ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЁТ «БАЙКАЛ». LIGHT MULTIPURPOSE AIRCRAFT «BAIKAL»


ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЁТ «БАЙКАЛ»
LIGHT MULTIPURPOSE AIRCRAFT «BAIKAL»

20.09.2019
Веб-ресурс «Авиация России» опубликовал материал Андрея Величко «Каким будет и когда полетит самолёт «Байкал», в котором говорится, что с самолётом, который должен прийти на замену Ан-2, возникает всё больше вопросов, которые накапливаются по мере того, как чиновники разного уровня и другие ответственные лица предлагают нам всё больше и больше информации по этому проекту.
В августе 2019 года Минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого самолёта. Согласно материалам закупки, на разработку планируется потратить более 1,2 миллиарда рублей.
12 сентября Минпромторг определил разработчика самолёта на замену Ан-2, им стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Это следует из протокола подведения итогов открытого конкурса.
https://bmpd.livejournal.com

КАКИМ БУДЕТ И КОГДА ПОЛЕТИТ САМОЛЁТ «БАЙКАЛ»

28.09.2019

В середине сентября Минпромторг отменил результаты конкурса на проектирование лёгкого многофункционального самолёта «Байкал» для региональной авиации. Решение неожиданное, но не удивительное, учитывая, что история с этим проектом приобретает черты «мыльной оперы».
16 августа 2019 года на портале госзакупок Минпромторг объявил открытый конкурс на проведение НИОКР «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания лёгкого многоцелевого самолёта для местных воздушных линий» Шифр «ЛМС».
Примечательно, что за два месяца до этого, в середине июня, Минпромторг заключил контракт с АО «Камов», по которому эта вертолётостроительная фирма должна была к августу сформировать облик и основные лётно-технические, технико-экономические, эксплуатационные характеристики, подготовить ТЭО и техническое задание на разработку самолёта на замену Ан-2. По сообщению «Интефакса», шифр этого контракта в системе «СПАРК-Маркетинг» имел обозначение «Байкал ТП-ЭП».
Согласно опубликованной документации, соисполнителями должны были выступить ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина», АО «МВЗ им. М.Л.Миля», ООО «Байкал-Инжиниринг» и управление военных представительств Минобороны РФ.
Потребителям информации, поступающей из недр Минпромторга — нам с вами, оставалось самим догадаться, что и конкурс, и контракт с АО «Камов» относятся к одному и тому же самолёту — «Байкал», наименование, которое весной 2018 года присвоили демонстратору технологий ТВС-2ДТС, спроектированному и построенному в СибНИА.
8 июня 2018 года в ходе своей поездки в Улан-Удэ глава Минпромторга Денис Мантуров кроме того, что сообщил о присвоении самолёту имени, также раскрыл некоторые подробности хода работ по запуску в серийное производство самолёта на Улан-Удэнском авиазаводе.
Aviation21.ru

В ПРОЕКТЕ САМОЛЁТА «БАЙКАЛ» МИНПРОМТОРГ ДАЁТ ЗАДНИЙ ХОД

02.10.2019

Легкий многоцелевой самолет на замену Ан-2 «кукурузник» будет создавать компания «Байкал-Инжиниринг», следует из документации, размещенной на портале госзакупок.
Ранее на портале был размещен протокол подведения итогов открытого конкурса, в котором был определен победитель — «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Позднее результаты конкурса отменили.
«Конкурсная комиссия приняла решение признать победителем открытого конкурса в электронной форме, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме… ООО «Байкал-Инжиниринг», — говорится в документе.
Отмечается, что УЗГА так же может выполнить данную работу в случае, если победитель данного конкурса уклонится от исполнения контракта.
В августе в пресс-службе ведомства агентству анонсировали создание нового регионального самолета вместимостью 9-14 человек вместо «Кукурузника». Изначально планировалось, что Ан-2 заменит одномоторный самолет ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный Сибирским НИИ авиации на базе «Кукурузника». Его серийное производство предполагалось начать в 2021 году на Улан-Удэнском авиазаводе.
Однако в Минпромторге заявили, что ТВС-2ДТС – это экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий, и с учетом полученного научно-технического задела в рамках работы ЛМС (легкий многоцелевой самолет) создается новый серийный самолет.
В ходе МАКС-2019 главный конструктор УЗГА по самолетостроению Вадим Демин в интервью официальному изданию авиасалона ShowObserver сообщил, что завод предлагает разработать девятиместный моноплан на замену Ан-2. По его словам, самолет будет иметь максимальную взлетную массу 4,8 тысячи килограммов, что в 1,5 раза меньше, чем у ТВС-2ДТС (7,4 тысячи килограммов). Это соответствует нормам АП-23, которые устанавливают ограничения по весу для легких одномоторных самолетов в 5,7 тысячи килограммов.
Позднее управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ, входит в «Вертолеты России») Леонид Белых сообщил в интервью РИА Новости, что облик самолета, который будут производить в России на замену Ан-2, определят в сентябре. Он отметил, что после подведения итогов конкурса завод начнет организацию производства новой машины и в состоянии выполнить любой заказ.
РИА Новости

14.02.2020

Новый российский самолет «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2, будет оснащен парашютной системой спасения, сообщил ТАСС генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха.
«Там будет применяться система спасения — парашют для самолета, что кардинально повысит безопасность. Сейчас такие системы созданы для самолетов массой до двух тонн, уже активно применяются и спасли много жизней, наш самолет будет весить пять тонн, разработчику мы заказали [систему, рассчитанную] на этот вес», — сказал он.
Парашютные системы спасения в настоящее время используются в основном в легкой авиации. В случае непредвиденной ситуации, которая не позволяет пилоту продолжить полет, пиротехническим зарядом активируется спасательный парашют, который обеспечивает безопасную посадку воздушного судна.
Ранее сообщалось, что первый опытный образец самолета «Байкал» разработки УЗГА будет представлен в 2020 году, самолет будет полностью собран из комплектующих отечественного производства.
ТАСС

28.11.2020

Серийное производство самолета «Байкал», который придет на замену легендарному советскому биплану Ан-2, должно начаться на авиазаводе в Улан-Удэ в 2023 году? сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Примерно уйдет полтора года на сертификацию для того, чтобы с 2023 года уже начать серийные отгрузки с Улан-Удэнского авиационного завода», — сказал глава Минпромторга РФ.
Впервые законченный демонстратор технологий самолёта на смену Ан-2 был представлен на статической экспозиции МАКС-2017. До этого СибНИА показывал на авиасалоне промежуточные результаты своей работы — ТВС-2ДТ. Работа над ТВС-2ДТС велась в Институте по заданию Минпромторга в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В 2017 году самолёт был готов, самостоятельно перелетел из Новосибирска в Жуковский и был представлен посетителям МАКСа, напоминает ВТС «Бастион».
12 сентября 2019 года Минпромторг определил разработчика самолёта на замену Ан-2, им стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Самолёт будет иметь максимальную взлётную массу 4800 килограммов, что в 1,5 раза меньше, чем у ТВС-2ДТС. Это соответствует нормам АП-23, которые устанавливают ограничения по весу для лёгких одномоторных самолётов в 5700 килограммов.
Ранее сообщалось, что первый опытный образец самолета «Байкал» разработки УЗГА будет представлен в 2020 году, самолет будет полностью собран из комплектующих отечественного производства.
ВТС «Бастион»

28.11.2020
В 2023 ГОДУ ЗНАМЕНИТЫЙ «КУКУРУЗНИК» СМЕНИТ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ЛМС

Буквально вчера министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о том, что серийное производство самолета «Байкал», который придет на замену легендарному советскому биплану Ан-2, должно начаться на авиазаводе в Улан-Удэ в 2023 году. «Примерно уйдет полтора года на сертификацию для того, чтобы с 2023 года уже начать серийные отгрузки с Улан-Удэнского авиационного завода», — сказал глава Минпромторга РФ.
В тоже время Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ» сообщила, что специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») исследуют модель легкого многоцелевого самолета, предназначенного для местных воздушных линий. Заказчик работ — ООО «Байкал-инжиниринг».
В настоящее время ученые института завершили первый цикл испытаний модели самолета, выполненной в масштабе 1:7. Испытания прошли в аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ на скоростях 25–50 м/с с имитатором работающей силовой установки.
Основная цель прошедшего этапа — определение суммарных аэродинамических характеристик, эффективности органов управления. Также ученые изучали влияние близости земли на взлетно-посадочных режимах и визуализировали течение на элементах летательного аппарата, сообщает ЦАГИ.
В ходе испытаний выявлено, что в аэродинамических характеристиках испытуемого объекта неблагоприятный эффект «гистерезиса» (зависимости характеристик от предыстории системы) отсутствует, что является позитивным моментом с точки зрения безопасности полетов летательного аппарата. Большую роль в этом сыграл профиль крыла, разработанный специально для этого самолета и рекомендованный аэродинамиками ЦАГИ.

Эти события заставило вспомнить о легком многоцелевом самолете «Байкале» и привлекло внимание многих СМИ к данной теме.
Известно, что в октябре 2019 года дочерняя компания АО «УЗГА» «Байкал-Инжиниринг» выиграла тендер, сформированный на основании требований потенциальных эксплуатантов, на разработку легкого многоцелевого самолета (шифр ЛМС). При этом Минпромторг отказался от планировавшегося к серийному выпуску с 2021 года одномоторного самолета ТВС-2ДТС, разработанного Сибирским НИИ авиации на базе самолета Ан-2.
УЗГА принято решение реализовывать проект по созданию самолета на замену Ан-2 в рамках отдельной дочерней компании — «Байкал-Инжиниринг», поскольку предполагается участие в проекте ряда партнёров — НИЦ им. Жуковского, предприятий кооперации, инвесторов, сообщает пресс-служба АО «УЗГА».
Согласно заключенному контракту, первый опытный образец ЛМС-901 «Байкал» (образец для статических испытаний) будет создан к концу 2020 года. Начало испытаний запланировано на середину 2021 года, сертификация — на 2022 год, а запуск в серийное производство запланирован в 2023 году.
Заинтересованность в этих самолетах выразили авиакомпании «Полярные авиалинии» (Якутия), «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (Ненецкий автономный округ), «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (Архангельская область), «Аэросервис» (Забайкальский край) и другие, напоминает ВТС «Бастион».

Вот такие требования к облику самолета, продиктованные исследованием рынка, легли в основу проекта. Максимальное количество пассажиров, в соответствии с правилами АП-23 для одномоторного самолета, составляет 9 человек. Число пассажиров Ан-2 — 12 человек. Вот почему ЛМС сохраняя конфигурацию кабины близкую к Ан-2, имеет меньшие размеры. Отсюда и потребность в двигателе меньшей мощности — 800 л. с.
Задача соответствия требованиям технического задания (ТЗ) решается инженерами ООО «Байкал-инжиниринг» и УЗГА путём максимальной оптимизации конструкции, то есть уменьшения массы пустого самолёта, которая получилась почти на 1400 кг меньше, чем у Ан-2, и составляет 2040 кг. При этом с такой же загрузкой, как у Ан-2, мы имеем взлётный вес 3700 кг (максимальный разрешённый вес — 4800 кг), с которым самолёт легко взлетает с 200-220 метров. Характеристики по прочности грунта такие же, как у Ан-2. А за счёт того, что ЛМС-901 меньше, легче, имеет более высокое аэродинамическое качество, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час.
Новый самолет ЛМС-901, разрабатываемый на смену Ан-2, имеет длину в 12,2 метра, высоту — 3,7 метра и размах крыла — 16,5 метра. Максимальная взлетная масса — 4,8 тонны, скорость — до 300 км/час. Максимальная дальность полета — 3 тысячи км. Самолет создается по модульной схеме, которая позволит конвертировать его в грузовой или пассажирский вариант.
На первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства. Такой же ставится на Л-410, ЛМС-901 получит модификацию для однодвигательных самолётов. В дальнейшем импортный двигатель должен быть заменён на отечественный ВК-800, сказал в интервью изданию «АвиаПорт» главный конструктор УЗГА по самолётостроению Вадим Дёмин.
Высота салона ЛМС-901 — 160 см — такая же, как у Л-410, это почти на 20 см меньше, чем в Ан-2.
В соответствии с ТЗ, взлётно-посадочные характеристики ЛМС должны быть не хуже, чем у Ан-2. За счёт того, что самолёт меньше, легче и имеет более высокое аэродинамическое качество, чем Ан-2, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час.
Самолёт преимущественно будет эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, поэтому требования к прочности грунта у него такие же, как у Ан-2. В базовом варианте с колёсами 720 мм ЛМС-901 может эксплуатироваться на грунтовых ВПП с несущей способностью 4 кг на квадратный сантиметр. С колесами 880 мм прочность грунта может быть не менее 3,5 кг/см². Шасси для ЛМС-901 будет поставлять НАО «Гидромаш», сообщает сайт aviation21.ru.
Как рассказал Вадим Дёмин, рассматриваются варианты размещения дополнительной силовой установки (ДСУ) — двух малоразмерных электродвигателя со складывающимися винтами на консолях крыла или установить электромотор на свободную турбину под капотом, чтобы, в случае отказа маршевого двигателя, вращать свободную турбину вместе с воздушным винтом. Два электромотора ДСУ по 100 КВт и аккумуляторные батареи массой 200 килограмм дают возможность совершать полёт в течение примерно 45 минут, говорится в публикации Андрея Величко «Самолёт «Байкал», он же — ЛМС-901. Что о нём известно» на на веб-ресурсе «Авиация России».
Сборка самолёта «Байкал» будет производиться на Улан-Удэнском авиационном заводе, туда уже отправлена документация для оценки возможности его изготовления. В тоже время, у разработчиков есть опасения, сможет ли У-УАЗ уложится в целевую стоимость производства ЛМС-901.
В соответствии с техническим заданием, цена нового «Ан-2» не должна превышать 120 млн рублей в ценах 2020 года, стоимость лётного часа без учёта лизинга — 40 тысяч рублей.

ХАРАКТЕРИСТИК
Масса пустого самолёта, кг 2040
Макс. взлётный вес, кг 4800
Длина, м 12,18
Размах крыла, м 16,54
Высота, м 3,7
Площадь крыла, м² 28,734
Удлинение крыла 8,98
Двигатель General Electric H80-200 или ВК-800
Макс. скорость Н=3000 м, км/ч 300
Макс. дальность, км 3000
Расчётная дальность с нагрузкой 2000 кг, км 1500
Дистанция разбега/пробега, м 220/190
Посадочная скорость, км/ч 95
Пассажировместимость 9
ВТС «Бастион»

В 2023 ГОДУ ЗНАМЕНИТЫЙ «КУКУРУЗНИК» СМЕНИТ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ЛМС

21.04.2021

В социальных сетях опубликованы фотографии изготовления первого опытного образца лёгкого многофункционального самолёта ЛМС-901 («Байкал») на производстве Московского авиационного института (МАИ) в Москве.
Напомним, что в 2019 году по итогам конкурса ООО «Байкал-инжиниринг» — дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) — получило контракт Министерства промышленности и торговли России на разработку лёгкого однодвигательного турбовинтового многофункционального самолёта на девять пассажиров ЛМС-901 (шифр «Байкал»).
По условиям контракта, разработчик должен был к концу 2020 года передать на статические испытания первый прототип самолёта ЛМС-901 («Байкал»), которые должны проходить в МАИ, а в конце 2021 года начать лётные испытания первого прототипа. Изготовление первого прототипа самолета для статических испытаний активно ведется на производстве МАИ, хотя сроки очевидно выдержаны не были. Сообщалось, что в дальнейшем УЗГА планирует дооборудовать данный строящийся в МАИ первый прототип в летный образец для проведения летных испытаний, а также изготовить еще два опытных образца (один для летных и один для статических испытаний).
Опытные образцы ЛМС-901 должны оснащаться турбовинтовым двигателем General Electric H80-200 (модернизированный вариант чешского двигателя Walter M601). Серийные образцы самолета предполагается оснащать перспективным российским турбовинтовым двгателем ВК-800С. В соответствии с техническим заданием, стоимость серийного образца ЛМС-901 не должна превышать 120 млн рублей в ценах 2020 года, а стоимость лётного часа без учёта лизинга — 40 тысяч рублей.
https://bmpd.livejournal.com

29.04.2021

Компания «Байкал-Инжиниринг» завершила изготовление образца планера легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий (ЛМС-901 «Байкал»). В рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации также была выполнена разработка эскизно-технического проекта и рабочей документации. Работы по изготовлению образца проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Важными условиями проекта являлись применение отечественных комплектующих и агрегатов, высокая ремонтопригодность в местных условиях, экономичность, быстрая интеграция в существующие транспортные системы. Созданный российскими конструкторами и инженерами самолет безопасен, доступен и универсален. Его экономические показатели существенно лучше, чем у зарубежных конкурентов. Цена на 30-50%, а себестоимость летного часа — более чем в два раза ниже.
«Опытный образец ЛМС-901 «Байкал» будет продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне в июле. Начало его испытаний запланировано на конец этого года. Девятиместный самолет «Байкал» должен заменить на местных авиалиниях АН-2 и содействовать улучшению транспортной доступности в российских регионах, в том числе, поступив во флот создаваемой Дальневосточной авиакомпании», — отметил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Ключевые параметры были определены в соответствии с требованиями региональных авиакомпаний: две тонны полезной нагрузки, дальность полета — 1500 км, крейсерская скорость — 300 км/ч, взлет с грунтовых полос с 250 метров.
Аванпроект данного самолета предварительно прошел экспертизу в профильных научно-исследовательских институтах авиационной отрасли: Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ). Проверка подтвердила высокие значения аэродинамического качества, правильность выбранной схемы самолёта и оптимальное соотношение эксплуатационных показателей. Проектирование и изготовление взлетно-посадочных устройств осуществляет НПАО «Гидромаш».
Создание самолета выполнялось в тесной кооперации с «Московским авиационным институтом» (национальным исследовательским университетом). Инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке РКД, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов, изготовлении опытного образца планера. Конструкторское бюро ОСКБЭС МАИ имеет сертификат Разработчика и 55 летний опыт в проектировании и производстве легкой и сверхлегкой авиационной техники. Им были спроектированы и выпущены такие самолеты как «Квант» «Авиатика-МАИ-890», «МАИ-223», «Авиатика-МАИ-900 «Акробат», «МАИ-411» и другие.
Важно, что не менее 15% объёма работ должны были быть выполнены малыми предприятиями, работающими в инновационной сфере. Поэтому к работе над проектом привлекались такие малые инновационные компании как «АвиаЛтд» (г. Нижний Новгород), «Промсервис» (г.Истра), сотрудники которых обладают требуемым опытом и высокой квалификацией. Также к проекту привлечены ведущие специалисты в области разработки отечественного бортового радиоэлектронного оборудования и других самолётных систем.
«Фактически на базе «Байкал-инжиниринга» совместно с МАИ, ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и целой группой авиационных предприятий складывается центр компетенций по развитию малой авиации в России. Мы стремимся интегрировать в этот процесс все коллективы, обладающие компетенциями в данном направлении», — отметил главный конструктор ЛМС-901 «Байкал» Вадим Дёмин.
Минпромторг России

29.04.2021

Начало испытаний опытного образца отечественного легкого самолета «Байкал» запланировано на конец 2021 года. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Опытный образец ЛМС-901 «Байкал» будет продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне в июле. Начало его испытаний запланировано на конец этого года», — приводят слова Мантурова на сайте Минпромторга 27 апреля.
По его словам, данный самолет безопасен, доступен и универсален. Экономические показатели авиасредства «существенно лучше, чем у зарубежных конкурентов».
В пресс-службе уточнили, что работы по изготовлению образца планера проводились на базе Московского авиационного института. По заданию госконтракта компания должна была применить в разработке отечественные комплектующие и агрегаты. Также важным условием стало то, что не менее 15% объема работ должны были быть выполнены малыми предприятиями, работающими в инновационной сфере.
30 декабря президент России Владимир Путин заявил, что в России в 2021 году должен быть готов опытный образец нового пассажирского самолета на девять мест. Самолет «Байкал» призван заменить устаревший самолет Ан-2.
Известия.ru

19.07.2021

Долгожданная замена самолёту Ан-2, рождённому ещё в 1947 году и до недавнего времени выполнявшему существенную часть задач малой авиации, наконец-то воплощается в металле. Премьерой МАКС-2021 станет лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал», созданный по заданию Минпромторга России. Победителем конкурса на разработку самолёта пассажировместимостью девять человек в 2019 году стал Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Созданием самолёта занялась компания «Байкал-Инжиниринг», являющаяся дочерним предприятием УЗГА, сообщает пресс-служба МАКС-2021.
Новый многоцелевой ЛМС-901 должен приступить к лётным испытаниям в четвёртом квартале 2021 года, второй лётный образец планируется построить в феврале 2022 года. Программа сертификационных лётных испытаний предположительно оценивается в диапазоне от 500 до 700 полётов. Сертификация самолёта ожидается к концу 2022 года, поставка заказчикам начнётся в 2023 году.
УЗГА планирует провести на МАКС-2021 масштабную презентацию самолёта ЛМС-901, лётный образец которого будет демонстрироваться на статической стоянке авиасалона. Специальная презентация будет проведена для представителей СМИ.
ВТС «Бастион»

15-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2021

27.08.2021

Легкий самолет «Байкал», который должен сменить «кукурузник» Ан-2, планируют поднять в воздух в октябре. Об этом в четверг, 26 августа, сообщил на совещании в Волгограде замминистра промышленности и торговли России Олег Бочаров.
Совещание было посвящено вопросам развития малой авиации.
«Самолет будет поднят, по нашему плану, в воздух в конце октября. Все авиакомпании региональные будут допущены к просмотру», — указал Бочаров.
Он уточнил, что утвержденный план предполагает к 2024 году увеличение объемов ежегодного выпуска до 30 самолетов «Байкал». По словам замминистра, в дальнейшем выпуск будет увеличен до 50 самолетов в год.
В июле глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что «Байкал» планируется дооснастить электродвигателем. Поставки самолета должны начаться в 2023 году.
В свою очередь вице-премьер РФ Юрий Трутнев 11 февраля заявил, что самолеты «Байкал» станут основными в авиапарке новой дальневосточной авиакомпании.
В декабре 2020 года исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев заявил, что одной из ключевых проблем самолета Ан-2 является то, что он использует в качестве топлива авиационный бензин. Готовящийся же ему на смену «Байкал» работает на авиационном керосине, отметил эксперт.
Президент России Владимир Путин заявил, что в стране в 2021 году должен быть готов опытный образец «Байкала» — нового пассажирского самолета на девять мест, который призван заменить устаревший самолет Ан-2.
Известия.ру

02.09.2021
НОВЕЙШИЙ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском ООО «Байкал-инжиниринг» впервые представило новейший легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал».
В октябре 2019 года компания ООО «Байкал-Инжиниринг» выиграла конкурс Минпромторга России на создание Легкого Многоцелевого Самолета (ЛМС).
Минпромторгом России были заданы основные требования по характеристикам будущего самолета. Целевая стоимость самолета при серийном производстве не должна превышать 120 миллионов рублей в ценах 2020 года, стоимость летного часа (без учета стоимости владения) – не более 30 тысяч рублей.

20 июля 2021 года ООО «Байкал-инжиниринг» на площадке международного авиакосмического салона (МАКС) в подмосковном городе Жуковском представил Владимиру Путину опытный образец легкого многоцелевого самолета «Байкал».
ЛМС-901 «Байкал» призван улучшить транспортную доступность российских регионов, заменить Ан-2 в традиционных сферах применения: грузоперевозках, поисково-спасательных работах, авиалесоохране, при выполнении сельскохозяйственных задач, обучении. ЛМС «Байкал» будет оснащён российским двигателем ВК-800С. Модификации «Байкала» с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси будут востребованы в удаленных российских регионах и на территории Арктики.
Легкий многоцелевой самолет «Байкал» создает уникальную категорию унитарных турбовинтовых самолетов.
«Байкал», благодаря лучшим показателям в классе по дальности полета, максимальной скорости и полезной нагрузке, является идеальным воздушным судном для выполнения задач любого типа.

Преимущества:
• Возможность эксплуатации на грунтовых ВПП
• Укороченные взлет и посадка
• Эксплуатация в диапазоне от-50° С до +50° С
• Лыжное / колесно-лыжное шасси
• Низкие эксплуатационные расходы
Компоновка:
• Пассажирская
• Грузовая
• Санитарная
• Парашютная
• Специального назначения
ЛМС «Байкал» должен приступить к летным испытаниям в четвертом квартале 2021 года. Сертификация самолета ожидается к концу 2022 года, а поставка заказчикам начнётся в 2023-м.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Макс, взлетный вес 4800 кг
Макс, коммерческая нагрузка 2000 кг
Размах крыла 16,5 м
Длина 12,4 м
Высота 5,5 м
Двигатель 1 х СЕ Н80-100 800 л.с.
Винт 1 х Hartzell Propeller 4лопасти
Макс. крейсерская скорость 300 км/ ч
Макс. дальность 3000 км
Макс. дальность (нагрузка 2000кг) 1500 км
Длина разбега/пробега (9 пас.) 250/230 м
Расход топлива 120 кг/ч

ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ
Количество мест 9
ВТС «БАСТИОН», 02.09.2021


НОВЕЙШИЙ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» НА МАКС-2021 НА МАКС-2021. ЧАСТЬ 1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» НА МАКС-2021 НА МАКС-2021. ЧАСТЬ 2
15-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2021



ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЁТ «БАЙКАЛ»


Впервые законченный демонстратор технологий самолёта на смену Ан-2 был представлен на статической экспозиции МАКС-2017. До этого СибНИА показывал на авиасалоне промежуточные результаты своей работы — ТВС-2ДТ.
Работа над ТВС-2ДТС велась в Институте по заданию Минпромторга в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В 2017 году самолёт был готов, самостоятельно перелетел из Новосибирска в Жуковский и был представлен посетителям МАКСа.
В феврале 2018 года в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи было подписано соглашение об организации местных воздушных линий в Сибири и на Дальнем Востоке, для чего необходимо создать новую авиакомпанию на базе одного из уже существующих в Якутии авиаперевозчиков, основу парка которой должны были составить лёгкие многоцелевые самолёты ТВС-2ДТС. Соглашение также предусматривало организацию серийного производства ТВС-2ДТС на мощностях Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ), входящего в холдинг «Вертолёты России».
В апреле 2018 года У-УАЗ и якутская авиакомпания «Полярные авиалинии» подписали долгосрочный контракт на поставку самолётов малой авиации ТВС-2ДТС. Первую партию предприятие планировало передать в 2021 году. В начале ноября 2018 года стало известно, что производство трёх опытных образцов самолёта «Байкал» (ТВС-2ДТС) начнётся на Улан-Удэнском авиазаводе в 2020 году, конструкторская документация уже передана в производство/
В августе 2019 года Минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого самолёта. Согласно материалам закупки, на разработку планируется потратить более 1,2 миллиарда рублей.
12 сентября Минпромторг определил разработчика самолёта на замену Ан-2, им стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Это следует из протокола подведения итогов открытого конкурса.
Самолёт будет иметь максимальную взлётную массу 4800 килограммов, что в 1,5 раза меньше, чем у ТВС-2ДТС. Это соответствует нормам АП-23, которые устанавливают ограничения по весу для лёгких одномоторных самолётов в 5700 килограммов.
Демонстратор технологий ТВС-2ДТС оснащён американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлётной мощностью 1100 л.с. и пятилопастным реверсивным винтом производства компании Hartzell Propeller Inc. (США). Отказ Минпромторга от запуска в серийное производство самолёта ТВС-2ДТС можно объяснить необходимостью максимального сокращения количества импортных комплектующих.
Схема самолёта-моноплана выбрана исходя из задачи снизить массу планера с тем, чтобы уложиться в требования авиационных правил к одномоторным самолётам с одним двигателем и обеспечить возможность применения российского двигателя, мощность которого меньше американского.
До декабря 2019 должны быть созданы чертёж общего вида самолёта и эскизно-техническая проектная документация, проведены расчёты на статическую прочность, а также сформирована рабочая конструкторская документация на планер, его системы и силовую установку.
Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, затем к декабрю должен быть создан опытный образец самолёта для статических испытаний.

В новом самолёте все компоненты для изделий из ПКМ должны быть российскими. Здесь можно сказать, что прекращение иностранных поставок ПКМ для среднемагистрального самолёта МС-21 косвенно сказалось на сроках начала серийного производства и самолёта «Байкал». Учитывая, что это цельнокомпозитный самолёт, требуется перепроектирование планера и проведение новых статических и ресурсных испытаний.
Учитывая, что проектная документация должна быть разработана до сентября 2020 года, а опытный самолёт для статических испытаний построен к декабрю 2020 года, то начало серийного производства можно ожидать не ранее первой половины 2022 года.
ЛМС-901 «Байкал» призван улучшить транспортную доступность российских регионов, заменить Ан-2 в традиционных сферах применения: грузоперевозках, поисково-спасательных работах, авиалесоохране, при выполнении сельскохозяйственных задач, обучении. ЛМС «Байкал» будет оснащён российским двигателем ВК-800С. Модификации «Байкала» с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси будут востребованы в удаленных российских регионах и на территории Арктики.
Проект ЛМС (Легкий Многоцелевой Самолет) реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»
ЛМС «Байкал» создается для местных воздушных линий с широкой областью применения: грузовые перевозки, лесопатрульные работы и десантирование, патрулирование и мониторинг, санитарный вариант (транспортировка лиц, нуждающихся в
медицинской помощи), аэрофотосъемка, поисково-спасательные и авиационно-химические работы.
Минпромторгом России были заданы основные требования по характеристикам будущего самолета. Целевая стоимость самолета при серийном производстве не должна превышать 120 миллионов рублей в ценах 2020 года, стоимость летного часа (без учета стоимости владения) – не более 30 тысяч рублей.
На сегодняшний день единственный отечественный серийный самолет, способный покрыть задачи авиации общего назначения – легендарный Ан-2, спроектированный в ОКБ-153 при Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова в 1946 году.
За годы производства было выпущено более 15 тысяч самолетов Ан-2 различных модификаций.
Работая на местных воздушных линиях и в условиях крайнего севера, за свою 50-летнюю
историю Ан-2 перевез более 500 млн пассажиров и более 9 млн тонн грузов.
В октябре 2019 года компания ООО «Байкал-Инжиниринг» выиграла конкурс Минпромторга России на создание Легкого Многоцелевого Самолета (ЛМС).
Контракт предусматривает разработку рабочей конструкторской документации на самолет и его системы, а также изготовление опытного образца самолета для проведения статических испытаний.

Максимальная полезная нагрузка обусловлена маркетинговыми исследованиями, которые проводились на этапе аванпроекта. По результатам исследований максимальная нагрузка при выполнении перевозок на воздушных судах такого класса, как правило не превышает 2000 кг. Меньшая грузоподъемность коммерчески менее привлекательна для эксплуатантов, большая влечет за собой увеличение веса конструкции, а значит, ухудшение ВПХ (взлетно-посадочные характеристики), удорожание стоимости производства и, как следствие, конечной стоимости самолета.
Максимальная крейсерская скорость полета, как и полезная нагрузка, также обусловлена исследованиями специалистов.
Это компромисс между необходимостью обеспечить приемлемые ВПХ без чрезмерного усложнения конструкции крыла самолета, что повлечет изменение его массовых характеристик, и максимальной дальности и продолжительности полета.

При анализе загрузки пассажирских рейсов было определено оптимальное количество пассажиров, которое обеспечивает коммерческую выгоду. Поэтому салон самолёта спроектирован таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для любого допустимого количества пассажиров. Пассажировместимость продиктована нормами летной годности гражданских легких самолетов, а именно правилами АП-23. Максимальное количество пассажиров для одномоторного самолета составляет 9 человек.
Конструкция фюзеляжа предусматривает установку легко конвертируемого грузо-пассажирского салона. Для конвертации салона в грузовой необходимо демонтировать пассажирские кресла.
Пассажирские кресла установлены по схеме 1+1: пять по правому борту и четыре – по левому. Первый ряд кресел установлен против полета, остальные – по полету.
Нижний край проема грузовой двери параллелен земле в стояночном положении.
Габариты дверного проема имеют размеры 1300х1530 мм.
Необходимый состав БРЭО (бортового радиоэлектронного оборудования) был определён при непосредственном участии компаний-эксплуатантов самолетов данного типа и полностью обеспечивает безопасное выполнение полетов не севернее 73 северной широты с базовым составом БРЭО.
Исходя из предполагаемых условий эксплуатации и при непосредственном экспертном участии компаний-эксплуатантов была установлена максимальная дальность полёта самолёта с разным весом коммерческого груза. Установленное значение – наиболее оптимально для такого типа самолёта и является достаточно комфортным для экипажа и пассажиров.
Максимальный запас топлива был установлен исходя из требований по дальности, продолжительности и скорости полёта, а также выбранной силовой установки и её технических характеристик.
Конструкция шасси самолета допускает эксплуатацию с грунтовых аэродромов и посадочных площадок с удельной прочностью покрытия от 4.5 кг/см2. Для обеспечения приемлемых ВПХ крыло самолета имеет развитую механизацию с двухщелевым закрылком, а силовая установка развивает мощность более 800 лошадиных сил и дополнена винтом с изменяемым шагом.

Варианты силовых установок:
— установка GE H80-100 с винтом Hartzell HC B4TW 3/T10282N / ВВ-7
— установка ВК-800СМ с винтом АV-410 / ВВ-7
Главными преимуществами самолета являются относительная конструктивная простота, безопасность, универсальность, ремонтопригодность, а также доступность практически всех материалов, систем и агрегатов. Ключевые параметры самолета были определены в соответствии с требованиями региональных авиакомпаний: две тонны полезной нагрузки, дальность полета — 1500 км, крейсерская скорость — 300 км/ч, взлет с грунтовых полос с 250 метров.
Для реализации проекта будет использован уже существующий задел, привлечены лучшие специалисты отрасли, а также использованы новейшие технологии и научно-конструкторские разработки.
ЛМС «Байкал» – это уникальный отечественный проект.
Заинтересованность в ЛМС уже выразили ряд российских авиаперевозчиков, таких как: «Полярные авиалинии», «Нарьян-Марский объединений авиаотряд», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», «Аэросервис» и другие. Представители данных авиакомпаний принимали активное участие в разработке требований к новому самолету.
20 июля 2021 года ООО «Байкал-инжиниринг» на площадке международного авиакосмического салона (МАКС) в подмосковном городе Жуковском представил Владимиру Путину опытный образец легкого многоцелевого самолета «Байкал».
Глава государства осмотрел передовые образцы российской авиатехники и отметил, что авиакосмическая промышленность России уверенно развивается и сохраняет лучшие традиции национальной конструкторской школы благодаря технологичным разработкам.
ЛМС «Байкал» должен приступить к летным испытаниям в четвертом квартале 2021 года. Сертификация самолета ожидается к концу 2022 года, а поставка заказчикам начнётся в 2023-м.

ХАРАКТЕРИСТИК
Масса пустого самолёта, кг 2040
Макс. взлётный вес, кг 4800
Длина, м 12,18
Размах крыла, м 16,54
Высота, м 3,7
Площадь крыла, м² 28,734
Удлинение крыла 8,98
Двигатель General Electric H80-200 или ВК-800
Макс. скорость Н=3000 м, км/ч 300
Макс. дальность, км 3000
Расчётная дальность с нагрузкой 2000 кг, км 1500
Дистанция разбега/пробега, м 220/190
Посадочная скорость, км/ч 95
Пассажировместимость 9



Источники:
• aviation21.ru,
• bmpd.livejournal.com,
• ВТС «Бастион»
• http://flybaikal.ru/about
• http://flybaikal.ru/news#!/tproduct/347306437-1629284117137
и др.



НОВЕЙШИЙ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛИ НА МАКС-2021
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» НА МАКС-2021 НА МАКС-2021. ЧАСТЬ 1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ «БАЙКАЛ» НА МАКС-2021 НА МАКС-2021. ЧАСТЬ 2
В 2023 ГОДУ ЗНАМЕНИТЫЙ «КУКУРУЗНИК» СМЕНИТ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ЛМС
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ АН-2МС (ТВС-2МС)
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ АН-2-100
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ АН-2
УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РОССИЙСКИЕ ЛЕГКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ. ПАССАЖИРСКИЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap