БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70. BTR-70ARMOURED TROOP-CARRIER


БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70
BTR-70 ARMOURED TROOP-CARRIER

20.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018

Во время работы Международного военно-технического форума «Армия – 2018» можно было посетить Объединенный сектор Воздушно-космических сил, который является частью парта «Патриот». Здесь был представлен достаточно редкий сейчас бронетранспортер БТР-70. Его внешний вид был настолько хорош, как будто он только что сошел с конвейера.
В целях повышения общих боевых и эксплуатационных параметров БТР-60 в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода на базе БТР-60ПБ был разработан новый бронетранспортёр. Работы велись под руководством главного конструктора И. С. Мухина. Первоначально создавалась колесная боевая машина пехоты (БМП), на шасси модернизированного БТР-60ПБ установили башню от БМП-1, так получилась опытная БМП ГАЗ-50. В таком виде боевая машина не пошла в войска, а после доработок и установки новой башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ бронетранспортер прошел испытания и 21 августа 1971 года приказом Министерства обороны СССР № 0141 машина была принята на вооружение под обозначением БТР-70.
С 1976 года было развёрнуто серийное производство. Первоначально БМ выпускалась на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запчастей.
В парке «Патриот» выставлен образец БТР-70 со встроенным в башню 30-мм автоматическим гранатометом. Такой вариант бронетранспортера получил обозначение БТР-70П, он появился в конце 1970-х годов. В Афганистане на башню БТР приваривали станковый гранатомет АГС-17 «Пламя», а сверху на корпус крепили емкости с водой и запасное колесо, которые создавали дополнительную защиту.
Модернизация БТР-70 продолжается до настоящее времени, в России создана модификация БТР-70М с дизельным двигателем. Недавно на параде Победы в Минске был показан последний вариант белорусской модернизация БТР-70МБ1.
До сих пор бронетранспортер БТР-70 и его модификации состоит на вооружении свыше 20 стран мира, это страны СНГ и бывшего Варшавского договора, а также Мексика, Куба, Замбия, Пакистан, Никарагуа и др. По лицензии эта машина выпускалась в Румынии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса 11,6-12 т
Колесная формула 8х8
Двигатель V-образный, четырехтактный, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения ЗМЗ-4905
Максимальная мощность 2х120 л.с.
Максимальная скорость 80 км/ч (на суше); 9-10 км/ч (на плаву)
Запас хода 400-600 км
Бронирование лоб корпуса 8-10 мм; лоб башни 6 мм
Экипаж 3 человека
Десант 7 человек

ВООРУЖЕНИЕ:
• 14,5-мм пулемет КПВТ
• 7,62-мм пулемет ПКТ;
• Боекомплект:
— 500 патронов 14,5-мм;
— 2000 патронов 7,62-мм
• Средства связи
— радиостанция Р-123,
— танковое переговорное устройство Р-124

ВТС «БАСТИОН», 20.05.2020

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70


Бронетранспортер БТР-70 (ГАЗ-4905) создан на базе бронетранспортера БТР-60ПБ и имеет новую силовую установку, изменено размещение десанта, вырезаны нижние боковые люки для посадки десанта.
В конце 1960-х годов на БТР-60 установили башню от БМП-1 с гладкоствольной пушкой и пулеметом ПКТ. Опытный образец получил обозначение БМП ГАЗ-60, но в серийное производство он так и не был запущен. Потому что из-за увеличившегося веса, новая машина имела крайне неудовлетворительную скорость и маневренность. Однако полученные наработки не пропали впустую, именно на базе БМП ГАЗ-60 и был создан БТР-70.

В целях повышения общих боевых и эксплуатационных параметров БТР-60 в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода на базе БТР-60ПБ был разработан новый бронетранспортёр. Работы велись под руководством главного конструктора И. С. Мухина.
Бронетранспортер БТР-70 предназначен для укомплектования частей и подразделений Сухопутных войск наряду с БТР-60ПБ.
Боевая машина БТР-70 представляет собой плавающую, с круговым бронированием, восьмиколёсную с независимой подвеской (со всеми ведущими колёсами) машину, способную следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды.
Корпус бронетранспортёра полностью герметичен, состоит из трёх отделений, сделан из стальных броневых листов и является несущей конструкцией, на которой установлены все агрегаты и механизмы машины.

Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9—18″ с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00—18″, с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий.
В корме корпуса расположено отделение силовой установки, в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач, которые смонтированы на одной раме. От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения.
В качестве силовой установки используются два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарная мощность которых составляет 240 л. с. Трансмиссия имеет постояннозамкнутое, демпферное сцепление. Коробка передач — механическая, имеет четыре передних и одну заднюю передачу. На третьей и четвёртой передачах имеются синхронизаторы.
В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта.

В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдка, радиостанция и рабочие места механика-водителя и командира.
На машине 7 амбразур для ведения огня из оружия стрелков, а также прибор радиационной разведки ДП-3Б, войсковой прибор химической разведки (ВПХР). На БТР-70 установлены шины с регулируемым давлением 13.00-18.
В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ, наибольшая прицельная дальность стрельбы — 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов. Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ, дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект — 2000 патронов.
В машине может транспортироваться два автоматических гранатомета АГС-17.

В состав приборов наблюдения командира входят три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б, для наблюдения в ночных условиях имеется ТКН-1С, на щитке которого установлен осветитель ОУ-3ГА-2М. У водителя установлены три ТНПО-115, а также имеется один ТПН-Б, для наблюдениях в ночных условиях установлен прибор ТВНО-2Б. В башенной установке находится прицел ПП-61АМ, а также прибор наблюдения ТНПТ-1. У десанта имеется семь лючков в корпусе для наблюдения, а также два прибора наблюдения ТНП-Б.
Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123М, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124.
Во время войсковых испытаний бронетранспортер совершил пробег по сыпучим пескам в Туркенстанском военном округе.
С 1976 года было развёрнуто серийное производство. Первоначально БМ выпускалась на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запчастей. Первая машина была выпущена 23 февраля 1981 года. По лицензии эта машина выпускалась в Румынии. До конца 1990-х годов румынами было выпущено 154 машины.
С момента начала серийного производства БТР-70 неоднократно модернизировался.
На базе бронетранспортера БТР-70 созданы: БТР-70 со встроенным в башню гранатометом АГС-17; звуковещательная станция ЗС-88, станция помех радиовзрывателям артиллерийских боеприпасов СПР-2 и др.
Еще в советский период на основе этого бронетранспортера была разработана штабная машина БТР-70КШМ, а также машина радиосвязи БТР-70МС. В середине 1970-х годов в НИИ Артвооружения была создана противотанковая САУ «Жало-С», которая представляла ПТО, установленное на БТР-70. На вооружение эта боевая машина так и не была принята.

Боевым крещением» для БТР-70 стал Афганистан, затем были многочисленные конфликты на территории бывшего Советского Союза (Приднестровье, Абхазия, две Чечни, восток Украины). Применялся БТР-70 и во время югославских войн. В середине 90-х годов Турция закупила у Германии значительную партию этих бронетранспортеров, и использовала их в боевых действиях против курдов.
При ведении боевых действий в Афганистане возникла необходимость создать бронированные наземные средства лазерной подсветки целей для применения авиационных ракет типа Х-25, Х-29Л и С-25Л. Первое время для этой цели переделывались серийные бронетранспортеры и боевые машины пехоты, в дальнейшем на базе БТР-70 были созданы штатные средства — БОМАН (боевые машины авиационного наведения). На этих машинах наземные лазерные целеуказатели размещались под броневой защитой и выдвигались наружу только при работе. Из-за их успешного применения душманы даже объявили на них охоту, они специально их выслеживали и пытались уничтожить.

В конце 1970-х годов создан ваприант на базе бронетранспортера БТР-70П со встроенным в башню автоматическим гранатометом АГС-17.
В дальнейшем создана модификация бронетранспортера БТР-70М с дизельным двигателем.
Опыт эксплуатации БТР-70 показал целый ряд недостатков, которые стали причиной остановки серийного производства этого бронетранспортера. Самой большой проблемой стала большая сложность ремонта и обслуживания трансмиссии и силовой установки, состоящей из двух двигателей. В этом отношении БТР-70 был очень похож на своего предшественника – бронетранспортера БТР-60.

Одним из главных недостатков БТР-70 является сложность его силовой установки, поэтому практически все попытки модернизации этого бронетранспортера были направлены на устранение этой проблемы. Уже в постсоветский период в России и Украине были выпущены две модификации бронетранспортера под одинаковым названием БТР-70М, в которых бензиновые двигатели были заменены одним дизельным. На российском БТР-70М был установлен мотор КамАЗ-7403 (260 л. с.), а также трансмиссия от БТР-80. Украинский БТР-70М, разработанный специалистами харьковского КБ им. Морозова, получил дизель УТД-20. Также на этой машине были изменены боковые люки для выхода десанта.
Вариант модернизации бронетранспортеров БТР-70 (60 ПБ) подготовлен ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». Характеристики подвижности модернизированных БТР-70М (БТР-60 ПБМ) улучшены в результате установки на них мощного и пожаробезопасного дизельного двигателя КАМАЗ-7403, как на БТР-80, взамен двух бензиновых. Предназначены для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений при совершении марша или маневра войсками, включая преодоление сходу водных преград, защиты экипажа и десанта от огня стрелкового оружия, мин, осколков снарядов и поражающих факторов ОМП.

«Укроборонпром» передал в сентябре 2014 года Пограничной службе Украины 10 бронетранспортеров БТР-70, отремонтированных на «Николаевском бронетанковом заводе». Как сообщает пресс-служба украинского концерна, машины также прошли модернизацию и получили дополнительную противокумулятивную защиту.


ОАО «140 ремонтный завод» успешно завершил опытно-конструкторскую работу по модернизации БТР-70 до уровня БТР-70МБ1.
Реализация проекта проводилась за счет собственных средств предприятия. Заказчиком данной ОКР выступило Министерство обороны Республики Беларусь.
В результате реализации выданного тактико-технического задания удалось значительно улучшить ходовые и защитные характеристики бронетранспортера, а также внести ряд изменений в эргономику машины.
Изменения не коснулись башенного пулеметного вооружения, которое осталось штатным.

ООО «Харьковский завод специальных машин» (ХЗСМ, бывший 110-й военный автомобильный ремонтный завод, ныне входит в состав ГК «Укроборонпром») в январе 2016 года изготовило в единственном (пока что) образце оригинальный 82-мм самоходный миномет БТР-70М1 на базе модернизированного этим предприятием старого советского колесного бронетранспортера БТР-70.
Бронетранспортер до сих пор находится на вооружении российской армии (около 200 штук по состоянию на 2016 год), еще несколько тысяч машин этого типа находятся на консервации. Также их продолжают использовать армии практически всех постсоветских республик. Эксплуатируется БТР-70 и в дальнем зарубежье: в Македонии, Пакистане, Монголии, Сирии, Замбии и других странах.
Развитием бронетранспортера БТР-70 стал модернизированный вариант БТР-80 (ГАЗ-5903). В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть — серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины.
Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см3.

МОДИФИКАЦИИ:
— БТР-70 (ГАЗ-4905) обр.1972 г. – серийный БТР
— БТР-70 – серийный БТР с прибором заднего обзора ТНПТ-1 в башне
— БТР-70 – серийный БТР с установкой АГС-17 на башне
— БТР-70 – опытный БТР с башней от БТР-60ПЗ
— БТР-70Д вып.2002 г. – опытный модернизированный БТР с дизельным двигателем
— БТР-70М обр.2002 г. – модернизированный БТР с дизельным двигателем
— БТР-70ПУ вып.2004 г. – опытный модернизированный БТР с дизельным двигателем
— БТР-70ДИ — украинская модернизация БТР-70.
— БТР-7 — глубокая украинская модернизация БТР-70.
— БТР-70МД — казахстанская модификация БТР-70 с двигателем Д-235.9Е2 (270 л.с.), вооружена пулеметами калибра 7,62 и 14,5 мм. На модификацию установлены тепловизоры ATS-10 производства турецкой компании «Аселсан».
— БТР-70М (украинская модификация) — модернизированный вариант БТР-70. Установлен многотопливный дизельный двигатель. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ.
— БТР-70М — азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование.
— БТР-70М-А1 — белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л.с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.
— БТР-70 КБА-2 — украинская модернизация БТР-70. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства мощностью 300 л.с. и 30-мм пушка КБА-2.
— БТР-70П — украинская модификация БТР-70. Бронетранспортер предназначен для проведения специальных полицейских операций, а также спасательных работ. Машина оснащена водометной установкой, системами стрельбы гранатами «ТЕРЕН-6» и выпуска слезоточивого газа, решетчатым отвалом, сигнальным громкоговорящим устройством, телевидеосистемой.
— БТР-70МБ1 — белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод». Установлены боковые десантные люки, водомётный движитель, сиденья и элементы трансмиссии от БТР-80, дизельный двигатель мощностью 260 л. с., радиостанция Р-173М.
— «Кобра-К» — совместная модификация словацких фирм «Метапол», «ZTS Dubnica» и белорусского завода № 140 в г. Борисове. Установлен боевой модуль «Cobra», оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулеметом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотренна замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Экипаж состоит из 3 чел. и 8 пехотинцев в десантном отделении.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружении 21 августа 1972 года Приказом МО №0141
Разработчик КБ ГАЗ
Изготовитель ГАЗ, Муромтепловоз
Производство серия с 1972 (1976) года
Тип колесный, 4-осный со всеми ведущими колесами, закрытый, плавающий
База БТР-60ПБ
Колесная формула 8 х 8
Боевая масса, т 11,5+3%
Длина, мм 7510-7535
Ширина, мм 2790-2800
Высота, мм 2235
Клиренс, мм 475
Ср. уд. давл. в шинах, кг/см2 1,05-2,21
Тип двигателя два 8-цилиндровых карбюраторных ГАЗ-66 (ЗМЗ-4905)
Максим. мощность, л.с. 2 х 120(115)
Удельная мощность, л.с./т 20,0
Скорость, км/ч:
— максимальная 80
— средняя по местности 25
— скорость на плаву 9-10
Запас хода, км:
— на основных баках 400
— с дополнительными емкостями 600
— на плаву 85-90
Запас топлива, л:
— общий 410
— в основных баках 290
— в дополнительных баках 120
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 30
— крен, град. 25
— ров, м 2,0
— cтенка, м 0,6
— брод, м плавает
Спец. оборудование фильтро-вентиляционная установка
Бронирование, мм (угол наклона, град.):
— лоб корпуса верх 10 (54)
— лоб корпуса середина 8 (85)
— лоб корпуса низ 8 (54)
— борт корпуса верх 6 (35)
— борт корпуса низ 6 (0)
— лоб башни 6 (40)
Коллективная защита герметизация,
ФБУ с ФПТ-200М
Экипаж(десант), чел 3(7)
Гарнтийный срок службы:
— по пробегу, км 20000
— по времени, лет 5
Ресурс работы до сред. ремонта, км 30000

ВООРУЖЕНИЕ:

— число х калибр, мм и тип
пулеметов 14,5-мм КПВТ
(боекомплект, шт.) (500)
прицельная дальность, м 2000
темп стрельбы, выстр./мин. 600
— число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62-мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (2000)
— ПЗРК 2 х 9К34
— РПГ РПГ-7
Прицел ПП-61АМ
Ночные приборы у командира и водителя
Радиостанция УКВ Р-123 (Р-123М)

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 04.08.2018

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., проспект ОАО «Муромтепловоз», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», bmpd.livejournal.com, Лента.ру, ru.wikipedia.org, warways.ru и др.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70МБ1 (БЕЛАРУСЬ)
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70М
АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР
МУРОМТЕПЛОВОЗ
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕГКИЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ (БМП, БТР, БРМ и др.)
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap