ПРОЕКТ ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-12. PROJECT MOBILE RAILWAY MISSILE COMPLEX WITH A MISSILE R-12



ПРОЕКТ ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-12

PROJECT MOBILE RAILWAY MISSILE

COMPLEX WITH A MISSILE R-12

В конце 1950-х годов специалисты пришли к выводу, что помещение ракеты в шахту еще не решает полностью проблему защищенности ракеты, так как шахта не ослабляет до допустимой величины нагрузки от ядерного взрыва.
Поэтому другим вариантом базирования стратегических ракетных комплексов, повышающим их боевую устойчивость, стало создание подвижных ракетных комплексов, которые имели бы возможность производить пуск боевых ракет практически из любой точки района развертывания, что делало невозможным точное определение местоположения пусковых установок с ракетами и, следовательно, затрудняло уничтожение их противником. Частично это было реализовано в стратегических ракетных системах первого поколения.
Практически каждый из ракетных полков кроме двух основных способов базирования (размещение ракеты на стационарной наземной и (или) в шахтной пусковой установке) имел и третий, в составе которого были перевозимые гусеничными или колесными тягачами пусковые установки и вспомогательные средства.
В СССР и США так же велись работы и размещению стратегических ракет на видах транспорта, в том числе и на железнодорожных стартовых системах. Однако, по мнению, существовавшему в США в конце 1950-х годов, ни стационарные, ни мобильные ракетные комплексы не имели однозначных преимуществ, поэтому выбор вида комплекса с учетом многих факторов, в том числе и стоимостного, представлялся сложной задачей, которую, как считали, легче сформулировать, чем решить.
Как теперь стало известно, технические проработки по созданию железнодорожной пусковой установки МБР проводились в СССР и США с конца 1950-х — начала 1960-х годов. Большая протяженность и насыщенность железных дорог в СССР и США создали предпосылки для развертывания в этих странах мобильных железнодорожных комплексов. Однако перед их создателями вставало большое число технических и организационных проблем.
В начале 1960-х годов в Советском Союзе в ОКБ-586 проводились проектные проработки по созданию подвижного железнодорожного ракетного комплекса с размещением баллистических ракет средней дальности Р-12 на железнодорожных пусковых установках.
Предполагалось, что железнодорожный состав из 20 вагонов, из которых 6 являлись одновременно транспортными средствами и пусковыми установками ракет, обеспечит возможность скрытного маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Пусковые установки предлагалось размещать по три спереди и сзади вагона управления.

Состав железнодорожного комплекса:
• Общее число вагонов 20
• Вагоны-пусковые установки 6
• Вагон управления 1
• Число локомотивов 2-3

Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса, в те годы, было весьма проблематичной задачей. Многие технические решения и технологии не могли позволить сделать его по настоящему «боевым» и удобным в эксплуатации. Выбор ракеты Р-12 с ракетными двигателями с жидкими компонентами топлива ТМ-185 (на основе нефтепродуктов: полимердистиллат — 56 %, легкое масло пиролиза — 40 %, трикрезол — 4 %), АК-27И (на основе азотной кислоты), пускового горючего ТГ-02 «Самин» в не ампулизированном исполнении баков требовал иметь в составе железнодорожного комплекса емкостей хранения всех необходимых видов топливного обеспечения, разработки специальной системы заправки, других важных обеспечивающих систем.
К тому же, время подготовки комплекса к пуску наземного комплекса 8П863 с баллистической ракетой Р-12 (8К63) составляло 2 часа, что и так было существенным. А для прорабатываемого железнодорожного комплекса эта цифра могла быть не меньше, а время его создания и испытаний могло затянуться и к возможному сроку реализации проекта такая боеготовность на применение уже не отвечала требованиям времени.
Так же решался вопрос с размещением наземных систем управления для обеспечения радиокоррекции ракеты, ввода полетных данных, транспортировки, подъема, обслуживания и старта ракеты с железнодорожного полотна, хранение и обеспечение безопасности ядерного боезаряда, многие другие технические проблемы связанные с боевым применением и эксплуатацией в войсках.
Примерно в те же годы в США был намечен обширный план создания железнодорожных ракетных комплексов, осуществление которого, по мнению американских специалистов, должно было способствовать рассредоточению ПУ и, следовательно, уменьшению их уязвимости. Большое внимание американские специалисты уделяли выбору ракет, наиболее пригодных для оснащения железнодорожных комплексов. По их мнению, как ракета «Атлас», принятая в то время на вооружение, так и разрабатываемые ракеты «Титан» и «Минитмен» были пригодны для этих целей. Однако большие габариты ракет «Атлас» и «Титан», а также сложность и длительность их заправ¬ки компонентами топлива являлись серьезными техническими, проблемами.
Американскими специалистами отмечалось, что использование жидкого топлива будет ограничивающим фактором до тех пор, пока не удастся решить вопрос долговременного хранения топлива в баках ракеты; поэтому, по мнению экспертов, лучше всего для использования в железнодорожных комплексах подходили твердотопливные ракеты, в частности ракета «Минитмен», имевшая меньшую стартовую массу и меньшие габариты по сравнению с ракетами «Атлас» и «Титан». Тогда предполагалось иметь в составе стратегических сил около 45% железнодорожных комплексов от всех развернутых ракет «Минитмен», остальные предполагалось установить в ШПУ типа «ОС». Программе железнодорожных комплексов присвоили наименование WS-133A.
Разработки вариантов железнодорожных комплексов, направленные на уточнение схемных и конструктивных решений, показали, что создание транспортно-пускового вагона сталкивается со значительными трудностями.
В 1960 году в США было проведено модельное проектирование транспортно-пускового вагона.
Однако успешное развитие в начале 1960-х годов стационарных шахтных и подводных морских ракетных комплексов, а также трудности реализации преимуществ железнодорожных ракетных комплексов уменьшили интерес к ним в США и в 1962 г, программа развития железнодорожных комплексов «Минитмен» была отменена как бесперспективная.
Как и в США, в Советском Союзе тогда из-за сложности системы, большого времени подготовки ракет к пуску и ряда других причин железнодорожный вариант комплекса с ракетами Р-12 практического развития не получил, работы не вышли из проектной стадии.
Но уже спустя несколько лет, в 1964 году в КБ-2 ЦКБ-34 (главный конструктор В.В.Чернецкий) на базе первой отечественной твердотопливной МБР РТ-2 (8К98) шахтного базирования, с целью обеспечения большей живучести находящихся на боевом дежурстве стратегических ракет, был разработан эскизный проект подвижного железнодорожного боевого ракетного комплекса СМ-188. Вероятно, развединформация о противнике – США по работам по железнодорожным комплексам с МБР «Минитмен» не давала покоя нашим конструкторам.
Позже проводились проектные работы по другим боевым железнодорожным ракетным комплексам (БЖРК) с твердотопливными ракетами РТ-20П, РТ-21, РТ-22, РТ-23 и др. И только к концу 1980-х годы отечественные конструкторы решили эту проблему и на боевое дежурство заступил БЖРК 15П961 с МБР РТ-23УТТХ (15Ж61) «Молодец».
Время показало, что постоянное стремление создать отечественный БЖРК привело к положительному результату – он был создан, стоял на боевом дежурстве, обеспечивал стратегическое равновесие между супердержавами, доказал перспективность отечественной технической мысли. Здесь и первые работы по БЖРК по ракете Р-12 сыграли свою роль, позволили накопить необходимый опыт для дальнейших работ в этом направлении.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-586 (КБЮ)
Главный конструктор М.К.Янгель
Изготовитель не изготавливался
Код НАТО (SS-4 Sandal)
Тип комплекса подвижный железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения с БР средней дальности, первого поколения
Состояние проект 1958-1962 годов
Ракета Р-12(8К63)
Дальность стрельбы, км 1800-2000
Точн. стрельбы (КВО), км 1,1-2,4 (предельное отклонение — 5,0-5,4)
Тип головной части термоядерная с легким и тяжелым боевыми блоками
Мощность заряда, Мт:
— разработчик КБ-11
— легкий боевой блок 1,0-1,3
— тяжелый боевой блок 2,0-2,3
Вес боевой части, кг:
— легкий боевой блок 1300 — 1400
— тяжелый боевой блок 1630
Система управления инерциальная с радиокоррекцией
— разработчик НИИАП
— главный конструктор Н.А.Пилюгин
Вес системы управления, кг 430
Органы управления газовые рули
Стабилизаторы аэродинамические
Отделение ГЧ пневмотолкателем
Тип старта Газодинамический за счет собственных двигателей с ЖДПУ
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 22,8
— длина без головной части 18,6
— макс. диаметр корпуса 1,652
Стартовый вес, т: 42,2
Вес пустой ракеты, т 3,2
Горючее ТМ-185
Вес горючего, т 7,3
Окислитель АК-27И
Вес окислителя, т 29,0
Пусковое горючее ТГ-02
Двигатель четырехкамерный
ЖРД РД-214 с ТНА
— разработчик ОКБ-456
— главный конструктор В.П.Глушко
— тяга двигателя в пустоте, тс 74,5
— время работы, сек 140
Гарантийный срок хранения в заправленном состоянии, суток 30

ПУСКОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик ОКБ-586
Шасси стандартный двух- тележечный железнодорожный вагон
Размеры, м:
— длина 22-24
— ширина 3,2
— высота 5,0
Вес, т 80-100
Число ракет на ПУ 1

СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА:
Общее число вагонов 20
Вагоны-пусковые установки 6
Вагон управления 1
Число локомотивов 2-3

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 12.03.2019

Источники:
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
«Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000
«От артиллерийских систем до стартовых комплексов», СПб: КБСМ, 2002
Амирджанов А.Р. «От бронепоезда до боевого железнодорожного ракетного комплекса» — М: РВСН, 1995

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-12 ВО ВЛАСИХЕ. 2001
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-12. ИКК «ЛИНИЯ СТАЛИНА». ФОТОРЕПОРТАЖ 10.07.2013
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 “ДВИНА” С РАКЕТОЙ Р-12У (8К63У)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-12 НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 С БР Р-12 (8К63)
ПРОЕКТ ОКБ-1 БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-12
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap