ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 3К10 «ГРАНАТ». STRATEGIC MISSILE COMPLEX 3K10 «GRANAT»



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 3К10 «ГРАНАТ»

STRATEGIC MISSILE COMPLEX 3K10 «GRANAT»

Главный конструктор свердловского КБ «Новатор» Л. В. Люльев предложил секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову разработку малогабаритной крылатой ракеты для вооружения кораблей ВМФ.
Исследования по возможности создания для подводных лодок крылатых ракет стратегического назначения с запуском из торпедных аппаратов была начата ОКБ «Новатор» со смежниками по Решению ВПК от 19 ноября 1975 года. Разработка ракеты калибре 533-мм получила в ОКБ «заводское» обозначение КС-122. Кроме этой ракеты конструкторы прорабатывали возможность создания крылатой ракеты аналогичного назначения в калибре 650-мм, при этом дальность стрельбы практически увеличивалась в два раза. Положительные результаты НИР позволили перейти к ОКР «Гранат» и полномасштабной разработке ракетного комплекса.
Фактически эта разработка была ответом на американский стратегический вариант крылатой ракеты «Томагавка» для подводных лодок, который поступил на вооружение в 1979 г. Позже в США был также создан аналогичный вариант ракеты GLCM для подвижного комплекса средней дальности наземного базирования, отличавшийся в основном отсутствием капсулы и соответственно измененной схемой действия. Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее только две компоненты этого оружия – баллистические ракеты наземного (МБР) и морского (БРПЛ) базирования. На принципе взаимности за рамки Договора ОСВ-1 были выведены стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты большой дальности. В США для наращивания стратегических сил наиболее целесообразным сочли перевооружение атомных подводных лодок на стратегические крылатые ракеты. Что потребовало ответных мер со стороны СССР.
Работы по созданию дозвуковой маловысотной крылатой ракеты «Гранат», которой предполагалось вооружить подводные лодки проектов 971, 945, 671РТМ, 671К, 877Б, 667АТ проводились под руководством главного конструктора Л.В.Люльева в 1976-1984 годах по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года. К работам были привлечены СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др. В кооперацию по созданию комплекса вошли коллективы, возглавляемые А.А.Бришем, О.Н.Фаворским, А.С.Абрамовым, И.Ф.Поповым, Г.Н.Чернышовым и другие.
Ракета «Гранат» имела дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракетах. Это требовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. В результате развернулась параллельная, по сути, конкурсная разработка двигателей КРДЦ-50 коллективом Пащенко и Р-95-300 в ОКБ Фаворского.
Конструкция — нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ «Радуга» у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель не выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.
Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.
Система управления и наведение — автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор — А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не «многохвостыми».
До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры — АБ-12, АБ-13, АБ-51 и , возможно, другие. АБ — «аппаратура бортовая».
Маршевый двигатель — малогабаритный ТРДД — на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО «Союз».
Стартовый двигатель (агрегат) — РДТТ массой 382 кг.

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов — полигон «Песчаная балка» УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне «Песчаная балка», пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне «Песчаная балка»:
— первый этап испытаний: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». Проведено два пуска.
— второй этап испытаний — «Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки» — использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
— третий этап испытаний — «Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик». Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
— четвертый этап испытаний — «Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления». Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне «Песчаная балка» и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).
Наземную отработку и пуски ракет проводились со специального стенда 03010, созданного в СПМБМ «Малахит» под руководством главного конструктора Р.А.Шмакова. Испытания комплекса начались в 1981 году в в/ч 09703. Для отработки выхода ракеты из торпедного аппарата подводной лодки была переоборудована одна ПЛ по проекту 633КС, главный конструктор Р.А.Шмаков. Пуски по программе ЛКИ и Государственных испытаний проводились с наземного стенда КС-128 (разработчик ОКБ «Новатор»), стенда 03010 и подводной лодки проекта 671РТМ (зав. №638) с ноября 1981 года по август 1983 года, более двух третьих пусков были признаны успешными. В августе-сентябре 1983 года Государственная комиссия подписала приемный акт. Ракетный комплекс C-10 (3К10) «Гранат» был принят на вооружение ВМФ Постановлением правительства от 29 апреля 1984 года.
Во время проектных работ в СПМБМ «Малахит» прорабатывалась возможность использования 650-мм торпедного аппарата для запуска ракет 3М10 «Гранат», эта идея не нашла поддержки в ВМФ. Для увеличения дальности стрельбы ОКБ «Новатор» прорабатывалась возможность использования для ракеты более токсичного топлива, которое позволяло повысить дальность на 10%, но при этом возникали большие проблемы с безопасным хранением ракет на корабле.
В результате разработки комплекса «Гранат» удалось создать крылатую ракету в габаритах торпедного аппарата подводной лодки, стартующую с глубины в несколько десятков метров.
В 1984 году ракетный комплекс был поставлен на АПЛ пр. 971, созданную в СПМБМ «Малахит» под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева. Данная АПЛ была построена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске — на Амуре.
Первый пуск с АПЛ пр. 971, построенных на Дальнем Востоке, был произведен в январе 1987 года со второго заказа был неудачным, как и три последующих. В декабре того же года была создана правительственная комиссия под председательством начальника управления 28 НИИ МО Е.Б.Свечникова. Она выявила причины связанные с неудачами, причины были устранены и в июле-августе 1988 года были продолжены пуски ракет «Гранат» с ПЛ. пр. 971 из состава ТОФ. На ПЛ сданных Северным машиностроительным предприятием (СМП) подобных отказов с ракетами не наблюдалось.
В 1985 году на СРЗ «Нерпа» была переоборудована одна АПЛ. пр. 671 под ракеты «Гранат» по проекту 671К. На ней были произведены пуски имитаторов ракет «УД».
В процессе серийного строительства под РК «Гранат» были доработаны АПЛ пр. 671РТМ, их строительство велось на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) с зав. №655, а доработка построенных кораблей осуществлялась на СРЗ «Нерпа».
Разработка проекта модернизации стратегических ракетоносцев проекта 667А по проекту 667АТ была поручена ЛПМБ «Рубин» в 1977 году. Это определялось тем, что подводные ракетоносцы пр. 667А и 667АУ подлежали ликвидации по договору об ограничении стратегических вооружений СНВ-1 между СССР и США в связи с вводом в строй подводных лодок новых проектов. По инициативе главного конструктора ЛПМБ «Рубин» О.Я.Марголина было предложено переоборудовать эти корабли под другие цели и системы, что не запрещалось Договором. Родился проект установки на АПЛ вместо ракетного отсека с баллистическими ракетами нового торпедного отсека с большим числом торпедных аппаратов, в том числе и для запуска крылатых ракет «Гранат». На ПЛ пр. 667АТ кроме 533-мм торпедных аппаратов (ТА) предполагалось разместить и 650-мм ТА. Для этого СПМБМ «Малахит» выполнило работы по приспособлению 650-мм ТА под возможность пуска ракет «Гранат». В последнем варианте проекта 667АТ торпедные аппараты большого калибра уже отсутствовали и отпала необходимость использования их для ракет.
В 1986 году впервые в СССР предприятием переоборудована АПЛ К-423 по проекту 667АТ «Груша» под новый ракетный комплекс «Гранат» с крылатыми ракетами 3М10, стартующими из торпедных аппаратов. С целью значительного повышения боевого потенциала, расширения тактических возможностей подлодки на ней было выполнено бортовое размещение торпедных аппаратов, что потребовало разработки специальной конструкции корпуса. По суммарному количеству ракетно-торпедного боезапаса АПЛ проекта 667АТ превосходила все отечественные и зарубежные подводные лодки. В последующем на предприятии «Звездочка» по проекту 667АТ были переоборудованы еще две АПЛ.
На базе морской стратегической крылатой ракеты 3М10 «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 «Рельеф», который был создан, испытан и началось его развертывание в войсках. Но ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД. Его развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах.
В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок. изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве.
В 1990-х годах в ОКБ «Новатор» разрабатывались ракеты 3М14 с обычной боевой частью комплекса «Калибр» и экспортный вариант комплекса CLUB с ракетами 3М14Э. Комплекс CLUB в составе вооружения подводных лодок проектов 877ЭКМ и 636 поставлялся за рубеж, в том числе в Индию, Китай и Вьетнам.
Ракеты комплекса «Калибр» хорошо себя зарекомендовали во время операции ВКС России в Сирии в 2015 – 2019 гг., где они применялись с надводных кораблей проектов 11356Р и 21631, а так же подводных лодок модернизированного проекта 636.3.
В настоящее время на базе ракет комплекса CLUB созданы береговой самоходный комплекс CLUB-M и контейнерный вариант CLUB-K.
В марте 2016 года появилась информация о тендере Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 «Гранат». Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».

Модификации и варианты:
• КС-122РС — первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Статический» — без системы управления и маршевого двигателя.
• КС-122РТ — второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Телеметрический» — с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.
• КС-122РП — третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Программный» — предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.
• 3М-10В1А — вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.
• 3М-10В1 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.
• 3М-10В2 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда — 23.04.1982 г.
• 3М-10В5 — вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск — 8 апреля 1983 г.
• С-10 «Гранат» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К10, по кодификации НАТО: SS-N-21 Sampson) — ракетный комплекс морского базирования, принят на вооружение в 1984 году.
• РК-55 «Рельеф» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К12, по кодификации НАТО: SSC-X-4 Slingshot) — подвижный грунтовый ракетный комплекс, создавался с 1983 года в ответ на развёртывание в Европе американских крылатых ракет GLCM наземного базирования («Томагавк»). До подписания договора о РСМД успели начать опытную эксплуатацию в части ВС СССР в Елгаве.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ «Новатор»
Гл. конструктор Л.В.Люльев
Изготовитель ракеты ПО «Машиностроительный завод им. М.И.Калинина»
Код НАТО SS-N-21 Sampson
Тип комплекса стратегический с крылатой ракетой для поражения наземных площадных и малоразмерных целец
Состояние на вооружении с 1984 года
Ракета 3М10
Корабль-носитель подводные лодки проекта 971, 671РТМ, 667АТ, 885
Дальность стрельбы, км 3000 (более 2000)
Точность срельбы, м 150 (190-200)
Высота полета, м 190-200
Макс. скорость, М 0,7-0,9
Тип боевой части термоядерная
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
Мощность БЧ, кт 200 — 300
Система управления инерциальная с коррекцией траектории по рельефу местности с помощью
цифровых карт
Разработчик ИНС НИИАП
— главный конструктор А.С.Абрамов
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта из торпедного аппарата выстреливается ТПК, который поднимается на поверхность воды и из ТПК за счет старт. двигат. стартует ракета
Число ступеней 2
Размеры ракеты, м:
— длина полная 8,09
— размах крыла 3,1-3,3
— длина в ТПК 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,514
Стартовый вес, т 1,7
Вес ракеты с ТПК, т 2,44
Первая ступень (ускоритель):
Размеры, м:
— длина полная 1,0-1,2
— макс. диаметр корпуса 0,51
Тип топлива твердое смесевое
Двигатель однокамерный РДТТ
Вторая ступень:
Размеры, м:
— длина полная 7,10
— макс. диаметр корпуса 0,51
Двигатель:
— тип ТРДД Р95-300 (РДК-300)
— разработчик КБ «Союз»
— гл. конструктор О.Н.Фаворский
— тяга, кг 300-350 (500)
— удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч 0,785
— расход воздуха, кг/с 7,5
— степень двухконтурности 1,0
— суммарная степень повышения давления 8,5
— диаметр, м 0,315
— длина, м 0,85
— масса, кг 95
Тип топлива керосин

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Размеры, м:
— длина полная 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,65

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛЬБОЙ:
Разработчик НПО «Агат»
Гл. конструктор И.Ф.Попов

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 05.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
3. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
5. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
6. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
7. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
8. «НИИПриборостроения — лидер в разработке малогабаритных инерциальных систем управления ракетами » — «Военный парад» май-июнь 1998
9. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
10. Техника и вооружение 2006 №10
11. COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
12. Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
13. «Любой анрессор…» — «Комерсаентъ» №171 от 21 сентября 1999 года
14. «Поворот лицом к оборонке» — «НВО» №37 — 1999
15. П.Камнев «Ракетная система «CLUB» — «Военный Парад» январь-февраль 2000
16. «Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет». Документальный фильм, 2004 г.
17. Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
18. МП «Звездочка», рекламный буклет
19. https://ru.wikipedia.org, http://militaryrussia.ru, https://bmpd.livejournal.com и др.

АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 667АТ
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ТИПА «КАЛИБР»
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «КАЛИБР-М»
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС “РЕЛЬЕФ” С КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. М.И.КАЛИНИНА
«НОВАТОР» ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap