БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «АЛЛЕЯ». COMBAT INFORMATION AND CONTROL SYSTEM «ALLEY»


БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ
СИСТЕМА «АЛЛЕЯ»
COMBAT INFORMATION AND CONTROL
SYSTEM «ALLEY»

Вычислительные возможности БИУС типа “Корень” даже для своего периода были явно недостаточными, что потребовало перехода ко второму поколению корабельных систем автоматизации управления. С этой целью в конце 1960-х и начале 1970-х годов НИУ МО выполнили ряд комплексных НИР по проблемам повышения эффективности боевого использования оружия и радиоэлектронных средств (РЭС) кораблей в составе тактических групп за счет автоматизации управления. По результатам работ было разработано техническое задание на новое поколение БИУС “Аллея-2” для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в котором уже технически были объединены и значительно расширены функции систем “Море-У” и “Корень”. Работы велись НПО “Марс” под руководством Ю.М. Ковальского и главного конструктора В.И. Кидалова. Научное руководство и сопровождение от ВМФ осуществляли В.А. Шилов, А.Б. Рожков, Н.Г. Никитин и В.К. Коваль.
В 1967 году филиалу Московского морского научно-исследовательского института (НПО «Марс») доверяют самостоятельные разработки по темам «Автоматизация надводных кораблей» и «Автоматизация береговых командных пунктов». По заказу Министерства судостроительной промышленности филиалу была доверена разработка первых корабельных автоматизированных систем «Аллея-А» и «Аллея-Б».

Первым самостоятельным изделием предприятия УФМНИИ (НПО «Марс») стала разработка и изготовление БИУС с шифром «Аллея-1» на базе ЦВМ «Азов» – «Аллея-А» и «Аллея-Б», которые представляли собой полную модернизацию системы «Море-У» и положили начало целому ряду разработок систем, предназначенных для оснащения БПК ВМФ.
Проектирование, разработка приборов и программного обеспечения, регулировочно-отладочные работы и испытания этих систем проводились 1967-1974 гг. БИУС «Аллея-Б» совместно с модифицированной БИУС «Корень» устанавливались на БПК проекта 1134Б.
Опытный образец последней системы был установлен на головном ПБК проекта 1134Б «Николаев», прошѐл все виды испытаний на Чѐрном море и был принят на вооружение в 1972 году. Была создана и в 1972 году принята на вооружение БИУС МВУ-203 «Аллея»(пр.1134А) и его модификация «Аллея-1» (пр.1134Б). Главным конструктором этой БИУС был В.Г.Тодуров.
В 1975 г. коллективу проектантов, разработчиков, изготовителей этого корабля, в который входил В.Г. Тодуров как ГК БИУС, была присвоена Государственная премия СССР. Он стал первым лауреатом этой премии в НИИ «Марс». На основе БИУС «Аллея-Б» была разработана документация на систему «Аллея-А» применительно к составу вооружения и решаемых задач БПК проекта 1134А.
В связи со строительством трех тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) проекта 1143 на предприятии были созданы новые БИУС, заменившие БИУС «Корень»: «Аллея-2», «Аллея-2К» (ГК — В.Д. Бадаев).

Опытный образец БИУС “Аллея-2” (главный конструктор В.И.Кидалов), установленный на ТАВКР “Киев”, успешно выдержал испытания и в 1976 г. был принят на вооружение.
За разработку этих кораблей коллективу авторов в 1977 г. была присвоена Ленинская премия. ГК БИУС «Аллея-2» В.И. Кидалов стал первым лауреатом этой премии в НПО «Марс».
С появлением низколетящих противокорабельных ракет возникла новая научная проблема совершенствования контура ПВО в части оптимального распределения управленческих функций между средствами управления, входящих в этот контур. Поэтому при создании очередной модификации БИУС второго поколения особое внимание было уделено решению этой проблемы. В результате для головного ТРКР “Киров” была разработана БИУС “Аллея-2М”, успешно прошедшая государственные испытания в 1980 г. За счет внедрения автоматизированного режима работы удалось значительно сократить время от обнаружения цели до схода зенитных управляемых ракет (ЗУР).
В 1974-1980 гг. был построен и сдан ВМФ головной атомный крейсер с УРО проекта 1144 «Киров», командный комплекс управления которого был сформирован на базе БИУС «Аллея-2М» (ГК БИУС – И.И. Солонович, который в 1985 г. стал лауреатом Государственной премии СССР).
Автоматизированная система боевого управления «Аллея-2М» предназначена для боевого управления кораблем на основе объединения радиоэлектронного вооружения в единый комплекс и автоматизации процессов выработки и принятия решений по боевому использованию вооружения корабля. Система позволяет обрабатывать информацию по тактической обстановке для корабля, управлять кораблём, управлять ПВО корабля, управлять борьбой с подводными и надводными целями, управлять противолодочным вертолётом и вертолётом радиолокационного дозора, истребительной и штурмовой авиацией, а также осуществлять тренировку и обучение операторов.
На проекте 11434 был заметно изменен состав радиоэлектронного вооружения. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Аллея-434» («Лесоруб»).

Источники: В. Ильин «ВМФ и Ульяновское Заволжье» (http://archeo73.ru), Ю.В. Алексеев, Ю.П. Блинов «Корабельные автоматизированные системы управления» (https://flot.com), www.moremhod.info, elib.rshu.ru, and-kin2008.narod.ru, archive.ph и др.

БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «ЛЕСОРУБ»
БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «КОРЕНЬ»
СИСТЕМА ТРАНСЛЯЦИИ, ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ВЗАИМНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ КОРАБЛЯМИ ТАКТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТИПА МВУ-200 “МОРЕ-У”
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»
МАРС НПО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap