ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-16А. LONG-RANGE BOMBER TU-16A



ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-16А

LONG-RANGE BOMBER TU-16A

Ту-16А — серийный вариант дальнего бомбардировщика Ту-16 — носитель свободнопадающих ядерных бомб. На авиазаводе №22 выпущено 453 самолета данной модификации, включая 59 самолетов Ту-16ЗА, оборудованных системой дозаправки топливом в воздухе. В производстве обозначался «заказ 191», в эксплуатации — Ту-16А или «НА».
Ту-16А внешне отличался от обычного бомбардировщика Ту-16 уменьшенной площадью остекления кабин штурмана и стрелка-радиста, защитной окраской, предохраняющей самолет от воздействия светового излучения ядерного взрыва. Бомбоотсек выполнялся термостатическим — утеплялся, герметизировался и оснащался системой обогрева.
Прицельный сброс ядерной бомбы производился с использованием прицела ОПБ-11Р или ОПБ-11РМ, связанного с радиолокационным бомбовым прицелом РПБ-4 и автопилотом АП-5-2М или АП-6Е.
Система бомбардировочного вооружения для самолета-носителя Ту-16А была разработана под руко¬водством А.В.Надашкевича.
Для контроля за состоянием ядерного боеприпаса в кабине самолета были установлены дополнительная аппаратура и пульты. Для защиты экипажа вводились специальные меры и устанавливалось дополнительное оборудование.
В ходе проводившихся учений с использованием самолетов-носителей определялось воздействие ядерного взрыва на самолет с задней и передней полусфер. Комиссия по результатам ЛТУ отметила, боевое применение изделий РДС-6 обеспечивается с серийных самолетов Ту-16, имеющих светозащитное оборудование и покрытие. Для повторного использования носителей для сброса ядерных бомб требовалось проведение восстановительного ремонта покрытия на самолете.
В состав бортового оборудования самолета Ту-16А входили: РЛС “Рубидий-2М” (РБП-2), оптический бомбовый прицел ОПБ-11ФМ, навигационная система “Меридиан”, командная радиостанция РСБ-70, радиовы¬сотомер РВ-2, фотоаппарат АФА-42/100. Некоторые самолеты Ту-16А были оснащены прицелом ОПБ-112 в комплекте с радиолокационным прицелом (визиром) “Рубин”.
Серийный самолет Ту-16А был принят на вооружение ВВС и Авиации ВМФ в 1955 году как носитель бомб РДС-3, РДС-4, РДС-6.
155 самолетов Ту-16А в ходе эксплуатации было переоборудовано в носители ракет типа КСР-2 и КСР-11.

МОДИФИКАЦИИ:
• Ту-16А (доработанный) — часть самолетов Ту-16А было переоборудовано в специальный вариант с рас¬ширенными возможностями боевого применения. При максимальной бом¬бовой нагрузке 9000 кг на самолете обеспечивалась подвеска увеличенно¬го числа бомб малого и среднего ка¬либра: до 24 ФАБ-250; до 18 ФАБ-500. На части самолетов Ту-16А вместо кормовой стрелковой уста¬новки была размещена станция СПС-100, а в техническом отсеке — станция СПС-5.
• Ту-16Б — вариант бомбардировщика Ту-16А с двигателями типа М16-15 (РД16-15 или РД-3П) со взлет¬ной тягой по 11000 кг был создан на основании Постановления СМ СССР от 28 марта 1956 года №424-261. Предполагалось за счет использования экономичных двигателей и разме¬щения на борту самолета увеличенного запаса топлива получить дальность полета до 7200 км. Самолет Ту-16Б, построенный в 1957 году в двух экземплярах на базе серийных самолетов Ту-16, прошел испытания до сентября 1957 года (второй экземпляр испытывался до 1961 года). Внешне самолет отличался измененной формой воздухозаборников, расширенными мотогондолами, отсутствием носовой пушечной установки. Были сняты прицел ПКИ и фотопулемет С-13. При полетной массе 72000 кг максимальная скорость самолета 1004 км/ч на высоте 6250 м. Практический потолок увеличился на 1000 м. Самолет серийно не строился по причине сокращения бомбардировочной авиации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-156
Главный конструктор А.Н.Туполев
Главный конструктор
проекта Д.С.Марков
Производство серийное
Изготовитель заводы: №1, №22, №64
Состояние принят на вооружение в 1955 году
Код НАТО Badger-A
Габаритные размеры, м:
— длина 35,2
— размах крыла 32,989
— высота (на стоянке) 9,95-10,355
Площадь крыла, кв.м 164,65
Угол стреловидн. крыла, гр. 37-35
Масса, кг:
— взлетная нормальная 72000 (испытан до 75800 кг)
— взлетная максимальная 75800
— посадочная 47000 (в особых случаях — 55000)
— пустого самолета 36600-37200
— боевой нагрузки:
нормальная до 3000
максимальная до 9000
макс. мин и торпед 8700
Запас топлива, кг до 34360
топливо Т-1 41400 л
топливо ТС-1 43750 л
(макс. емкость баков 43800 л)
Тип двигателя ТРД
Марка двигателей РД-3М-500
Тяга двигателей, кг 2 х 9500
Скорость, км/ч:
— максимальная:
на высоте 6250 м 992
на высоте 10000 м 938
— крейсерская 786
— взлетная 302
— посадочная 223
Дальность полета, км:
— без дозаправки (3 т бомб) 5800
— с одной дозаправкой 7200
Практический потолок, м 12800-15000
Длина разбега, м:
— при взл. массе 57000 кг 1140-1885
— при взл. массе 71560 1900-3165
Длина пробега, м:
— без торм. парашюта 1955-2785
— с тормозным парашютом 1050-2180
Оборудование:
— прицел РБП-2 “Рубидий-2М”
— оптический прицел ОПБ-11ФМ (ОПБ-112, ОПР-11РМ)
— прицельная РЛС ПВ ПРС-1 «Аргон» (“Рубин”)
— сист. пост. помех СПС-5М
— станция предупреждения «Сирена-2»
— сист. ближней навигации “Меридиан”
— система посадки СП-50
— радиовысотомер РВ-2, РВ-17М
— радиокомпас АРК-5, АРК-15
— автопилот АП-5-2М или АП-6Е
— радиостанция:
связная КВ 1РСБ-70М
командная КВ 1РСБ-70М
командная УКВ РСИУ-3М
переговорное устройство СПУ-10
аварийная АВРВ-45
— фотоаппарат АФА-42/100
Экипаж 6

ВООРУЖЕНИЕ:

— пушечное 7 х 23-мм АМ-23
(cуммарный боекомплект, шт) 2300
— бомбовое в вариантах: ядерные бомбы РДС-3, РДС-4, РДС-6

ВТС «БАСТИОН»

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., «Отечественные бомбардировщики». Часть 2. Дальние и фронтовые бомбардировщики. М-СПб: «Бастион», «Техника молодежи» 2001 г., 318 с.
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ»
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-16
ОАО «ТУПОЛЕВ»


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap