ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А». STRATEGIC AVIATION CRUISE MISSILE «METEORITE-A»


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А»

STRATEGIC AVIATION CRUISE MISSILE «METEORITE-A»

16.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017

На Международном военно-техническом форуме Армия-2017 на открытой площадке у павильона КТРВ НПО Машиностроения представило свою уже не новую разработку стратегическую крылатую ракету «Метеорит».
Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ.
Согласно замыслу конструкторов, предполагалось создать СКР «Метеорит» в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно.
В 1991 году все работы по комплексу «Метеорит» были прекращены.
Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007 в Жуковском и международном форуме «Армия-2018» в Кубинке. Макет крылатой ракеты 3М25 Метеорит-А находился в музее техники Вадима Задорожного.
Советская стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» была передана Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» в Музей Космонавтики в Геленджике.
ВТС «БАСТИОН», 16.05.2019

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М»
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

20.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»

На выставке «Яркий след крылатого метеорита», посвященной 100-летию генерального конструктора ракетно-космической техники В.Н.Челомея, была продемонстрирована авиационная стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А».
Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ.
Сверхзвуковая высотная крылатая ракета унифицированного комплекса ракетного оружия стратегического назначения позволяла наносить удары по наземным объектам без захода в зону активной обороны противника. Ракета разрабатывалась в 70-80-е годы для вооружения атомных подводных лодок и стратегических ракетоносцев.
По своим тактико-техническим характеристикам, подтвержденным результатами полного цикла испытаний, ракета значительно превосходила все имевшиеся на тот момент стратегические крылатые ракеты как у нас в стране, так и за рубежом.
ВТС «БАСТИОН», 20.05.2019

СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М»
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
«ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА» – ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А»

Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9 декабря 1976 г. о разработке универсальной стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит» с дальностью полёта около 5000 км в ЦКБМ. Фактически, состоялся возврат к идее создания стратегических крылатых ракет СКР) после того, как в конце 1950-х гг. Советский Союз и США отказались от разработки таких ракет в пользу межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Причина прекращения работ СКР в конце 1950-х — начале 1960-х гг. заключалась в предположении невозможности преодоления крылатыми ракетами, летящих на средних высотах, ПВО противника. В некоторых источниках в 1990-х гг. ракету «Метеорит» стали именовать как П-750 и «Гром».
Предназначенная для базирования на атомных подводных лодках, самолетах-ракетоносцах или наземных средствах, оснащенная уникальным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на траектории с точным выходом на заданную цель, эта ракета являлась бы практически неуязвимой на присущих ей высотах полета для средств противоракетной обороны.
Согласно замыслу конструкторов, предполагалось создать СКР «Метеорит» в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Разработка «Метеорита» шла по трем основным вариантам:
• корабельная стратегическая крылатая ракета «Метеорит-М» (код НАТО: SS-N-24 Scorpion), которой была оснащена одна переоборудованная атомная подводная лодка проекта 667М в 1980 году;
• авиационная стратегическая ракета «Метеорит-А» (код НАТО: AS-X-19) для вооружения тяжелых бомбардировщиков Ту-95;
• стратегическая ракета для наземных пусковых установок «Метеорит-Н».
Головным разработчиком ракетного комплекса и ракеты было назначено ЦКБ машиностроения (с 1983 г. НПО машиностроения). Разработка осуществлялась сначала под руководством генерального конструктора В.Н. Челомея. Главными конструкторами этой темы являлись заместители В.Н. Челомея — В.Е. Самойлов, а затем Г.А. Ефремов., который в последствии стал генеральным конструктором НПО машиностроения и осуществлял общее руководство этой темой и другими проектами предприятия.
В 1977 году были согласованы ТТЗ на комплексы различных видов базирования, организована разветвленная кооперация предприятий-соисполнителей, разработаны и согласованы частные задания на системы.
Предполагалось создать КР в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Ракета рассматривалась как принципиально новый класс стратегических ударного вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без входа в зону его противодействия.

Конструктивно ракета «Метеорит» была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень со складывающимся стреловидным крылом и вертикальным оперением была оснащена маршевым турбореактивным двигателем разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник двигателя размещался под фюзеляжем.
Воздушный вариант ракеты «Метеорит-А» (изделие 255), с дальностью стрельбы до 5000 км и высотой полета на маршевом участке 22-24 км со скоростью около 3000 км/ч., в отличие от морского «Метиорит-М» и наземного «Метериорит-Н» ускорителями не оснащался. Длина ракеты «Мeтеорит-А» составляла 12,8 м, стартовый вес 6,3 т. Вес специальной боевой части около 1 т.
Ракета «Метеорит-А» создавалась на базе корабельной ракеты 3М25, которой в 1980 году была оснащена одна атомная подводная лодка проекта 667М.
Составляющими маршевой ступени являлись воздухозаборник, выходное устройство и маршевый турбореактивный двигатель (ТРД) КР-23. Топливная система маршевой ступени характеризовалась разделением топливного бака емкостью 2800 литров на пять секций, что позволило сохранять центровку ракеты на всех этапах выработки топлива. На ракете применена двухступенчатая система наддува топливного бака. Во время полета на больших высотах температура топлива и КР в целом опускалась ниже минус 50 градусов, что вызвало проблемы с запуском ТРД. Для выхода из сложившейся ситуации в систему был введен дополнительный пусковой топливный бачок емкостью пять литров, который имел обогрев и тем самым обеспечивал нормальный запуск.
В двигателе применялась комбинированная автоматическая электронно-гидравлическая система управления, включающая в себя электронный аналоговый регулятор Р-93А и топливный насос-регулятор НР-93А, который имел канал резервирования, позволяющий обеспечивать двигатель топливом в случае отказа основной системы.
Высокая удельная скорость потока на входе в двигатель с учетом требуемой массы и габаритов привела к необходимости применения новых технических решений в конструкции ТРД. В результате удалось создать компактную камеру сгорания с нормальным температурным полем. Когда во время испытаний возникла проблема преодоления трансзвуковых скоростей, удачные конструктивные решения позволили провести форсирование двигателя без изменения его конструкции. Увеличения тяги добились за счет газогенератора и повышения оборотов двигателя, ввиду отсутствия форсажной камеры, а также благодаря повышению температуры газа перед турбиной.
Ракета имела комплекс преодоления противоракетной обороны, в том числе и специальную аппаратуру, создававшую за ней длинный шлейф ионизированного воздуха, который препятствовал точному наведению зенитных ракет средств ПВО противника.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования «Метеорит-М» состоялась в декабре 1978 года, а комплекса авиационного базирования «Метеорит-А» — в январе 1979 года. Рабочая техдокументация передавалась на один из наиболее высокотехнологичных серийных заводов, где велось изготовление крылатых ракет. Сборка крылатых ракет происходила на мощностях завода имени Хруничева.
Первый испытательный пуск ракеты с наземного стенда, состоявшийся 20 мая 1980 года, был неудачным, как и три последующих пуска. Первый успешный пуск ракеты состоялся 16 декабря 1981 года.
26 декабря 1983 года ракета «Метеорит» стартовала с подводной лодки проекта 667М (К-240), оснащенной 12 пусковыми установками для таких ракет, на полигоне в Баренцевом море. Всего до конца 1984 г. было произведено 22 пуска всех модификаций.

Подходящим носителем для авиационного варианта КР «Метеорит-А» стал стратегический ракетоносец Ту-95МС, однако ввиду недостаточного размера его грузового отсека было принято решение о размещении КР на внешней подвеске с использованием четырех балочных держателей. Переоборудованный самолет получил обозначение Ту-95МА. Согласно опубликованным фотографиям модифицированный вариант самолета Ту-95МС – носитель крылатых ракет «Метеорит-А» – Ту-95МА мог нести два «Метеорита» , размещаемых на специальных пилонах под крылом бомбардировщика.

Испытания ракеты 3М25А «Метеорит-А» с самолета-носителя начались в 1983 году. При испытаниях авиационного варианта ракеты «Метеорит-А» самолет Ту-95МА с ракетой на наружной подвеске поднимался с одного из подмосковных аэродромов, уходил в зону пуска СКР, выполнял пуск и возвращался обратно.
Авиационный носитель прошел множество испытаний с целью определения его ЛТХ с подвешенными КР
Как отмечают специалисты, по своим тактико-техническим и боевым характеристикам ракета «Метеорит-А» значительно превосходила все имеющиеся в то время стратегические крылатые ракеты морского и авиационного базирования. При создании комплекса был разработан ряд уникальных систем.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАРИАНТОВ СКР «МЕТЕОРИТ»

Комплекс «Метеорит-А» «Метеорит-М» «Метеорит-Н»
Ракета 3М-25А 3М-25Н 3М-25Н
По классификации НАТО AS-X-19 SS-N-24 «Scorpion» SSC-X-5, GLSM
Первый пуск 11.01.1984 г. 25.12.1983 г. 20.05.1980 г.
Геометрические размеры, м:
  • длина
12,8 12,8 12,8
  • размах крыла
5,1 5,1 5,1
  • диаметр
0,9 0,9 0,9
Скорость полета,км/ч 3000-3500 3000-3500 3000-3500
Продолжительность полета, мин около 60 около 60 около 60
Маршевая высота полета, м 22000-24000 22000-24000 22000-24000

К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до ума. Сказалось и низкое качество изготовления, как самой ракеты, так и отдельных ее агрегатов. В результате разработка всех вариантов СКР «Метеорит» была прекращена. В дальней авиации ставку сделали на менее габаритную дозвуковую стратегическую крылатую ракету Х-55 и ее варианты, созданную в 1982 году в МКБ «Радуга и принятую на вооружение в конце 1983 года.
СКР Х-55 была более предпочтительна для установки на стратегических авиационных комплексах Ту-95МС, а затем и модернизированных Ту-160. Грозный «Метеорит» так и остался на уровне опытного образца.
По дальности полета СКР «Метеорит-А» должна была вдвое превзойти разрабатывавшуюся дозвуковую стратегическую крылатую ракету Х-55 и могла повысить боевые возможности тяжелых бомбардировщиков по поражению удаленных объектов противника.
Ракеты «Метеорит-А» и Х-55 использовали совершенно разные способы преодоления ПВО. Ракета «Метеорит-А» была рассчитана на сверхзвуковой прорыв ПВО на больших высотах с использованием многофункционального комплекса средств защиты (МФКЗ), а Х-55 должна была преодолевать ПВО на дозвуковой скорости за счет низкого уровня заметности и маловысотного полета. Совместное применение таких ракет могло усложнить их перехват системой ПВО противника. При этом ракеты «Метеорит-А» могли бы использоваться для подавления систем ПВО перед подлетом дозвуковых ракет Х-55.
В 1991 году все работы по комплексу «Метеорит-А» были прекращены.

При разработке СКР «Метеорит» был накоплен уникальный опыт в области создания ракетной техники.
В 1993 году, когда разработка КРК «Метеорит-М» была полностью остановлена, на мощностях завода оставалось 15 единиц готовых изделий 3М-25.
Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007 в Жуковском и международном форуме «Армия-2018» в Кубинке. Макет крылатой ракеты 3М25 Метеорит-А находился в музее техники Вадима Задорожного.
Советская стратегическая крылатая ракета «Метеорит-А» была передана Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» в Музей Космонавтики в Геленджике.

Модификации
• Метеорит-М — Морской вариант ракеты. Код НАТО SS-N-24 Scorpion. Предназначались для вооружения подводных лодок проекта 949М и 667М «Андромеда». В конце 1989 г. работы по программе АПЛ проекта 667М с КРК «Метеорит-М» были прекращены.
• Метеорит-А — Авиационный вариант ракеты Метеорит. Код НАТО AS-X-19. Предположительный индекс — Х-80. Разработка велась по постановлению Совета Министров от 9 декабря 1976 года на конкурсной основе совместно с ракетой МКБ «Радуга» Х-55. В качестве носителя планировались стратегически бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В связи с принятием на вооружение крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 все работы по «Метеориту-А» были прекращены в 1984 году.
• Метеорит-Н — Наземный вариант. Код НАТО SSC-5.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НПО Машиностроения
Назначение авиационная стратегическая крылатая ракета
Состояние испытания в середине 1980-х гг., разработка прекращена
Код НАТО AS-X-19 Koala (BL-10)
Самолет-носитель Ту-160, Ту-95МС, Ту-95МА
Тип ракеты 3М25А (изделие 255)
Число ракет на одном носителе 2
Система управления инерциальная и радиолокационная с системой коррекции по рельефу местности
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальн. стрельбы, км 3000 (4000-5000)
Высота полета, км 24
Тип боевой части специальная
Вес боевой части, кг 1000
Скорость полета 2,5-3,0М (3000 км/ч)
Длина ракеты, м 12,5 (12,8-13,0)
Стартовый вес, т 4,5 (6,3)
Тип двигателя ТРД КР-23

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 6.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
3. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
5. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
6. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
7. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
8. Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
9. Михаил Кардашев «Полет рукотворного «Метеорита»». НВО от 12.04.2013 (http://nvo.ng.ru)
10. Евгений Друзин «Крылатый «Метеорит» стратегического назначения». Военно-промышленный курьер № 7 (475) за 20 февраля 2013 года
11. Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
12. Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
13. Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
14. «Техника и оружие» №2-1995 (стр. 48)
15. «Крылья» складывать рано» Г.Костев — «Красная Звезда»
16. «Милитари Текнолоджи», №5-1995
17. «Авиация и время» №5 (19) -1996
18. «Ядерное оружие СССР», перевод на русский язык
19. Все цвета “Радуги» — «Вестник Воздушного Флота»
20. P.Butowski. Bombowiec Strategiczny Tu-160 — NTW №4-1994
21. Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
22. С.Мороз «Туполев Ту-95», Киев: «Архив-Пресс», 1999
23. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
24. COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
25. Ригмант В.Г. «Самолеты ОКБ Туполева». М: «Русское авиационное акционерное общество», 2001 г.
26. www.testpilots.ru, commi.narod.ru, www.russianarms.ru, www.from-ua.com, kri.dn.farlep.net и др.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ» НА АРМИЯ-2017
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
СВЕРХЗВУКОВАЯ ВЫСОТНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «МЕТЕОРИТ-А» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК – РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-95МА
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-М»
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МЕТЕОРИТ-Н»
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap