ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «БУРАН»

ORBITAL SPACESHIP «BURAN»

19.06.2017

Полноразмерный макет космического корабля «Буран» перевезут из подмосковной Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» в Сочи и разместят на территории образовательного центра «Сириус», сообщил ТАСС генеральный директор корпорации Владимир Солнцев.
«Мы должны доставить «Буран» в центр «Сириус» к середине июля. Затем начнутся работы по его восстановлению и приведению в рабочее состояние. Эти работы мы делаем за свои средства, понимая важность такой комплексной образовательной программы», — сказал он.
«Буран» будет размещен на базе научного парка центра «Сириус», где строится крупнейший в России и один из крупнейших в мире естественнонаучных выставочных комплексов для популяризации науки и технологий.
По словам Солнцева, полноразмерный макет «Бурана» будет оснащен аппаратурой, креслами, интерактивными устройствами, что позволит ученикам образовательного центра заниматься пилотажем космического корабля, обучаться современным виртуальным технологиям.
«Ребята получат возможность учиться и одновременно создавать что-то новое. Это будет не развлекательное заведение, как «Буран», который стоял в Парке имени Горького, а действительно рабочее место для ребят. Они смогут узнать о космической истории России и научатся создавать что-то новое», — рассказал Солнцев.
Также он сообщил, что вместе с «Бураном» в Сочи будет представлен полноразмерный макет другого корабля разработки РКК «Энергия» — «Клипер». Данный корабль уже доставлен в город.
ТАСС


ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «БУРАН»


Для создания орбитального корабля (ОК) «Буран» в 1976 г. было образовано Научно-производственное объединение «Молния». Его основной производственной базой стал Тушинский машиностроительный завод. Для использования имеющегося научно-технического задела в «Молнию» перевели основных специалистов, участвовавших в разработке темы «Спираль» (воздушно-орбитальный самолет). Возглавил новое объединение Г.Е. Лозино-Лозинский.
За внешней схожестью советского «Бурана» и американского «Шатла» скрываются их принципиальные различия в конструкции и внутренней «начинке». Вместо основной двигательной установки «Буран» оснащен объединенной двигательной установкой, что позволило ему выполнять функции третьей ступени РН, избавило от выведения на орбиту огромного центрального блока ракеты и дало широкие возможности по маневрированию в космосе, в т.ч проводить изменение угла наклона орбиты. На «Буране» впервые в мировой практике для двигательной установки космического аппарата использовался криогенный окислитель – жидкий кислород и горючее – некриогенный синтетический углеводород синтин с повышенной тепловой эффективностью. Компоненты топлива экологически чистые, в отличие от двигательной установки «Шатла», где используются некриогенные, но токсичные компоненты.
Основой конструкции «Бурана» является планер, который образует аэродинамические обводы, воспринимает нагрузки на всех участках полета, служит корпусом корабля, оснащаемым в процессе его сборки, и имеет в своем составе системы и элементы, обеспечивающие спуск и посадку. Конструкция планера обеспечивает размещение и защиту экипажа, полезного груза и различных систем и оборудования от воздействия окружающей среды на всех этапах полета.

Силовая схема конструкции планера выбрана с учетом создания единого силового каркаса, способного воспринимать аэродинамические, вибрационные и инерционные нагрузки, сосредоточенные силы и моменты от полезного груза, бортового оборудования, узлов связи с ракетой-носителем, двигательной установки и посадочных устройств.
Конструкторы выполнили поставленную задачу и превзошли технические характеристики «Шаттла». Грузоподъемность советского космоплана оказалась в 1,5 раза выше: он мог поднять на орбиту 30 и вернуть на Землю 20 тонн груза. «Шаттл» мог садиться только в ручном режиме, а «Буран» был способен совершать весь полет под управлением автоматики (ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов).
На корабле были установлены 2 компьютерных системы управления: центральная и периферийная, которые были четырехкратно дублированы, сохраняя работоспособность при отказе половины систем. Это было сделано из-за того, что радиация вызывает случайные токи в полупроводниках.

Корабль способен взять на борт до 10 человек, в отличие от Шаттла, который мог взять на борт 7 человек (но в 1985 году Шаттл взял на борт восьмерых).
Для проведения горизонтальных летных испытаний, включавших отработку таких ответственных участков полета, как заход на посадку и сама посадка, был построен полноразмерный аналог орбитального корабля – так называемый «большой транспортный самолет» БТС-02, который оснастили четырьмя турбореактивными двигателями АЛ-31.
Как и любой новый самолет, БТС-02 начал путь в небо с рулежек и пробежек. Первую рулежку экипаж в составе летчиков-испытателей Минавиапрома Игоря Волка и Римантаса Станкявичюса выполнил 29 декабря 1984 года. Наземные испытания продолжались почти год, и постепенно скорость пробежек была доведена до необходимых для отрыва 300 ка/ч. 10 ноября 1985 г. на аэродроме ЛИИ им. М. Громова в г. Жуковском Волк и Станкявичюс выполнили на БТС-02 первый 12-минутный полет «по-самолетному» с заходом на посадку по пологой глиссаде (угол наклона около 3°). Затем начались полеты с отработкой штатной посадки орбитального корабля по крутой глиссаде (угол наклона 17°). Со стороны полет БТС-02 вызывал восхищение. Он стремительно снижался, затем у самой земли происходил крутой перелом траектории, выпускалось шасси, следовало касание ВПП и тут же – стремительный взлет, набор высоты и сразу боевой разворот по-испребительному! Экипаж постепенно переводил управление с ручного на автоматическое. 16 декабря 1987 г. была выполнена первая полностью автоматическая посадка с высоты 4000 м до полной остановки аналога на полосе.

Буран совершил свой единственный полёт в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Полёт корабля длился 205 минут (что почти в 2 раза больше, чем полёт Гагарина), в ходе чего совершил 2 витка вокруг Земли и приземлился на аэродроме «Юбилейный» (рядом с космодромом «Байконур»).
Первые четыре полёта корабля должны были проводиться в беспилотном режиме, следующие четыре планировалось проводить в пилотируемом режиме.
Программа последующих испытаний «Бурана»:
4 квартал 1991 г. — полёт 2К1 (второй корабль — изделие 1.02)
1-2 кварталы 1992 г. — полёт 2К2 (второй корабль — изделие 1.02)
1993 г. — полёт 1К2 (первый корабль — изделие 1.01)
1994 г. — пилотируемый полёт 3К1 (третий корабль — изделие 2.01)

Программа полёта 2К1 предполагала стыковку со станцией «Мир», запуск корабля «Союз» и его стыковка с челноком.
В 1989 году НПО «Энергия» разработало каталог «Научно-технические достижения по системе „Энергия — Буран“ — народному хозяйству», в котором приведены около 600 предложений, реализация которых могла бы дать экономический эффект около 6 млрд руб. (в ценах 1989 года).
Но общий спад и развал российской промышленности самым непосредственным образом отразился на проекте «Энергия — Буран». В 1992 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса — 105 т
Посадочная масса — до 82 т
Масса конструкции — 62 т
Масса полезного груза:
на орбите Н-250 км — до 30 т
на орбите Н-450 км — до 27 т
Масса груза, возвращаемого на Землю — до 13 т
Масса топлива ОДУ:
штатная — 8 т
максимальная — 14 т
Максимальная высота орбиты (при максимальной заправке ОДУ) — 800-1000 км
Тяга ЖРД орбитального маневрирования — 2X83 тс
Количество и тяга ЖРД РСУ — 38Х387 кгс, 8Х20 кгс
Площадь несущей поверхности ОК — 260 м2
Объем кабины экипажа — 73 м3
Посадочная скорость — 340 км/ч

Источники: Каторгин, Б.И. От первых РЛА к ракетно-космической системе «Энергия» — «Буран» : К 95-летию со дня рождения академика В.П. Глушко / Б. И. Каторгин, В. Ф. Рахманин, В. С. Судаков // Полет. — 2003. — №7, cyclowiki.org, pretich.ru и др.

ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap