АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2») . AVIATION CRUISE MISSILE H-22PG («PRODUCT D-2»)


АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2»)
AVIATION CRUISE MISSILE H-22PG («PRODUCT D-2»)

30.09.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2019» в Кубинке Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение (КТРВ) и АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» представили уже не новую авиационную крылатую ракету Х-22, которая еще совсем недавно была основным средством борьбы с американскими авианосцами, могла она наносить удары и по наземным объектам. Ей вооружались самолеты — ракетоносцы Ту-22М Дальней авиации ВВС и морской ракетоносной авиации ВМФ.
Уже давно эту ракету публично не демонстрировали на международных выставках, ранее Х-22 в 1990-х годах показывалась на международном салоне МАКС в Жуковском, в том числе и в качестве летающей лаборатории.
Но рано списывать эту уникальную ракетную систему, которая создавала массу проблем для вероятного противника. Сейчас на базе ее конструкции с новой элементной базой электроники создается новая ракета Х-32 для модернизированных ракетоносцев Ту-22М3.
Крылатая ракета Х-22 воздушного базирования предназначена для поражения радиолокационно-контрастных морских и наземных точечных целей, а также площадных.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Высота полета ракеты на маршевом участке, км 22,5
Скорость полета (число М) 3,4
Тип боевой части: Фугасно-кумулятивная
Масса боевой части, кг 930

ВТС «БАСТИОН», 30.09.2019

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019

18.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажей о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в данном сюжете показана авиационная противокорабельная крылатая ракета Х-22ПГ со специальной боевой частью «Н». Экспонаты находятся на бывшем ядерном арсенале объекта 820 РТБ ВМФ СССР.
Рядом с головной частью ракеты Х-22 представлен макет термоядерной боевой части (БЧ) «Н» отечественной сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. БЧ предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп) с помощью специальной (ядерной) БЧ. Мощность термоядерного заряда: 350 – 1000 Кт.
Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности Х-22 «Буря» была начата по Постановлению Совета министров СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 г. — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я. Березняк).
Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Первые опытные образцы были изготовлены в 1962 г. В 1967 г. комплекс К-22 принят на вооружение Дальней Авиации.
Более совершенным оружием стал самолет Ту-22МЗ, для которого были спроектированы ракеты -Х-22Н,Х-22НП,Х-22НА.
Боевая эффективность комплекса К-22Н значительно повысилась — теперь для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с обычной боевой частью (БЧ).
Всего было выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов.
Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности. Самолеты Ту-95К-22 постепенно снимаются с эксплуатации, а часть Ту-22М перевооружаются на противорадиолокационные ракеты Х-15.
Х-22 представляла собой цельную конструкцию и, в отличие от других ракет, поставлялась в полностью собранном виде, без отстыковки консолей.
Ракета имеет планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора.
Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.
Для перевозки Х-22 на аэродроме служила специальная аэродромная транспортная тележка АТ-22, задние колеса которой могли «приседать» с помощью гидравлики, позволяя закатить изделие под самолет.
ВТС «БАСТИОН», 18.06.2020

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС

21.03.2021

Минобороны России опубликовало видеорепортаж о проведении лётно-тактического учения эскадрильи самолетов Ту-22м3 в Калужской области на базе авиационного полка дальней авиации.
Экипажи дальних бомбардировщиков выполнили задачи по выводу авиационной техники из-под условного удара противника и прорыву противовоздушной обороны. Помимо этого лётчики дальней авиации имитировали ответный авиационный удар. Данные мероприятия прошли согласно плану боевой подготовки под руководством командира авиационного полка полковника Вадима Белослюдцева.
«В учениях были задействованы молодые офицеры, которые впервые в своей практики, принимали участие в подобных мероприятиях. Особое внимание уделялось качеству выполнения полетного задания экипажами, а также работе инженерно-технического состава по подготовки авиационной техники к повторному вылету. Аэрофотоснимки местности и крупномасштабные карты предстоящих действий, позволяли изучить район с достаточной полнотой и точностью», — сообщил он.
Во время данной тренировки на самолеты были подвешены крылатые ракеты большой дальности типа Х-22.
Напомним, что дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения наземных и морских целей во всем диапазоне скоростей самолета с больших, средних и малых высот. Самолет Ту-22М3 может нести управляемые ракеты «воздух–поверхность» типа Х-22 с различными вариантами систем наведения и боевых частей, на балочных держателях внутри грузоотсека и в двух точках внешней подвески под крылом (1, или 2, или 3), а также до десяти аэробаллистических ракет на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на двух крыльевых катапультных установках. Он был принят на вооружение в 1989 году.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено около 500 самолетов Ту-22М различных модификаций. По официальным данным, у России в настоящее время имеется более 100 ракетоносцев Ту-22М3.
ВТС «Бастион»




ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3



АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2»)


Разработка ракетного комплекса начата по Постановлениям СМ СССР от апреля 1958 года и от 17 июня 1958 года № 426-2011, 3, 14. Ракета Х-22 создавалась в двух вариантах: стратегический для поражения площадных целей — Х-22ПСИ2; противокорабельный — Х-22ПГ2, основные цели авианосцы и крупные надводные корабли. Несколько позже началась разработка третьего варианта ракеты типа Х-22: противорадиолокационный — Х-22П2. Ракеты семейства Х-22 выполнены по нормальной аэродинами¬ческой схеме с несущим крылом большой площади и крестообразным оперением1. Ракеты имеют шесть технологических отсеков. В настоящее время в состав комплекса К-22 входят ракеты Х-22, Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА класса «воздух-поверхность» и противорадиолокационные Х-22МП.
Разработка ракеты Х-22ПГ (Х-22, «изделие Д-2») началась в 1958 году. Главный конструктор А.И.Микоян, заместители главного конструктора — М.И.Гуревич и А.Я.Березняк. Ракета создана в 1962-1965 годах для вооружения дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Ту-22К предназначался для поражения радиоконтрастных точечных и площадных наземных (мостов, плотин, электростанций и др.) и морских (в том числе и подвижных — надводных кораблей) целей. Ракета Х-22ПГ (Х-22) предназначена для нанесения ударов по наземным радиоконтрастным точечным и площадным целям, а также морским радиоконтрастным подвижным и неподвижным целям в открытом море и вблизи бе¬реговой черты.
Планер — моноплан сварной конструкции со средним расположением крыла, управляемым хвостовым оперением по курсу, тангажу и крену, имеет нижний гребень и складывающийся нижний киль.
В носовом отсеке Х-22 располагалась аппаратура управления, во втором отсеке — боевая часть. В хвостовой части размещался ЖРД с двумя камерами сгорания с раздельными выхлопными соплами. Ракета Х-22 была оснащена двухкамерным ЖРД Р-201-300. Окислителем служила азотная кислота, а топливом — диметилгидрозин. Боевая часть на ракету устанавливалась по схеме с торцевой установкой, тре­бующей расстыковки фюзеляжа. Она была кумулятивно-фугасная или специальная. Противокорабельная ракета использует контактный взрыватель для детонации боевой части, в то время как ядерный заряд может быть взорвана и в воздухе.
Передний обтекатель — радиопрозрачный материал АСТТ2, ФН, кварцевые ткани, связующие К-107 и К-4.
Основной материал планера: ЭИ-654 (баки), ОТ4-I, ВТ-5, сталь 12Х2НВФА (силовые элементы оперения), АТИМС и КАСТ (теплоизоляция отсеков фюзеляжа), ЭП-310, 30ХГСА — силовые элементы, МЛ-5 — крупногабаритное литье (балки для станции), ОТ-4, ВТ-6, 25ХСНВФА, термостойкие клеи: ВС-350, ПУ-2, ВКТ-2, ВКТ-32-2.

Х-22 — это первая ракета, конструкция которой состояла из цельносварных агрегатов с применением новых материалов (ЭИ-654, ВТ-4, ВТ-4-1, ВТ-20).
Стеклотекстолитовые обтекатели ракеты Х-22 длиной 2,5 м, диаметром 920 мм и толщиной стенки порядка 7,5 мм переменного сечения (у носа потоньше, у основания толще) должны были быть: прочными, герметичными, паро- и влагостойкими, радиопрозрачными, термостойкими и не расслаиваться при нагреве в потоке до 350-400 град С; обводы обтекателя должны соответствовать чертежу (оживальная форма) и иметь высокую чистоту поверхности.
Разработчик аппаратуры управления — КБ-1. Отработка опытной аппаратуры управления проводилась на летающей лабаратории Ту-16К-22.
Захват цели ГСН ракеты осущест-влялся еще на подвеске под самолетом-носителем на дальности 250-270 км. После запуска ракета управлялась автопилотом АРК-22А с радиовысотомером и доплеровским измерителем. Ракета имела две траектории атаки, в зависимости от типа цели. Для маловысотной атаки ракета набирала высоту 12000 м, а на конечном отрезке траектории делала нырок на скорости 1,2 М до высоты менее 500 м. Против морских или некоторых наземных целей ракета набирала высоту 27000 м и пикировала на цель со скоростью 2,5 М. Система ракетного вооружения носителя позволяет производить пуски ракет Х-22 в диапазоне высот от 10000 м до практического потолка и при истин­ных скоростях 950-1500 км/ч. Пуск ракет допускается в прямолинейном полете (угол тангажа не более 5°) без скольжения. В районе пуска ракеты цель берется на автоматическое сопровождение головками самонаведения и по сигналу «ракета готова» штурман производит ее отцепку. Полет ракет Х-22 с активной ГСН «ПГ» осуществлялся по следующей траектории. При захвате цели ГСН выдавалась команда на доворот для совмещения оси само¬лета (ракеты) на цель. При этом у летчика загоралась белая лампочка, а на приборе ИКО стрелка показывала направление доворота. При совмещении стрелки с отметкой «О» загоралась зеленая лампочка, сигнализирующая о взятии цели ГСН ракеты на автосопровождение. После включения штурманом наддува батарей ракеты снималась блокировка с автодальномера ГСН и разорентировались гироскопы системы управления по курсу. Через три секунды после отцепки (просадка: 500—700 м) на раке¬те запускались двигатели, раскладывался нижний киль и взводился взрыватель бое­вой части. Одновременно включался программный механизм ракеты. Через 11 секунд ракета переводилась в набор высоты. При достижении скорости, соответствующей числу М=3,44, уменьшался угол набора высоты и выключался стартовый двигатель, на высоте 22500 м начинался горизонтальный полет. Когда угол визирования между осью ракеты и направлением на цель достигал 30 град., а удале­ние от цели — 60 км, отключались радиоуправление по курсу, канал высоты и двига­тель, а ракета переводилась в пикирование на цель.
В мае 1960 года был построен макет самолета-носителя, а в начале 1961 года — первый летный образец Ту-22К (зав.№5060045). 6 июля 1961 года самолет с макетом ракеты Х-22 был показан на воздушном параде в Тушино. Первый ракетоносец с двигателями ВД-7М выпустили в 1961 году, переделав из бомбардировщика. На носителе заменили РЛС «Рубин» на «ПН». Доработали бомбоотсек, ведь Х-22 подвешивалась в полуутопленном положении. Летом опытный Ту-22К перелетел из Казани в Жуковский на летно-испытательную базу ОКБ-156, запланировав первый полет с ракетой Х-22 на октябрь 1961 года.
Летные испытания Ту-22К с ракетой Х-22 проводились в ГНИКИ ВВС в Актюбинске. Производство ракет по программе К-22 было размещено на госавиазаводе №256 и первые испытания ракет начались в 1962 году. Первые радиопрозрачные обтекатели изготавливались в Химках на заводе № 301 на их оборудовании нашими работниками под руководством их специалистов и специалиста из ВИАМ.
Испытания показали, что даже с обычной боеголовкой Х-22 пробивает в борту корабля дыру площадью 20 м2 и глубиной 12 м. Ракета Х-22 была принята на вооружение в 1964 году.

Отработка и испытания ядерной боевой части, без производства ядерного взрыва, для авиационно-ракетного комплекса проводились в 1959-1960 годах на 71-ом полигоне ВВС в Крыму19. Отработка применения ракеты по морским целям проводилась на полигоне НИИ ВВС под Феодосией1.
В эксплуатации Ту-22К с ракетой Х-22 находился с 1965 года. В 1965 году первые Ту-22К поступили на вооружение трех бомбардировочных полков ВВС: 121-й ДБАП в Мачулищах под Минском, 203-й ДБАП в Барановичах и в 341-й ДБАП в Озерном, под Житомиром. Все эти полки входили в состав 15-й авиадивизии тяжелых бомбардировщиков 46-й ВА АДД. Кроме того, еще один авиаполк в Заватинске, из состава 30-й ВА оперировал Ту-22К на тихоокеанском ТВД.
Для подготовки операторов системы К-22 на авиаремонтном заводе (АРЗ) №20 в г. Пушкине в 1974 году был переоборудован один из двух самолетов Ту-104Ш, на который вместо РЛС ЕН установили РЛС ПНА21. Для тренировок операторов ракетного оружия на самолете Ту-104Ш-2 на бомбодержателе БД-352 подвешивался специальный контейнер с бортовой аппаратурой ракеты Х-2221. В Дальней авиации ВВС обучение штурманов самолетов Ту-22М2 производилось на самолете Ту-124Ш, в дополнении к ним на АРЗ №20 в 1977 году был переоборудован самолет Ту-104. Этот самолет не имел РЛС ПНА и использовался 43 Центром боевой подготовки Дальней авиации в г. Рязань только для отработки бомбометания21. Для обучения штурманов самолетов Ту-22М3 (Ту-22М2) был создан учебный самолет Ту-134УБЛ (Ту-134УБК, Ту-134УБКМ)21. На эти самолета подвешивался контейнер-имтатор ракеты Х-22, такие же контейнеры применялись в учебных целях на бомбардировщиках Ту-22М.
Опытный комплекс К-22 из-за низкой надежности как самолетного оборудования, так и ракеты доводился несколько лет и лишь в 1967 году его приняли на вооружение. Однако с третьего квартала 1965 года, завод № 22, приступил к выпуску Ту-22К в соответствии с эталоном № 3102.

На базе ракеты Х-22 созданы модифицированные варианты: Х-22П, Х-22М и Х-22Н. По данным разведки США с 1961 по 1972 гг. было построено около 700 ракет Х-22, пока их производство не было окончательно прекращено.
Проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б, которая имела скорость полета до 6М и максимальную высоту полета до 70 км. Заместителем председателя госкомиссии был Л.М.Овсянников. При испытаниях ракеты проводилось определение проходимости радиосигналов при больших гиперзвуковых скоростях полета.
Ракетный комплекс К-106 с ракетами Х-22 и Х-22П2 пред¬полагалось установить на бомбардировщике Ту-106. Позднее в ОКБ-156 в 1961 году был разработан проект сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-135 носителя ракеты Х-22 с максимальной сколростью полета М=2,35, одной из задач которого должно было стать борьба с авианосцами США на удалении в 3000 км.
Разработка комплекса К-14 задана Постановлением СМ СССР от 22 августа 1959 года для оснащения тяжелых бомбардировщиков 3МД (М-6К-14), модернизированный вариант 3МЕ. В одном из вариантов комплекса самолет 3МД оснащался ракетами Х-22. Самолет-ракетоносец 3МД с ракетой Х-22 имел радиус действия 6000 км, с одной дозаправкой — 7300 км.
В конце 50-х годов ОКБ-23 проводились работы по созданию сверхзвуковых стратегических авиационно-ракетных систем: комплекс М-52К с самолетом носителем М-52 и ракетой Х-22, разработка задана Постановлением СМ СССР от 31 июля 1958 года №867-408, бомбардировщик М-52 с двумя ракетами Х-22 должен был развивать скорость 2000-2200 км/ч и иметь дальность полета 4600 км (с одной ракетой — 5300 км), прорабатывался вариант самолета М-52К с вертикальным взлетом с двумя ракетами Х-22 за счет специальных ускорителей; комплекс с самолетом М-52А и ракетами Х-22; комплекс М-56К с тяжелым сверхзвуковым бомбардиров-щиком М-56 и ракетами Х-22. Радиус действия М-56 с ракетой Х-22 должен был составить 5500 км.
С 1965 года создавался истребитель-бомбардировщик Ту-148 одним из вариантов которого была одна ракета Х-22.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-2-1554,14 (КБ»Радуга»12,13)
Изготовитель Харьковский з-д №135 и з-д. № 256 (опытные образцы)1,14
Назначение противокорабельная, второго поколения
Наименование комплекса К-226 «Буря»5, 7, 8, К-22П, М-52К20, М-56К20, К-95-22 и К-106
Состояние на вооруж. с 19671(1968)2 г.
Код НАТО AS-4А Kitchen4, 7-11
Боевая часть (вариант 1):
— тип кумулятивно-фугасная
— разработчик НИИ-623
— вес, кг 100010, 11
— вес ВВ, кг 630-9001, 14
Самолет-носитель «105А», Ту-22К6, 9,
Ту-95К-224,6, 8.9, Ту-106К, 3М, М-5220, М-56, Ту-13520, «145К», Ту-148
Аппаратура управления К-22 (К-22У)
Самолетная РЛС «ПН», «ПНА-Б»
— разработчик НПО «Ленинец»21
Аппаратура подготовки ракет «Кама»
Станция разведки и целеуказ. «Курс-Н»
Система управления инерциальная с АРЛГСН9,10, 14, 18
— разработчик КБ-1МВ
(ЦКБ «Алмаз»)17
— гл. конструктор А.И.Савин17
— тип автопилота АПК-22А14
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
— по цели типа «крейсер» 140-3101, 10, 18
— по площадным целям 50018 (46010)-600
Скорость полета, км/ч:
— крейсерская 2700-3000 (3,5М)
— максимальная 4,6М10
Высота полета, км 22,51, 14-2511
Скорость носителя, км/ч 950-1720
Высота пуска, км:
— для Ту-22К и Ту-22М 101-1411, 14
— для М-56 21
Угол пикирования на цель, град. 301, 14
Длина ракеты, м 11,6514 -11,671, 9
Макс. диаметр корпуса, м 0,99, 11-0,921
Размах крыла, м 2,99-3,01, 9, 10 (3,3511)
Высота со сложенным килем, м 1,81
Стреловидность крыла, град. 75,514
Площадь крыла, кв. м 4,48
Стартовый вес, т 5,635-5,781(5,818-6,011)
Горючее ТГ-0222
Окислитель АК-27И22
Двигатель:
— тип:
вариант 1 двухкамерный многорежимый ЖРД7С5.33
разработчик ОКБ-2
(КБ химмаш)22
вариант 2 двухкамерный многорежимный ЖРД7Р201-3001, 14 с ТНА
разработчик ОКБ-300 (МКБ «Союз»)
— изготовитель з-д «Красный Октябрь»
— стартовая тяга, кгс 8350
— промежуточная тяга, кгс 1400
— маршевая тяга, кгс 5900
— удельная тяга, кгсхс/кг:
на высоте 10000 м 256
на высоте 25000 м 250
— время работы, с 530
— вес, кг 112
Запас топлива, л 30001, 14
Пусковая установка:
Тип балочная БД-45К (для размещения под крыльями), БД-45Ф (для размещения под фюзеляжем)
Число ракет 1

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 26.06.2018

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
1 — Х-22. Каталог вооружений. «Вестник Воздушного флота», 1997
2 — Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
1946-1996 г.г. Под редакцией академика РАН Е.А.Федосова. М:1996
3 — Р.Ангельский «Средство доставки», «Техника и вооружение»
4 — Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
5 — Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
6 — Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
7 — Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
8 — Jane’s All The World’s Aircraf 1995-1996
9 — «Аэроплан» № 4-1993
10 — Jane’s All The World’s Aircraf 1978-1979
11 — «Ядерное оружие СССР», перевод на русский язык
12 -«Все цвета “Радуги» — «Вестник Воздушного флота»
13 — «МКБ «Радуга» — 45″ — «Вестник Воздушного флота»
14 — «Гроза авианосцев» А.Широкорад — «Техника и оружие» №1 — 1996
15 — «Бэкфайр» прорыв из неизвестности» — «Аэрохобби» №1-1993
16 — С.Мороз «Туполев Ту-95», Киев: «Архив-Пресс», 1999
17 — «ЦМКБ «Алмаз» — 50 лет» — «Военный парад» №5-1997
18 — Н.С.Строев «Военная авиация» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
19 — Куликов С.М. «Авиация и ядерные испытания», М: ЦНИИатоминформ, 1998
20 — P.Butowski «Rosyjskie naddzwiekowe bombowce strategiczne. Projekty i prototypy z lat 1955-1975» — Lotnictwo wojskowe №3-1998
21 — П.Батуев «Летающие классы в авиации ВМФ СССР 1963-1991 гг.» — «Мир Авиации» №1-1999
22 — «50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998
23 — «Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001




АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22М НА МАКС-97
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-32
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПСИ
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22П (Х-22ПСН)
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ (СПРАВОЧНИК)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ ТИПА Х-22/Х-32
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ – ПОВЕРХНОСТЬ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap