12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА»

RESCUE VESSEL «COMMUNE»

19.11.2013

В Севастополе отметили 100-летний юбилей спуска на воду старейшего спасательного судна Военно-Морского Флота России «Коммуна».
Для участия в подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю в отряд спасательных судов, куда входит «Коммуна», прибыл командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко. В своем выступлении он отметил, что еще ни у одного судна ВМФ России не было такой долгой, не простой, и, в то же время, счастливой судьбы.
Судно «Волхов», как первоначально назвалась «Коммуна», было заложено 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловском заводе, а уже через год, 17 ноября, спущено на воду. С 1915 года началась рабочая биография нынешней «Коммуны». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь.

29.07.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 27.07.2016

Утром 27 июля 2016 г. из бухты Стрелецкая вышло спасательное судно «Коммуна» в сопровождении двух рейдовых буксиров. К 08 часам утра старейшее судно Российского ВМФ встало на бочки около военно-морского госпиталя ВМКГ-1472, чтобы принять участие в праздновании Дня ВМФ Российской Федерации. Переход «Коммуны» проходил под командованием её бывшего командира — капитана 1 ранга в отставке Анатолия Ишинова.
ВТС «БАСТИОН», 29.07.2016

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 27.07.2016

28.09.2016

В соответствии с планом боевой подготовки в учебном полигоне Черноморского флота в рамках совершенствования элементов курсовой задачи К-2 (действия одиночного корабля в море по предназначению) экипаж спасательного судна «Коммуна» отрабатывает практическое взаимодействие с командой глубоководного обитаемого подводного аппарата АС-28.
На глубине более 40 метров судном-носителем выполнена постановка на грунт макета комингс-площадки подводной лодки. В течение светового дня экипаж «Коммуны» отрабатывает спуски АС-28 со стапельной палубы на воду, обеспечивает подход аппарата к комингс-площадке и стыковку с ней, а также подъём его на борт судна.
К отработке задач совместно с «Коммуной» привлечены рейдовый буксир РБ-136 и водолазное судно ВМ-125.
Планируется, что тренировки продлятся до 30 сентября.
Глубоководный обитаемый подводный аппарат АС-28 построен на заводе Красное Сормово по проекту Нижегородского ЦКБ «Лазурит» в 1989 году и предназначен для спасательных работ. Рабочая глубина погружения – до 1000 метров. Экипаж из четырех человек может принять на борт до двадцати спасенных. Автономность жизнеобеспечения аппарата — 120 часов, со спасенными — 10 часов.
Пресс-служба Южного военного округа

18.04.2017

В полигонах боевой подготовки корабли отряда спасательных судов Черноморского флота (ЧФ) отрабатывают задачи по предназначению.
Экипаж спасательного судна «Коммуна», адаптированного под базирование обитаемых спасательных аппаратов, отрабатывает практическое взаимодействие с командой штатного подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата АС-28.
Специалисты «Коммуны» обеспечивают спуски аппарата АС-28 на воду, его подход к макету комингс-площадки подводной лодки и порядка пяти стыковок-расстыковок с ней.
Параллельно на глубоководном водолазном полигоне со спасательного судна «Эпрон» отрабатывается организация глубоководных спусков для водолазов отряда спасательных судов ЧФ и экспедиционного аварийно-спасательного отряда. Всего — более 20 человек.
К обеспечению водолазных работ привлечено специализированное судно ВМ-125, оснащенное современными средствами контроля за действиями людей под водой, в том числе телеуправляемым подводным аппаратом «Тайгер», а также спасательный буксир СБ-5.
Спуски в целях оценки физиологической натренированности водолазов осуществляются на глубины до 60 метров.
Работа кораблей в море спланирована в течение суток.
Пресс-служба Южного военного округа

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»

27.01.2018

В соответствии с планом боевой подготовки в рамках сдачи курсовой задачи К-2 (действие одиночного корабля в море по предназначению) старейший спасатель подводных лодок Черноморского флота «Коммуна» приступил к выполнению задач в морских полигонах Черного моря.
В течение нескольких дней судно, адаптированное под базирование обитаемых спасательных аппаратов или глубоководного рабочего необитаемого комплекса «Пантера Плюс» отработает практическое взаимодействие с командой подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата АС-28.
Для совершенствования практических навыков спасателей на глубине порядка 40 метров на грунте был закреплен макет комингс-площадки подводной лодки. Специалисты «Коммуны» обеспечивают спуски аппарата АС-28 на воду, его подход к комингс-площадке и стыковку-расстыковку с ней. К проводимым учебным мероприятиям привлечены также специализированные водолазные суда и суда обеспечения Черноморского флота.
Пресс-служба Южного военного округа

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА»


Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан».
Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи — Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение «общих чертежей» состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.
Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса «Коммуны», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время.
Судно «Волхов» (первоначальное название «Коммуны») было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе, спущено на воду 17.11.1913 г. и 14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов. В связи с началом первой мировой войны строительство спасательного судна несколько замедлилось.
Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский. Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг. «Волхов» официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.
По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе — 18,57 метра, высоту борта — 8,40 метра, осадку — до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм — 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн. Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.
В качестве главных двигателей на «Волхове» установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода. Дальность плавания — 4000 миль — обеспечивал запас топлива в 32 тонны (56 т — резервный запас). Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников. Находясь в Ревеле, «Волхов», кроме русских подводных лодок, обслуживал и английские субмарины (типов «Е» и «С»).
Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинеями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ».
Судно «Волхов» участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно «Волховъ» получило новое название — «Коммуна».
С новым именем судно продолжило свою нелегкую службу на Балтике: «коммунарцы» тушили пожар на лодке «Змея», поднимали затонувшие посыльные судна «Кобчик» и лодку № 4 «Красноармеец»…
Осенью 1924 года штатный состав на «Коммуне» был увеличен до 110 человек. Судно базировалось преимущественно на Кронштадт. С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
В период финской войны «Коммуна» вновь занимается подводным судоремонтом. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) базируется на Ленинград. Когда обстановка стала сложной на театре боевых действий, 23 члена экипажа «Коммуны» ушли воевать на сухопутный фронт. В ходе интенсивных налетов фашистской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы. К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж. В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 — 300 %, а некоторые — на 550 — 575 %!
С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2″, плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…
Экипаж «Коммуны» собрал в фонд обороны 70 000 рублей деньгами и облигациями. В феврале 1943-го силами «коммунарцев» были полностью укомплектованы и отправлены на Волгу две водолазные станции. Спасатели подняли со дна буксир «Иваново» и штурмовик ИЛ-2.
В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Однако и после окончания боевых действий работы судну хватало. Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей. Главным строителем был инженер А. Б. Айзин, ответственным сдатчиком — В. Виноградов.
«Коммуна» получила дополнительное оборудование для базирования одного-двух глубоководных аппаратов. К 5 декабря «Коммуна» приняла на борт первый аппарат АС-6 типа «Поиск-2″ (проект 1832, завод. № 01650), расчитанный на глубину погружения в 2000 метров. Аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а «Коммуна» 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток. Утром 15 декабря 1974 года аппарат совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров.
C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.

В 1977 году «Поиск-2″ использовался при подводном поиске штурмовика СУ-24, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине 1700 метров.
В ноябре 1979 года «Коммуна» встала на очередной средний ремонт и модернизацию на СМЗ. В 1984 году военный экипаж судна был расформирован, так как его предполагали передать Академии наук СССР. В этот период судно основательно пограбили, и впоследствии его пришлось восстанавливать. Так как гражданское ведомство содержать катамаран отказалось, судно осталось в составе ВМФ. С апреля 1985 года экипаж «Коммуны» возглавлял гражданский капитан Леонид Александрович Балюков, благодаря неустанным заботам которого удалось сохранить это уникальное судно.
01.07.1999 г. «судоподъемное судно «Коммуна» было переименовано в «спасательное судно «Коммуна».
После смерти Л.А. Балюкова на капитанский мостик «Коммуны» поднялся Анатолий Александрович Ишинов (капитан 1 ранга в отставке). Его появление вызвало прилив новых сил у экипажа судна-ветерана. Моряки катамарана собственными силами провели покраску судна, частичный ремонт помещений и оборудования.
На настоящий момент спасательное судно «Комунна» является старейшим судном Российского Военно-Морского Флота (в 2012 г. — 97 лет в строю). Судно прошло доковый ремонт, и несмотря на возраст активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
С 01.2012 г. входит в состав 1-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 3100 т.
Размеры: длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода: 8,5 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль.
Силовая установка: 2 дизеля 6ДР30/50 по 600 л.с.
Экипаж: на 2009 год — 23 чел.

ВООРУЖЕНИЕ: НЕТ.
СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
судовые грузоподъемные средства
— левый корпус 1х80 тонн,
правый корпус — 1х30 тонн,
ГАС: МГ-26, МГВ-5Н, МГ-239М, «КАМА».

Источники: flot.sevastopol.info и др.

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 27.07.2016


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap