ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЛАЗЕРНЫЙ КОМПЛЕКС САМОЛЕТНОГО БАЗИРОВАНИЯ 1ЛК222. LASER COMPLEX AIRCRAFT BASING 1LK222



ЛАЗЕРНЫЙ КОМПЛЕКС САМОЛЕТНОГО БАЗИРОВАНИЯ 1ЛК222

LASER COMPLEX AIRCRAFT BASING 1LK222


Летающая лаборатория для лазерного комплекса «Ладога». Источник: Красная Звезда

18.11.2012
ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ РОССИИ

В США полным ходом идут разработки лазерного оружия для самолетов, однако, мало кто знает, что СССР в свое время намного опередил США, уже давно существует летающая лаборатория для исследований в области лазерного оружия, которая создана на базе самолета Ил-76МД.
Гонка в создании лазерного вооружения имеет свои причины. Современные ракеты двигаются намного быстрее скорости звука, из-за этого их перехват – дело весьма трудное. Именно в перехвате ракет и состоит основной потенциал лазерного оружия. Луч лазера распространяется со скоростью света, то есть практически мгновенно начинает воздействовать на ракету. Однако, для создания мощного и эффективного лазерного оружия необходимо преодолеть массу технических трудностей, так как мощность лазера должна быть хотя бы в несколько мегаватт, а лучше в сотню мегаватт. Так вот для поиска решений технических проблем и была создана летающая лаборатория А-60.
Самолет А-60 был создан в далеком 1981 году, а работы про проектированию были начаты аж в 1970 году. Самолет был создан на базе ОКБ Бериева и на заводе им. Г.Димитрова, который находится в Таганроге. Для установки лазера и другого необходимого оборудования самолет был подвергнут достаточно большим переделкам.
В носовой части самолета, где первоначально был установлен метеорадар, был установлен цилиндрический обтекатель и спецаппаратура, в состав которой входил лазер наведения. В верхней части были сделаны большие створки, при открытии которой поднималась башенка с расположенным в ней основным лазером. По бокам фюзеляжа располагались специальные турбогенераторы, которые давали энергию для работы лазера. Свой первый полет самолет А-60 осуществил 19 августа 1981 года. Всего было создано три экземпляра самолета А-60.
В России работы по созданию лазерного оружия на основе самолета А-60 были приостановлены в 2011 году, однако, принято решении о модернизации самолета А-60 и продолжении изысканий в области лазерного оружия. В новостях прошли заметки о том, что наземная лазерная установка уже готова, осталось только ее адаптировать для самолета А-60.
В 2013 году планируется исследовать работу лазерной установки в условиях резкого перепада давления (наверное, подразумевается вывод лазерного оружия в космос), а также в условиях сильных перегрузок (возможно, также для адаптации к выводу в космическое пространство).
Наш основной конкурент – США, только в 2010 году смог создать лазерное оружие на базе Boeing 747-400F, несущего химический лазер. Однако, именно США продолжают разработки по выводу лазерного оружия в космос, оттуда намного легче сбивать баллистические ракеты.
Вообще, даже наш самолет А-60 скорее всего предназначен не для работы лазера в атмосфере, а для разрушения космических аппаратов, так как основной излучатель расположен сверху, луч тоже будет вверх, а на верху только космос и спутники, военные и не очень… К тому же, использовать эффективно мощный лазерный луч в атмосфере очень проблематично, так как слишком сильно снижает дальность, да и эффективно поразить ракету можно лишь на разгонном участке, а, учитывая дальность эффективного применения, самолет с лазерным оружием должен постоянно летать вдоль границ вражеского государства, что, в принципе, не реально.
Так вот, лично я питаю уверенность, что самолет А-60 создавался для поражения именно спутниковой группировки противника, а также для проведения испытательных работ по выведению лазерного оружия в космос. Про советские проекты в области использования лазерного оружия в космосе мы еще поговорим отдельно, также как и об американских разработках в этой области, эти темы чрезвычайно интересны..
http://alexsnews.com/otechestvennoe/2012/11/lazernoe-oruzhie-rossii/

18.12.2013
НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Россия тоже решила возобновить разработку боевого авиационного лазера, способного поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. СССР создавал оружие подобного типа еще в 70-х годах. Вообще в Советском Союзе заинтересовались боевыми лазерами в середине 60-х, и к 1973 году было создано специальное конструкторское бюро. Первую установку воздушного базирования разместили на опытном самолете А-60 на базе транспортника Ил-76. Свой первый полет с лазером на борту он совершил в 1983-м. В 1984 году советские летчики поразили лучом первую воздушную мишень, и к 1991-му испытатели имели уже два А-60. Но затем финансирование кончилось и программа была заморожена.
Работы в конструкторских бюро велись фактически по личной инициативе сотрудников. Только в 2009 году о возобновлении работ над авиационным лазером заявил действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев. Речь шла все о той же воздушной лаборатории А-60, на которой разместили «ослепляющий лазер». Его задача – воздействие на оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения. Однако пока нет информации о том, удалось ли добиться каких-либо успехов. В 2011 году проект вновь оставили без финансирования, а оборудование с единственного оставшегося А-60 частично демонтировали.
Финансирование лазерных разработок в интересах Минобороны России возобновилось в 2012 году. Теперь на А-60 планируется установить более мощный аппарат. Имеются в виду новые блоки установки 1ЛК222, разработанной «Химпромавтоматикой» (в наземном варианте – «Сокол-Эшелон»). Ее испытания планировались на 2013 год, но сначала носитель должен пройти модернизацию. В военном ведомстве пока не определились, на какие типы самолетов ставить боевые лазеры. Вероятно, это будут военно-транспортные самолеты и бомбардировщики.
Василий Сычев, Военно-промышленный курьер № 49 (517) за 18 декабря 2013 года

29.04.2014
27 апреля 2014 года исполняется 30 лет со дня знаменательного события — в 1984 году впервые лучом отечественного лазерного комплекса авиационного базирования «Ладога» на самолёте А-60 была поражена воздушная цель.
Первая успешная отечественная работа по тепловому поражению лазерным излучением аэродинамической мишени в полёте была проведена в 1982 году. В США убедительный результат по тепловому поражению ракеты в полёте наземным комплексом на базе лазера «Миракл» датирован 23 февраля 1989 года.
«Нам понадобилось менее 11 месяцев, чтобы осуществить первое успешное натурное испытание отечественного ЛКАБ, дату проведения которого мы отмечаем.
Именно в 1980-е годы были получены все основные технические и демонстрационные натурные подтверждения возможности создания в интересах ПВО боевых образцов КЛО на основе мощных лазеров.» — сказал заместитель генерального конструктора ГСКБ «Алмаз-Антей» Александр Игнатьев газете «Красная Звезда».
Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 года осуществлён комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории 1А2 на космический аппарат AJISAI с высотой орбиты 1500 км зарегистрирован отражённый сигнал. «Красная звезда»

ОАО «КОНЦЕРН ПВО «АЛМАЗ-АНТЕЙ»

25.09.2016
Новый российский боевой самолет А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Об этом сообщил в субботу ТАСС советник первого заместителя генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Ростех), разрабатывающего его бортовой комплекс обороны, Владимир Михеев.
«У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве», — рассказал Михеев.
По словам Михеева, оружие А-60 будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. «Мы понимаем, что авионику данного самолета необходимо дорабатывать под те задачи, для которых он предназначен. Так как этот самолет будет иметь на борту силовые лазеры, мы должны защитить все системы жизнеобеспечения воздушного судна от воздействия собственного оружия», — пояснил он.
По словам специалиста, на любом летательном аппарате подавляющее большинство авионики производится КРЭТ. Новый самолет является сугубо специальным, поэтому на его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.
Кроме того, добавил Михеев, «этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения». «Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами «Витебска», «Хибин» и целого ряда других систем для эффективной защиты», — добавил собеседник агентства.
Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения. По его словам, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60. По данным СМИ, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ «Сокол-Эшелон».
ТАСС

06.10.2016

Наземная отработка оборудования российского самолета А-60, который предполагается оснащать лазерным оружием, уже завершена. Об этом сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
«Здесь говорить пока многое нельзя. Но могу сказать, что развитие комплекса А-60 продвигается. Завершены работы по глубокой модернизации бортового комплекса, обеспечивающие значительное наращивание его тактико-технических характеристик. К настоящему времени проведена наземная отработка. Сейчас продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений», — рассказал Борисов в интервью газете «Московский комсомолец», которое опубликовано во вторник.
Ранее о создании в России самолета с лазерным оружием сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Позднее первый заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Ростех) Владимир Михеев заявил, что самолет получит высокоточный лазер и мощную систему защиты от радиоэлектронного воздействия.
ТАСС

26.02.2018

Россия активно использовала наработки, полученные при создании самолета с лазерным оружием А-60, и к настоящему времени завершила работы над соответствующим противоспутниковым комплексом, сообщил «Интерфаксу»информированный источник.
«Развитие данного комплекса состоялось, вся проделанная работа позволит сделать шаг вперед в создании подобных самолетов», — заявил собеседник агентства.
Источник отметил, что вероятнее всего «позднее будет создан принципиально новый подобный самолет, но не на базе самолета Ил-76МД». Решение данного вопроса примет Минобороны.
В 2016 году российский концерн «Алмаз-Антей» заявил о работах по созданию лазерного комплекса, предназначенного для подавления с самолета воздушных и космических разведывательных аппаратов.
Лента.ру


ЛАЗЕРНЫЙ КОМПЛЕКС САМОЛЕТНОГО БАЗИРОВАНИЯ 1ЛК222

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО
Еще в июне 1965 года состоялась встреча академиков А. М. Прохорова, М. Д. Миллионщикова и А. А. Расплетина, которая послужила началом развертывания работ по лазерной проблематике в НПО «Алмаз». В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем.
В 70–80-х годах под научным руководством академиков РАН А. М. Прохорова, Б. В. Бункина и Е. П. Велихова коллективами под руководством профессора Л. Н. Захарьева, академика РАН В. А. Глухих и члена-корреспондента РАН В. Д. Письменного с участием других НИИ и КБ созданы передовые образцы лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей, генерации, формирования и наведения мощного излучения на удаленные объекты. Они успешно испытаны в натурных условиях.
Совместно с ТАНТК имени Г. М. Бериева появился и авиационный лазерный комплекс на самолете А-60 (летающей лаборатории 1А1), который впервые поднят в воздух в августе 1981 года. А в конце 1983 – начале 1984 года проведены первые успешные натурные эксперименты.
За крупные достижения в этой области в 80-е годы большая группа сотрудников НПО «Алмаз» удостоена высоких почетных званий и правительственных наград. Лауреатами Ленинской премии стали доктора технических наук Л. Н. Захарьев и Ю. А. Коняев. Лауреатами Государственной премии – кандидаты технических наук Н. Н. Поляшев, В. А. Феофилактов, доктора технических наук В. В. Морозов, Е. М. Сухарев и другие. Орденами награждены В. В. Карасев, В. А. Королев, кандидаты технических наук Н. Н. Поляшев, А. С. Румянцев, доктор технических наук А. Б. Игнатьев и другие.
Исследования, выполненные НИУ МО РФ, показали перспективность авиационного лазерного направления разработок и достаточность научно-технического задела НПО «Алмаз» с кооперацией. Предприятие было готово к созданию авиационного лазерного комплекса с мощным СО-лазером на опытном самолете А-60 (летающей лаборатории 1А2). Однако 90-е годы стали весьма трудными для создания лазерного оружия в нашей стране, внесли свои печальные коррективы, что было связано с общим резким сокращением ассигнований на оборонные программы.
В настоящее время США вернулись к разработке лазерных технологий и усиленными темпами ведут исследования в создании космического комплекса лазерного оружия SBL (Spase Based Laser) и подобного комплекса самолетного базирования ABL (Airborne Laser). Которые в перспективе смогут успешно перехватывать стратегические ракеты на активном участке траектории. В связи с этим «Алмаз» вынужден был возобновить прерванные в 90-е годы работы на этом направлении.

В середине 1970-х годов ОКБ было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ. Поэтому с 1977 г. в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз».
Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.
За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.
Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2». На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».
Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.
О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17.
Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь — самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье)
Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 г. в г.Таганроге стоял подготовленный к разделке.
Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А. Степанов.
Но 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».
1ЛК222 — лазерный комплекс воздушного базирования для противодействия космическому эшелону национальной ПРО США базируется на аэродроме Пушкин (Санкт-Петербург). Работы по проекту продолжаются. Главным конструктором «изделия 1А» был назначен Н. А. Степанов (с 2002 года — заместитель Генерального директора, с 2007 года по настоящее время заместитель Генерального конструктора ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева»).
28 августа 2009 года осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полёта 1500 км был зарегистрирован отражённый сигнал. В 2010 году появилась новая информация о продолжении работ над военной авиационной лазерной системой.


А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, осень-зима 2010 г. (http://russianplanes.net).

ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЛАЗЕРНОГО ОРУЖИЯ А-60

В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены, но через 10 лет они продолжились по ОКР «Сокол-Эшелон». Главным конструктором – заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А.Степанов.
28 августа 2009 года осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.
Лазеры на А-60 использовались в экспериментах по ослеплению и временному выведению из строя оптических систем спутников на всех типах орбит. Работы по этому проекту были приостановлены в 2011 году из-за нехватки финансирования. Оборудование с А-60 было частично демонтировано. В 2012 году финансирование возобновлено.
Ориентировочно работы по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии стабильного финансирования. Параллельно совместно с «Алмаз-Антеем» будет вестись монтаж новых блоков более мощной лазерной установки.
Лазер 1ЛК222 является основой всей системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое наименование «Сокол-Эшелон» и разработана концерном «Алмаз-Антей» и КБ «Химпромавтоматика». Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи — комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте, утверждают на предприятиях.
Источник: http://www.testpilot.ru/russia/beriev/a/60/a60.htm

В корпоративном издании ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») газете «Стрела» (№ 12 (155) за декабрь 2015 года) опубликована небезынтересная статья «На ключевом направлении военного строительства» первого заместителя генерального директора – генерального конструктора НПО «Алмаз» Николая Ненартовича об итогах деятельности НПО «Алмаз» за 2015 год. В ней говорится, что «Сокол-Эшелон» – еще одна тема, которой занимались в 2015 году. Это продолжение начатых еще в середине 90-х годов прошлого века работ по созданию лазерного комплекса авиационного базирования. До недавних пор были определенные трудности с финансированием ОКР по данной теме, да и с целесообразностью продолжения работ по ней. Сейчас все это позади, исследования возобновлены, на следующий год планируем выйти на этапы изготовления устройств по отдельным элементам системы. Летом НПО «Алмаз» для продолженияработ по теме «Сокол-Эшелон» получило новый самолет Ил 76МД 90А, который сейчас находится в ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Там идет проектирование самолета-носителя лазерного комплекса авиационного базирования. Поначалу новая машина будет использоваться для проведения специальных экспериментов по измерению уровней внешних воздействующих факторов в местах установки аппаратуры лазерного комплекса авиационного базирования. По результатам указанных экспериментов планируем уточнить требования для корректировки программ-методик и технических условий на опытную аппаратуру в рамках ее предварительных испытаний. Только потом начнется изготовление опытного самолета-носителя лазерного комплекса авиационного базирования.
Источник: http://www.raspletin.com/press-centre/newspaper/archive/12_15.pdf

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 92000
максимальная взлетная 179000
Размах крыла, м 50,50
Длина самолета, м 46,86
Высота самолета, м 14,76
Площадь крыла,м2 300,0
Тип двигателя 4 ТРДД Д-30КП сер. 2
Тяга, кН 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 700
Практическая дальность, км 8200
Практический потолок, м 13800
Экипаж, чел 4 + 10 операторов

ВООРУЖЕНИЕ:

лазерная пушка

ГДЛ РД0600. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛАЗЕР.
Назначение: Непрерывный газодинамический бортовой космический СО2 — лазер РД0600, работающий на газообразных компонентах топлива.
ГДЛ РД0600 прошел полный цикл стендовой отработки.
Основные параметры
Мощность излучения, кВт 100
Компоненты топлива:
• Окислитель воздух
• Горючее газообразная окись углерода
• балласт газообразный азот
Масса ГДЛ, кг 750
Габариты двигателя, мм
Высота 680
Длина 1820
ширина 2140
Источник: http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=62


Проект 1977 года (источник: http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=5942.0)

Источники:
http://www.vpk-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1171:2009-08-19-15-14-40&catid=209:-2009&Itemid=445,
http://lenta.ru/news/2009/08/26/laser/,
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=5942.0,
http://www.airwar.ru/enc/other/a60.html,
http://topwar.ru/1108-a-60-lazernyj-mech-sssr-ili-za-30-let-do-lazernogo-boinga.html,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0-60
газета «Стрела» № 12 (155) за декабрь 2015 года


Beriev A-60 Laser Aerotransportado (Breves Noticias)



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap