АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971
NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE OF THE PROJECT 971
18.03.2018

Российские атомные подводные лодки в ходе выполнили задание и смогли незаметно приблизиться к побережью Соединённых Штатов. Об этом рассказал офицер ВМФ РФ.
«Это наша задача — прийти и уйти незамеченными», — заявил командир дивизии атомоходов Сергей Старшинов в эфире программы «Военная приёмка» на ТК «Звезда».
«Да, действительно, была поставлена задача нашим подводным лодкам занять позиции в районе военно-морских баз США. Данная задача была выполнена. Подводные лодки обозначили себя в данных районах океана, и, успешно выполнив поставленную задачу, вернулись на базу», — сказал капитан первого ранга, не уточнив время проведения этих учений.
Сайт «Звезды» в анонсе передачи «Военная приемка» сообщил, что речь идёт о субмаринах проекта 971 «Щука-Б».
Начальник штаба дивизии подводных лодок Павел Булгаков ответил на вопрос корреспондента, могли ли наши подводники посмотреть в перископ на американскую статую Свободы (эта колоссальная скульптура расположена на острове Свободы в 3 км к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен, Нью-Йорк, США).
«Навряд ли это смогли бы, но было достаточно близко», — спокойно сказал морской офицер.
Капитана первого ранга уточнил, что отечественные субмарины находились в нейтральных водах.
«Я отвечу уклончиво. Это было недалеко от военно-морской базы США», — заявил Павел Булгаков в интервью на фоне атомных подлодок Северного флота России «Пантера» и «Тигр» (проект 971 «Щука-Б»).
rusvesna.su
В КАЛИНИНГРАДЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА
АДМИРАЛ НИКОЛАЙ ЕВМЕНОВ ПОЗДРАВИЛ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ
02.08.2018

В рамках плановых мероприятий боевой подготовки атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Кузбасс» провела в Охотском море учение по атаке отряда боевых кораблей условного противника одиночной субмариной.
В одном из морских полигонов корабельная противолодочная ударная группа при поддержке противолодочного самолёта Ил-38 морской авиации флота осуществляла поиск субмарины. «Кузбассу» удалось избежать обнаружения, приблизиться к кораблям условного противника на оптимальную для атаки дистанцию и выполнить торпедную стрельбу. После успешно проведенной атаки подлодка скрытно покинула район и продолжила выполнение задач по предназначению.
29 июля АПЛ «Кузбасс» на рейде Петропавловска-Камчатского принимала участие в параде кораблей в честь Дня Военно-Морского Флота России.
Пресс-служба Восточного военного округа
12.10.2018

Переговоры о приобретении Индией в аренду в России второй атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 зашли в тупик в связи с тем, что стороны не смогли договориться по вопросу цены, сообщает индийское издание «India Today».
Это одна из причин, по которым соглашение не могло быть подписано до встречи президента Владимира Путина и премьер-министра Нарендры Моди в Нью-Дели 5 октября 2018 года. По информации источников, российская сторона требовала более 2,5 млрд долл. за ремонт и модернизацию подводной лодки в течение пяти лет.
Последний раунд переговоров, состоявшийся между российской делегацией и представителями ВМС Индии в период с 24 по 28 сентября в Нью-Дели, не разрешил ценовых разногласий. Ответственным за проведение переговоров с индийской стороны является советник по национальной безопасности Аджит Довал.
Атомная подводная лодка проекта 971, получившая индийское условное наименование Chakra-3, должна заменить атомную подводную лодку S 72 Chakra ВМС Индии – срок ее десятилетней аренды у России завершается в 2022 году. Индия заплатила около 1 млрд долл. за модернизацию и аренду подводной лодки Chakra, а ее передача флоту состоялась в 2011 году. Одна из причин нынешнего тупика заключается в том, что российская сторона просит удвоить стоимость аренды.
Подводная лодка является частью пакета контрактов между Россией и Индей общей стоимостью 10 млрд долл., включающего также вертолеты, фрегаты, линию по производству автоматов.
Российские подводные лодки сдаются в аренду для подготовки экипажей индийского подводного флота. Первая атомная подводная лодка индийской постройки S 73 Arihant была введена в строй в 2016 году, вторая – Arighat – была спущена на воду в 2017 году и планируется ко вводу в строй в ближайшее время.
https://bmpd.livejournal.com
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
06.12.2018

3 декабря начальник штаба ВМС Индии адмирал Сунил Ламба сообщил, что с российской стороной ведутся переговоры по взятию в аренду АПЛ класса Acula-1 (код НАТО) проекта 971 для замены ранее арендованной лодки INS Chakra. Индийская делегация осмотрела две атомные подлодки — «Братск» и «Самара», которые находятся на модернизации на судоремонтном заводе «Звездочка» (Северодвинск). Аренда одной подлодки оценивается в 3,3 млрд долл США.
Это будет третья крупнейшая оборонная сделка между двумя странами после покупки пяти полков ЗРК С-400 (5,4 млрд долл) и двух фрегатов «Адмирал Григорович» (1,5 млрд). АПЛ «Чакра» была взята в аренду в 2011 году (на 10 лет).
Новая АПЛ для аренды имеет условное название «Чакра-3». Сообщается, что «Братск» имеет корпус «в возрасте» 28 лет, «Самара» — 23 года. ВМС Индии должны выбрать одну из этих субмарин. После заключения контракта лодка пойдет на 72-месячный ремонт, будут заменены ядерный реактор и ряд бортовых систем.
Отмечается, что «Чакра» уже год не эксплуатируется после аварии (был серьезно поврежден купол ГАС). Тем временем ВМС Индии пытаются развернуть строительство шести многоцелевых АПЛ собственного проекта водоизмещением 6000 т. Для ПЛАРБ «Арихант» с помощью России был создан ядерный реактор мощностью 83 МВт.
Отмечается, что этот реактор непригоден для многоцелевой АПЛ, которая должна быстро маневрировать, реактор должен иметь быстро меняемые режимы работы. Вероятно, есть и следующая причина интереса ВМС Индии к аренде российской АПЛ. Судостроительный центр в Визакхапатнаме скоро начнет строительство серии из трех ПЛАРБ типа S-5 увеличенного водоизмещения (13500 т, что в два раза больше, чем у «Ариханта»). То есть лодки будут иметь практически аналогичное водоизмещение с Acula-1.
Военный паритет
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «САМАРА» ПРОЕКТА 971 МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕДАНА ИНДИИ В АРЕНДУ
РОССИЯ И ИНДИЯ БЛИЗКИ К СОГЛАШЕНИЮ О ЛИЗИНГЕ ЕЩЕ ОДНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 971
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
05.03.2019

Как сообщает индийская газета The Economic Times, на этой неделе Индия намерена заключить с Россией соглашение о передаче в лизинг второй атомной подводной лодки. Сумма сделки составит 3 миллиарда долларов США.
Источники газеты сообщили о том, что межправительственное соглашение о лизинге подводной лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (Chakra III), вероятно, будет подписано 7 марта 2019 года, и что подлодка будет передана Индии к 2025 году после обширной программы модернизации на неназванной российской верфи.
Chakra III будет находиться в эксплуатации не менее 10 лет и заменит Чакру II, полученную на аналогичных условиях из России в 2012 году. Сообщается, что срок лизинга атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» (Chakra II) может быть продлен на пять лет, пока модернизированная атомная подводная лодка не будет передана Индии.
https://bmpd.livejournal.com
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
09.03.2019

Как сообщило индийское издание «The Print» со ссылкой на источники в министерстве обороны Индии, 7 марта 2019 года в Нью-Дели было подписано российско-индийское соглашение о передаче Индии в долгосрочную аренду еще одной атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 из наличия ВМФ России. Стоимость соглашения оценивается в 3 млрд долл. Лодка под условным индийским обозначением Chakra III будет передана после проведения ремонта и модернизации и войдет в состав индийского флота предположительно в 2025 году под тем же названием Chakra, что и две другие атомные подводные лодки, арендовавшиеся у СССР и России. Срок аренды точно не известен, но составит не менее 10 лет.
Источники также сообщили, что также с российской стороной ведутся переговоры о продлении аренды ныне эксплуатируемой ВМС Индии атомной подводной лодки проекта 971И S 72 Chakra (бывшая К-152 «Нерпа», условное индийское обозначение Chakra II), поскольку срок аренды заканчивается в 2020 году. Поскольку новая подводная лодка, скорее всего, прибудет не раньше 2025 года, обе стороны стремятся продлить аренду нынешней Chakra еще как минимум на пять лет, сообщили источники.
https://bmpd.livejournal.com
ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ИНДИИ В АРЕНДУ ЕЩЕ ОДНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 971
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
06.06.2021

Атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 971 «Нерпа», арендованная Индией и эксплуатировавшаяся ей под названием «Чакра», возвращается в Россию. Об этом сообщает в субботу газета Hindustan Times со ссылкой на источники.
По ее данным, возвращение субмарины связано с приближающимся истечением срока аренды: в 2012 году она была передана индийской стороне в 10-летний лизинг. Официальных комментариев по этому поводу пока не последовало.
Это уже вторая атомная подлодка, арендованная Индией за всю историю двусторонних отношений. До этого в январе 1988 года ВМС республики получили в лизинг от СССР многоцелевую атомную подводную лодку проекта 670 «Скат» К-43. За три года службы в их составе под названием «Чакра» она совершила много выходов в море. По данным индийских СМИ, Нью-Дели планирует взять в аренду еще одну российскую АПЛ.
Кроме того, Индия строит собственные атомные подлодки. В 2018 году впервые вышла в море первая такая субмарина «Арихант», вооруженная баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. По данным индийских СМИ, это головная АПЛ этого класса, всего планируется принять на вооружение ВМС Индии шесть подлодок этого типа.
ТАСС
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
12.07.2021

Как сообщил Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Николай Евменов «Сегодня, 10 июля, атомная подводная лодка Северного флота «Вепрь прибыла в Финский залив для подготовки и участия в Главном Военно-Морском Параде. Экипаж подводной лодки успешно выполнил задачу межфлотского перехода с Севера на Балтику и, в настоящее время, приступил к подготовке вверенной материальной части к участию в Параде на рейде Кронштадт».
«Таким образом, как и планировалось, в период с 08 по 10 июля в Кронштадт прибыли атомные подводные лодки Северного флота, — ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А», а также атомные подводные лодки «Орёл» и «Вепрь». Впервые в Главном военно-морском параде примут участие сразу три атомные подводные лодки», — подчеркнул Главком ВМФ Адмирал Николай Евменов.
«Экипажи этих подводных лодок имеют высокий уровень подготовки и достойно представят Подводные силы ВМФ на 5-м Главном военно-морском параде. Акватория рейда Кронштадта полностью готова к приему кораблей и подводных лодок крупного водоизмещения. АПЛ «Князь Владимир», «Орел» и «Вепрь» займут назначенные точки в статической парадной линии Парада на Кронштадтском рейде», — сказал Главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов.
Группа информационного обеспечения Военно-морского флота
ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 2021
18.07.2021
ФОТОРЕПОРТАЖ: АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021

Атомная подводная лодка (АПЛ) Северного флота «Вепрь» проекта 971 утром 17 июля 2021 года прошла защитные сооружения (дамбу) Санкт-Петербурга и встала на рейде Кронштадта для участия в Главном военно-морском параде. Практически до места постановки она двигалась самостоятельно, только у выставленных бочек корабль стали «ловить» буксиры. АПЛ данного проекта впервые примет участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
До этого, 16 июля на рейде Кронштадта был установлен новейший ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А», затем там же поставили атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) Северного флота «Орёл» проекта 949А.
Атомная многоцелевая подводная лодка Северного флота «Вепрь» прибыла 10 июля в Финский залив для подготовки и участия в главном военно-морском параде. АПЛ «Вепрь» совершила межфлотский переход с Северного флота на Балтийский флот.
«Экипаж подводной лодки успешно выполнил задачу межфлотского перехода с Севера на Балтику и в настоящее время приступил к подготовке вверенной материальной части к участию в параде на рейде Кронштадт», — сказал главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.
Атомная подводная лодка (зав. №834) заложена 16 июня 1990 года на ПО «Севмаш» в Северодвинске, получила наименование «Вепрь» 6 апреля 1993 года, спущена на воду 10 декабря 1994 года, принята в состав флота 25 ноября 1995 года, флаг поднят 30 ноября.
В 2004 году АПЛ участвовала в совместных с ВМС Франции 9-дневных учениях, получив за отличное выполнение поставленных задач особую благодарность командования Северного флота.
Проект 971 атомной подводной лодки разработан СПМБМ «Малахит» под руководством генерального конструктора Георгия Чернышова. АПЛ предназначена для борьбы с ПЛ, корабельными группировками и нанесения ударов по наземным объектам противника.
Корабль вооружен торпедно-ракетным комплексом, который состоит из восьми торпедных аппаратов и приспособлен для стрельбы как торпедами, так и крылатыми ракетами и обеспечивает одиночную и залповую стрельбу.
Подводная лодка имеет традиционный двухкорпусный архитектурно-конструктивный тип конструкции с прочным корпусом, выполненным из стали с высоким пределом текучести.
Лодка имеет крестообразное хвостовое оперение с обтекаемой гондолой, в которой находится устройство постановки-выборки буксируемой антенны.
Главная энергетическая установка корабля состоит из одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования.
Электроэнергетическая установка состоит из двух турбогенераторов переменного тока. В качестве резервного источника энергии на подводной лодке используется дизель-генератор, в качестве аварийного — аккумуляторная батарея.
В качестве резервного средства движения на корабле применен резервный движительный комплекс.
Корабль оснащен всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с глубины вплоть до предельной.
На подводной лодке установлен семилопастной винт с улучшенными гидродинамическими характеристиками.
ВТС «Бастион», 17.07.2021



ФОТОРЕПОРТАЖ: АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 1
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 2
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 3
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 4
ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 2021
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971

Проект 971 АПЛ был начат в июле 1976 года в СПМБМ «Малахит». Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства — многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».
13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».
Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».
Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2 и разделен водонепроницаемыми переборками на 6 обитаемых отсеков с румпельным отделением. Легкий корпус покрыт композитным противорадиолокационным покрытием. Все основное оборудование, главный командный пункт, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах.

Компоновка ПЛ:
I отсек — торпедный, в его верхней половине расположены казенные части торпедных аппаратов и весь боезапас на автоматизированных и дополнительных стеллажах. Под герметичным настилом, разделяющим верхнюю и нижнюю части отсека, расположено помещение 2-й палубы, на которой установлены стойки аппаратуры радиоэлектронного вооружения (РЭВ) — в основном гидроакустики, средства вентиляции и кондиционирования отсека и РЭВ, а также батарейные автоматы. Под 2-й палубой — носовой и кормовой трюмы, в середине — аккумуляторная яма (АЯ), по бортам цистерны ТРК. Средняя часть 2-й палубы и АЯ конструктивно объединены в амортизированный блок;
II отсек — четырехпалубный, конструктивно представляет собой единый амортизированный блок. На 1-й палубе расположены главный командный пост, рубки, аппаратура боевой информационно-управляющей системы (БИУС); 2-я и 3-я палубы заняты жилыми, общественными и медицинскими помещениями. На 4-й палубе — стойки аппаратуры РЭВ, средства кондиционирования, общекорабельные системы, не работающие в малошумном режиме;
III отсек — вспомогательных механизмов. Четырехпалубный и амортизированный. Две его верхние палубы заняты рубками и аппаратурой, на нижних находится различное вспомогательное оборудование, включая компрессоры системы воздуха высокого давления (ВВД), холодильные машины, дизель-генераторную установку, водоотливные и осушительные насосы, электромашинные преобразователи, щиты 1-го эшелона электроэнергетической системы (ЭЭС). В этом отсеке размещены все подъемно-мачтовые устройства, кроме перископов;
IV отсек — реакторный. Верхнее помещение отделено от остальных прочной палубой с биологической защитой. Под ней находится собственно помещение паропроизводящей установки (ППУ), разделенное на аппаратную и насосную выгородки. В последней размещено вспомогательное оборудование ППУ и электромашинные преобразователи 2-го эшелона ЭЭС. Механизмы с вращающимися частями установлены на амортизированных платформах. Сама ППУ вместе с баком системы водяной защиты (СВЗ) подвешена на консольных балках, заделанных в переборки;
V отсек — турбинный, практически весь отдан блочной паротурбинной установке (ПТУ) с навешенными автономными турбогенераторами и холодильными машинами паротурбинной установки. Блок ПТУ через амортизаторы стоит на промежуточной раме, которая по торцам через второй каскад амортизаторов закрепляется к межотсечным переборкам. Внутри блока часть механизмов тоже крепится на индивидуальных амортизаторах;

VI отсек — вспомогательных механизмов. Через него проходит валопровод с главным упорным подшипником в носу и уплотнением гребного вала в корме. Двухпалубная конструкция отсека является амортизированной. За этим отсеком находится румпельное отделение, в котором между мощным корпусным набором вокруг дейдвудной трубы размещено пять рулевых гидравлических машин, а также румпели и концы баллеров вертикального руля, больших и малых кормовых горизонтальных рулей.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водоводяного типа на тепловых нейтронах ОК-650М.01 (190 мВт) с четырьмя титановыми парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку ОК-9В (на головной ПЛ, на первых ПЛ выпуска завода в Комсомольске-на-Амуре — ОК-9М, на остальных — ОК-9ВМ) с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу — 50000 л.с.
Электроэнергетическая установка состоит из двух турбогенераторов переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, дизель-генераторов ДГ-300 (позже — один АСДГ-800-1 или АСДГ-1000) с обратимыми преобразователями (2х750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток работы, двух групп аккумуляторных батарей, размещенных в 1-м отсеке.
Вооружение:
Торпедо-ракетный комплекс АПЛ включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре — 650-мм (суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 — калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами (533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 650-мм типа 65-76) и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Начиная с К-391 — 6 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум» запуска средств гидроакустического противодействия.
ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» — 3 ПУ, 12 ЗУР.
Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении.
Автоматизированный комплекс радиосвязи «Молния-МЦ»:
— система спутниковой связи «Цунами-БМ» с буксируемой антенной (устройство К-659 «Залом» — расположена в надстройке за ограждением рубки);
— антенная система дальней связи «Кора»;
— УКВ-радиостанция «Анис»;
— радиостанции Р-790, Р-143, Р-855УМ (3 комплекта), Р-159 (6 комплектов), изделие П-405, «Призыв», «Причал» (3 комплекта), Р-105М.
Комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» позволяет осуществлять связь по всем радиосетям и принимать сигналы боевого управления, находясь в подводном положении.
Сопряжение РЭВ, решение различного рода задач по навигации (навигационный комплекс «Симфония-У»), целеуказанию и применению оружия возложено на БИУС «Омнибус».
Головной атомоход 971 проекта — К-284 — был заложен в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения — 671РТМ.
В 1988 г. была сдана и первая подводная лодка проекта 971, построенная ПО «Севмашпредприятие» (СМП). По результатам испытаний головной и первых серийных ПЛ выходит очередное постановление правительства, определившее поэтапное улучшение акустических характеристик строящихся лодок. Им руководствовались вплоть до последних построенных кораблей. В обеспечение выполнения установленных норм шумности был выпущен ряд решений, конкретизирующих внедряемые мероприятия. Все это обеспечило существенное улучшение акустического поля ПЛ уже с заказов №515 и 822 (сданы в 1990 г.). На этих ПЛ наконец были достигнуты заложенные еще при утверждении техпроекта жесткие нормы уровня акустического поля.
С 1991 г. интенсивность постройки серии переместилась в ПО СМП. При этом на каждой последующей ПЛ внедрялись новые технические решения, направленные на повышение ее боевых качеств. ПЛ постройки СМП в этой части даже опережали ПЛ СЗЛК. Так, ПЛ №822 по своей технической оснащенности полностью соответствует пятой лодке №515, третья лодка №831, построенная в 1991 г., полностью соответствует седьмой ПЛ №517, построенной бывшим СЗЛК, а теперь АО «Амурский судостроительный завод» и переданной ВМФ в 1995 г. На этих лодках впервые установлена новая совмещенная система ЭХРВ, новый радиолокационный комплекс, забортные аварийные силовые сети. Было также внедрено еще 34 новых механизма с ВАХ-80, что обеспечило дальнейшее улучшение их акустических характеристик.
Первоначально лодки проекта 971 несли лишь тактические номера. Однако, 10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая «северодвинская» лодка — К-480 — получила имя «Барс», вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» переименована в «Ак-Барс».
В серии АПЛ пр.971 с 1984 по 2002 гг. было построено 14 лодок. В конце 2002 г. в составе ВМФ России находилось 9 АПЛ этого проекта (К-152 «Нерпа», К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-295, К-328 «Леопард», К-331 «Нарвал», К-419 «Морж», К-461 «Волк», К-335 «Гепард»). Остальные АПЛ пр.971 состояли в резерве и на консервации, несколько – в стадии строительства.

Продольный разрез модернизированной АПЛ проекта 971 (типа АПЛ «Гепард») из каталога «Малахит»-подводным силам России»
Подводная лодка «Нерпа» была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас завод носит название ОАО «Амурский судостроительный завод») в 1991 году. Затем строительство было заморожено из-за недостатка средств у российского Военно-морского флота. В 2006 г АПЛ «Нерпа» была успешна спущена на воду.
8 ноября 2008 года во время очередного этапа госприемки АПЛ «Нерпа» вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб, вечером в первом и втором отсеках АПЛ несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате 20 человек погибло.

В декабре 2011 года российская и индийская стороны подписали акт приема-передачи атомной подводной лодки «Нерпа» в аренду ВМС Индии сроком на 10 лет. Технические документы о полном завершении цикла испытаний АПЛ были подписаны в декабре 2011 года. Индийские власти тогда выразили удовлетворение ходом испытательных работ и заявили о готовности принять лодку на вооружение.
23 января 2012 г. в 11.30 по местному времени чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Аджай Малхотра прошел по пирсу в приморском городе Большой Камень вдоль почетного караула Тихоокеанского флота и строя индийских моряков. После исполнения гимнов двух стран с рубки субмарины сняли ткань, под которой скрывалось новое название, а над лодкой подняли флаг ВМС Индии.
Так российская «Нерпа» стала «Чакрой» — завершился двухлетний процесс передачи АПЛ в лизинг индийской стороне. Новое имя субмарина будет носить 10 лет, стоимость контракта — более 900 миллионов долларов.
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», переданная Индии в аренду сроком на десять лет, 4 апреля 2012 года официально вошла в состав индийских ВМС, церемония состоялась на базе ВМС Индии Вишакхапатнам в штате Андхра-Прадеш и корабль получил имя «Чакра»
В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

СЕРИЯ
• K-284 Пума построен/спущен в 1985г.
• K-263 Дельфин построен/спущен в 1986г.
• K-322 Кашалот построен/спущен в 1987г.
• K-480 Барс построен/спущен в 1988г.
• K-391 Кит построен/спущен в 1989г.
• K-317 Пантера построен/спущен в 1990г.
• K-331 Нарвал построен/спущен в 1990г.
• K-157 Вепрь построен/спущен в 1995г.13.07.1990 г. 25.11.1995 г. подписан приемный акт 30.11.1995 г. поднят Андреевский Военно-морской флаг
• К-335 Гепард построен/спущен в 2001г.
• К-419 Морж построен/спущен в 1992г. Приказом ГК ВМФ от 27.02.1998 г. присвоено наименование «Кузбасс»
• К-267 Дракон построен/спущен в 1996г.
• К-152 Нерпа построен/спущен в 2002г.
• К-461 Волк построен/спущен в 1992г.
• К-328 Леопард построен/спущен в 1993г.
• К-154 Тигр построен/спущен в 1994г.
• К-337 Кагуар построен/спущен в 2001г.
• К-333 Рысь построен/спущен в 2001г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение:
• надводное 8140 т
• подводное 12 770 т,
Максимальная скорость — 30 узлов,
Максимальная глубина погружения — 600 м,
Автономность — 100 суток,
Экипаж — 73 человека.
ВООРУЖЕНИЕ:
4х533-мм ТА, 4х650-мм ТА,
до 40 ед., ПЛУР «Водопад», КРМБ «Гранат», ПКР «Бирюза»
Радиоэлектронное:
– БИУС «Омнибус»
– НК «Симфония»
– КСС «Молния-МЦ»
– система СС «Цунами -БМ»
– ГАК «Скат-3» (МГК-540) [начиная с К-461 и К-267]
– РАК «Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) -ТК МТК-110
– перископ ТК «Сигнал-3»
– командирский перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21»
Источники: bastion-karpenko.narod.ru, www.deepstorm.ru, www.glossword.info, russianarms.mybb.ru и др.
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971. НОВОСТИ 2015 — 2017
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971. НОВОСТИ 2011 — 2014
ФОТОРЕПОРТАЖ: АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 1
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 2
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 3
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВЕПРЬ» ПРОЕКТА 971 ВСТАЛА НА РЕЙДЕ КРОНШТАДТА. 17.07.2021. ЧАСТЬ 4
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971М
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ
|