоскоростного блока для ракеты Р-39УТТХ (20 пусков экспериментальных ракет с 58 блоками) существенно обогатили имеющийся у КБ машиностроения практический опыт по созданию скоростных боевых блоков.

Двигательная установка первой ступени соединена со второй ступенью межступенчатым отсеком, образованным задним удлиненным узлом стыка двигателя второй ступени, передним узлом
стыка двигателя первой ступени и корпусом отсека. В отсеке размещены рулевой привод двигателя второй ступени, твердотопливный двигатель крена второй ступени, элементы системы разделения ступеней. На наружной поверхности корпуса межступенчатого отсека установлен пояс горизонтальной амортизации ракеты, сбрасываемый после выхода из воды. Для защиты от воздействия высокого давления в кольцевом зазоре шахты при старте производится наддув межступенчатого отсека и полостей двигателей первой и второй ступеней воздухом от корабельных систем. В хвостовом отсеке размещены: двухкамерный двигатель управления по крену первой ступени, два пороховых двигателя послестартового разворота и рулевой привод. На наружной поверхности удлиненного узла стыка установлены сбрасываемый нижний пояс горизонтальной амортизации и пояс обтюрации кольцевого зазора. Корпус двигателя выполнен из высокопрочного органопластика и представляет конструкцию типа «кокон», изготавливаемую методом непрерывной намотки. Заряд твердого топлива имеет центральный сквозной канал, щелевые компенсаторы поверхности горения малого размаха в передней части заряда и радиальные проточки в надсопловой зоне.
Двигательные установки БРПЛ Р-39УТТХ выполнила урало-алтайская кооперация – двигательные установки всех ступеней разрабатывало НПО «Искра» (Л. Н. Лавров, М. И. Соколовский); изготавливались двигатели на Пермском заводе «Машиностроитель»; топливо и заряды разрабатывало НПО «Алтай» (Г. В. Сакович); двигатели снаряжались на Бийском химкомбинате. Двигатели крена созданы в ОКБ «Темп» при Пермском политехническом институте (главный конструктор В. И. Петренко).
Двигатель первой ступени запускается после выхода ракеты из шахты подводной лодки. Дополнительная система запуска двигателя, работающая автономно, обеспечивает безопасность старта, конструкция двигателя – повышенную надежность работы в течение первых 5 секунд после запуска.
В двигателе первой ступени ракеты Р-39УТТХ было применено высокоплотное смесевое твердое топливо типа ОПАЛ с октогеном. НПО «Алтай» разработало его модификацию. На верхних ступенях было применено высокоэнергетическое топливо с новым горючим, позволившее значительно повысить удельный импульс тяги двигателей и тем самым энергетический потенциал ракеты.
Для обеспечения высокой плотности компоновки морской ракеты сопловые блоки верхних ступеней имеют двойные раздвижные телескопические насадки, коэффициенты объемного заполнения корпусов топливом повышены за счет улучшения физико-механических характеристик топливных составов и конструкции зарядов.
Корпуса двигателей изготавливались из органопластика на основе волокна типа «Армос» с повышенной удельной прочностью, позволившей создавать более высокие (в 1,4–1,9 раз) уровни рабочего давления в камере сгорания и тем самым уменьшить габариты и массу сопловых блоков, достичь более высокой степени расширения и, соответственно, более высокого удельного импульса тяги двигателей при прочих равных условиях.
В конструкции двигателей всех маршевых ступеней применены поворотные управляющие сопла на эластичном опорном шарнире. Система управления вектором тяги твердотопливного двигателя – наиболее сложная система, обеспечивающая управляемый полет ракеты и влияющая на его массовое совершенство. К середине 1980-х гг. для МБР РТ-2ПМ и РТ-23УТТХ были отработаны поворотные сопла на основе резинометаллического эластичного опорного шарнира. Аналогичные решения были приняты для двигателей Р-39УТТХ.

Двигательная установка второй ступени соединена с третьей межступенчатым отсеком, к которому крепится амортизационная ракетно-стартовая система, защищающая корпус двигателя третьей ступени от воздействия повышенного давления пороховых газов в кольцевом зазоре шахты при старте ракеты. В межступенчатом отсеке расположены рулевой привод двигателя третьей ступени и система разделения ступеней. Корпус двигателя второй ступени типа «кокон» снаряжен зарядом смесевого твердого топлива с центральным сквозным каналом и щелевым компенсатором поверхности горения в передней части канала, имеющим частично открытые горящие торцы. Управление по крену обеспечивается автономным двигателем крена.

Двигательная установка третьей ступени имеет корпус двигателя без цилиндрической части, а его переднее и заднее днища выполнены непрерывной намоткой нитей органопластика. Управление по каналу крена обеспечивает жидкостная двигательная установка разведения. Двигательная установка третьей ступени соединяется с боевой ступенью с помощью переднего узла стыка.
На ракете Р-39УТТХ впервые применена адаптивная система управления полетом. В основе адаптивного метода лежит принцип приспособления программы полета к фактическим условиям. Кроме внешних условий, на ракету в процессе движения действуют возмущения, обусловленные отклонениями параметров двигателей от номинальных. Применение адаптивной системы управления позволяет корректировать программу полета по предстартовым паспортным параметрам двигателей, предстартовой температуре и послестартовому прогнозированию расходно-тяговых параметров в реальном времени по измерению давления в камерах сгорания двигателей на начальном участке работы. Двигатели комплектуются высокоточными датчиками давления. Алгоритмы прогнозирования режима работы двигателей введены в бортовую систему управления. Введение адаптивной системы позволяет в каждом пуске прогнозировать удельный импульс тяги с точностью 0,3%, а средний массовый расход (то есть время работы) с точностью до 3%, на основе прогноза выбирать рациональную программу полета и в результате получить «на кончике пера» прирост дальности стрельбы до 3%.
Экспериментальная отработка таких схем для РДТТ всех трёх ступеней ракеты 3М-91 подтвердила работоспособность конструкций зарядов при реализованных в них коэффициентах объемного заполнения РДТТ топливом 0,92; 0,95; 0,97 соответственно.
Научно-технический уровень разработанных зарядов для двигателей I, II и III ступеней ракеты 3М-91 не уступал, а во многом и превосходил лучшие зарубежные аналоги. В 1992 г. был завершён полный цикл наземных испытаний, но после распада СССР (из-за утраты уникального производства) топливо с гидридом алюминия ТТФ-56/3 на второй и третьей ступенях было заменено на топливо ОПАЛ-МС IIМ.. Все двигатели были унифицированы по химическому составу и характеристикам с топливом первой ступени.
Амортизационная ракетная система имеет корпус, двигатель съема и увода (разработки КБ машиностроения), систему формирования каверны. После выхода из воды она сбрасывается и уводится от ракеты при работающем маршевом двигателе первой ступени. Для старта ракеты на днище шахты в полости сопла двигателя первой ступени установлен пороховой аккумулятор давления, содержащий корпус, многоканальную вкладную цилиндрическую топливную шашку из смесевого твердого топлива, систему запуска. Пороховой аккумулятор давления разработан, как и для ракеты Р-39, Люберецким НПО «Союз» (Б. П. Жуков, З. П. Пак).
Для 1-ой , 2-ой и 3-ей ступенией ракета в ОКБ-2 Златоустовского машзавода был разработан бортовой источник питания (БИП) к гидравлическому рулевому приводу. Заряды для БИП делал НИИПМ (генеральный директор Л.Н.Козлов).
Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разрабатывался ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ) с использованием больших интегральных схем частного применения нового поколения. Наработки по КБСК «Барк» в дальнейшем были использованы при создании КБСК для БРПЛ «Булава».
Аппаратура управления корабельными системами для комплекса Д-19УТТХ была разработана с использованием нового уровня интеграции микроэлектронных элементов, основанного на больших интегральных схемах частного применения. Прекращение работ по комплексу Д-19УТТХ не позволило в полной мере подтвердить эффективность новых решений по совершенствованию аппаратуры управления.
Дальнейшее развитие этих решений получило при создании аппаратуры управления корабельными системами обслуживания комплекса «Булава-30».
При этом Государственный ракетный центр выступил не только разработчиком, но и изготовителем и поставщиком аппаратуры управления в кооперации с заводами-изготовителями в Москве, Каменске-Уральском и Миассе. Последнее означает, что гарантийный и авторский надзор за этой составляющей ракетного комплекса будут вести соответствующие подразделения ГРЦ.
Корабельная цифровая вычислительная система (КЦВС) «Аист» в составе ракетного комплекса Д-19УТТХ предназначалась для размещения на подводных лодках четвертого поколения проекта 955 и модернизиеруемых подводных лодках проекта 941У. Приборы КЦВС были разработаны с использованием научно-технического задела НПО «Агат» по программам ПРОСЭМ («Прогресс») и «Единство». Они аккумулировали в себе современные на тот момент достижения в отечественной элементной базе и приборостроении. Однако требования Военно-морского флота и головного разработчика ракетного комплекса, предъявляемые к КЦВС, были настолько высокими, что для их выполнения необходимо было проделать огромную работу по созданию новых технических средств (приборов и устройств), а также разработать принципы работы и организации программного обеспечения.
То, что сейчас находит широкое применение в условиях развития современной элементной базы и созданных на ее основе технических средств, тогда впервые создавалось на элементной базе, обладавшей значительно меньшими техническими возможностями. Это и спецвычислители с внутренней памятью и контроллером, подключенные к магистрали центрального процессора с прямым доступом в его память, и распределение задач между спецвычислителями, с распараллеливанием потоков информации при организации взаимодействия, и управление потоками информации при многопроцессорной параллельной обработке, и многое другое. Данные операции обеспечивались использованием специально разработанных высокопроизводительного вычислительно-управляющего контура, созданного на базе управляющей ЦВМ (работающей в системе команд СМ-1420); высокопроизводительного процессора параллельной обработки информации; мультипроцессорного вычислителя, позволившего резко повысить скорость обработки математических задач за счет распараллеливания.
Технические параметры КЦВС «Аист» в части быстродействия, объемов оперативной и постоянной памяти, организации вычислительного процесса и др. позволяли надежно выполнять предъявленные требования, а также решать задачи, которые и современными средствами решить было бы не просто. По сравнению с КЦВС «Арбат» и «Альт» требования по объемам памяти возросли в 4 раза, а по быстродействию более чем в 100 раз. В качестве внешних запоминающих устройств применялись разработанные НПО «Агат» накопители на жестких магнитных и на оптических дисках. Для комплекса Д-19УТТХ НПО «Агат» также разрабатывались: система защиты комплекса, система подготовки технической информации, упрощенные аналоги разрабатываемых основных систем для комплексного моделирующего стенда головного разработчика и наземного стенда для Северного полигона.
Для комплекса Д-19УТТХ в КБТМ на базе ракетного комплекса Д-19 создавался комплекс наземного оборудования. Было создано 15 новых агрегатов. К разработке наземного оборудования привлекались: КБ “Мотор”, харьковское СКТБ НК “Точприбор”, новгородское КБ “Волна”, торжоцкое ОКБ ППТ, ковровское КБ “Арматура” и московский Прожекторный завод.
Отличительными особенностями новой ракеты Р-39УТТХ, влияющими на наземное оборудование, были измененное количество, расположение и размер транспортных опор, весо-габаритные характеристики и компоновочная схема разделяющейся головной части (переднего отсека).
Для обеспечения наземной эксплуатации ракеты Р-39УТТХ в КБТМ было разработано наземное оборудование 3Ф92 с использованием в качестве основы существующего оборудования 3Ф65. Эксплуатация ракет Р-39УТТХ, предполагавшаяся на тех же базах и в тех же сооружениях, что и ракет Р-39, а также аналогичность технологических процессов их подготовки позволили в значительной степени унифицировать технологическое оборудование для этих ракет, в результате чего: 10 агрегатов применены без доработок, 6 агрегатов доработаны с сохранением индексов, 8 агрегатов созданы вновь, в том числе комплект монтажно-стыковочного оборудования, стыковщик вертикальный, 8 агрегатов применены из числа серийного оборудования общего назначения. Проводилось также дооснащение средств погрузки и наземного оборудования для этапов отработки и испытаний ракеты.
Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ был подготовлен КБМ в марте 1987 года. В мае 1987 года был утверждён график переоборудования подводных лодок проекта 941 ракетным комплексом Д-19УТТХ на «Севмашпредприятии»:
• заказ 711, октябрь 1988 г. — 1994 г.,
• заказ 712, 1992—1997 гг.,
• заказ 713, 1996—1999 гг.,
• заказы 724, 725, 727 — постановка и сдача после 2000 года.
28 ноября 1988 г. СМ СССР принял Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XIII пятилетки (до 1991 г.) завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и начать перевооружение ПЛАРБ пр.941. Решением Минсудпрома и ВМФ переоборудование и ремонт головной ПЛ пр.941 (заводской №711) было поручено СРЗ «Звёздочка». Предполагалось, что СРЗ «Звёздочка» будет выполнять модернизацию ПЛ. «Севморзаводу» поручалось подготовить погружаемый стартовый комплекс ПС-65М для испытаний ракеты на полигоне и опытовую ПЛРБ пр.619 для испытаний и отработки комплекса Д-19УТТХ с ракетой 3М91.
До 1989 года финансирование работ по ОКР «Барк» велось через Министерство общего машиностроения; с 1989 года – по государственному контракту с Министерством обороны (заказчик – управление ракетного и артиллерийского вооружения Военно-морского флота).
В 1989 г. генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» С.Н.Ковалёв обратился к генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачёву с предложениями о дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил. По итогам его рассмотрения было выпущено Постановление СМ СССР от 31 октября 1989 года в котором был определён порядок развития морских стратегических ядерных сил на 1990-е и начало 2000-х годов. РПКСН проекта 941 планировалось полностью перевооружить на комплекс Д-19УТТХ и во второй половине 1990-х годов планировалось постройка серии из 14 РПКСН проекта 955 с комплексом Д-31 (12 БРПЛ на каждой АПЛ).
К 1991 году на Златоустовском машиностроительном заводе было начато производство ракет для проведения испытаний.
В 1992 г. был завершен полный цикл отработки маршевых и вспомогательных двигателей, выпущены итоговые отчеты о готовности двигателей всех ступеней к летным испытаниям в составе ракеты. Были проведены по 14–17 огневых стендовых испытаний. Впервые в отечественной практике создания крупногабаритных РДТТ при отработке двигателей применены новые методы подтверждения работоспособности, предельные испытания, что уменьшило объем экспериментальной отработки и снизило ее стоимость. В запланированном объеме осуществлена наземная экспериментальная отработка системы управления.
До начала летных испытаний на наземном стенде были проведены:
– летно-конструкторские испытания с погружаемого плавстенда, 7 пусков;
– отработка системы отделения амортизационной ракетной системы в четырех пусках на полномасштабных макетах;
– отработка процессов разделения ступеней;
– отработка боевых блоков 19 пусками носителя К65М-Р.
Затем темпы разработки снизились. Возникла необходимость замены топлива на верхних ступенях ракеты. Это связано с тем, что после распада Советского Союза комбинат в «ближнем зарубежье» был перепрофилирован с уникального производства нового горючего на потребности бытовой химии, а производство основного компонента топлива двух ступеней было утрачено. В июне 1992 г. Совет главных конструкторов принял решение о разработке Дополнения к эскизному проекту, по которому двигатели верхних ступеней снаряжались октогеновым топливом типа ОПАЛ, унифицированным по химическому составу и характеристикам с топливом первой ступени. Замена топлива снизила энергетику ракеты, количество боевых блоков среднего класса на ракете уменьшилось с десяти до восьми.
В декабре 1993 – августе 1996 г. было проведено по четыре успешных огневых стендовых испытания двигателей второй и третьей ступеней на новом топливе и выпущены Заключения о допуске к летным испытаниям.
«Барк» получился сложной машиной, требующей серьезной конструкторской работы и времени на ее реализацию. Но самая главная причина задержки в его разработке кроется в крайне неудовлетворительном финансировании проекта. При установленном правительством уровне денежного обеспечения КБМ удавалось делать одну ракету в три года. Именно по этой причине один из испытательных пусков произвели в 1994 году, следующий только в 1997 году. «Барк» имеет дальность полета более 10 тысяч километров и несет на себе 10 средних ядерных блоков. «Барк» мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором — за 17 минут. Помимо этого, ракета может быть применена в северных широтах, где ее можно запускать из-подо льда. В конструкции предусматривалась специальная система прохода через лед. «Барк» имел систему преодоления ПРО противника и еще ряд технических решений, делавших ее совершенно уникальным образцом российской ракетной техники. На ракете установлен АРСС — амортизационная ракетно-стартовая система. Это как бы своеобразный «колпак» на ракете, на гранях которого она висит в шахте. Помимо этого, АРСС защищает ракетную шахту от попадания туда воды в момент открытия крышки пусковой установки. Устройство выдерживает давление воды на глубинах до 150 метров, весит около 5 тонн и на определенной высоте должно отстреливаться.
На Южном морском полигоне прошли бросковые испытания в объеме девяти пусков с плавстенда. Организация бросковых испытаний ракеты Р-39УТТХ с плавстенда проводилась по схеме, аналогичной бросковым испытаниям ракеты Р-39. Испытаниям предшествовала замена шахты на плавстенде. Шахта комплекса Д-19, хранящаяся на полигоне, была возвращена на плавстенд, который до этого обеспечивал бросковые испытания комплекса Д-9РМ. К 1992 году был закончен этап бросковых испытаний.
Для испытаний КБТМ разработало проект наземного стартового комплекса НСК-65М, он был испытан и в 1993 году сдан в эксплуатацию. На Северном морском полигоне для этапа летных испытаний с наземного стенда были подготовлены три ракеты Р-39УТТХ. Испытательный пуск телеметрической ракеты выполнен в декабре 1993 года. Во время первого пуска у ракеты 3М91 отработала первая ступень, успешно прошло ее отделение, включился второй двигатель, прошла расстыковка с третьей ступенью и включение третьего маршевого двигателя. АРСС не отделился и машина несла его до Карского моря, где произошла самоликвидация. В ходе второго пуска было значительно превышено расчетное значение вибраций, воздействующих на гироплатформу комплекса командных приборов. Это исключительно конструкторская ошибка. В результате конструкторам пришлось доработать систему амортизации.

19 ноября 1997 года с Центрального морского полигона в Неноксе произведен испытательный пуск ракеты, из-за неполадок ракета была взорвана на высоте 200 м. Во время третьего пуска подвела система съема АРСС. Для того чтобы АРСС успешно отделился от ракеты, подаются под АРСС газы двигателей съема. Устройства, по которым подается газ, на концах оснащены специальными дросселирующими молибденовыми шайбами, они не были установлены и патрубки, не рассчитанные на столь высокие температуры, «разошлись» на диаметр, превышающий допустимый. В результате под АРСС поступило большее, чем необходимо, количество разогретого газа, сгорела система управления ракеты. Но даже несмотря на это, согласно программе действия в аварийной ситуации, система управления разделила ракету на ступени и они самоликвидировались. Был найден отстрелившийся АРСС и установлена причина аварии.
К тому времени, уже 2 ноября 1996 года в Северодвинске была заложена РПКСН “Юрий Долгорукий” проекта 955, который предполагалось оснастить ракетами Р-39УТТХ (3М91). В июне 1995 года указом Президента Б.Н.Ельцина начато перепроектирование РПКСН проекта 955 под ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк».
В ноябре 1997 года министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым в письме премьер-министру В.Черномырдину был поставлен вопрос о передаче проектирования основной баллистической ракеты ВМФ в Московский Институт Теплотехники.
В ноябре 1997 года Межведомственная комиссия, созданная по приказу министра обороны, занималась выявлением причин неуспешного третьего пуска, в декабре вторая Межведомственная комиссия, также созданная по приказу министра обороны, определяла перспективы развития морских стратегических сил.
По утверждению участников комиссий от Управления начальника вооружения, Ракетных войск стратегического назначения и Московского института теплотехники, в ракете Р-39УТТХ были применены устаревшие решения: по системе управления, боевому блоку, маршевым двигательным установкам, топливу и т.д. Это мнение не соответствовало действительности, а именно:
– в системе управления была применена более стойкая элементная база, чем на «Тополе-М»; точность стрельбы практически одинаковая со стационарными межконтинентальными баллистическими ракетами;
– в боевом блоке, отработанном пусками ракет К65М-Р, были реализованы все варианты срабатывания, сверхскоростные режимы полета, низкий уровень заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах;
– совершенство двигателей (отношение веса корпуса к весу топлива): первой и второй ступеней лучше, чем у «Тополя-М», на ~20–25%, третьей ступени – хуже на ~10%;
– топливо и материалы были фактически одинаковыми, более того – на ракете Р-39УТТХ применены магниево-литиевые сплавы, легированные скандием, с более высокими характеристиками;
– сопоставление по показателю совершенства, определяемому величиной забрасываемого веса (в терминологии СНВ-1) на дальность 10 тыс. км (в килограммах), отнесенной к стартовому весу ракеты (в тоннах), показывает: Р-39УТТХ – 37,7, «Тополь-М» – 30,6, «Трайдент-2» – 37,2, «Минитмен-3» – 39,6.
Рабочая группа второй Межведомственной комиссии предлагала продолжить работы по комплексу Д-19УТТХ и переоборудовать под него не менее двух ракетоносцев по проекту 941У, полагая, что наличие до 400 боевых блоков на этих ракетоносцах благоприятно скажется на боеготовности морских стратегических ядерных сил. Вместе с тем члены рабочей группы от Управления начальника вооружения и Ракетных войск стратегического назначения прогнозировали увеличенные затраты и сроки на завершение испытаний (11, а не 9 пусков, как указано выше) 4,5–5,0 млрд руб. (а не 2,2 млрд руб.) и в этой связи предлагали разработку комплекса Д-19УТТХ прекратить; с 1998 года начать разработку нового комплекса на базе максимально унифицированной ракеты наземного и морского базирования.
Межведомственная комиссия согласилась с предложением представителей Управления начальника вооружения и Ракетных войск о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ, несмотря на то, что в этом случае количество боезарядов, развернутых в морской составляющей стратегических сил, сокращалось в 2010 году до уровня 100–200 единиц (по оценкам в рабочих материалах Межведомственной комиссии).
В начале 1998 года выводы и предложения Межведомственных комиссий получили одобрение на Военно-техническом совете Министерства обороны. Затем они были рассмотрены специально созданной распоряжением Президента РФ Комиссией. Рассматривались также на различном уровне конкурсные аванпроекты по морскому комплексу «Булава» с малогабаритной ракетой, унифицированной для наземного и морского базирования. Российское космическое агентство, в ведение которого 20 января 1998 года Указом Президента РФ были переданы вопросы боевой ракетной техники стратегического назначения, выдвинуло на Комиссию дополнительный вариант, основанный на предложениях Государственного ракетного центра: возобновить производство (модернизировать) ракет Р-29РМУ и провести заводские ремонты всех ракетоносцев проекта 667БДРМ. Это позволяло не спешить с разработкой комплекса «Булава», сдвинуть сроки ее завершения на 2008–2009 годы и применить новое, более эффективное твердое топливо. Однако большинство членов Комиссии не поддержало вариант Роскосмоса, рекомендовав форсированную разработку «Булавы» (2004) с учетом унификации.
Впоследствии на государственном уровне предложение Министерства экономики и Министерства обороны о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ было принято.
Таким образом, после трех неудачных пусков с наземного стенда, длительных разбирательств проект «Барк» был закрыт.
Неудачные испытания ракеты привели к решению Совета безопасности в 1998 году о прекращении разработки ракетного комплекса “Барк”.
Несколько фактов о состоянии работ по «Барку» на момент его закрытия. К концу 1997 года на Златоустовском машиностроительным заводе находилась полностью скомплектованная ракета Р-39УТТХ № 4, которая с учетом устранения замечаний по третьему пуску могла быть отправлена на полигон в июне 1998 года. Для следующих пяти ракет на заводах имелся задел узлов и сборок в размере от 70 до 90%.
С учетом такого задела можно было провести пуски двух ракет в 1998 году. Существовала возможность завершения испытаний с наземного стартового комплекса в 1999 году пусками еще двух ракет. После этого в 2000 году следовало провести пуски пяти ракет с переоборудованной лодки проекта 941У. Техническая готовность комплекса на конец 1997 года составляла 73%, готовность переоборудования головного ракетоносца по проекта 941У – 83,7%.
РПКСН пр. 941 типа «Тайфун», 10 лет простоявшая в «Севмашпредприятие» в ожидании перевооружения, имела 84-процентную готовность к постановке нового комплекса. На ней были практически смонтированы пусковые установки, в ракетные отсеки размещена монтажно-технологическая аппаратура, для завершения строительства осталось только поставить корабельные системы, которые находятся на заводах-изготовителях.
В результате работа по теме «Барк» была закрыта и флот оказался под угрозой остаться без новых баллистических ракет. Тем более что в 2003 году истечет срок эксплуатации комплексов баллистического оружия Д-19, установленных на АПЛ проекта 941 типа «Тайфун». Упала всего лишь третья ракета и в результате закрывают работу над комплексом, который был готов на 73%. КБМ оставалось провести всего несколько пусков с наземного стенда и около 8 пусков с АПЛ, и тогда с уверенностью можно было бы принимать комплекс на вооружение.
Некоторый опыт по созданию комплекса Д-19УТТХ «Барк» был в дальнейшем использован в отечественном ракетостроение. Так, для установки боевого блока в ракеты типа Р-29РМУ разработали новую платформу с отработанной на ракете Р-39УТТХ системой отделения с низкими возмущающими воздействиями на блок.
Результаты испытаний высокоскоростного блока для ракеты Р-39УТТХ (20 пусков экспериментальных ракет с 58 блоками) существенно обогатили имеющийся у КБ машиностроения практический опыт по созданию скоростных боевых блоков. На основании всестороннего анализа результатов было создано программно-методическое обеспечение, позволяющее для вновь разрабатываемых боевых блоков различного класса существенно сокращать объем их летно-конструкторских испытаний.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ Машиностроения
Генеральный конструктор И.И.Величко
Гл. конструктор В.Д.Калабухов
Изготовитель Златоустовский МЗ
Классификация по СНВ: класс “В”
Наименов. БРПЛ по СНВ РСМ-52 вариант, РСМ-52У
Код НАТО SS-NX-28
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, четвертого поколения
Корабли-носители: ПЛ пр.941, 955 “Борей”
Состояние испытания начаты в декабре 1993 года, в 1998 году разработка прекращена
Дальность стрельбы, км межконтинентальная (до 10000)
Головная часть:
-тип РГЧ ИН
-число блоков 8 — 10
-мощность заряда блока средняя
-забрасываемый вес, кг 2850 — 3050 (3400)
Система управления инерциальная с астрокоррекцией и коррекцией по ИСЗ
Тип старта: подводный из затопленной шахты с помощью ПАД и АРС
Глубина старта, м 40-50
РАКЕТА
Число ступеней 3+ступень разведения боевых блоков
Размеры, м
-длина полная 16,1
-длина без головной части 16,1
-макс. диаметр корпуса 2,42
Стартовый вес, т 87 — 90,1 (без амортизационной системы 81)
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
-длина полная 9,5
-макс. диаметр корпуса 2,4
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ
-разработчик НПО “Искра”
-гл. конструктор Л.Н.Лавров
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-длина полная 4,1
-макс. диаметр корпуса 2,4
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ
-разработчик НПО “Искра”
-гл. конструктор Л.Н.Лавров
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-макс. диаметр корпуса 2,3
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ
-разработчик НПО “Искра”
-гл. конструктор Л.Н.Лавров

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик КБМ
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
-длина 17,0
-диаметр 2,6
Число ракет на ПУ, шт 1
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 5
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря всепогодный пуск
-широта места старта, град 0-90

ВТС «БАСТИОН», 18.02.2017

Источники:
А.В.Карпенко, Н.И.Шумков «МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
«Морские стратегические ракетные комплексы», коллектив авторов:…Карпенко А.В…М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ МОРСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ СССР И РОССИИ 1947–2012. КАТАЛОГ М: ГРЦ 2012.
СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
“ Ракета взорвалась на старте” — “Санкт-Петербургские ведомости” от 21 ноября 1997 года
“Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева” — ГРЦ-КБМ
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
“Дайджест зарубежной прессы. ВМС и кораблестроение” — СПб, ЦНИИ им. А.Н.Крылова, выпуск №18/19, 1997 год
“Дайджест зарубежной прессы. ВМС и кораблестроение” — СПб, ЦНИИ им. А.Н.Крылова, выпуск №22, 1999 год
“Российский сюрприз для США” — “Известия” от 9 сентября 1999
“Врагу не сдается наш гордый “Тайфун” — “Известия” от 16 сентября 1999 года
В.А.Пяткин “Генеральный конструктор”, Миасс: ГРЦ КБМ, 1998
“Новости космонавтики” №3-1999 (стр. 47)
Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. “Комплексы наземного оборудования ракетной техники 1948-1998 гг.”, под редакцией Бирюкова Г.П., М: КБТМ, 1998
С.Сокут “Рекогносцировка произведена на Северном флоте” — “НВО” №13 от 14-20 апреля 2000 года
“Синева” поднимается над морем” — “ Независимое военное обозрение” №16 (189) от 12 мая 2000 года
http://frpc.secna.ru
militaryrussia.ru

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ ПО БЛОКАМ СРЕДНЕГО КЛАССА
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»
КОНЦЕРН «МОРИНФОРМСИСТЕМА-АГАТ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap