57-ММ ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57. 57-MM LIGHT AIRBORNE SELF-PROPELLED ARTILLERY UNIT ASU-57


57-ММ ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57
57-MM LIGHT AIRBORNE SELF-PROPELLED
ARTILLERY UNIT ASU-57

01.12.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015

На первом Международном военно-техническом форуме «Армия 2015» в секторе ВДВ показали уже не новую, но долго служившую в десантных войсках 57-мм легкую авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57.
Легкая авиадесантная артиллерийская установка (Объект 572) класса противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ) была разработана конструкторским бюро № 40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) под руководством главного конструктора по направлению бронетехники Н.А. Астрова в 1948 году для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса было совмещено с отделением управления. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие (длинноствольная 57-мм пушка). При необходимости боевое отделение сверху прикрывалось съемным брезентовым тентом.
Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и клепкой.
Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра/4227 мм, в том числе нарезной части 56,91 калибра/3244 мм, оснащённый дульным тормозом; встречающиеся в некоторых источниках сведения о наличии эжектора не соответствуют действительности, узел за дульным тормозом представлял собой муфту для соединения его со стволом.

В МТО поперек корпуса расположен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е (аналогичный устанавливаемому на легковом автомобиле повышенной проходимости ГАЗ-69). Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м.
АСУ-57 была приспособлена для десантирования парашютным способом на платформе ПП-128-500 (позже П-7) отдельно от экипажа и посадочным способом. До появления подходящих самолетов военно-транспортной авиации транспортировка АСУ-57 могла осуществляться только тяжелыми планерами Як-14 и Ил-32. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транспортировке в планере или самолете использовалось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус. Экипаж АСУ-57 в полёте располагался на съёмных сиденьях в хвостовой части грузового отсека планера.
Машина оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-47 на три абонента для внутренней связи и радиостанцией 10-РТ-12 (с 1961 года Р-113) для внешней связи. Радиостанция размещалась в боевом отделении перед сиденьем командира и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. Максимальная дальность связи для Р-113 — до 20 км.

АСУ-57 стала первым серийным образцом бронетанкового вооружения для укомплектования частей и подразделений воздушно-десантных войск (ВДВ) и долгое время оставалась их основным видом бронетехники . 19 сентября 1951 года АСУ-57 была принята на вооружение Советской Армии.
Серийное производство самоходной установки осуществлялось до 1962 г. Выпущено порядка 350-400ед.
С принятием АСУ-57 на вооружение, согласно принятому в 1953 году новому штатному расписанию, на новую САУ был переведён отдельный самоходно-артиллерийский дивизион, ранее вооружавшийся 18 неавиатранспортабельными СУ-76М. По новому штату, в дивизионе имелось 35 АСУ-57 в пяти семиорудийных батареях.
С начала поступления в войска, АСУ-57 использовались во всех крупных учениях воздушно-десантных войск и исследованиях в области применения авиадесантной бронетехники. АСУ-57 стала одним из первых шагов на пути преобразования и развития советских ВДВ.
Впервые АСУ-57 публично продемонстрирована 1 мая 1957 года на параде на Красной площади в Москве.
К середине 1960-х годов отдельный самоходно-артиллерийский дивизион дивизии был перевооружён новыми самоходными пушками СУ-85, тогда как АСУ-57 вошли в состав самоходно-артиллерийских батарей воздушно-десантных полков, имевших, по 9 — 10 САУ.
Помимо производства для собственных вооружённых сил, АСУ-57 поставлялись в Польшу и ГДР.
В 1968 году использовалась при вводе советских войск в Чехословакию.
В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на боевые машины десанта БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов.
В настоящее время образец легкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57 находится в парке «Патриот» в Кубинке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,т 3,35
Двигатель М20Е: тип -рядный 4-цилиндровый карбюраторный, жидкостного охлаждения
Максимальная мощность, л.с 55
Максимальная скорость, км/ч:
• по шоссе 45
• по пересеченной местности 20-25
Запас хода по шоссе, км 250
Экипаж, чел 3

ВООРУЖЕНИЕ

Нарезная полуавтоматическая пушка Ч-51, калибр, мм 57
Боекомплект: выстрелов, шт 30
Броневая защита- противопульная, мм 4-6

ВТС «Бастион» 01.12.2020

ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015


57-ММ ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57

Самоходная установка полуоткрытого типа АСУ-57 (объект 572) была разработана в ОКБ-40 главного конструктора Н.А.Астрова под руководством Д.И.Сазонова на специальной базе со сварным бронированным корпусом (частично клепанным). Легкобронированный корпус без крыши прикрывался сверху брезентом.

АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса было совмещено с отделением управления. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие (длинноствольная 57-мм пушка). При необходимости боевое отделение сверху прикрывалось съемным брезентовым тентом.
Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и клепкой.

В моторно- трансмиссионном отделении был установлен автомобильный карбюраторный двигатель М-20Е в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами. Все члены экипажа находились в рубке. Бронекорпус для АСУ производил завод дробильно-размольного оборудования (г. Викса, Горьковская обл.). АСУ-57 имела минимальный радиус разворота 1,9 м.
Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра/4227 мм, в том числе нарезной части 56,91 калибра/3244 мм, оснащённый дульным тормозом; встречающиеся в некоторых источниках сведения о наличии эжектора не соответствуют действительности, узел за дульным тормозом представлял собой муфту для соединения его со стволом.

Установленная на машине пушка крепится к лобовому листу и днищу корпуса. Главным конструктором орудия Ч-51 -был Е.В.Чарнко. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором копирного типа и корытообразной люлькой. за люлькой размещались направляющие для захватов ствола. Пушка имела ствол моноблок с мнокамерным дульным тормозом и гидравлический тормоз тормозом отката и гидропневматическим накатником. Качающаяся часть и люлька монтировались на раме. В 1955 году был начат серийный выпуск модернизированной пушки Ч-51М с новым двухкамерным дульным тормозом и эжектором, расположенным на расстоянии четырех калибров от дульного среза. Для наведениея орудия был применен подъемный механизм секторного типа и винтовой поворотный механизм. Для стрельбы с закрытых огневых позиций на САУ была установлена артиллерийская панорама, прямая наводка осуществлялась оптическим прицелом с подсветкой шкалы ночью. Пушки Ч-51 и Ч-51М производились на заводе №106. Подкалиберный снаряд орудия мог пробивать броню до 90-100 мм.
Тип воздухоочистителя на установке АСУ-57 — комбинированный.
В состав экипажа установки входили: механик-водитель, командир — наводчик, радист и заряжающий.

АСУ-57 прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, войсковые — в июне 1949 года. На вооружение парашютно-десантных полков ее приняли в 1951 году.
АСУ-57 стала первым серийным образцом бронетанкового вооружения для укомплектования частей и подразделений воздушно-десантных войск (ВДВ) и долгое время оставалась их основным видом бронетехники . 19 сентября 1951 года АСУ-57 была принята на вооружение Советской Армии.
Серийное производство самоходной установки осуществлялось до 1962 г. Выпущено порядка 350-400ед.

Для десантирования САУ с самолетов Ан-8 и Ан-12 использовался парашютный метод с использованием парашютной платформы, экипаж десантировался отдельно, и посадочный при помощи тяжелого грузового планера Як-14 и самолетов Военно-транспортной авиации (ВТА).
С принятием АСУ-57 на вооружение, согласно принятому в 1953 году новому штатному расписанию, на новую САУ был переведён отдельный самоходно-артиллерийский дивизион, ранее вооружавшийся 18 неавиатранспортабельными СУ-76М. По новому штату, в дивизионе имелось 35 АСУ-57 в пяти семиорудийных батареях.
С начала поступления в войска, АСУ-57 использовались во всех крупных учениях воздушно-десантных войск и исследованиях в области применения авиадесантной бронетехники. АСУ-57 стала одним из первых шагов на пути преобразования и развития советских ВДВ.

Впервые АСУ-57 публично продемонстрирована 1 мая 1957 года на параде на Красной площади в Москве.
К середине 1960-х годов отдельный самоходно-артиллерийский дивизион дивизии был перевооружён новыми самоходными пушками СУ-85, тогда как АСУ-57 вошли в состав самоходно-артиллерийских батарей воздушно-десантных полков, имевших, по 9 — 10 САУ.
Помимо производства для собственных вооружённых сил, АСУ-57 поставлялись в Польшу и ГДР.

С 1961 года на САУ устанавливается радиостанция Р-113. Последние серии АСУ оснащались ночными приборами водителя и дополнительным топливным баком.
Кроме Советской Армии установка СУ-85 была на вооружении стран Варшавского договора.
Помимо производства для собственных вооружённых сил, АСУ-57 поставлялись в Польшу и ГДР.
В 1968 году использовалась при вводе советских войск в Чехословакию.
В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на боевые машины десанта БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов.

На первом Международном военно-техническом форуме «Армия 2015» в секторе ВДВ показали уже не новую, но долго служившую в десантных войсках 57-мм легкую авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57.
В настоящее время образец легкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57 находится в парке «Патриот» в Кубинке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принята на вооружение 19 сентября 1951года
Разработчик ОКБ-40
Главный конструктор Н.А.Астров
Изготовитель Мытищинский МЗ
Производство серия с декабря 1950 года
Боевая масса, т 3,3-3,35
Длина, мм
— с пушкой вперед (вар. 1) 4995
— с пушкой вперед (вар. 2) 5750
— корпуса 3480
— опорной поверхности 2300
Ширина, мм 2086-2100
Высота, мм 1460-1500
Клиренс, мм 300
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,35
Двигатель:
— тип карбюраторный М-20Е
— максимальная мощность, л.с. 50-55
— тип охлаждения жидкостное
Запас топлива, л 140
Удельная мощность, л.с./т 14,9-15,1
Максимальная скорость, км/ч 45
Запас хода, км 200-250
Ходовая часть:
— число опорных катков на борт 4
— подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами на педних узлах
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 30
— крен, град. 24
— ров, м 1,4
— стенка, м 0,5
— брод, м 0,7
Бронирование, мм
— лоб корпуса 4-6
— лоб рубки 4-6
Экипаж, чел 3
Радиостанция 10РТ-12 (Р-113)
Переговорное устройство ТПУ-47

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
Тип орудия 57-мм пушка Ч-51М (Ч-51)
Разработчик ОКБ з-да №106
Главный конструктор Е.В.Чарнко
Изготовитель з-ды №№106, 235
Длина ствола, клб 80,5
Вес качающеся части, кг 435
Начальная скорость снаряда, м/с:
— подкалиберного 1250
— бронебойно-трвссирующего 605
Дальность стрельбы, м:
— максимальная 6000
— прямой наводкой 3400
— прямого выстрела 1158
Уголы наведения орудия, град.:
— горизонтального + 8
— вертикального -5…+12
Высота линии огня, мм 975
Боевая скорострель-
ность, выстр./мин. 6-12
Номенклатура боеприпасов БТС, ОФС, ПБТ
Боекомплект, выстрелов 30
Прицел ОП2-50

Дополнительное вооружение:
Пулемет 7,62-мм СГМТ (в укладке)

Источники: А. В. Карпенко. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. Часть 1. — Санкт-Петербург: Бастион, 2000

ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
ЛЕГКИЕ САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ И ОРУДИЯ
САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ И ОРУДИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
АРТИЛЛЕРИЯ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap