ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ОПЫТНЫЕ БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ С4-1, С4-4, С4-5 И С4-7

(ТИПА Р-11ФМ, Р-11ФМП) С ПОДВОДНЫМ СТАРТОМ

EXPERIENCED BALLISTIC MISSILES, S4-1, S4-4, S4-5 AND S4-7

(R-11FM, R-11FMP) WITH UNDERWATER LAUNCH

Работы по исследованию подводного старта баллистических ракет заданы Постановлениями СМ №342-165 от 30 марта 1955 года и №173-105 от 3 февраля 1956 года по теме «Волна». Проработкой вопросов, связанных с подводным стартом баллистических ракет, занималось ОКБ-10 НИИ-88 под руководством главного конструктора Е.В.Чарнко.
При проведении работ по теме «Волна» необходимо было решить следующие технические проблемы: защитить ракеты от давления воды на глубине, определить воздействие газопламенной струи стартующей ракеты на конструкции и устройства подводной лодки, проверить надежность систем управления и двигателя ракеты и др.
Головным предприятием по проведению испытаний с плавстенда и затем с подводной лодки была определена московская организация ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В.Чарнко), в части системы управления (СУ) — СКБ-626 (гл. конструктор Н.А.Семихатов). В работах так же участвовали НИИ-49 и НИИ-1, пусковую установку создавали в ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк) и на заводе «Большевик», технические средства для отработки подводного старта разрабатывали в ЦКБ-16 (руководитель работ — гл. конструктор Н.Н.Исанин) и изготовляли на заводах №402 и 444.
В рамках темы «Волна» в СКБ-626 совместно с НИИ-88 одновременно с изучением материалов и опыта работы НИИ-885 по системе управления ракеты Р-11ФМ, была поставлена и успешно проведена научно-исследовательская работа «Акула» по рассмотрению возможности создания системы управления баллистическим ракетами, стартующим из-под воды.
Первые результаты теоретических исследований возможности создания системы управления; реализующей задачи подводного старта были изложены в научно-исследовательском отчете СКБ-626 по теме «Акула» в 1958 году, после чего начались экспериментальные работы на море, призванные практически подтвердить выводы теоретических исследований.

Для проведения исследований был создан специальный погружаемый стенд, его разработку осуществило ЦКБ-16 (главный конструктор Я.Е.Евграфов). Строительство стенда началось в 1956 году на Черноморском судостроительном заводе и для скрытия проводимых работ от зарубежных спецслужб была разработана программа легендирования, по ней его называли «стендом для обучения водолазов».
Конструкция стенда была достаточно проста, он состоял из ракетной шахты (длина 12 м и диаметр 2 м) и квадратной цистерны плавучести, расположенной в средней по высоте части. Для погружения стенда до остаточной плавучести в 1,0 тонны на нем вручную открывался клапан, после чего трос береговой лебедкой затягивал стенд на заданную глубину. После пуска макета ракеты стенд должен был всплывать и цистерна полностью продувалась сжатым воздухом от баллонов ВВД.
На первом этапе исследовательские работы проводились с опытной баллистической ракетой С4-1, запускаемой с погружаемого стенда с глубины до 30 метров.

Ракета С4-1 собиралась на заводе №88. Корпус ракет КБ-10 не проектировало, а заимствовало готовый, от Р-11. Созданный на его основе макет длиной 10,5. м при диаметре 880 мм состоял из головной части, бака горючего, бака окислителя и хвостовой части. В головную часть установили 14-шлейфовый осциллограф, шесть гироскопических датчиков в плоскостях тангажа, рыскания и крена и три датчика перегрузок также в трех направлениях. Электрическая схема управления ракетой первоначально исключала всякую электронику, выглядела примитивно и состояла из нескольких реле, программного механизма и бортовой батареи. Все электрические элементы управления и датчики измерений, кроме осциллографа, применялись ранее смежными организациями и были опробованы ими в условиях полета летательных машин. Было не ясно, как осциллограф поведет себя при морской качке и в полете. Но ничего лучшего не предлагалось, а осциллограф подкупал своей портативностью, хорошо вписывался в контур ракеты и не требовал специальной подготовки при его эксплуатации. Впоследствии мы все-таки отказались от «дедушки» и взяли на вооружение систему телеметрического контроля.
Баки для горючего и окислителя перед загрузкой ракеты в шахту заполнялись водой, чем достигалась расчетная масса ракеты и одновременно обеспечивалась прочность оболочек баков при действии на них глубинного давления воды. Хвостовая же часть изделия претерпела значительную переделку. Во-первых, взамен жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) установлены шесть ракетных двигателей твердого топлива (пороховых двигателей), во-вторых, в центре между двигателями разместили пустотелое металлическое гнездо цилиндрической формы для грузового парашюта. Предполагалось, что парашют автоматически раскроется и ракета плавно спустится в воду. Но еще до осуществления первого старта ракеты от варианта с парашютом отказались, заменив его вариантом с тремя РД к отсекающим устройством, т. е. при выходе ракеты из воды лопасти указанного механизма разворачивались и перекрывали сопла работающих двигателей, отсекая горящую струю газов. Происходило торможение ракеты, и она, не набрав высоты, заваливалась.
Испытания проводились на испытательном полигоне ВМФ, специально созданном для отработки подводного старта, в Мраморной бухте у мыса Фиолент. На морском полигоне была оборудована техническая площадка — высокий, в четыре этажа, деревянный, обитый шифером, ангар со съемной крышей и одноэтажной пристройкой. Сооружение, имевшее ворота с выходом на бухту, стояло на обрезе пирса. Все держалось в секрете, и даже часовому, охранявшему этот объект, вход в него воспрещался. Внутренний объем монтажно-испытательного корпуса делился дощатой перегородкой на две половины: пристройку и высокую коробку — плавстенд.

В центре стенда возвышался круглый, сварной из стального профиля, столик, жестко вмонтированный в монолит пирса. На плоскости столика крепился болтами хвостовой отсек ракеты, на который устанавливалась ее вертикальная сборка. Конструкция столика и крепежные болты были рассчитаны на удержание ракеты в случае самопроизвольного запуска РД.

Стартовое устройство представляло собой пустотелую металлическую сварную квадратную коробку размером 8х3 м с закрепленными углами и большим сквозным круглым отверстием в центре, которое пронизывало сверху вниз эту коробку и являлось пусковой шахтой высотой около 20 метров. В шахту загружалась ракета (макет). Стенд на плаву буксиром доставлялся на морской полигон и устанавливался на расстоянии в 450 м от берега. Там пусковой стол сращивался с тросом, проложенным через блок, удерживаемый железобетонным основанием (якорем, устанавливался на глубине 45 м), по дну моря к берегу. Перед стартом с помощью лебедки, смонтированной на берегу рядом с блиндажом, трос наматывался на барабан и стенд погружался на нужную глубину. Стенд раскреплялся тросами на четырех понтонах, находящихся на поверхности моря.
Первый старт макета ракеты С4-1 без боевой части с погруженного стенда произведен 23 декабря 1956 года. По сигналу начались затопление понтона и пуск ракеты. Он прошел успешно. Ракета упала в море и затонула недалеко от места старта. Водолазы обнаружили ее на дне и подняли. Макет упал в воду с высоты 150 м и не только не развалился, но и не деформировался.
В дальнейшем работы продолжались с другими типами ракет, запускаемыми как с подвижного стенда, так и с подводной лодки.
В конце марта — середине апреля 1957 года было произведено три пуска макета ракеты Р-11ФМ (С4-4). 20 марта был выполнен успешный пуск, затем пуски проводились 7 и 17 апреля 1957 года.

Дальнейшие испытания проводились с плавстенда на опытной баллистической ракете С4-5 с однокамерным ЖРД при волнении 2-3 балла с глубины до 30 метров. Первый и второй пуски ракеты С4-5 были произведены 9 ноября и 2 марта 1958 года, первый макет после подъема на высоту 100 м успешно приводнился, второй — упал, разрушился и затонул. Третий пуск С4-5 состоялся 5 марта, ракета поднялась на высоту 80 м, при падении в воздухе развалилась на две части и упала в море, была повреждена пусковая шахта. Четвертый пуск состоялся 18 марта 1958 года, он поднялся на высоту 50 м и после приводнения утонул.
Всего с плавстенда было произведено четыре пуска ракет с твердотопливными пороховыми двигателями, изготовленных в габаритах ракеты Р-11ФМ, и четыре пуска ракет с ЖРД.
На втором этапе испытаний проводились бросковые испытания опытной баллистической ракеты С4-4 из затопленной шахтной пусковой установки с глубины 15-20 м при скорости в 4 узла. В качестве подвижного стенда использовалась переоборудованная на Черноморском судостроительном заводе подводная лодка — стенд пр. В-613 (С-229, заводской № 201), которая несла две шахтные пусковые установки, закрепленные вертикально по бортам в районе ограждения рубки.
Первый пуск с ПЛ проекта В613 ракеты С4-1 состоялся 9 июля 1957 года с глубины 29 м при скорости хода 2,5 узла в штиль, второй — 18 июля с глубины 28,5 м при скорости ПЛ 3,5 узла и волнении моря 2-3 балла, третий (последний) — 26 июля с глубины 28 м при скорости ПЛ до 4,5 узлов. Все эти пуски были успешными.

В дальнейшем с ПЛ проекта В613 проводились испытания ракеты С4-5. Первый пуск состоялся 29 марта 1958 года с глубины 30 м при скорости 3,5 узла и волнении моря 2 балла, ракета поднялась на высоту 60 м, но в момент приводнения разбилась, всплыла только хвостовая часть изделия. Второй пуск выполнили 4 апреля в штилевую погоду с глубины 30 м при скорости 3,5 узла, макет поднялся на высоту 50 м, удачно приводнился и был доставлен на техпозицию. Третий и последний с ПЛ пуск состоялся 11 апреля с той же глубины при скорости хода 4,5 узла и волнении моря 1-2 балла. Ракета поднялась на 60 м при падении разбилась и затонула, но головная часть с телеметрической аппаратурой была найдена. На этом закончился второй этап испытаний.

В ходе испытаний потребовалось много доработок практически по всем системам ракеты. Однако в результате «бросков» была, наконец, подтверждена возможность старта ракеты из затопленной шахты и управления ею на подводном участке, после чего было принято решение о переходе на натурные испытания с дизельной ПЛ проекта типа АВ611, также переделанной по проекту ПВ611 для обеспечения пусков из подводного положения.
Вскоре в ОКБ-10 НИИ-88 (гл. конструктор Е.В.Чарнко) создали экспериментальную ракету на базе Р-11ФМ для определения возможности запуска двигателя в заполненной водой шахте, она получила обозначение С4-7.

На следующем (третьем) этапе испытаний была переоборудована подводная лодка Б-67 пр. В611 в проект ПВ611 с двумя ШПУ (разработчик ЦКБ-16, гл. конструктор В.В.Борисов), на которой проводились испытания опытной ракеты С4-7 с ЖРД (доработанный вариант ракеты Р-11ФМ для подводного старта). На ПЛ проекта ПВ611 одну штатную шахту заменили на шахту для подводного старта ракет, были так же установлены новые пусковое оборудование и телеметрическая аппаратура, изменена система заполнения кольцевого зазора шахты, буксируемый антенный плотик для передачи телеметрической информации.
Переоборудование ПЛ на заводе №402 было завершено в сентября 1958 года. Для отработки подводного старта была создана в ЦКБ-34 опытная шахтная пусковая установка СМ-85, на которой и были проведены в 1959 году испытания со стартом ракеты из под воды.
Первый пуск, произведенный в августе 1959 года в акватории Баренцева моря, был неудачным — ракета не стартовала при подаче команды «старт», а вышла самопроизвольно из шахты после всплытия ПЛ. Подводная лодка ПВ611 (командир Д.Д.Янкин) погрузилась на стартовую глубину и в заданный момент произвела пуск ракеты, ракета не вышла из шахты, хотя приборы показывали ее выход. Стрельбу обеспечивало опытное судно «Аэронавт», с него и оповестили экипаж о неудаче.
После всплытия ПЛ обнаружилось, что ракета нахо¬дится на лодке и была открыта крыша шахты, в ней стояла ракета. Примерно через 45 минут после несостоявшегося старта произошел уникальный в истории ракетной техники случай: неожиданный и, как говорят ракетчики, «несанкционированный» само¬произвольный запуск двигателя и старт ракеты, естественно, неуправляемой, так как СУ, как и положено в случае несостоявшегося старта, была обесточена. Ракета сорвала крепления по-походному и ушла на высоту. К счастью, обошлось без жертв. Истинную причину аварийного старта установить не удалось. Комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что авария произошло вследствие неполадок в автоматике двигательной установки, хотя все команды от СУ на пиросредства были выданы, согласно телеметрии, строго по заданному алгоритму. Работы по выявлению причин аварии, дополнительным проверкам по всем системам и доработкам продолжались около года, после чего было принято решение о продолжении испытаний.
Следующая попытка подводного пуска с Б-67 состоялась почти через год, 14 августа 1960 г. В ходе заполнения шахты водой последовал удар и лодку встряхнуло. Оказалось — ракету сброси¬ло со стартового стола, головная часть ракеты была смята. Причиной аварии оказался завод¬ской дефект в системе заполнения шахты водой. Другой старт ракеты С4-7, произведенный 10 сентября 1960 года с ПЛ Б-67 (командир В.К.Коробов), прошел нормально, с глубины 30 метров при скорости ПЛ 3,2 узла ракета ушла штатно, — это был первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты. Ракета пролетела 125 км, проведенные испытания подтвердили возможность старта БР и выход их на заданную расчетную траекторию с ПЛ из подводного положения.
Вскоре после пуска состоялось заседание комиссии по испытаниям. В принятом решении, в частности, отмечалось, что впервые в мире осуществлен успешный старт баллистической ракеты с нахо¬дящейся в подводном положении движущейся ПЛ. Комиссия ре¬шила также считать задачи испытаний выполненными и дальнейшие работы целесообразно прекратить.
В США первый пуск баллистической ракеты «Поларис» А1 с погруженной на 30 метров атомной подводной лодки «Джордж Вашингтон» состоялся 20 июля 1960 года, ракета пролетела 1800 км.
Результаты исследований по отработке подводного старта баллистических ракет были использованы при создании ракетного комплекса Д-4 и последующих.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-10 НИИ-88
Главный конструктор Е.В.Чарнко
Изготовитель завод №88
Код НАТО SS-1b Scud-A
Тип комплекса опытные ракеты типа Р-11ФМ для отработки старта из под воды
Состояние испытания ракеты С4-1 проводились в 1956 году с погружаемого стенда и ПЛ, испытания ракет С4-4 и С4-5 были выполнены в 1957 году, ракета С4-7 испытана в 1960 г.
ПЛ-носитель ПЛ пр. В-613 (С4-5), ПВ-611 (С4-7)
Ракеты С4-1, С4-4, С4-5 и С4-7
Дальность стрельбы, км: бросковые испытания
Тип головной части: макет
Система управления:
— на ракетах С4-1, С4-4, С4-5 нет
— на ракете С4-7 инерциальная
Органы стабилизации и управления:
— на ракетах С4-1, С4-4, С4-5 аэродинамические стабилизаторы
— на ракете С4-7 газовые рули и аэродинамические стабилизаторы
Тип старта подводный с погруженного стенда (С4-1, С4-4, С4-5), подводный старт из затопленной шахты ПЛ (С4-7)
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 10,3-10,4
— макс. диаметр корпуса 0,88
— размах стабилизатора 1,8
Стартовый вес, т: 5,4
Двигатель:
— ракеты С4-1 и С4-4 однокамерный РДТТ
— ракета С4-5 и С4-7 однокамерный ЖРД
Пусковая установка:
Разработчик НИИ-88
Тип шахтная
Размеры, м:
— длина полная 12,5
— длина шахты 11,054
— диаметр внутренний 2,0
— диаметр наружный 2,4
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

НЕКОТОРЫЕ ШАГИ В ПОДВОДНОМ СТАРТЕ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-1 С РАКЕТОЙ Р-11ФМ
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ НА КОРАБЛЯХ ВМФ СССР В 1945-1953 ГОДАХ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЦНИИМАШ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap