ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19 С МБР Р-39 (СИСТЕМА “ТАЙФУН”)

MISSILE COMPLEX D-19 ICBM R-39 (“TYPHOON”)

В ответ на развертывание в США работ над системой «Trident», в СССР были начаты работы над морской стратегической системой «Тайфун». Совершенствоваться должны были все элементы системы — и ракетный комплекс, и система базирования, и связи и т.д. Требования к ракете, в целом аналогичные, предъявляемые к ракете «Trident II», привели к ее большим массогабаритным параметрам (масса ракеты после сброса элементов пусковой установки составляла -84 т).
Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам, вышедшем в июне 1971 г., задавалась КБ машиностроения (КБМ) разработка комплекса Д-19 с твердотопливной ракетой с моноблочной и разделяющимися (3–5 блоков среднего, 8–10 блоков малого классов мощности) головными частями и с повышенной дальностью стрельбы.
Аванпроект разработан в июле 1972 г. По результатам аванпроекта требуемые (или близкие к ним) характеристики обеспечивались следующими техническими решениями. Трехступенчатая ракета массой около 75 тонн размещалась в ракетной шахте диаметром 2,7 м, высотой 15,0 м. Такие характеристики обеспечивались за счет совмещения сопла второй ступени с передним днищем первой ступени и применения четырехблочного двигателя третьей ступени, размещенного вместе с одним из трех типов боевого оснащения между второй ступенью и передней сборкой, содержащей приборный отсек и двигатель разделяющейся головной части (четвертая ступень). На ракете предполагалось применить амортизационную ракетно-стартовую систему массой около 7 тонн, обеспечивающую установку ракеты в шахту через амортизирующее кольцо, заменившее пусковой стол; пуск ракеты осуществлял стартовый двигатель массой около 4 тонн, выполненный в виде кольца вокруг сопла двигателя первой ступени. Кроме этого аванпроектом представлялся вариант традиционной компоновочной схемы, то есть с межступенчатым отсеком, без совмещения элементов двигателей первой и второй ступеней в одной конструкции.
Обсуждение аванпроекта было весьма обстоятельным и сопровождалось проектными проработками. Наибольшее сомнение, с точки зрения реализации, вызывало решение, связанное с отказом от традиционного межступенчатого отсека, а также применение кольцевого (моноблочной конструкции) стартового двигателя.
С большим вниманием рассматривался также вопрос о применении амортизационной ракетно-стартовой системы, о замене традиционной установки ракеты на пусковой стол, ее «подвеской» на верхнем срезе шахты. Очень подробно обсуждались вопросы о марках применяемого твердого топлива.
Разработка ракетного комплекса Д-19 третьего поколения в составе морской стратегической системы «Тайфун» (главный конструктор комплекса А. П. Гребнев) началась в КБМ (гл. конструктор В.П.Макеев) по Постановлению Правительства от 19 сентября 1973 года №692-222. Создание комплекса Д-19 с трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-39 было начато практически одновременно с ракетой Р-29Р.
Опытно-конструкторская разработка комплекса Д-19 была начата по сентябрьскому (1973 г.) постановлению правительства о создании стратегической морской ракетной системы «Тайфун. Разработка была полностью ориентирована на новые технические решения и помимо традиционной цели — повышения боевых возможностей комплекса — предусматривала улучшение условий эксплуатации ракет на ПЛ.
В ходе работ над комплексом и ракетой Р-39 в максимальной степени использованы задел и опыт, накопленный при создании боеголовок, систем управления с астрокоррекцией, корабельных вычислительных средств, корабельной системы управления.

В декабре 1974 г. был выпущен эскизный проект. В проекте предлагался вариант с использованием межступенчатого отсека. Увеличились длина, стартовая и погрузочная масса ракеты (до 90 тонн).
В июне 1975 г. вышло дополнение к эскизному проекту, в котором обосновывалось применение одного типа боевого оснащения (десять боеголовок малого класса мощности) и моноблочного двигателя третьей ступени, а вместо стартового двигателя применен пороховой аккумулятор давления, установленный на днище ракетной шахты, но в объеме сопла двигателя первой ступени.
Изменения в процессе разработки компоновочной схемы ракеты, применение различных твердых топлив, уточненные характеристики твердотопливных двигателей, бортовой системы управления и другие решения в итоге привели не только к удлинению ракетной шахты с 15,0 до 16,5 м, но и к увеличению погрузочной массы ракеты с амортизационной ракетно-стартовой системой до 90–95 тонн в зависимости от типа топлив. Окончательный вариант ракеты Р-39 сформировался после выхода в августе 1975 г. постановления правительства. Этим постановлением в числе других решений были установлены, по образному выражению разработчиков, две формулы:
– для комплекса Д-9РЛ – «7 на 7»;
– для комплекса Д-19 – «10 на 10».
Первая цифра определяла количество боевых блоков малого класса мощности на ракете; вторая – максимальную дальность стрельбы в тысячах километров. Для комплекса Д-19 комплектация десятиблочной разделяющейся головной частью становилась единственной.
В эскизном проекте и в дополнении одной из главных стала проблема технической реализации старта: предложенный вариант амортизационной ракетно-стартовой системы и газоструйной защиты ракеты при выходе из шахты и при движении на подводном участке траектории позволили отказаться от стартового двигателя, сохранить АРСС, оптимизировать массу ракеты (без стартовых систем) в согласованных габаритах шахты подводной лодки и снизить послестартовый разбаланс. Вариант стал результатом совместных работ и компромисса, достигнутого между КБ машиностроения, ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ и Институтом вооружения ВМФ.
Дальнейшие коррективы, утверждаемые и вводимые постановлениями правительства в декабре 1976 г. и в феврале 1981 г., на конструктивно-компоновочную схему ракеты не влияли. Они изменяли тип топлива на второй и третьей ступенях ракеты, допускали уменьшение максимальной дальности стрельбы, корректировали сроки создания комплекса.

Ракетный комплекс Д-19 предназначен для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях. БРПЛ Р-39 (3М65) -первая в ВМФ твердотопливная трехступенчатая ракета с межконтиненталь¬ной дальностью стрельбы.
Новые технические решения, реализованные в ракете и комплексе: применение ракетных двигателей на высокоэнерге¬тическом твердом топливе, разработанных с исполь¬зованием новых конструкционных материалов; использование принципа обобщенной астрокоррекции в системе управления; применение высокоскоро¬стных малогабаритных боевых блоков повышенной удельной мощности; разработка АРСС, обеспечивающей хранение, транспортировку и защиту ракеты при аварийном погружении РПЛ СН; создание агрегатов наземного технологического оборудования на железно¬дорожном ходу с бескрановой перегрузкой ракет, комплекс средств их погрузки, обеспечивающих безопасность эксплуатации ракет в условиях ТРБ.
Ракета состоит из трех маршевых ступеней с двигателями на твердом топливе и разделяющейся головной части (РГЧ), в состав которой входят боевые блоки, аппаратура управления, жидкостный ракетный двигатель для наведения боевых блоков.
Разделяющаяся головная часть включает приборный отсек с аппаратурой системы управления, отсек двигательной установки и боевые блоки. Приборный отсек расположен в носовой части и выполнен в виде отдельной сборки. Двигательная установка занимает периферийную зону вокруг двигателя третьей ступени, состоит из жидкостного двигателя и топливных баков. Двигатель – двухрежимный с открытой энергетической схемой с однократным включением и многократным переключением с режима на режим. Десять боевых блоков расположены на платформах по периферии вокруг двигателя третьей ступени, в кормовой его части. Конструкция амортизационной ракетно-стартовой системы и передней части ракеты обеспечивает замену боевых блоков и приборного отсека без выгрузки ракеты из шахты ракетоносца.

Руководство Минобороны требовало сначала несколько различных комплектаций головных частей ракеты Р-39 комплекса Д-19. Согласно первоначальному техническому заданию ВМФ на создание РК предусматривалось, что конструкция ракеты должна позволять устанавливать три взаимозаменяемые головные части: моноблочную (однозарядную), трех и десятиблочную (РГЧ ИН) с боеголовками среднего и малого класса мощности, соответственно.
ЦНИИмаш (Б.А.Дмитриев, М.Б.Двинин, И.Т.Скрипниченко) совместно с КБМ В.П. Макеева, 24 и 28 НИИ ВМФ с помощью разработанной ЦНИИмаш методики провел широкие исследования по обоснованию облика новейшего ракетного комплекса морского базирования на твердом топливе Д-19 и выработке технических требований к этому РК. Как показали предварительные проектные проработки такой ракеты, несмотря на использование «нетрадиционной» конструктивно-компоновочной схемы ракетной части, ориентацию на внедрение высокоэффективных твердых топлив, перспективных конструкционных и теплозащитных материалов, выполнить предъявляемые ВМФ требования максимальной дальности стрельбы при заданных жестких ограничениях габаритных характеристик комплекса было невозможно.
Организации совместно доказали целесообразность компоновки ракеты с одним типом полезной нагрузки — многоэлементной РГЧ с высокоскоростными малогабаритными боеголовками средней мощности и наведением их на индивидуальные цели по так называемой «свободной» схеме разведения. Данное предложение (от ЦНИИ маш — Н.А.Орлов, П.Ф.Браславский, П.П.Бузаев и др.) было одобрено руководством ВМФ и положено в основу создания комплекса.
Значительные сроки разработки комплекса Д-19 позволили внести и реализовать существенные изменения в конструкцию корпуса высокоскоростного малогабаритного блока (улучшить теплозащиту и материал наконечника), что повысило стабильность аэродинамических характеристик и работоспособность при повышенных траекторных нагрузках.
Баллистические условия применения боеприпаса ракеты Р-39 по сравнению с условиями применения ЯБП-100 (применен на ракете Р-29РЛ ракетного комплекса Д-9РЛ) расширились в сторону увеличения – скоростей входа и наклона траекторий (до –76°…–78°), а также угла атаки при входе в атмосферу. При этом появлялась дополнительная ошибка срабатывания системы подрыва, неприемлемая по условиям обеспечения точности воздушного подрыва для заряда малого класса мощности. Для исключения этой ошибки в функционально-математическое обеспечение был введен учет прогнозируемого системой управления ракеты угла атаки при входе в атмосферу и уточнен алгоритм корректировки параметра настройки системы подрыва, реализованный бортовой системой управления ракеты Р-39.
Ядерный боеприпас ракеты Р-39 (главный конструктор В.А. Верниковский) разработан с применением улучшенного заряда повышенной на ~30% мощности (разработка ВНИИ приборостроения), системой автоматики, аналогичной автоматике ЯБП-100, в корпусе с улучшенной теплозащитой и наконечником из нового материала.
По своим весо-габаритным характеристикам и аэродинамической форме этот боеприпас был, практически, аналогом ЯБП-100. Данное обстоятельство позволило в составе ракеты типа Р-29Р применить улучшенный боевой блок.
Разработку двигателя 3Д65 первой ступени вело КБ «Южное». Проектом предусматривалось создать первую твердотопливную ступень унифицированную с МБР РТ-23 (15Ж44) комплекса для РВСН, что было определено Решением ВПК от 22 февраля 1973 года. Полной унификации достигнуть не удалось, но многие технические решения по 3Д65 были использованы в двигателе 15Д206 ракеты 15Ж44. В двигателе 3Д65 применен заряд смесевого твердого толива с внутренним каналом звездообразной формы, который был разработан в НПО «Алтай». Для управления полетом ракеты Р-39 на первой ступени в стационарном сопле применены восемь попарно расположенных клапанов вдува, через которые осуществляется вдув горячих газов в закритическую часть сопла маршевого двигателя. Корпус двигателя разработан КБТ (гл. конструктор В.Д.Протасов), серийное произодство осуществлял завод «Пластмасс» в г. Сафоново. Силовая оболочка корпуса изготовлялась из высокопрочного оргволокна СВМ, в днищах использовался титановый сплав ВТЗ-1.

Маршевые двигатели ракеты имеют малое относительное удлинение с минимальными объемами межступенчатых отсеков. Корпуса ступеней выполнены цельномотанными пластиковыми типа “Кокон”, снаряжены прочно скрепленными зарядами твердого топлива. На ракете впервые реализован сопловой блок с раздвижным телескопическим раструбом. Сборку ракет предполагалось производить в Перми или в Златоусте. В результате был выбран Златауст, где была проведена реорганизация производства и пострены новые производственные мощности.
Управление первой ступенью ракеты по всем каналам осуществляется вдувом газа, отбираемого из камеры двигателя, в закритическую часть центрального неподвижного сопла через восемь клапанов вдува. Топливо двигателя первой ступени – бутилкаучуковое. Двигатель унифицирован с двигателем первой ступени МБР РТ-23.
Заряды двигателей первой, второй и третьей ступеней изготавливаются методом заливки топливной массы в корпус с последующей ее полимеризацией.
Двигатель первой ступени запускается после выхода ракеты из шахты. Для повышения надежности и безопасности старта предусмотрена дополнительная система запуска двигателя первой ступени, работающая автономно, а в конструкции двигателя приняты меры по обеспечению повышенной надежности его работы в течение первых 5 секунд после запуска.
Первая и вторая ступени ракеты соединяются межступенчатым отсеком.

Двигатель второй ступени соединяется с разделяющейся головной частью. Центральное раздвижное управляющее сопло с телескопическим раскрывающимся насадком создает управляющие моменты. По крену ракета управляется автономными двигателями. Двигатель использует высокоплотное октогеновое топливо.
Для 2-ой ступени ракеты Р-39 в ОКБ-2 Златоустовского машзавода (ведущий конструктор В.С.Попов) был разработан бортовой источник питания к гидравлическому рулевому приводу. Он прошел все стадии отработки и был сдан в серию.
Двигатель третьей ступени размещается за приборным отсеком по продольной оси ракеты. Двигатель снабжен неподвижным центральным соплом с выдвижным телескопическим насадком, раскрывающимся после отработки возмущений, вызванных разделением второй и третьей ступеней. В топливе применен более мощный, чем на других ступенях, окислитель. При полете третья ступень управляется двигателем разделяющейся головной части.
Корпуса двигателей изготовлены из композиционных материалов, по конструкции типа «кокон» методом непрерывной намотки высокопрочного органического волокна. Сопла всех ступеней частично утоплены в корпуса двигателей.
Для Р-39 разработаны специальные малогабаритные облегченные кабельные вводы, применен ленточный провод, унифицированы требования к бортовым кабелям, размещенным в различных частях ракеты. Для передачи телеметрической информации впервые использована замотанная в корпусе твердотопливных двигательных установок бортовая ка¬бельная сеть. Для системы управления внедрено прове¬ренное решение по прокладке кабелей в трубах. Замотанная в корпуса твердотопливных двигательных установок бортовая кабельная сеть реализована в следующей ракете.
Широкое использование системы снятия жестких связей с ДУЗ получили на твердотопливной ракете Р-39. Это системы применялась для отделения хвостового отсека, амортизационной ракетной системы, ступеней ракеты, межступенчатого отсека, разделения набора электрических кабелей и вскрытия окна пускового клапана. Для обеспечения безударного разделения ступеней ракеты межступенчатый отсек разрывался на панели как в поперечном, так и в продольном направлениях. В составе данной системы снятия жестких связей были применены механические узлы инициирования, срабатывающие при достижении заданного расстояния между разделяемыми ступенями.
Впервые в практике на этой ракете для сброса с ракеты резинометаллических амортизаторов были использованы некумулятивные детонирующие удлиненные заряды. Кроме того, разделение электрических кабелей системы управления и кольцевой перемычки межступенчатого отсека осуществлялось одним и тем же ДУЗом, при этом в зонах расположения ленточных кабелей толщина перемычки корпуса уменьшалась.
Для ракеты Р-39 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на ракете. Амортизационная ракетно-стартовая система включает корпус с крышкой, систему съема и увода, систему формирования каверны. Система съема и увода содержит два пороховых двигателя: увода – размещен под крышкой, съема – является частью корпуса.

Ракетно-стартовая система обеспечивает амортизацию ракеты и герметизацию полости шахты. Применена “висячая” схема размещения ракеты в шахте — ракета висит на кольце верхнего среза шахты на специальной амортизированной ракетно-стартовой системе (АРСС). Старт ракеты производится из незатопленной шахты за счет порохового аккумулятора давления (ПАД), который устанавливается на днище шахты и размещается в сопле двигателя первой ступени. Для уменьшения гидродинамических нагрузок на ракету в момент старта на АРСС зарядами твердого топлива создается газовая каверна. Система формирования каверны включает пороховой газогенератор, совмещенный с крышкой.
При погрузке ракеты в шахту корпус двигателя съема устанавливается на резинометаллическое кольцо пусковой установки. Амортизационная система обеспечивает: защиту передней части ракеты на всех этапах эксплуатации, стыковку с корабельными системами обслуживания, создание необходимых гидродинамических условий обтекания для стабилизации ракеты, герметизацию шахты для обеспечения «сухого» старта, безопасность ракеты при глубоководном погружении ракетоносца с открытой или негерметичной крышкой шахты. После выхода из воды амортизационная ракетно-стартовая система снимается с ракеты при работающем двигателе первой ступени и уводится от столкновения.

КЦВС «Альт» разработана НПО «Агат» для ракетного комплекса Д-19 (главный конструктор Я.А. Хетагуров). Приборы системы «Альт» и, в первую очередь, ЦВМ были созданы с использованием микросхем малой и средней степени интеграции. Эта элементная база к тому времени была достаточно хорошо отработана и обеспечивала в совокупности с примененными конструктивными и схемотехническими решениями высокую надежность и достоверность выдаваемой информации. В системе «Альт» были использованы вычислительные машины, разработанные в НПО «Агат»: ЦВМ «Атака» и «Прибор-189». КЦВС «Альт», так же как и «Атолл», имела только цифровые связи с корабельной системой управления ракет.
В связи со значительным расширением объема решаемых задач, вызванным увеличением количества ракет, точек прицеливания, изменениями, обусловленными совершенствованием алгоритмов решаемых задач, а также повышением требований к основным характеристикам комплекса (в первую очередь точности стрельбы) – возросли и требования к КЦВС «Альт». Среднее быстродействие решения задач системы «Альт» было в три раза выше, чем у системы «Атолл». Объемы оперативной и долговременной памяти увеличены в 4–5 раз. Это позволило обеспечить заданные минимально возможные время предстартовой подготовки и интервал стрельбы, а также залп полного боекомплекта по двумстам точкам прицеливания.
По результатам испытаний и последующей эксплуатации КЦВС «Альт» в полном объеме обеспечивала выполнение заданных требований.
Система прицеливания была создана в киевском ЦКБ “Арсенал” под руководством С.П.Парнякова. Было разработано три прибора 3Ч65, 3Ч67 и 3Ч68. Базовый прибор 3Ч65 был установлен в отсеке, где были размещены приборы навигационного комплекса корабля, а остальные вне прочного корпуса ПЛ в герметичных выгородках. Отсутствие доступа к приборам во время эксплуатации обусловило высокие требования к их надежности. Отличительной особенностью системы 3Ч65 было то, что информацию в систему управления выдавали только приборы, установленные на каждой шахте, остальные приборы обнулялись по базовому прибору, что значительно повысило точность и надежность системы.
На подводных лодках, оснащенных навигационными комплексами, разработанными ЦНИИ «Электроприбор» (главный конструктор В. Г. Пешехонов), удалось исключить систему компенсации динамических ошибок, поскольку все необходимые системе управления комплекса Д-19 сигналы выдавались навигационным комплексом.

Параллельно с работами по первому ракетному комплексу 3-его поколения Д-9Р велась разработка комплекса Д-19 с твердотопливной ракетой Р-39, к которой в качестве головной организации по наземному оборудованию также было привлечено КБ транспортного машиностроения (КБТМ).
Параллельно с разработкой ракетного комплекса Д-19 велась разработка средств обеспечения испытаний и наземной эксплуатации. В составе наземного оборудования предусматривались как средства обеспечения летной отработки ракеты, так и средства для штатной эксплуатации. При этом требовалось решить ряд задач, связанных с характеристиками, своеобразной компоновкой и реализацией в ракете Р-39 новых технических решений, а также с особенностями ее наземной эксплуатации.
По весу и габаритам ракета существенно отличалась от ранее созданных и находившихся в эксплуатации морских баллистических ракет, что практически исключало возможность использования не только имевшегося технологического оборудования, но и существующих технических ракетных баз флота.
Потребовались новые подходы и разработки по всем составляющим и вариантам наземного оборудования, средств погрузки, полигонного и базового обеспечения, включая разработку отдельного проекта «Капонир» по организации наземной эксплуатации ракет на технической ракетной базе. Для определения рациональной технологии и состава наземного оборудования было проработано несколько вариантов схемы прохождения ракеты Р-39 по маршруту: завод-изготовитель – техническая ракетная база – пункт погрузки на подводную лодку. При этом особое внимание уделялось внутрибазовой транспортировке, перегрузке, вопросам безопасности и надежности работ.
В результате принят вариант, основанный на следующих положениях: постоянное нахождение ракеты на специальной корсет-опоре на всех этапах прохождения, в том числе при хранении и подготовке; дальняя и внутрибазовая транспортировка ракеты только по железнодорожным путям на агрегатах с железнодорожным ходом; перемещение ракеты с агрегата на агрегат перекатыванием корсет-опоры, что полностью исключает необходимость в крановых перегрузках.

В разработке находились: комплекс бросковых испытаний КБИ, наземный стартовый комплекс НСК-65, комплекс наземного оборудования КНО, комплекс средств погрузки ракеты КСПР и проекты РТБФ. В состав КБИ вошли: агрегаты наземного оборудования и перестроенные и дооснащенные инженерные сооружения, в том числе МИК и железнодорожный пункт разгрузки. Для погрузки ракет на стенд был привлечен подъемный кран проекта 1520 “Богатырь” и для кантования ракет — самоходный кран КС-8362Д. КБИ имел в своем составе 10 новых агрегатов, восемь из них созданы КБТМ. Он обеспечил 20 пусков ракет Р-39.
В НСК вошло 17 новых агрегатов, в их разработке приняли участие: КБТМ, ЛПМБ “Рубин”, торжоцкое ОКБ ППТ, ЛНПО “Красная заря”, московский Прожекторный завод, новгородское КБ “Волна”, ВНПО “Каскад” и КБ “Мотор”.
В КБТМ было создано наземное оборудование 3Ф65 нового типа, предназначенное для штатной эксплуатации ракеты Р-39 в условиях новой технической ракетной базы, по принципиально новой технологии, повысившей надежность и безопасность выполнения рабочих операций.

В состав штатного КНО вошло 20 новых агрегатов, в том числе 16 созданных КБТМ и четыре — калининградским ЦКБТМ, три было заимствовано и 21 серийно выпускался. Один из основных агрегатов – корсет-опора, предназначенная для укладки и закрепления на ней ракеты с целью обеспечения транспортировки, хранения, перегрузки и кантования, а также проведения сборочно-разборочных работ на транспортно-перегрузочном агрегате. Секция железнодорожных средств транспортировки, предназначенная для дальних перевозок по магистральным железнодорожным путям ракет Р-39 на корсет-опо-
рах в составе грузовых и специальных поездов, сформировалась или из двух грузовых изотермических вагонов и одного вагона сопровождения, или из четырех изотермических вагонов и одного вагона сопровождения.
Важным связующим звеном в наземном оборудовании стал транспортно-перегрузочный агрегат, с помощью которого на технической позиции ракету с корсет-опорой выкатывают из вагона, доставляют в хранилище и перекатывают на складскую тележку для последующей установки на место хранения. Применение складских тележек с поперечным железнодорожным ходом сократило общую площадь хранилищ, обеспечило выдачу любой хранимой ракеты без дополнительных перестановок и исключило необходимость оборудовать хранилища большегрузными кранами.
При последующей подготовке ракету со складской тележки перекатывают (возвращают) на транспортно-погрузочный агрегат и доставляют в цех подготовки, где проводятся разборочно-сборочные, стыковочные, проверочные и другие работы по приведению ракеты в готовность к выдаче на подводную лодку, в процессе которых используются комплекты монтажно-стыковочного оборудования, агрегат осушки воздуха и другое технологическое оборудование.
Подготовленная ракета перекатывается в грузовой вагон и транспортируется в пункт погрузки. При определенном взаимном расположении технической позиции и пункта погрузки ракета может доставляться на погрузочный причал транспортно-перегрузочным агрегатом. На причале ракета на корсет-опоре транспортно-перегрузочным агрегатом передается на кантователь из состава средств погрузки для последующего перевода ракеты в вертикальное положение и ее загрузки в шахту подводной лодки.

Специализированные средства погрузки, предназначенные для выполнения безопасной погрузки (выгрузки) ракеты Р-39 на подводную лодку или суда-ракетовозы, – двухконсольный кран-погрузчик ДПК-125 грузоподъемностью 125 т, стационарный кантователь, направляющее устройство, траверса и другое вспомогательное оборудование. Для его размещения созданы береговые инженерные сооружения с погрузочным стационарным причалом.
Кроме того, средства погрузки обеспечивают замену передних отсеков на ракетах, находящихся в шахтах подводной лодки, загрузку в шахту (выгрузку после пуска) порохового аккумулятора давления и замену резинометаллического кольца пусковой установки, выполняющего функции пускового стола, с использованием агрегатов из состава наземного оборудования.
Штатное наземное оборудование и средства погрузки, подтвердив предъявленные к ним требования, обеспечили на совместных летных испытаниях подготовку ракет Р-39 и были приняты на вооружение.
Создание в 1970-х годах систем автоматизированного проектирования позволило в заданные сроки разработать комплекты схемной и кабельной документации телеметрии ракет Р-39 и Р-29РМ.
Конструкция ракеты Р-39 с амортизационной ракетностартовой системой существенно усложнила построение антенно-фидерных устройств. Кроме того, наличие металлических примесей в топливе порохового аккумулятора давления, газоструйной защиты, двигателей съема и увода амортизационной системы и двигателей носителя создавало серьезные препятствия в получении бессбойной телеметрической и внешнетраекторной информации.
Потребовались новые идеи в передаче информации. Был использован принцип направления отраженных мощностей от закрытых антенн в выносной тракт с дальнейшей ретрансляцией радиосигналов на приемные радиотелеметрические станции.
При проведении совместных летных испытаний на ракетах устанавливалось по три комплекта бортовой радиотелеметрической аппаратуры. Один – на амортизационной ракетно-стартовой системе для контроля ее параметров.
Два других – в телеметрических капсулах ракеты. Последние содержали аппаратуру с двумя радиолиниями и обеспечивали контроль динамики движения, высокочастотных вибраций, температур и других параметров ракеты, запоминание части информации на переходных участках траектории, воспроизведение и передачу со сдвигом по времени. Параметры пусковой системы на наземном стенде регистрировались на кольцевое запоминающее устройство с последующей перезаписью процесса на наземные станции пристартового сооружения.
Высокоточные внешнетраекторные измерения обеспечивались тремя радиотехническими системами «Вега» измерительных пунктов городов Мирный, Воркута и Северодвинск. Две из них работали в активном режиме с бортовыми приемоответчиками, одна – в пассивном режиме. По результатам измерений одной из систем производилось оперативное прогнозирование точек падения блоков ракеты.
Учебно-тренировочные средства комплекса Д-19 были увязаны с береговым тренировочным комплексом «Ольха-41» подводной лодки проекта 941, что обеспечивало полноценную совместную тренировку и обучение экипажей в режимах ракетной стрельбы.
Отработка старта ракеты Р-39 производилась на макете с уменьшенным аналогом двигателя первой ступени 3Д65Б, который обеспечивал все расходнотяговые характеристики штатного двигателя в первые восемь секунд работы. Стендовая отработка двигателя началась в 1975 году.
Для бросковых испытаний ракеты в 1975 году был создан плавучий стенд ПС-65. Его строительство было выполнено на Черноморском судостроительном заводе. На Кронштадтском морском заводе в обеспечение испытаний ракеты Р-39 из проекта 629А по проекту 619 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ К-159 в БС-153 (заводской №816).
При проведении бросковых испытаний ракет третьего поколения ракеты стали поставляться на полигон в частично снаряженном и заправленном состоянии. Макет твердотопливной ракеты Р-39 имел существенно увеличенный вес по сравнению с ранее испытываемыми ракетами, которые были почти в пять раз легче. По этой причине к испытаниям привлекался кран «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн Черноморского морского пароходства, который базировался в порту Одессы, и на каждую погрузку ракеты необходимо было буксировать его из Одессы в Балаклаву, что организационно было связано с определенными трудностями. Для проведения испытаний был построен новый плавстенд, а в Северодвинске переоборудована для бросковых пусков подводная лодка К-153 проекта 619 и переведена через водные пути Советского Союза в Балаклаву.
В сентябре 1977 – декабре 1978 гг. на полигоне ВМФ под Балаквавой в районе мыса Фиолент проведены летно-конструкторские испытания по отработке начального участка полета ракеты пусками с надводного и подводного положений погружаемого стартового комплекса со стенда ПС-65 (девять пусков).

В декабре 1978 – сентябре 1979 гг. проведены летно-конструкторские испытания по отработке начального участка полета ракеты пусками с экспериментальной подводной лодки пр. 619 (семь пусков).
В октябре 1978 – ноябре 1979 гг. проведена летная отработка боевых блоков пусками ракет К65М-Р.

Для летных испытаний было выделено 35 ракет, из них 20 для пусков с наземного стенда и 15 — с подводной лодки. В январе 1980 – июне 1982 гг. проведены совместные летные испытания пусками ракеты Р-39 с наземного стенда: пуски 15 ракет на промежуточную дальность, двух – на минимальную.
В декабре 1981 – октябре 1982 гг. проведены совместные летные испытания пусками ракет Р-39 с головного атомного ракетоносца пр. 941. Выполнены одиночные и залповые пуски девяти ракет на промежуточную дальность, одной – на минимальную дальность, двух – на максимальную дальность по акватории Тихого океана.
Летные испытания ракеты Р-39 начались 28 января 1980 года пуском с наземного стенда. Председателем Государственной комиссии был вице-адмирал Н.И.Баравенков. Первые пять пусков ракет были неудачными, причины отказа были разные: перепутаны цепи пиротехники, отказ бортовой кабельной сети, недоработка БИПа второй ступени, разрушение в клапане вдува двигателя 3Д65. Первый успешный пуск был выполнен 27 декабря 1980 года. В 1981 году было произведено два успешных пуска, а 12 декабря 1982 года был произведен залп из четырех ракет из подводного положения, две ракеты по району «Акватория» и две — по району «Кура». С наземного стенда ГЦМП запущено 17 ракет (около половины пусков — неудачные из-за неполадок в двигателях первой и второй ступеней). В ходе испытаний с ПЛ пр.941 (ТК-208, командир А.В.Ольховиков) было произведено 13 пусков, 11 из которых были успешными. Всего с полигона Ненокса с наземного стенда и ПЛ был произведен 31 (по другим данным — 33) пуск ракет Р-39. С 1982 года ракета стала производится серийно.

Летные испытания комплекса Д-19 проводились на Северном полигоне с наземного стартового комплекса, созданного на основе новых технических решений. Если все предыдущие стенды имели башенную конструкцию, то этот стенд для повышения живучести размещался под землей. Погрузка производилась специальным подъем-
но-установочным агрегатом. В монтажном корпусе были проложены рельсовые пути, подведенные к стартовому сооружению. Все транспортные агрегаты наземного оборудования были на железнодорожном ходу, что обусловлено большим весом ракеты. Ракета перегружалась с одних транспортных средств на другие бескрановым методом перекатывания корсет-опоры на колесах с закрепленной на ней ракетой.
Погрузка ракеты в шахту подводной лодки производилась специальным краном с гидравлическим кантователем ракеты в вертикальное положение, с механическими средствами ветроудержания и оптико-электронной системой наведения загружаемой ракеты в шахту лодки. Кран был смонтирован на специально построенном пирсе на территории Беломорской военно-морской базы в Северодвинске. Ракеты для пусков с наземного стенда и подводной лодки готовились на двух технологических линиях технической позиции в Нёноксе. Затем доставлялись по железной дороге в специальных вагонах на наземный стенд или пирс.
В мае 1983 г. постановлением правительства комплекс Д-19 с ракетой Р-39 принят на вооружение. Комплекс Д-19 стал первым принятым на вооружение отечественным морским ракетным комплексом с твердотопливной ракетой, оснащенной десятиблочной разделяющейся головной частью. За разработку комплекса присуждены Ленинская и две Государственные премии СССР.

Златоустовский завод был назначен головным по изготовлению твердотопливной ракеты Р-39. Головной завод – главная сборка. Для сборки на Химзаводе строится сборочно-комплектовочный комплекс. Уникальное сооружение: пять производственных корпусов, соединенных трансбордером, передвигающимся по рельсам и перемещающим сборки и ракету в целом из корпуса в корпус.
Корпуса для сборки твердотопливных ракет специально обвалованы и снабжены легкосъемными крышами. Современные корпуса – уникальное сборочное оборудование: монтажные тележки с приводами, обеспечивающие идеальную безударную стыковку, сборочно-юстировочные стенды, стапели-кантователи и многое другое.
С созданием твердотопливной ракеты получили свое разрешение такие вопросы, как сокращение времени предстартовой подготовки, снижение шумности ее проведения (повышение скрытности ракетоносца в этот период боевой деятельности), повышение безопасности хранения ракет на подводной лодке, возможность погружения ракетоносца на значительную глубину при разгерметизации крышки шахты, а также ликвидации из корабля ряда систем, предназначенных для обеспечения хранения жидкостных ракет в шахте.

Специально под межконтинентальные твердотопливные ракеты Р-39 разрабатывались проекты подводных лодок. Работы выполнялись с 1973 года в рамках системы «Тайфун», куда кроме ракетного комплекса Д-19, подводных лодок — носителей, входили морские и береговые средства базирования, обеспечения и эксплуатации. В рамках научно-исследовательских работ предшествующих системе «Тайфун» в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова производился поиск облика нового ракетоносца, определение числа пусковых установок на нем. Тогда, в 1970 году, институтом были выполнены проработки подводных лодок для размещения комплекса с твердотопливными МБР. В них учитывались ограничения по базированию (длина и осадка корабля). Подводные ракетоносцы по проработкам могли нести 24 и 32 ракеты, они были многокорпусными, имели два основных прочных корпуса, ГКП в отдельном прочном корпусе и др. На АПЛ предусматривалось по две линии вала. Длина проработанных ПЛ было от 180 до 210 м. Некоторые результаты исследований ЦНИИ в дальнейшем были использованы в проекте носителя БРПЛ Р-39.

Ракета больших массогабаритных характеристик не могла не потребовать существенного пересмотра взглядов на архитектуру подводного ракетоносца. Головным разработчиком реального корабля — носителя комплекса Д-19 по решению правительства стало ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор С.Н.Ковалев). Им стала АПЛ проекта 941 — подводный ракетоносец III поколения, вооруженный 20 твердотопливными БР Р-39. На подводной лодке можно было разместить и 24 ракетные шахты, но по настоянию ВМФ их число было ограничено 20-ю. В ходе проектирования рассматривалось более 400 вариантов его реализации, но в конечном итоге было принято решение остановиться на варианте лодки-катамарана. АПЛ имеет нетрадиционную для подводных ракетоносцев архитектуру, забортное расположение ракетных шахт, два параллельно расположенных главных прочных корпуса и несколько отдельных прочных модулей (всего пять прочных обитаемых корпусов), связанных единым наружным легким корпусом, обусловленную необходимостью размещения на РПКСН увеличенного боекомплекта тяжелых крупногабаритных БР, а также необходимостью выполнения ограничений по главным размерениям корабля по условиям его постройки, эксплуатации и ремонта. Все прочные корпуса были соединены переходами. Подводная лодка разделена на 19 отсеков.

Ограждение рубки и выдвижных устройств имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах. В ней размещены два перископа (командирский и универсальный), антенна радиосекстанта, РЛС обнаружения надводных целей, антенны связи и навигации, пеленгатор. По бортам рубки установлены две всплывающие спасательные камеры. Принятая архитектурно-конструктивная схема позволила повысить живучесть ПЛ за счет размещения паротурбинной АЭУ (реактор и турбозубчатый агрегат) в двух разных прочных корпусах, улучшить взрывопожаро-безопасность ПЛ, расширить возможность проведения модернизационных работ вследствие забортного расположения ракетных шахт. Движение корабля обеспечивается двумя семилопастными винтами фиксированного шага в насадках. На ПЛ имеется комплекс средств радиосвязи, система спутниковой связи и радионавигации, боевая информационно-управляющая система, навигационный комплекс, гидроакустический комплекс работающий в активном и пассивном режимах, комплекс торпедного вооружения. АПЛ имеет хорошие условия обитаемости личного состава, для этого на ракетоносце имеется комплекс специальных помещений: профилакторий со спортивным залом, блок водных процедур (бассейн, солярий, сауна), живой голок и др. Экипаж размещен в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизирами и кондиционерами.
Для обеспечения радиосвязи и спутниковой навигации в подводном положении ПЛ оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа.
Постройка такого гигантского корабля потребовала (также как в США при реализации программы «Trident») развития производственных мощности завода-строителя (в настоящее время ПО «Севмашпредприятае») — подстать кораблю был построен и сборочный цех — самый большой крытый эллинг в мире. Развивались также и другие предприятия, участвовавшие в реализации программы «Тайфун».
Ракетами Р-39 вооружались шесть атомных подводных лодок пр. 941. В комплексе Д-19 реализованы традиционные для отечественного морского оружия характеристики: постоянная боевая готовность к стрельбе полным боекомплектом ракет; высокая скорострельность из подводного и надводного положений; круговой сектор обстрела; всепогодность боевого применения ракет.

Головной ракетоносец проекта 941 был заложен на Севмашпредприятие (СМП) 30 июня 1976 года, его спустили на воду 20 сентября 1980 года и передали ВМФ в 1981 году. Всего в 1981-1989 годах на СМП построено и сдано флоту 6 РПКСН пр.941 с 20 ПУ на каждом. Постройка седьмой лодки была прекращена на начальной стадии. Всего по программе «Тайфун» было развернуто 120 ракет Р-39 с 1200 боевыми блоками. В классификации советского ВМФ для ракетносцев проекта 941, которые были самые крупные корабли в истории подводного кораблестроения, был образован специальный подкласс — тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначени (ТРКСН). Командирами первых подводных крейсеров проекта 941 были: Ю.М. Репин, В.К. Григорьев и Г.А. Швечков, А.С. Близнюк и Н.А. Леонтьев, Н.М. Бибик и СП. Колотюк, В.Н. Корбут и Н.И. Лобастов, А.С. Тисецкий и А.А. Ниделев.
В составе стратегической морской ракетной системы «Тайфун», помимо ракетного комплекса Д-19, ракеты Р-39 и подводной лодки пр. 941, предусматривалось создание системы берегового базирования для комплекса и для подводных лодок.
В апреле 1984 года принято постановление правительства о модернизации комплексов Д-9РК (Д-9РКУ) и Д-19 (Д-19У). Модифицированный вариант ракеты Р-39У (в НАТО получил код: SS-N-20 mod 2) начали разрабатывать в КБМ с 1984 года и передали на испытания в 1988 году. В январе 1989 года Постановлением правительства комплекс Д-19У принят на вооружение., он заменил предедущую модификацию на ПЛ пр. 941.
25 августа 1995 года с одной из ПЛ пр.941 из района Северного полюса был произведен учебный пуск ракеты по боевому полю “Чиж” на полигоне в Архангельской области. Ракета пролетела 3000 км, максимальная высота траектории 3000 км. Промах для всех 10 боевых блоков не превысил 5000 м. Во время похода ТРПКСН (командир Ю.М.Репина, командир ракетной боевой части Е.А.Снегирев) на Северный полюс в 1987 году был произведен пуск двух ракет Р-39.
На вооружении ВМФ достаточно долго стоял один из самых надежных ракетных комплексов в мире — комплекс Д-19. Подтверждением этому стали прошедшие пуски ракет. Наиболее простым и не требующим больших затрат является способ ликвидации твердотопливных ракет методом пуска. Такой способ был реализован при ликвидации боекомплекта ракет Р-31. Пуски производились по боевому полю в штатном режиме после десятилетней эксплуатации. Таким же образом были ликвидированы два боекомплекта ракет Р-39 в 1996–1997 годах. В этом случае ликвидация ракет производилась подачей команды на аварийное выключение всех, в том числе неработающих, двигателей (разделение ступеней и вскрытие передних днищ зарядов) на 23 секунде полета. Это приводило к воспламенению всех зарядов и выгоранию их преимущественно в воздухе. Остатки ракет падали в море. Пуски производились под наблюдением представителей США. Проведенный непосредственно в районе пусков Р-39 экологический мониторинг водного и воздушного бассейнов следов воздействия на окружающую среду не выявил.
В марте 1986 года Принято постановление правительства о разработке комплекса Д-19 с улучшенными тактико-техническими характеристиками – Д-19УТТХ, тема «Барк» (главный конструктор комплекса В. Д. Калабухов).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБМашиностроения
Генеральный конструктор В.П.Макеев
Гл. конструктор А.П.Гребнев
Изготовитель Златоустовский МЗ
Классификация по СНВ: класс “В”
Наименование БРПЛ по СНВ: РСМ-52
Код НАТО S-N-20 mod 1, 2 Sturgeon (NE-04)
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, третьего поколения
Корабли-носители ПЛ пр.941, испытания с ПЛ пр.619
Состояние на вооружении
— модификация 1 (Д-19) с мая 1983 г.
— модификация 2 (Д-19У) с 1989 года
Дальность стрельбы, км межконтинентальная*
Точн. стрельбы (КВО), м **
Высота траектории, км около 3000
Головная часть (модификация 1):
-тип РГЧ ИН
-число боевых блоков 10
-мощность заряда малая***
-вес блока, кг 255
— гл. конструктор боеприпаса О.Н.Тиханэ
— разработчик заряда ВНИИТФ
— гл. конструктор заряда Б.В.Литвинов
-вес, кг 2550
Головная часть (модификация 2):
-тип РГЧ ИН
-число боевых блоков 10
-вес блока, кг 255
— гл. конструктор боеприпаса О.Н.Тиханэ
— разработчик заряда ВНИИТФ
— гл. конструктор заряда Б.В.Литвинов
-вес, кг 2550
Система управления астроинерциальная
-разработчик НИИА
-гл. конструктор Н.А.Семихатов
Органы управления и стабилизации:
-1 ступень 8 сопел вдува горячих газов
Приборы прицеливания:
-разработчик ЦКБ “Арсенал”
-гл. конструктор С.П.Парняков
-руководитель работ А.В.Спивак
-прибор 3Ч65 оптико-электронная автоматическая система контроля НК и ракет
— ведущий конструктор В.М.Кобеляцкий
-прибор 3Ч67 визуальная аппаратура согласования НК и РК
-прибор 3Ч68 визуальная аппаратура определения положения ГСП относительно базовых осей ракеты
— ведущий конструктор В.А.Раздовский
Тип старта подводный и надводный из незатопленной шахты с помощью ПАД и АРС
Глубина старта, м 40-50
Число ступеней 3+ступень разведения боевых блоков
Размеры, м
-длина полная 16,0
-длина без головной части 16,0
-макс. диаметр корпуса 2,4
Стартовый вес, т 90- 90,1
ВЕС ракеты без АРС, т 84,0
Вид предстартовой подготовки автоматизированная
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
-длина полная 9,5
-макс. диаметр корпуса 2,4
Вес ступени, т 52,8
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ 3Д65
-разработчик КБЮ
-гл. конструктор В.И.Кукушкин
-корпус композиционный
разработчик ЦНИИ спецмаш (КБТ)
гл. конструктор В.Д.Протасов
-тип топлива твердое смесевое
разработчик АНИИХТ (НПО «Алтай»)
гл. конструктор Я.Ф.Савченко
-диаметр, м 2,4
-масса заряда, т 48
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-длина полная 4,1
-макс. диаметр корпуса 2,4 (2,3)
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ
-разработчик пермское КБМ
-гл. конструктор Л.Н.Лавров
-корпуса композиционный
разработчик ЦНИИ спецмаш
гл. конструктор В.Д.Протасов
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-макс. диаметр корпуса 2,3
Двигатель:
-тип однокамерный РДТТ
-разработчик НПО “Союз”
-гл. конструктор Б.П.Жуков
СТУПЕНЬ РАЗВЕДЕНИЯ:
Двигатель ЖРД
-разработчик КБХМ

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная 3С65
Разработчик КБМ
Изготовитель з-д “Большевик”
Состояние серия с 1977 по 1989 год
Размеры ПУ, м:
-длина 16,5-17,0
-диаметр 2,6-2,7
Число ракет на ПУ, шт 1
Тип амортизации резинометаллическая
Темпетатура, град. С 15-28
Относительная влажность, % 60
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 5
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря всепогодный пуск
-широта места старта, град всеширотное использование

КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Разработчик КБТМ
Гл. котструктор В.Н.Соловьев
Кран-погрузчик ДПК-125
-разработчик лен. фил. ЦКБТМ
Система конроля опико-электронная 33-65СКН
-разработчик МИИГА и К
Стационарный кантователь 33-65К
-разработчик ЦКБТМ
Погрузочный траверс 33-65ТР
Направляющее устройство 33-65УНМ
-разработчик КБ “Мотор”

Примечание:
* 8297 км по Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996, 8300 км по Jane`s Fighting Ships 1991-1992 и «Военно-морское историческое обозрение» №2-1997, 8100 км по Jane`s Defence Weekly от 11 февраля 1984 г., по другим зарубежным данным — 9000 км и 10000 км
** 600 м по Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996, 500 м по COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute и Jane`s Fighting Ships 1991-1992, по другим зарубежным источникам — 340 м, 500-600 м по «Ракеты над морем» ТиВ№11-12. 1997
*** 100 Кт по Jane`s Fighting Ships 1991-1992

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 27.02.2017

Источники:
А.В.Карпенко, Н.И.Шумков «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
«Морские стратегические ракетные комплексы», коллектив авторов:…Карпенко А.В…М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Баллистические ракеты морских стратегических ядерных сил СССР и России 1947–2012. Каталог М: ГРЦ 2012.
СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
“Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева” — ГРЦ-КБМ, 1997
“Российская наука — Военно-морскому флоту” под редакцией академика А.А.Саркисова — “Наука”, М: 1997
Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
“Военно-морское историческое обозрение” №2-1997
Ф.И.Новоселов “Вооружение Военно-Морского Флота” — “Советская военная мощь”, М: “Военный парад”, 1999
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
В.А.Пяткин “Генеральный конструктор”, Миасс: ГРЦ КБМ, 1998
Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. “Комплексы наземного оборудования ракетной техники 1948-1998 гг.”, под редакцией Бирюкова Г.П., М: КБТМ, 1998
“Рожденный в краю корабельном”, Киев: Компьютерные системы, 1997
“Синева” поднимается над морем” — “ Независимое военное обозрение” №16 (189) от 12 мая 2000 года
“Так это было…”, М: “Международная програма образования”, 2000

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19УТТХ “БАРК”
КОМПЛЕКС Д-19У С РАКЕТОЙ Р-39У
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap