ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ
TRAINING JET MIG-AT

17.12.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ НА МАКС-2017

На международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском была представлена историческая экспозиция “Легенды Авиации”. Ее организовали Научно-инженерная компания “НИК” и Благотворительный фонд “Легенды Авиации” при поддержке Администрации города Жуковский, ОАО “Авиасалон” и Клуба Героев города Жуковский. Здесь был представлен учебно-тренировочный реактивный самолет МиГ-АТ.
Разрабатывался ОКБ им. А. И. Микояна для замены чешских Аэро Л-29 и Л-39 в российских учебных подразделениях ВВС.
После проигрыша конкурса (в котором победил Як-130) МиГ-АТ некоторое время предлагался на экспорт, однако к 2010 году, не найдя ни одного клиента, заинтересованного в доводке машины, все работы прекратили.
На заводе «Знамя Труда» в Москве, по состоянию на 2013 год, оставался производственный задел на несколько экземпляров установочной партии и оснастка для производства МиГ-АТ. При наличии заказчика и финансирования возможно возобновление программы.
ВТС «БАСТИОН» 17.12.2017

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ


В 1990-х годах в РСК «МиГ» был разработан реактивный учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ (изделие 821), который совершил первый полет в марте 1996 г. Разрабатывался для замены чешских Аэро Л-29 и Л-39 в российских учебных подразделениях ВВС.
Для определения ключевых проблем намеченной к реализации программы ОКБ им А И. Микояна, по просьбе главкома ВВС, в середине 1989-го начало разрабатывать концепцию перспективного УTC. Обширные параметрические исследования нескольких компоновок позволили сформировать техническое задание на этап аванпроокта.
30 апреля 1990 г. ОКБ им. А.И.Микояна посетил Главком ВВС СССР А.Н. Ефимов. Наряду с просмотром текущего состояния ведущихся разработок он поставил новую задачу: стране нужен новый реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт (УТС). В январе 1991 г. командованием ВВС России был объявлен конкурс среди 4 авиационных конструкторских бюро по созданию такого самолёта, который смог бы заменить широко эксплуатируемые в военных училищах учебно-тренировочные самолёты чешского производства L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос».
В конкурсе участвовали ОКБ им. П.О.Сухого, ЭМЗ им. Мясищева, ОКБ им. А.С.Яковлева, и ОКБ им А.И.Микояна. Тактико-техническими требованиями к перспективному УТС предусматривались наличие двух двигателей, обеспечивающих максимальную тяговооруженность не менее 0,6-0,7, максимальные эксплуатационные перегрузки от +8, до -3 с возможностью репрограммирования пилотажных характеристик самолета различными эксплуатантами и для имитации поведения самолетов с различной степенью продольной устойчивости. Кроме этого определялись посадочная скорость не более 170 км/ч, разбег и пробег в пределе 500 м. перегоночная дальность не менее 2500 км, возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов с прочностью грунта от 6 кг/см и ресурс самолета -10000 ч, что в три с лишним раза превышало аналогичный параметр современных отечественных истребителей.
ОКБ им. А.И.Микояна (с февраля 1999-го — Инженерный Центр «ОКБ им. А.И.Микояна» РСК «МиГ) предложило заказчику аванпроект, получивший в ОКБ шифр «821». Микояновский низкоплан с прямым крылом и Тобразным хвостовым оперением, разработанный под руководством главного конструктора А.А.Белосвета, имел классическую для УТС с ТРД аэродинамическую компоновку.
По оценке специалистов ЦНИИ-30 МО, представлявшим о конкурсной комиссии интересы ВВС, первое место заняло предложение ЭМЗ им. В.М.Мясищева, второе — ОКБ им. А.И.Микояна, третье — ОКБ им. А.С.Яковлева. Проект ОКБ Сухого сняли с конкурса, как не выполнивший требования заказчика по количеству двигателей.
В конце мая 1992-го главком ВВС РФ утвердил задание на опытно-конструкторскую разработку нового УТС. Работы над ним продолжили ОКБ им.А.И.Микояна и объединившие свои усилия ОКБ им. А.С. Яковлева и ЭМЗ им. В.М. Мясищева На этом финансирование разработки ВВС закончилось, и на ЭМЗ им. В.М.Мясищева работы по этой теме свернули. Два других конкурсанта, несмотря ни на что продолжили разработку.

Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет нового поколения МиГ-АТ предназначен для обучения летчиков на первоначальном, основном и повышенном этапах подготовки с элементами боевого применения, а также для поддержания навыков пилотирования строевых военных летчиков.
Высокие летно-технические характеристики, повышенная тяговооруженность, авионика поколения «4+» с открытой архитектурой, цифровая система управления самолета обеспечивают существенное сокращение сроков и стоимости подготовки пилотов таких самолётов, как МиГ-29, Су-27, Mirage 2000, Rafale, Typhoon, F-16 и других.
МиГ-АТ стал первым в России самолетом, оснащенным трехканальной цифровой четырехкратно резервированной системой электродистанционного управления отечественной разработки.
Система управления не допускает выход на опасные критические режимы, повышая безопасность полета в случае ошибочных действий обучаемого.
МиГ-АТ может быть укомплектован французскими (TopFlight производства компании Thales Avionics) или российскими комплексами бортового радиоэлектронного оборудования. Эргономика кабины соответствует истребителям поколения «4+» и «4++». Система отображения информации построена на основе цветных жидкокристаллических индикаторов. Органы управления самолетом созданы с использованием принципа HOTAS.
МиГ-АТ оборудован уникальным облегченным катапультным креслом К-93Л, повышающим безопасность обучаемого и инструктора. Особенности кресла, разработанного российской фирмой «Звезда»:
– возможность покидания самолета при нулевых скоростях и высотах, а также при положении «перевернутый полет», при минимальной высоте 50 м;
– обеспечение минимального времени покидания самолета (~ 1 сек), в том числе за счет катапультирования через остекление фонаря кабины.
На МиГ-АТ установлены двигатели Larzac 04R20 с тягой 1440 кгс французской компании Snecma (SAFRAN Group). Для ВВС России разработан вариант самолета с новыми отечественными двигателями РД-1700 тягой 1700 кгс и бортовым радиоэлектронным оборудованием российского производства.
Имеется вариант силовой установки, включающей двигатели АЛ-55.
МиГ-АТ отличается высокими эксплуатационными качествами и автономностью. Самолет рассчитан на ресурс 15 000 летных часов, может эксплуатироваться на полевых аэродромах без использования внешних энергетических, пневматических и кислородных систем.
На базе учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ возможно создание семейства легких самолетов различного назначения.

После развала СССР условия финансирования отечественного ВПК резко изменились. Если в начало выделяемых государственных средств хватало на продолжение НИОКР, то затем и эти средства стали носить чисто символический характер. Не стал исключением и самолет «»821″. Благодаря высокой деловой репутации фирмы, в 1993-м удалось наладить деловые контакты с представителями французской авиапромышленности и УТС «821» трансформировался в совместный проект МиГ-АТ. ориентированный не только на российский, но и на международный рынки. Зарубежные заказы на период до 2010-го на УТС с французскими двигателями и оборудованием оценивались зарубежными маркетинговыми службами в 1200 машин.
Новая машина создавалась микояновцами в кооперации с французскими фирмами СНЕКМА и «Турбомека» (силовая установка), «Секстант авионик» (бортовое оборудование), в 1997-м к программе подключились «Месье-Бугатти» (гидронасосы), «Оксилек» (электрогенератор) и «Томсон-CSF» {радионавигационное оборудование). С российской стороны в программе причиняли участие АО «Звезда» (катапультное кресло К-93), МНПК «Авионика» (система управления), ГосНИИ АС (интеграция бортового оборудования и программное обеспечение).
В феврале 1994-го материалы по экспортному варианту МиГ-АТ АНПК «МиГ впервые представил на авиасалоне в Сингапуре, а через несколько месяцев в Москве на международной выставке «Авиадвигатель-94» партнеры объявили, что начинают работы по усовершенствованию для экспортного УТС МиГ-АТ, Для постройки опытных машин фирма «СНЁКМА» выделила восемь двигателей «Ларзак».
Постройка первого опытного образца самолета в варианте УТС с двигателями «Ларзак» и БРЭО фирмы «Секстан Авионик» (изд.821), получившего бортовой № 81, завершилась в мае 1995 г., а первый полет на нем выполнил 16 марта 1996 г. летчик-испытатель Р.П.Таскаев.
Второй прототип самолета, заводской шифр «823» (бортовой номер 83). укомплектованный российской авионикой и аналоговой системой управления, взлетел в октябре 1997-го. К этому времени первая машина выполнила 300 полетов с налетом 200 ч.
К концу 1998 г. на двух МиГ-АТ было выполнено более 400 полетов с общим налетом свыше 210 ч. Подготовка к серийному производству самолетов МиГ-АТ была развернута в 1995 г. на МАПО.
Помимо основного учебно-тренировочного варианта МиГ-АТ в АНПК «МИГ» рассматривались его возможные модификации:
• двухместный учебно-боевой самолет МиГ-АТС с вооружением класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бортовой РЛС и оптико-электронными прицельными средствами в подвесном контейнере, аппаратурой РЭП;
• одноместный легкий тактический истребитель (штурмовик) МиГ-AC с бортовой РЛС, ОЭПС в контейнере, средствами РЭП, встроенной пушкой и подвесным ракетным вооружением;
• двухместный учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет корабельного базирования МиГ-АТСК.

Две версии новых учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ с двигателями разных российских производителей готовы к летным испытаниям, сообщил в ноябре 2007 года замгендиректора-генконструктора российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Владимир Барковский.
«МиГ-АТ имеется в двух вариантах, но оба оснащены двигателями российского производства. Одна версия оснащается двигателем АЛ-55 производства НПО «Сатурн» (Ярославская область) в рамках российско-индийской программы сотрудничества, и мы создадим на базе этого самолета летающую лабораторию», — рассказал Барковский на авиасалоне DUBAI Air Show 2007.
По его словам, второй вариант учебно-тренировочного самолета оснащен двигателем РД-1700 производства московского предприятия — ММЗ имени Чернышова, являющего «дочкой» РСК «МиГ».
«Эти две машины готовы к летным испытаниям и полетят тогда, когда двигателисты будут готовы. Сроки обозначены, но испытания новых «МиГов» в значительной степени зависят от того, когда будут готовы эти двигатели», — отметил замгендиректора-генконструктора РСК «МиГ».
Учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ 27 июня 2008 г. выполнил первый полет с новым турбореактивным двигателем РД-1700. Самолет поднял в небо летчик-испытатель РСК «МиГ», Герой России Олег Антонович. Испытания двигателя РД-1700 проходят на самолете МиГ-АТ с бортовым номером 821. Его силовая установка помимо РД-1700 включает двигатель «Ларзак». Ранее МиГ-АТ прошел цикл испытаний с двумя двигателями «Ларзак».
В ходе 35-минутного полета, проходившего на высоте до 3000 м, работа силовой установки была проверена на различных режимах. По словам Олега Антоновича, двигатель РД-1700 работал без замечаний.
Двигатель РД-1700 разработан ТМКБ «Союз» совместно с ММП им. В.В.Чернышева. Программа этого двигателя вышла на завершающую стадию. «Двигатель по всем параметрам получился, совместно с ТМКБ «Союз» мы изготовили шесть двигателей, которые прошли всесторонние исследования,- сказал гендиректор. — Мы провели весь комплекс стендовых испытаний по газодинамической устойчивости, сняли все характеристики, отработали систему автоматического регулирования, провели тензометрирование, термометрирование, то есть подтвердили возможность выхода двигателя на летные испытания».
Летные испытания МиГ-АТ с РД-1700 рассчитаны на два года.
Учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ с двигателем АЛ-55И выполнил 28 июля 2008 года первый полет в Жуковском. Полет продолжался 31 минуту, пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Олег Антонович. Испытания проводятся в интересах НПО «Сатурн». Двигатель АЛ-55И установлен на второй опытный образец МиГ-АТ с бортовым номером 823. Программа первого этапа летных испытаний предусматривает выполнение 30 полетов.
Разработка перспективного двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов началась в 1998 г. Модели и макеты не раз демонстрировались на выставках, но дальше дело не шло из-за отсутствия конкретного заказчика и реального финансирования. В 2004 г. в Индии встал вопрос о силовой установке серийных учебно-тренировочных самолетов HJT-36. Сегодня опытные самолеты оснащены модернизированными ТРДД Larzac. Эти же двигатели французы предлагали и для серийных самолетов, но в тендере победил предложенный НПО «Сатурн» двигатель АЛ-55. В «индийском» варианте к названию добавили букву «И».
В июне 2005 г. в Дели был подписан контракт на разработку АЛ-55И для самолета HJT-36. Два месяца спустя, на МАКС-2005, в присутствии Владимира Путина стороны подписали договор о лицензионном производстве двигателя в Индии. В соответствие с контрактом, в 2007 г. первые АЛ-55И планировали передать для летных испытаний в Индию. Всего по контракту предусмотрена поставка 200 двигателей.
В декабре 2005 г. в Индию отправился полноразмерный макет двигателя для «примерки» на самолете. Параллельно продолжалась стендовая отработка отдельных узлов двигателя — камеры сгорания, компрессоров низкого и высокого давления. Для ускорения темпов, поскольку сроки действительно были крайне сжатыми, НПО «Сатурн» предложило ОАО «УМПО» разделить риски и финансирование в соотношении 50:50. В сферу ответственности «Сатурна» вошел газогенератор, УМПО отвечало за «холодную» часть двигателя.
На первом этапе программы предполагалось построить пять двигателей: два для стендовых испытаний и три для летных. К концу 2005 г. завершили термогазодинамические и прочностные расчеты, определили высотно-скоростные характеристики, получили заключение ЦИАМ, заключили договора на поставку САУ, стартера, оригинальных подшипников, фильтров и теплообменников. Научно-технический центр «Сатурна» выпустил комплект конструкторской документации и передал чертежи на свой завод в Рыбинске и в Уфу. К апрелю 2006 г. в Рыбинске и Уфе прошла технологическая подготовка производства, были сделаны заготовки для дисков компрессоров и турбин, отлиты лопатки турбины, началась обработка моноколес, НТЦ «Люлька-Сатурн» провел работы по созданию специальных установок для испытаний двигателя в целом и его модулей.
В 2006 г. также провели расчеты по возможной привязке двигателя к китайским самолетам L-15 и К-8. «Нам интересно все, что касается рынка учебно-тренировочных самолетов Китая», — сказал тогда генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин.
В 2007 году проведение ОКР по теме «Разработка, изготовление и испытания двигателя АЛ-55И (изд. 55) для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36″ оставалось для НПО «Сатурн» одной из приоритетных задач. К апрелю 2007 г. планировалось завершить длительные испытания двигателя, а затем перейти к летным испытаниям на самолете МиГ-АТ. Предполагалось собрать шесть двигателей и один газогенератор, а потом провести летные испытания двигателя на самолете HJT-36. В январе 2008 г. наработка АЛ-55И №04 достигла гарантированных четырех часов. Двигатель №05 передали РСК «МиГ» для установки на МиГ-АТ.
Учебно-тренировочные самолеты (УТС) МиГ-АТ могут с успехом заменить в необходимом количестве эксплуатируемые в высших летных учебных заведениях российских ВВС УТС чешского производства L-39. «На сегодня одной из основных задач ВВС является замена парка УТС типа L-39, и наиболее простым решением является приобретение самолетов МиГ-АТ в качестве простого реактивного УТС, который может быть построен в достаточном количестве. Если самолет МиГ-АТ предназначен для первоначального обучения курсантов, то Як-130 предназначен для обучения курсантов управлению боевыми авиационными комплексами», — сказал представитель РСК «МиГ» в октябре 2008 года..
По его мнению, УТС МиГ-АТ может обойтись почти в два раза дешевле учебно-боевого самолета (УБС) Як-130, оснащенного бортовой РЛС, системой управления вооружением и пр. При этом специалист подчеркнул, что работы по созданию УБС МиГ-АТ не включены в государственную программу вооружений до 2015 года и приоритетом является создание УТС этого типа.
Ранее представители ОКБ Яковлева опровергали заявление о дороговизне Як-130. «С позиций разработчика и заказчика самолета не правомерно говорить о более низкой цене МиГ-АТ по сравнению с Як-130, особенно для российских ВВС, тем более, что самолеты МиГ-АТ и Як-130 создавались по единым техническому заданию и тактико-техническим требованиям российских ВВС», — отмечал собеседник. Он также напомнил, что по суммарным характеристикам тактико-технического задания и интегральным характеристикам Як-130 превосходит своего ближайшего конкурента более чем на 20 процентов. Кроме того, в результате анализа специалисты НИИ-30 пришли к выводу о преимуществе производственной базы Як-130 на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» над производственной базой по выпуску МиГ-АТ на РСК «МиГ» на 17 процентов.
Вопрос о закупке двух типов УТС ставился главнокомандующим ВВС В.Михайловым в 2005 году. По его словам, в парке российских ВВС возможно соотношение числа самолетов МиГ-АТ и Як-130 30:70 соответственно.
После проигрыша конкурса (в котором победил Як-130) МиГ-АТ некоторое время предлагался на экспорт, однако к 2010 году, не найдя ни одного клиента, заинтересованного в доводке машины, все работы прекратили.
На заводе «Знамя Труда» в Москве, по состоянию на 2013 год, оставался производственный задел на несколько экземпляров установочной партии и оснастка для производства МиГ-АТ. При наличии заказчика и финансирования возможно возобновление программы.

На международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском была представлена историческая экспозиция “Легенды Авиации”. Ее организовали Научно-инженерная компания “НИК” и Благотворительный фонд “Легенды Авиации” при поддержке Администрации города Жуковский, ОАО “Авиасалон” и Клуба Героев города Жуковский. Здесь был представлен учебно-тренировочный реактивный самолет МиГ-АТ.

МОДИФИКАЦИИ:

• МиГ-АТ базовый учебно-тренировочный самолет единой под готовки. Может быть использован для боевого применения неуправляемого оружия по наземным и морским целям.
• МиГ-АТС учебно-боевой самолет. Возможно применение управляемых ракет по наземным и морским целям с помощью систем наведения, размещенных в подвесном контейнере.
• МиГ-АС легкий одноместный легкий тактический штурмовик с радиолокационной станцией и встроенной пушкой. Самолет создается в составе комплекса, включающего в себя кроме собственно самолета также и наземные средства обучения (тренажеры, учебные классы) и технического обслуживания.
• МиГ-АТСК двухместный учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет корабельного базирования

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип двигателей

Larzac 04R20

РД-1700

Тяга на взлете, кгс

2×1440

2×1700

Длина самолета, м

12,01

12,01

Размах крыла, м

10,16

10,16

Высота самолета, м

4,01

4,01

Взлетная масса, кг:

— нормальная

6800

6800

— максимальная

8300

8300

Запас топлива во внутренних баках, кг

— нормальный

850

850

— максимальный

1680

1680

Запас топлива в ПТБ, кг

2х470

2х470

Максимальная скорость полета, км/ч:

— у земли

850

850

— на большой высоте

850

850

Максимальное число М

0,8

0,8

Практический потолок, м

12 500

14 000

Максимальная скороподъемность, м/с

63,3

81,7

Максимальная перегрузка

8

8

Перегоночная дальность полета, км:

— без ПТБ

2000

2000

— с 2 ПТБ

3000

3000

Продолжительность полета с ПТБ, ч

4,3

4,3

Вооружение:

Число точек подвески вооружения

5

5

Пушка ГШ-23Л калибра 23 мм в контейнере

УПК-23-250

УПК-23-250

Калибр авиабомб, кг

50-500

50-500

Блоки НАР С-8 калибра 80 мм

2хБ-8М1, Б-8С7

2хБ-8М1, Б-8С7

Источники: www.migavia.ru, РСК «МиГ», АвиаПорт.Ru, www.arms-expo.ru, vpk.name и др.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ НА МАКС-2017
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap