ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА»

MISSILE «BULAVA»

27.06.2017

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота «Юрий Долгорукий» (головной корабль проекта 955 «Борей») произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава» из назначенного района в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.
Стрельба была выполнена из подводного положения в соответствии с планом боевой подготовки.
Параметры траектории полета МБР «Булава» отработаны в штатном режиме.
По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С МБР “БУЛАВА”

Разработка «морского» варианта МБР типа «Тополь-М» была задана Московский институт теплотехники (МИТ, Генеральный конструктор Ю.С.Соломонов) летом 1998 года, после прекращения работ по теме “Барк” (комплекс Д-19УТТХ с МБР Р-39УТТХ). Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.
Решение о создании новой морской стратегической баллистической ракеты было определено постановлением правительства и указом Президента Российской Федерации от 1998 года. Головным разработчиком
нового ракетного комплекса морского базирования Д-30 с твердотопливной ракетой «Булава-30» стал Московский институт теплотехники (МИТ), имеющий наибольший опыт в области твердотопливного ракетостроения в нашей стране.
Необходимость привлечения МИТ к разработке морских баллистических ракет определялась критической ситуацией, сложившейся в морском ракетостроении к концу 1990-х годов, в условиях существенного сокращения флота, в том числе и морских стратегических ядерных сил. В силу финансово-экономических ограничений с конца 1980-х годов фактически прекратилось не только строительство новых подводных ракетоносцев, но и ремонт ранее построенных. Это привело к массовому списыванию кораблей, задолго до истечения установленного для них срока службы. Кроме того, завершался гарантийный срок эксплуатации морских стратегических ракет для ранее созданных комплексов. Простое воспроизводство твердотопливных баллистических ракет Р-39 комплекса Д-19 не могло быть осуществлено по ряду причин, в том числе из-за вовлеченности в их производство украинских предприятий.
В 1998 году по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России была закрыта тема «Барк» ГРЦ им. В.П.Макеева. В сложной обстановке руководством страны было принято решение о проведении конкурса аванпроектов новой твердотопливной баллистической ракеты «Булава» с привлечением как традиционного разработчика отечественных морских ракет – ГРЦ имени академика В.П. Макеева (с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.), так и МИТ )с проектом «Булава-30»). По результатам рассмотрения представленных в марте 1998 года материалов аванпроектов конкурсной комиссией, а затем и Министерством обороны было принято решение о проведении дальнейших работ на базе предложений МИТ.
ОКР по созданию ракетного комплекса получила наименование «Булава» («Булава-30″, по Договорам СНВ — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30). Одновременно с созданием ракетного комплекса началось перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.
В 1999 году головным разработчиком – МИТ, совместно с предприятиями кооперации, был выпущен эскизный проект ракетного комплекса Д-30.
Выбор в пользу предложений МИТ не означал отстранения от разработки нового морского комплекса организаций, ранее работавших в этом направлении. В целях максимального использования творческого потенциала отечественного ракетостроения, помимо традиционных для возглавляемой МИТ кооперации разработчиков межконтинентальных баллистических ракет и наземных комплексов, к созданию комплекса Д-30 были подключены организации, на протяжении многих лет занимавшиеся тематикой морских баллистических ракет. В частности, разработку системы управления возглавило НПО автоматики, при участии НПЦ АП имени Н.А. Пилюгина. К проведению широкого круга работ по комплексу Д-30 был привлечен и ГРЦ Макеева. Разработка двигательных установок велась при активном участии ЦНИИСМ, ФЦДТ «Союз», ФНПЦ «Алтай», НПЦ «Искра» и других организаций. Сборка ракеты «Булава-30» осуществляется на Воткинском заводе.
В целом в разработке и производстве ракетного комплекса Д-30 и ракеты «Булава-30» задействованы сотни организаций и предприятий.
Колоссальную поддержку при разработке комплекса Д-30 МИТ получил от головного разработчика атомного ракетоносца – ЦКБ МТ «Рубин».
Решение поставленной сложнейшей задачи создания нового комплекса было бы немыслимо без научного сопровождения проводимых поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Ключевую роль в этом процессе сыграли такие головные отраслевые научные учреждения, как ЦНИИмаш, ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, ЦАГИ, Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, а также ряд академических институтов.
В основу проекта баллистической ракеты «Булава-30» МИТ было положено решение о создании твердотопливной ракеты значительно меньшей массы и габаритов по сравнению с ракетой Р-39, созданной ГРЦ Макеева в 1980-е годы. Для предотвращения аварийных ситуаций на подводной лодке в конструкции ракеты «Булава-30» исключено применение пневмогидравлических связей с системами и агрегатами подводной лодки. В самой же ракете отсутствуют токсичные, самовоспламеняющиеся, агрессивные жидкости и газы. «Булава-30» от вывоза с завода-изготовителя до пуска эксплуатируется в транспортно-пусковом контейнере, который исключает при старте ракеты термохимическое воздействие продуктов сгорания на конструкцию элементов подводной лодки.
Отсутствуют также падающие на лодку какие-либо отделяемые элементы ракеты. Кроме того, в ракету и в элементы ракетного комплекса внедрен ряд новых технических решений по обеспечению безопасности ракеты при аварийных ситуациях на борту лодки, включая пожар в ракетных отсеках.
При проектировании ракеты «Булава-30» было предусмотрено применение ряда технических решений, ранее реализованных в межконтинентальной баллистической ракете «Тополь-М». «Булава-30» в значительной степени унифицирована с ракетой «Тополь-М», однако не является ее прямой модификацией, так как предъявляемые к ней габаритные и эксплуатационные ограничения со стороны подводной лодки совершенно иные, чем к ракете РВСН. Здесь идет речь, во-первых, об унификации отдельных элементов и систем ракеты, а во-вторых – об унификации технологий.
В частности, в «Булаве-30» внедрены реализованные в «Тополе-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.
Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств систем ПРО морского и передового наземного базирования. Ракета оснащается также высокоэффективными средствами преодоления перспективной противоракетной обороны, адаптивными к структуре, срокам и реальным характеристикам этой системы. Высокая точность стрельбы достигается за счет применения бортовой системы управления, сочетающей автономную инерциальную систему с различными каналами получения уточняющей информации, а также за счет использования элементов «интеллектуальной» автоматики.
В ракете «Булава-30» реализован ряд дополнительных усовершенствований в сравнении с ракетой «Тополь-М». Применены принципиально новые топлива и материалы, реализована уникальная, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете, конструктивно-компоновочная схема.
Ракетный комплекс «Булава» предполагается создать после 2005 года, при этом ракету можно будут использовать с подводных лодок проекта 955 “Борей” (разработчик ЦКБ МТ «Рубин»). Первая ПЛ в серии “Юрий Долгорукий” была заложена на Севмашпредприятие 2 ноября 1996 года, второй корабль «Александр Невский» этого проекта заложили там же 19 марта 2004 года, третий «Владимир Мономах» — 19 марта 2006 года. 15 апреля 2007 года спустили на воду первый РПКСН «Юрий Долгорукий».
Иногда в печати ракета именуют как «Булава-30». Ракета Р-30 (3М30) имеет три твердотопливные ступени и ступень разведения боевых блоков. Длина ракеты 12,1 м, диаметр корпуса 2,0 м и стартовый вес 36,8 т. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м.
1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
Ракета оснащена разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), забрасываемый вес — 1150. По оценкам специалистов, данная МБР может доставлять к цели до 10 боевых блоков с ядерными зарядами. Сообщается о наличии на ракете системы преодоления противоракетной обороны противника. Ступень разведения боевых блоков имеет жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Дальность стрельбы ракеты задавалась межконтинентальная до 8000 км, однако в последствии, на испытаниях «Булава» слетала на 9100 км. В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках ракеты «Булава» в установленном порядке.
Система управления: астрорадиоинерциальная (на основе БЦВК, гиростабилизированной платформы, оптико-электронной аппаратуры 3Н30 астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд и аппаратуры радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли системы ГЛОНАСС); комплекс приборов системы управления обладает улучшенными точностными характеристиками, новый БЦВК обладает повышенной производительностью, система обладает повышенной стойкостью к воздействию ПФЯВ.
Система управления разработана и производится совместно ФГУП «НПО Автоматики им. акад. Н.А. Семихатова», ФГУП «НПЦ Автоматики и Приборостроения им. Н.А. Пилюгина», ОАО «НПП «Геофизика-Космос» и ОАО «РКРКПИС».
Разработка системы управления БРПЛ «Булава» позволила на новом уровне надежно реализовать следующие положения:
• использование в полете коррекции траектории по результатам измерения координат навигационных звезд (астрокоррекции), позволяющей компенсировать влияние на точность стрельбы основных специфических для БРПЛ факторов;
• коррекция траектории полета по результатам навигационных измерений параметров движения БР относительно искусственных спутников Земли, входящих в единую космическую навигационную систему;
• внедрение так называемых прямых методов определения в полете ракеты текущего прогнозируемого промаха, на основе расчета пролонгированной траектории до точки падения, что позволило снизить методические ошибки управления и уменьшить объем расчетов при предстартовой подготовке;
• использование терминальных (граничных) способов управления, где в качестве конечных условий управления БР, наряду с традиционными критериями (отклонения точек падения от цели), задаются дополнительные условия (полное выгорание топлива, время полета, угол входа в атмосферу и т.п.).
• внедрение тарировок точностных параметров комплекса командных приборов СУ при постоянном их задействовании или при периодических включениях, что позволило уменьшить влияние на точность стрельбы изменения параметров ККП за время эксплуатации БРПЛ и повысить точность стрельбы во всех режимах работы СУ;
• использование статистики оптимальных систем для обработки всей навигационной информации, как при предстартовой подготовке, так и при полете;
• принятие особых мер, обеспечивающих повышение точности стрельбы в инерциальном режиме (ИР) работы СУ, как наиболее защищенном от внешних и внутренних специфических возмущающих факторов.
Принципиально новым для специалистов МИТ являлся круг вопросов, связанных с проведением старта стратегической баллистической ракеты из подводного положения.
Новый подход к решению задачи подводного старта был принят, исходя из обобщения не только отечественного, но и зарубежного опыта, и предусматривал применение принципиально новых для изделий данного класса решений по обеспечению требуемого диапазона стартовых глубин и устойчивого движения ракеты на подводном участке. Необходимое экспериментальное подтверждение избранной схемы было достигнуто в ходе многочисленных модельных и полунатурных экспериментов в гидродинамических и аэродинамических трубах, на специальных стендах, имевшихся в распоряжении различных организаций. Необходимо отметить, что при всех пусках ракеты «Булава-30» из подводного положения не было выявлено ни одной нештатной ситуации или серьезного замечания при старте и движении ракеты на подводном участке. Таким образом, коллектив МИТ успешно справился с новой для него научно-технической проблемой – обеспечением подводного старта.
Способ старта БРПЛ: из транспортно-пускового контейнера, размещенного в шахте ПЛ, с помощью порохового аккумулятора давления; команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из ТПК. При незапуске двигателя первой ступени после выхода из воды ракета с целью обеспечения безопасности подводного ракетного крейсера уводится в сторону. Старт всего боекомплекта осуществляется залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет.
Тесное рабочее сотрудничество ЦНИИ «Агат» (ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат») с ОАО «Корпорация «МИТ» началось в конце девяностых годов – с момента принятия руководством страны решения о создании современного ракетного комплекса для оснащения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей».
В ОКР «Булава» под руководством ОАО «Корпорация «МИТ» концерном «Моринформсистема-Агат» совместно с ФГУП «ГРЦ им. акад. В.П. Макеева» выполнены работы по созданию наряду с традиционной КЦВС ряда систем и средств обработки информации для корабельного боевого стартового комплекса.
Одновременно с созданием ракеты «Булава» в ЦКБ МТ «Рубин» (гл. конструктор В.Н.Здорнов) шла переработка РПКСН проекта 955 «Борей» под новый комплекс. В 2003 году ЦКБ МТ «Рубин» завершило выпуск рабочей конструкторской документации проекта «Борей» и были разработаны технические предложения по облику ПЛ этого проекта второго этапа строительства, начиная с 2010 года.
ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.
Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска «Булавы», в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.
В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты «Булава»; арматура с однопозиционными органами управления.
В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта «Борей» ОАО «ГРЦ Макеева» с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта «Борей-А».» — сказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ГРЦ Макеева» Владимир Дегтярь.
Комплекс наземного складского оборудования разработан в КБ «Мотор» (г. Москва) и в ЦКБ «Титан» (г. Волгоград).
Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий.
Серьезным обстоятельством явилось и то, что, по сравнению с предшествующим периодом создания морских стратегических ракет, ко времени разработки комплекса Д-30 не только радикально сократились финансово-экономические возможности по изготовлению новых стендов, но и в значительной мере пришла в негодность ранее имевшаяся экспериментальная база. Сказались и политические перемены – отошел к Украине расположенный в Крыму полигон, где ранее проводился начальный этап натурной отработки подводного старта баллистических ракет с погружающегося стенда или с борта опытной дизельной подводной лодки проекта 619. В связи с этим к реализации была принята принципиально новая система полномасштабной отработки макета ракеты «Булава-30» непосредственно с борта атомного подводного ракетного крейсера проекта 941У «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря.
При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки. Для проведения морской части испытаний БР «Булава» на СМП прошел модернизацию по проекту 941У подводный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской».
10 декабря 2003 года состоялся первый старт макета ракеты «Булава» из надводного положения с запуском двигательной установки первой ступени, положивший начало «морской» отработке ракетного оружия для подводных крейсеров стратегического назначения 4-го поколения.
23 сентября 2004 года с полигона в Белом море испытания были продолжены, тогда произвели бросковые испытания макета ракеты из подводного положения АПЛ «Дмитрий Донской». Достигнутые положительные результаты бросковых испытаний, наземной отработки систем и агрегатов ракеты позволили в 2005 году начать летные испытания ракеты.
С этой же лодки в 27 сентября 2005 года состоялся пуск МБР «Булава» на межконтинентальную дальность по боевому полю полигона Кура на полуострове Камчатка. Боеголовки ракеты достигли заданных целей.
21 декабря 2005 года с движущейся АПЛ «Дмитрий Донской» проекта 941У был произведен пуск из подводного положения МБР «Булава», все блоки достигли цели на полигоне «Кура» на Камчатке. Второй пуск “Булавы” из подводного положения состоялся 7 сентября 2006 года с тойже АПЛ, он был не успешный, ракета из шахты вышла штатно, через минуту полета она отклонилась от курса и упала в воду. 25 октября и 24 декабря 2006 года пуски БР «Булава» с ПЛ «Дмитрий Донской» были не удачными.
24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

В 2007 г. к началу апреля комплект стартового оборудования для штатного носителя — РПКСН пр. 955 — произведен в ГРЦ им. В.П. Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО «Севмаш» для монтажа на крейсере «Юрий Долгорукий». Комплекс наземного складского оборудования 3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ «Мотор», г. Москва, ЦКБ «Титан», г. Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ «Титан», г. Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ «Титан», г. Волгоград) и другое оборудование.
Как заявил 13 апреля 2007 года генеральный директор и генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов «в течение 2006-2008 годов предстоит выполнить не менее десяти пусков стратегической морской ракеты «Булава», после чего в 2008 г. она будет принята на вооружение ВМФ и поставлена на подводный ракетоносец стратегического назначения проекта 955 («Борей») «Юрий Долгорукий».
В рамках Государственных ЛКИ 28 июня 2007 года был произведен успешный пуск БР «Булава» из подводного положения с ПЛ «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
Как заявил министр обороны С.Иванов, РК «Булава» и РПКСН проекта 955 будут приняты на вооружение в 2008 году. До 2015 года на ПО “Севмаш” предполагалось построить пять АПЛ проекта 955. По заявлению С.Иванова РПКСН проектов 955 и 955А должны стать основным боевым ядром МСЯС России после 2018 года.
Восьмой пуск «Булавы» состоялся 18 сентября 2008 года. Российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. Однако пуск был успешным лишь частично. Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения. В боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы».
Девятый пуск 28 ноября 2008 года «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава». По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке.
Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» десятый пуск МБР «Булава» был не удачным. После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным.
15 июля 2009 года был проведён очередной испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта.
Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой. Неудачный декабрьский запуск расследовала специальная комиссия из представителей Минобороны и ВПК. Результаты работы этой комиссии внушили оптимизм военным и промышленности и привели к решению о возобновлении испытаний. Выяснилось, что причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО «Искра».
Причиной неудачных пусков межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) морского базирования «Булава» являлся непрофессионализм людей, ответственных за испытания этого ракетного комплекса. Об этом заявил сегодня начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. «Был совершен целый ряд неудачных пусков «Булавы». Мы останавливали испытания, разбирались, в чем причина. В определенной степени она, к сожалению, крылась в человеческом факторе, где человек делал непрофессионально свою работу», — рассказал Макаров.
Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев их причиной явились производственные дефекты. В ряде случаев – это недостаточный контроль за выполнением технологических
операций и качеством поставляемого сырья и материалов.
Это явление простирается вглубь кооперации, к предприятиям, обеспечивающим поставку комплектующих, в том числе и широкого применения, не созданных специально для ракет. Кроме того, оказалась низведенной до минимума роль военных представительств, ранее обеспечивавших эффективный контроль за качеством работ.
Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.
Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.
Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.
27 августа 2011 г. в акватории Белого Моря с атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» был произведен очередной испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Согласно официальному заявлению Министерства обороны РФ, испытания ракеты прошли успешно: «Пуск осуществлен из подводного положения со штатного носителя в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса на максимальную дальность полета ракеты». В установленное время боевые блоки ракеты успешно доставлены в заданный район акватории Тихого океана с соблюдением мер по обеспечению безопасности морского судоходства. Этот испытательный запуск «Булавы» был вторым запуском со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий».
Очередной испытательный пуск морской баллистической ракеты «Булава» состоялся 28 октября 2011 г. с атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» в Белом море. Этому запуску, как и двум предыдущим, сопутствовала удача: пуск прошел штатно. Боевые блоки ракеты успешно достигли полигона «Кура» на Камчатке в установленное время, сообщили в Минобороны.
«Сегодня в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний состоялся очередной успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с борта ее штатного носителя — атомного ракетного крейсера «Юрий Долгорукий», — сказал официальный представитель Минобороны России. Этот пуск проходил в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний. Таким образом, состоялся очередной успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с борта ее штатного носителя.
Этот пуск ракеты стал 17-м в ходе испытаний новейшей российской ракеты морского базирования. Ранее из 16 пусков успешными были признаны девять. Предыдущие испытания в этом году были проведены 28 июня и 27 августа также с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»). Все пуски до 28 июня 2011 года производились с подлодки «Дмитрий Донской» (проект 941У «Акула»).
23 декабря 2011 года в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» выполнил завершающую в 2011 году стрельбу ракетным оружием из подводного положения. Особенностью данного пуска стала отработка залповой стрельбы двумя баллистическими ракетами морского базирования «Булава» с борта ее штатного носителя – головного ракетоносца четвертого поколения проекта «Борей». Пуск ракет был произведен крейсером из подводного положения в акватории Белого моря по полигону Кура на полуострове Камчатка. Полет проходил в штатном режиме. Боевые блоки ракет прибыли на полигон в установленное время, что было зафиксировано средствами объективного контроля.
В декабре 2011 года президент России Дмитрий Медведев заявил, что в России завершилась программа испытаний перспективной межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования Р-30 «Булава», в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о постановке ракеты на вооружение ВМФ. В общей сложности с начала испытаний «Булавы» было произведено 17 запусков, из которых семь оказались неудачными. Ранее сообщалось, что по итогам испытаний «Булава» может быть принята на вооружение России до конца 2011 года.
В тоже время в Главном штабе ВМФ России сообщили, что испытания новейшей межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» будут продолжены в 2012 г. Планируемые испытания МБР «Булава» должны были быть залповыми из двух ракет.
Свердловский областной суд 18 мая 2012 года вынес приговор в отношении сотрудника оборонного предприятия Александра Гнитеева, обвинявшегося в разглашении секретной информации о ракете «Булава», Гнитеев признан виновным в «государственной измене в форме шпионажа» и осужден на восемь лет колонии строгого режима. Гнитеева судили за передачу «иностранной разведке данных о новейших разработках в области вооружения, составляющих государственную тайну». Помимо тюремного заключения, суд назначил Гнитееву штраф в 100 тысяч рублей.
В июне 2012 года главком ВМФ Виктор Чирков заявил о фактическом принятии на вооружение межконтинентальной баллистической ракеты Р-30 «Булава», по словам Чиркова, в настоящее время ведется оформление необходимой технической документации. Подписание документов о принятии на вооружение ракеты «Булава» запланировано на осень, заявил первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков, отметив, что атомная подводная лодка «Александр Невский», на которой может базироваться «Булава», сейчас завершает государственные испытания.
Как стало известно в августе 2012 года, что Министерство обороны России израсходовало весь боезапас межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 «Булава», необходимых для испытания атомных подводных лодок проекта 955 «Борей» и для грядущих испытательных пусков «Булавы», по всей вероятности, придется использовать ракеты «из числа серийно произведенных и предназначенных для вооружения ‘Бореев'».
10 января 2013 года МБР «Булава» поступила на вооружение ВМФ, в тот же день состоялась церемония принятия стратегической подлодки «Юрий Долгорукий» проекта «Борей», на которой и будут размещать «Булавы», подлодки проекта «Борей» с ракетами Р-30 «Булава», по оценке Минобороны, будут составлять основу морского компонента ядерной триады России в течение 30-40 лет после принятия на вооружение последней субмарины такого типа.
В начале 2013 года ВМФ России принял на вооружение новую автоматизированную систему управления стратегическими ядерными силами, которая позволяет в режиме реального времени перенацеливать межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава-30», для передачи координат для ракет используются спутники связи «Ямал», работу которых обеспечивает компания «Газпром — космические системы». Новая система работает пока только на стратегической атомной подводной лодке «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» и только с ракетами «Булава». В перспективе все подлодки проекта «Борей» с такими ракетами, поступающие на флот, будут подключаться к новой системе управления. Последняя может производить перенацеливание баллистических ракет даже в полете и производить их запуск с подлодок без участия экипажа. Как ожидается, со временем планируется совместить систему управления со стратегическими подводными лодками проекта 667БДРМ «Дельфин» с баллистическими ракетами «Синева».

Московский институт теплотехники вечером 28 марта 2013 года рассекретил первую фотографию залпового запуска межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава-30″, произведенного с борта стратегической атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» 23 декабря 2011 года.
Главное командование Военно-морского флота РФ планировало провести два пуска морской баллистической ракеты «Булава» в III и IV кварталах 2013 года. Запуски предполагалось провести с двух серийных подводных лодок проекта 955 «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах», и в случае удачи оба подводных крейсера могли быть приняты на вооружение уже в 2013 году.
Однако 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря в ходе проведения государственных испытаний атомного подводного крейсера стратегического назначения “Александр Невский” был произведен пуск МБР “Булава” по полигону Кура на Камчатке. Ракета штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в работе ее бортовой системы.
Министр обороны России Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний атомных подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и проведении пяти дополнительных пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Булава» из-за неудачного пуска ракеты этого типа. Россия не планирует заменять «Булаву» на другую ракету, пока не будут выяснены причины неудачного пуска, сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.
Для выяснения причин инцидента была создана комиссия под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова. Телеметрическая аппаратура не устанавливалась на российскую ракету «Булава», пуск которой оказался неудачным, и это создаст трудности для выяснения причин произошедшего. На время расследования испытания второго и третьего кораблей проекта «Борей» ? «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» ? были приостановлены.
Сбои в системе изменения вектора тяги ракетных двигателей морской баллистической ракеты «Булава» стали причиной неудачного пуска 6 сентября 2013 года с борта атомного подводного ракетного крейсера «Александр Невский», сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Спустя неделю после неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава» госкомиссия под руководством главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова выработала основную версию причины инцидента, специалисты в качестве наиболее реального варианта называют неполное раскрытие выдвижной сопловой насадки двигателя второй ступени, что свидетельствует о допущенном производственном браке.
Спецкомиссия Министерства обороны России сняла с производителя межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 «Булава-30» — Воткинского завода вину за неудачный запуск такого носителя 6 сентября 2013 года, комиссия завершила проверки предприятия и не имеет к нему никаких претензий.
Единственный производитель стратегических ракетных комплексов «Булава» — ОАО «Воткинский завод» после ряда проверок, последовавших за неудачным запуском ракеты в сентябре, произведет модернизацию пяти цехов, занятых в изготовлении и сборке изделий. Согласно планам предприятия, оснащение завода новым оборудованием должно увеличить мощности производства в два раза, обновление технологической оснастки и ремонт корпусов продлятся до конца 2017 года.
Комиссия, исследовавшая причины неудачного пуска «Булавы» в сентябре, не выявила никаких конструкторских недоработок — причиной стало технологическое нарушение при изготовлении одной из деталей, заявил в генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.
Было принято решение, что межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования Р-30 «Булава-30», которые примут участие в контрольных испытаниях, будут оснащены системами телеметрии. Количество дополнительных пусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», возможно, будет скорректировано, и они не будут производиться с атомной подводной лодки «Александр Невский», сообщил руководитель группы ЦКБ «Рубин», отвечающей за создание атомных подводных лодок, Сергей Суханов.
В Североморске Мурманской области, где расположен штаб Северного флота России, будут построены четыре первых хранилища для стратегических ракет «Булава», об этом говорится в документах по развитию ВМФ. Стоимость работ превышает 450 млн рублей. Возведение первых двух построек на губе Окольной началось в конце ноября 2013 года силами Спецстроя России, третье и четвертое хранилища начнут строить в октябре 2014 года. Хранилище ракет будет располагаться в трех часах хода подлодки от Гаджиево — места базирования атомных подводных лодок проекта «Борей», для которых и предназначена «Булава». Хранить ракеты именно в избранном военными месте удобно: база скрыта в скалах, и к ней есть железнодорожные подъездные пути.
Новая программа испытаний и приема на вооружение ВМФ России ракетоносцев серии «Борей» и «Борей-А» предусматривала во второй половине 2014-го и в 2015 годах пять контрольных пусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».

Стратегическая атомная подводная лодка проекта 955 «Владимир Мономах» 8 сентября вышла из Северодвинска, чтобы 10 сентября 2014 года провести одиночный пуск баллистической ракеты «Булава». И наконец случилось то долгожданное событие, которое военные моряки, судостроители и руководство страны ждали почти год. Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Владимир Мономах» проекта 955 («Борей») 10 сентября 2014 года произвела успешный одиночный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Последняя авария этого ракетного комплекса задержала принятие на вооружение новейшей отечественной стратегической ракетной системы морского базирования.
«Пуск был произведен из подводного положения в рамках программы государственных испытаний систем вооружения и жизнеобеспечения атомного подводного ракетоносца «Владимир Мономах». Параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. На борту подводной лодки «Владимир Мономах» в ходе испытаний находились члены комиссии по государственным испытаниям подводной лодки.

29 октября 2014 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота «Юрий Долгорукий» под командованием капитана 1 ранга Владимира Ширина произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из назначенного района в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Стрельба выполнена из подводного положения. Параметры траектории полета МБР «Булава» отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракеты успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке. Особенностями пуска МБР «Булава» являются, что подводная лодка имела на борту полный комплект ракет и тот факт, что стрельба впервые выполнена в соответствии с планом боевой подготовки, после вхождения РПКСН «Юрий Долгорукий» в состав Подводных сил Северного флота.
28 ноября 2014 года стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» успешно осуществила одиночный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава». Стрельба была выполнена с подлодки из подводного положения. Параметры траектории МБР «Булава» отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке. Это был первый пуск ракеты «Булава», выполненный с борта первой серийной подлодки класса «Борей».

14 ноября 2015 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» (проекта 955 «Борей») под командованием капитана 1 ранга Виктора Сидоренко произвел успешную залповую стрельбу двумя межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава» из назначенного района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
Залповая стрельба выполнена из подводного положения в соответствии с планом боевой подготовки. Параметры траектории полета двух МБР «Булава» отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракет успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке.
Залповый пуск двух межконтинентальных баллистических ракет подтвердил надежность функционирования всех составляющих и, в частности, автоматики ракетного комплекса «Булава» при использовании штатного боекомплекта. Экипаж атомного подводного ракетоносца «Владимир Мономах» при выполнении учебно-боевой задачи проявил профессионализм и высокую морскую выучку.

Состоявшийся 14 ноября 2015 года залповый пуск ракет Р-30 «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПК СН) К-551 «Владимир Мономах» завершился частичной неудачей. Одна из двух запущенных ракет Р-30 «Булава» не смогла поразить заданные цели на камчатском полигоне Кура. Сам запуск прошел штатно, боевые блоки второй ракеты успешно поразили цели, первая ракета не смогла выполнить полетное задание полностью. В тоже время, сам ракетоносец и его стартовый комплекс полностью выполнили задачу, подтвердив боеготовность.
Причиной неудачного запуска одной из двух ракет Р-30 «Булава» в залповом пуске с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПК СН) К-551 «Владимир Мономах» стало повреждение, полученное ракетой при старте. Это привело к отклонению от заданной траектории и невыполнению полетного задания, вследствие чего боевые блоки пришли в полигон с недопустимым разбросом, об этом сообщил источник, близкий к военному ведомству. На одном из этапов подготовки изделия была допущена ошибка, что привело к повреждению ракеты при выходе из шахты и последующему отклонению ракеты и боевых блоков от заданной траектории.
В Североморске возводился комплекс объектов по приему и подготовке изделия «Булава» к его дальнейшему использованию. В целом же данный комплекс предназначен для обслуживания подводных сил флота вплоть до момента выхода лодок на боевое дежурство в Мировой океан. К апрелю 2016 года работа на объектах первой очереди завершена. Кроме того, «усиленными темпами» Спецстроем велись работы по строительству арсеналов в Гаджиево и Североморске, созданию причального фронта и прилегающей инфраструктуры в Гаджиево Мурманской области, строительству хранилищ в Североморске.

27 сентября 2016 года две ракеты «Булава», выпущенные с подводного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря, успешно поразили цели на полигоне Кура на Камчатке. Обе ракеты штатно вышли из шахт подводной лодки по заданной траектории. Боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.
Залповая стрельба выполнялась из подводного положения.

Разработчик российских стратегических ракетных комплексов корпорация МИТ (Московский институт теплотехники) работает над модернизацией межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава», заявил в ноябре 2015 года генеральный конструктор корпорации МИТ Юрий Соломонов.
«Жизненный цикл оружия, как правило, от 20 до 30 лет. Уже сейчас, сдав «Булаву», мы работаем над ее модернизацией. Этот процесс непрерывный в силу того, что появляются принципиально новые проектные и конструкторские решения, смысл которых повысить эффективность применения оружия», — сказал Соломонов. По его словам, ракета станет более эффективной и менее дорогой.
Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) морского базирования «Булава» в течение ближайших двух-трёх лет будут модернизированы под атомные подводные ракетные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта 955-А, сообщил генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов в мае 2016 года.
Четвертая стратегическая атомная подводная лодка (АПЛ) класса «Борей» будет уже вооружена усовершенствованной ракетой «Булава-М», сообщил генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. «Применительно к этой лодке (атомной подводной лодки проекта 955-А «Князь Владимир») будет кое-что модернизировано, кое-что улучшено с учетом опыта эксплуатации. Ракетный комплекс «Булава» будет тоже модернизирован, в результате чего повысится эффективность этого комплекса», — сказал Соломонов.
Тяжелый подводный ракетоносец «Дмитрий Донской» продолжит службу как минимум до 2020 года и примет участие в испытаниях модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты «Булава-М». До конца 2019 года вопрос об утилизации «Дмитрия Донского» подниматься не будет, он останется в составе ВМФ и будет использоваться для проведения бросковых и летно- конструкторских испытаний модернизированной ракеты «Булава», разработку которой ведет Московский институт теплотехники.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Генеральный конструктор Ю.С.Соломонов
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, четвертого поколения
Корабли-носители РПКСН проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А» типа “Юрий Долгорукий”
Состояние разработка начата летом 1998 года, эскизный проект выполнен в 1999 году, на вооружении с 2014 г.
Дальность 8000 — 9100 км
Тип головной части: РГЧ ИН
— число боевых блоков 8 — 10 (по данным «Российская газета»)
Забрасываемый вес, кг 1150
Тип старта из транспортно-пускового контейнера «сухой»
Число ступеней 3+ступень разведения боевых блоков
Стартовый вес, т 36-36,8
Длина, м 12,1
Диаметр, м 2,0
Топливо твердое
Первая ступень:
— длина 3,8
— диаметр 2,0
— масса полностью снаряженной ступени, т 18,6
Пусковая установка:
Тип шахтная
— Число ракет 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 15 ноября 2013 г. + дополнения ноябрь 2014 г. + дополнения март 2015 + доп. 23.02.2017

Источники:
«Морские стратегические ракетные комплексы», М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
И.Коротченко «Первый пуск — в этом году» — «Независимое военное обозрение» №34-1999
«Российский сюрприз для США» — «Известия» от 9 сентября 1999
Г.Селезнев «Военная безопасность России в свете современной геополитики» — «Защита и безопасность» №3 (10) -1999
С.Сокут «Рекогносцировка произведена на Северном флоте» — «НВО» №13 от 14-20 апреля 2000 года
ВТС «Бастион», «Российская газета», ноябрь 2014 г., Управление пресс-службы и информации МО РФ, РИА Новости, rbase.new-factoria.ru, www.oborona.ru,
Интерфакс, ИТАР-ТАСС, lenta.ru, «Известия», Нефть России, Газета.Ру, Коммерсант, Интерфакс-АВН, ru.wikipedia.org, militaryrussia.ru и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА». НОВОСТИ 2015 — 2016
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА». НОВОСТИ 2014
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА». НОВОСТИ 2013
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА». НОВОСТИ 2011-2012

ЗАЛПОВАЯ СТРЕЛЬБА МБР «БУЛАВА» С РПКСН «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» 27.09.2016
«БУЛАВА» БОЕВОЙ ПОЛУГОТОВНОСТИ
САМОЛИКВИДАЦИЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ ЯДЕРНЫХ РАКЕТ РОССИИ ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ПУСКА
«БУЛАВА» НЕ ДОЛЕТЕЛА ДО ЦЕЛИ
ЗАЛПОВАЯ СТРЕЛЬБА МБР «БУЛАВА» С РПКСН «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» 27.09.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ О ПУСКЕ РАКЕТЫ «БУЛАВА» С АПЛ «ВЛАДИМИР МОНОМАХ» 14.11.2015
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕПЛОТЕХНИКИ (МИТ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap