ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС». ANTI-SHIP MISSILE «BRAHMOS»


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС»
ANTI-SHIP MISSILE «BRAHMOS»

15.01.2020

Первый контракт с третьей страной на поставку российско-индийских сверхзвуковых крылатых ракет «Брамос» ожидается весной. Об этом 13 января сообщил журналистам директор департамента информационных технологий BrahMos Правин Патхак.
«У нас есть наблюдательный комитет с индийской и российской сторон. Были выбраны около 14 стран, кому мы можем предложить», — цитирует его «РИА Новости». По словам Патхака, обсуждение ведется на разных уровнях, работа продолжается.
Речь идет о странах средней и Юго-Восточной Азии. Предприятие ежегодно производит не менее 60–70 ракет, но при необходимости можно изготавливать свыше 120 ракет в год. Ближайшие испытания ракеты пройдут весной в Индии, добавил топ-менеджер.
В декабре 2019 года в Индии прошли два успешных испытания «Брамос». Ракета способна развивать скорость, в 2,5–2,8 раза превышающую скорость звука.
Российско-индийское предприятие было создано в 1998 году и названо в честь рек Брахмапутра и Москва.
Известия.ру

01.10.2020

30 сентября Индия успешно провела испытания варианта сверхзвуковой крылатой ракеты «Брамос» с увеличенной дальностью.
Ракета, способная поражать цели на дальности более 400 км, была запущена с наземной мобильной пусковой установки с интегрированного испытательного полигона Баласор в штате Одиша в 10.30 утра.
Это был второй испытательный пуск сверхзвуковой ракеты «БраМос» с увеличенной дальностью полета. В сообщениях говорилось, что планер и ускоритель ракеты были разработаны собственными силами.
«БраМос» это индо-российская прямоточная сверхзвуковая крылатая ракета на базе российской сверхзвуковой ПКР П-800 «Оникс». Ракета спроектирована и разработана компанией BrahMos Aerospace, совместным предприятием индийской организации DRDO и российского Федерального государственного унитарного предприятия «НПО Машиностроения» (НПОМ).
Трехтонная ракета может быть запущена с подводных лодок, кораблей, самолетов или наземных платформ. Наземная и корабельная версии уже находятся в эксплуатации, а воздушная и подводная версии в настоящее время находятся на стадии испытаний/принятия на вооружение.
В настоящее время разрабатывается гиперзвуковая версия ракеты «БраМос-II» (скорость 7-8 Маха) для повышения потенциала быстрого удара с воздуха.
Военный паритет


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС»


Одной из сенсаций МАКСа-2001 стала ракета «БраМос» (сокращение, символизирующее слияние рек Брахмапутра и Москва), представленная на салоне одноименным совместным российско-индийским предприятием BrahMos Aerospace Limited («БраМос аэроспейс лимитед»). Оно было создано в 1998 году, в соответствии с правительственными решениями Москвы и Дели. Его учредителями стали Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Миноборо¬ны Индии и НПО машиностроения. Последнее для выполнения этого проекта получило на беспрецедентно большой срок — 7 лет — право самостоятельного осуществления ВТС с зарубежными странами. Как заявил генеральный директор фирмы «БраМоса» доктор Шиватхану Пиллая, создавая предприятие, стороны стремились объединить наработки, технологии и капиталы обоих государств, развивающих программы, не ограниченные режимом контроля за ракетными технологиями.
Прошли годы… за это время ракета прошла испытания и на 2-м Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге этого года экспозиция «БраМос» была значительной. Здесь демонстрировались сама ракета «БраМос» с ТПК, кадры с испытаний оружия, модели и варианты размещения ракеты на надводных кораблях, подводных лодках и самолетах. Заслуживает особого внимания подвижный береговой комплекс с ПКР «БраМос».
По неофициальным данным, на разработку ракеты требовалось инвестировать сумму в 240 млн. долларов. Финансирование ведется участниками проекта — реутовским НПО «Машиностроение» и Организацией исследований и разработок (DRDO) при Минобороны Индии — на паритетной основе. Фирма «БраМос аэроспейс лимитед» получила значительные кредиты на создание новой системы 122,5 млн. долл. из российского бюджета (по разделу «Международная деятельность» в 1999 г) и 128 млн. Долл. из бюджета Индии.
Примерно в такой же пропорции распределены и пакеты акций «БраМоса» Бизнес-план предприятия во многом определялся тем, что законодательство Индии позволяет гораздо эффективней использовать инвестируемые средства. В частности, пока не погашен кредит, предприятие не платит налогов. По оценке руководителя НПО машиностроения Г.А.Ефремова, интенсивность разработки ракеты после организации совместного предприятия возросла примерно в 10 раз.

Сегодня уже ракета «БраМос» (в индийской печати ее именуют PJ-10) находится на стадии поставок в ВМС Индии, в 2001-2004 годах она успешно прошла комплекс летных испытаний. Первый пуск (D01) ПКР «БраМос» (вероятно тогда еще отечественного «Яхонта») состоялся 12 июня 2001 года на полигоне Chandipur (Чандипур), расположенном в штате Orissa (Орисса), ракета стартовала вертикально и пролетела около 280 км. Еще два пуска произведены в апреле 2002 года (D02) и феврале 2003 года в Бенгальском заливе с фрегата Rajput проекта 61МЭ. Из них один (третий по счету) с морского и два с наземного носителя. Все эти пуски были успешными. 29 октября 2003 года был произведен четвертый пуск «БраМоса» с полигона Чандипур на дальность 290 км, пятый с того же полигона и самоходной ПУ – 8 ноября 2003 года, шестой – 23 ноября. 13 июня 2004 года был выполнен седьмой стар ракеты с мобильной пусковой установки на полигоне Balasore в штате Орисса. К 2005 году испытания ракеты «БраМос» успешно завершены, в 2004 году были осуществлены запланированные пуски как по морским целям, так и по наземным. Тем самым полностью завершен цикл испытаний ракеты корабельного базирования. Уже произведено 8 пусков ракет по морским целям со 100% успешными результатами, восьмой выполнен 3 ноября 2004 года с фрегата проекта 61МЭ. Пуски с земли проводились со стационарных полигонных пусковых установок как с горизонтальным, так и с вертикальным запуском ракет. Девятый состоялся 21 декабря 2004 года с использованием ракеты «БраМос» класса «земля – земля», он произведен с наземной самоходной пусковой установки (СПУ) на шасси автомобиля «Татра». Наземная цель успешно поражена.
Ракета «БраМос» с уникальной головкой самонаведения способна автономно выбрать и поразить главную цель в группе кораблей в условиях современного и перспективного радиопротиводействия. Ракета «БраМос» стала универсальной по целям, кроме поражения надводных кораблей, она теперь может поражать и береговые цели. На испытаниях такая цель находилась не у линии береговой черты, а далеко от берега. Сегодня основным заказчиком ракеты стали ВМС Индии, уже определен список кораблей, которые будут вооружаться «БраМосами».
Испытания ракетного комплекса в морских условиях выполнялось с переоборудованного фрегата Rajput проекта 61МЭ, советской постройки. Для этого в районе пусковой установки и погреба ЗРК «Волна» побортно были установлены наклонные пусковые установки по четыре ТПК на каждой. Сейчас корабль находится на капитальном ремонте и модернизации, при этом на него дополнительно в корме на месте ЗРК «Волна» будут установлены восемь вертикальных пусковых установок для ракет «БраМос» и он станет первым кораблем вооруженным этим ракетным комплексом. Следующим носителем ракет будет эсминец класса Bangalore типа 15А, который в настоящее время достраивается индийскими верфями. Он является развитием эсминцев класса Delhi типа 15. На нем разместят блок с 16-ю вертикальными пусковыми установками ракет «БраМос» в носовой части корабля перед основной надстройкой.
Индийская армия предполагает использовать подвижный грунтовый комплекс «Брамос» для поражения наземных целей, созданный совместно российскими и индийским специалистами на базе российской ПКР «Яхонт» и подвижного берегового РК «Бастион». Первое подразделение с новой версии российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос» совсем недавно, 21 июня 2007 года, передано сухопутным войскам Индии. Пока в него входит три СПУ (скоро их число будет доведено до пяти) и полный комплекс машин наземного обеспечения. Особую значимость событию придало участие в нем президента страны Абдула Калама — выдающегося индийского ученого-ракетчика, одного из основателей этого проекта. Глава государства тепло поздравил всех создателей грозного оружия, внесших вклад в изготовление «продукта мирового класса» и его продвижение на глобальный рынок.
Делясь своими идеями о будущем ракетных технологий, Калам заявил, что предвидит создание сверхзвуковой крылатой ракеты большой дальности, которая будет не только доставлять головную часть в заданную точку, но и возвращаться обратно после выполнения миссии. Он призвал российских и индийских специалистов безотлагательно начать работу над «БраМос-2» — ракетой многоразового использования следующего поколения.
В 2006 г. ракеты «Брамос» были приняты на вооружение ВМС Индии. В стадии разработки находится вариант ракеты воздушного базирования, который планируется устанавливать на многоцелевых истребителях Су-30МКИ. Рассматривается также возможность размещения ракет «Брамос» на самолетах Ту-142 и Ил-38, которые находятся на вооружении авиации ВМС Индии. До конца года ожидается проведение испытаний варианта ракеты подводного базирования.
Для берегового комплекса «БраМос» разработана специальная самоходная пусковая установка (СПУ), которая уже демонстрировалась на военном параде в Дели. В этой системе для СПУ применено автомобильное шасси класса «Татра Т816» повышенной проходимости, которое поставляется компаниями «Татра» и BML. Аналогичная машина предлагалась в качестве СПУ 9А52-2Т для отечественного варианта РСЗО «Смерч» на экспорт. Изготовление пусковых установок «БраМос», на шасси имеющем шесть осей, развернуто на заводе в Мумбаи, командные пункты для этой системы производится в Хайдарабаде.
Модель СПУ РК «БраМос» неоднократно демонстрировалась на международных выставках вооружений, в том числе AADEXPO-2004 в Южной Африке, Indo-Defence-2004 в Индонезии, Expo Naval-2004 в Чили. Демонстрировалась она, как и модели самолета Су-30МКИ, Ил-38SD, фрегатов проекта 15А и 61МЭ и НАПЛ типа «Амур-1650» с ракетным комплексом «БраМос», и на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге на 3-м Международном военно-морском салоне (МВМС). На СПУ устанавливается аппаратура подготовки пуска ракет, антенна с приемо-передатчиком команд управления и три контейнера с ПКР «БраМос». Вся аппаратура СПУ размещена за кабиной водителя и личного состава. Старт ракет с СПУ вертикальный, для этого ТПК с ракетами поднимаются в заданное положение специальным гидравлическим приводом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность стрельбы:
По комбинированной траектории 300 км
На малой высоте 120 км
Высота полета: 5-15000 м
Скорость полета:
На большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч)
На малой высоте — 2 М
Система управления: инерциальная с РГСН
Стартовая масса ракеты:
авиационного базирования — 2500 кг
корабельного базирования — 3000 кг
Тип маршевого двигателя СПВРД
Тяга 4000 кгс
Боевая часть: проникающая
масса БЧ — до 300 кг
Срок службы: до 10 лет

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН»

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС». НОВОСТИ 2017 — 2019
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС». НОВОСТИ 2015 — 2016
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС». НОВОСТИ 2012 — 2014
5-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2011, РК «БРАМОС»
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «БРАМОС» НА ВЫСТАВКАХ. ФОТОРЕПОРТАЖИ
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «ЯХОНТ» НА ВЫСТАВКАХ. ФОТОРЕПОРТАЖ
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «ЯХОНТ» НА МАКС-1999. ФОТОРЕПОРТАЖ
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «ЯХОНТ» НА МАКС-2003. ФОТОРЕПОРТАЖ
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «ЯХОНТ» НА МВМС-2007 И МАКС-2007. ФОТОРЕПОРТАЖИ
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БАСТИОН» НА ВЫСТАВКАХ. ФОТОРЕПОРТАЖ
ГИПЕРЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА BRAHMOS II
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА BRAHMOS-M (ИНДИЯ/РОССИЯ)
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БАСТИОН»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ «ОНИКС» («ЯХОНТ»)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ» РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ТИПА «ОНИКС»/»ЯХОНТ»/BRAHMOS
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОРАБЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ С КРЫЛАТЫМИ И ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap