12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2″)
AVIATION CRUISE MISSILE H-22PG («PRODUCT D-2″)

Разработка ракетного комплекса начата по Постановлениям СМ СССР от апреля 1958 года и от 17 июня 1958 года № 426-2011, 3, 14. Ракета Х-22 создавалась в двух вариантах: стратегический для поражения площадных целей — Х-22ПСИ2; противокорабельный — Х-22ПГ2, основные цели авианосцы и крупные надводные корабли. Несколько позже началась разработка третьего варианта ракеты типа Х-22: противорадиолокационный — Х-22П2. Ракеты семейства Х-22 выполнены по нормальной аэродинами¬ческой схеме с несущим крылом большой площади и крестообразным оперением1. Ракеты имеют шесть технологических отсеков. В настоящее время в состав комплекса К-22 входят ракеты Х-22, Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА класса «воздух-поверхность» и противорадиолокационные Х-22МП.
Разработка ракеты Х-22ПГ (Х-22, «изделие Д-2″) началась в 1958 году. Главный конструктор А.И.Микоян, заместители главного конструктора — М.И.Гуревич и А.Я.Березняк. Ракета создана в 1962-1965 годах для вооружения дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Ту-22К предназначался для поражения радиоконтрастных точечных и площадных наземных (мостов, плотин, электростанций и др.) и морских (в том числе и подвижных — надводных кораблей) целей. Ракета Х-22ПГ (Х-22) предназначена для нанесения ударов по наземным радиоконтрастным точечным и площадным целям, а также морским радиоконтрастным подвижным и неподвижным целям в открытом море и вблизи бе¬реговой черты.
Планер — моноплан сварной конструкции со средним расположением крыла, управляемым хвостовым оперением по курсу, тангажу и крену, имеет нижний гребень и складывающийся нижний киль.
В носовом отсеке Х-22 располагалась аппаратура управления, во втором отсеке — боевая часть. В хвостовой части размещался ЖРД с двумя камерами сгорания с раздельными выхлопными соплами. Ракета Х-22 была оснащена двухкамерным ЖРД Р-201-300. Окислителем служила азотная кислота, а топливом — диметилгидрозин. Боевая часть на ракету устанавливалась по схеме с торцевой установкой, тре­бующей расстыковки фюзеляжа. Она была кумулятивно-фугасная или специальная. Противокорабельная ракета использует контактный взрыватель для детонации боевой части, в то время как ядерный заряд может быть взорвана и в воздухе.
Передний обтекатель — радиопрозрачный материал АСТТ2, ФН, кварцевые ткани, связующие К-107 и К-4.
Основной материал планера: ЭИ-654 (баки), ОТ4-I, ВТ-5, сталь 12Х2НВФА (силовые элементы оперения), АТИМС и КАСТ (теплоизоляция отсеков фюзеляжа), ЭП-310, 30ХГСА — силовые элементы, МЛ-5 — крупногабаритное литье (балки для станции), ОТ-4, ВТ-6, 25ХСНВФА, термостойкие клеи: ВС-350, ПУ-2, ВКТ-2, ВКТ-32-2.
Х-22 — это первая ракета, конструкция которой состояла из цельносварных агрегатов с применением новых материалов (ЭИ-654, ВТ-4, ВТ-4-1, ВТ-20).
Стеклотекстолитовые обтекатели ракеты Х-22 длиной 2,5 м, диаметром 920 мм и толщиной стенки порядка 7,5 мм переменного сечения (у носа потоньше, у основания толще) должны были быть: прочными, герметичными, паро- и влагостойкими, радиопрозрачными, термостойкими и не расслаиваться при нагреве в потоке до 350-400 град С; обводы обтекателя должны соответствовать чертежу (оживальная форма) и иметь высокую чистоту поверхности.
Разработчик аппаратуры управления — КБ-1. Отработка опытной аппаратуры управления проводилась на летающей лабаратории Ту-16К-22.
Захват цели ГСН ракеты осущест-влялся еще на подвеске под самолетом-носителем на дальности 250-270 км. После запуска ракета управлялась автопилотом АРК-22А с радиовысотомером и доплеровским измерителем. Ракета имела две траектории атаки, в зависимости от типа цели. Для маловысотной атаки ракета набирала высоту 12000 м, а на конечном отрезке траектории делала нырок на скорости 1,2 М до высоты менее 500 м. Против морских или некоторых наземных целей ракета набирала высоту 27000 м и пикировала на цель со скоростью 2,5 М. Система ракетного вооружения носителя позволяет производить пуски ракет Х-22 в диапазоне высот от 10000 м до практического потолка и при истин­ных скоростях 950-1500 км/ч. Пуск ракет допускается в прямолинейном полете (угол тангажа не более 5°) без скольжения. В районе пуска ракеты цель берется на автоматическое сопровождение головками самонаведения и по сигналу «ракета готова» штурман производит ее отцепку. Полет ракет Х-22 с активной ГСН «ПГ» осуществлялся по следующей траектории. При захвате цели ГСН выдавалась команда на доворот для совмещения оси само¬лета (ракеты) на цель. При этом у летчика загоралась белая лампочка, а на приборе ИКО стрелка показывала направление доворота. При совмещении стрелки с отметкой «О» загоралась зеленая лампочка, сигнализирующая о взятии цели ГСН ракеты на автосопровождение. После включения штурманом наддува батарей ракеты снималась блокировка с автодальномера ГСН и разорентировались гироскопы системы управления по курсу. Через три секунды после отцепки (просадка: 500—700 м) на раке¬те запускались двигатели, раскладывался нижний киль и взводился взрыватель бое­вой части. Одновременно включался программный механизм ракеты. Через 11 секунд ракета переводилась в набор высоты. При достижении скорости, соответствующей числу М=3,44, уменьшался угол набора высоты и выключался стартовый двигатель, на высоте 22500 м начинался горизонтальный полет. Когда угол визирования между осью ракеты и направлением на цель достигал 30 град., а удале­ние от цели — 60 км, отключались радиоуправление по курсу, канал высоты и двига­тель, а ракета переводилась в пикирование на цель.
В мае 1960 года был построен макет самолета-носителя, а в начале 1961 года — первый летный образец Ту-22К (зав.№5060045). 6 июля 1961 года самолет с макетом ракеты Х-22 был показан на воздушном параде в Тушино. Первый ракетоносец с двигателями ВД-7М выпустили в 1961 году, переделав из бомбардировщика. На носителе заменили РЛС «Рубин» на «ПН». Доработали бомбоотсек, ведь Х-22 подвешивалась в полуутопленном положении. Летом опытный Ту-22К перелетел из Казани в Жуковский на летно-испытательную базу ОКБ-156, запланировав первый полет с ракетой Х-22 на октябрь 1961 года.
Летные испытания Ту-22К с ракетой Х-22 проводились в ГНИКИ ВВС в Актюбинске. Производство ракет по программе К-22 было размещено на госавиазаводе №256 и первые испытания ракет начались в 1962 году. Первые радиопрозрачные обтекатели изготавливались в Химках на заводе № 301 на их оборудовании нашими работниками под руководством их специалистов и специалиста из ВИАМ.
Испытания показали, что даже с обычной боеголовкой Х-22 пробивает в борту корабля дыру площадью 20 м2 и глубиной 12 м. Ракета Х-22 была принята на вооружение в 1964 году.
Отработка и испытания ядерной боевой части, без производства ядерного взрыва, для авиационно-ракетного комплекса проводились в 1959-1960 годах на 71-ом полигоне ВВС в Крыму19. Отработка применения ракеты по морским целям проводилась на полигоне НИИ ВВС под Феодосией1.
В эксплуатации Ту-22К с ракетой Х-22 находился с 1965 года. В 1965 году первые Ту-22К поступили на вооружение трех бомбардировочных полков ВВС: 121-й ДБАП в Мачулищах под Минском, 203-й ДБАП в Барановичах и в 341-й ДБАП в Озерном, под Житомиром. Все эти полки входили в состав 15-й авиадивизии тяжелых бомбардировщиков 46-й ВА АДД. Кроме того, еще один авиаполк в Заватинске, из состава 30-й ВА оперировал Ту-22К на тихоокеанском ТВД.
Для подготовки операторов системы К-22 на авиаремонтном заводе (АРЗ) №20 в г. Пушкине в 1974 году был переоборудован один из двух самолетов Ту-104Ш, на который вместо РЛС ЕН установили РЛС ПНА21. Для тренировок операторов ракетного оружия на самолете Ту-104Ш-2 на бомбодержателе БД-352 подвешивался специальный контейнер с бортовой аппаратурой ракеты Х-2221. В Дальней авиации ВВС обучение штурманов самолетов Ту-22М2 производилось на самолете Ту-124Ш, в дополнении к ним на АРЗ №20 в 1977 году был переоборудован самолет Ту-104. Этот самолет не имел РЛС ПНА и использовался 43 Центром боевой подготовки Дальней авиации в г. Рязань только для отработки бомбометания21. Для обучения штурманов самолетов Ту-22М3 (Ту-22М2) был создан учебный самолет Ту-134УБЛ (Ту-134УБК, Ту-134УБКМ)21. На эти самолета подвешивался контейнер-имтатор ракеты Х-22, такие же контейнеры применялись в учебных целях на бомбардировщиках Ту-22М.
Опытный комплекс К-22 из-за низкой надежности как самолетного оборудования, так и ракеты доводился несколько лет и лишь в 1967 году его приняли на вооружение. Однако с третьего квартала 1965 года, завод № 22, приступил к выпуску Ту-22К в соответствии с эталоном № 3102.
На базе ракеты Х-22 созданы модифицированные варианты: Х-22П, Х-22М и Х-22Н. По данным разведки США с 1961 по 1972 гг. было построено около 700 ракет Х-22, пока их производство не было окончательно прекращено.
Проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б, которая имела скорость полета до 6М и максимальную высоту полета до 70 км. Заместителем председателя госкомиссии был Л.М.Овсянников. При испытаниях ракеты проводилось определение проходимости радиосигналов при больших гиперзвуковых скоростях полета.
Ракетный комплекс К-106 с ракетами Х-22 и Х-22П2 пред¬полагалось установить на бомбардировщике Ту-106. Позднее в ОКБ-156 в 1961 году был разработан проект сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-135 носителя ракеты Х-22 с максимальной сколростью полета М=2,35, одной из задач которого должно было стать борьба с авианосцами США на удалении в 3000 км.
Разработка комплекса К-14 задана Постановлением СМ СССР от 22 августа 1959 года для оснащения тяжелых бомбардировщиков 3МД (М-6К-14), модернизированный вариант 3МЕ. В одном из вариантов комплекса самолет 3МД оснащался ракетами Х-22. Самолет-ракетоносец 3МД с ракетой Х-22 имел радиус действия 6000 км, с одной дозаправкой — 7300 км.
В конце 50-х годов ОКБ-23 проводились работы по созданию сверхзвуковых стратегических авиационно-ракетных систем: комплекс М-52К с самолетом носителем М-52 и ракетой Х-22, разработка задана Постановлением СМ СССР от 31 июля 1958 года №867-408, бомбардировщик М-52 с двумя ракетами Х-22 должен был развивать скорость 2000-2200 км/ч и иметь дальность полета 4600 км (с одной ракетой — 5300 км), прорабатывался вариант самолета М-52К с вертикальным взлетом с двумя ракетами Х-22 за счет специальных ускорителей; комплекс с самолетом М-52А и ракетами Х-22; комплекс М-56К с тяжелым сверхзвуковым бомбардиров-щиком М-56 и ракетами Х-22. Радиус действия М-56 с ракетой Х-22 должен был составить 5500 км.
С 1965 года создавался истребитель-бомбардировщик Ту-148 одним из вариантов которого была одна ракета Х-22.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-2-1554,14 (КБ»Радуга»12,13)
Изготовитель Харьковский з-д №135 и з-д. № 256 (опытные образцы)1,14
Назначение противокорабельная, второго поколения
Наименование комплекса К-226 «Буря»5, 7, 8, К-22П, М-52К20, М-56К20, К-95-22 и К-106
Состояние на вооруж. с 19671(1968)2 г.
Код НАТО AS-4А Kitchen4, 7-11
Боевая часть (вариант 1):
— тип кумулятивно-фугасная
— разработчик НИИ-623
— вес, кг 100010, 11
— вес ВВ, кг 630-9001, 14
Самолет-носитель «105А», Ту-22К6, 9,
Ту-95К-224,6, 8.9, Ту-106К, 3М, М-5220, М-56, Ту-13520, «145К», Ту-148
Аппаратура управления К-22 (К-22У)
Самолетная РЛС «ПН», «ПНА-Б»
— разработчик НПО «Ленинец»21
Аппаратура подготовки ракет «Кама»
Станция разведки и целеуказ. «Курс-Н»
Система управления инерциальная с АРЛГСН9,10, 14, 18
— разработчик КБ-1МВ
(ЦКБ «Алмаз»)17
— гл. конструктор А.И.Савин17
— тип автопилота АПК-22А14
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
— по цели типа «крейсер» 140-3101, 10, 18
— по площадным целям 50018 (46010)-600
Скорость полета, км/ч:
— крейсерская 2700-3000 (3,5М)
— максимальная 4,6М10
Высота полета, км 22,51, 14-2511
Скорость носителя, км/ч 950-1720
Высота пуска, км:
— для Ту-22К и Ту-22М 101-1411, 14
— для М-56 21
Угол пикирования на цель, град. 301, 14
Длина ракеты, м 11,6514 -11,671, 9
Макс. диаметр корпуса, м 0,99, 11-0,921
Размах крыла, м 2,99-3,01, 9, 10 (3,3511)
Высота со сложенным килем, м 1,81
Стреловидность крыла, град. 75,514
Площадь крыла, кв. м 4,48
Стартовый вес, т 5,635-5,781(5,818-6,011)
Горючее ТГ-0222
Окислитель АК-27И22
Двигатель:
— тип:
вариант 1 двухкамерный многорежимый ЖРД7С5.33
разработчик ОКБ-2
(КБ химмаш)22
вариант 2 двухкамерный многорежимный ЖРД7Р201-3001, 14 с ТНА
разработчик ОКБ-300 (МКБ «Союз»)
— изготовитель з-д «Красный Октябрь»
— стартовая тяга, кгс 8350
— промежуточная тяга, кгс 1400
— маршевая тяга, кгс 5900
— удельная тяга, кгсхс/кг:
на высоте 10000 м 256
на высоте 25000 м 250
— время работы, с 530
— вес, кг 112
Запас топлива, л 30001, 14
Пусковая установка:
Тип балочная БД-45К (для размещения под крыльями), БД-45Ф (для размещения под фюзеляжем)
Число ракет 1

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 26.06.2018

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
1 — Х-22. Каталог вооружений. «Вестник Воздушного флота», 1997
2 — Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
1946-1996 г.г. Под редакцией академика РАН Е.А.Федосова. М:1996
3 — Р.Ангельский «Средство доставки», «Техника и вооружение»
4 — Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
5 — Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
6 — Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
7 — Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
8 — Jane’s All The World’s Aircraf 1995-1996
9 — «Аэроплан» № 4-1993
10 — Jane’s All The World’s Aircraf 1978-1979
11 — «Ядерное оружие СССР», перевод на русский язык
12 -«Все цвета “Радуги» — «Вестник Воздушного флота»
13 — «МКБ «Радуга» — 45″ — «Вестник Воздушного флота»
14 — «Гроза авианосцев» А.Широкорад — «Техника и оружие» №1 — 1996
15 — «Бэкфайр» прорыв из неизвестности» — «Аэрохобби» №1-1993
16 — С.Мороз «Туполев Ту-95″, Киев: «Архив-Пресс», 1999
17 — «ЦМКБ «Алмаз» — 50 лет» — «Военный парад» №5-1997
18 — Н.С.Строев «Военная авиация» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
19 — Куликов С.М. «Авиация и ядерные испытания», М: ЦНИИатоминформ, 1998
20 — P.Butowski «Rosyjskie naddzwiekowe bombowce strategiczne. Projekty i prototypy z lat 1955-1975″ — Lotnictwo wojskowe №3-1998
21 — П.Батуев «Летающие классы в авиации ВМФ СССР 1963-1991 гг.» — «Мир Авиации» №1-1999
22 — «50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998
23 — «Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001

АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22М НА МАКС-97
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПСИ
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22П (Х-22ПСН)
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ (СПРАВОЧНИК)
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-32
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap