ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М (ТУ-22М2)

LONG-RANGE BOMBER TU-22M (TU-22M2)

Неполное соответствие по тактико-техническим характеристикам самолета Ту-22 требованиям к дальнему бомбардировщику поставило перед конструкторами задачу создать более совершенную машину. Требования на разработку нового сверхзвукового бомбардировщика, обладающего возможностями базирования на грунтовом аэродроме и полета на малой высоте для прорыва ПВО противника, были выданы ВВС в 1962 году и отрабатывались конструкторами ОКБ-156 на ряде проектов.
Создание самолета Ту-22М началось в 1967 году при использовании технического задела по проекту самолета-бомбардировщика “145” и финансировалось в рамках работ по модернизации самолета-носителя
Ту-22К. Правительственное Постановление за №1098-378 по самолету Ту-22М — модификация самолета Ту-22К с крылом изменяемой стреловидности — было принято 8 ноября 1967 года. Постановлением задавалось ко II кварталу 1969 года создание самолета-носителя одной ракеты типа Х-22; максимальная скорость полета — 2300-2500 км/ч; дальность полета — до 7000 км.
По требованиям ВВС самолету с двигателями НК-144-22 (Изделие “ФМ”) или НК-144-2 (Изделие “ФМА”) требовалось обеспечить возможность полета в простых метеоусловиях на дозвуковой скорости на высотах 300-500 м в неавтоматическом режиме управления (первый этап) и в автоматическом режиме (второй этап работ). Задавалась дальность полета: на дозвуковом режиме — до 8000 км, на сверхзвуковом режиме — до 3000 км, при полете на малых высотах на дозвуковой скорости в простых метеоусловиях — 3500 км. Максимальная скорость самолета по требованиям ВВС — 2000 км/ч с возможностью кратковременного броска со скоростью до 2300 км/ч; крейсерская сверхзвуковая скорость — 1600-1800 км/ч, крейсерская дозвуковая — 850-900 км/ч, при полетах на малых высотах максимальная скорость ограничивалась 900 км/ч. Бомбовая нагрузка: нормальная — 3000 кг, перегрузочная — 11000 кг.
Самолет проектировался с двумя вариантами хвостовой оконечности фюзеляжа: со стрелково-пушечной установкой, оснащенной радиолокационном и телевизионными прицелами, и с унифицированным отсеком с аппаратурой РЭП.

Макетная комиссия работала в октябре-ноябре 1967 года. Было принято решение построить первую партию самолетов с двигателями НК-144-22, с бортовым оборудованием, соответствующим первому этапу работ,
Использование на самолете крыла с переменной стреловидностью позволило существенно улучшить взлет¬но-посадочные характеристики и оптимизировать характеристики самолета в нескольких режимах полета.
Экипаж самолета состоял из четырех человек: командира экипажа, помощника командира экипажа, штурмана и оператора. Весь экипаж размещался в катапультных креслах КТ-1, объединенных в комплекс, обеспечивающий принудительное катапультирование всех членов экипажа или раздельное катапультирование в определенной последовательности. Диапазон высот катапультирования – от 0 до практического потолка. Катапультирование всех членов экипажа производится вверх.
Первый полет на самолете-прототипе Ту-22М0 был выполнен 30 августа 1969 года. Опытные самолеты, получившие обозначение Ту-22М0 (10 экземпляров), были выпущены на Казанском авиазаводе до 1972 года. Все самолеты Ту-22М0 предназначались для проведения испытаний, доводки и отработки систем нового дальнего бомбардировщика.
В декабре 1969 года было принято решение о поведении модернизации самолета Ту-22М0 и создании нового варианта самолета — Ту-22М1, проектные работы велись в 1970 году.
Доработанный по результатам испытаний вариант бомбардировщика — Ту-22М1 выпускался серийно с 1971 года.
Ту-22М-1 — первый серийный ва¬риант бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла, выпущен малой серией (9 экземпляров) с 1971 года.

Проектные работы по дальнему бомбардировщику Ту-22М1 начались в 1970 году и велись с учетом опыта работ по самолету Ту-22М0 и результатов испытаний самолетов опытной серии.
Масса пустого самолета Ту-22М1 по сравнению с Ту-22М0 была уменьшена на 3 тонны, конструкция воздухозаборников была доработана с изменением конфигурации передней части, увеличен размах крыла, изменена конструкция закрылков.
Первая опытная машина Ту-22М1 была передана на испытания 28 июля 1971 года. До конца 1972 года Казанским авиазаводом было выпущено девять самолетов Ту-22М1, пять из которых испытывались до 1975 года по программам доводки самолета, испытаний навигационного комплекса и прицельного оборудования, систем вооружения, силовой установки
Стрелково-пушечное вооружение размещено в хвостовой части фюзеляжа в установке УКУ-9К-502-1. Пушечная установка спроектирована на МАЗ “Дзержинец”, серийно выпускалась заводом им ХХ партсъезда (г.Киров).
Самолет-носитель Ту-22М1 несет одну ракету типа Х-22 (Х-22М) или одну ракету и 24 х ФАБ-500; самолет может быть переоборудован в “чистый” бомбардировщик с размещением бомбового вооружения на четырех многозамковых балочных бомбодержателях МБДЗ-У9-68. Типовые варианты бомбовой нагрузки: 69 х ФАБ-100 или ФАБ-250; 42 х ФАБ-500; 8 х ФАБ-1500; 2 х ФАБ-3000; 24 х ФАБ-500 и 8 х ФАБ-1500.

Самолеты Ту-22М1 в строевые части не передавались. Первая опытная машина Ту-22М1 после проведения доработок стала прототипом самолета-бомбардировщика Ту-22М3.
Ту-22М2 — развитие бомбардировщика Ту-22М1, первый крупносерийный вариант самолета семейства Ту-22М, принятый на вооружение.
Бомбардировщик Ту-22М2 проектировался с двигателями НК-22, но а перспективе предусматривалась возможность их замены на двигатели НК-25.
Первый серийный самолет был выпущен весной 1973 года. Первый полет совершен 7 мая 1973 года. Доводки самолета Ту-22М2 проводились в ходе совместных испытаний до 1975 года.
Основной ударный вариант вооружения самолета — управляемые авиационные ракеты типа Х-22. Бомбардировщики Ту-22М2 имеют в составе вооружения управляемую бомбу калибра 1500 кг. Ту-22М2 авиации ВМФ могут применяться для постановки минных заграждений.
В 1970-х годах велись работы по оснащению самолетов Ту-22М2 аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15.
Обучение экипажей бомбардиров¬щиков Ту-22М2 производится с ис¬пользованием учебных самолетов
Ту-134УБЛ.
Всего до окончания серийного производства в 1983 году выпущено 211 экземпляров Ту-22М2. Ремонт самолетов Ту-22М2 производится на авиаремонтном заводе №360 в Рязани и на Николаевском авиаремонтном заводе.

Модификации:
• Ту-22М2 — развитие самолета-бомбардировщика Ту-22М1. Серий¬ное производство велось с 1972 года.
• Ту-22М2-Е — вариант самолета Ту-22М2 с опытными двигателями НК-25. Переоборудование одного из серийных самолетов под двигатели НК-25 (изделие “Е”) с электронной системой управления произведено в 1974 году, в 1974-1975 годах проводились летные испытания.
• Ту-22М3 — серийный бомбардировщик-ракетоносец, развитие бомбардировщика Ту-22М2.
• Ту-22МР (на базе Ту-22М2) — часть самолетов-бомбардировщиков модифицируется в самолеты-развед¬чики по типу Ту-22МР, созданному на базе Ту-22М3.
• Ту-22МП — постановщик помех — создан на базе дальнего бомбардировщика Ту-22М2. Разработка проекта велась с 1970-х годов, в середине 1980-х годов при участии НИИАС был определен облик самолетов-постановщиков помех Ту-22МП. Работы были доведены до этапа изготовления макета, проводилось переоборудование серийного самолета Ту-22М2. Недоведенность комплекса РЭП не позволила передать самолет в серийное производство.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ ММЗ «Опыт»
Генеральный конструктор А.А.Туполев
Главный конструктор Д.С.Марков, с 1992 года — Б.Е.Леванович
Изготовитель завод №22, Казань
Производство серия с 1972 года
Состояние принят на вооружение в августе 1976 года
Код НАТО Backfire-В
Габаритные размеры, м:
— длина 41,46
— размах крыла 34,28-25,0
— высота (на стоянке) 11,08
Площадь крыла, кв.м 183-175
Угол стреловидн. крыла, гр. 20-60
Масса, кг:
— взлетная максимальная 122000
— посадочная 78000
— боевой нагрузки до 24000
Запас топлива, л около 50000
Тип двигателя ТРД
Марка двигателей НК-22
Разработчик НПП «Труд»
Генеральный конструктор Н.Д.Кузнецов
Изготовитель НПО «Труд»
Тяга двигателей, кг:
— на форсаже 2 х 22000
— номинальная 2 х 16200
Скорость, км/ч:
— максимальная 1800
— максимальная с одной ракетой 1660
— крейсерская дозвуковая 900
— взлетная 370
— посадочная 285
Дальность полета, км:
— с одной ракетой 5100 (расч. — 5600)
— максимальная
— макс. на сверхзвуковой скор. 1630 (расчетная — 1850)
Радиус действия, км 2200
Практический потолок, м 13000
Длина разбега, м 1920-2100
Длина пробега, м 1250-1450
Оборудование:
— прицельно-панорамная РЛС ПНА
— оптический бомб. прицел ОПБ-15Т
— прицельная РЛС ПВ ПРС-4КМ
— телевизионный прицел ПВ ТП-1КМ
— навигационный комплекс НК-45
— сист. ближн. навигации РСБН-ПКВ
— система управления АБСУ-145М
— радиокомпас АРК-15М, АРК-У2
— компас К-22М
— радиовысотомер 2 х РВ-5, РВ-18М
— система посадки ОС-1
— станция предупреждения «Сирена-3″
— радиостанция Р-832М, Р-876, Р-847, Р-855-9М
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:

— стрелково-пушечн. 2 х 2 х 23-мм ГШ-23 в установке УКУ-9А-502
— ракетное (варианты) (1-3) х Х-22
система наведения АРЛГСН
дальность стрельбы, км до 600
скорость полета М=3,5-4,6
стартовая масса, кг 5630-6000
боевая часть кумулятивно-фугасная

ВТС «БАСТИОН»

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., «Отечественные бомбардировщики». Часть 2. Дальние и фронтовые бомбардировщики. М-СПб: «Бастион», «Техника молодежи» 2001 г., 318 с.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Николай Якубович. След «Бэкфайра».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. На пути к Ту-22М.
Аэрохобби. Виктор Марковский. Бэкфайр. Прорыв из неизвестности.
ВВС России. История Ту-22.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22М.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22
ОАО «ТУПОЛЕВ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap