ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79 «ТОЧКА»
TACTICAL MISSILE COMPLEX 9K79 «TOCHKA»

23.09.2014

Начиная с 14 августа Северная Корея провела серию испытательных пусков модернизированных мобильных твердотопливных тактических баллистических ракет KN-10, сообщает сегодня koreajoongangdaily.joins.com. Эти ракеты созданы на базе БР «Точка» российской разработки и имеют дальность стрельбы около 200 км (124 мили).
Источники сообщают, что Северная Корея стремится минимизировать размеры и массу ядерных боеголовок для оснащения ракет этого типа. Специалисты считают, что страна успешно продвигается в этом направлении, но и без оснащения ядерным зарядом эти ракеты имеют огромную разрушительную силу (масса БЧ 500 кг). Источники также сообщают, что Россия оказывает техническую помощь в производстве ракет данного типа.
Также сообщается, что Пхеньян имеет на вооружении РСЗО калибра 300 мм, которые имеют ракеты, управляемых с помощью «российского спутника». Эти системы поступили на вооружение в конце 2000-х годов, но имеют массу боевой нагрузки до 100 кг, что недостаточно для оснащения ядерной боеголовкой, считают эксперты.
Военный Паритет

ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС KN-10 (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ)


ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79 «ТОЧКА»

В середине 1960-х годов стало ясно, что повысить эффективность тактических ракетных комплексов сухопутных войск можно только отказавшись от неуправляемых ракет. Здесь встал вопрос о новом разработчике таких систем, тем более, что МИТ был занят разработкой оперативно-тактической ракеты ТР-1 «Темп-С» и вступал в гонку за место в клубе разработчиков стратегических ракетных комплексов, где уже велась борьба между ОКБ-1 (гл. конструктор С.П.Королев), ОКБ-586 (гл. конструктор М.К.Янгель) и ОКБ-52 (гл. конструктор В.Н.Челомей), еще здесь появлялись новые «игроки» – СКБ ГА (гл. конструктор Б.И.Шавырина), СКБ-172 (гл. конструктор М.Ю.Цирульников), ЦКБ-7 (гл. конструктор П.А.Тюрина) и др.
Имея определенный опыт в создании управляемых ракет для ПВО, за работу взялось ОКБ-2 МАП главного конструктора П.Д.Грушина, который до этого создал целое семейство зенитных ракет для ЗРК С-75, С-125, С-200, М-1, М-11 и др. До этого конструкторский коллектив на базе ЗУР В-611 для корабельного ЗРК М-11 «Шторм» разрабатывал ракету В-612 в составе тактического ракетного комплекса «Ястреб». В этой системе использовался метод радиокомандного управления, ранее используемый в фронтовых ракетных комплексах ФКР-1 и ФКР-2 с крылатыми ракетами, но такие системы к середине 1960-х годов морально устарели и снимались с вооружения. На ракете необходимо было использовать автономную систему управления, позволяющую действовать по схеме «выстрелил – забыл».

Согласно задания ГРАУ комплекс «Точка» предназначался для поражения малоразмерных наземных целей на дальностях от 8 до 70 км.
Уже в 1965 году в МКБ «Факел» был разработан проект тактической ракеты В-614. Как в «Ястребе» планер и двигатель для ракеты В-614 войскового комплекса «Точка» были заимствованы от зенитной ракеты В-611 корабельного ЗРК М-11 «Шторм». В тактической ракете «Точка» предполагалось применить систему инерциального управления с бортовым вычислительным устройством и мощной боевой частью. Для транспортировки ракет предполагалось использовать плавающие самоходные установки с колесными шасси высокой проходимости.
По всей видимости, из-за перегрузки МКБ «Факел» (ОКБ-2) работами по зенитной тематике, дальнейшие работы по созданию ракетного комплекса «Точка» были переданы в коломенское КБ машиностроения (бывшее СКБ ГА). В последствие это стало знаковым событием для предприятия, с этого времени оно стало основным разработчиком советских и российских ракетных комплексов оперативно-тактического назначения.

Официально разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» задана коломенскому КБ машиностроения (КБМ) главного конструктора С.П.Непобедимого Постановлением СМ СССР от 4 марта 1968 года № 148-56. Комплекс разрабатывался для замены тактических ракетных систем «Луна» и «Луна-М» с неуправляемыми ракетами. В отличие от них комплекс «Точка» должен был иметь ракету с инерциальной системой управления и БЦВМ и плавающую самоходную пусковую установку (СПУ). На комплексах «Луна» и «Луна-М» использовались соответственно гусеничная и колесная СПУ.
Комплекс «Точка» предназначался для эффективного поражения точечных малоразмерных целей, наземных РЛС, а также важных крупноразмерных целей в тактической глубине построения войск противника, в том числе для поражения наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления, самолетов и вертолетов на земле, сосредоточений войск в тылу, хранилищ боеприпасов, топлива и других целей.
Ракетный комплекс «Точка» обеспечивает решение боевых задач во всех видах боевых действий Сухопутных войск (СВ) на различных театрах боевых действий, в любое время года и суток, с расположением СПУ как открыто, так и в окопе, без топогеодезического и метеорологического обеспечения и без подготовки стартовой позиции, в температурном диапазоне боевого применения от -40 до +50 °С.
Разработка элементов комплекса «Точка» была поручена КБ Воткинского МЗ, которое в связи с организацией производства МБР «Темп-2С» приказом МОП от августа 1968 года было освобождено от этого задания.
В 1970 году началось проектирование боеголовок с ОВ как в моноблочном, так и в кассетном исполнении. С 1970 года для ракеты разрабатывалась химическая боевая часть моноблочного и кассетного типа.
ОКБ завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г.И.Сергеева для РК «Точка» разрабатывались основные боевые машины комплекса СПУ, ТЗМ, ТМ и технологическое оборудование. Ведущим отделом в ОКБ по комплексу наземного оборудования в целом был руководимый О.М.Толощуком, он же проектировал СПУ и ТЗМ. Транспортная машина создавалась в КБ руководимым Э.М.Шлахтером. Технологическое оборудование комплекса «Точка» создавалось под руководством Г.Г.Наливайко.

В состав комплекса входят следующие основные компоненты: твердотопливные тактические ракеты 9М79Б, 9М79Б1, 9М79К (с кассетной головной частью 9Н123К) и 9М79Ф (с осколочно-фугасной головной частью 9Н123Ф); самоходная пусковая установка 9П129; транспортно-заряжающая машина 9Т218; транспортная машина 9Т222 или 9Т238; автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В818 или 9В819 или 9В820 с генератором ЭСБ-12-ВС/400-М1У1 на прицепе; машина технического обслуживания 9В844. В качестве средств управления и связи используется командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМ (с радиосвязным оборудованием Р-130, Р-111, Р-123). Для эксплуатации комплекса имеется комплект арсенального оборудования 9Ф370 с контейнерами для ракет 9Я234 и боевых частей 9Я236. В войсках также имеются учебно-тренировочные средства и различные тренажеры. Кроме перечисленной техники, но вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и другая техника.
Баллистическая ракета 9М79 была создана в коломенском КБ машиностроения (КБМ) на базе узлов и агрегатов корабельной зенитной ракеты В-611 комплекса «Шторм». Ракета одноступенчатая с РДТТ, управляемая на всей траектории, с неотделяемой боевой частью и с Х-образным расположением рулей и крыльев. В транспортном положении крылья складываются навстречу друг другу попарно. Неотделяемая головная часть (ГЧ) может быть в ядерном (АА-60), фугасном (9Н123Ф), кассетном (9Н123К) и в другом снаряжении. Стыковка ракетной и головной частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь ГЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45.
Для ракеты 9М79 создано несколько типов боевых частей: ядерная АА-60 (мощность от 10 до 100 кт) – ракета 9М79Б; ядерная АА-86 — ракета 9М79Б1; осколочно-фугасная 9Н123Ф (масса — 482 кг, количество осколков — 14500, высота подрыва — 20 м) — 9М79Ф; кассетная 9Н123К (масса — 482 кг, наполнение — 50 осколочных суббоеприпасов -18000 осколков, высота подрыва — 2000 м, приведенная площадь поражения — 3,5-7 га) — 9М79К. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. В некоторых источниках головные части со специальными зарядами АА-60, АА-80 и АА-86 соответственно назывались: 9Н39, 9Н65 и 9Н65.
Головная часть ракеты неотделяемая, может быть использован воздушный подрыв осколочно-фугасной боевой части при угловом положении ракеты, соответствовавшем оптимальному разлету осколков.

Боевая часть 9Н123Ф предназначена для поражения целей осколками и фугасным действием. Она состояла из неконтактного взрывательного устройства (НВУ) 9Э118, корпуса 9Н310, корпуса боевого заряда из стекловолокна, заряда взрывчатого вещества, боевых элементов, предохранительного исполнительного механизма (ПИМ) 9Э117 и двух контактных датчиков 9Э128.
Для ракетного комплекса «Точка» тактического назначения НИИ «Поиск» (гл. конструктор И.Х.Атласов) разработал ПИМ 9Э117 (И-313) и контактный датчик 9Э128 (Б-24Б). Данные системы проектировали Н.М.Быкова, Г.Г.Круглова, В.А.Митрофанова, Е.А.Соколов, В.Н.Суворов и Г.А.Сулин. В 1980 году за разработку нового типа боевой части, комплектуемой взрывательным устройством 9Э117 и 9Э128, авторскому коллективу присуждена Государственная премия СССР. В состав коллектива вошел Карпов Г.К.
Корпус 9Н310 — тонкостенный из алюминиевого сплава с шпангоутами передним и задним. К переднему шпангоуту крепится радиодатчик в радиопрозрачном наконечнике, к заднему стыкуется ракетная часть и крепится боевой заряд. Кроме того, в корпусе имеется перегородка, внутри которой находится ПИМ 9Э117, соединенный с боевым зарядом. Внутри корпуса проходит кабель, соединяющий систему управления РЧ с радиодатчиком. В корпусе размещен боевой заряд, развернутый по углом 10° к продольной оси БЧ. На боевом заряде наклеено стекловолокно или стеклолента с боевыми элементами 3-х типов в два ряда.

ПИМ 9Э117 электромагнитного типа предназначен для обеспечения безопасности при служебном обращении с БЧ и для выдачи импульсов на детонатор боевого заряда от неконтактного взрывательного устройства (от лазерного датчика) или контактного датчика БЧ. Он имеет две ступени предохранения: 1-я ступень – снимается в момент пуска ракеты, конструктивно выполнена в виде электромагнитного замыкателя; 2-я ступень – снимается на заданной высоте (18-4км) на нисходящем участке траектории по команде от системы управления. Исполнительным элементом ступени является движок с пиротехническим толкателем.
Неконтактное взрывательное устройство 9Э118 включает в себя радиодатчик 9Э326 и лазерный датчик. НВУ 9Э118 предназначено для выдачи команды в систему управления (СУ) на доворот ракеты на цель под углом 80±5° на высоте 450±50м, а также выдачи команды на подрыв БЧ при достижении высоты 15±6 м от поверхности Земли.
Радиодатчик является активным радиолокационным устройством с импульсным принципом действия и имеет одну приемопередающую антенну. Передающая оптическая система и приемник лазерного датчика являются объективами фотоаппарата “Зенит”. Передающее устройство – лазер, приемное устройство – фототранзистор или фотодиод.
Контактный датчик 9Э128 предназначен для выработки электрического сигнала при встрече ракеты с преградой с последующей передачей этого сигнала на ПИМ. Представляет собой постоянный магнит, который перемещается в катушке.
При оснащении ракеты осколочно-фугасной боевой частью (БЧ) массой 482 кг (масса ВВ ТГ20 — 162,5 кг) и высоте подрыва 20 м она обеспечивает поражение целей на площади 2-3 га. При этом может быть образовано до 6000, 4000 и 4500 осколочных элементов массой около 20,6, 10 и 5,47 г соответственно, общее число осколков — 14500.
Боевая часть 9Н123К кассетного типа предназначена для поражения осколками личного состава и легкобронированной техники противника. В ее состав входят: радиодатчик 9Э326, взрыватель 9Э237 осколочного боевого элемента, осколочный боевой элемент (ОБЭ) 9Н24, корпус 9Н311, центральный разрывной заряд 9Х34 с 19 тротиловыми шашками и детонатором, предохранительный исполнительный механизм (ПИМ) 9Э117.

В 1977 году контактный головной механический взрыватель 9Э237 (И-295, гл. конструктор Л.С.Егоренков) с дальним взведением, самоликвидацией и огневой цепью предохранительного типа для осколочных боевых элементов кассетной боевой части, раскрываемых взрывом для ракет тактического комплекса «Точка». Система предохранения этого взрывателя построена также на использовании датчика Б-179. Отличительной особенностью этого изделия является наличие механизма дальнего взведения и безмембранного ударного механизма, срабатывающего при встрече с различными преградами, в том числе по снегу и торфу. Ведущими разработчтками взрывателя были Б.П.Малышев и Т.И.Невская.
Корпус БЧ представляет собой коническую обечайку со слоем теплозащитного покрытия, разделенную перегородкой. В передней части корпуса крепится конический обтекатель с радиодатчиком, а в задней части — днище с разъемом Ш45 и кабелем. Боевое снаряжение БЧ 9Н123К состоит из 50-ти осколочных боевых элементов (ОБЭ) 9Н24 (7,45 кг).
Корпус каждого осколочного боевого элемента 9Н24 состоит из 18 колец, внутри находится заряд взрывчатого вещества А-IХ-1, контактный взрыватель 9Э237 (контактный, реакционно-инерционного типа с дальним взведением) и стабилизирующее устройство из оперения и специальных капроновых лент. Взрыватель взводится при подрыве центрального разрывного заряда БЧ и срабатывает при встрече с преградой под углом 25-90°. При несрабатывании взрывателя ОБЭ самоликвидируются через 32-60с.
Кассетная БЧ массой 482 кг (длина 2,325 м и диаметр 0,65 м) с 50 боевыми элементами (масса ВВ 1,45 кг и 316 осколков в каждом) при подрыве на высоте 2000 — 2250 м обеспечивает поражение точечных целей на площади 3,5-7 гектар 15800 осколков. Боевая часть была разработана в НИИ-24, ее снаряжение производилось на Брянском химзаводе и Новосибирском заводе искусственного волокна. Дистанционный взрыватель разработали в НИИЭП.

Кроме перечисленных боевых частей для ракеты 9М79 были созданы химические головные части двух типов: головная часть ракеты 9Н123Г с весом отравляющего вещества (ОВ) 60 кг и головная часть ракеты 9Н123Г2-1 с весом ОВ — 50,5 кг. В соответствии с Конвенцией о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении Российская Федерация до 2012 г. обязана полностью уничтожить накопленное ею в XX в. химическое оружие (ХО), подписанной 13 января 1993 года и ратифицированной 5 ноября 1997 года. На 2002 год на складах России оставалось 94 головные части 9Н123Г и 39 головные части 9Н123Г2-1.

Двигатель однорежимный на твердом топливе (с номинальной тягой 9788 кгс, удельный импульс 236 м/с) без обнуления тяги (без отсечки тяги), обеспечивает скорость полета 300-500 м/c. Камера двигательной установки (ДУ) имеет корпус, выполненный из высоколегированной стали, она оснащена передним эллипсоидном днищем с системой воспламенения, задним днищем из высоколегированной стали с составным соплом из титанового сплава — сопловым блоком, имеет узел крепления топливного заряда. Внутренняя поверхность корпуса двигателя покрыта теплоизоляционным слоем. Вход и выход из сопла выполнен из прессованных материалов типа графит, кремний. В критическом сечении сопла установлены вкладыши из силицилованного графита, а внутренняя поверхность вкладыша сделана из вольфрама. Среднее давление в камере ДУ 69 кгс/см2, время работы двигателя 18,4-28 с.
Снаружи на корпусе двигателя находятся крылья, бугели верхние и нижние, предназначенные для транспортировки и перегрузки ракеты, а также датчик схода, подающий сигнал в момент схода ракеты с направляющей. Заряд в виде цилиндрического моноблока 9Х151 (масса с бронепокрытием 926 кг) — топливный заряд ДАП-15В (перхлорат аммония, каучук с добавлением аллюминиевого порошка). Большая часть внешней поверхности заряда покрыта бронировкой (хлопчатобумажной тканью, пропитанной негорючим составом, масса 17 кг). Зажигание заряда производится воспламенителем 9Х249. Для зажигания воспламенителя служат два пиропатрона предохранительного типа 15Х226. Сопло закрывается герметизирующей тарелью.
Хвостовой отсек представляет собой обечайку, изготовленную из аллюминиевого сплава. В хвостовом отсеке находятся исполнительные механизмы системы управлении в составе 4 рулевых машин, две нижние 9Б68 и две верхние 9Б69, с исполнительными органами управления (по 4 аэродинамических и газодинамических руля), питающая рулевые машины гидравлическая установка 9Б67 с гидроприводом 9Б616 и турбогенераторный источник питания 9Б149 (в составе газотурбинного блок 9Б152, блока сопротивлений 9Б151 и блока регуляторов 9Б242). На ракете используются электрогидравлические рулевые приводы с использованием быстроходных вихревых насосов, непосредственно связанный с валом турбины газогенератора, их разработчиком является ЦНИИАГ.
Газодинамические рули служат для управления ракетой на начальном участке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, впоследствии ракета управляется аэродинамическими решетчатыми рулями.
Система управления ракеты 9М79 — автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом «Аргон-1М», что обеспечивает высокую точность попадания в цель. Она была разработана в ЦНИИ АГ (гл. конструктор Б.С.Колесов). БЦВМ была создана в НИИ «Аргон». Корпус приборного отсека, в котором расположены основные элементы системы управления, представляет из себя силовой элемент в виде цилиндрической обечайки, выполнен из аллюминиевого сплава. Здесь установлена бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79 в составе: командно-гироскопического прибора (КГП) 9Б64, дискретно-аналогового вычислительного устройства (ДАВУ) 9Б65, гидропривода 9Б616, блока бортовой автоматики 9Б66, блока управления 9Б150, датчика угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В и комплекта кабелей.
Управление полетом ракеты 9М79 осуществляется на всей траектории в плотных и разреженных слоях атмосферы инерциальной системой управления, которая обеспечивала высокую точность стрельбы.
Для повышения эффективности поражения цели ракета совершает манёвр (доворот по тангажу) и пикирование на нее под углом, близким к 90 градусам. С этой же целью ось заряда фугасной ГЧ 9Н123Ф направлена вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол, а для достижения максимальной площади поражения осуществляется воздушный подрыв на высоте 20 метров. Расчеты полётного задания ракеты производятся с использованием цифровых карт местности, полученных при космической или аэрофотосъемке территории противника.
Для обеспечения оптической связи КГП на борту ракеты с наземной аппаратурой пусковой установки 9П129 или автоматизированной контрольно-испытательной машины (АКИМ) 9В819 служит светопровод.
Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

Самоходная пусковая установка (СПУ) 9М129 была спроектирована и серийно производилась в ПО «Баррикады» в г.Волгограде. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске. СПУ и ТЗМ были смонтированы на однотипных трехосных плавающих полноприводных колесных шасси БАЗ-5921 (БАЗ-5922) высокой проходимости. В отличие от БАЗ-5921, предназначенного для монтажа ПУ 9П129, шасси БАЗ-5922 для ТЗМ 9Т218 имело несколько измененную кабину и тентованный грузовой отсек.
Еще в 1968 году в связи началом разработки дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы 9К79 «Точка» КБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Р.А. Розова (вскоре его заменил И.Л. Юрин) было поручено разработать семейство плавающих колёсных шасси грузоподъёмностью 7 т под монтаж оборудования нового комплекса, способных передвигаться по дорогам всех категорий и вне их. К этому времени на БАЗе уже создавались 3-осные «корпусные» амфибии семейства «Основа», предназначенные для установки на них ЗРК 9К33 «Оса». Их конструктивные элементы и легли в основу нового шасси — БАЗ-5921. Оно отличалось несколько иной формой стального водоизмещающего корпуса. Двигательный отсек с шестицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 5Д20Б-300 (или 5Д20К-300) Барнаульского завода транспортного машиностроения (в настоящее время ОАО «ХК Барнаултрансмаш») и КПП МАЗ находится не в корме, а сразу за отделением управления — четырёхместной кабиной. Этого потребовали особенности пусковой установки ракеты. Остальные элементы шасси были унифицированы.
БАЗ-5921 имел «бортовую схему раздачи мощности», независимую торсионную подвеску колес, управляемые колеса переднего и заднего мостов. Рулевое управление было снабжено гидроусилителями. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым (посредством централизованной системы) давлением воздуха 1200х500-508. Для движения по воде (при волнении до 2 баллов) предусмотрены водометные движители — насосы пропеллерного типа. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Масса шасси в снаряженном состоянии — 11,3 т. Скорость на суше — 80 км/ч, на воде — 8 км/ч. Расход топлива при движении по суше — около 40 л/100 км.
СПУ 9П129 предназначалась для транспортирования, хранения, подготовки к пуску и пуска ракет. Высокая маневренность на них достигалась управлением передних и задних колес шасси. Для движения по воде на СПУ и ТЗМ применялся водометный движитель. Экипаж СПУ размещается в кабине в передней части машины. В грузовом отделении ПУ смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении, во время несения боевого дежурства, прицеливания, а также при выполнении большинства операций пускового цикла направляющая с ракетой установлена в горизонтальном положении, при этом грузовое отделение закрыто сверху двумя створками.
СПУ обладала скрытностью подготовки ракет на стартовой позиции до момента пуска, она имела малое время на подготовку и пуск ракеты. На пусковой установке размещена наземная аппаратура системы управления 9Ш129, ее разработали в КБ-7 ЦКБ «Арсенал» (г. Киев, гл. конструктор С.П.Парняков, ведущий конструктор В.А.Демченко). В ней используется гирокомпас средней точности 1Г9 с торсионным подвесом и визуальным отсчетом. Изготовителем этой аппаратуры был определен киевский завод «Арсенал».
Одиночная СПУ, без привлечения других средств комплекса, впервые могла автономно выполнять боевые задачи, включая привязку точки старта, расчет полетного задания при указании координат цели и прицеливание ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При переходе в боевое положение, за 15 сек. до старта, створки грузового отделения раскрываются, головная часть ракеты освобождается от герметизированного терморегулируемого кожуха, направляющая с ракетой устанавливается под требуемый угол возвышения. Время подготовки к пуску с марша 16 мин., из готовности №1 — 2 мин.
Старт ракеты осуществляется с наклонной направляющей, а после пуска ракета производит доворот в сторону цели. Направление заезда пусковой установки на цель для «Точки» составляет ±15 градусов, что при засечке траектории уменьшает вероятность определения точки пуска.

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:

Разработчик ОКБ-2 ПО «Баррикады» (ЦКБ «Титан»)
Гл. конструктор Г.И.Сергеев
Изготовитель ПО «Баррикады»
Шасси БАЗ-5921
Разработчик шасси КБ БАЗ
— гл. конструктор И.Л.Юрин
Колесная формула 6 х 6
Число осей 3
Размеры, м:
— длина полная 9,486
— высота 2,375
— ширина 2,89
— дорожный просвет 0,4
Вес с ракетой, т 18,145
Двигатель:
— тип дизель 5Д20К-300
— изготовитель Барнаульский ЗТМ
— мощность, л.с. 220
Максимальная скорость, км/ч 60
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 650
Боевой расчет, чел 4
Артиллерийская часть и специальное оборудование:
Число ракет на СПУ 1
Время пуска, мин.:
— из готовности №1 2
— с марша 17
Время свертывания СПУ, с 75
Направляющая:
— число 1
— максим. угол подъема, град. 78
— время подъема, с 15
— сектор горизонтального
наведения, град. +15
Радиостанция Р-173

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. Конструкция ТЗМ 9Т218 (масса 18,145 т) аналогична СПУ, но при этом используется шасси БАЗ-5922. Она может передвигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч., по грунту — до 40 км/ч, на плаву — до 8 км/ч, запас ход ТЗМ до 650 км.
Основное отличие транспортно-заряжающей машины от шасси СПУ заключается в несколько измененной кабине (экипаж 3 человека) и тентованном грузовом отсеке, в котором могут храниться и перевозиться две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями в индивидуальных герметизированных терморегулируемых кожухах.
Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание СПУ. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину.
СПУ и ТЗМ могли транспортироваться любым видом транспорта, в том числе и по воздуху вместе с ракетами военно-транспортными самолетами Ан-12Б.
В 1970 году на завод «Баррикады» (г. Волгоград) начали поступать первые образцы шасси. Здесь в грузовое отделение БАЗ-5921 монтировалась направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой могла транспортироваться одна ракета, а грузовой отсек БАЗ-5922 оборудовался стрелой подъемного крана и другим оборудованием для перевозки двух полностью готовых к пуску ракет с пристыкованными головными частями в индивидуальных герметизированных терморегулируемых кожухах. Серийное производство автомобилей БАЗ-5921 и БАЗ-5922 началось на Брянском автозаводе в мае 1974 года. За их создание главному конструктору КБ БАЗа И.Л. Юрину была присуждена Государственная премия.

ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА:

Тип самоходная колесная плавающая 9Т218
Разработчик ОКБ-2 ПО «Баррикады» (ЦКБ «Титан»)
Гл. конструктор Г.И.Сергеев
Изготовитель ПО «Баррикады»
База БАЗ-59226
Разработчик шасси КБ БАЗ
— гл. конструктор И.Л.Юрин
Колесная формула 6 х 6
Число осей 3
Размеры, м:
— длина полная 9,466
— высота 2,435
— ширина 2,89
— дорожный просвет 0,4
Вес ТЗМ, т 18,4386-18,5
Двигатель:
— тип дизель 5Д20Б-300
— изготовитель Барнаульский ЗТМ
— мощность, л.с. 2206
Максимальная скорость, км/ч 60
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 650
Боевой расчет, чел 2
Специальное оборудование:
Число ракет на ТЗМ 2
Кран:
— число 1
— грузоподъемность, т 2,67
Время перегрузки ракет, мин 19

Ракеты 9М79 в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах (ТМ) 9Т222 и 9Т238 комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части в контейнерах 9Я234 и 9Я236 соответственно. Транспортные машины представляют из себя активный автопоезд в составе тягача ЗиЛ-137 (9Т222) или ЗиЛ-137Т (9Т238) и полуприцепа 99511. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа: 9Т222 — передача гидравлическая, 9Т238 — передача механическая.

В комплект арсенального оборудования 9Ф370 входят: контейнеры для транспортировки: ракет — 9Я234, БЧ — 9Я236; аэродромно-складские тележки 9Т114 (для перевозки контейнера 2Я236), 9Т127 и 9Т133 (для перевозки контейнера 2Я234); для перевозки ракет и БЧ используются изотермические вагоны 9Т62, 9Т63, 9Т610; перегрузка ракет производится с помощью траверс 9Т315, 9Т316, балок 9Т64, 9Т66, стоек 9Т55.
Средства технического обслуживания и регламентных работ комплекса «Точка» состоят из: автоматизированной контрольно-испытательной машины АКИМ 9В819 для проведения регламентных работ с ракетами и боевыми частями, кроме специальных (ядерных); машины технического обслуживания МТО 9В844, которая предназначена для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ; машины технического обслуживания МТО-4ОС, предназначенной для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
К учебно-тренировочным средствам комплекса относятся: УТР (учебно-тренировочные ракеты) 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ; учебно-тренировочная БЧ — 9Н39-УТ, 9Н64-УТ; ГВМ (габаритно-весовой макет) — 9М79-ГВМ; разрезной макет ракетной части 9М79; разрезной макет осколочно-фугасной БЧ сосредоточенного действия — 9Н123Ф-РМ; разрезной макет кассетной БЧ — 9Н123К-РМ. Для тренировок личного состава созданы специальные тренажеры: комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ 9Ф625; тренажер пульта управления механика-водителя СПУ 2У43; тренажер оператора 2У420; тренажер 2У41 для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17; 2У413 — тренажер-ракета 9М79Ф, на нем отрабатывается взаимодействие элементов комплекса.
К ракетному комплексу «Точка» могут придаваться специальные автомобильные стреловые краны 9Т31М и 9Т31М1 грузоподъемностью 7т на шасси автомобиля высокой проходимости Урал-375.
Огневые испытания РДТТ ракеты 9М79 проводились в НИИ «Геодезии» на Софринском полигоне. В мае 1971 года был изготовлен экспериментальный образец СПУ и отправлен на ГЦП-4. Испытания комплекса начались в 1971 году на ГЦП-4 под Капустиным Яром. Первоначально пускались ИРСы, затем перешли к испытаниям ракет. Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских лётно-конструкторских испытаний. В 1973-1974 годах на этом же полигоне проходили испытания опытные образцы СПУ, ТЗМ и ТМ. Проведенные успешно испытания комплекса «Точка» подтвердили правильность заложенных конструктивных решений, в 1975 году комплекс был принят на вооружение Сухопутных войск.
Серийное производство ракет первоначально 1973 года было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. В НАТО комплекс получил обозначение SS-21 «Scarab» (название по американской системе DoD — FROG-9, советское наименование комплекса в международных договорах ОТР-21). С 1988 года ракеты изготовлялись на Воткинском машзаводе, где к тому времени в соответствии с советско-американским договором по РСМД от 1987 года было прекращено производство ракет «Ока».
С 1981 года ракетная система «Точка» начала заменять РК «Луна” и «Луна-М” (код НАТО — FROG). Пусковые установки с ракетами впервые были открыто показаны на военном параде на Красной площади в Москве в 1985 году. К 1988 году на территории СССР и ГДР было развернуто не менее 140 ОТРК 9К79 «Точка».
Организационно ракетные комплексы «Точка» сведены в ракетные бригады, в каждой бригаде обычно было по 18 пусковых установок с общим боезапасом 72 ракеты. Состав отдельной ракетной бригады (армейские) — 2-3 отдельных ракетных дивизиона. В отдельном ракетном дивизионе — 2-3 стартовые батареи по 2-3 ПУ.
Ракетные комплексы входили так же в состав мотострелковой или танковой дивизий, а также в отдельные артиллерийские бригады общевойсковых армий (по 2-3 ракетных дивизиона, состоящих из 2-3 стартовых батарей с 2-3 ПУ в каждой).
Комплекс «Точка», обладая высокой точностью стрельбы, явился первым образцом ракетного вооружения Сухопутных войск, способным эффективно решать задачи поражения объектов в тактической глубине обороны противника обычными боевыми частями, имеет существенные преимущества перед ранее созданными РК (в т.ч. и зарубежными) в маневренности, возможности подготовки и нанесении скрытного ракетного удара и др.
На базе комплекса «Точка» была разработана его экспортная модификация для стран Варшавского договора и Ближнего востока. Поставлены Сирии в 1983 году (в начале 6 СПУ и 18 ракет 9М79, затем ещё 6 СПУ и некоторое количество ракет 9М79, в дальнейшем ещё определенное количество СПУ и ракеты). Как считают специалисты, высокая точность и наличие кассетной БЧ (если таковые были поставлены Сирии) делает ракету крайне опасной для авиабаз на севере Израиля.
В 2001 году был заключен контракт с Йеменом на проведение комплексного технического освидетельствования 80 РК «Точка», поставленных национальным Вооруженным Силам в конце 1980-х гг. Эта работа была выполнена КБМ в 2002 году.
Кроме армии Советского Союза (России) ракетный комплекс находится на вооружении армий Казахстана, Украины, Беларуси, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Болгарии, Сирии (в 2005 г. было 210 ракет), Йемена и Ливии.
На базе РК «Точка» было создано несколько модификаций, в том числе ракетные комплексы «Точка-Р» и «Точка-У» («Точка-М»). Комплекс его модификации до настоящего времени находится на вооружении Российской Армии и армий ряда зарубежных стран и зарекомендовал себя одним из самых эффективных и надежных средств поражения.

Ракетные комплексы «Точка» и «Точка-У» широко применялись во время войны в Сирии в 2011-2016 гг. Если ракеты 9М79М РК «Точки» там применяются уже давно, то модернизированные БР 9М79-1 стали применяться в 2015-2016 гг. Как отмечалось, Вооруженные сил России впервые применили оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка-У» по позициям боевиков вблизи населенного пункта Идлиб, который находится на Севере Сирии, в конце октября 2015 года. Применение ракетного комплекса «Точка-У» вблизи населенного пункта Идлиб стало первым случаем применения подобных ракет во время гражданской войны в Сирии. Ракетным ударом удалось уничтожить командные пункты в провинции Идлиб. Ракетные комплексы типа «Точка-У» на вооружении сирийских вооруженных сил на тот момент не состояли.
ОТРК «Точка» были поставлены Сирии где-то в середине 1980-х после Ливанской войны 1982 г. с Израилем. Первые пуски «Точек» по боевикам были зафиксированы в конце декабря 2012- го — начале января 2013 года. С тех пор было произведено несколько десятков пусков этих ракет. Только в ходе боев за Мурек на севере провинции Хама, весной 2014 года, было, как минимум, несколько ударов «Точками» с кассетными боевыми частями.
ВОЙНА В СИРИИ

Начиная с 14 августа 2014 года Северная Корея провела серию испытательных пусков модернизированных мобильных твердотопливных тактических баллистических ракет KN-10. Эти ракеты созданы на базе БР «Точка» российской разработки и имеют дальность стрельбы около 200 км. Северная Корея стремится минимизировать размеры и массу ядерных боеголовок для оснащения ракет этого типа. Специалисты считают, что страна успешно продвигается в этом направлении, но и без оснащения ядерным зарядом эти ракеты имеют огромную разрушительную силу (масса БЧ 500 кг).
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС KN-10 (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ)


МОДИФИКАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 9К79 «ТОЧКА-Р»

1 апреля 1971 г. Военно-промышленная комиссия приняла решение о начале разработки модификации ракетного комплекса «Точка-Р» с пассивной системой самонаведения для поражения радиоизлучающих целей типа РЛС, радиостанции и т.д. Ракета 9М79ФР с головкой самонаведения для комплекса создавалась в КБ машиностроения (Гл. конструктор С.П.Непобедимый) на базе ракет комплекса «Точка», в остальном конструкция ракеты, за исключением головной части, осталась практически без изменений. Дальность стрельбы по проекту составляла от 15 до 70 км. Система самонаведения (гл. конструктор С.А.Киричук) обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Боевая часть 9Н123Ф-1 — осколочно-фугасная. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения будет свыше двух гектаров. Для транспортировки и пуска ракет использовалась модернизированная самоходная пусковая установка (СПУ) 9П129М, создана в ЦКБ ПО «Баррикады» (ЦКБ «Титан»).
В конце 1970-х годов на полигоне ГЦП-4 в Капустином Яре состоялись государственные испытания тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-Р» с различными головными частями.
Комплекс «Точка -Р» принят на вооружение в 1983 году. В 1983 г. в ходе войсковых испытаний комплекс «Точка-Р» принял участие в объединенных учениях Прибалтийского и Белорусского военных округов и в том же году был принят на вооружение.

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:

Тип самоходная колесная плавающая 9П129М
Разработчик ЦКБ ПО «Баррикады» (ЦКБ «Титан»)
Гл. конструктор Г.И.Сергеев
Изготовитель ПО «Баррикады»
База БАЗ-5921
Колесная формула 6 х 6
Число осей 3
Размеры, м:
— длина полная 9,485
— высота 2,375
— ширина 2,89
— дорожный просвет 0,4
Вес ПУ с ракетой, т 18,085
Двигатель:
— тип дизель 5Д20К-300
— изготовитель Барнаульский ЗТМ
— мощность, л.с. 220
Максимальная скорость, км/ч 60
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Боевой расчет, чел 4
Артиллерийская часть и специальное оборудование:
Число ракет на СПУ 1
Направляющая:
— число 1
— максим. угол подъема, град. 78
— время подъема, с 15
— сектор горизонтального
наведения, град. +15
Время перехода, мин.:
— в боевое положение 15-16
— в походное положение 1,25
Время подгот. к пуску, мин 1,5 (2)-2,5
Радиостанция Р-173

А.В.Карпенко ВТС «БАСТИОН», 04.05.2014 + доп.

Источники: ВТС «БАСТИОН», koreajoongangdaily.joins.com, Военный Паритет, military-informant.com, vestnik-rm.ru и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОЧКА». ИКК «ЛИНИЯ СТАЛИНА». ФОТОРЕПОРТАЖ 10.07.2013
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79 «ТОЧКА» В ВИМАИВИВС 1998 И 2003 ГГ. ФОТОРЕПОРТАЖ
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79-1 «ТОЧКА-У»
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС KN-10 (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap