ПРОЕКТ ТЯЖЕЛОГО БОМБАРДИРОВЩИКА «64». THE PROJECT OF HEAVY BOMBER «64»



ПРОЕКТ ТЯЖЕЛОГО БОМБАРДИРОВЩИКА «64»

THE PROJECT OF HEAVY BOMBER «64»

Перед началом Второй мировой войны на вооружение ВВС РККА поступил современный четырех- моторный дальний бомбардировщик ТБ-7, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева, летно-тактические данные которого находились на уровне аналогичных самолетов ведущих мировых авиационных держав. Однако реальные условия начавшейся Великой отечественной войны не позволили развернуть полномасштабное производство и освоение в частях ВВС. Основная тяжесть вооруженной борьбы в воздухе на советско-германском фронте легла на соединения фронтовой авиации, соответственно роль четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков типа ТБ-7 в советских ВВС в период войны была незначительная. ТБ-7 входили в состав Дальней авиации, к концу войны ее численный состав составлял около 2000 самолетов. В основном это были двухмоторные бомбардировщики среднего класса ДБ-3Ф (Ил-4), Ер-2 и ленд-лизовский B-25, а также транспортные Ли-2, C-47. Четырехмоторные машины были представлены несколькими десятками устаревших ТБ-3 и ТБ-7. В конце войны в состав Дальней авиации было введено небольшое количество восстановленных американских четырехмоторных бомбардировщиков B-17 и B-24, захваченных Красной Армией на территории Восточной Европы. Всего отечественная авиационная промышленность сумела произвести 93 самолета ТБ-7, для сравнения авиационная промышленность США за годы войны произвела около 30 тысяч четырехмоторных бомбардировщиков типа В-17, В-24, В-29, а авиационная промышленность Великобритании около 10 тысяч четырехмоторных бомбовозов.
В 1943 году военно-политическое руководство СССР начало получать систематическую информацию о создании в США дальнего скоростного высотного бомбардировщика В-29 «Суперфотресс». Решено было начать работы в СССР над самолетом, характеристики которого были бы аналогичны этому американскому самолету, с таким прицелом, чтобы к моменту окончания войны советские ВВС могли получить подобный самолет на вооружение. Кроме того, следует отметить, что именно в 1943 году в СССР активизировались работы по созданию советской атомной бомбы. Новому «супероружию» требовался достойный авиационный носитель.
Несколько отечественных авиационных КБ во второй половине 1943 года получили задание на предварительную проработку современного четырехмоторного дальнего скоростного высотного бомбардировщика, близкого по летно-техническим характеристикам к В-29. В частности КБ И.Ф. Незваля работало над глубокой модернизацией ТБ-7 и над проектом нового четырехмоторного бомбардировщика, КБ С.В. Ильюшина – над бомбардировщиком Ил-14, КБ В.М. Мясищева – над проектами самолетов ДВБ-202 и ДВБ-302. Дальше всех на этом этапе в создании нового дальнего бомбардировщика продвинулось КБ А.Н. Туполева, начиная разрабатывать с 1943 года проект самолета под шифром «64».

В сентябре 1943 г КБ было предложено разработать эскизный проект и построить макет тяжелого высотного бомбардировщика с двигателями М-71ТК-М, герметическими кабинами и пушечным оборонительным вооружением. Самолет должен был иметь следующие основные летно-тактические данные:
максимальная скорость на высоте 10000 м 500 км/ч
дальность полета на скорости 400 км/ч при полной бомбовой нагрузке 5000 км
при бомбовой нагрузке 7000-8000 кг 6000 км
емкость бомбоотсеков 10000 кг
КБ предстояло проектирование тяжелого бомбардировщика по классу и своим летным характеристикам соответствующего американскому В-29, основываясь на существовавших отечественных технологиях, материалах и оборудовании. Проектирование новой машины, получившей по КБ обозначение самолет «64», официальное — Ту-10, проводилось сразу в двух направлениях: бомбардировщика и транспотно-пассажирском. Оценка поставленной задачи, проведенной в рамках начавшегося проектирования, показала, что самолет «64» при выбранных габаритах, близких к АНТ -42, должен был иметь в 2 раза большую массу. Это поставило перед конструкторами и прочнистами ряд трудных задач, так как усилия в элементах конструкции самолета «64» были почти в 2 раза выше, чем в соответствующих элементах АНТ-42. Шла война, и рассчитывать на новые материалы, полуфабрикаты, на современное оборудование и агрегаты не приходилось. Все, что имели американские авиаконструкторы, проектируя В-29, наши могли, в лучшем случае, только видеть в специальных авиационных журналах.

Несмотря на все сложности, в августе 1944 года был готов эскизный проект, согласно которому самолет «64» представлял собой тяжелый четырех моторный бомбардировщик, предназначенный для проведения дневных операций в глубоком тылу противника. Большие скорости и высоты полета, мощное оборонительное пушечное вооружение обеспечивали возможность действий самолета «64» в зонах с самой сильной ПВО противника. Самолет мог нести бомбовую нагрузку до 18000 кг, при калибре бомб до 5000 кг. Бомбы размещались в двух емких отсеках: перед центропланом и за ним.
Наличие герметических кабин экипажа позволяло самолету совершать полеты на высотах до 8000-10000 м. Конструктивно самолет представлял собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию с толстой работающей обшивкой. Крыло-двухлонжеронные конструкции были снабжены мощной взлетно-посадочной механизацией. Вертикальное оперение-разнесенное. Трехколесное шасси с носовым колесом. На самолете «64» предполагалось использовать двигатели одного из типов: или АМ-42ТК, или АМ-43ТК-300Б, или дизели АЧ-30БФ, или АШ-83ФН, или М-250. Над всеми типами указанных двигателей были проведены конструктивные разработки и расчеты летных характеристик. Оборонительное пушечное вооружение должно было размещаться в четырех — или двухпушечных фюзеляжных башенных установках с электродистанционным приводом и в кормовой установке на одну или две пушки (калибр пушек 20-23 мм). Навигационное, радиосвязное и радиотехническое оборудование должно было быть самое современное из всего того, что могла дать отечественная промышленность. Самолет «64» должен был иметь высокую степень электрификации, все основные самолетные системы были электрифицированы, за исключением особо нагруженных агрегатов, которые имели гидравлические приводы.
В ходе проектирования рассматривалось несколько вариантов самолета «64», отличавшихся друг от друга геометрическими размерами, компоновкой фюзеляжа, составом оборудования, вооружением и размещением экипажа.

На основании предварительных работ по самолету «64», в августе 1944 года ВВС подготовили проект ТТТ к дальнему высотному бомбардировщику с четырьмя двигателями АМ-42ТК с возможной заменой на АМ-46ТК или М-84. В варианте дальнего бомбардировщика самолет должен был иметь рабочую высоту полета 9000-10000 м, боевой радиус действия не менее 2000 км, бомбовую нагрузку не менее 18000 кг и мощное оборонительное вооружение (12 пушек калибра 20-23 мм с переходом в будущем на калибр 45-57 мм для кормовой установки).
К сентябрю 1944 года был готов макет самолета «64», состоялся его осмотр представителями ВВС. Было сделано большое количество замечаний, в частности с требованием установить прицельный панорамный радиолокатор, по типу В-29. 7 апреля 1945 года были утверждены ТТТ на самолет. ВВС хотели получить от авиапромышленности бомбардировщик со следующими летно-тактическими данными:
максимальная скорость на номинальном режиме работы двигателей 610 км/ч
максимальная скорость на боевом режиме работы двигателей 630 км/ч
практический потолок 11000 м
дальность полета с 5000 кг бомб 5000 км
тактическая дальность с 14000 кг бомб 2000 км
длина разбега 800 м
В силовой установке самолета предлагалось использовать двигатели с турбокопрессорами (АМ-43ТК-300Б или АМ-46ТК-300).
27 апреля 1945 года макет был утвержден. После окончания войны с Германией КБ приступило к выпуску чертежей по машине, в опытном производстве началась подготовка к постройке первой опытной машины. По планеру и силовой установке, за исключением ТК, практически вопросов не было, «камнем преткновения» стало оснащение самолета в нужные сроки современным оборудованием, соответствующим требованиям ВВС. Предприятия-смежники не могли на этом этапе обеспечить самолет «64» ни необходимым навигационным и радиотехническим оборудованием, ни автоматизированной дистанционной системой управления стрелково-пушечным вооружением.
Дело с созданием первого советского стратегического авиационного носителя явно заходило в тупик. Руководство страны, обеспокоенное состоянием дел по самолету «64», принимает решение: развернуть в СССР серийное производство копии американского В-29, на основе четырех интернированных на Дальнем Востоке машин. Работы по копированию В-29 поручаются КБ А.Н.Туполева, все силы КБ сосредотачиваются на этой первоочередной работе. Постепенно все работы по самолету «64» были свернуты, хотя в планах КБ он присутствовал еще почти два года. Был подготовлен еще один проект самолета, полностью переработанный с учетом опыта изучения В-29. Самолет стал низкопланом, что упрощало переход на пассажирский вариант самолета, двигатели АМ-46ТК-3ПБ с максимальной мощностью по 2300 л.с., в состав оборудования была включена РЛС типа «Кобальт» и т.д.
К началу 1945 года стало ясно, что из-за отставания в уровне развития отечественных систем авиационного оборудования, работы по самолету «64» зашли в тупик. На ближайшее время страна могла остаться без стратегического самолета-бомбардировщика. После оценки сложившейся ситуации руководство страны и лично И.В.Сталин принимают неординарное решение: скопировать и запустить в серийное производство дальний американский бомбардировщик В-29. В качестве прототипов должны были стать четыре «Суперфотресса», совершившие вынужденные посадки на территории советского Дальнего Востока после налетов на Японию и интернированные СССР на основании договора о ненападении с Японией от мая 1941 года.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА «64» 4АМ-46ТК-3ПБ

длина самолета 30,0 м
размах крыла 42,0 м
высота самолета 7,2 м
площадь крыла 150,3 кв.м
нормальная взлетная масса 380000кг
нормальная бомбовая нагрузка 5000 кг
максимальная скорость с нормальной взлетной массой 650 км/ч
практический потолок 11000 м
максимальная дальность с 4000 кг бомб 6500 км
пушечное вооружение 10 х Б-20
экипаж 10 чел.

Источники: www.tupolev.ru, Владимир Ригмант «Неизвестная «Шестьдесятчетверка»» Авиация и Космонавтика 01/1996 и др.

ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-4
ОАО «ТУПОЛЕВ»


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap