12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-40

22.05.2018

Блог defense-studies.blogspot.com опубликовал фотографию модернизированных старых советских колесных бронетранспортеров БТР-40 на вооружении недавно сформированной 13-й отдельной кавалерийской роты (Kompi Kavaleri-13) 6-го окружного территориального командования (Kodam VI / Mulawarman) сухопутных войск Индонезии (Восточный Калимантан). Церемония ввода 13-й кавалерийской роты в боевой состав состоялась 15 мая 2018 года в округе Кутайкартанегара. Помимо БТР-40, на вооружении роты состоят бронетранспортеры Anoa индонезийского производства с колесной формулой 6х6.
Вооруженные силы Индонезии получили значительное количество (более 200) БТР-40 из СССР в период правления Сукарно в конце 1950-х и начале 1960-х годов. С середины 1990-х годов индонезийская армия вела работы по модернизации БТР-40 на своих ремонтных предприятиях, включая установку нового дизельного двигателя Isuzu и коробки передач Isuzu. Один из вариантов этой модернизации (с установкой броневой крыши и броневой башни) и представлен на снимке. Считается, что сейчас в вооруженных силах Индонезии остается минимум 96 БТР-40, кроме того, некоторое количество машин используется в полиции Индонезии.
https://bmpd.livejournal.com/


БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-40

В 1947 г. на базе автомобиля ГАЗ-63 были развернуты работы в КБ ГАЗ по БТР об.141 c 8 десантниками. Ведущий конструктор В.К. Рубцов. На машине применены шины 9,75 х 18. Результатом работы стало принятие на вооружение бронетранспортера БТР-40. В дальнейшем на его базе создано целое семейство бронированных машин БТР-40А, БТР-40Б и др.
19 июля 1946 года ГАЗу были выданы тактико-технические требования на лёгкий бронеавтомобиль на базе узлов и агрегатов ГАЗ-63. Этими требованиями предусматривалась полноприводная машина с задним расположением двигателя, боевой массой 4,5 тонны, вооружённая двумя 14,5-мм пулемётами КПВ (тогда ещё разрабатывавшимися) в башне допускающей ведение огня по воздушным целям и одним 7-62-мм пулемётом СГ-43 в корпусе . Бронезащита машины должна была обеспечивать экипаж из 3-х человек от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм с дистанции 100 м. Требованиями предусматривалось наличие прибора ночного видения у водителя. Автозавод сразу потребовал снизить требования связанные с динамикой машины: обеспечить скорость 100 км в час и удельную мощность 20 л.с./т. не позволял двигатель ГАЗ-11, развивавший мощность 80 л.с. Явно завышенным, по мнению завода, было требование обеспечить машину воздухоочистителем, позволяющим двигателю непрерывно в течении 50 часов работать в пыльных и песчаных условиях .
Уже на стадии выдачи тактико-технических требований в машину был заложен существенный недостаток: военные требовали установить в лобовом листе корпуса пулемёт СГ-43 с ограниченными углами обстрела. При этом экипаж должен был состоять из 3-х человек.

В тактико-технических требованиях, полученных ГАЗом, прямо указывалось, что бронетранспортёр должен был проектироваться «по образцу американского М3А1». БТР М3А1 в значительных количествах поставлялся в СССР по ленд-лизу. Одна такая машина находилась на Горьковском автозаводе по крайней мере до 1 мая 1948 года и проходила испытания совместно с первыми образцами БТР ГАЗ-40.

В 1949 году бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а в конце 1950 года началось его серийное производство.
Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были удостоены Государственной премии. Компоновочная схема бронетранспортера являлась дальнейшим развитием компоновочной схемы советских бронеавтомобилей.
Бронетранспортер БТР-40 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу машины за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части серийного грузового автомобиля ГАЗ-63. Для корпуса бронетранспортера, броневые листы которого соединялись между собой электросваркой, были характерны большие углы наклона лобовых листов к горизонтальной плоскости, большая их толщина, доходившая до 15 мм, отсутствие крыши в десантном отделении, наличие амбразур, прикрытых броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников, и дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения.
В отделении управления БТР-40 предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — восемь человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора.

Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-мм пулемётом Горюнова (СГ-43).
Экипаж составлял 2 человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы, а в боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах, они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта.
С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения -5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный ВК-4.
В 1956 году появился БТР-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа. Он также оснащался фильтровентиляционной системой, позволившей применять БТР-40В в условиях химической и бактериологической войны.
БТР-40 принимал участие в венгерских событиях 1956 года. По итогам событий 1956 года в Венгрии, где экипажи открытых сверху БТРов страдали от огня с верхних этажей зданий, в 1958 году была создана полностью закрытая модификация БТР-40Б с четырьмя бронелюками в крыше.
В 1956 году был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 году и выпускался до 1960 года. Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Высота корпуса увеличена на 130 мм. В десантном отделении размещалось 6 человек. В связи с введением броневой крыши были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Пулемет СГМБ мог устанавливаться на переднем или заднем кронштейне корпуса, но стрельба из него была возможна только при открытых люках. В некоторых источниках эта модификация бронетранспортера носит обозначение БТР-40К.

В 1969 г. проходил испытания БТР-40 ЖД для движения по железной дороге, он был оснащен стальными катками с внутренними ребордами, укрепленными на откидных рычагах спереди и сзади корпуса. Замена хода занимала 3-5 минут.
Стальные катки с внутренними ребордами, укрепленные на откидных рычагах с пружинными амортизаторами спереди и сзади корпуса, обеспечивали устойчивое движение основных колес машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 3-5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам. Масса комплекта оборудования составляла 520 кг. Было выпущено несколько машин, часть из которых еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.
На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40рх. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ.
БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах.
Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

В ГДР для противотанковой ракеты 9М14 на базе шасси бронетранспортера БТР-40 была разработана и использовалась в народной армии специальная самоходная бронированная пусковая установка.
Хотя по состоянию на 2010 год большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа.

МОДИФИКАЦИИ:
• БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.
• БТР-40 (1948) — опытный с 14,5-мм пулемётом КПВ[7]
• БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5-мм пулемётами КПВ, боевая масса 5,6 т.
• БТР-40В (1956) — опытный, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтровентиляционной системой. Небольшая серия в 1957 г.
• БТР-40Б (1958) — с броневой крышей корпуса, серия в 1957-60 гг. Лоб корпуса — 6-8 мм. Экипаж — 2+6 чел. Вес — 5,3 т. Создана по итогам событий в Венгрии.
• БТР-40РХ — машина химической разведки. С ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б
• БТР-40А ж.д. (1969) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.
• Тип 55 — Китайская лицензионная копия БТР-40.
• БТР-40А-АА — кубинская машина противовоздушной обороны, оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2.
• БТР-40А-РВ — кубинский БТР-40, вооружённый противотанковыми управляемыми ракетами Laucher.
• Jababli — кубинский БТР-40, оснащённый ПТУР ЗМ11 «Фаланга».
• SPW-40 — немецкое обозначение БТР-40.
• SPW-40A — немецкое обозначение БТР-40А.
• SPW-40Ch — немецкое обозначение БТР-40Х.
• SPW-40, превращённый в истребитель танков, вооружённый ПУ9П110 с ПТУР «Малютка». Десантное отделение с бронированной крышей. Бойницы в бортах, предназначенные для ведения огня из личного оружия отсутствуют.
• БТР-40 Retrofit TNI-AD/Polri — глубокая модернизация БТР-40 индонезийской армии в 1995—1996 годах, вызванная отсутствием запчастей к имеющимся на вооружении 85 бронеавтомобилям и постановки вопроса о сдаче машин в металлолом. При модернизации была произведена замена силового агрегата на 4-цилиндровый дизель Isuzu 4BE1, что дало повышение максимальной скорости до 100 км/ч и запаса хода до 660 км при собственной массе в 4960 кг.
• БТР-40 (Израиль), оснащённый креплениями для американских пулемётов M1919A4. Один пулемёт располагался в передней части десантного отделения, два других по обеим сторонам корпуса. Также оборудован большим количеством держателей на корпусе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружение в 1950г.
Разработчик КБ ГАЗ
Изготовитель ГАЗ
Производство серия 1950-60г.г.
База ГАЗ-63
Колесная формула 4 х 4
Боевая масса, т 5,3
Длина, мм 5004
Ширина, мм 1900
Высота, мм 1830
Дорожный просвет, мм 276
Тип двигателя карбюратор ГАЗ-40
Максимальная мощность, л.с. 78
Удельная мощность, л.с./т 14,7
Максимальная скорость,км/ч 79
Запас хода,км 285-480
Запас топлива, л 120
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 28-30
— крен, град. 20-25
— ров, м 0,75
— брод, м 0,9
Бронирование, мм
— лоб корпуса 13-15
Экипаж, чел 10

ВООРУЖЕНИЕ:

— число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм СГМТ
(боекомплект, шт.) (1250)
Прицел М
Радиостанция 10-РТ-12

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., ru.wikipedia.org, oruzhie.info, www.drive2.ru, рустрана.рф и др.

БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap