БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. BALAKLAVA UNDERGROUND MUSEUM COMPLEX


БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС
BALAKLAVA UNDERGROUND MUSEUM COMPLEX

17.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей фоторепортаж о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года.
Южная экспозиционная площадка Военно исторического музея фортификационных сооружений представляет собой подземный комплекс совершено секретных военных объектов периода «холодной войны»: морской судоходный канал, производственные помещения объекта 825 ГТС и ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР. Уникальные исторические памятники приморской военной фортификации, созданные в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря являются образцами научного и инженерно-технического творчества.
В конце 1940-х годов СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
В 1953 году Советом Министров СССР был утвержден проект подземного сооружения. разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствии с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров…
ВТС «БАСТИОН», 17.05.2020

БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 1
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 2
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 3
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 4
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 5
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 6
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 7
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 8
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 9

18.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажа о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в нем представлена послевоенная история развития подводного флота Советского Союза и современной России.
Толька первая модель подводной лодке типа «М» («Малютка») относится к Великой Отечественной войне.
Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 1960-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок и два дивизиона. 155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ.
В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия.
Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов.
155 ОБПЛ к 1970-м годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии ПЛ ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора.
Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке.
К концу 1980-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.
15 декабря 1994 года были расформированы 14-я дипл и 153-я обрпл ЧФ.
Достойно продолжает дело своих предшественников нынешнее поколение подводников-черноморцев.
В коллекции музея кроме подводных кораблей, которые служили на Черноморском флоте, и истории соединений ПЛ представлены материалы и модели практически всех основных проектов отечественных атомных подводных лодок различного назначения: ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), атомных ракетных крейсеров с крылатыми ракетами, многоцелевых атомных подводных лодок. Здесь можно получить информацию по самым современным подводным кораблям ВМФ России 4-го поколения, таким как РПКСН проекта 955 «Борей» и многоцелевой атомной подводной лодке проекта 885 «Ясень».
Кроме этого представлены в музейном комплексе Балаклавы опытные, спасательные подводные лодки и подводные лодки специального назначения.
Хорошо подан материал по подводной лодке — мишени проекта 690, кроме модели и описательного стенда, по ней представлена натурные образцы: часть корпуса и рабочий люк.
Отдельный стенд говорит о подвиге подводников атомного подводного крейсера К-141 «Курск», здесь приведен список экипажа трагически погибшего при известной катастрофе 12 августа 2000 года.
В общем раздел по отечественным подводным кораблям оставляет благожелательное впечатление.
ВТС «БАСТИОН», 18.05.2020

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 1
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 2
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 3
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 4
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 5
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 6
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 7

19.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ АС-20 ПРОЕКТА 1839 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажей о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в данном сюжете показан автономный подводный аппарат АС-20 проекта 1839.
Автономный подводный аппарат проекта 1839 предназначен для выполнения подводных работ на глубинах до 500 м и может выполнять следующие задачи:
— выполнение работ по поддержанию жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ, лежащей на грунте, и подготовкой её к подъему (расчистка комингс-площадки, доставка и присоединение шлангов ВВД, тросов-проводников ШУ, открытие клапанов и т. п.);
— выполнение работ по установке под водой средств обозначения объектов и аппаратуры различного назначения;
— допоиск затонувших объектов и их обследование;
— захват с помощью глубинного захватного устройства затонувших изделий цилиндрической формы диаметром 400-650 мм и весом в воде до 5,0 тс и вынос грузового каната ГЗУ на поверхность;
— остропка под водой различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг за счет собственной плавучести.
Прочный корпус рабочего ПА разделен на два отсека поперечной переборкой. В отсеке управления расположены два поста управления: Пост командира и пост механика. В районе поста командира установлен пульт управления движением ПА, а также перископы, позволяющие осматривать посадочную площадку, зону действия манипуляторов и наблюдать за надводной обстановкой. Пост механика оборудован .аппаратурой для управления механизмами, устройствами и системами. ;В носовой части ПА на настиле укладывается фигурный матрац и подушка для оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой манипуляторов и контролирующего подводную обстановку по курсу движения ПА Второй отсек предназначен для размещения аккумуляторной батареи, электродвигателей, внутренней дифферентной цистерны, 1 гидронасосов, гидромоторов движительного комплекса снаряда.
Прочный корпус ПА, рассчитанный на предельную глубину погружения 550 м, выполнен из стали марки АК-29 и испытан вместе с прочными цистернами на прочность и плотность в док-камере с одновременным! контролем сварных швов и соединений. Конструктивно прочный корпус представляет собой круговой цилиндр, замкнутый концевыми полусферическими переборками (толщина обшивки корпуса 12 мм, а в районах поперечной переборки и комингса входного люка —16 мм). Шпангоуты прочного корпуса, расположенные внутри и снаружи прочного корпуса, изготовлены из несимметричного полособульба № 10, концевые шпангоуты усилены. Расстояние между шпангоутами прочного корпуса составляет 205 мм за исключением двух шпаций в первом отсеке в районе межотсечной переборки, равных 200 мм. Носовая и кормовая концевые переборки сферические, сварной конструкции, толщина полотнищ 16 мм. Межотсечная газоплотная переборка -плоская с толщиной полотна 6 мм.
Движительно-рулевой комплекс, обеспечивающий перемещение снаряда в любом направлении, включает в себя маршевый гребной ВФШ в поворотной насадке и четыре подруливающих устройства: два вертикальных и два горизонтальных (лаговых) с парными разновращающимися винтами в трубах. Источником электроэнергии служит свинцово-кислотная аккумуляторная батарея типа СП-200М, состоящая из трех групп по 116 элементов (выходное напряжение 220 В), из которых две расположены вне прочного корпуса в контейнерах с жидким диэлектриком, а одна — в прочном корпусе, и четырех групп по 14 элементов (выходное напряжение 27 В) в прочном корпусе. В навигационное оборудование входят гирокурсоуказатель ТКУ-2 и вертушечный лаг ЛВП. Гидроакустическое вооружение включает в свой состав малогабаритный горизонтально-обзорный гидролокатор МГА-8.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Судно-носитель, проект 536, 537, 05361, 141С
Водоизмещение
• надводное — 46 т3,
• полное подводное — 73 т3
Глубина погружения рабочая — 500 м
Автономность — 48 ч
Мореходность — до 4 баллов
Скорость хода подводная — 3,9 узл.
Дальность плавания — 7 миль
Главные размерения:
• Длина-13,6 м
• Ширина — 3,49 м
• Высота — 4,87 м
• Диаметр прочного корпуса 2,25 м
• Осадка средняя — 2,90 м
Подъемный вес аппарата в воздухе 46,5 т
Экипаж — 6 человек
ВТС «БАСТИОН», 19.05.2020

АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ АС-20 ПРОЕКТА 1839 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
АВТОНОМНЫЙ РАБОЧИЙ СНАРЯД ПРОЕКТА 1839

16.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ ОПЫТОВОГО СУДНА ОС-24 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажей о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в данном сюжете показана модель крейсера «Ворошилов» проекта 26 перестроенного в опытовое судно ОС-24 для испытания новых видов ракетного оружия.
Модель выполнена в мастерских Центрального конструкторского бюро «Черноморец».
Крейсер «Ворошилов» вступил в строй Черноморского флота 20 июня 1940 года, принял активное участие в обороне Севастополя. Это второй корабль построенный по проекту 26, первым был крейсер «Киров».
17 февраля 1956 года крейсер «Ворошилов» вывели из боевого состава флота, разоружили и перевели в опытовое судно ОС-24 для испытания новых видов ракетного оружия.
Крейсер «Ворошилов» продолжал нести службу в составе ЧФ в качестве учебного. Применяли для стажировки офицеров БЧ-2 кораблей, вооруженных комплексами «Шторм», «Оса-М».
06 октября 1972 года крейсер переименован в ПКЗ-19, а 2 марта 1973 года исключен из списков флота.
Главный конструктор B.H. Павленко

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина……………………………..191,2 м
Ширина………….,……………….17,7м
Осадка………………………………7,2 м
Водоизмещение ………………….9550 т
Скорость……………………………..34 узла
ВТС «БАСТИОН», 16.06.2020

МОДЕЛЬ ОПЫТОВОГО СУДНА ОС-24 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 26 ТИПА «КИРОВ»

18.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажей о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в данном сюжете показана авиационная противокорабельная крылатая ракета Х-22ПГ со специальной боевой частью «Н». Экспонаты находятся на бывшем ядерном арсенале объекта 820 РТБ ВМФ СССР.
Рядом с головной частью ракеты Х-22 представлен макет термоядерной боевой части (БЧ) «Н» отечественной сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. БЧ предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп) с помощью специальной (ядерной) БЧ. Мощность термоядерного заряда: 350 – 1000 Кт.
Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности Х-22 «Буря» была начата по Постановлению Совета министров СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 г. — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я. Березняк).
Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Первые опытные образцы были изготовлены в 1962 г. В 1967 г. комплекс К-22 принят на вооружение Дальней Авиации.
Более совершенным оружием стал самолет Ту-22МЗ, для которого были спроектированы ракеты -Х-22Н,Х-22НП,Х-22НА.
Боевая эффективность комплекса К-22Н значительно повысилась — теперь для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с обычной боевой частью (БЧ).
Всего было выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов.
Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности. Самолеты Ту-95К-22 постепенно снимаются с эксплуатации, а часть Ту-22М перевооружаются на противорадиолокационные ракеты Х-15.
Х-22 представляла собой цельную конструкцию и, в отличие от других ракет, поставлялась в полностью собранном виде, без отстыковки консолей.
Ракета имеет планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора.
Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.
Для перевозки Х-22 на аэродроме служила специальная аэродромная транспортная тележка АТ-22, задние колеса которой могли «приседать» с помощью гидравлики, позволяя закатить изделие под самолет.
ВТС «БАСТИОН», 18.06.2020

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2»)



БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС

Военно-исторический музей фортификационных сооружений состоит из двух административных, музейно-экспозиционных территорий: Балаклавский подземный музейный комплекс и музейный комплекс «Михайловская батарея».

БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС

Южная экспозиционная площадка Военно исторического музея фортификационных сооружений представляет собой подземный комплекс совершено секретных военных объектов периода «холодной войны»: морской судоходный канал, производственные помещения объекта 825 ГТС и ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР. Уникальные исторические памятники приморской военной фортификации, созданные в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря являются образцами научного и инженерно-технического творчества.

ЯДЕРНЫЙ АРСЕНАЛ — РТБ – ОБЪЕКТ 820

Погрузочная площадка арсенальной зоны. Погрузочная площадка объекта РТБ 820 (Арсенал), располагается у подземного морского канала объекта 825 ГТС.
РТБ ввели в строй в 1959 г. Арсенал предназначался для хранения и подготовки ядерных боеголовок для торпед и ракет к эксплуатации, проведения регламентных работы по обслуживанию и сборке головных частей боеприпасов. Погрузочная площадка арсенала предназначалась для загрузки торпед и ракет на борт подводных лодок, которые размещались в водном канале в случае угрозы нанесения ядерного удара.
Боеприпасы доставлялись на площадку на специальных транспортных тележках на резиновом ходу, и с помощью мощной кран-балки (ее можно увидеть вверху на своде арсенальной галереи) подавались на борт подводной лодки. В мирное время площадка использовалась в качестве учебно-тренировочной, а основные работы по загрузке торпед проводились на причале в бухте в темное время суток.
Противоударные, защитно-герметические двери арсенальной зоны. Вход в арсенал и выход из него в сторону водного канала защищался специальной шлюзовой камерой с двумя типами дверей — противоударными и защитными герметичными. Ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проема размером 3000 х 2800 мм и восприятия давления Р=60 кгс/см2. Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10000 кг (10 т). Данная конструкция была спроектирована в Государственном проектном институте № 1 ВМФ «Гидростальпроект» г. Ленинград в 1959 г.
Ворота представляют собой сварные из листовой стали и проката створки, заполненные бетоном марки «М500» и подвешенные на петлях к закладной раме. Для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму, на торцевых опорных поверхностях створок ворот закреплены алюминиевые прокладки.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РТБ БАЛАКЛАВА

Реализация атомного проекта Советским Союзом осуществлялась в условиях реальной опасности перерастания холодной войны в третью мировую.
История 12-го ГУМО начинается с 4 сентября 1947 г. – даты образования Специального отдела Генерального штаба – первого структурного подразделения в вооруженных силах, созданного в целях реализации советского атомного проекта. К работам по созданию атомной бомбы были привлечены два ведомства – военное и атомной промышленности. Задачей Специального отдела Генерального штаба были подготовка и проведение испытаний атомной бомбы. Основным итогом его деятельности явилось создание в короткие сроки Семипалатинского ядерного полигона, на котором 29 августа 1949 г. было осуществлено первое ядерное испытание в СССР, положившее конец ядерной монополии США.
8 сентября 1949 года Директивой ГШ ВС СССР принимается решение о создании при ГК ВМФ 6-го отдела, на которое возлагались функции контроля организации ЯБП в ВМФ, Через год утверждается официальный статус 6-го отдела при ГК ВМФ
Ядерные боеприпасы на РТБ в период 1955 -1956 гг. хранились без ядерных зарядов и нейтронных источников, поставка которых на РТБ планировалось производить в особый период сборочными бригадами объектов «С».
Совместно со сборочными бригадами осуществлялась окончательная подготовка ядерных боеприпасов к боевому применению.
Уже с июня 1958 г. все девять центральных баз с хранящимися в них ядерными боеприпасами и личным составом Министерством среднего машиностроения были переданы МО СССР.
Эксплуатацией ядерных боеприпасов с этого момента занимались центральные базы хранения, войсковые базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил, подвижные базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил и войсковые части боевого применения.
До 31.12.1961 года работы по сборке ядерных боеприпасов в ВМФ СССР проводились в следующих воинских частях:
в/ч 25026 г. Лиепая РТБ Балтийского флота
в/ч 62047 Феодосия-13 (Симферополь-10)
в/ч 62834 Оленегорск-2 РТБ Северного флота
в/ч 81388 п. Дунай (Шкотово-22) РТБ Тихоокеанского флота
в/ч 90989 Балаклава (Севастополь) РТБ Черноморского флота.

ОБЪЕКТ 825 ГТС

В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
В 1953 году Советом Министров СССР был утвержден проект подземного сооружения. разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствии с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
В соответствии с проектом в состав противоатомный подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:
— объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
— минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
— топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн.
В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом — ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. работали круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док и уже в 1961 году в доке стояла первая ПЛ.

ИСТОРИЯ ПОДЗЕМНОГО КАНАЛА И ЗАВОДА ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Сразу после окончания Второй мировой войны США приступили к разработке плана атомной бомбардировки основных советских военно-стратегических объектов и крупнейших городов Советского Союза. Первыми в списке ядерного нападения значились: Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль.
В последующем планы нанесения ядерного удара по основным военным объектам и городам СССР регулярно корректировались. На смену планам «Меморандум № 7» и «Директива № 20/4» — 1948 г., пришли: «Браво», «Ромео», «Дельта» — 1950 г., затем был разработан план «Соляриум» — 1953 г., «Дропшот» — 1957 г., «Директива № 59» — 1980 г. и «Директива № 32» — 1982 г. Несмотря на разнообразие планов и стратегию начала войны, все эти планы объединяло одно — первоочередное уничтожение на территории СССР сначала 20 объектов, затем 118, и последовательно 299, 3 261, 8 400 до 40 000. Соответственно назначались и переносились сроки военного нападения на СССР (01.04.49 г., 01.01.50 г., 01.01.57 г. и др.).
К примеру, в соответствии с планом «Директива № 59» в случае начала новой мировой войны, предусматривалось с американской подводной лодки базирующейся под островом Крит в Средиземном море нанести ракетный удар по объектам расположенным на территории южной части СССР. Из общего ракетного залпа минимум три баллистические ракеты с системой кассетных боеголовок нацеливались на Главную базу ЧФ – Севастополь, где были сосредоточены 70 % запасов флота и базировались 90 % ракетных надводных кораблей ЧФ.
Одной и целей в Севастополе являлся основанный в 1971 году радиолокационный узел ПВО СССР на полуострове Херсонесский, предназначенный для обнаружения старта баллистических ракет на дальности до 4 тыс. км. Круглосуточное дежурство за воздушным пространством в секторе от Ирака до Венгрии, а по длине до Египта и Италии осуществляет специальный боевой расчет, который за сутки отслеживал до 7 тыс. целей.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ 14-Й ДИВИЗИИ ПЛ ЧФ

Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 60-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок и два дивизиона. 155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ. Для этого периода характерна большая напряженность боевой подготовки, полное отсутствие элементов упрощенства. Особое внимание уделялось торпедной подготовке. Большое количество надводных кораблей на ЧФ в это время позволяло формировать мощные ОБК, состоящие из крейсеров пр. 68 бис, эсминцев пр. 30 БИС – 6-8 кораблей. Стрельба торпедами отрабатывалась подводными лодками только залповая из носовых и кормовых ТА. Со временем в составе ОБК в качестве главных целей выступали противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», в составе их непосредственного ближнего охранения большие противолодочные и сторожевые корабли. С появлением в составе флота десантных кораблей атаки выполнялись и по ДЕСО, при этом он имел как ближнее, так и дальнее противолодочное и противоминное охранение. Использовались торпеды 53-51, 53-56В, как правило, минимум по 4 торпеды в залпе, в последующем торпеды САЭТ–60, 53-61, 53-65К. Развивалась противолодочная подготовка, выполнялись стрельбы в дуэльной ситуации торпедами СЭТ-53, СЭТ-65. всё это требовало очень высокой выучки от личного состава, и особенно тактической подготовки от командиров ПЛ. И действительно, командиры подводных лодок того времени были асами торпедной стрельбы, а умение их грамотно принять решение по выходу в торпедную атаку высоко ценилось среди подводников, как впрочем, и сейчас. Также большое внимание уделялось минной подготовке. Причём отрабатывался полный цикл действий при минной постановке: загрузка полного комплекта мин в торпедные аппараты и на стеллажи. Далее лодки развёртывались в район минной постановки, производили его доразведку, ставили в первую ночь первые линии активных минных заграждений, после чего уходили скрытно в район ожидания. Как правило, в районе ожидания подлодка ложилась на грунт, производила перезарядку торпедных аппаратов. С наступлением темноты снова переходила в район постановки последующих линий заграждений. Причем использовались только автономные средства навигации. В целом это были очень сложные задачи, которые требовали отличной подготовки всего экипажа, но особенно штурманов и минёров. Активно отрабатывались на штабных маневрах и фактически в море действия торпедных подводных лодок в составе завес 2-х лодочного и 3-лодочного состава. Это был большой шаг вперед в боевом использовании подводных лодок по сравнению с позиционным методом, который применялся в годы войны.
В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Это была переоборудованная под ракетную ПЛ пр.613 с двумя контейнерами в корме для хранения и пуска первых крылатых ракет для стрельбы по берегу П-5 (в дальнейшем их модификации П-5С, П-5Д) Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия. Дело это было сложное, требовало от личного состава освоение ракетного и навигационного комплексов типа «Север» и «Сила», астронавигационного комплекса «Лира». Поэтому длительное время лодка «С-69» стояла у пирса, периодически производя пуски с привлечением представителей промышленности заводов- изготовителей. Однако, с вступлением в должность командиром бригады контр-адмирала Лазарева Георгия Васильевича в 1963 году, подводная лодка «С-69» начала делать уже прицельные пуски. Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов. Надо отметить большую роль командиров ракетных лодок Кржижановского, Амаева, в дальнейшем Сергеева, Крестовского, Изюмова, флагманского штурмана 155ОБРПЛ капитана 3 ранга Ковалева Я.А., флагманского ракетчика капитана 3 ранга Барышева Валентина Владимировича, специалиста 4 отдела флота капитана 1 ранга Шипкова Ивана Петровича. Это их трудами были разработаны первые «наставления» по боевому использованию навигационных и ракетных комплексов пл ЧФ.
Командирами бригад, командирами ракетных лодок разрабатывалась тактика боевого использования ракетных ПЛ. Командиры подводных лодок, их офицеры, офицеры штабов бригады, флота очень много делали для освоения этих подводных лодок и их боевого использования . 155 ОБПЛ к 70-м годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии пл ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора. В 1979 г. высокую оценку командования получил экипаж пл «С-376» под командованием капитана 2 ранга А. Пастернак, а спустя 7 лет отлично зарекомендовала себя пл «С-197» под руководством комбрига капитана 1 ранга Владимира Жучкова на учениях флотов Болгарии, Румынии и Советского Союза. Офицеры и мичманы дивизии оказывали помощь в подготовке экипажей и эксплуатации подводных лодок в 7-ми государствах: Алжире, Болгарии, Египте, Индии, Ливии, Румынии, Сирии. Черноморские подводники стояли у истоков освоения ракетного оружия в Военно-Морском Флоте. Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке. Для этого ПЛ «СС-229» прошла переоборудование и имела приборы и оборудование, как атомные ракетные подводные лодки. За освоение нового ракетного оружия, успешные испытания крылатых и баллистических ракет, многие командиры ракетных подводных лодок, флагманские специалисты и офицеры этих лодок были награждены орденами и медалями. Командирам 155 бригады контр-адмиралу Лазареву Георгию Васильевичу, адмиралу Самойлову Владимиру Александровичу, капитану 1 ранга Маркелову Николаю Александровичу, их заместителям капитанам 1 ранга Завгороднему Ивану Николаевичу, Ясневичу Владимиру Ивановичу, командиру 153 брпл контр-адмиралу Цареву Борису Михайловичу и другим пришлось осваивать и торпедное и ракетное оружие, разрабатывать методы боевого использования как ракетных, так и торпедных лодок. И надо сказать, они это делали успешно. Очень активно в этом им помогали 4 отдел флота, оперативное управление штаба флота, отдел боевой подготовки флота, аппарат флагманского штурмана флота, гидрографическая служба флота. К концу 80-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.
В начале 60-х годов началось несение подводными лодками ЧФ боевого дежурства, боевых служб в Черном и Средиземном морях, с выходом в Атлантику. Наибольшую нагрузку по выполнению задач дальних походов имели торпедные подводные лодки «С-70», «С-384», «С-66», «С-100» и другие, где закалились командиры Громов, Коротченков, Руфеев. Боевое дежурство начиналось с 10 суток и заканчивалось 7-8 месячным боевым дежурством ракетных и торпедных подводных лодок в Донузлаве. В этот период началась отработка совместного несения боевого дежурства ракетных и торпедных подводных лодок в паре, в составе единой тактической группы.
За высокие показатели в БП и ПП 155 бригада в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР (на вечное хранение как символ воинской доблести) и в 1972 году Юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР.
За большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 30 апреля 1975 года 153 бригада пл ЧФ Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря самоотверженному ратному труду всех категорий подводников. Среди них такие известные на флоте люди, как адмиралы Чурсин С.Е., Герасимов В.И., Самойлов В.Л., Кобельский Л.И., Балтин Э.Д., Египко Н.П., Кравченко В.А., Царев Б.М., Погорелов Ф.И., Ничик Ю.М., капитаны 1 ранга Маркелов М.А., Бежанов В.И., Милованов В.П., Иванов П.П., Наугольников А.К., Жучков В.П., Косткин А.Я., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Луценко А.Ф., Паршин Г.П. и многие другие патриоты подводной службы.
15 декабря 1994 года были расформированы 14-я дипл и 153-я обрпл ЧФ. Достойно продолжает дело своих предшественников нынешнее поколение подводников-черноморцев.

Адрес музея (офис):
г. Севастополь Балаклавский р-н. Таврическая наб. 22
☏+7(8692)63-75-90
E-mail: vimfs@mail.ru
http://muzey-sevastopol.com

БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 1
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 2
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 3
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 4
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 5
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 6
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 7
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 8
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. 04.09.2019. ЧАСТЬ 9
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 1
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 2
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 3
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 4
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 5
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 6
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019. ЧАСТЬ 7
АВТОНОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ АС-20 ПРОЕКТА 1839 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
МОДЕЛЬ ОПЫТОВОГО СУДНА ОС-24 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. (ФОТОГРАФИИ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
СЕВАСТОПОЛЬ – ГЛАВНАЯ ВМБ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
МУЗЕИ
СОБЫТИЯ ОПК


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap