12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БЛИЖНЕГО

ВОЗДУШНОГО БОЯ AIM-9X BLOCK II SIDEWINDER

AIRCRAFT MISSILE CLOSE AIR COMBAT AIM-9X BLOCK II SIDEWINDER

14.03.2018

Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку ОАЭ в рамках программы «Иностранные военные продажи» управляемых ракет малой дальности AIM-9X-2 Блок.2 «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух».
Полная стоимость продажи может составить 270,4 млн. долл.
Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о возможности продажи 7 марта.
Правительство ОАЭ обратилось к США с запросом на приобретение 300 управляемых ракет AIM-9X-2 «Сайдуиндер» Блок.2, 40 учебных авиационных ракет AIM-9X-2 CATM (Captive Air Training Missiles), 30 тактических блоков наведения ракеты AIM-9X-2 Блок.2, 15 блоков наведения для AIM-9X-2 CATM и контейнеров для ракет.
Запрос также включает поставку запасных частей и агрегатов, вспомогательного оборудования, техническую и логистическую поддержку со стороны подрядчика и правительства США, а также другие связанные с этим вспомогательное оборудование и услуги.
Как заявлено, реализация данной программы соответствует внешней политике США и позволит повысить безопасность дружественного государства на Ближнем Востоке.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.09.2018

Компания Raytheon Missile Systems получила контракт на сумму 24,7 млн долл США на закупку запасных частей, тары и материалов для модернизации и ремонта ракет воздушного боя AIM-9Х и учебных ракет CATM (Captive Air Training Missile), сообщает upi.com 14 сентября.
Контракт, объявленный в четверг Министерством обороны США, предусматривает поставку четырех активных оптических детекторов цели (Active Optical Target Detector) и радиочастотных каналов передачи данных, четырех тактических радиоканалов, восьми радиоканалов CATM, пяти контейнеров, одного Block 1 PSS (propulsion steering section — управление тягой двигателя) и одного Block 2 PSS , пяти универсальных контейнеров и 19 электронных блоков Block 2 EU (Electronics Unit) для ВМС, двух AOTD и 12 блоков наведения для CATM, шести контейнеров AOTD, одного Block I PSS и двух Block 2 PSS для ВВС США.
Работа будет выполнена в Чешире (Коннектикут), Тусоне (Аризона), Тьюксбери (Массачусетс), Валенсии и Голете (Калифорния), Хайльбронне (Германия), Калгари (пров. Альберта, Канада), других частях континентальной части США. Работы планируется завершить к марту 2021 года.
AIM-9Х Блок II является последней версией ракеты, которая была принята вооружение с 1956 года, состоит на вооружении ВВС, ВМС, Корпуса морской пехоты США и военной авиации свыше 40 стран мира. Версия Х отличается наличием системы визуализации цели, что позволяет наводить ракету с любого угла полета самолета-носителя. Ракета также может быть использована для поражения наземных целей без специальных изменений, совместима с американской наземной многоцелевой пусковой установкой MML (multi-mission launcher).
Военный паритет


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БЛИЖНЕГО

ВОЗДУШНОГО БОЯ AIM-9X BLOCK II SIDEWINDER


Управляемая ракета малой дальности AIM-9 Sidewinder является управляемой ракетой ближнего радиуса действия с инфракрасной головкой самонаведения. Первая версия ракеты встала на вооружение США еще в 1950-х годах, версия AIM-9X была принята на вооружение в 2003 году.
AIM-9 Sidewinder является управляемой ракетой ближнего радиуса действия с инфракрасной головкой самонаведения. Первая версия ракеты встала на вооружение США еще в 1950-х годах, версия AIM-9X была принята на вооружение в 2003 году. Подобные ракеты состоят на вооружении разных стран мира, в том числе США, Японию, Израиль, Финляндию и Турцию. Sidewinder совместимы с большинством современных истребителей, в числе которых F-16 Fighting Falcon, F-15 Eagle, JAS 39 Gripen, а также американские самолеты пятого поколения — F-22 Raptor и F-35 Lightning.

Разработка будущей AIM-9 была начата ещё в 1950 году по заказу ВМC США. Американский флот решил создать достаточно простую управляемую ракету «воздух-воздух» путём дооснащения широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR «Mighty Mouse» головкой инфракрасного самонаведения. Созданная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), размещённый за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.
Ещё одной удачной идеей, использованной в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты начались уже в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был осуществлен первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Производство ракеты началось в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.
Изначально ракета разрабатывалась только для вооружения ВМC США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно применялась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).
Производство ракеты началось еще в 1955 году, и в 1956 году первая модель под обозначением AIM-9A поступила на вооружение флота. В общем-то это был еще только прототип: выпуск модели А составил всего лишь 240 штук, предназначенных, в основном, для обучения пилотов и отработки техники воздушного боя.

В 1956 году, фирма Raytheon приступила к выпуску первой «настоящей» производственной модели, под индексом AIM-9B. Впрочем, и эта ракета немногим отличалась от прототипа. Угол обзора ее крошечной ГСН составлял всего 4 градуса, то есть при запуске, пилоту требовалось очень точно навести прицел самолета на цель. Скорость конического сканирования была весьма медленной, кроме того, неохлаждаемая ГСН ракеты имела низкую чувствительность и была весьма подвержена посторонней тепловой засветке. Рекомендации к применению ограничивали ее эксплуатацию исключительно стрельбой по неманеврирующим целям (вроде бомбардировщиков), только вдогонку (чтобы ракета вдела тепловое излучение двигателей цели) и только при солнце сбоку или сзади. Тем не менее, ракета производилась очень активно, и с 1958 по 1962 год было выпущено более 80000 штук.
Радиус действия возрос до 18 км, но возникла неожиданная проблема: неохлаждаемая ИК ГСН на такой дистанции цель просто не видела.
В попытке решить проблему, инженеры установили на ракету полуактивную радиолокационную ГСН. Получившийся AIM-9C оказался весьма неудачен: во-первых у ВМФ уже была ракета с полуактивным наведением — AIM-7 «Sparrow-III» — во-вторых, исчезало главное преимущество «Сайдвиндера», возможность выстрелить-и-забыть, уже оцененная истребителями по достоинству. Всего было выпущено около 1000 ракет AIM-9C c 1965 по 1967 год, но их применение во Вьетнаме оказалось неудачным.

Потерпев неудачу с AIM-9C, инженеры ВМФ вернулись к инфракрасному наведению. Новая ракета — AIM-9D — впервые в мире имела охлаждаемую жидким азотом ГСН. Угол обзора ГСН также был уменьшен до 2,5 градусов, что позволило нивелировать влияние посторонних тепловых помех. В результате, радиус действия ракеты удалось увеличить до 18 километров. Была заменена и боевая часть: осколочную сменила стержневая, считавшаяся тогда более эффективной.
Приблизительно в это же время, специально для ВВС США была разработана версия ракеты AIM-9E. Более дальнобойная AIM-9D также привлекла внимание ВВС. Но идея охлаждения жидким азотом ВВС почему-то не понравилась. Вместо этого, в AIM-9E было применено охлаждение с помощью термоэлектрических преобразователей. Около 5000 ракета старых моделей были переделаны в AIM-9E, но за пределами ВВС США ракета не применялась.
В конце 1960-ых, «Сайдуиндер» обосновался в и Европе. ФРГ, стремясь усилить свои ВВС, купила лицензию на AIM-9B. Производимые в Германии ракеты отличались способом охлаждения — немцы использовали вместо жидкого азота окись углерода — и считались более точными и чувствительными чем американские. Около 15000 европейских ракет было выпущено для ФРГ и других стран с 1969 года.
Вьетнамская война показала низкую эффективность, всех модификаций ракет Sidewinder. Применение этих ракет налагало значительные ограничения на маневренность самолета-носителя. Попасть но цели, маневрируя с большой перегрузкой, оказалось достаточно сложно.

Новая ракета АIМ-9L Sidewinder разрабатывалась с 1971 года по совместной программе ВВС и ВМС США и в 1976 году после окончания летных испытаний была принята на вооружение. По сравнению с предыдущими модификациями она имеет значительно лучшие боевые характеристики. Это было достигнуто благодаря усовершенствованию практически всех блоков ракеты при сохранении веса и размеров УР АIМ-9Н.
AIM-9L может использоваться почти на всех современных самолетах ВВС и ВМС США: A-10, F-4, F-14, F-15, F-16, F/A-18, Tornado, Sea Harrier и Hawk.
AIM-9L рассчитана на использование при хороших погодных условиях и преимущественно в дневное время суток.

Как и ранние модификации, AIM-9L выполнена по аэродинамической схеме «утка». Она имеет цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероны, обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно продольной оси.
В США с 1996 года фирма «Raytheon» ведет полномасштабную разработку управляемой ракеты (УР) АIМ-9Х малой дальности класса «воздух-воздух», предназначенной для поражения воздушных целей в условиях ближнего маневренного воздушного боя, днем и ночью. Ею планируется заменить состоящие на вооружении самолетов тактической авиации США F/A-18C/D/E/F, F-15C/E, F-16C/D, F-22 ракету AIM-9M «Sidewinder» данного класса.

Ракета AIM-9X Block II Sidewinder имеет ряд отличий от предыдущей версии по существенным доработкам. Например, был улучшен захват цели ракетой после пуска, и теперь объект может быть поражен с большего расстояния. Также AIM-9X Block II Sidewinder сможет получать с самолета обновленную информацию по цели, благодаря новой системе передачи данных (как у управляемой ракеты AIM-120D AMRAAM).
Ракета AIM-9X, построенная по нормальной аэродинамической схеме, оснащается титановыми крестообразными крылом и подвижным оперением, интегрированным с блоком газодинамических рулей. В AIM-9X используются с некоторой адаптацией агрегаты и узлы предыдущей модификации AIM-9M. При боевом применении пуск УР может осуществляться после захвата ГСН цели или без него по целеуказанию, производимому от бортовых прицельных устройств, в том числе и от нашлемной системы летчика, разработанной специально для применения УР AIM-9X с тактических истребителей ВВС и ВМС и получившей обозначение JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System). Haшлемная система целеуказания позволяет производить пуск ракеты по цели, находящейся на углах визирования до + 90°, и призвана в полной мере использовать технические возможности УР.

Система наведения ракеты улавливает и наводится на ИК-излучение цели. Когда источник ИК-излучения входит в поле зрения ГСН ракеты, электроника генерирует аудиосигнал, подаваемый в наушники летчика. Это обозначает то, что ГСН ракеты обнаружила потенциальную цель. Существует три метода наведения ракеты. Превый метод заключается в прямом наведении ракеты на цель путем маневрирования самолета-носителя. Второй метод называется Расширенным метод обнаружения (SEAM — SIdewinder Expanded Acquisition Mode). SEAM привязывается к бортовой РЛС самолета, и выдает ГСН необходимые команды. ГСН получает информацию от БРЛС до появления аудиосигнала. После появления аудиосигнала СН ракеты начинает самостоятельное сопровождение цели. Третий способ — использование нашлемной системы целеуказания. Нашлемная система предпочтительна для использования в ближнем бою, при визуальной видимости цели.
Электроника ракеты выполнена по стандарту MIL-STD-1553. Пусковая установка LAU-7 и LAU-127. Носителями с полной совместимостью БРЭО носителя и ракеты смогут быть самолеты F/A-18C/D/E/F, F-15C/D/E, F-16C/D, F-22. С ограниченной совместимостью ракету можно использовать на самолетах и вертолетах с БРЭО совместимым со стандартом MIL-STD-1760 — F-14B, F-14D, AV-8B, AH-1W. Так же ракету можно использовать на самолета оснащенных только аналоговой электроникой. При при использовании аналогового интерфейса применение ракеты идентично применению ракеты AIM-9M.

Стержневая боевая часть (WAU-17/B) с титановыми поражающими элементами оснащена модернизированным предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ), расположенным в центральной полости БЧ. Взвод ПИМ происходит после выполнения трех условий — получения команды на пуск ракеты, сигнала от датчика осевой перегрузки и по достижении безопасного расстояния от самолета-носителя. Подрыв БЧ осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда взрывчатого вещества.Активный лазерный неконтактный взрыватель, представляет собой доработанный взрыватель DSU-15A/A или DSU-15B/B ракеты AIM-9M и имеет обозначения DSU-36 и DSU-37 соответственно. Основными его элементами являются передающая и приемная части. Излучение лазерной энергии осуществляется через четыре передних окна диодом, выполненным на арсениде галия, а прием отраженных от цели сигналов осуществляется с помощью кремниевого фотодиода, через четыре окна расположенных в хвостовой части ракеты. Неконтактный взрыватель обеспечивает подрыв БЧ на оптимальном расстоянии от цели.Твердотопливный ракетный двигатель ракеты AIM-9X аналогичен двигателю Mk36 Mod 11 AIM-9M и состоит из стального корпуса, заряда смесевого топлива X-61 (AS 6065) и устройства запуска . Двигатель дополнительно оборудован системой управления вектором тяги (СУВТ) с четырьмя газодинамическими рулями, расположенными в выходном сечении сопла, а также разъемом управления в центральной части. Газодинамические рули СУВТ механически связаны с аэродинамическими рулями в хвостовой части ракеты. До запуска ракеты хвостовые аэродинамические и газодинамические рули СУВТ заблокированы. При задействовании системы электропитания ракеты, рули разблокируются и запитывается гидросистема ракеты. После успешного прохождения теста на подвижность рулей, разблокируется и возможность подачи команды на запуск маршевого двигателя. Размещение СУВТ в хвостовой части ракеты вынудило разработчиков отказаться от использования утопленного сопла, применявшегося на предыдущих модификациях ракеты «Sidewinder».

Половину испытаний к январю 2013 года прошла обновленная американская ракета AIM-9X Block II Sidewinder класса «воздух-воздух», превзойдя все ожидания американских ВМС. Ракета AIM-9X Block II Sidewinder успешно справилась с 21 тестом из 22 проведенных. Показатели обновленной американской ракеты в большинстве случаев значительно превзошли уровень AIM-9X Block I. Ракета пять раз поразила учебную цель во время семи испытательных пусков. Единственной недоработкой, выявленной во время испытаний, было поведение ракеты за пределами видимости пилота самолета. Отмечается, что в целом показатели ракеты соответствуют норме, но в настоящее время хуже, нежели у Sidewinder предыдущего поколения. Ожидается, что к осени 2013 года испытания будут завершены, и к этому времени выявленный недостаток смогут устранить.
Новейшая УР ближнего воздушного боя AIM-9X Block II Sidewinder, в отличие от прежних модификаций ракеты, способна поражать наземные цели. ВВС и ВМС США, а также Саудовская Аравия выделили в общей сложности 19,6 млн долл для проектирования и инженерного анализа возможностей ракеты. Это самая совершенная американская ракета воздушного боя, способная передавать информацию о цели, оснащена двигателем с управляемым вектором тяги и передовой ИК ГСН.
Производство ракет AIM-9X идет шло быстрыми темпами. Уже к середине 2013 года поставлены в войска более 5000 ракет AIM-9X Block I, причем не только армии США, но и ВВС еще 8 стран. Модификация Block II начнет поступать в войска в 2014 году. Запрос на продажу AIM-9X Block II в конце прошлого года правительству США направила Польша и ряд других стран.

Компания Diehl BGT впервые представила на выставке Dubai Air Show-2013 вариант УР ближнего воздушного боя Sidewinder с полуактивной лазерной системой наведения вместо инфракрасной ГСН. Ракета получила обозначение LaGS (Laser-Guided Sidewinder) и станет легким и недорогим высокоточным боеприпасом для ВВС разных стран мира, желающих модернизировать запасы своих ракет.
Ракета с боевой частью массой 10 кг позволит самолету поражать наземные цели с высокой точностью, меньшим побочным ущербом и по низкой цене, чем другие типы высокоточного оружия, заявил руководитель отдела маркетинга компании Gerhard Dussler.
Raytheon Missile Systems (Туксон, штат Аризона, США) в сентябре 2015 года зафиксировала изменение в финансировании на сумму в 8 300 000 долларов США к ранее заключённому контракту на закупку и установку материальной части, требуемой для модернизации пяти опытных управляемых ракет Block II+ для проведения стендовых испытаний до промышленного варианта.
Дополнительно, рамками изменения предусмотрена закупка 40 комплектов материальной части для ракетного двигателя, требуемой для доработки управляемой ракеты AIM-9X Block II до варианта AIM-9X Block II+ для проведения стендовых испытаний и специальных испытательных лётных образцов ракет AIM-9X Block II до варианта AIM-9X Block II+.
Работы планировалось завершить в июне 2016 года.

Истребители F-22 Raptor ВВС США, дислоцированные на Аляске (90-я эскадрилья, база Эльмендорф-Ричардсон), к марту 2016 года получили на вооружение УР воздушного боя малой дальности AIM-9X Sidewinder. Сообщается, что эти ракеты еще больше увеличат и без того выдающиеся боевые возможности «Раптора». Этот самый продвинутый вариант «Сайдвиндера» придает оснащенным им истребителям возможность поражать цели на больших расстояниях, чем это было с AIM-9M.
Ракета версии Х уже интегрирована на большинстве американских истребителей, начиная с 2003 года. Позднее оснащение этими УР истребителей F-22 объясняется как «гигантское усиление и без того грозного арсенала» (giant enhancement to the already formidable F-22 arsenal). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что эти ракеты не будут сопряжены с нашлемной системой целеуказания просто потому, что пилоты «Рапторов» не имеют их. Тем не менее, это пробел будет заполнен возможностью наведения по так называемой системе «безнашлемного» метода прицеливания (Helmetless High Off-Boresight (HHOBS), даже если цель находится в задней полусфере F-22.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR

Тайвань получит партию ракет воздушного боя AIM-9X Blk-2 Sidewinder американского производства. В состав контракта входят 40 боевых и 40 учебных ракет, поставки завершатся в марте 2019 года.
Истребители F-16A/B Block 20 ВВС Тайваня проходят модернизацию на середине жизненного цикла, и новые ракеты обновят потенциал боевых самолетов.

ВВС Бельгии в начале 2017 года приняли поставку партии УР воздушного боя малой дальности AIM-9X-2 Sidewinder в рамках усиления потенциала ПВО страны. Контракт был подписан в сентябре 2013 года на сумму 68 млн долл США, в перечень поставок, в частности, вошли 40 боевых ракет AIM-9X-2 Sidewinder Block II, 36 учебных CATM-9X-2, два блока ГСН CATM-9X-2 Block II, 10 блоков ГСН AIM-9X-2 Block II.
Кроме Бельгии, ракеты этой версии заказаны США, Японией, Норвегией, Республикой Китай (Тайвань), Австралией, Данией, Финляндией, Израилем, Кувейтом, Оманом, Малайзией, Нидерландами, Республикой Корея, Румынией , Саудовской Аравией, Сингапуром, Швейцарией, Турцией.
Компания Raytheon в апреле 2017 года получила контракт на сумму 199 млн долл США на поставку ракет для ВМС США и нескольких стран-союзников. Контракт включает в себя поставку 317 УР воздушного боя AIM-9X Block II Sidewinder в дополнение в 199 ракетам этой версии, которые будут расходоваться в ходе военных учений.
Поставки должны быть завершены к марту 2020 года.
Ожидается, что модификация Block III начнет эксплуатационные испытания в 2020 году, а массовые поставки новой версии ракеты запланированы на 2022 год. К этому времени количество самолетов F-35 в армии США значительно увеличится.
МО США планируют увеличить дальность стрельбы ракетой AIM-9X Block III на 60%, что резко повысит возможности американских истребителей по уничтожению целей за пределами прямой видимости.
Таким образом, дальность бывшей ракеты ближнего радиуса действия в результате многолетних доработок и модификаций возрастет в общей сложности до приблизительно 50-55 км. Фактически, AIM-9X Block III станет ракетой средней дальности.
Для увеличения дальности стрельбы ракета AIM-9X Block III будет оснащена новым ракетным двигателем с повышенной эффективностью. Также ракета получит новую боевую часть, нечувствительную к различным воздействиям, вроде ударов и пожара. Это резко повысит безопасность ее эксплуатации, особенно учитывая, что AIM-9X могут размещаться в том числе и во внутренних отсеках самолета F-22. Также, новая ракета будет использовать совершенную электронику и систему управления от модификации Block II. Отметим, что текущая версия AIM-9X Block II обладает довольно высокими возможностями. Прежде всего, она может быть запущена еще до того, как инфракрасная головка самонаведения (ГСН) захватила цель, то есть из-за пределов прямой видимости. Это позволяет начать упреждающую атаку, причем на финальной стадии наведения используется не радиолокационная головка самонаведения, как у ракет AIM-120 AMRAAM, а инфракрасная, не подверженная воздействию совершенных систем РЭБ. Также, AIM-9X Block II имеет высокую маневренность и цифровую систему наведения, что повышает вероятность попадания в цель.
Новая ракета AIM-9X Block III будет применяться на самых разных истребителях США и их союзников, а также на перспективном истребителе 5-го поколения F-35. Типичная подвеска для данного истребителя – это 2 ракеты AIM-9X на подкрыльевых пилонах и четыре AIM-120 во внутренних отсеках. Это в 2 раза меньше боезапаса современных истребителей российского производства, так что для достижения паритета американцам придется резко повысить возможности ракетного оружия, чего и планируют добиться с помощью ракеты AIM-9X Block III.

Интеграция УР воздушного боя AIM-9X Block II Sidewinder, состоящей на вооружении боевых самолетов ВВС и авиации ВМС США, в армейский наземный мобильный комплекс MML (Multi-Mission Launcher) делает значительные успехи. С 28 апреля по 1 мая 2016 года на полигоне Уайт-Сэндс проводились огневые испытания ПУ, оснащенной ракетами этого типа. По мнению испытателей, этот комплекс значительно повысит потенциал ПВО армии США в будущих военных конфликтах. Подтверждена способность уничтожения этой системой ПВО беспилотных ЛА и крылатых ракет.
Тестирование Block II началось в сентябре 2008 года. Ракета способна захватить цель после пуска с самолета-носителя и поразить цель, летящую с любого направления. По состоянию на июль 2013 года компания Raytheon поставила вооруженным силам США 5000 ракет AIM-9X. На мобильной ПУ MML возможна установка 15 ракет, развертывание ожидается с 2019 года.
АРМЕЙСКИЙ НАЗЕМНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС MML (США)

Компания General Dynamics Land Systems в августе 2017 года показала новый вариант ББМ Stryker в качестве многоцелевой боевой системы для оснащения армии США — Stryker Mobile SHORAD (SHOrt Range Air Defense) Launcher (MSL). Машина оборудована башней в задней части, вместо прежних ракет FIM-92 Stinger модуль оснащен УР AGM-114 Hellfire (все версии, включая Longbow) и ПЗРК AIM-9 Sidewinder. Идея состоит в том, чтобы на одной машине сконцентрировать возможности поражения как наземных бронированных, так и воздушных целей, включая БЛА.

МОДИФИКАЦИИ:
• AIM-9A — прототип, испытывался в 1953 году. Был принят на вооружение в 1956 и запущен в ограниченное производство с 1955 года. Всего, были изготовлены и поступили на вооружение 240 ракет этой модели.
• AIM-9B — первая модификация ракеты запущенная в массовое производство. Принята на вооружение в 1956 году, одновременно с AIM-9A. Неохлаждаемая ГСН имела угол обзора всего около 4 градусов и сравнительно низкую скорость конического сканирования — из-за чего ракета была малоэффективна против активно маневрирующих целей. Тем не менее, именно эти ракеты впервые участвовали в воздушных боях над Тайваньским проливом в 1958 году, где был зафиксирован ряд попаданий в китайские истребители. Производилась до 1962 года, всего было изготовлено более 80000 ракет для ВМФ и ВВС.
• AIM-9C — вариант ракеты с новым двигателем Hercules Mk 36, увеличившим радиус полёта до 18 км. Оснащалась полуактивной радиолокационной ГСН и более мощной стержневой боевой частью. В период с 1965 по 1967 год было произведено около 1000 ракет, но их боевое применение оказалось в основном неудачным.
• AIM-9D — аналог AIM-9C, но вместо полуактивного радиолокационного самонаведения, в ней использовалась ИК ГСН. Впервые было использовано охлаждение ИК ГСН жидким азотом, что позволило увеличить чувствительность головки. Угол обзора ГСН был сокращён до 2,5 градусов, что позволило уменьшить воздействие на ГСН ракеты посторонних помех. Было изготовлено около 1000 ракет.
• AIM-9E — модификация, разработанная и применявшаяся исключительно ВВС США, с термоэлектрическим охлаждением фотоприёмника, улучшающим чувствительность ГСН для перехвата низколетящих целей[11]. Изготовлялась в основном путём модернизации AIM-9B, всего было переделано около 5000 ракет.
• AIM-9F — модификация ракеты AIM-9B, производившаяся по лицензии в Германии. Использовала новую ГСН, охлаждаемую жидкой окисью углерода. Около 15000 ракет было изготовлено, начиная с 1969 года, также значительное количество поставленных ранее в Европу AIM-9B было модернизировано в вариант AIM-9F.
• AIM-9G — первая версия ракеты, имевшая связь с самолётом-носителем в полёте и способная получать целеуказания от бортовой РЛС. С 1972 по 1975 год было изготовлено 2120 ракет.
• AIM-9H — является усовершенствованным вариантом AIM-9G. Последняя модификация, разработанная эксклюзивно по заказу ВМС (после этого ВМС координировали ход разработки с ВВС). В её бортовой аппаратуре электровакуумные лампызаменены микросхемами. Время работы двигателя 2,2 секунды. В период с 1972 по 1974 год изготовлено около 7700 ракет.
• AIM-9J — представляла собой глубокую модернизацию AIM-9B, путём замены электроники и газогенератора двигателя. Разработана по заказу ВВС. Электроника ракеты впервые на твердотельных элементах (до того на ЭЛТ). ГСН с оптимизированным временем быстродействия. Принята на вооружение в 1977 году, имеет лучшую манёвренность по сравнению с AIM-9B, время работы двигателя 40 секунд.
• AIM-9L — первая в мире ракета с всеракурсной двухдиапазонной ИК ГСН. Использовала принципиально новую ГСН с фотоприёмником на основе антимонида индия охлаждаемым аргоном(все предыдущие были на основе сульфида свинца)[12]. За счёт этого появилась возможность обстрела самолётов противника, летящих любым курсом с любого направления. Также имела утяжеленную БЧ массой порядка 9,4 кг, с круговым разлётом готовых поражающих элементов, и ПИМ с лазерным датчиком цели. Принята на вооружение в 1976 году, впервые применена с высокой эффективностью (вероятность поражения цели одной ракетой составила 80 %) во время Фолклендского конфликта в 1982 году. Производилась по лицензии в Германии и Японии. Начиная с 1978 года было изготовлено около 15000 ракет.
• AIM-9M — принята на вооружение в 1983 году, улучшена помехоустойчивость ГСН, применён малодымный двигатель, система охлаждения ГСН — замкнутая. С 1982 года было произведено около 7000 ракет.
• AIM-9N — экспортная ракета на базе AIM-9J.
• AIM-9P (иногда AIM-9JP) — модернизированный вариант AIM-9J/N, созданный в экспортных целях. Предназначался для продажи тем странам, которые не могли позволить себе закупки более дорогой модификации AIM-9L. Было изготовлено около 21000 ракет, в основном путём переделки более старых моделей.
• Ракета AIM-9P-1 оснащена активным оптическим взрывателем вместо пассивного инфракрасного.
• AIM-9P-2 установлен менее дымящий двигатель.
• AIM-9P-3 оснащена как активным оптическим взрывателем, так и малодымящим двигателем. Так же установлена улучшенная БЧ, имеющая большую мощность и новые поражающие элементы. В улучшенной БЧ используется новое взрывчатое вещество, менее чувствительное к высоким температурам, и имеющее больший срок хранения. Приводы рулей заменены на более мощные.
• AIM-9P-4 — улучшенный вариант ракеты AIM-9P-3, оснащена всеракурсной ГСН, аналогичной ГСН ракеты AIM-9L. По сравнению с AIM-9L ТТД этой ракеты ниже, но эффективность аналогична.
AIM-9P-5 — планируемая дальнейшая модификация ракеты. В ней будут внедрены наработки по снижению влияния на ГСН тепловых ловушек и помех.
• AIM-9Q — версия ракеты, не поступившая в производство. Подробности неизвестны.
• AIM-9R — версия ракеты с оптико-электронной системой наведения, позволяющей сканировать изображение цели и наводиться именно на неё. Существенно возросла устойчивость к инфракрасным ловушкам. В 1990 году ракета была представлена на испытания, но после окончания Холодной войны проект был закрыт.
• AIM-9S
• AIM-9X — современная модификация ракеты. Разрешение матрицы фотоприёмника 128×128. Улучшена помехоустойчивость к тепловым ловушкам. Улучшена манёвренность благодаря управлению вектором тяги., реализована интеграция с нашлемным дисплеем JHMCS. Поставляется с 2002 года. Произведено более 3000 ракет.
• AIM-9X2 — в сентябре 2012 года появилась информация, что Raytheon разрабатывает новую модификацию «Sidewinder» увеличенного радиуса.

• AGM-122 Sidearm — противорадиолокационная модификация, созданная путём модернизации снятых с вооружения ракет модели AIM-9C. Полуактивное радиолокационное наведение заменено пассивным, позволяющим ракете наводиться на излучение неприятельского радара. Ракета разрабатывалась как легкая ПРР для машин с ограниченной боевой нагрузкой и вертолётов. Около 700 ракет были переделаны в эту модификацию в период с 1986 по 1992 год. В настоящее время, все запасы этих ракет исчерпаны и она снята с вооружения.
• AGM-87 Focus — разработанный в 1960-х годах вариант «Sidewinder» для применения по наземным целям. Предназначалась для поражения излучающих тепло наземных объектов (танки, автомобили, катера). Имела утяжеленную 70-килограммовую БЧ. Эффективно применялась во Вьетнаме, но не получила развития после войны.
• MIM-72 Chaparral — ЗУР самоходного ЗРК поля боя, разработанная на базе ракеты AIM-9D. Комплекс предназначен для защиты войск на марше от вертолётов, низколетящих крылатых ракет и ударной авиации. Находился на вооружении армии США с 1965 по 1998 год, в настоящее время снят с вооружения, но остаётся в арсенале ряда стран. На Тайване производится по лицензии.
• Diamondback — разрабатывавшаяся с 1956 года увеличенная версия ракеты с ядерной боевой частью. Предназначалась для обеспечения палубным перехватчикам возможности эффективно поражать советские бомбардировщики-ракетоносцы и крылатые ракеты. Должна была иметь жидкостный двигатель. Не вышла за стадию проработки общей концепции.
• XM41 Redeye — ЗУР переносного комплекса непосредственного прикрытия сухопутных войск. На этапе конкурсного отбора, учитывая интенсивную конкуренцию с другими перспективными образцами зенитных ракет, созданных на основе УРВВ, за неимением собственных наработок по инфракрасным приборам, генеральный подрядчик, корпорация General Dynamics, заключила договор с корпорацией Philco (разработчиком ГСН для AIM-9B), инженерами последней была наспех модифицирована имеющаяся ГСН для обстрела целей с земли, досягаемость приёмника излучения увеличена за счёт сокращения сектора обзора.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная дальность стрельбы, км 20
Длина, м 2,9
Диаметр, м 0,127
Размах крыльев, м 0,355
Размах рулей, м 0,445
Дальность стрельбы, км 20
Стартовый вес, кг 85
Масса боевой части, кг 9,4

ВТС «БАСТИОН», 18.03.2018

Источники: pro-samolet.ru, alternathistory.com, rbase.new-factoria.ru, Зарубежное военное обозрение. №1.78, www.airwar.ru, defenseindustrydaily.com, CNews.ru, janes.com, Ракетная техника, Военный Паритет, asdnews.com,

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БЛИЖНЕГО ВОЗДУШНОГО БОЯ AIM-9X SIDEWINDER. НОВОСТИ 2013-2017
АРМЕЙСКИЙ НАЗЕМНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС MML (США)


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap