МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2009 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. INTERNATIONAL NAVAL SALON MVMS-2009 IN ST. PETERSBURG


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН
МВМС-2009 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
INTERNATIONAL NAVAL SALON
MVMS-2009 IN ST. PETERSBURG

В конце июня 2009 года закончил работу 4-й Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге. А история его рождения относится к концу 1990-х годов, когда ведущие организации судостроительной промышленности и военно-морского флота обосновывали необходимость проведения этого мероприятия в Санкт-Петербурге. В первую очередь это относится к ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и 1 ЦНИИ МО РФ. Тогда было доказано, что именно в Петербурге необходимо проводить Международный военно-морской салон, здесь есть необходимые выставочные площади, акватория для демонстрации кораблей, Ржевский артиллерийский полигон для демонстрации в действии корабельных артиллерийских систем и пушкинский аэродром для показа морской авиатехники.
Прошли годы, и в 2003 году — в год 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, наконец, был проведен первый в истории России Международный военно-морской салон (МВМС). И понятно, что первое крупное мероприятие такого рода не может пройти идеально, все же он удался. В выставочной экспозиции МВМС-2003 приняли участие 319 экспонентов, в т. ч. 52 иностранные компании из 19 стран. На салон прибыли 26 делегаций из 24 стран. Был задействован аэродром в Пушкине и Ржевский полигон. Салон сразу привлек внимание морских специалистов всего мира. Этот факт стал свидетельством своевременности и востребованности международного выставочного проекта на рынке военно-морской техники и вооружения.
Второй Салон — МВМС-2005 — по основным показателям превзошел первый и, согласно общей оценке, прошел на более высоком международном уровне. Увеличилось количество участников выставочной экспозиции и посетителей-специалистов, возросло число зарубежных экспонентов (56) и официальных иностранных делегаций (28), было проведено множество деловых переговоров. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге из разового мероприятия перешёл в разряд плановых, традиционных и занял место в тройке ведущих военно-морских выставок мира на ряду с EURONAVAL (Ле Бурже) и IMDEX ASIA (Сингапур).
На третьем салоне (МВМС-2007) в экспозиции приняли участие 383 фирмы и организации, в том числе 65 зарубежных из 28 стран. Салон 2007 года посетили 50 официальных иностранных делегаций из 44 стран, 110 бизнес-делегаций от российских и зарубежных фирм, свыше 23 тыс. специалистов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 января 2008 года № 8-р c 24 по 28 июня 2009 года в Санкт-Петербурге состоялся четвертый Международный военно-морской Салон (МВМС-2009). Организатором мероприятия выступило Федеральное агентство по промышленности (Роспром). Салон проводится при участии Министерства обороны РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Правительства Санкт-Петербурга и ОАО «Рособоронэкспорт». Устроитель – ЗАО «Морской Салон».

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МВМС

Характеристики

МВМС-2003

МВМС-2005

МВМС-2007

МВМС-2009

Предприятия-участники выставочного раздела

319

352

383

350

Зарубежные участники/страны

52 / 19

56 / 20

65 / 28

67 / 28

Выставочная площадь

12000 кв.м

12000 кв.м

12000 кв.м.

13000 кв.м.

Официальные делегации /стран

26 / 24

28 / 26

50 / 44

55 / 47

Корабли и катера

в т.ч. иностранные

19

19

8

26

1

4

Артиллерийские и стрелковые системы

6

16

6

7

Пилотажные группы

2

2

2

2

Мероприятия (научные и презентационные)

12

17

15

22

Приняло участие специалистов

9600

19800

23000

29000

Парусная регата

1

1

2

В этом году расширена тематика Салона, она охватывает все этапы создания кораблей и морской техники: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы. Значительную часть выставки занимают производители комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий. Несмотря на мировой финансо¬во-экономический кризис, основные предприятия судостроительной отрасли России и предприятия-котрагенты — поставщики комплектующих — принимают участие в Салоне. Более высокую активность по сравнению с прошлыми Салонами проявили иностранные компании, демонстрируя готовность к кооперации. Участниками экспозиции МВМС 2009 стали 350 предприятий из 28 стран, из них 67 — иностранные фирмы. Участники разместили свои экспозиции в павильонах площадью 13 000 метров, на открытых выставочных площадях, на акватории у причалов Морского вокзала и у выставочного комплекса. Среди участников представлены все ведущие предприятия морской отрасли России. Значительные площади выставки заняли производители комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения. Салон 2009 года привлек рекордное внимание прессы, прежде всего, зарубежных СМИ: для работы на МВМС-2009 заблаговременно аккредитовались около 150 СМИ, в т. ч. 26 информагентств.
В рамках салона проведено большое количество официальных переговоров, в том числе с участием Главнокомандующего ВМФ РФ — 12, с участием должностных лиц ФС ВТС России — 8, с участием представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» — более 30. Например, заместителем директора ФС ВТС России Вячеславом Дзиркалном были проведены встречи и переговоры с командованием ВМС Индонезии, Шри-Ланки, Катара, представителями официальных делегаций Омана, Индии, в ходе которых обсуждались состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России с этими государствами. Состоялись переговоры заместителя директора ФС ВТС России К.Бирюлина с представителями Казахстана по вопросам двусторонних связей в сфере ВТС. ФГУП «Рособоронэкспорт» и компания «Талес» подписали меморандум о развитии сотрудничества по военно-морской тематике.
В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории Невы были представлены корабли и катера из состава МО РФ, ФСБ РФ и приглашённые корабли иностранных государств — Великобритании, Франции и Нидерландов: сторожевой корабль (корвет) пр. 20380 «Стерегущий»; сторожевой корабль (фрегат) пр. 11540 «Ярослав Мудрый»; ракетный катер «Р-2» пр. 12411; десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» пр. 12322; патрульный катер пр. 12200 «Соболь»; фрегат «St. Albans», Великобритания; тральщики «Sagittaire» и «Pegase», Франция; ДВКД «Johan de Witt», Нидерланды. У причалов выставочного комплекса были размещены 18 катеров предприятий-участников экспозиции.

Самым современным российским кораблем основных классов является корвет «Стерегущий», построенный на ОАО «Северная верфь» (проектант ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»). Спуск на воду корвета «Стерегущий» состоялся в мае 2006 года. В ноябре 2006 года «Стерегущий» приступил к ходовым испытаниям. Водоизмещение корабля составляет 2200 тонн, длина наибольшая — 104,5 метров, ширина наибольшая — 13 метров, полная скорость хода — 26-27 узлов, экономическая скорость хода — 14 узлов, мореходность — по безопасности плавания без ограничения, по использованию оружия — 5 баллов. Экипаж корабля — 100 человек. 14 ноября 2007 года ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» передало ВМФ головной корвет «Стерегущий» (зав. №1001) проекта 20380. Сейчас в различных стадиях строительства находятся другие корабли серии «Сообразительный» (зав. №1002) и «Бойкий» (зав. №1003) на Северной верфи, «Совершенный» (зав. №710) — на Амурском судостроительном заводе. В ближайшие годы ими пополнится российский ВМФ.
Другим важным участником салона стал сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль . Он построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и является вторым кораблем этой серии, первый СКР «Неустрашимый» 24 января 1993 года поднял военно-морской флаг России. На «Ярославе Мудром» установлены новые российские образцы тактического оружия – в частности, ракетные комплексы «Уран» и «Водопад-НК», ЗРК среднего и ближнего радиуса действия, РБУ-6000 и др. Закладка этого сторожевика состоялась еще в 1991 году, но в 1994 году решением Правительства РФ его строительство при 75-процентной готовности было приостановлено, а возобновлено с корректировкой технического проекта только в 2002 году. 16 июня 2009 года «Ярослав Мудрый» успешно завершил программу государственных испытаний в Балтийском море и возвратился в акваторию предприятия. В настоящее время «Рособоронэкспорт» вместе с Зелендольским ПКБ (проектант) продвигает на мировой рынок экспортную версию корабля — проект 11541 «Корсар».
Как известно, недавно 4 мая этого года во время испытаний «Ярослава Мудрого» корабельный противолодочный вертолет Ка-27 при посадке задел несущим винтом палубную надстройку и повредил зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик». После разрушения винта вертолет сначала рухнул на палубу, а затем в воду. В этот момент на борту находилось пять человек. Все они были спасены.
Катер проекта 12200 «Соболь» так же представлен на МВМС-2009, он был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» (гл. конструктор Б.А.Лейкис) по заданию морских частей пограничных сил (ПС) ФСБ РФ, эти работы были начаты уже в этом XXI веке. Длина катера — 30 метров, ширина — 5,6 метра. Две дизельные энергетические установки общей мощностью 3620 л.с. позволяют развивать скорость до 48 узлов. Проектная дальность плавания корабля — около 800 морских миль, экипаж — 6 человек. Катер может быть оснащен артиллерийской установкой АК-306 и современным радиолокационным оборудованием. Торжественная церемония закладки головного катера (зав. №501) состоялась 24 января 2003 года на СФ «Алмаз». В конце сентября 2006 года патрульный катер проекта 12200 «Соболь» был спущен на воду, затем прошел испытания и в октябре 2006 года он был передан заказчику. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц. В 2008 году было построено два таких катера.
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург) совместно с «Рособоронэкспортом» ведет переговоры о поставках перспективного патрульного катера «Соболь» с большой группой заинтересованных заказчиков. В числе стран, пожелавших приобрести этот быстроходный корабль повышенной мореходности, Китай, Индия, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, страны Ближнего Востока, Центральной Америки, Южной Африки, Бразилия.
Ракетный катер «Р-2» пр. 12411 и десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» пр. 12322 уже стали традиционными участниками МВМС в Санкт-Петербурге.

На Международный военно-морской салон 2009 г. в качестве почетных гостей прибыли британский фрегат «St. Albans» и два французских тральщика «Sagittaire» и «Pegase. 500-тонные тральщики оказались далеко от родных берегов в рамках традиционных международных учений проводимых НАТО на Балтике.
Фрегат «St. Albans» является последним кораблем серии из 16 фрегатов проекта 23 «Duke» («Герцог») — все корабли серии названы в честь полководцев и государственных деятелей Британии, носивших титул герцога: Мальборо, Монмут, Монтроз и др. Корабль, построенный на верфи «Yarrow Shipbuilders» в г. Глазго, вошел в строй 4 февраля 2000 г. Полное водоизмещение корабля 4200 т, стан¬дартное — 3500 т. Главные размерения, м: 133,0 х 16,1 х 5,5. Главная энергетическая установка — двухвальная, дизель газотурбинная с электродвижением. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания 7800 миль при скорости хода 15 уз. Экипаж 181 чел. (13 офицеров). Вооружение корабля включает две счетверенные установки противо¬корабельных ракет «Harpoon», 3PK «Sea Wolf» с 32 ракетами в ВПУ, 114-мм/55 артиллерийскую установку Мк 8, 2 30-мм артиллерийские установки, два 7,62-мм пулемета М323Мк 44 Minigun и 4 пулемета морской пехоты; 2 двухтрубных 324-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Stingray и др. вооружение.
Французские тральщики — искатели мин «Sagittaire» и «Pegase» с бортовыми номерами М650 и М644 типа «Eridan» построены в Лорьяне во второй половине 1980-х годов по совместному франко-бельгийско-голландскому проекту TRIPARTITE. Водоизмещение стандартное 562 т, полное -615 т. Главные размерения: 51,5×8,9×3,8 м. Главная энергетическая установка: дизель Stork-Wartsilla A-RUB, он обеспечивает скорость полного хода 18,0 уз.. Экипаж-49 чел.(5 офицеров). Вооружение: один 20-мм автомат системы GIAT20F2, один 12,7-мм пулемет и два пулемета калибра 7,62 мм. Для поиска и уничтожения мин используются два телеуправляемых аппарата РАР-104 mod 4 фирмы ЕСА и два телеуправляе¬мых аппарата Double Eagle Mk2 фирмы Bofors. С 2001 по 2005 г. корабли типа «Eridan» были модернизированы с заменой ГАС DUBM 21E на ГАС TUS 2022 МкШ, размещением аппаратов Double Eagle Mk2, усовершенствованием БИУС и систем связи.
Десантный корабль-вертолетоносец «Johan de Vitt» вошел в строй в 2007 г.. Водоизмещение «Johan de Vitt» 16800т, длина 17б,35м. Главная энергетическая установка-дизель-электрическая. Скорость полного хода 18 уз. Размеры полетной палубы 58×25м. Корабль вооружен двумя системами самообороны Goal-сеерег, двумя 20-мм автоматами Oerlicon. Имеются системы радиоэлектронного и гидроакустического противодействия. Авиагруппа может включать 1 вертолет ЕН-101, либо 6 вер¬толетов Super Puma, либо 6 вертолетов NH-90. Десантовместимость: батальон морской пехоты (613 чел.), 170 бронетранспортеров, либо 33 основных боевых танка. Комплектация высадочных средскб плашкоутов типа LCVP, либо 4 типа LCUM9, либо 4 типа LCM81.
В экспозиции Северного ПКБ наиболее выделялась модель эсминца проекта 21956, который может иметь на своем борту 130-мм пушку А-192М «Армат», ЗРК «Риф-М» с вертикальными ПУ, ангар на два вертолета, два ЗРАК «Каштан», мощное гидроакустическое и радиоэлектронное вооружение. Бюро так же показала модель сторожевого корабля проекта 22500 с вертолетом, 100-мм пушкой А-190 и ЗРАК «Каштан», модели проектов ПС-600, СС-1600 и другие модели и плакаты.
Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский судостроительный завод продемонстрировали модели модернизации малого противолодочного корабля проекта 1124М, которые настолько не обычно выглядят, что трудно в них признать первоначальный образ. В это использование технологии «Стелс», новое радиоэлектронное вооружение, установка 100-мм пушки А-190 и размещение площадки для вертолета. Зеленодольское ПКБ так же представило модель фрегата проекта 11661 «Гепард» для Вьетнама с ЗРК «Пальма» (разработчик КБ «Точмаш»), вертолетом, РК «Уран», новыми РЛС и др.
В экспозиции других ПКБ новых образцов военно-морской техники не прослеживалось.
На 19-м полигоне МО РФ «Ржевка» для официальных иностранных делегаций и представителей СМИ были успешно проднмонстрированны в действии морские артиллерийские стрелковые системы: 130 мм корабельная артиллерийская установка АК-130; 100 мм артиллерийская установка АК-100; 76 мм артиллерийская установка АК-176М; 30 мм артиллерийская установка АК-230М; 30 мм облегчённая артиллерийская установка АК-306; 30 мм автоматическая артиллерийская установка АК-630М; 30 мм модернизированная артиллерийская установка 2М-3М. Особый интерес потенциальных заказчиков вызвали малокалиберные системы, наиболее пригодные для борьбы с пиратством и морским терроризмом.
Из этих систем наиболее интересная разработка ОАО «Туламашзавод» артустановка 2М-3М на которой вместо двух 25-мм пушек установили один ствол от 30-мм автоматической пушки 2А42, которая предназначена для борьбы с легкобронированными целями на дальностях до 1500 м, установками ПТУРС, небронированными средствами и живой силой противника на дальностях до 4000 м, а также воздушными целями, летящими на малых высотах до 2000 м с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м. Стрельбу из пушки можно вести одиночным огнем и автоматическим (большим и малым темпом). Однако, в настоящее время работы по этой системе приостановлены, нет понимания у заказчика.
Кроме того, известно, что в настоящее время в инициативном порядке ОАО «АК «Туламашзавод» ведет работу по глубокой модернизации АУ АК-306 – АК-301. Целью работы является создание новой облегченной АУ АК-306 с улучшенными тактико-техническими характеристиками: повышенными скоростью и точностью наведения, повышенной точностью стрельбы, возможностью использования 2-х типов боеприпасов (использование двухленточного питания), возможностью ведения стрельбы одиночным и автоматическим огнем малым и большим темпом. В новой АУ будет использоваться автоматическая одноствольная пушка 2А42 и цифровой электропривод с АУ АК-630М-2 («Дуэт»).
В АУ АК 301 будет предусмотрена возможность применения лазерного излучателя для использования патронов повышенной эффективности УДКВ, при необходимости будут использованы апробированные в АК-630М-2 («Дуэт») решения по снижению радиозаметности АУ. В настоящее время для проверки принятых компоновочных решений изготовлен опытный (макетный) образец АУ, который проходит определительные испытания.
К сожалению не были продемонстрированы последние разработки российских оружейников 57-мм автоматическую облегченную артиллерийскую установку А-220М (разработчик ЦНИИ «Буревестник», изготовитель – завод «Арсенал») и 130-мм корабельную облегченную артиллерийскую установку А-192М «Армат» (разработчик КБ «Арсенал», изготовитель – завод «Арсенал»). Модели и демонстрационные плакаты по этим система можно было увидеть в экспозиции салона.

Зато на открытой площадке уже второй раз была продемонстрирована 30-мм корабельная двухавтоматная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт». Целью модернизации АУ АК-630М, проведенной ОАО «АК «Туламашзавод» по собственной инициативе и за счет собственных средств, являлось создание новой современной, конкурентоспособной малокалиберной артиллерийской установки с повышенной огневой мощью и эффективностью при относительно небольших массогабаритных и ценовых характеристиках.
Эта 30-мм корабельная двухавтоматная артиллерийская установка предназначена для использования в составе артиллерийских комплексов с различными радиолокационными и оптико-электронными системами управления, для вооружения кораблей и огневых позиций на берегу с основной задачей поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, в том числе самолетов, вертолетов и низколетящих противокорабельных ракет (ПКР), малоразмерных морских целей, небронированных и легкобронированных береговых целей, а также расстрела плавающих мин. Система приводов наведения у АК-630М-2 цифровой электропривод. Ее возможно использование в составе кораблей с пониженной радиозаметностью. Важно, что по местам крепления башенной части система унифицирована с АУ АК-630М.
Технические характеристики АК-630М-2

Наименование параметра Величина параметрa
Калибр, мм 30
Вооружение два шестиствольных автомата АО-18
Темп стрельбы, выстрелов / мин

— одним автоматом

— двумя автоматами

4000…5000

8000… 10000

Боекомплект, выстрелов 4000
Боеприпасы осколочно-фугасно-

зажигательные

осколочно-трассирующие

Начальная скорость снаряда, м/сек 890
Максимальная эффективная дальность стрельбы, м

— по морским целям

— по воздушным целям

до 5000

до 4000

Назначенный ресурс, выстрелов 20000
Назначенный ресурс приводов, час 10000
Скорости наведения, максимальные, град/сек

ГН

ВН

80

60

Углы наведения, максимальные, град

ГН

ВН

+ -180

-25…+90

Масса АУ (без ЗИП и боекомплекта), не более, кг 2650
Электропитание, В/Гц 380/50 или 220/400

На прошедшем салоне было весьма заметно присутствие новых крупных промышленных объединений российского ОПК, это государственные корпорации, судостроительные центры, концерны по вооружении и приборостроению. Впервые единой экспозицией была представлена «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Сегодня в составе ОСК выделено три региональных центра: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск), ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток) и 9 проектно-конструкторских бюро.
Интересна была экспозиция Концерна «Моринформсистема-Агат» куда кроме НПО «Агат», вошли такие крупные предприятия, как НПО «Марс», НПП «Калужский приборостроительный завод «Тайфун», Государственный московский завод «Салют», Завод «Топаз», Конструкторское бюро «Аметист», Завод «Изумруд», Центральный научно-исследовательский институт «Курс», Производственное объединение «Бином», Производ¬ственное объединение «Комета» и Научно-производственная фирма «Меридиан».
Предприятия Концерна «Моринформсистема-Агат» уже создали такие известные всему миру образцы вооружения, как корабельные системы управления стрельбой ракетных комплексов подводных лодок — Club-S и надводных кораблей -Club-N (совместно с ОКБ «Новатор»), артиллерийских систем — MP-123 и «Пума» (5П-10), радиолокационные станции типа «Фрегат», «Подберезовик» и «Позитив», БИУС для подводных лодок и надводных кораблей, береговой ракетный комплекс «Бал-Э» (совместно с КТРВ и концерном «Гранит-Электрон»), а также ряд другой военной техники, которой оснащены кораб¬ли и подводные лодки военно-морских сил не только России, но и многих стран мира.

Активно участвуя в развитии систем высокоточного оружия, головное предприятие Концерна разработало и предложило на экспорт многофункциональный мобильный береговой ракетный комплекс Club-M и универсальный корабельный стрельбовой комплекс ЗР-14УКСК.
Информация по комплексу CLUB-M можно сказать стала сенсацией 2-го Международного Военно-морского салона (МВМС-2005) в Санкт-Петербурге, затем данные по береговому комплексу была представлена на МАКС-2005 в Жуковском. Первая презентация берегового Club за пределами Росси была проведена в феврале 2005 года международной вы¬ставке ВВТ IDEX-2005 в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах. На LIMA 2005 на стенде разработчика этого вооружения — ОКБ «Новатор» — можно было увидеть также береговой мобильный комплекс CLUB-M. За счет применения ракет 3М-54Э, 3М-54Э1 и 3М-14Э комплекс может поражать как морские, так и наземные цели.
«Изюминкой» берегового комплекса Club-M является возможность одновременного применения как противокорабельных ракет типа 3М-54ТЭ, так и ракет 3М-14ТЭ (ракеты созданы в ОКБ «Новатор»), предназначенных для поражения наземных целей. «Сегодня этот комплекс по огневой мощи не имеет мировых аналогов», — сказал заместитель генерального директора предприятия по военно-техническому сотрудничеству Ростислав Атьков. «Клаб-М» представляет собой экспортно-ориентированный береговой вариант и дальнейшее развитие известных комплексов ракетного ударного оружия надводного («Клаб-Н») и подводного («Клаб-С») базированного с противокорабельными и противолодочными ракетами.
Береговой ракетный комплекс Club-M строился по идеологии разведывательно-ударных комплексов оперативно-тактического класса и имеет в своем составе машину связи и управления, на которой размещен радиолокатор с активным и пассивным каналами, что позволяет осуществлять гибкую стратегию обнаружения, в том числе скрытого. Дальность обнаружения в активном режиме – до 250 км, а в пассивном – до 450 км.
В состав комплекса «Клаб-М», которым оснащается ракетный дивизион, входят три самоходных пусковых (СПУ) и три транспортно-пусковых (ТПУ) установки, а также машина связи и управления. Боекомплект дивизиона составляет 36 ракет (по 6 ракет на каждой пусковой). Одной из важных особенностей берегового комплекса ракетного оружия «Клаб-Н» является его высокая скорострельность. Это, в определенной степени, обеспечивается также и возможностью пуска ракет по целям непосредственно с ТПУ по командам СПУ, которые предварительно стыкуются между собой. Как отметил Атьков, комплекс уже вызвал заметный интерес со стороны зарубежных посетителей, особенно тех стран, на вооружении армий которых уже имеются комплексы «Клаб-Н» и «Клаб-С». При наличии берегового комплекса ракетного оружия «Клаб-М», как считают специалисты, значительно усиливается противокорабельная оборона приморских государств, имеющих протяженную береговую линию.
Впервые СПУ комплекса CLUB-M была представлена недавно на МАКС-2007 в Жуковском. На одной машине может размещаться от двух до шести крылатых ракет в ТПК. Причем, каждые две ракеты в ТПК поднимаются для производства старта отдельно, но могут и все шесть быть подняты одновременно. СПУ полным весом в 42 тонны предназначена для подготовки к пуску и пуска противокорабельных ракет 3М54КЭ и 3М54КЭ1, ракеты 3М14КЭ по наземным целям а также для хранения и транспортировки транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Она смонтирована на автомобильном шасси повышенной проходимости МЗКТ-7930.

Характеристики Данные
Полный вес СПУ, кг 42000
Скорость движения СПУ, км/ч:
— по шоссе 60
— по пересеченной местности 20
Число ТПК на СПУ 6
Число ракет на СПУ 6

В свою очередь корабельный комплекс 3Р-14УКСК-Х решает с помощью универсальной системы управления оружием задачи поражения надводных, наземных и подводных целей, используя ракеты BrahMos (PJ-10), 3М-54ТЭ, 3М-14ТЭ и 91РТЭ2, погруженных в универсальную пусковую установку на 4 или 8 ракет в любой комбинации, объединив, таким образом, в единой системе все преимущества ракетных комплексов Club-N и BrahMos. Установка интересна тем, что может быть использована для оснащения ракетно-ударным оружием как модернизируемых, так и вновь создаваемых кораблей. С этой целью установка может выполняться в контейнерном и бесконтейнерном вариантах.
Первый вариант ПУ может устанавливаться на модернизируемых кораблях, так как не требует проведения дополнительных работ по оборудованию специального погреба. Второй вариант вертикальной пусковой установки отличается меньшей массой, выполняется в виде ажурной конструкции и требует оборудования погреба. В связи с этим его целесообразнее использовать на вновь создаваемых кораблях.

МАССОГАБАРИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДУЛЕЙ УПУ

Индекс ПУ

Модификации пусковых модулей

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Тип

Кол-во ракет в модуле

высота

ширина

длина

3С-14УЭ2 бесконтейнерный

8

9580

2180

3960

14000

3С-14УЭ2

4

9580

2180

2280

7000

3С-14УКЭ1 контейнерный

8

9580

2300

4100

15000

3С-14УКЭ2

4

9580

2300

2300

7500

До этого пусковые установки для системы «Club-N» представлялись их разработчиком санкт-перербургским КБСМ (гл. конструктор В.Ф.Потапов). КБСМ предлагал корабельные подпалубные пусковые установки вертикального старта как безконтейнерные, так и контейнерные, и палубные наклонные пусковые установки. С них могут производиться пуски ракет 3М54ТЭ, 3М14ТЭ и 91РТЭ2 системы «Club-N». Основными для вновь строящихся кораблей являются унифицированные вертикальные пусковые установки 3С14НЭ, наклонные ПУ разработаны для модернизации надводных кораблей.
Подпалубная пусковая установка вертикального старта 3С-14Э размещается в погребе, образованном корабельными конструкциями. Первые установки 3С-14Э размещены на трех индийских фрегатах проекта 11356 российского производства. Она прошла испытания в комплекте с транспортно-пусковым стаканом и комплектом средств погрузки. Конструкторы КБСМ разработали два варианта 3С-14Э мод. 1 и 2. Обе модификации могут быть размещены на вновь строящихся кораблях, для кораблей проходящих модернизацию более предпочтительная мод. 2.
Специально для модернизируемых кораблей КБСМ разработало двухконтейнерную палубную наклонную пусковую установку 3С-14ПЭ, она обеспечивает пуск и хранение ракет 3М54ТЭ, 3М14ТЭ и 91РТЭ2. Наклонные палубные ПУ могут быть выполнены в укороченном варианте.
Немаловажное значение в Концерне «Моринформсистема-Агат» придается работам по созданию специализированных и тактических тренажеров, предназначенных для практической подготовки экипажей подводных лодок и надводных кораблей различных классов, в условиях учебных центров, с целью формирования устойчивых навыков комплексного использования оружия, радиоэлектронных и технических средств.
В последние годы ОАО «НПО «Марс» параллельно с созданием экспортного образца автоматизированной системы боевого управления для авианосца (АСБУ «Лесоруб-Э») во взаимодействии с военной наукой предпри¬ятие проводит целенаправленную работу по определению облика АСУ перспективного российского авианосца, совершенствованию математического обеспечения задач управления авиацией, а также разработке решений по модернизации технических средств и систем управления на действующих кораблях ВМФ.
Предприятие — активный участник военно-технического сотрудничества — постоянно стремится к укреплению и расширению своих позиций на внешнем и внутреннем рынках и предлагает на экспорт следующую продукцию военного назначения: Береговой модульный оперативный центр «83т170-Э», Береговой модульный тактический операционный пункт «83т412-Э», Береговой модульный операционный пункт «83т611-Э», Региональная тактическая система обмена данными «83т60-РСЭ», Боевые информационно-управляющие системы для надводных кораблей различных классов и проектов, в т.ч. авианосцев (строящихся вновь или модернизируемых) (БИУС НК) «Лесоруб -Э» и «Сигма-Э», Автоматизированную систему управления противоминными действиями «Диез-Э» и др.
ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» — правопреемника ФГУП ЦНИИ «Гранит» так же был представлен на МВМС-2009. Системами и аппаратурой, разработанной на предприятии оснащена большая часть кораблей и подводных лодок ВМФ РФ: авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», атомный крейсер «Петр Великий», корвет «Стерегущий», подводные лодки «Тайфун», «Акула», «Юрий Долгорукий», «Лада» и др. Высокое качество аппаратуры позволило предприятию уверенно выйти на международный рынок. Иностранным заказчикам поставлено более 50 радиоэлектронных комплексов, прежде всего РЛС целеуказания 3Ц-25Э, КАСУ ракетным оружием 3Р-60УЭ, СУ торпедным и бомбовым оружием «Пурга», ГСН ракет «БраМос» и др. РЛС целеуказания ЗЦ-25Э поставлена на вооруже¬ние кораблей ВМС Индии, Алжира, Вьетнама.
В первый день работы Салона на стенде НПО «Аврора» у интегрированной системы управления малыми скоростными кораблями собрались руководители ведущих предприятий судостроительной отрасли России. Кроме того с системой ознакомилась делегация ВМФ РФ во главе с главкомом ВМФ Высоцким. Интегрированная система управления малыми скоростными кораблями (ИСУ-МСК) представляет собой функционально и конструктивно завершенное изделие, предназначенное для повышения уровня автоматизации подобных кораблей, отображения навигационной и радиолокационной обстановки, централизованного управления техническими средствами корабля и управления движением. ИСУ-МСК представляет собой набор унифицированных пультовых модулей, выполненных в едином конструктиве и разделенных по функциональному признаку. При создании ИСУ-МСК под конкретный корабль и конкретные требования Заказчика, а также с целью снижения номенклатуры комплектующих изделий и ЗИП, составные части интегрированной системы управления изготавливаются на единой аппаратной платформе. Разработанная ОАО «Концерн «НПО «Аврора», наглядно демонстрирует возможность реализации ИСУ-МСК в перспективных кораблях.
ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» представил образец унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э» (УПК «Парус-98Э») и свои традиционные разработки – навигационные системы различного назначения. УПК «Парус-98Э» состоит из командирского перископа и универсального перископа непроникающего типа (оптронной мачты). Он обеспечивает: круговой обзор приводной поверхности и воздушного пространства в светлое время суток, в сумерки и ночью, обнаружение надводных, воздушных и береговых объектов, определение дистанции до наблюдаемых морских, воздушных и береговых объектов, определение пеленга объектов, измерение курсовых углов и углов места объектов, прием сигналов спутниковых навигационных систем «Глонасс» и GPS. УПК «Парус-98Э» оборудована российская неатомная подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» (экспортный вариант «Амур-1650»). Так же концерном были представлены: Малогабаритный навигационный комплекс «Аппассионата-Э», Система инерциальной навигации и стабилизации для подводных лодок и надводных кораблей «Ладога-МЭ», Гирогоризонткомпас «Мининавигация-К», Инерциальная/спутниковая система навигации и ориентации «Мининавигация -1» и др.
Интересна была экспозиция ОАО «Концерн «Океанприбор» в который входят гидроакустические предприятия отрасли: ОАО «Завод «Полярная звезда», ОАО «Водтрансприбор-Пуск», ОАО «Таганрогский завод «Прибой», ОАО «Научно-исследовательский институт «Бриз», ОАО «Производственный комплекс «Ахтуба», ОАО «Научно-исследовательский институт гидросвязи «Штиль» и ОАО «Завод «Водтрансприбор». Ими были представлены: гидроакустический комплекс «Заря-МЭ-02», аппаратура классификации целей «Заря-МЭ-06», буксируемое приемное устройство СОПТ-М типа «Параван», аварийный гидросигнализатор МГС-30Э, гидроакустические антенны и датчики различных типов, подводный телефон для легководолазов и пловцов и др.
ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» (совместное предприятие группы «Транзас», ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Объединенная промышленная корпорация “Оборонпром»») является постоянным участником военно-морского салона с начала его проведения. «Р.Е.Т. Кронштадт» представил на своей выставочной площадке комплексный тренажер «Лагуна» для обучения маневрированию и управлению надводным кораблем и эффективному применению корабельного оружия и технических средств.
Кроме того, будет демонстрировалась работа системы освещения морской обстановки, в состав которой входят: комплексы систем управления движением судов и береговой системы наблюдения компаний ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» и ЗАО «Транзас», программный комплекс информационной поддержки и автоматизации функциональной деятельности личного состава боевых информационных постов кораблей, подводных лодок, соединений и объединений ВМФ, разработанный Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН).
Вниманию посетителей была представлена инновационная разработка Транзас – многоцелевой комплекс Дозор, предназначенный для сбора и обработки информации о заданных объектах/районах с применением беспилотных пилотируемых летательных аппаратов производства Транзас в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для эффективного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности. БЛА способны вести патрулирование сухопутных и морских границ, осуществлять охрану важных государственных объектов и районов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА СЕРИИ «ДОЗОР»

Характеристики Ед.

ДОЗОР-2

ДОЗОР- 5

Взлетный вес кг

50

95

Вес целевой нагрузки кг

8

15

Запас топлива кг

10

24

Размах крыла м

4,4

5,4

Длина м

2,6

3,0

[ Высота м

0,9

1,1

Тип двигателя ДВС

2-тактный

2-тактный

Мощность л.с.

8,5

19

Высота полета м

14000

4000

Крейсерская скорость км/ч

110-130

120-150

Продолжительность час

6

10

Дальность км

600

1000

Разбег / пробег м

100/100

100/100

Взлет / посадка

по-самолетному

по-самолетному

На военно-морском салоне в Санкт-Петербурге компанией «Радар ММС» был представлены ряд беспилотных аппаратов корабельного базирования. Флагманом семейства беспилотных вертолетов является аппарат максимальной взлетной массой 450 кг. Диаметр несущего винта вертолета — 6,2 м. На борту может быть размещена полезная нагрузка общей массой до 75 кг. Дальность ведения наблюдения от пункта дистанционного управления БЛА составляет порядка 200 км. Максимальная продолжительность полета беспилотного вертолета составляет около 3 часов. В перспективе беспилотный вертолет может быть использован с бортов кораблей, что значительно улучшит их ситуационную осведомленность. БЛА сможет использоваться для обнаружения на земной и водной поверхности предметов площадью от 3 кв. м. Погрешность определения координат составляет менее 50 м. Кроме упомянутого аппарата на борту катера фирмы «Радар-ММС» были также представлены беспилотные вертолеты взлетной массой 12 и 50 кг, а также мини-БЛА самолетного типа.
В ходе Международного военно-морского салона «МВМС-2009» живой интерес специалистов и посетителей вызвала продукция ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Натурные образцы продукции, как обычно, были выставлены на открытой выставочной площадке Салона и на стенде предприятия, где можно было ознакомиться с основными характеристиками выпускаемой им продукции.
Новым изделием концерна, представленным на стенде предприятия, стала 533-мм реактивно-всплывающая морская шельфовая мина МШМ мод.2, которая предназначена для борьбы с надводными и подводными целями. Мина может устанавливаться на глубинах от 60 м до 600 м. При общей длине 3850 мм и массе 880 кг, масса боевого заряда достигает 320 кг. Мина имеет три степени предохранения и может находиться на боевой позиции в течении одного года. В мине имеется возможность предварительного или непосредственно перед постановкой программирования времени перехода в опасное состояние и самоликвидации, а также числа холостых проходов цели. После установки мины на дно она переходит в опасное состояние и находится в нем до момента прохождения над ней потенциальной цели.
Другим натурным образцом морского подводного оружия концерна, представленным на открытой выставочной площадке Салона, стала 533-мм универсальная телеуправляемая торпеда электрическая ТЭ-2. Торпеда предназначена для уничтожения современных подводных лодок и надводных кораблей в любом районе Мирового океана, а также неподвижных надводных целей. Длина торпеды с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм, масса – 2450 (2400) кг, масса взрывчатого вещества – 250 кг. Торпеда способна двигаться со скоростью от 32 до 45 узлов в час на дальность 15 и 25 км соответственно. Назначенный срок службы торпеды составляет 10 лет. Торпеда оснащена акустической системой самонаведения (активно-пассивная по подводной цели и активная по надводной цели) и неконтактным электромагнитным взрывателем, а также мощным биротативным электродвигателем с устройствами понижения шумности. Ею могут оснащаться подводные лодки и надводные корабли различных типов и, в зависимости от пожеланий заказчика, она может быть выполнена в трех вариантах.
Первый вариант (ТЭ-2-01) предполагает механический, а второй (ТЭ-2-02) – электрический ввод данных о цели. Последний вариант разработан для оснащения атомных многоцелевых подводных лодок (АПЛ) проекта 971 класса «Барс» с ракетно-торпедным вооружением. Известно, что такая АПЛ, согласно контракта, должна поступить на оснащение ВМС Индии. Третий вариант торпеды ТЭ-2 при общей длине не более 6,5 м отличается меньшими массогабаритными показателями и предназначен для использования подводными лодками западного производства. Так, она может использована на известной немецкой подводной лодке проекта 209.
Среди оружейных новинок особо хочется отметить демонстрацию зенитной ракеты 9М317МЭ (вес ракеты 581 кг – без ТПК) с транспортно-пусковым контейнером МС-487 (вес 1040 кг, длина 5400 мм, ширина и высота – 680 мм) зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1», представленные Долгопруднинским НПП (Концерн ПВО «Алмаз-Антей») и НПП «Старт». Последний является так же разработчиком корабельной пусковой установки с вертикальным стартом ракет 3С90Э.1. Выход ракеты из ТПК практически аналогичен ЗРС С-300ПМУ, для этого разработано катапультирующее устройство. Применение ракеты 9М317МЭ позволит значительно повысить скорострельность комплекса и увеличить боекомплект в тех же объемах ПУ и создаст перспективы по продвижению ЗРК «Штиль-1» для дальнейших серий заказов проекта 17 и модернизации ЗРК «Кашмир» на заказах проекта 15 у инозаказчика. Интересно, что эти же ракеты в ТПК будут использованы в сухопутном варианте зенитно-ракетной системы типа «Бук», но старт будет не вертикальный, а с наклоном.
НПП «Старт» показал модели пусковых установок МС-227 и МС-73 корабельных РСЗО «Огонь» и «Град-М», пусковой установки 3С95 ЗРК «Клинок», пусковой установки 3С90Э.1, другую информацию по своей продукции.
ОАО «РАТЕП» представило информацию по турельной установки «Комар» для ПЗРК типа «Игла» массой от 400 кг, многофункциональную РЛС 1РС2-1Е для ЗРПК «Панцирь-1С» мм-диапазона с фазированной антенной решеткой, а так же традиционные системы управления артиллерийской стрельбой.
Изделие «Комар» обеспечивает одновременный обстрел одной цели. Ракеты имеют оптическую следящую (пассивную) головку самонаведения с селектором искусственных тепловых помех. Ракеты запускаются с установки пусковой наводимой (УПН). Предназначена для автоматизированного пуска ракет типа «Игла» в интересах обороны объектов Вооруженных сил и промышленности от ударов средств воздушного нападения, а также для защиты надводных кораблей в зоне сверхмалой дальности от атак противокорабельных ракет (ПКР), самолетов и вертолетов противника в условиях естественных (фоновых) и искусственных помех. Автоматическое наведение на цель осуществляется по целеуказанию от внешней обзорной РЛС. Автономное наведение и слежение за целью выполняется с помощью телевизионной низкоуровневой камеры высокого разрешения.

Дальность визуального обнаружения целей оператором на экране АРМ, км:

— самолет -ПКР

Время реакции, с

Сектор наведения в корабельной стабилизированной системе координат:

— по курсовому углу, град.

— по углу места, град.

Угловая скорость переброса УПН, град./с

Количество универсальных пусковых модулей, шт.

Количество ракет на одном пусковом модуле, шт.

Типы используемых ракет

Масса изделия, т

12…15

8

до 8

±150

0…60

от 40 до 60

от 1 до 4

2

«Игла-С», «Игла»

от 0,4

Интересен павильон ЗАО «Аквамарин», которое представило все свои самые современные разработки. Среди них: автономная система обнаружения подводных лодок «Амга-МЭ» с длиной рубежа до 80 км и сектором обзора 360 град., гидроакустическая станция миноискания «Ливадия-МЭ» с двумя антеннами (выдвижной в обтекателе и подкильной двухчастотной), антенной системой на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (СТПА) и дальностью обнаружения якорных мин на дальности до 800 м, донных – 560 м, малогабаритный прибор гидроакустического противодействия для подводных лодок «Вист-Э» весом в 13,5 кг (длина 810 мм, калибр 123 мм), гидроакустическая станция целеуказания малогабаритного противоторпедного комплекса «Пакет-Э/НК» (противоторпеда и малогабаритная торпеда демонстрировались на стенде ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор») и др.
НПО «Сатурн» представляет на открывшемся в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне МВМС-2009 корабельный газотурбинный двигатель М70ФРУ, который прошел госиспытания в 2008 году, и концептуальные разработки газотурбинных агрегатов на основе ГТД М70ФРУ и М75РУ для кораблей ВМФ России. В выставке рыбинское предприятие участвует совместно с ЗАО «Турборус». «Сатурн» является единственным в России производителем газотурбинных двигателей для ВМФ РФ и вправе ожидать новых контрактов на разработку газотурбинных агрегатов. Их постройка планируется на базе современных ГТД М70ФРУ и М75РУ. К 2013 году планируется завершение строительства стенда для испытания морских газотурбинных агрегатов в рамках целевой программы импортозамещения.
М70ФРУ максимальной мощностью 14000 л.с. является базовым высокоэкономичным автоматизированным корабельныйм ГТД 4-го поколения и 2-м российским корабельным газотурбинным двигателем разработки НПО «Сатурн». Завершение в октябре 2008 года государственных испытаний ГТД М70ФРУ стало очередным этапом создания в ОАО «НПО «Сатурн» российской базы морского газотурбостроения. В ноябре 2006 года, «Сатурн» завершил госиспытания 1-го российского морского газотурбинного двигателя М75РУ максимальной мощностью 7000 л.с. М75РУ и М70ФРУ принадлежат к семейству двигателей, созданных на базе единого унифицированного газогенератора.
В советское время головным разработчиком и производителем «морских» двигателей являлось НПП «Зоря-Машпроект» (Украина). В 2001 году Главкомат Военно-морского флота РФ утвердил «Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ» и возложил на НПО «Сатурн» функции комплексного поставщика.
Впервые в салоне участвовала корпорация DCNS, крупнейший производитель и поставщик военно-морской техники, предоставляющей также обслуживания и обучения. В конце января фирма передала две субмарины среднего водоизмещения типа «Скорпена», заказанных в 2002 году Малайзией. Вторая подлодка будет передана в середине текущего года. На подлодках типа «Скорпена» остановили свой выбор ВМС Чили и Индии. Атомные подводные лодки этого типа состоят на вооружении французских ВМС.
Фирма также представила проект корвета типа Gowind, способного выполнять различные задачи как в прибрежных водах, так и в океане, десантного универсального корабля (LHD) типа Mistral, многофункционального фрегата FREMM (заказан ВМС Франции, Италии, Марокко). Продукция фирмы составляет серьезную конкуренцию Рособоронэкспорту.
Как было определено, новый МВМС-2011 состоится в период с 29 июня по 3 июля 2011 года. Общие тенденции в мировой экономике напря¬мую проецируются на выставочную деятельность. В условиях глобального кризиса некоторые компании сокращают свои издержки за счет отказа от рекламы и участия в выставках. Другие компании, нацеленные на развитие сотрудничества, на международную интеграцию, на укрепление партнерских связей, наоборот, увеличивают свою активность. Именно такие компании и становятся лидерами, именно к ним приходит успех. К 2011 году Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге должен стать одной из самых востребованных площадок для демонстрации военно-морской техники и вооружений и одним из важнейших инструментов военно-технического сотрудничества.
А.В.Карпенко. ВТС «Бастион»

4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2009 (ФОТОРЕПОРТАЖ)
СТАТЬЯ ПО МВМС-2009 В NTW
4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2009
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОРСКИЕ И ВОЕННО-МОРСКИЕ ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ФОРУМЫ
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap