РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) «БАРС». RADAR CONTROL SYSTEM (RCS) «BARS»


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) Н011 «БАРС»
RADAR CONTROL SYSTEM (RCS) N011 «BARS»

12.08.2015
«Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» ожидает от ВВС России тактико-техническое задание на модернизацию радиолокационной система управления «Барс-Р», устанавливаемой на истребители Су-30СМ, сообщил журналистам генеральный директор предприятия Юрий Белый.
«РЛСУ «Барс-Р» самолета Су-30СМ является дальнейшим развитием РЛСУ «Барс» самолета Су-30МКИ, разработанного по заказу ВВС Индии. В соответствии с ТТЗ, выданным ВВС РФ, была проведена модернизация системы по улучшению ее характеристик. На этом модернизационный потенциал РЛСУ не исчерпан, в ближайшее время мы ждем новое ТТЗ от российских ВВС по дальнейшему развитию», — сказал Белый.
Он отметил, что уже давно ведутся переговоры с Индией по модернизации РЛСУ «Барс».
«Особенностью истребителей Су-30МКИ и Су-30СМ по сравнению с аналогами является наличие на борту радара с электронным сканированием на базе ФАР с механическим доворотом по азимуту, что дает существенные преимущества по зоне применения оружия. Недавние совместные учения, проведенные западными партнерами с участием самолетов F-15, F-16, «Тайфун» и Су-30МКИ ВВС Индии, в очередной раз показали преимущество Су-30 МКИ с нашей системой», — рассказал Белый.
РИА Новости

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

20.05.2018

Радар индийского Су-30МКИ обнаружил и отследил китайские истребители пятого поколения Chengdu J-20, совершавшие полет над Тибетом, сообщает Indian Defence Research Wing.
Наблюдение состоялось в январе, когда размещенные на авиабазах в приграничных с Индией регионах китайские самолеты отрабатывали над горными районами воздушные бои с истребителями Chengdu J-10 и Shenyang J-11. Индийские летчики на российских самолетах Су-30МКИ наблюдали за маневрами самолетов-невидимок из своего воздушного пространства.
«Радар «Сухого» видит их. Новые китайские самолеты не такие уж и невидимые. Для их обнаружения не требуются какие-то специальные технологии, J-20 распознаются и обычными РЛС», — отметил командующий ВВС Индии Аруп Шаха.
По мнению индийских военачальников, одна из целей учений китайской авиации в приграничных районах заключается в исследовании системы индийской противовоздушной обороны и поиске маршрутов скрытного проникновения на сопредельную территорию.
Лента.ру

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ J-20 (КИТАЙ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ (СУ-30К)
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) Н011 «БАРС»

Авиационная бортовая радиолокационная станция Н011 разработана НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова. Проектирование Н011 (РЛСУ-27) было начато в 1980-е гг. в рамках программы Су-27М. БРЛС обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31 и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности.
В 1982 году под руководством Т.О.Бекирбаева была разработана многофункциональная радиолокационная система управления вооружения (РЛСУ-27) для истребителя Су-27М. При его непосредственном участии был подписан контракт между Россией и Индией на поставку 272 многофункциональных самолетов Су-30МКИ с РЛСУ «Барс».
Разработка РЛСУ «Барс» началась в первой половине 1990-х годов, когда отрасль находилась в глубоком пике. Главным конструктором системы управления вооружением был назначен Тамерлан Османович Бекирбаев. Несмотря на естественные (и неестественные) для того периода трудности РЛСУ была создана в короткие сроки. По своим параметрам система находится на уровне требований аппаратуры для летательных аппаратов пятого поколения.
В середине 1990-х гг. интерес к перспективному самолету, оснащенному двигателем с управляемым вектором тяги, передним горизонтальным оперением и РЛСУ с ФАР, проявили ВВС Индии. В результате этого работы по станции Н011М получили в НИИП новый импульс. В конструкцию локатора были внесены существенные изменения, фактически был создан совершенно новый радиолокационный комплекс, получивший наименование «Барс».
Разработка РЛС для истребителя Су-30МКИ была начата в 1997 г., а годом позже, в марте 1998 г., руководителем НИИП был назначен Юрий Иванович Белый, внесший большой личный вклад в разработку систем управления вооружением «Заслон» для МиГ31 и «Меч» для Су-27.
Проект Су-30МКИ стал в значительной степени спасительным для авиационного сегмента российского ОПК – как для самой фирмы «Сухой», так и для двигателистов и прибористов. В условиях отсутствия госзаказа этот крупнейший контракт позволил выжить целому ряду головных предприятий и их кооперации, не растерять кадры, создать задел, на основе которого были созданы новые модификации самолетов семейства Су-27/30, включая и наиболее совершенный Су-35. Этот контракт стал одним из самых успешных в истории ВТС современной России.
Она представляет собой радиолокационную систему с электронным сканированием лучом. И использует пассивную фазированную антенную решетку. В настоящий момент производится глубокая модернизация РЛСУ «Барс» с целью замены пассивной ФАР на активную. Это позволит повысить как скорость перемещения луча, так и помехозащищенность системы.
Бортовая РЛС, входящая в систему «Барс», представляет собой многофункциональную, многорежимную когерентную РЛС Х-диапазона с фазированной антенной решеткой пассивного типа с волноводной распределительной системой. Антенна имеет высокий коэффициент усиления и низкий уровень боковых лепестков. Зона поиска БРЛС (т.е. предельные углы обнаружения и сопровождения одиночной цели) составляет ±70 градусов по азимуту и ±40 градусов по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» (в экспортном варианте станции) составляет не менее 120-140 км в передней полусфере и более 60 км в задней. Цель типа «железнодорожный мост» обнаруживается на удалении до 80-120 км, «группа танков» – на 40-50 км, а «эскадренный миноносец» – на 120-150 км.
Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности в 10 метров.
РЛСУ «Барс» применяется на модифицированных многоцелевых самолетах экспортного исполнения Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ по контрактам инозаказчика.
Многофункциональная РЛСУ «Барс» предназначена для:
— Обеспечения экипажа и систем управления оружием информацией о воздушных и наземных радиоконтрастных целях, их координатах и характеристиках, с точностями необходимыми для принятия решения об атаке и проведения самой атаки АСП.
— Обеспечения подсвета и передачи команд управления АСП «Воздух — Воздух».
РЛСУ «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец – 150 км, железнодорожный мост – 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.
И в заключение необходимо выразить надежду на то, что «Барсом» наконец-то начнут оснащать истребители, предназначенные не только для индийских ВВС, но и для отечественных.
РЛСУ «Барс» обеспечивает:
— одновременный обстрел до четырёх целей в дальнем воздушном бою и одной цели в ближнем воздушном бою АСП «Воздух – Воздух»;
— совместно с ОЭПрНК обеспечивает применение АСП «Воздух – Поверхность» и «Воздух – Море»;
— участие в управлении боевыми действиями истребителей;
— управление полетом истребителя при применении АСП;
— информационное взаимодействие с комплексом БРЭО самолета и запросчиком госопознавания;
— оценку состояния аппаратуры РЛСУ;
— применение управляемых ракет «Воздух – Воздух» при ведущем радиолокационном канале;
— применение АСП «Воздух – Поверхность» при ведущем радиолокационном канале совместно с ОЭПрНК.
Режимы работы «Воздух – Воздух»:
— обнаружение цели (поиск по скорости, поиск по дальности);
— сопровождение «на проходе» до 15 воздушных целей и дискретное сопровождение до четырёх целей с сохранением обзора пространства;
— сопровождение помехопостановщика;
— подсвет воздушных целей и передача команд радиокоррекции для управления АСП «Воздух – Воздух»;
— определение характеристик групповой цели;
— сопровождение визуально видимой цели в БМБ;
— распознавание типа воздушных целей по их спектральным характеристикам при дискретном сопровождении.
Режимы работы «Воздух – Поверхность»:
— картографирование реальным лучом;
— картографирование с доплеровским обужением луча;
— картографирование с синтезированием апертуры;
— селекция наземных движущихся целей;
— сопровождение и измерение координат до 2-х наземных (надводных)целей.
Комбинированный режим:
— сопровождение двух наземных целей, с сохранением обзора пространства по воздушным целям или обстрел в дальнем воздушном бою одной воздушной цели.
Режимы работы «Воздух – Море»:
— обзор морской поверхности и обнаружение морских целей;
— селекция движущихся морских целей;
— измерение координат до движущейся и неподвижной морской цели.

Радиолокационная система управления РЛСУ «Барс» применяется на модифицированных многоцелевых самолётах экспортного исполнения Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ по контрактам инозаказчика.
БАРС обеспечивает следующие режимы боевого применения:
— дискретное сопровождение , подготовку и одновременное наведение в дальнем воздушном бою управляемых АСП «воздух-воздух» РВВ-АЕ, 27Р(ЭР), 27Т(ЭТ), 72Э при обстреле от 1-ой до 4-х воздушных целей;
— в режимах ближнего воздушнего боя для обстрела применяются управляемые АСП «воздух-воздух» РВВ-АЕ,27Р (ЭР), 27Т(ЭТ), 72Э и ВПУ;
— сопровождение (до двух наземных или морских целей), подготовку и наведение одной управляемой АСП Х-31А по морской цели;
— сопровождение, выдачу предварительного ЦУ в ОЭПрНК для обстрела наземной цели управляемыми АСП «воздух-земля», а также неуправляемыми АБ;
— в режиме атаки одной наземной цели одновременное обнаружение воздушных целей или обстрел в дальнем воздушном бою одной цели в комбинированном режиме;
— выдачу информации в САУ и СИ для управления полётом истребителя при атаке в режимах «воздух-воздух», «воздух-море» и «воздух-земля»;
— оценку состояния аппаратуры и оружия на всех этапах наземной подготовки и в полёте;
— выдачу информации для регистрации параметров в системе объективного контроля (СОК);
— работу в условиях организованных (активных и пассивных) помех и сопровождение одного помехопостановщика с проведением атаки в ППС и ЗПС.
При проведении групповых действий обеспечивает сбор информации о целях и выдачу целеуказаний (целераспределении в группе самолётов) ведомым группы самолётов и проведения атаки ( боевого применения ) каждым ведомым группы по 4-ём воздушным целям или 1-ой наземной (морской) цели.
Модернизация: По желанию заказчика в РЛСУ «Барс» могут быть:
— изменены диаметр и тип антенны (ФАР – АФАР);
— изменена мощность передатчика Рср=1..5 кВт.;
— изменены применяемые АСП «Воздух – Воздух», «Воздух – Поверхность» как российского производства, так и производства инозаказчика;
— введены режимы обнаружения опасных метеообразований.
Летные испытания РЛСУ «Барс» с версиями программно-математического обеспечения (ПМО) МК-1 и МК-2 в составе экспортно-ориентированного самолета Су-30МКИ прошли в 2002-2003 гг. В данных версиях ПМО реализована большая часть перечисленных выше режимов. Испытания РЛСУ «Барс» с окончательной версией ПМО МК-3 завершаются в 2004 году.
Применение моноимпульсного метода пеленгации в сочетании с использованием фазированной антенной решетки, цифровой обработки принимаемых сигналов и многопроцессорной вычислительной системы высокой производительности минимизируют затраты времени на обработку информации и управление станцией, что, в свою очередь, позволяет изменять режимы работы БРЛС «Барс» в зависимости от задач и внешней обстановки, в том числе и в условиях мощного радиоэлектронного противодействия.
Технические решения, заложенные в РЛСУ «Барс», делают возможным создание ее модификаций для различных видов самолетов. Так, РЛСУ «Барс-29» для самолета МиГ-29 на 80%-90% аппаратурно унифицирована с РЛСУ «Барс» самолета Су-30МКИ, причем три неунифицированных блока (антенный блок, СВЧ приемник, задающий генератор) изготавливаются на единой технологии с аналогичными блоками РЛСУ «Барс». Унификация РЛСУ «Барс-29» и РЛСУ «Барс» в области программно-математического обеспечения — более 90%. Небольшое расхождение ПМО обусловлено различием в сопрягаемом бортовом оборудовании самолетов. Такая унификация позволяет соответственно унифицировать обучение летного состава, системы обслуживания РЛСУ и состав средств наземной подготовки.
Наиболее важными преимуществами РЛС «Барс» являются сохранение обзора пространства при сопровождении и обстреле нескольких целей, а также возможность применения комбинации различных режимов работы БРЛС, в том числе и режимов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
За выдающийся вклад в военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами в 2007 г. коллектив создателей РЛСУ «Барс» в составе Т.О. Бекирбаева, Ю.И. Белого, Г.И. Евдокимова, Ю.И. Леонова, Ю.М. Пузакина, В.В. Смирнова, И.М. Чеботаревой (НИИП), А.Ф. Барковского, О.Д. Панкова (ОКБ Сухого), А.Г. Копнова (ГРПЗ) был удостоен звания лауреата Национальной премии ФСВТС «Золотая идея».
В 2018 г. был принят на вооружение истребитель Су-30СМ, предназначенный для ВКС и ВМС России. В состав истребителя входит адаптированная РЛСУ «Барс», обладающая повышенными тактико-техническими характеристиками в части применения авиационных средств поражения повышенной дальности и обеспечения совместными боевыми действиями различных типов самолетов.
РЛСУ «Барс-Р» самолета Су-30СМ является дальнейшим развитием РЛСУ «Барс» самолета Су-30МКИ, разработанного по заказу ВВС Индии.
«Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» ожидает от ВВС России тактико-техническое задание на модернизацию радиолокационной система управления «Барс-Р», устанавливаемой на истребители Су-30СМ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Режимы работы «Воздух – Воздух»
• Дальность обнаружения истребителя типа МИГ-29 в зоне обзора 300 кв. град:
• на встречных курсах — до 140 км
• на догонных курсах — до 60 км
Режим «Воздух – Поверхность»
• Дальность обнаружения:
• железнодорожный мост: 80..120 км
• группа танков: 40..50 км
• авианосец: 250 км
• эсминец: 80..120 км
Максимальная разрешающая способность 10..20 м
Фазированная антенная решетка с встроенным гидравлическим приводом
• углы отклонения (максимальные) при сопровождении одиночной мишени, град.:
• по углу места +40
• по азимуту +70
• зона сканирования при предварительном поиске и захвате мишени в ближнем бою, град.:
• по углу места -15…+40; +7,5
• по азимуту +3; +10
Приемник
• количество каналов: 3
• коэффициент шума, дб: 3
Процессор управления радаром
• размер flash-памяти процессора, мб: 16
• количество процессоров: 3
• размер статической памяти процессора, мб: 16

Источники:
• www.niip.ru,
• kret.com, ru.
• wikipedia.org,
• vpk-news.ru,
• trueinform.ru
• Иван Карев «Созвездие Тихомирова». «Национальная оборона» №11 ноябрь 2020

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) «БАРС НА МАКС-2005
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (РЛСУ) «БАРС НА МАКС-2003
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В.В.ТИХОМИРОВА
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, МНОГОЦЕЛЕВЫХ САМОЛЕТОВ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap