ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 9К51 «ГРАД» С БОЕВОЙ МАШИНОЙ БМ-21

JET SYSTEM OF VOLLEY FIRE 9К51 «GRAD» WITH FIGHTING MACHINE BM-21


26.03.2008
ЗА 45 ЛЕТ «ГРАД» НИСКОЛЬКО НЕ УСТАРЕЛ

Среди самых известных образцов отечественного вооружения реактивная система залпового огня «Град» уступает по популярности разве что автомату Калашникова. Она имеется в войсках армий более чем 50 стран. За прошедшие 45 лет «Град» нисколько не устарел, напротив — его возможности резко возросли и продолжают улучшаться. Дальность полета снарядов РСЗО увеличилась почти вдвое, а главное — становится все разнообразнее их «ассортимент».
История создания «Града» до сих пор малоизвестна. Вопреки утверждениям советских пропагандистов все послевоенные реактивные снаряды в СССР — как сухопутные, так и авиационные — не являются развитием прославленного 132-мм реактивного снаряда (РС) «катюши». Их «отцами» стали 15-см и 21-см германские турбореактивные снаряды, а также авиационные 5,5-см ракеты R4М «Оркан» и «Шланге» («Змея»). Однако стесняться этого нечего, поскольку США, Великобритания и Франция создали на базе германских разработок куда больше образцов вооружения, чем СССР.
В течение 1942-1945 годов немецкие специалисты сконструировали зенитный ракетный комплекс «Тайфун». Его ракета изготавливалась в двух вариантах: с твердотопливным (пороховым) двигателем и жидкостным. Ракеты поступили в серийное производство, но в боевых условиях вермахт применить их не успел. После войны доработкой реактивных снарядов занялись в КБ-5, входившем в состав НИИ «Берлин». Возглавлял КБ-5 Н.И.Крупнов. Его ближайшим помощником стал доктор Вильгельм Бурхардт — один из создателей ракеты «Тайфун». К сожалению, он погиб в авиакатастрофе в 1946 году.
В ноябре 1946 года все работы в НИИ «Берлин» были свернуты, а оборудование и специалистов вывезли в СССР. Доработанный «Тайфун» получил название РЗС-115 «Стриж». Вес снаряда составлял 53,6 кг; досягаемость по высоте равнялась 16,5 км, а максимальная горизонтальная дальность доходила до 22,7 км. Комплексные полигонные испытания РЗС-115 были проведены в период с декабря 1956 по июнь 1957 года. Увы, «Тайфун» был хорош против «летающих крепостей» В-17 и В-29, но «Стриж» не до ставал до высоты полета реактивных бомбардировщиков В-47, В-52 и «Вулкан», а на подходе был сверхзвуковой В-58. В 1957 году работы по зенитному комплексу были прекращены.
Однако неплохая баллистика и кучность «Стрижа» навели военных на мысль создать на базе зенитного комплекса реактивную систему залпового огня (РСЗО). 3 января 1956 года вышло постановление Совета Министров, в котором предписывалось подготовить проект разработки армейского осколочно-фугасного снаряда на основе РЗС-115.
Боевая часть «Стрижа» была слабовата для борьбы с наземными целями, и ее вес увеличили до 16,5 кг, масса тротила возросла с 1,6 кг до 5,5 кг. Естественно, большими стали калибр и общий вес ракеты.
К 1960 году калибр изделия уже возрос со 115 до 122 мм. Новый снаряд стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Точнее, вращательным движением, поскольку оно было крайне мало — десятки оборотов в секунду и не создавало достаточного гироскопического эффекта, но зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Таким образом, исключалась важнейшая причина рассеивания снарядов. Такая система стабилизации оказалась близкой к оптимальной и была принята для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч».
Для того чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья, оперения сделали складывающимися. Они раскрывались при старте. Впервые их применили немцы в 55-мм авиационных неуправляемых реактивных снарядах.
В качестве шасси был выбран автомобиль «Урал-375″. Артиллерийская часть состояла из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый «пакет»: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначалась для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода и вручную.
31 декабря 1961 года разработчики предъявили Главному ракетно-артиллерийскому управлению Минобороны 500 снарядов и две пусковые установки системы «Град». 1 марта 1962 года начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса. Система «Град» была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 году. К 1995 году из России (СССР) в другие страны мира было поставлено свыше 2000 БМ-21.
Независимая газета

28.03.2011
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА ПЕРЕЙДУТ С «ГРАДОВ» НА «ТОРНАДО»

Сухопутные войска России в 2011 году закупят некоторое количество новых реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г». Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил представитель управления пресс-службы министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергей Власов. По его словам, новые системы заменят уже устаревшие РСЗО «Град».
По словам Власова, «Торнадо-Г» «гораздо эффективнее своих предшественников за счет повышения могущества боеприпасов (показатель эффективности действия боеприпаса у цели — примечание «Ленты.ру»), а также внедрения автоматизированных систем наведения и прицеливания, топопривязки и навигации, что позволяет действовать автономно». Когда именно новая система начнет поступать на вооружение Сухопутных войск России, не уточняется.
О новой РСЗО известно мало. Она предназначена для уничтожения и подавления живой силы, бронированной техники, артиллерийских и минометных батарей и командных пунктов противника. Предположительно, «Торнадо-Г» является бикалиберной системой, имеющей возможность вести огонь 122-х и 300-миллиметровыми выстрелами. Предположительно, установка будет базироваться на шасси МАЗ-543М.
Lenta.ru

11.05.2012
БОЕВЫЕ МАШИНЫ 2Б26 НА ПАРАДЕ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

На военном параде 9 мая 2012 года в Ростове-на-Дону были впервые продемонстрированы находящиеся в частях Южного военного округа новые боевые машины 2Б26 122-мм 40-ствольной реактивной системы залпового огня «Град» на доработанном шасси автомобиля «КамАЗ-5350″. Фактически данные боевые машины 2Б26 представляют модернизацию наличных боевых машин 2Б5 «Града» с перестановкой их огневой части с шасси автомобиля «Урал-375Д» на новые шасси автомобиля «КамАЗ-5350″. Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы», поставившее Министерству обороны России в начале 2012 года, по известным, данным, 36 модернизированных в течении 2011 года систем 2Б26 (в ряде СМИ и заявлений эти машины ошибочно идентифицировались как боевые машины 2Б17М РСЗО 9К51М «Торнадо-Г», до сих пор находящейся на стадии Государственных испытаний).
Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года во время выставки, посвящённой 275-летию Мотовилихинских заводов.
Боевые машины 2Б26 модернизированной РСЗО «Град» на шасси автомобиля «КамАЗ-5350″ на репетиции военного парада.
Российская газета

28.11.2013
Министерство обороны Таиланда приобрело у Китая реактивные системы залпового огня PR50, представляющие собой доработанную копию российских БМ-21 «Град», сообщает Strategy Page. Подписанный контракт стал первым экспортным соглашением на поставку систем PR50 калибра 122 миллиметра. РСЗО PR50 была впервые продемонстрирована публике в 2006 году на выставке в Чжухае, а производство ее модернизированной версии началось в 2012 году.

03.10.2015

Как сообщает вьетнамский веб-ресурс www.qdnd.vn , техническое управление министерства национальной обороны Вьетнама продемонстрировало образец модернизированной боевой машины 122-мм реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» советского производства, получившей обозначение БМ-21М-1.
Модернизация по варианту БМ-21М-1 заключается в оснащении боевой машины современной автоматизированной цифровой системой управления огнем, включающей системы навигации и позиционирования и подготовки данных для стрельбы, а также аппаратурой связи и передачи данных. Указывается, что модернизация позволяет сократить время подготовки к стрельбе с 14 минут до 1,5 минут, а расчет боевой машины — с пяти до четырех человек.
http://bmpd.livejournal.com

27.02.2016
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: БОЕВАЯ МАШИНА 2Б26 РСЗО «ГРАД» В СЕВАСТОПОЛЕ

На празднике «День защитника Отечества» в Севастополе 23 февраля 2016 года Министерство обороны РФ показало боевую машину (БМ) 2Б26 РСЗО «Град».
Боевые машины 2Б26 представляют из себя доработанное шасси автомобиля КамАЗ-5350 с установленным на нее артчасти БМ 2Б5 с пакетом из 40 направляющих для 122-мм реактивных снарядов. Модернизацию БМ осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы».
Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года во время выставки, посвящённой 275-летию Мотовилихинских заводов
ВТС «БАСТИОН», 27.02.2016

БОЕВАЯ МАШИНА 2Б26 РСЗО «ГРАД» В СЕВАСТОПОЛЕ. 23.02.2016
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

03.06.2016

Специалисты компании «Казтехнологии» провели радикальную модернизацию реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град». Вместо традиционного «Урала» было выбрано КАМАЗовское шасси, сборка которого осуществляется на предприятии «КАМАЗ-Инжиниринг» непосредственно в Казахстане. По мнению военных экспертов, в вопросах защищенности данная версия «Града» существенно превосходит российский «Торнадо Г».
Машина получила бронирование кабины, других ответственных узлов. Для самообороны на крыше установлен зенитный пулемет ПК, который, разумеется, можно применять не только по воздушным, но и по наземным целям. Смонтирована также система для запуска дымовых гранат. Имеются средства связи.
В комментарии, опубликованном на сайте Министерства обороны Республики Казахстан, главный специалист компании «Казтехнологии» Андрей Карыпов отмечает: «Сегодня мы представили модернизированную боевую машину БМ-21 РСЗО «Град». Она соответствует всем современным стандартам. В ходе модернизации использованы современные технологии, полностью автоматизирована, повышена точность стрельбы, имеется спутниковая и автоматизированная системы. Выживаемость на поле боя гораздо выше в отличие от предыдущей марки».
«После испытания мы ожидаем, что она пойдет в серию боевых машин Вооруженных Сил страны», – добавляет Андрей Карыпов.
Казахстанские специалисты не исключают, что данной машиной заинтересуются также военные других государств.
Полная масса модернизированной БМ-21 — 15,82 т. Экипаж — 3 человека. Максимальная скорость — 90 км/ч. Запас хода — 500 км. Возможная дальность стрельбы — до 40 км. Установленная автоматизированная система управления наведением и огнем позволяет экипажу подготавливать машину к стрельбе не выходя из кабины. Казахстанский «Град» может интегрироваться в разведывательно-ударные комплексы.
В настоящее время эту интересную новинку можно увидеть на выставке KADEX 2016 в Астане.
http://vestnik-rm.ru

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РСЗО БМ-21 «ГРАД» (КАЗАХСТАН)
KADEX 2016 – 4-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА

15.03.2017
ТЕХМАШ УСТАНОВИЛ В ПЕРМИ РЕАКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ

На постамент установлена настоящая боевая машина БМ-21, 1986 года производства, которая стояла на вооружении одного из арсеналов главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России.
Площадка НИИПМ выбрана для памятника не случайно. Институт является разработчиком рецептуры, конструкции и технологии изготовления смесевых зарядов из твердого топлива для реактивных снарядов к РСЗО «ГРАД». Специалисты Института занимаются вопросами разработки состава рецептур твердого топлива, обеспечивающего широкий диапазон боевого применения (-50° до +50°) и обладающего высокими энергетическими показателями.
«Благодаря сотрудникам НИИ полимерных материалов, их уникальным разработкам смесевого твердого топлива, пиротехнических зарядов и реализации конструкторских решений стала возможна модернизация многих видов вооружения, в том числе и «Града». Модернизация данной системы позволила улучшить тактико-технические характеристики реактивных снарядов к системе «ГРАД», в результате чего дальность стрельбы увеличилась в два раза — с 20 до 40 км»,- прокомментировал генеральный директор Концерна «Техмаш» Сергей Русаков.
Техмаш


РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 9К51 «ГРАД» С БОЕВОЙ МАШИНОЙ БМ-21

Система «Град» — первый образец отечественной реактивной системы залпового огня (РСЗО) второго послевоенного поколения. Она разрабатывалась для замены РСЗО типа БМ-14 со 140-мм реактивными снарядами типа М-14 первого послевоенного поколения.
Первоначально, в 1957 году работы по полевой реактивной системе ГРАУ поручило свердловскому СКБ-203 (главный конструктор А.И.Яскин). РСЗО разрабатывалась под не получившие к тому времени дальнейшего продолжения неуправляемые зенитные реактивные снаряды типа «Стриж» («Ворон»). По ТТЗ на боевой машине предполагалось разместить 30 направляющих для РС. Задание не было выполнено, из-за особенностей конструкции ракет и ограничений по железнодорожным габаритам на БМ размещалось всего 12-16 направляющих.
В СКБ-203 поняли, что для выполнения ТТЗ необходимо доработать ракету, в частности — для уменьшения габаритов снаряда и увеличения числа направляющих сделать хвостовые стабилизаторы складными. Эта работа была поручена конструктору В.В.Ватолину, хорошо зарекомендовавшему себя при разработке БМ-14-17. Было предложено сделать стабилизаторы не просто складными, но и изогнутыми по цилиндрической поверхности, вписав их в калибр 122 мм. В этом случае направляющие можно было сделать трубчатыми, как в БМ-14-17.
Складные стабилизаторы до заряжания в трубу удерживались специальным кольцом, которое снималось при заряжании после упора в направляющую трубу. В транспортном положении стабилизаторы удерживались трубой, а после выхода из направляющей они, с помощью пружины кручения и сжатия специальной конструкции, раскрывались и смещались назад, фиксируясь в пазу на корпусе ракеты.
Эскизная проработка боевой машины с новым вариантом ракеты показала, что в этом случае можно было выполнить ТТЗ и разместить 30 на¬правляющих. Для дальнейшего продолжения работ по реактивной системе требовалось найти разработчика ракеты. СКБ-203 провело поиск соисполнителей, челябинский артиллерийский завод №66 и свердловский завод №8 им. М.И.Калинина отказались от поставленной задачи. К разработке снаряда удалось привлечь НИИ-147, до этого не имеющего опыта такой работы.
В 1958 году в НИИ-147 под руководством А.Н.Ганичева были начаты инициативные работы по разработке реактивного снаряда. Вскоре работы были поддержаны госкомитетом по оборонной технике (приказ ГКОТ от 24 февраля 1959 года).
Фактически работы по реактивному снаряду шли на конкурсной основе между НИИ-147, НИИ-24 и НИИ-1, последний предлагал доработанный зенитный реактивные снаряды типа «Стриж». По результатам рассмотрения обеих предложений ГРАУ лучшей был признан снаряд НИИ-147. Одним из преимуществ заключалось в технологии изготовления корпусов реактивных снарядов. НИИ-1 предлагал изготовлять их точением из толстостенной трубы. В НИИ-147 применили технологию изготовления артиллерийских гильз, изготовление корпуса реактивных снарядов производилось методом горячей вытяжки.
Вскоре разработка полевой дивизионной реактивной системы получившей наименование «Град» была официально задана Постановлением СМ от 30 мая 1960 года №578-236. Тактико-технические требования (ТТТ) ГРАУ на РСЗО под №0010044 были утверждены 10 октября 1960 года. Головным разработчиком системы был определен НИИ-147. Главным конструктором системы «Град» был назначен А.Н.Ганичев.

Основными разработчиками по теме «Град» были следующие предприятия: НИИ-147 — головная организация по РСЗО в целом и разработчик технологии и оборудования для изготовления корпусов реактивных снарядов, НИИ-6 — разработчик твердотопливного заряда и двигателя, технологии его изготовления, ГСКБ-47 — разработчик снаряжения боевой части, СКБ-203 — разработчик пусковой установки — боевой машины БМ-21, СКБ-604 — разработчик взрывательного устройства.
Согласно задания система «Град» предназначена для поражения открытой и закрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей в ближайшей тактической глубине. Первоначально в состав системы «Град» входили: боевая машина БМ-21 с прибором 9В370М, реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М22 и транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37.
Первоначально реактивный снаряд для системы «Град» создавался, как оперенный снаряд, напоминающий М-13 с улучшенными характеристиками. Для выполнения ТТТ заказчика в ходе первых конструкторских проработок боевой машины БМ-21 возникла необходимость в резком уменьшении габаритов артиллерийской части пусковой установки, лимитирующим звеном которой был реактивный снаряд. Решение этой проблемы было найдено инженерами СКБ-203 (руководитель А.И.Яскин) во главе с заместителем главного конструктора М.И.Павловым. Было предложено оперение снаряда выполнить складным, а направляющие — трубчатыми, свальцованными из тонколистовой стали и сваренными со спиральным ведущим полозком и двумя поясами жесткости на специальных разжимных оправках, обеспечивавших при последующей термообработке — термофиксацию внутреннего размера диаметром 122,4 мм.
Одним из основных элементов РСЗО была пусковая установка – боевая машина БМ-21 (индекс ГРАУ 2Б5). В проекте основания установки БМ-21 использовались все решения, отработанные при создании ПУ 9П12 ЗРК «Куб», — погон, форма и конструкция коробки, сваренной из стальных листов. Внутри основания были размещены механизмы наведения.
Главная часть установки – это направляющие трубы. Как в БМ-14-17, они были сделаны из тонкого стального листа, но по совершенно другой технологии. Свальцованная и сваренная труба с винтовой направляющей (для придания ракете вращательного движения) одевается на медную оправку, затем эта конструкция нагревается в печи. За счет разницы линейного расширений меди и стали, труба расширяется, неровности устраняются, остается ровная поверхность нужного диаметра. Заданная форма направляющих труб в системе «Град» должна была обеспечиваться с высокой точностью 0,5 мм на длине около 3 м.

На системе «Град» был применен оригинальный способ крепления труб в пакете и к люльке: трубы укладывались друг на друга, а затем в горизонтальном и вертикальном направлении стягива¬лись лентами. Сборка направляющих в пакет осуществлялась пружинными лентами. Для этого на трубах на¬варивались квадратные пояса, точно обработанные на станке. Все выше перечисленные конструкторско-технологические предложения были положены в основу дальнейших разработок по системе «Град».
В качестве шасси боевой машины был выбран армейский автомобиль высокой проходимости «Урал-375», он был освоен в серийном производстве на Миасском автомобильном заводе с 1961 года. Автомобиль «Урал-375» был заказан Министерством обороны и для повышения проходимости имел три моста, все они были ведущими. Первоначально крыша машины была брезентовой. Для боевой машины РСЗО требовалась металлическая крыша. Поэтому СКБ-203 обратилось на Миасский автозавод с предложением о создании для автомобиля цельнометаллической кабины для автомобиля. В дальнейшем, по результатам испытаний машины, были усилены рессоры балансирной тележки и проведены другие конструктивные изменения и доработки. В результате появился автомобиль «Урал-375Д» — шасси для боевой машины системы «Град».
Получившаяся в результате проектных работ боевая машина БМ-21 пред-ставляла собой самоходную пусковую установку, состоящую из артиллерийской части и автомобильного шасси «Урал-375Д». Она была предназначена для транспортировки реактивных снарядов (РС) к месту стрельбы, наведения пакета направляющих со снарядами на цель и запуска РС. На БМ установлена артиллерийская часть с 40 трубчатыми направляющими образующими пакет.
Применение реактивных снарядов с новой аэродинамической системой стабилизации (стабилизаторы снаряда, находясь в закрытом положении, при выходе из направляющей трубы раскрываются и жестко фиксируются) позволило создать компактный пакет направляющих. Пакет состоит из четырех рядов по 10 направляющих в каждом. Трубчатые направляющие име-ют калибр 122,4-мм и спиральные борта для скольжения штифта РС, которые обеспечивают вращение снаряда в полете. Длина трубы составляет около трех метров.
При завершении компоновки боевой машины В.В.Ватолиным было предложено добавить еще восемь труб. Установка получалась мощнее, но тяжелее на 600 — 700 кг. Разработчики автомобильного шасси соглашались на такое утяжеление, но главный конструктор Яскин был против т.к. ТТЗ было перевыполнено итак на 10 стволов.
Для наведения пакета направляющих в двух плоскостях на БМ имеется электропривод, предусмотрено ручное наведение. Принципиальным в БМ-21 явилось применение для наведения установки на цель электропривода. Ручное наведение не могло обеспечить нормальные скорости вертикального и горизонтального наведения ввиду большой массы качающейся и вращающейся частей при мощности, развиваемой человеком (0,15 л.с.). Идею и принцип построения электро¬привода был позаимствован у создателей электрифицированной бомбардировочной лебедки БЛ-52, которая в то время разрабатывалась ОКБ-134 (КБ «Вымпел»). Пульт управ¬ления, взяли один к одному. Для элект¬ропитания привода использовали электрогенератор от гусеничного шасси 2П25 (разработчик Мытищинский МЗ) СПУ ЗРК «Куб», присоединенный к коробке отбора мощности автомобиля. Электрическая схема электропровода была разработана СКБ-203. Там было использовано вращающееся контактное устройство (ВКУ) от 9П12, в котором впервые вместо щеточной схемы для вращающейся части были использованы плоские пластины из тонкостенной бериллиевой бронзы, с разрезами по периметру кольца, а в качестве неподвижных — обычные кольца из нержавеющей стали. Такая конструкция ВКУ позволила в 2 — 3 раза уменьшить его размеры.

Подъемный механизм расположен в центре основания. Пакету направляющих придаются заданные углы возвышения за счет взаимодействия коренной шестерни с зубчатым сектором люльки и пакету. Поворотный механизм находится с левой стороны основания артчасти. Поворот пакета направляющих обеспечивается взаимодействием коренной шестерни с неподвижным внутренним кольцом погона. В люльке размещен уравновешивающий механизм, в него входят два торсиона. Один конец торсионов закреплен в люльке, другой — системой рычагов соединен с основанием.
Для обхода кабины при стрельбе в продольном направлении в установке применен электрический способ, то есть электропривод отключался в определенной зоне. Наряду с этим, на БМ применили механический малогабаритный копир, аналогичный копиру, примененному в БМ-14-17.
В качестве прицельных приспособлений БМ используются следующие устройства: механический панорамный прицел Д726-45, панорама ПГ-1М и коллиматор К-1. Производством залпа можно управлять из кабины БМ или с выносного пульта на расстоянии до 60 м от БМ.
В 1960 году были начаты огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов РСЗО «Град». Всего на заводских испытаниях проведено 53 прожига, на государственных — 81.
В конце 1961 года были изготовлены две опытные боевые машины БМ-21, тогда же они прошли заводские испытания. В декабре 1961 года ГРАУ было представлено две БМ и 500 реактивных снарядов. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались 1 марта 1962 года на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. В марте-мае 1962 года опытные боевые машины БМ-21 прошли Государственные полигонные и войсковые испытания в Ленинградском военном округе. На них было запланировано произвести 663 выстрела РС и машинам совершить пробег в 10000 км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре были доставлены новые шасси. На этих машинах тоже были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний постановлением Правительства от 28 марта 1963 года РСЗО «Град» была принята на вооружение Советской Армии. В том же году система «Град» была продемонстрирована в Кубинке руководителю Советского государства Н.С.Хрущеву.
Постановлением правительства от 29 января 1964 г. №98-32 РСЗО «Град» была запущена в серийное производство. Серийный выпуск боевых машин БМ-21 реактивной системы залпового огня «Град» был освоен в 1964 году на Пермском машзаводе им. В.И.Ленина (завод №172). Уже на ноябрьском военном параде 1964 года первые серийные машины БМ-21 прошли по Красной площади. Из-за производственных проблем на Пермском машзаводе они были некомплектны — отсутствовал электропривод артиллерийской части. Тем не менее, производство БМ-21 нарастало, к концу 1960-х годов в войсках были сотни боевых машин. Только в 1970 году было изготовлено 646 БМ, в 1971 году — 497 (из них 124 на экспорт), в первом полугодии 1972 году — 255 (60 — на экспорт).
В 1966 году за разработку РСЗО «Град» сотрудники НИИ-147 (ТулГосНИИТОЧМАШ) В.Н.Маркин и Г.А.Денежкин были удостоены Ленинской премии.
Обычно в артиллерийском полку мотострелковой дивизии Советской Армии был один дивизион реактивных установок системы «Град». Многозарядность реактивных систем типа «Град», имеющих малогабаритные и простые по устройству пусковые установки, определяет возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивает внезапность и высокий эффект воздействия на противника. БМ высокомобильны, способны за считанные минуты после прибытия на позицию открыть огонь и сразу покинуть её, уйдя от ответного огня.
РСЗО «Град» находится на вооружении более 50 стран мира. Всего выпущено около 3 тысяч боевых машин и более 3 миллионов снарядов к ним. Более 2000 боевых машин БМ-21 поставлено Пермским машзаводом (в настоящее время ОАО «Мотовилихинские заводы») на вооружение в различные страны мира. Сейчас системы типа «Град» кроме России состоят на вооружении следующих стран: Афганистан, Алжир, Ангола, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Босния, Болгария, Бурунди, Камерун, Камбоджа, Конго, Демократическая Республика Конго, Хорватия, Куба, Египет, Эфиопия, Эквадор, Финляндия, Грузия, Венгрия, Индия, Иран, Ирак, Израиль, Казахстан, Китай, КНДР, Ливан, Ливия, Мали, Монголия, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Северная Корея, Сомали, Судан, Сирия, Танзания, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Вьетнам, Йемен, Югославия, Замбия, Республика Чад.
РСЗО «Град» имеет большой опыт боевого использования, она принимала участие во многих войнах и военных конфликтах 1970-1990-х годов в разных частях мира. Система «Град» впервые участвовала в боевых действиях в 1969 году во время военного конфликта между СССР и КНР на острове Даманский, где БМ-21 практически стерли с лица земли конфликтный остров и уничтожили силы неприятеля на нем. Система «Град» применялась в Анголе, в Афганистане, в Ливане, в Сомали, в Эквадоре и др. В этих войнах отрабатывалась тактика и способы применения БМ-21. Установка «Град» в 1990-х годах применялась в межнациональных конфликтах на территории бывшего СССР. Использовалась она в грузинско-абхазской войне 1992-1993 гг., тогда в одном из абхазских отрядов была создана самодельная установка, напоминающая американский танк «Шерман» с пусковой установкой для 114-мм реактивных снарядов. На башню и ствол 73-мм орудия боевой машины пехоты БМП-1 разместили пусковой станок с десятью направляющими для РС «Град». Встречались и другие самоделки с использованием «градовских» и других реактивных снарядов.

Система «Град» применялись обеими сторонами в боевых действиях в Чечне в 1994-1995 годах. В 1992 году российская армия оставила чеченцам 18 установок БМ-21 и около 1000 снарядов для них. Уже к февралю 1995 году федеральные войска уничтожила 16 чеченских установок «Град». В апреле 1995 г. велись активные боевые действия за взятие населенных пунктов Аргун, Гудермес, Шали и Ачхой-Мартан. По данным разведки, группировка боевиков (без учета потенциальных резервов в горах) насчитывала до 9 тыс. штыков, причем более 3,5 тыс. — наемники из ближнего и дальнего зарубежья. На вооружении у них было более 20 танков, 35 БМП и БТР, 40 орудий и минометов, 5-7 установок РСЗО «Град», до 20 зенитных систем. При этом только за февраль количество боевой техники увеличи¬лось почти в два раза в результате налаженного ремонта в Шали и Гудермесе и поставок оружия через Азербай¬джан и Грузию. В боях за Ведено «федералы» потеряли 17 чел. погибшими и 36 — ранеными. У боевиков только убитыми было более 300 чел. Нашими ребятами было уничтожено 8 танков, 9 БМП, 1БТР, 2 ЗУ, 1 РСЗО «Град», 2 орудия, 6 мино¬метов, 28 машин с боеприпасами — фактически вся тяже¬лая боевая техника боевиков. Там же был разгромлен и «абхазский» батальон Ш. Басаева.
БМ-21 применялась во время известных событий под Первомайским. Система «Град» использовалась и во время второй чеченской компании. потенциал боевиков превышал тог, который был у них к началу вторжения, у бандформирований было не менее 28 танков, 61 единица БМП и БТР, 14 зенитных установок, батарея РСЗО «Град», 20 единиц 152-мм гаубиц и 122-мм минометов, и это, не считая большого количества 82-мм минометов, ручных противотанковых гранатометов различных модификаций.
За время эксплуатации реактивная система совершенствовалась. В 1970-1980-х годах для РСЗО «Град» созданы реактивные снаряды с головными частями для дистанционного минирования местности, постановки и поддержания маскирующих и ослепляющих завес, осветительные снаряды с различными дальностями стрельбы. В настоящее время в нее входят: боевая машина БМ-21, неуправляемые реактивные снаряды различных типов, комплект стеллажей, комплекс средств автоматизированного управления огнем 1В126, топопривязчик и метеокомплекс. Сегодня основными реактивными снарядами в РСЗО «Град» являются снаряды следующих типов: осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22У, комплект из семи реактивных снарядов 9М519-1…7.
На выставке «Евросатори-96» государственная компания «Росвооружение» и Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», создатель системы «Град», с российской стороны, и фирма «Селерг», специ-ализирующаяся на производстве двигателей для тактических ракет, с французской стороны, заявили о совместном завершении проектных работ по модернизации ракеты калибра 122 мм для указанной системы. Дальность стрельбы ракеты увеличена с 20 до 36 км за счет применения нового двигателя совместной российско-французской разработки, нового топлива фирмы «Селерг», а также улучшения аэродинамических параметров ракеты, производимой ГНПП «Сплав». Одновременно была повышена точность стрельбы. Фирмы объявили о готовности поставлять модернизированные ракеты в страны, имеющие на вооружении системы «Град».
В 1975 году в Чехословакии на базе шасси автомобиля высокой проходимости «Татра-Т813» с колесной формулой 8х8 и артиллерийской части БМ-21 была создана реактивная установка RM-70. Пакет направляющих на поворотной платформе (четыре ряда по 10 стволов) аналогичен советской БМ-21, он расположен в кормовой части машины над задним мотором. Между пакетом и кабиной над двумя средними осями размещена укладка на 40 запасных реактивных снарядов так, что головные части ориентированы назад. Масса БМ в боевом положении составляет 33,7 т, длина — 8,8 м, ширина — 2,5 м, высота — 3,35 м, дорожный просвет — 0,425 м. Машина оснащена дизельным 12-цилиндровым двигателем мощностью 184 КВт. Машина может передвигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч, имеет запас хода до 1250 км. Экипаж состоял из шести человек, он размещался в полностью бронированной кабине. Для подготовки огневых позиций самостоятельно на некоторые машины RM-70 спереди навешивалось бульдозерное оборудование. Боевая машина RM-70 состояла на вооружении армий ГДР, ЧССР, Финляндии и др. В чехословацкой армии в каждой механизированной и танковой дивизии был дивизион РСЗО из 18 машин RM-70. В начале 1990-х годов БМ RM-70 находится в армии объединенной Германии. Сейчас установки RM-70 есть в Ан-голе, Чехии, Эквадоре, Финляндии, Греции, Ливии, Польши и Словакии. В Хорватии на базе «Татры Т813» создана своя БМ с 32 направляющими для 122-мм реактивных снарядов. В настоящее время в Словакии создана боевая машина с артчастью от БМ-21 на шасси автомобиля «Татра Т815», она неоднократно демонстрировалась на международных выставках вооружений.
Фирма IMS Griffin предлагает программу модернизации РСЗО RM-70 Modular. По ней на систему могут устанавливаться два типа — размеры реактивных снарядов, калибра 227-мм MLRS и калибра 122-мм. Для этого созданы контейнеры на шесть и 40 снарядов соответственно.
Установка «Град» по лицензии производится в Индии, где она получила обозначение LRAR. Некоторые арабские и другие страны устанавливали пакет из 30 или 40 труб установки «Град» на различные автомобильные шасси, для этого в частности использовались советские автомобили ЗИЛ-131, «Урал-4320» и японские Isuzu. В Египте создана РСЗО SAKR-36 RS-21 (боевой вес 11,2 т, экипаж 3 чел., дальность стрельбы до 32 км) на шасси автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал4320», на БМ устанавливается 30 или 40 направляющих. Она состоит на вооружении Египта, Ирака и Ливии. В системе применен усовершенствованный снаряд увеличенной дальности стрельбы. В Северной Корее создана установка БМ-11 с 30 направляющими для 122-мм снарядов. В Пакистане под советский 122-мм РС создана БМ MRV на шасси автомобиля М35, она имеет пакет из 30 направляющих. Советские снаряды типа М-21ОФ может использовать турецкая БМ T-122 (TR-122) на шасси автомобиля MAN 26281 (6х6) с 40 направляющими. В Китае создана РСЗО Type 90А с артчастью аналогичной системе «Град», в качестве шасси используется автомобиль Mercedes-Benz (6х6), еще раньше для НОАК была создана на основе захваченной у вьетнамцев БМ-21 в 1979 году реактивная система Type 80 с артчастью советской РСЗО «Град» на гусеничном шасси.. В 1983 года эта система была запущена в серийное производство и ее начали оснащаться дивизионы реактивной артиллерии.
В середине 1990-х годов белорусские конструкторы создали на базе полноприводного автомобиля высокой проходимости МАЗ-6317 и артиллерийской части БМ-21 новую боевую машину РСЗО получившую условное наименование «БелГрад» (белорусский «Град») или «Кенгуру», машина имеет сорок стволов. В декабре 1997 года новая система прошла испытания на белорусском полигоне Белая Лужа.
С 1995 года завод «Прибор» в Бендерах (Приднепровской Молдавской республики) приступил к производству 20-ствольных реактивных установок залпового огня типа «Град» на шасси автомобилей ЗиЛ и «Урал», некоторое количество которых было поставлено в Абхазию.
В Советском Союзе ГНПП «Сплав» был разработан целый ряд модификаций системы «Град» различного назначения: «Град-В» для воздушно-десантных войск, «Град-М» для десантных кораблей ВМФ, «Град-П» для партизанских действий, «Град-1» для полкового звена.
В качестве шасси для боевой машины РСЗО «Град» на выставке в августе 2003 года на полигоне 21-го НИИ МО РФ в Брониицах было предложено использовать тягач «Витязь», состоящий из двух сочлененных гусеничных частей. Такая машина обладает высокой проходимостью и может найти применение в войсках, особенно с болотистой местностью.
Интересно и другое предложение для шасси боевой машины РСЗО «Град», которое представляет в настоящее время украинская холдинговая компания «АвтоКрАЗ» из г. Кременчуга. Здесь в качестве шасси используется модернизированный автомобиль-вездеход КрАЗ-260 (63221) с колесной формулой 6х6 и дизельным двигателем ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. с турбонаддувом. Машина может преодолевать снежный покров до 1 м, брод 1,2 м, пески, уверенно движется по гололеду, заболоченой местности, преодолевает подъем крутизной до 60%, может эксплуатироваться на высоте до 4500-4650 метров над уровнем моря.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принята на вооружении Постановлением СМ от 28 марта 1963 года №372-130
Разработчик РСЗО НИИ-147 (ТулГосНИИТОЧМАШ)
Разработчик БМ СКБ-203
Изготовитель:
— БМ Пермский машзавод
— автомобильного шасси Миасский автозавод
Производство серия с 1964 года
Тип системы дивизионная 9К51
Тип боевой машины (БМ) колесная на базе автомобиля Урал-375Д
Колесная формула 6 х 6
Масса боевой машины, кг:
— полная 13700-13800
— полнаяа без снарядов
и расчета 10870
Масса шасси, кг 8400
Длина в походно положении, мм 7350
Ширина боевой машины, мм:
— в походном положении 2400
— в боевом положении 3010
Высота боевой машины, мм:
— в походном положении 3090
— в боевом положении:
при макс. угле возвышения 4350
при нулевом угле возвышения 2680
— по крышу кабины 2680
Дорожный просвет, мм 400-410
База. мм 4200
Колея колес, мм 2000
Двигатель:
— тип карбюраторный ЗИЛ-375В
— разработчик ЗИЛ
— максимальная мощность, л.с. 180
Максимальная скорость движения
по шоссе, км/ч 75
Запас хода по топливу, км 405
Запас топлива, л:
— основной бак 300
— дополнительный бак 60
Расход топлива на 100 км по шоссе при скорости 40 км/ч, л 46
Давление в шинах, кг/см2 0,5-3,2
Преодолеваемые препятствия:
— угол въезда передний, град. 44
— угол въезда задний, град. 65
— подъем, град. 16
— стенка, м 0,65
— водная преграда, м 1,5
Радиус разворота, м 10,5
Боевой расчет, чел 6
Радиосвязное оборудование:
— радиостанция Р-106М (Р-108М)
— усилитель мощности УМ-3 с блоком питания БП-150
Гирокомпас:
— тип средней точности 1Г11
— разработчик КБ-7 ЦКБ «Арсенал»
— гл. конструктор С.П.Парняков
— изготовитель завод «Арсенал»

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ЧАСТЬ):

Калибр снаряда, мм 122,4
Число направляющих 40
Длина трубы, мм 3000
Число снарядов на БМ 40
Дальность стрельбы, км:
— минимальная 5
— максимальная 20,38-20,75
Время полного залпа, сек. 20
Привод наведения электрический, резервный — ручной
— скорость наведения, град/с:
горизонтальное 0,1-7
вертикальное до 5
— усилие нарукоятку, кг 8
— скорость ручного наведения, мин/об.:
горизонтальное 6
вертикальное 4
Углы наведения, град.:
— вертикального от 0 до +55
— горизонтального 102 влево
и 70 вправо
— наименьший возвышения
в зоне кабины 11
— обхода кабины +34
Заряжание ручное
Время перезаряжания, мин. 7
Углы заряжания, град.:
— влево 90
— возвышение 0
Время готовности к стрельбе, мин. 3
Тип снаряда 9М22, 9М23, М-210Ф, 9М22У, 9М22С, 9М42, 9М43, 3М16, 9М519-1-7
Вес основного снаряда, кг 66-67
Площадь поражаемая залпом, га 3,5
Прицельные приспособления:
— прицел механический
панорамный Д726-45
— панорама ПГ-1М
— коллиматор К-1 с треногой
— прибор подсветки «Луч-С71М»
Прибор управления стрельбой:
— тип 9В370, крепится в кабине, может выноситься на расстояние до 60 м от БМ
— вес, кг 23

ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА С КОМПЛЕКТОМ СТЕЛАЖЕЙ 9Ф37

Транспортная машина является составной частью РСЗО «Град», она была создана в СКБ-203. Машина предназначена для транспортировки реактивных снарядов М-21ОФ, подачи их к боевой машине и при необходимости для хранения реактивных снарядов в стеллажах, установленных на машине.
Для транспортировки реактивных снарядов системы 9К51 «Град» могут использоваться автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и др. Для этого они оборудуются комплектом стеллажей. В каждом стеллаже можно разместить до 20 реактивных снарядов штабелем в виде трапеции. Большинство из перечисленных автомобилей уже не производятся автомобильной промышленностью и не используются в отечественных Вооруженных силах и народном хозяйстве.
В настоящее время в РСЗО «Град» для транспортировки реактивных снарядов типа М-21ОФ (9М22У) используется транспортная машина 9Т450, где основным автомобилем стала машина ЗиЛ-131. При этом для транспортировки и хранения на платформе автомобиля устанавливается комплект стеллажей 9Ф37.

122-ММ ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД М-210Ф (ИНДЕКС 9М22, ТС-74, ИНОГДА ИМЕНУЕТСЯ КАК М-21Ф)

Реактивный снаряд М-21ОФ (индекс 9М22, таблицы стрельбы ТС-74) создан в НИИ-147 и изготовлялся на заводе №176 Приокского совнархоза (завод «Штамп») для РСЗО «Град». Планом предусматривалось в 1964 году изготовить 10000 таких снарядов, реально изготовили 642 ракетные части и 350 боевых частей. Это был первый и некоторое время единственный снаряд для РСЗО «Град». Для стрельбы М-21ОФ используются трубчатые направляющие специальной конструкции боевой машины БМ-21, которые придают начальное вращение РС в полете.
Снаряд М-21ОФ предназначен для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.
Реактивный снаряд М-21ОФ состоит из головной части, ракетной части и взрывателя МРВ (9Э210). Корпус реактивного снаряда изготовляется не точением, как до этого было принято при производстве РС, а раскаткой или вытяжкой из стального листа. На РС установлено складывающееся лопасти стабилизатора типа «воронье крыло», которые обеспечивают вращение сна-ряда в полете. Для улучшения кучности стрельбы на оживальную часть головной части снаряда надеваются специальные кольца: малое — при дальности стрельбы 12-15,9 км и большие — при дальности стрельбы менее 12 км.
Ракетная часть снаряда имела кор-пус, сопловой блок и пороховой заряд. Корпус двигателя имел большое удлинение, по этому он был выполнен из двух цилиндрических секций объединенных резьбовым соединением. Внутренняя поверхность корпуса имело теплозащитное покрытие В-58 толщи-ной около 0,3 мм. Сопловой блок состоял из центрального и шести периферийных сопел.
Заряд РС был создан в НИИ-6 под руководством Б.Н.Фомина, его производство было организовано на пермском заводе №98. Заряд состоял из двух полузарядов (цилиндрических шашек) пороха РСИ-12М (разработчик В.С.Лернов) несколько отличающихся друг от друга. Между полузарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, каждый в своем мешочке. Там же размещался электрозапал МБ-2Н, провода на который проходили через центральное сопло и канал заряда.
На снаряде М-21ОФ применен головной взрыватель ударного действия МРВ (МРВ-У), созданный в железнодорожном СКБ-604 (НИТИ), с тремя установками на действие и с дальним взведением. При стрельбе снарядами используются три установки взрывателя: мгновенного действия, малого и большого замедления. Предохранительный механизм взрывателя представляет собой колебательную систему, состоящую из тела, движущегося под действием осевой силы инерции и приводящего в колебательное движение массу. Благодаря этому удалось при малой перегрузке обеспечить надежное взведение взрывателя. Некоторые элементы конструкции взрывателя МРВ были унифицированы с взрывателем ВД-20 реактивного снаряда 1950-х годов МД-20Ф.
В дальнейшем заводом имени Масленникова были разработаны более технологичные, упрощенные взрыва-тели полупредохранительного типа, взводящиеся по концу активного участка полета: МРВ-У без инерционного ударного механизма, с установками на мгновенное и два замедлительных действия; МРВ-У1 мгновенного и инерционного действия.
По осколочному и фугасному действию РС М-21ОФ был в 1,7-2 раза эффективнее 140-мм снаряда М-14ОФ.
В качестве мишеней для тре¬нировок и обеспечения учебно-боевых стрельб расчетов отечественных ПЗРК типа «Стрела-2М», «Стрела-3», «Игла», «Стрела-1», «Стрела-10» кроме БЛА специальной разработки широко использовались и используются дос¬таточно дешевые оснащенные трассерами неуправляемые ракеты типа М-21 из состава РЗСО «Град».
Для имитации противокорабельных ракет при учебно-боевых стрельбах корабельной малокалиберной зенитной артиллерии используются имитаторы воздушных целей ИВЦ-21. ИВЦ-21 создан на базе неуправляемого реактивного снаряда типа М-21. На ИВЦ-21 устанавливаются специальные трассеры в головной части для имитации факела работающего маршевого двигателя ракеты. Для увеличения эффетивной отражающей поверхности ИВЦ в головной части ИВЦ-21 могут устанавливаться малогабаритные уголковые отражатели.
Пуск ИВЦ производится со штатных пусковых установок комплексов неуправляемого ракетного оружия А-215 с кораблей, боевой машины БМ-21 или со специальных малогабаритных пусковых установок.
На базе снаряда М-21ОФ (9М22) был создан осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка».

Состояние на вооружении с 1963 года
Разработчик НИИ-147 (НПО»Сплав»)
Изготовитель завод №176 («Штамп»)
Производство серия с 1964 г.
Калибр снаряда, мм 122,4
Дальность стрельбы снаряда, км:
— минимальная 5
— максимальная 20,4
Cкорость полета, м/cек:
— начальная 50
— наибольшая 690-715
Длина снаряда, мм 2870
Размах стабилизаторов, мм 250
Масса снаряда, кг 66-66,6
Боевая часть:
— тип осколочно-фугасная 9Н22
— разработчик ГСКБ-47
— масса, кг 18,4 (20)
— вес воспламенителя, кг 0,15
— тип ВВ ТГАФ-5
— масса ВВ, кг 6,4
— тип осколков полуготовые (мерные)
Тип взрывателя головной контактный МРВ (9Э210) или МРВ-У
— разработчик НИТИ
— изготовитель завод им. Масленникова
— вес, кг 0,90+0,05
Двигатель:
— тип реактивный твердотопливный
— разработчик заряда НИИ-6
— изготовитель завод №982
— вес корпуса, кг 24,5 (со стабилизаторами — 26,4)
— тип пороха РСИ-12М
— вес порохового заряда, кг 20,45-20,74
— тип заряда большого удлинения типа «тандем»1
— количество шашек 2
— число сопел 1 центральное и шесть переферийных
— диаметр критического сечения
сопла, мм 19
— диаметр среза сопла, мм 37
— время горения, сек 2
— воспламенитель 9Х227М5
Рассеивание примакимальной дальности стрельбы:
— по дальности 1/130
— боковое 1/200
Температура
использования, град. от -40 до +50
Вес снаряда в укупорке, кг 100
Габариты укупорки, мм 2810х236х241
Тип боевой машины БМ-21

122-ММ РЕАКТИВНЫЙ ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ СНАРЯД М-21ОФ (9М22У)

Реактивный снаряд 9М22У разработан в НИИ-147 (НПО «Сплав») для реактивной системы «Град». Он был создан для замены снаряда М-21ОФ (9М22). РС 9М22У предназначен для поражения живой силы, расположенной открыто и в укрытиях, уничтожения войск и техники в местах их сосредоточения, батарей артиллерии, минометов и РСЗО, складов боеприпасов, командных пунктов и других целей.
По конструкции снаряды 9М22У и М-21ОФ (9М22) похожи. Реактивный снаряд 9М22У так же состоит из головной части, ракетной части и взрывателя МРВ-У. Корпус реактивного снаряда изготовляется раскаткой или вытяжкой из стального листа. На РС установлено складывающееся оперение так, что в полете, оно обеспечивает вращение снаряда. Снаряд 9М22У имеет модернизированные твердотопливный двигатель с топливом РСТ-4К и боевую часть 9Н22У.
Для транспортировки снарядов 9М22У, как и М-21ОФ (9М22), используется транспортная машина 9Т450 или автомобили ЗиЛ-130, ЗиЛ-157К и другие с комплектом специальных стеллажами.
Реактивный снаряд 9М22У до настоящего времени является основным для РСЗО «Град».

Состояние на вооружение с конца 1960-х гг.
Разработчик НИИ-147 (НПО»Сплав»)
Изготовитель тульский завод «Штамп», Новосибирский завод искусственного волокна
Производство серия с конца 1960-х гг.
Калибр снаряда, мм 122
Дальность
стрельбы снаряда, км 5-20,1
Наибольшая скорость
полета, м/cек 690
Длина снаряда, мм 2870
Размах стабилизаторов, мм 250
Масса снаряда, кг 66,5-66,6
Боевая часть:
— тип осколочно-фугасная 9Н22У
— снаряжение Брянский химзавод
— масса, кг 18,4-19,3
— вес воспламенителя, кг 0,15
— тип ВВ ТГАГ-5
— масса ВВ, кг 6,35
— количество осколков, шт.:
заданое дробление (массой 2,4 г) 1640
от корпуса (ср. массой 2,9 г) 2280
— тип взрывателя контактный МРВ-У
Двигатель:
— тип реактивный твердотопливный
— разработчик заряда НИИ-6
— изготовитель Нижнетагильский химзавод
— тип пороха РСТ-4К
— вес порохового заряда, кг 20,4-20,5
— тип заряда большого удлинения типа «тандем»
— количество шашек 2
Точность стрельбы:
— по дальности Вd/X 1/206
— боковое отклонение Вб/Х 1/105
Съемный элемент
для транспортировки 9Э210
— вес, кг 0,78
Тара:
— масса со снарядом 100
— габариты, мм 254х290х2810
Тип боевой машины БМ-21

122-ММ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД М-21З (9М22С)

122-мм зажигательный снаряд М-21З (9М22С) был создан в НПО «Сплав» в1971 году на базе осколочно-фугасного снаряда М-21ОФ (9М22У), на котором вместо осколочно-фугасной БЧ была размещена зажигательная боевая часть.

Состояние на вооружении с 1971 г.
Разработчик НПО «Сплав»
Завод-изготовитель «Штамп»
Производство серия
Калибр снаряда, мм 122
Дальность стрельбы
снаряда, км до 20
Наибольшая скорость
полета, м/cек 690-700
Длина снаряда, мм 2870
Размах стабилизаторов, мм 250
Масса снаряда, кг около 66
Боевая часть:
— тип зажигательная
— масса, кг 20
— тип взрывателя контактный
Двигатель:
— тип реактивный твердотопливный
— разработчик заряда НИИ-6
Температура использ., град. от -40 до +50
Тип боевой машины БМ-21

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

БМ-21 РСЗО «ГРАД» ПОСЛЕ ВОЕННОГО ПАРАДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 09.05.2014
БМ-21 РСЗО «ГРАД» ПЕРЕД ВОЕННЫМ ПАРАДОМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 09.05.2014
БМ-21 РСЗО «ГРАД» НА РЕПИТИЦИИ ВОЕННОГО ПАРАДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 07.05.2014. ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЕВАЯ МАШИНА БМ-21 «ГРАД» РЕПЕТИЦИЯ И ПАРАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ МАЙ 2013, ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЕВАЯ МАШИНА БМ-21 «ГРАД» НА ПАРАДЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 09.05.2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЕВАЯ МАШИНА БМ-21 «ГРАД» НА МВСВ-2008, ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЕВАЯ МАШИНА БМ-21 «ГРАД» В ЦМВС 2005 И МВМС-2005, ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЕВАЯ МАШИНА БМ-21 «ГРАД», ФОТОРЕПОРТАЖИ
Град – наша гордость (О РСЗО «Град»)
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РСЗО БМ-21 «ГРАД» (КАЗАХСТАН)
РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ БМ-21 «БАСТИОН» (УКРАИНА)
КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НЕУПРАВЛЯЕМОГО РЕАКТИВНОГО ОРУЖИЯ А-215 «ГРАД-М»
МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СТАРТ»
НПО «СПЛАВ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap