ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-11 С БРПЛ Р-31 (3М17)

MISSILE COMPLEX D-11 SLBM R-31 (3M17)

С начала 1960-х годов ленинградское КБ «Арсенал» непосредственно занималось разработкой стратегических ракетных комплексов с баллистическим ракетами на твердом топливе. К концу этого десятилетия конструкторы создали МБР РТ-2П для шахтного комплекса и ракету средней дальности РТ-15 для подвижного грунтового комплекса. Эти успехи КБ позволили ему выйти с предложением проектировать твердотопливный ракетный комплекс для вооружения подводных лодок, считая, что использование смесевого твердого топлива наиболее подходит для применения в этом виде вооружения. На это было несколько причин. Во-первых, в западных странах, особенно в США – как основном нашем потенциальном противнике, на вооружение их подводных ракетоносцев уже были баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) на твердом топливе «Поларис» трех модификаций А1 – А3, завершалась разработка новой более мощной ракеты «Посейдон С-3″ с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН). Во-вторых, КБ «Арсенал» (ЦКБ-7) уже имело опыт работы по морским комплексам с баллистическими ракетами, в начале 1960-х годов предприятие разрабатывало комплекс Д-6, а позже, уже при работе над «сухопутными» ракетами РТ-15, военные обратились с предложением на их базе сделать морскую ракету.
Первые проектные проработки и проведенные экспериментальные работы позволили КБ «Арсенал» обосновать и заявить о реальности предложения по созданию твердотопливного ракетного комплекса для вооружения подводных лодок. К тому времени, при очередных капитальных ремонтах действующих ПЛ проекта 667А с ракетным комплексом Д-5 заказчик -ВМФ решил провести модернизацию ракетного комплекса с целью повышения его боевых характеристик.
На конкурсной основе были рассмотрены два проекта ракетных комплексов: на твердом топливе Д-5МТ- КБ «Арсенал» (главный конструктор П.А.Тюрин) и на жидком ракетном топливе Д-5М — КБМ г. Миасс (главный конструктор В.П.Макеев). По итогам конкурса, проведенного ВМФ, выбор пал на проект КБ «Арсенал». ВМФ и Минсудпром вошли в Правительство с предложением создать твердотопливный морской ракетный комплекс Д-11 (развитие Д-5МТ) на среднюю дальность и установить его на ПЛ пр. 667А во время капитального ремонта с модернизацией ее под новый комплекс.
Постановление Правительства на разработку Д-11 вышло, причем по этому Постановлению разработчику надлежало намного улучшить характеристики по сравнению с ракетным комплексом Д-5: увеличить дальность, точность стрельбы, обеспечить более высокую боеготовность и надежную безопасность при эксплуатации на ПЛ — 7 лет, при хранении на базах — 10 лет, без каких-либо снаряжательных работ и заводских регулировок.
Комплекс Д-11 предназначен для поражения стратегических объектов противника. БРПЛ Р-31 комплекса Д-11 была первой твердотопливной баллистической ракетой ВМФ находящейся в эксплуатации.
Разработка комплекса с твердотопливной БР была начата по Постановлению Правительства от 10 июня 1971 года №74-117. Комплекс ракетного оружия Д-11 стратегического назначения с твердотопливной баллистической ракетой Р-31 разработан для перевооружения подводных лодок ПЛ проекта 667А, ранее оснащенных ракетным комплексом Д-5 с жидкостной ракетой Р-27. В начале 1970-х годов пред-полагалось проводить испытания морской твердотопливной ракеты Р-31 комплекса Д-11, разрабатываемой в КБ «Арсенал» с опытной ШПУ комплекса 15П098 (с МБР РТ-2 для РВСН) с №86 площадки ГЦП-4 под Капустиным Яром.
В состав комплекса входят: баллистические ракеты (с моноблочной ГЧ); пусковые установки; корабельная аппаратура системы управления; аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания; система прицеливания; система документирования; комплекс наземного оборудования; КИА для проверок ракет на РТБФ.
Ответственными исполнителями работ по комплексу Д-11 были: главный конструктор ракетного направления — главный конструктор комплекса П.А.Тюрин и его заместители: по ракете в целом — Ю.Ф. Валов, по маршевым и вспомогательным двигательным установкам — А.Ф. Мадисон, по системам управления и телеметрии — В.Г.Волков, по наземному оборудованию и стартовой аппаратуре в шахте и боевом отсеке ПЛ, амортизации ракеты в шахте — В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям макета с плавстенда и наземным испытаниям ракеты на ГЦП — А.А.Запольский.
Проектно-теоретические работы по определению оптимальных параметров ракеты, баллистике, динамике движения, аэрогидродинамическим исследованиям, расчетным задачам — начальник отдела В.Л. Седых с ведущими специалистами — начальниками секторов Б.И.Полетаевым, Б.И.Поповым, Л.Д.Федотовым.

В созданном комплексе для пусков ракеты из ПЛ был применен принципиально новый тип катапультируемого старта ракеты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) из “сухой” (не затапливаемой перед стартом) шахты ПЛ с запуском двигателя 1-й ступени после выхода ракеты из воды. Система обеспечивающая такой пуск включала в себя: пороховой аккумулятор давления, специальное устройство амортизации хода ракеты в шахте, гибкую мембрану из армированной резины для уплотнения пусковой шахты и узел формирования газовой каверны, оснащенный пороховыми газогенераторами подпитки (авторы — разработчики: Ю.Ф.Валов, И.И.Криворогов, А.Ф.Макаев, Б.И.Полетаев, В.Л .Седых и др.). Это гарантировало безопасность при запуске ракеты, снижало уровень подводных шумов, повышая скрытность ПЛ при старте, и сокращало время предстартовой подготовки и пуска ракеты. Незатопляемость шахты перед стартом при открытой крышке шахты ПЛ обеспечивалась эластичной мембраной на оголовке шахты, прорываемой давлением газов ПАД и ракетой при ходе. Устойчивость движения ракеты на подводном участке обеспечивалась охватывающей поверхность ракеты газовой каверной, которая создавалась установленным на головном обтекателе ракеты узлом формирования каверны из твердотопливных газогенераторов. Для такого старта в систему пуска входили: пороховой аккумулятор давления (ПАД), специальное устройство амортизации ракеты в шахте, гибкая мембрана из армированной резины для уплотнения пусковой шахты и узел формирования газовой каверны, оснащенный пороховыми газогенераторами подпитки. Разработанная система обеспечивала прохождение ракетой стартового подводного участка в газовом пузыре и получение ракетой минимальных возмущений при запуске маршевого РДТТ первой ступени над водой.


Ракета Р-31 (3М17)

Твердотопливная баллистическая двухступенчатая ракета Р-31 (3М17) корабельного ракетного комплекса Д-11 предназначена для стрельбы на среднюю дальность по неподвижным целям. Ракета является родоначальницей отечественного твердотопливного ракетостроения для оснащения подводных лодок стратегического назначения проекта 667А. В ракете реализован ряд принципиально новых конструкторских решений, направ-ленных на повышение безопасности и улучшение эксплуатационных качеств ракетного оружия морского базирования: для I и II ступеней были созданы маршевые двигательные установки (ДУ) с зарядами высокоэнергетического смесевого твердого топлива (на основе перхлората аммония и бутил-каучука), прочноскрепленными с корпусом ДУ, изготовленные методом непосредственной заливки в корпус ДУ, что обеспечивало высокий коэффициент весового совершенства ДУ; в логике формирования траектории полета ракеты, была заложена безотсечная схема работы двигателей до полного выгорания топлива, а также возможность маневрирования головной части на активном участке полета, это позволяло достигать максимальную дальность полета и обеспечить высокую точность попадания в цель; повышена степень безопасности эксплуатации за счет применения нетоксичного топлива, несамовозгораемого при механических повреждениях двигателей (при падении, простреле осколками, пулями и т.д.).


Морская баллистическая ракета Р-31 (3М17):
1 — пороховой аккумулятор давления (ПАД); 2 — поддон; 3 — двигатель первой ступени; 4 — амортизаторы; 5 — переходной отсек; 6 — двигатель второй ступени; 7 — переходник; 8 — приборный отсек; 9 — аэродинамический обтекатель;
10 — устройство формирования коверны; 11 — боевая ступень с боевым блоком; 12 — двигатель боевой ступени;
13 — двигатели ориентации и стабилизации; 14 — хвостовой отсек

Первоначально для ракеты Р-31 рассматривалось три варианта комплектации головной части: моноблочный, РГЧ ИН с тремя ББ и РГЧ ИН с восемью ББ. При этом надо учитывать, что вес полезной нагрузки был ограничен, и при установке нескольких блоков вместо одного резко снижалась его мощность. В процессе отработки комплекса основным стал моноблочный вариант боевого оснащения, который и был развернут на серийных ракетах.
В качестве исполнительных органов управления полетом ракеты применялись: на первой ступени — четыре разрезных управляющих сопла ДУ (по всем каналам управления); на второй ступени — одно разрезное управляющее сопло ДУ (по каналам тангажа и рыскания) и два поворотных малогабаритных РДТТ (по каналу крена), на маневрирующей ступени — четыре поворотных управляющих сопла ДУ (по всем каналам управления).
Проектирование ракеты в целом, включая создание двигателей I ступени, вспомогательных (двигателей и ПАД-а), проводилось силами головной организации КБ «Арсенал». РДТТ 3Д17(17А) — для 1-й ступени ракеты 3М-17 был создан в КБ «Арсенал» на базе двигателя второй ступени «сухопутной» МБР РТ-2. Двигатель 3Д-17А по своим техническим характеристикам не уступал лучшим зарубежным образцам РДТТ аналогичного типа (авторы — разработчики: А.Т.Гулин, Э.В.Кейль, А.Ф.Мадисон, Л.И.Шувалов и др.).
Впервые в отечественном ракетостроении был применен стеклопластиковый “кокон” — оболочка для двигателя II ступени разработки КБМАШ — г.Пермь (главный конструктор Л.H.Лавров).


Ракеты Р-31 в транспортном контейнере

Все виды прочностных и динамических испытаний, проводимых в ЦHИИМАШ, обеспечивались КБ «Арсенал». Система управления была разработана в HИИА (главный конструктор H.А.Семихатов) и комплекс командных приборов был создан в HИИКП (главный конструктор В.П.Арефьев), которые обеспечили управление комплексом применительно к специфике ракет, работающих на твердотопливных двигателях.
Полет ракеты Р-31 сопровождается следующими характерными моментами: после выхода ракеты из воды происходит запуск двигательной установки I ступени и сброс давления наддува ракеты; сбрасываются элементы узла формирования каверны и система амортизации; отделяется двигательная установка I ступени, включаются маршевый и креновые двигатели II ступени; происходит сброс обтекателя; запускается газогенератор привода рулевых машин боевой ступени; отделяется двигательная установка II ступени и снимается I ступень предохранения специальной боевой части; разворачиваются и включаются управляющие двигатели боевой ступени; боевая ступень выходит на расчетную траекторию, где происходит ее маневрирование и отделение боевого элемента с запуском двигателя закрутки. Дальнейший полет боевого элемента проходит на пассивном участке траектории, при этом формируется готовность специальной боевой части к боевому применению.
КБ «Арсенал» совместно со свердловским НИИА для ракеты Р-31 (3М17) отработали метод управления дальностью стрельбы при безотсечной схеме РДТТ (авторы — разработчики: Б.И.Попов, Л.Д.Федотов и др.). Для ракеты впервые в стране была разработана маневрирующая боевая ступень с твердотопливной двигательной установкой (авторы — разработчики: И.И.Криворотов, Ю.А.Павлов, В.Л.Седых и др.), которая обеспечивала разведение боевых блоков, при оснащении тремя или восьмью блоками, на индивидуальные цели.


Траектория полета ракеты Р-31 на минимальную и максимальную дальности

При стрельбе на максимальную дальность после выгорания топлива двигательной установки I ступени и двигательной установки П ступени происходит отделение боевой ступени, а затем разворот ее с помощью управляющих двигателей в нейтральное направление. При движении по этому направлению дальность полета ракеты не меняется. По окончании разворота боевой ступени бортовой цифровой вычислительный комплекс определяет промах по дальности и в боковом направлении от цели и формирует маневр для его отработки. После отработки этого маневра боевая ступень разворачивается снова в нейтральное направление. Сброс боевого элемента осуществляется по выгорание гарантийного запаса топлива двигателей боевой ступени.
При стрельбе на дальности меньше максимальной после выгорания топлива двигательной установки I ступени и разделения I и II ступеней с момента достижения значения набранного функционала II ступень разворачивается в нейтральное направление. Этот разворот выполняет роль фиктивной отсечки тяги. После выгорания топлива двигательной установки II ступени производится отделение боевой ступени ракеты. По команде на запуск управляющих двигателей боевая ступень разворачивается на 180°. Система управления определяет отклонения по дальности и направлению от цели и формирует маневр для его отработки. Выполнив его, боевая ступень разворачивается на нейтральное направление, после чего производится сброс боевого элемента на цель.


Шахтная пусковая установка для ракет Р-31

Для подготовки и производства пуска ракеты с ПЛ были разработаны корабельные системы комплекса ракетного оружия Д-11, в их числе: корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) разработки НИИА, главный конструктор Н.А.Семихатов; система прицеливания (СПр) разработки киевского ПО «Арсенал» им. В.И. Ленина, главный конструктор С.П.Парняков; система документирования регестрирующая (СДР) разработки НПО измерительной техники, главный конструктор О.Д.Комиссаров; аппаратура управления корабельными систе-мами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) разработки КБ «Арсенал», главный конструктор П.А.Тюрин; автономная корабельная цифровая вычислительная система «Атолл-АМ» разработки ЦНИИ «Агат», главный конструктор А.Я.Хетагуров.
КЦВС «Атолл-АМ» для ракетного комплекса Д-11 создан ЦНИИ «Агат» (главный конструктор В.Н. Карпов), он по приборному составу и структуре аналогична системе «Атолл» и создана для ракетного комплекса подводной лодки проекта 667АМ, вооруженной 12 твердотопливными ракетами Р-31 разработки КБ «Арсенал». В связи с различиями в ракете (твердотопливная), в способе старта, в комплексе и подводной лодке система «Атолл-АМ» отличалась от предшественников составом и содержанием программно-математического обеспечения, а также функциональными задачами.
Впервые для комплекса Д-11 в ЦКБ «Арсенал» под руководством С.П.Парнякова был разработан двухкоординатный фотоэлектрический угломер, который размещался в герметичной выгородке на шахте на уровне приборного отсека. Доступ к прибору был возможен только после извлечения ракеты из шахты, прибор после установки закрывался крышкой с иллюминатором. Всего для комплекса Д-11 в ЦКБ «Арсенал» было разработано четыре комплекта аппаратуры системы прицеливания: 3Ч17, 3Ч17РА, 3И16 и 3Ч17Т.
В первые в стране совместно КБ «Арсенал» с ЦНИИ автоматического гидропривода (ЦНИИАГ) для ракеты 3М-17 был разработан и применен на двух ступенях уникальный газогидравлический централизованный рулевой привод на горячем газе (Т,=1200 К), отличающийся новой многофункциональной схемой гидропитания (авторы — разработчики: В.Ф.Визнер, С.Г.Латыпов, В.И.Сапожников и др.).


Перегрузка транспортного контейнера

В начале 1970-х годов КБ транспортного машиностроения – наземного оборудования 3Ф17. В этих работах можно выделить два этапа. На первом из них предусматривалось создание испытательного ракетного снаряда (броскового макета ракеты) и наземного оборудования для проведения бросковых испытаний. На втором – создание ракеты Р-31 со своим наземным оборудованием.
Наземное оборудование, спроектированное и отработанное в КБТМ (главный конструктор В.H.Соловьев), позволяло обеспечить транспортировку ракеты в специальном контейнере от сборочного завода на базу ВМФ или сразу на ПЛ для загрузки в пусковую шахту.
Средства наземного оборудования первого этапа разрабатывались с учетом условий Южного морского полигона. В функции этого оборудования входили: перегрузка макетов различной комплектации и их составных частей с одних агрегатов на другие; подготовка и сборка макетов на специальных опорах; транспортировка макетов по шоссейным дорогам; погрузка макетов в шахту плавстенда и выгрузка из шахты с помощью плавкрана; перегрузка отстрелянного макета, порохового аккумулятора давления и пускового стола. Для решения перечисленных задач были созданы семь агрегатов и комплектов оборудования. Наземное оборудование обеспечило проведение бросковых пусков испытательных ракетных снарядов с погружаемого
плавстенда.
Твердотопливная ракета Р-31 имела ряд эксплуатационных особенностей: был реализован подводный старт ракеты с использованием порохового аккумулятора давления из «сухой» шахты подводной лодки, герметизированной на верхнем срезе «мягкой» мембраной; корпус ракеты, выполненный из композиционных материалов, требовал ограничения передаваемых на него эксплуатационных нагрузок; ракета с завода-изготовителя поставлялась полностью собранной и снаряженной, с пристыкованным головным обтекателем, но без боевого отсека, и транспортировалась по всему маршруту прохождения в контейнере; необходимо было обеспечивать более жесткий температурно-влажностный режим содержания ракеты на маршруте прохождения и при хранении.
Была создана технология эксплуатации, которая предусматривала постоянное содержание ракеты в специальном контейнере с обеспечением другими технологическими средствами наземного оборудования заданного температурно-влажностного режима и исключение большинства крановых перегрузок ракеты. Применение грузоподъемного крана было предусмотрено в двух случаях: для установки переведенного в вертикальное положение контейнера на шахту подводной лодки и для загрузки в нее ракеты.
В технологическом отношении контейнер являлся одним из основных универсальных агрегатов наземного оборудования и одновременно своеобразной защитной оболочкой, предохраняющей ракету от механических повреждений, атмосферных осадков, пыли и других видов внешних воздействий. Ракета в контейнере могла перевозиться всеми видами транспорта, храниться в стационарных хранилищах или в полевых условиях, перегружаться (передаваться) с одних агрегатов на другие, кантоваться и
устанавливаться на шахты подводной лодки для последующей крановой загрузки.
Другим основным и универсальным средством наземного оборудования был транспортно-кантовочный агрегат, обеспечивавший транспортировку контейнера с ракетой по шоссейным дорогам, его перегрузку (перекатывание) на себя и на другие агрегаты (железнодорожный вагон, ангароскладскую тележку) и кантование в вертикальное положение для последующей крановой установки на шахту подводной лодки.
В состав наземного оборудования 3Ф17 входили: 22 агрегата и комплекта, 20 из которых – новой разработки. В составе серийного оборудования насчитывалось 13 агрегатов различного назначения.
В «отработочный» комплекс входило семь агрегатов созданных в КБТМ и восемь серийно выпускаемых. Комплекс был создан в 1972 году и обеспечил на полигоне в Балаклаве испытания ИРС до их завершения в 1974 году. Создание штатного комплекса наземного оборудования шло параллельно с отработкой ракеты. В его состав вошли 22 агрегата новой разработки, 20 из них созданы в КБТМ. Кроме того, для обеспечения летных испытаний ракет с наземного стенда разработано и создано дополнительное оборудование, в том числе специальные стенды различного назначения (железнодорожный, загрузочный и испытательный).
Для транспортировки и хранения ракеты от завода-изготовителя до шахты подводной лодки, а так же для погрузки был создан транспортно-перегрузочный контейнер 3Ф17-К. Установка ракеты в контейнер на заводе производилась с помощью специального стенда горизонтальной загрузки 3Ф17-СГ. Безкрановая передача ракеты с агрегата на агрегат осуществлялась транспортно-кантовочным агрегатом 3Ф17-ТКА.
Наземное оборудования 3Ф17 прошло все виды испытаний и в составе ракетного комплекса Д-11 в 1980 году было передано Военно-морскому флоту в опытную эксплуатацию на одной подводной лодке, продолжавшуюся 10 лет.


Перегрузка ракеты Р-31 в транспортный контейнер

Для размещения ракетного комплекса Д-11 в ЦПБ «Волна» был разработан специальный проект 999 атомной подводной лодки на основе оперативно-тактического задания утвержденным главнокомандующим ВМФ 26 февраля 1969 года аванпроект ПЛ, который был разработан под руководством главного конструктора В.В.Борисова в семи вариантах (варьировались в основном мощность и компоновка энергетических установок). В дальнейшем проектирование подводной лодки проекта 999 велось ЦПБ “Волна” по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 сентября 1969 года. С января 1970 года работы по проекту 999 возглавил главный конструктор С.М.Василии. 29 декабря 1969 года главнокомандующий ВМФ утвердил тактико-техническое задание, согласованное с МСП. По договору с ГУК ВМФ предъявление эскизного проекта было назначено на сентябрь 1971 года. Наиболее остро стоял вопрос о данных по ракетному комплексу Д-11 и энергетической установке, основных, определяющих “лицо” подводной лодки элементах. 10 июня 1971 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определившее срок эскизного проекта — декабрь 1971 года. Эскизный проект 999 был разработан в восьми вариантах. В марте 1973 года Бюро представило дополнительные проектные проработки к эскизному проекту 999 в ВМФ и МСП, но ни эти проработки, ни эскизный проект в целом до конца года рассмотрены не были. Более того, проект 999 был исключен из плана ЦПБ “Волна” на 1974 год по причине изменения специализации ЦПБ. В проекте 999 предполагалось создать ПЛ с 16 ракетами Р-31 с нормальным водоизмещением от 8900 до 10000 тонн.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК – НОСИТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСА Д-11

Ракетный комплекс Д-11 на твердом топливе был испытан на совместных летных испытаниях сначала с наземного стенда на полигоне ВМФ в 1974-1978 годах. Все виды испытаний ракет Р-31 (3М17) производились с декабря 1974 по август 1979 года. Первоначально испытания проводились со специального плавстенда ПС-5М (изготовлен на Николаевском судостроительном заводе) на Южном полигоне под Балаквавой у мыса Фиолент, где отрабатывался подводный старт. Председателем Госкомиссии по бросковым испытаниям был начальник полигона В.А.Дегтярь. При проведении этих испытаний использовались испытательные реактивные снаряды (ИРС), они по массо-габаритным характеристикам соответствовали ракете Р-31.


Испытательный реактивный снаряд (ИРС) — макет ракеты Р-31 для отработки подводного старта:
1 — узел формирования каверны; 2 — бронекассеты телеметрической системы «Мир»; 3 — пороховой заряд двигателя; 4 — пороховой аккумулятор давления (ПАД)

В головной части, вместо боевой нагрузки, размещались емкости с кассетами телеметрической системы «Мир», которые в полете сбрасывались и оставались на плаву. Вместо штатного двигателя 1-ой ступени на ИРСе устанавливался его «фрагмент» со штатной камерой сгорания и зарядом твердого топлива, достаточным только для запуска РДТТ и увода макета ракеты в сторону в целях безопасности. К хвостовой части ИРСа крепился ПАД, который после отработке, как и на штатной ракете, отсоединялся от макета (ракеты) и оставался в шахте. ИРС имел вес 26 т, для чего в макете размещалось четыре груза весом по 3,3 т, закрепленных в нишах пироболтами. Во время подъема ИРСа на воздушном участке грузы отделялись от носителя, что позволяло макету после падения в воду оставаться на плаву. Первый пуск ИРСа из-под воды состоялся 22 апреля 1972 года. К 1974 году было выполнено 12 пусков ИРСов, три последних из надводного положения стенда. До октября 1976 года было запушено еще пять ИРСов.


Перегрузчик для ракеты Р-31 в транспортном контейнере

Пуск ракеты Р-31 с наземного стенда НС-11

В 1974 году проводилась летная отработка (ЛКИ) ракеты Р-31 с наземного стенда НС-11 на Государственном центральном морском полигоне под Неноксой, где был построен стенд с шахтной пусковой установкой. Председателем Государственной комиссии был контр-адмирал В.Л.Березовский, затем его сменил контр-адмирал А.А.Шауров. По распоряжению из Москвы отработка ракеты выполнялась только в моноблочном варианте. Первый пуск с наземного стенда состоялся 24 декабря 1974 года, стрельба проводилась по боевому полю в районе г.Норильска. Он был частично успешным, ракета вышла из шахты, скралась в облаках, но через некоторое время вернулась и взорвалась недалеко от стартовой площадке. Причиной аварии был отказ двигателя 1-ой ступени. При втором пуске ракета долетела до боевого поля.


Пуск ракеты Р-31 с наземного стенда НС-11

РПКСН проекта 667АМ был создан в ЛПМБ «Рубин» (главный конструктор О.Я.Марголин, зам. главного конструктора Е.А.Горигледжан) путем переоборудования построенной ранее АПЛ проекта 667А с заменой установленного на ней ракетного комплекса Д-5 на новый — типа Д-11 с БР ракетами на твердом топливе. Вследствие больших, чем у прежнего ракетного комплекса, габаритов, число ракетных шахт было уменьшено до 12 (вместо 16).


Подводная лодка проекта 667АМ

Ракетный комплекс Д-11 был установлен только на одной переоборудованной на предприятии «Звездочка» (директор А.Ф.Зрячев, гл. строитель А.И.Тихонов) ПЛ пр. 667АМ (заказ 421) «К-140» (вторая в серии ПЛ пр. 667А).

Дальнейшие испытания проводились с подводной лодки проекта 667АМ «К-140» (командир А.П.Головкин, В.Н.Турыгин — 2-й экипаж) с ракетным комплексом Д-11. 14 сентября 1976 г. корабль вышел на заводские испытания. На борту кроме экипажа находились сдаточная команда, ведущие специалисты, конструкторы всех систем во главе с первым заместителем главного конструктора Е.А.Горигледжаном. Всего — более 400 человек, при штатной численности 120. В таком составе мы пробыли в море 25 суток.
Первое летное испытание ракеты Р-31 (изделие 3М17, зав. №821) с ПЛ из подводного положения с глубины 50 метров при скорости подводной лодки 5 узлов состоялось 22 декабря 1976 года в Кандалакшском заливе в Белом море, стрельбу обеспечивал буксир «Садко». 21 декабря 1976 г. состоялся первый пуск ракеты Р-31 с РПКСН проекта 667АМ. Стрельба прошла успешно. По ее результатам экипажу была объявлена благодарность командующего.


Морская баллистическая ракета Р-31 (3М17)

С 1977 года ЛКИ проводились параллельно с наземного стенда и с ПЛ пр. 667АМ. Было произведено 6 пусков, но только один — успешно. Шли доработки и усовершенствования. В том же году корабль в целом успешно прошел госиспытания. Председателем Госукомиссии по кораблю был И.М.Монаков. Председатель Госкомисси по системе «Атолл» был Д.Т.Сорокин.

В 1978 г. в ходе испытаний РК были проведены пуски 7 ракет, почти все успешно. Летом 1979 года корабль вновь пришел на завод «Звездочка», где в течение трех месяцев устраняли замечания. Выполнив стрельбу, в сентябре 1979 г. ПЛ вернулась в бухту Ягельную.


Погрузка ракеты Р-31 на подводную лодку

В 1978 году отработка Р-31 была завершена с наземного стенда, в 1979 году — с ПЛ. Во время испытаний с ПЛ было выполнено две стрельбы на максимальную дальность более 4000 км, они производились из района о.Новая Земля по боевому полю «Кура» на Камчатке. Всего за время Летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) был произведен 51 пуск ракеты Р-31.
По результатам испытаний ракетного комплекса Д-11 с БР Р-31 Госкомиссия рекомендовала принять комплекс на вооружение, такое же отношение к нему было и со стороны командования Северным флотом. Однако с сентября 1980 года комплекс был принят в опытную эксплуатацию на одной ПЛ «К-140».


Транспортировка контейнера с ракетой

Ракетный комплекс Д-11 на одной переоборудованной «К-140» находился на службе до 1990 года, показал полную безопасность в обращении с ракетами на твердом топливе на боевом дежурстве, при хранении и на пусках.
На первую боевую службу (БС) РПКСН К-140 пр.667АМ вышел 14 сентября, а вернулся 2 декабря 1980 г.


Кантователь транспортного контейнера с ракетой Р-31

После того, как стало ясно, что основной комплектацией ракеты Р-31 станет моноблочная, в конце 1975 года было предложено в головной части вместо боевых блоков установить дополнительный РДТТ. Такое решение позволяло увеличить дальность стрельбы РК до 5400-5600 км. В другом варианте при увеличении длины 1-ой ступени на 1,5 метра (длина ракеты ок. 14 м) дальность стрельбы возрастала в сравнении с Р-31 до 5500 км.
В результате внедрения новых перспективных технических решений на ракету Р-31 удалось значительно повысить ее боевые возможности, в частности в тех же габаритных характеристиках повысить дальность стрельбы. Проект комплекса получил обозначение Д-11М, а ракета Р-31М (3М17М). На первой ступени ракеты предлагалось использовать односопловой РДТТ Ф41-105 с корпусом типа «кокон», только одно такое решение позволяло увеличить дальность стрельбы на 250-500 км. Был изготовлен опытный образец такого двигателя, но при заливке его топливом после остывания смеси не удалось извлечь технологическую иглу. Проект РК Д-11М не был реализован.
Первые предложения в КБ «Арсенал» по созданию морской твердотопливной ракеты с межконтинентальной дальностью для вооружения ПЛ пр. 667Б были выработаны параллельно с проектированием ракетного комплекса Д-11, тогда к этому отнеслись не достаточно серьезно. Считалось что опыта проектирования еще не достаточно. В 1976 году был проработан вариант трехступенчатый БРПЛ в габаритах ракеты 3М17, в качестве топлива использовался «Опал». При стартовом весе 29,5-30 тонн новая ракета могла иметь дальность полета до 9000 км и полезную нагрузку до 1200 кг. Один из вариантов МБР имел заводское обозначение «Ф-16».
Работы в КБ «Арсенал» по ракетной тематике после создания ракетного комплекса Д-11 были продолжены. Так для модернизированных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667Б КБ «Арсенал» была предложена малогабаритная твердотопливная ракета Ф-21 межконтинентальной дальности (до 11000 км), она имела три твердотопливные ступени, РГЧ и стартовый вес 38-42 тонны. В КБ были проведены работы и по другим проектам ракетных комплексов и систем.


Подводная лодка проекта 667АМ (справочник Jane’s, 1987 г.)

Комплекс Д-11 находился в эксплуатации ВМФ в период 1980-1990 годов и был ликвидирован по договору ОСВ-1. В связи с реализацией Договоров ОСВ-2 и СНВ-1 в 1989 году все оставшиеся ракеты 3М17 комплекса Д-11 были уничтожены методом пуска с подводной лодки, а в 1990 году ПЛ пр.667АМ выведена из боевого состава флота.
В 1978 году КБ «Арсенал» подготовило предложения по использованию ракеты 3М17 в интересах РВСН. Предполагалось с модернизированным вариантом этой ракеты создать подвижный грунтовый ракетный комплекс, но эти работы не имели продолжения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Арсенал» им. М.В.Фрунзе
Гл. конструктор П.А.Тюрин
Первый зам. гл. конструктора Ю.Ф.Валов
Изготовитель ПО «Арсенал»
Классификация по СНВ: класс «В»
Наименование по СНВ РСМ-45
Код НАТО SS-N-17 mod 1, 2 Snipe
Тип комплекса ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, третьего поколения
Корабли-носители ПЛ пр.667АМ, пр. 999 (проект)
Состояние на вооружении с 1980 года
Ракета Р-31 (3М17)
Дальность стрельбы, км:
— моноблочная ГЧ 4200-4500
— РГЧ-3 и РГЧ-8 3250-3900
Точн. стрельбы (КВО), м 1400-1460
Максимальная перегрузка ракеты, g 8,5
Головная часть (серийная):
— тип моноблочная
— вес, кг 450-465
Головная часть РГЧ-3 (проект):
— тип РГЧИН
— число блоков 3
— вес, кг 720
Головная часть РГЧ-8 (проект):
— тип РГЧИН
— число блоков 8
— вес, кг 1120
Система управления инерциальная
с БЦВК
— разработчик НИИА
— гл. конструктор Н.А.Семихатов
— зам. гл. конструктора Д.С.Евстигнеев
Органы управления:
— 1-ая ступень 4-е поворотные управляющие сопла основного двигателя
— 2-ая ступень разрезное сопло основного двигателя по тангажу и рысканию, два креновых двигателя — по крену
Приводы управления:
— тип автоматический газогидравлический центральный на горячем газе (t=1200 0T) с многофункциональной системой гидропитания
— разработчик КБ «Арсенал» и ЦНИИАГ
Приборы прицеливания:
— разработчик ЦКБ «Арсенал»
— гл. конструктор С.П.Парняков
— ведущий конструктор И.М.Пасько
— 3И16 оптико-механический для контроля положения приборов НК с РК
— прибор 3Ч17Т оптико-механический для контроля положения ГСП на ракете
— 3Ч17 оптико-электронная углоизмерительная система для измерения угла поворота ракеты в ШПУ и измерения наклона ракеты в плоскости II-IV
— 3Ч17РА регламентная аппаратура к 3Ч17
ведущий конструктор В.И.Козловский
Тип старта подводный или надводный, катапультирующий, кавитирующий из «сухой» шахты, герметизированной на верхнем срезе «мягкой» мембраной
Глубина старта, м 40-50
Время выхода из воды, с 2,37
Скорость выхода из воды, м/с 18,9
Число ступеней 2 + боевая ступень
Размеры, м
— длина полная 11,35
— длина с ПАД 11,99-12,0
— длина без головной части 10,6
— макс. диаметр корп. 1,54
— диаметр по амортизаторам 1,72
Стартовый вес, т 26,84-26,9
Топливо смесевое твердое
Время предстартовой подготовки, мин 3,5
Переодичность регламентных работ, месяц 12
Продолжительность регламентных проверок, мин 22,5
Гарантийный срок хранения ракет (в том числе на ПЛ), лет 10 (7)
Первая ступень:
Разработчик КБ «Арсенал»
Размеры ДУ, м:
— длина полная 6,3
— макс. диаметр корпуса 1,54
Вес ступени, т 17,5
Материал корпуса металл
Двигатель:
— разработчик КБ «Арсенал»
— зам. гл. конструктора А.Ф.Мадисон
— тип РДТТ 3Д17 (3Д17А)
— тип заряда моноблочный щелевой
— тип топлива Т9-БК-8(Р)
— число сопел 4
— тяга в пустоте, т 59
— удельный импульс в пустоте, с 269
— время работы, сек 84
Вторая ступень:
Разработчик пермское КБМ
Размеры ДУ, м:
— длина полная 3,1
— макс. диаметр корпуса 1,54
Вес ступени, т 6,9
Двигатель:
— разработчик пермское КБМ
— гл. конструктор Л.Н.Лавров
— тип РДТТ
— тип корпуса оргопластиковый типа «кокон»
— тип заряда щелевой
— тип топлива Т9-БК-8(Р)
— число сопел 1
— тяга в пустоте, т 23,8
— удельный импульс, с 279,5
— время работы, сек 72,8-73,6
Боевая ступень:
Разработчик КБ «Арсенал»
Размеры, м:
— длина полная 2,45
— макс. диаметр корпуса 1,54
Вес, т 1,3
Двигательная установка:
— разработчик КБ «Арсенал»
— зам. гл. конструктора А.Ф.Мадисон
— тип четыре РДТТ
— тип топлива смесевое твердое низкотемпературное НК-2
— тяга в пустоте, т 4х0,1
— удельный импульс, с 240
— время работы, сек 101-101,2
— вес, т 4х0,06
— длина одного РДТТ, м 0,77
— диаметр одного РДТТ, м 0,28
Пороховой акумулятор давления:
Разработчик перское КБМ
Масса заряда, кг 184,4
Топливо твердое Т9-БКН-3Б/1
Время запуска, с 0,33
Время работы, с 1
Максимальное давление, кгс/см2 250
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик ЛПМБ «Рубин»
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
— длина 12,2
— диаметр 2,1
Объем шахты, куб.м 28
Вес, т 16-20
Число ракет на ПУ 1
Число ракет в комплексе 12 (16)
Время полного залпа, с 55-60
Время выхода ракеты из шахты, с 0,97
Скорость выхода ракеты из шахты, м/с 35,0
Система аммортизации три пояса резинометаллической аммортизации на ракете
— изготовитель Кронштадтский морской завод
Условия старта:
Скорость ПЛ, узл.:
— надводный 0-16
— подводный до 5
Скорость ветра, м/с до 20
Волнение моря, бал. до 86
Широта места старта, град:
— северная 0-85
— южная 0-60
КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Разработчик КБТМ
Транспортно-перегрузочный контейнер 3Ф17-К
Стенд горизонтальной загрузки 3Ф17-СГ
Транспортно-кантовочный агрегат 3Ф17-ТКА

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 20.03.2015

ИСТОЧНИКИ:
П.А.Тюрин «Первый отечественный морской стратегический твердотопливный ракетный комплекс Д-11″. Невский Бастион №1-1996
А.В.Карпенко «Комплекс ракетного оружия Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31″. Невский Бастион №1 – 1999
А.В.Карпенко «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
А.В.Карпенко, Н.И.Шумков «Морские комплексы с баллистическими ракетами». СПб. Москва, 2009 г
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы», М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
«50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998
Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. «Комплексы наземного оборудования ракетной техники 1948-1998 гг.», под редакцией Бирюкова Г.П., М: КБТМ, 1998
Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам — быть!» — СПБ: СПМБМ «Малахит», 1998
Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996


Создатели комплекса Д-11

ПРОРАБОТКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
ПРОЕКТА 999 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМ РАКЕТАМИ
АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667АМ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТВЕРЛОТОПЛИВНЫЙ РК Д-11
КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ Д-11 С ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ РАКЕТОЙ Р-31
МОРСКОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-11 (1996, ВИДИО)
АРСЕНАЛ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap