ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М». STRATEGIC MISSILE COMPLEX » METEORIT-M»


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М»

STRATEGIC MISSILE COMPLEX » METEORIT-M»

16.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017

На Международном военно-техническом форуме Армия-2017 на открытой площадке у павильона КТРВ НПО Машиностроения представило свою уже не новую разработку стратегическую крылатую ракету «Метеорит».
Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ.
Согласно замыслу конструкторов, предполагалось создать СКР «Метеорит» в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно.
В 1991 году все работы по комплексу «Метеорит» были прекращены.
Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007 в Жуковском и международном форуме «Армия-2018» в Кубинке. Макет крылатой ракеты 3М25 Метеорит-А находился в музее техники Вадима Задорожного.
Советская стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» была передана Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» в Музей Космонавтики в Геленджике.
ВТС «БАСТИОН», 16.05.2019


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

20.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»

На выставке «Яркий след крылатого метеорита», посвященной 100-летию генерального конструктора ракетно-космической техники В.Н.Челомея, была продемонстрирована авиационная стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А».
Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ.
Сверхзвуковая высотная крылатая ракета унифицированного комплекса ракетного оружия стратегического назначения позволяла наносить удары по наземным объектам без захода в зону активной обороны противника. Ракета разрабатывалась в 70-80-е годы для вооружения атомных подводных лодок и стратегических ракетоносцев.
По своим тактико-техническим характеристикам, подтвержденным результатами полного цикла испытаний, ракета значительно превосходила все имевшиеся на тот момент стратегические крылатые ракеты как у нас в стране, так и за рубежом.
ВТС «БАСТИОН», 20.05.2019

СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А»
ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
«ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА» – ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М»

Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ. Фактически, состоялся возврат к идее создания стратегических крылатых ракет СКР) после того, как в конце 1950-х гг. Советский Союз и США отказались от разработки таких ракет в пользу межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Причина прекращения работ СКР в конце 1950-х — начале 1960-х гг. заключалась в предположении невозможности преодоления крылатыми ракетами, летящих на средних высотах, ПВО противника. В некоторых источниках в 1990-х гг. ракету «Метеорит» стали именовать как П-750 и «Гром».
Предназначенная для базирования на атомных подводных лодках, самолетах-ракетоносцах или наземных средствах, оснащенная уникальным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на траектории с точным выходом на заданную цель, эта ракета являлась бы практически неуязвимой на присущих ей высотах полета для средств противоракетной обороны.
Согласно замыслу конструкторов, предполагалось создать СКР «Метеорит» в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Разработка «Метеорита» шла по трем основным вариантам:
• корабельная стратегическая крылатая ракета «Метеорит-М» (код НАТО: SS-N-24 Scorpion), которой была оснащена одна переоборудованная атомная подводная лодка проекта 667М в 1980 году;
• авиационная стратегическая ракета «Метеорит-А» (код НАТО: AS-X-19) для вооружения тяжелых бомбардировщиков Ту-95;
• стратегическая ракета для наземных пусковых установок «Метеорит-Н».
Упомянутое Постановление Совета Министров СССР от 9 декабря 1976 г. предусматривало создание в том числе и корабельного ракетного комплекса (КРК) «Метеорит-М» с крылатой ракетой варианта 3М25 «Метеорит-М». КРК «Метеорит-М» предназначался для АПЛ.
Головным разработчиком ракетного комплекса и ракеты было назначено ЦКБ машиностроения (с 1983 г. НПО машиностроения). Разработка осуществлялась сначала под руководством генерального конструктора В.Н. Челомея. Главными конструкторами этой темы являлись заместители В.Н. Челомея — В.Е. Самойлов, а затем Г.А. Ефремов., который в последствии стал генеральным конструктором НПО машиностроения и осуществлял общее руководство этой темой и другими проектами предприятия.
В 1977 году были согласованы ТТЗ на комплексы различных видов базирования, организована разветвленная кооперация предприятий-соисполнителей, разработаны и согласованы частные задания на системы.
Ракета рассматривалась как принципиально новый класс стратегического ударного вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без входа в зону его противодействия кораблей — носителей.
Так же предполагалось, что сверхзвуковая (М=2,5-3,0), с дальностью действия более 5000 км, КР морского базирования позволит наносить удары по территории США без захода лодки-носителя в зону ее активной противолодочной обороны.
Аэродинамические характеристики ракеты “Метеорит” вырабатывались при помощи специалистов ЦАГИ. Эскизный проект комплекса разработали в 1977 году. Основная компоновка ракеты была выполнена в проектном комплексе А.Г.Леоновым, который позднее стал генеральным директором ОАО «ВПК НПО машиностроения».

Крылатая ракета 3М25 весом 6,3-6,38 т и длиной 12,5-13 м была выполнена по схеме «утка» со стреловидными складывающимися крылом и вертикальным оперением. Маршевая ступень со складывающимся стреловидным крылом и вертикальным оперением была оснащена маршевым турбореактивным двигателем разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник двигателя размещался под фюзеляжем. Маршевый двигатель – турбореактивный КР-23. Главный конструктор С.А.Гаврилов, с 1983 г. — А.А.Рыжов. Серийное производство двигателя велось Тюнемским авиамоторным заводом.

Для разгона ракеты использовался специальный встроенный разгонный блок. Стартовая ступень морского и наземного вариантов ракеты «Метеорит» имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Она была создана на базе первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты 15А20.
Для ракеты в КБХА (гл. конструктор В.П.Козелков) разработан двигатель РД-0242 стартовой разгонной ступени в 1977-1983 гг. Двигатель прошел полный цикл отработки, в том числе летные испытания и изготавливался серийно. В ходе разработки решен ряд новых задач: создан двигатель плотной компоновки из-за необходимости размещения его в ограниченном пространстве хвостового отсека; обеспечен одноступенчатый запуск двигателя в окружающую среду высокого давления; обеспечена надежная сохранность двигателя в условиях длительного нахождения в контакте с коррозионно-активной средой; обеспечена безопасность двигателя при транспортировании в составе заправленной ракеты.

Стартовый вес наземного и морского варианта составил 12,65 т, вес второй ступени – 6,38 т. Длина фюзеляжа ракеты достигала 12,8 м, внешний диаметр 0,9 м, размах крыла — 5,1 м.
Универсальная стратегическая КР «Метеорит» оснащалась инерциальной системой управления с радиолокационной коррекцией по рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Система управления разрабатывалась НПО «Хартрон», г. Харьков, руководитель В. Г. Сергеев. Главный конструктор системы управления — В. А. Уралов.
Принципиально новой системой, созданной для ракеты «Метеорит», стала система навигации по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»). Эта система должна была работать совместно с инерциальной системой управления ракеты и осуществлять периодическую коррекцию траектории полета ракеты, сравнивая наблюдаемое в полете радиолокационное изображение местности с имеющимся на борту эталонным изображением. Сложность создания такой системы была связана с изменчивостью характеристик отражения местности в различных сезонных и погодных условиях. СНРК «Кадр» была создана и успешно испытана. Головным разработчиком системы управления ракеты было КБ «Электроприбор» (главный конструктор Владимир Сергеев), а системы коррекции – НИИ точных приборов (главный конструктор Юрий Козко).
Ракета имела комплекс преодоления противоракетной обороны, в том числе и специальную аппаратуру, создававшую за ней длинный шлейф ионизированного воздуха, который препятствовал точному наведению зенитных ракет средств ПВО противника.
Ключевое значение для повышения возможностей ракеты по прорыву ПВО имело достижение низкого уровня радиолокационной заметности. Была создана новая, не имевшая мировых аналогов, специальная электронная установка. Принцип ее действия основывался на эффекте поглощения внешнего электромагнитного излучения. При создании электронной установки использовались результаты научных разработок и экспериментов по маскировке космических аппаратов на высотах свыше 100 км. Такие эксперименты проводились ЦКБМ и НИИ тепловых процессов (в н.в. – Исследовательский центр имени М.В. Келдыша). Однако создание бортовой электронной установки для маскировки относительно крупноразмерного летательного аппарата, каким являлась крылатая ракета, летящего на высоте 20–25 км, было совершенно новой и сложной задачей. В этой области ранее не велись даже научно-исследовательские работы. Расчеты показали, что электронная установка будет иметь большую потребляемую мощность и высокое напряжение на исполнительных органах. Это создавало дополнительную сложность в условиях ограниченных возможностей бортовых источников электропитания крылатой ракеты и необходимости обеспечения электромагнитной совместимости специальной электронной установки с другими радиоэлектронными системами.
Разработка электронной установки осуществлялась НИИ тепловых процессов под руководством члена-корреспондента АН СССР Виталия Иевлева. Установка была создана и прошла полный комплекс стендовых и натурных летных испытаний. В ходе летных испытаний ракеты «Метеорит» при включении электронной установки на индикаторах РЛС ПВО наблюдались уменьшение яркости отметки цели, неустойчивое сопровождение и пропадание отметки.

В эскизном проекте КРК «Метеорит» (разработан в 1977 г.) в качестве носителя рассматривалась модернизированная подводная лодка пр.949 (пр.949М). Однако совместные исследования ЛПМБ «Рубин» и ЦКБМ показали, что для размещения ракет 3М25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса «Гранит» требуется радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Не увенчалось успехом и создание унифицированной аппаратуры для обоих комплексов.
В дальнейшем, фактически параллельно, проект КРК «Метеорит-М» основывался на переоборудовании АПЛ проекта 667А, выводимых из состава стратегических сил подводного флота России в соответствии с договором ОСВ-1. Подводные лодки с крылатыми ракетами не подпадали под ограничения в рамках этого Договора, а следовательно можно было сохранить «не новые» носители и одновременно увеличить ударный потенциал морских стратегических ядерных сил (МСЯС).
С этой целью в первом квартале 1979 г. в Ленинградском проектно-монтажном бюро (ЛПМБ) «Рубин» (с сентября 1989 г. ЦКБ МТ «Рубин») был разработан технический проект переоборудования АПЛ пр.667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» по проекту 667М «Андромеда». Для переоборудования, проведения испытаний и опытной эксплуатации предназначалась АПЛ К-420 (зав. №432).
Проект предусматривал побортное размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М25 в междубортном пространстве лодки под углом 45 град. Вместо вырезанных ракетных отсеков был установлен новый средний блок, увеличена длина лодки примерно на 20 м и до 15 м ее ширина.
В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
В центральном посту были установлены новые системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», навигационный комплекс «Тобол-АТ», комплекс средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустический комплекс «Рубикон». Для удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор».
15 октября 1982 г. полностью сформированная на стапеле АПЛ была спущена на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания, с 16 августа по 1 ноября 1983 г. — государственные испытания, но без комплекса ракетного оружия «Метеорит-М».

Пусковая установка (ПУ) СМ-290 и устройство загрузки-выгрузки ракет комплекса «Метеорит-М» разрабатывались в конструкторском комплексе №2 КБСМ на этапе аванпроекта под руководством главного конструктора В.В. Чернецкого, в дальнейшем – под руководством В.Ф. Потапова.
Оборудование ПУ было смонтировано в контейнере, входящем в состав пусковой установки, с крышкой и приводами (разработчик ЛПМБ «Рубин»). Во всех режимах работы ПУ управление механизмами было дистанционное, предусматривалась возможность отмены старта практически на любом этапе предстартовой подготовки.
Конструкторская документация ПУ разработана в 1981 г. Размещение двенадцати наклонных контейнерных пусковых установок СМ-290 с ракетами 3М-25 привело к увеличению ширины средней части наружного корпуса АПЛ с 11,7 м до 15 м. Крылатая ракета 3М-25 хранилась в контейнере ПУ со сложенными консолями крыльев и с загерметизированным маршевым двигателем.
Пуск ракет мог производиться из подводного положения АПЛ. Пусковая установка СМ-290 после проведения испытаний была сдана в опытную эксплуатацию в ВМФ в начале 1980-х гг. Отработка КРК продолжалась по 1986 г. включительно, так как потребовалась тщательная экспериментальная проверка большого количества принципиально новых технических решений.
Создание пусковой установки СМ-290 было приостановлено на этапе разработки конструкторской документации для серийного производства ПУ.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования «Метеорит-М» состоялась в декабре 1978 года, а комплекса авиационного базирования «Метеорит-А» — в январе 1979 года. Рабочая техдокументация передавалась на один из наиболее высокотехнологичных серийных заводов, где велось изготовление крылатых ракет. Сборка крылатых ракет происходила на мощностях завода имени Хруничева.
Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные испытания подтвердили правильность технических решений по обеспечению заданных характеристик.
Для испытаний ракеты использовались оборудование и боевые поля полигонов Капустин Яр, Балхаш, Эмба, Североморск, Северодвинск и Севастополь. Требовались тысячи километровые трассы испытательных полетов крылатых ракет (КР), использование телеметрии и систем ПВО, обеспечивающих проводку КР. При отклонении по курсу или тангажу на более 30 град. срабатывала система самоликвидации, при этом падение ракеты могло происходить с высоты 15-25 км. В качестве топлива КР использовались керосин, децилин и бицилин. Для решения вопросов экологии привлекались специалисты ГИПХа.

Первый испытательный пуск ракеты с наземного стенда полигона Капустин Яр (ГЦП), состоявшийся 20 мая 1980 года, был неудачным, ракета упала не далеко от пусковой установки. Во время первого испытательного пуска ракеты “Метеорит” в момент отделения ускорителей, ракета перевернулась и упала. Авария произошла из-за неучета влияния на поведение ракеты струй малых пороховых двигателей, отводящих от нее отработавшие ускорители, струи двигателей искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный кренящий момент. Три последующих пуска на ГЦП проходили близко к программе, но были зафиксированы нештатные ситуации. Первый успешный пуск ракеты состоялся 16 декабря 1981 года. При запуске 29 октября 1982 года ракета упала в 80 км от стартовой позиции в воду (полтора километра от берега, из воды торчала часть КР). Для извлечения ракеты использовался тяжелый вертолет Ми-10.

Первый успешный пуск ракеты состоялся 16 декабря 1981 года. Предусматривался этап испытаний и с погружаемого стартового комплекса (ПСК) Для испытаний ракеты «Метеорит» на черноморском судостроительном заводе был создан погружаемый стартовый комплекс МКУ-63 (морской кабелеукладчик). Стенд имел подводное водоизмещение более 2300 т и представлял собой отсек прочного корпуса большой подводной лодки со штатным креплением бортовых контейнеров и открывающимся щитом легкого корпуса.

Первый пуск ракеты с ПСК на Черном море из подводного положения произвели 29 января 1982 года. Техническое руководство испытаниями осуществляли в разное время Эйдис А.И., Лифшиц М.И., Денисов Б.М. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М25.
Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные испытания подтвердили правильность технических решений по обеспечению заданных характеристик.

Первоначально корабельные испытания комплекса предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр. 675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр. 667А.
Первый пуск ракеты «Метеорит-М» с подводной лодки К-420 проекта 667М состоялся 26 декабря 1983 г. в Баренцевом море. Всего до конца 1984 г. было произведено 22 пуска всех модификаций.
Государственные испытания комплекса «Метеорит-М» начались в 1988 г.

Главной причиной столь длительной отработки комплекса явилось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.
Испытания авиационного варианта ракеты 3М25А проводились с самолета-носителя Ту-95МА, модифицированного варианта самолета Ту-95МС — носителя двух новых крылатых ракет, размещаемых на специальных пилонах под крылом бомбардировщика, начались в 1983 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАРИАНТОВ СКР «МЕТЕОРИТ»

Комплекс «Метеорит-А» «Метеорит-М» «Метеорит-Н»
Ракета 3М-25А 3М-25Н 3М-25Н
По классификации НАТО AS-X-19 SS-N-24 «Scorpion» SSC-X-5, GLSM
Первый пуск 11.01.1984 г. 25.12.1983 г. 20.05.1980 г.
Геометрические размеры, м:
  • длина
12,8 12,8 12,8
  • размах крыла
5,1 5,1 5,1
  • диаметр
0,9 0,9 0,9
Скорость полета,км/ч 3000-3500 3000-3500 3000-3500
Продолжительность полета, мин около 60 около 60 около 60
Маршевая высота полета, м 22000-24000 22000-24000 22000-24000

В начале 1980-х годов для поражения авианосных и крупных десантных соединений на подходах к берегам Европы на базе крылатой ракеты «Метеорит» и систем целеуказания ВМФ «Легенда» и «Успех» создавалась береговая разведывательно-ударная система (РУС). Работы по системе были остановлены в середине 1980-х годов из-за больших расходов на создание и в связи с переговорами по ликвидации наземных ракет средней и меньшей дальности.
В конце 1989 г. работы по программе АПЛ проекта 667М с КРК «Метеорит-М» были прекращены. В 1990 г. АПЛ К-420 была сдана ВМФ в торпедном варианте.

В 1993 году, когда разработка КРК «Метеорит-М» была полностью остановлена, на мощностях завода оставалось 15 единиц готовых изделий 3М-25.
При разработке КРК «Метеорит-М» был накоплен уникальный опыт в области создания ракетной техники.
Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007 в Жуковском и международном форуме «Армия-2018» в Кубинке. Макет крылатой ракеты 3М25 Метеорит-А находился в музее техники Вадима Задорожного.
Советская стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» была передана Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» в Музей Космонавтики в Геленджике.

Модификации
• Метеорит-М — Морской вариант ракеты. Код НАТО SS-N-24 Scorpion. Предназначались для вооружения подводных лодок проекта 949М и 667М «Андромеда». В конце 1989 г. работы по программе АПЛ проекта 667М с КРК «Метеорит-М» были прекращены.
• Метеорит-А — Авиационный вариант ракеты Метеорит. Код НАТО AS-X-19. Предположительный индекс — Х-80. Разработка велась по постановлению Совета Министров от 9 декабря 1976 года на конкурсной основе совместно с ракетой МКБ «Радуга» Х-55. В качестве носителя планировались стратегически бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В связи с принятием на вооружение крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 все работы по «Метеориту-А» были прекращены в 1984 году.
• Метеорит-Н — Наземный вариант. Код НАТО SSC-5.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НПО Машиностроения
Ген. конструктор В.Н.Челомей
Код НАТО SS-N-24 Scorpion
Тип комплекса стратегический подвижный комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой средней дальности
Состояние испытания с 1980 г., работа прекращена в 1984 году, комплекс предполагался к принятию на вооружение в начале1990-х годов
Ракета 3М25
Корабль-носитель: ПЛ пр. 667M
Дальность стрельбы, км 3000 (4000-5000)
Скорость полета, М 2,5-3,0 (3000 км/ч)
Высота полета, км 20 (22-24)
Тип боевой части термоядерная
Вес боевой части, кг 1000
Система управления инерциальная с коррекцией траектории полета системой радиолокационного считывания местности
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта из подводы из контейнера с помощью стартового ускорителя
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная 12,5(12,8-13,0)
Вес ракеты, т 12,65
Первая ступень (ускоритель):
Двигатель два ЖРД РД-0242
— разработчик КБХМ
— тяга в пустоте, кН 125
— уд. импульс тяги в пустоте, м/с 3060
— давление в камере, МПа 19,6
— масса, кг 120
— время работы, с 32
Вторая ступень (маршевая ступень):
Размеры, м:
— длина полная 12,5-13,0
Вес, т 6,3-6,38
Двигатель ТРД КР-23
— разработчик НПП «Мотор» (Уфа)

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип контейнерного типа СМ-290
Разработчик КБСМ
Гл. конструктор В.В. Чернецкий, В.Ф. Потапов
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ АППАРАТУРА:
Разработчик ЦНИИ «Гранит»

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 6.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
3. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
5. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
6. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
7. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
8. Михаил Кардашев «Полет рукотворного «Метеорита»». НВО от 12.04.2013 (http://nvo.ng.ru)
9. А.Широкорад . «Ракеты над морем» — «Техника и вооружение», №11-12, 1997
10. Б.Е.Черток. «Ракеты и люди, горячии дни холдной войны»,.М:Машиностроение, 1997
11. «Техника и оружие», №2-1995
12. Г.Костев. «Крылья» складывать рано» — «Красная звезда»
13. Jane’s Strategic Weapon system, 1992
14. Missile Forecast — Forecast International/DMS, 1996
15. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
16. Оружие России, каталог том VI — М: Военный парад, 1997
17. С.Мороз «Туполев Ту-95», Киев: «Архив-Пресс», 1999
18. «Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
19. М.Первов “Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны”, М: “Авиарус-XXI”, 2001
20. COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
21. «Рожденный в краю корабельном», Киев: Компьютерные системы, 1997
22. Сергей Кудрявцев «Конструктор пусковых установок морских ракетных комплексов В.Ф. Потапов», «За инженерные кадры», № 3 (22594) апрель 2015 г.
23. Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
24. www.testpilots.ru, commi.narod.ru, www.russianarms.ru, www.from-ua.com, kri.dn.farlep.net, ru.wikipedia.org, topwar.ru, militaryrussia.ru и др.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А»
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 667М «АНДРОМЕДА»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНЦЕРН «ГРАНИТ-ЭЛЕКТРОН»
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap