ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АМЕТИСТ». ANTISHIP MISSILE COMPLEX «AMETHYST»



ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АМЕТИСТ»

ANTISHIP MISSILE COMPLEX «AMETHYST»

04.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «АМЕТИСТ» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»

На выставке «Яркий след крылатого метеорита», посвященной 100-летию генерального конструктора ракетно-космической техники В.Н.Челомея, была продемонстрирована противокорабельная крылатая ракета «Аметист» с подводным стартом.
Сверхзвуковая крылатая ракета для вооружения подводных лодок ВМФ была разработана в ОКБ-52 (ныне ОАО «ВПК «НПО машиностроения»).
Ракета предназначена для поражения надводных кораблей. Разработка ракеты велась в 1960-х годах.
Впервые в мире реализован старт ракету из пускового контейнера подводной лодки в подводном положении с автоматическим раскрытием крыла в полетное положение после выхода ракеты из контейнера.
Ракета прошла полный цикл отработки, подтвердившие заданные технические характеристики и была принята на вооружение подводных лодок ВМФ в 1968 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Скорость полёта 1300 км/час
Стартовая масса 2900 кг
Длина ракеты 8200 мм
Дальность полёта 70 км
ВТС «БАСТИОН», 04.05.2019

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «АМЕТИСТ» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «АМЕТИСТ» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
«ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА» – ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АМЕТИСТ»


С целью повышения безопасности эксплуатации ракетного оружия руководство ВМФ стремилось создать противокорабельную крылатую ракету с двигателем на твердом топливе (РДТТ). Это давало возможность реализовать подводный старт для ракет такого класса.
Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 2 июля 1958 года и от 1 апреля 1959 года № 363-470 задана разработка ракетного комплекса с твердотопливной КР «Аметист» с подводным стартом для вооружения подводных лодок проекта 670 и 661. В состав основных разработчиков вошли: головной по ракете — ОКБ-52, Главный конструктор В.Н.Челомей, головной по пусковой установке — ЦКБ-34, головной по системе управления — ЦНИИ-49.
B том же году ОКБ-52 выполнило эскизный проект ракеты «Аметист». При разработке комплекса «Аметист» впервые создавались конструкции герметичного корпуса ракеты без эксплуатационных люков, герметичных соединений отсеков, гермовводов кабелей, трубопроводов и механизмов консолей крыльев для их складывания и автоматического раскрытия на подводном участке движения. Была решена проблема «мокрого» способа старта ракеты из герметичных контейнеров, заполняемых водой перед стартом.
В 1958 году между проектными организациями судостроительной промышленности был проведен конкурс на разработку предэскизных проектов атомных подводных лодок различного назначения, включая и проект 669 большой торпедной подводной лодки. Она как раз и предназначалась для действия против крупных кораблей, авианосных соединений и ракетоносцев противника на удаленных океанских коммуникациях.
Тактико-техническое задание предусматривало следующие основные элементы корабля: торпедное вооружение из 8-10 торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 или 650 мм с боезапасом не менее 20 торпед и четыре ТА калибром 400 мм с боезапасом 12-16 торпед; скорость полного подводного хода — 27-30 узлов; глубина погружения — 400 м; автономность — 75 суток.
На конкурс бюро-проектанты представлены следующие предэскизные проработки: два варианта ЦКБ-16; шести вариантов ЦКБ-18, из них проект С-669 в трех вариантах, М-669 в двух вариантах и В-669 в одном варианте; один вариант СКБ-143. Все варианты подводных лодок, выполненные ЦКБ-16 и ЦКБ-18 были двухвальными, а вариант СКБ-143 — одновальным. В различных вариантах проработок были получены данные: водоизмещение на ПЛ рассматривалось в диапазоне от 3100 м3 до 4200 м3; скорость полного подводного хода — от 27 до 32 узлов; мощность атомной энергетической установки в 35000-50000 л.с.

Несмотря на задание разработать «чисто» торпедную АПЛ в некоторых вариантах наряду с торпедным вооружением предусматривалось размещение ракетного вооружения, в том числе в отличие от АПЛ проекта 659 и 675 с подводным стартом ракет. Например, в варианте III проекта С-669 было предусмотрено размещение четырех ракет «Аметист», а в варианте I проекта М-669 предусматривалось размещение 2 ракет комплекса П-6 или 4 ракет «Аметист».
В процессе конкурсного проектирования бюро был предложен ряд новых технических решений, однако в связи с развертыванием работ по проекту 661 опытной АПЛ с характеристиками, значительно превосходящими заданные для лодок проекта 669, дальнейшие работы по проекту 669 не проводились и были прекращены.
28 августа 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, энергетических установок новых типов и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Подводная лодка получила шифр проекта «661», она предназначалась для борьбы с авианосно — ударными соединениями.

Система управления «Тор» разрабатывалась в НИИ-49 под руководством главных конструкторов системы в целом Б.А.Митрофанова и С.Т.Зайцева. Впервые был создан полностью автоматизированный комплекс ракетного оружия для подводных лодок, автономная бортовая система управления ракеты «Аметист» решала задачу избирательного поражения цели.
Ракета «Аметист» имела бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл». В состав бортовой СУ входили автопилот, радиовысотомер, аналоговая вычисли­тельная машина и радиолокационная головка самонаведения. Радиолокационная головка самонаведения позволяет выборочно поражать наиболее крупные цели. Вычислительное устройство само выбирало цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов радиолокационной головки и геометрических при­знаков расположения целей в полученной радио­локационной картине, место главной цели в ордере.
Для целеуказания используется ГАС «Рубин» с дальностью шумопеленгования крупных подводных целей до 150 км, производитель НИИ–3. После выхода ракеты из пусковой установки она осуществляла автономный полет на малой высоте к цели с самонаведением на крнечном участке траектории.
Для выдачи целеуказания ракетному комплексу испольвалась система управления стрельбой противолодочным оружием «Брест», созданная в 1967 году ЦНИИАП (бывшее НИИ–49) совместно с заводом им. А.А.Кулакова под рукководством главного конструктора Т.Н.Шереметьева.

Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а четыре стартовых двигате­ля подводного хода, четыре стартовых двигате­ля для воздушной траектории и два двигателя отброса работали на обычном баллистическом порохе НМФ-2.
Новым этапом работы коллектива ЦКБ-34 по военно-морской тематике, но уже не для надводных кораблей, а для подводных лодок, требующих решения сложных задач подводного старта ракеты, явилось создание стартовых установок СМ-97 и СМ-97А (1959-1962 гг.) для крылатых ракет «Аметист», размещаемых на ПЛ проекта 670, 671.
Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе были: — ПУ СМ-101 для плавучего стенда; — ПУ СМ-107 для переоборудованной опыт¬ной ПЛ ПР.613А; — ПУ СМ-97 для атомной ПЛ пр.661; — ПУ СМ-97А для атомной ПЛ пр.670. Изготовление ПУ велось на заводе №232 «Большевик».

Старт «Аметиста» производился с ПЛ с глубины до 30 метров под углом 15 град. к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрываются под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывают четыре стартовых двигателя и стартовые двигатели под­водного хода, а после вылета ракеты на поверхность включаются четыре стартовых двигателя “воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель. Полет происходил на высоте 60 метров с дозвуковой скоростью. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы — 40-60 и 80 км. Но на испытаниях максимальная дальность стрельбы не превышала 70 км.

Разработку неподвижного и подвижного стендов для испытания ракет «Аметист», и переоборудование ПЛ производилось ЦКБ-16 под руководством Н.Н. Исанина. Пусковые установки для испытаний и размещения ракет на подводных лодках разрабатывались в ЦКБ–34 (главный конструктор Б.Г.Бочков), изготовлялись заводом «Большевик» и Ленинградским металлическим заводом. При создании этих комплексов ЦКБ–34 были решены многие технические и специальные вопросы, в том числе специфические требования к материалам, применяемым в морских пусковых установках: требования по немагнитности, высокой коррозийной стойкости, высоким механическим свойствам. К решению отдельных вопросов использования механизмов и узлов привлекались специалисты НИИ–13.

Стенд был построен на Черноморском судостроительном заводе. Первый пуск макета ракеты «Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. После выхода из воды под углом к поверхности моря ракета сделала горку и не небольшой высоте от воды ушла в сторону открытого моря. С июля 1961 года по июль 1962 года на ГЦП-4 под Капустиным Яром и на мысе Фиолент под Севастополем были проведены ЛКИ крылатой ракеты «Аметист» с наземного и притапливаемого ПС-А стендов, всего десять пусков, для отработки движения на подводном и начальном воздушном участках старта. Для управления испытаниями дистанционно с поста, оборудованного на кабельном судне КС-4.
Технический проект переоборудования ПЛ пр. 613 в подвижный стенд для испытания ракеты «Аметист» был разработан в 1960 году. Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда в Балаклаве и два пуска с опытной ПЛ пр.613А, проведенных с июля 1961 года по июнь 1962 года. Испытания ракеты «Аметист» с подвижного стенда, переоборудованной подводной лодки проекта 613А на Черноморском судостроительном заводе, проводились с ноября 1962 года по октябрь 1966 года на полигоне под Феодосией. По программе ЛКИ было выполнео 14 пусков, во время совместных испытаний произведенго 13 пусков. В процессе испытаний лодка пр. 613А была дооборудована по пр. 613АД. ЛКИ и СЛИ комплекса были завершены в сентябре 1966 года, запущено 39 ракет с плавучего стенда из ПУ СМ-101 и ПЛ пр. 613А из ПУ СМ-103. В июле-ноябре 1967 года проведены Государственные испытания с подводной лодки пр. 670, во время сдачи головной лодки, всего 10 пусков. Из них два — одиночных, два — двухракетным залпом и один — четырехракетным залпом. До времени принятия на вооружение было произве­дено 50 пусков ракет «Аметист». После успешного завершения испытаний ракетный комплекс «Аметист» принят на вооружение подводных лодок ВМФ Постановлением СМ от 3 июня 1968 года.
Для подтверждения возможности хранения ракет «Аметист» в затопленной ПУ 30 марта 1967 года был начат эксперимент. При его выполнении в контейнер ПЛ пр. 613АД погрузили ракету, заполнили контейнер черноморской водой и закрыли крышку. Через шесть месяцев, 30 сентября 1967 года, ракета была успешно запущена.

Разработка проекта 661 преследовала цель создания ПЛ нового типа, отличающейся повышенной боевой эффективностью на основе использования новейших образцов оружия, вооружения, технических средств и материалов: крылатых ракет с подводным стартом, гидроакустического комплекса с большой дальность обнаружения целей, новых ППУ и ПТУ, титанового сплава. Проектирование сопровождалось выполнением большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для обеспечения высоких пропульсивных и маневренных качеств на подводной лодке была применена мощная энергетическая установка с высокими удельными показателями. Кроме того, реализован ряд новых архитектурно-конструктивных решений, в частности, по оптимизации формы кормовой оконечности (“ласточкин хвост”). Круговые обводы ЛК потребовали создания ПК в виде “восьмерки” (район размещения ракетных контейнеров) и т.д. В результате, при мощности ППУ 90-92% от номинальной на государственных испытаниях была достигнута скорость 42 уз., а в период опытной эксплуатации была зафиксирована скорость ок. 45 уз., что является мировым рекордом скорости для подводных лодок до настоящего времени. Предэскизный проект подводной лодки проекта 661 был выполнен к июлю 1959 г., технический проект завершен к концу 1960 г. Подводная лодка была заложена 28 декабря 1963 г. и сдана флоту 31 декабря 1969 г. Возникшие при строительстве сложности, отставание от ранее намеченных сроков ввода в строй ПЛ, а также наметившееся к концу ее постройки изменение приоритетов в отношении ТТЭ АПЛ явились причиной реализации проекта 661 в виде единичной опытной ПЛ.

Другой носитель ракет ПЛ проекта 670 относится ко второму поколению атомных подводных лодок. Тактико-техническое задание на проектирование ПЛ было выдано в мае 1960 г. Технический проект был утвержден в 1961 г. и затем в течение 1961-1963 г. г. дважды корректировался. Вооружение ПЛ ракетным комплексом «Аметист» с крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции не теряя скрытности, что повышало ее боевую эффективность. Ракеты комплекса «Аметист» располагались в наклонных контейнерах, которые, в свою очередь, размещались в междубортном пространстве носовой части ПЛ, в связи с чем ПК ПЛ в носовой части был выполнен в виде двойной «восьмерки».
На ПЛ проекта 670 была впервые для отечественных АПЛ применена однореакторная, одновальная энергетическая установка. Резервное движение осуществлялось с помощью двух водометных движителей, проточная часть которых была расположена в междубортном пространстве ПЛ.
По проекту 670 было построено 11 АПЛ. Одна из АПЛ проекта 670 была дооборудована по проекту 06709 для использования в тропических условиях и передана в аренду Индии на 3 года.
Решение о разработке эскизного проекта 705 — подводной лодки с торпедным вооружением было принято в мае 1961 г. Это же решение предусматривало разработку (на базе основных технических решений, принятых в эскизном проекте 705) предэскизных проектов 705А — подводной лодки, вооруженной ракетами типа «Аметист» и 705Б — подводной лодки, вооруженной малогабаритными баллистическими ракетами. Предэскизные проекты 705А и 705Б разрабатывались в СКБ-143 с максимальной унификацией как по размещению основного оборудования, так и по конструкции корпуса с эскизным проектом 705. Согласно этим проектам в корпус ПЛ проекта 705 предусматривалась вставка одного отсека с ракетным оружием при минимальных изменениях конструкции соседних отсеков. На ПЛ проекта 705А предполагалось разместить 8 ракет типа «Аметист» в наклонных контейнерах, а на ПЛ проекта 705Б — 8 баллистических ракет комплекса Д-5 в вертикальных ракетных шахтах. Предэскизные проекты 705А и 705Б были завершены в 1962 г. Работы по созданию на базе ПЛ проекта 705 ракетных ПЛ были возобновлены в 1964-1965 г.г.: проекты 686 (705А) и 687 (705Б).

В августе 1970 года во время учений Северного флота с подводной лодки пр. 670, находившейся в Белом море, был произведен успешный шести ракетный залп ракетами «Аметист». В декабре 1970 года успешно проведены Государственные испытания ракетного комплекса «Аметист» с подводной лодки пр. 661.
На базе противокарабельной ракеты «Аметист» создана ракета-мишень 4К66-РМ.

Разработка ракетного комплекса «Малахит» с ракетой П–120 имеющей РДТТ и увеличенную по сравнению с ПКР «Аметист» дальность стрельбы началась в 1962 г. В отличие от ракеты П–25 ракета П–120 была универсальной по использованию с различных носителей – подводных лодок и надводных кораблей. Дальнейшим развитием пусковых установок СМ–97, СМ–97А явились стартовая установка СМ–156 (1963–1967) для крылатых ракет П–120, созданная в КБСМ (главные конструкторы Б.Г.Бочков и А.Ф.Уткин), размещаемая на ПЛ проекта 670М.
Одним из направлений деятельности предприятий СССР в области ВТС стало участие в подготовке к передаче в аренду Республике Индия атомной подводной лодки проекта 670, которая получила название «Чакра». Для вооружения подводной лодки комплексом ракетного оружия в 1985-1986 годах были выполнены работы по разработке экспортной конструкторской и эксплуатационной документации на противокорабельные крылатые ракеты «Аметист-ОП». От НПО машиностроения в работах по комплексу «Аметист-ОП» принимали участие Шипулин В.М. и Пронин A.M.

Комплекс с подводным стартом противокорабельных крылатых ракет стал первым в мире. На испытаниях максимальная дальность стрельбы составила 70 км.
Наряду с достоинствами ракета «Аметист» имела и ряд недостатков, это были малая дальность стрельбы, недостаточные помехозащищенность, кроме того, пуск ракеты производился только с погруженной подводной лодки. Это во многом повлияло на то, что комплекс «Аметист» поступил на вооружение только подводных лодок проектов 661 и 670.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ(ОКБ-52)
Гл.конструктор .В.Н. Челомей
Изготовитель МЗ им. С.А.Лавочкина
Тип ракеты противокорабельная с подводным стартом
Код НАТО SS-N-7 Starbright
Состояние на вооружении с 3 июня 1968 года (в 1967 году)
Корабль-носитель ПЛ пр.661, 661-М, 684, 686(705А), 669, 670, 613АД, НК пр.1231 (проект)
Боевая часть (вариант 1):
— тип боевой части фугасно-кумулятивная 4Г66
— вес, кг 300-500 (1000)
— вес ВВ, кг 340
Боевая часть (вариант 2):
— тип боевой части ядерная
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
— мощность заряда, кТ 200
Дальность стрельбы, км 60-80 (70)
Высота полета, м 60
Скорость полета, м/с 310 (0,9-0,95 М)
Система управления автопилот («Тор») с АРЛГСН
— разработчик НИИ-49(ЦНИИПА)
— гл. конструктор А.М.Камаевский
Гироскопические приборы:
— разработчик НИИ-49 (ЦНИИПА)
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта из подводного положения
из контейнера заполненного водой («мокрый старт»)
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 8,2 (7,0)
Макс. диаметр корпуса, м 0,55
Стартовый вес, т 3,65 (3,716-3,7)
Вес ракеты в полете, т 2,7-2,9
Ширина,м 1,3
Высота,м 1,3
Маршевый двигатель:
— тип РДТТ 293-П6
— разработчик КБ-2 ГКАТ
— тип топлива ЛТС-2К1
— вес топлива, кг 1040
Cтартовый двигатель:
— тип комбинированный 2-х ступенчатый РДТТ
— разработчик КБ-2 ГКАТ
— тип топлива НМФ-2
Время предстартовой подготовки, мин 15-20
Интервал между пусками ракет, сек 5-8
Скорость ПЛ-носителя, уз 3-6
Система целеуказания:
— тип гидроакустическая «Рубин»
— разработчик НИИ-3
— гл. конструктор Н.Н.Свиридов

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
— тип СМ-97,СМ-101,СМ-107
— разработчик ЦКБ-34 (КБСМ)
— гл. конструктор Б.Г.Бочков
— изготовитель з-д «Большевик»
Состояние изготовлено с 1962 по 1971 год 98 установок
— длина, мм 9100
— диаметр, мм 1550

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ:
— длина, м 92
— диаметр, м 162
Угол старта, град 35
Температура
воды, град С -2 +32
Скорость ветра, м/с 15-10
Скорость цели, уз 40
Волнение моря, балл 4
Глубина старта, м 30+/-2(50)
Температура
воздуха, град С -30 +50

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Разработчик НИИ-49
Гл. конструктор Б.М.Михеев

КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ АППАРАТУРА:
Разработчик НИИ-49
Гл. конструктор О.Ф.Евстегнеев

КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Разработчик:
— опытные образцы ГСКБ (КБТМ)
— серийные образцы ОКБ Гипроавиапрома
Руководитель О.И.Лазарев
Универсальная тележка ПР-8Т
Транспортный контейнер КП-75
Погрузочно-стыковочный агрегат ПС-567Т

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 4.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
2. «История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения. Том 2. Ценральное конструкторское бюро №16 — Центральное проектное бюро «Волна», СПб: СПМБМ «Малахит», 1995
3. Проектирование и строительство отечественных подводных лодок” (авторский коллектив) ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова , СПб, Галея-Принт, 2005.
4. История отечественного судостроения. т. V. Судостроение в начале XX века. Л., Судостроение, 1995
5. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб., Судостроение, 1995
6. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 – Северного машиностроительного предприятия (1942-2001), справочник, Северодвинск: СМП, 2004 г.
7. Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова.
8. «Морской сборник » №9-1997
9. «Военно-морское историческое обозрение» №2-1997
10. «Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
11. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
12. «Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
13. А.Б.Широкорад «Советские подводные лодки послевоенной постройки», М: Арсенал-Пресс, 1997
14. М.Ростопшин «Трудный бой с крепостью в океане» — НВО, 1999 и др

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «АМЕТИСТ» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 1
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «АМЕТИСТ» НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА». ЧАСТЬ 2
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛАХИТ»
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670
КРЕЙСЕРСКАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 661 «АНЧАР»
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap