ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971

NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE OF THE PROJECT 971

20.01.2015

Индия начала переговоры с Россией об аренде атомной подводной лодки К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. В случае, если стороны подпишут договор до конца 2015 года, корабль может быть поставлен заказчику уже в 2018 году.
По словам источника агентства, прежде чем подлодка будет сдана в аренду, она пройдет модернизацию в соответствии с требованиями индийского флота. Работы будут производиться Амурским судостроительным заводом, где сейчас и находится К-322. В общей сложности на доработку «Кашалота», его испытания и обучение индийского экипажа потребуется три года. Министерство обороны Индии рассматривает возможность аренды атомной подлодки сроком на десять лет.
О том, что Индия рассматривает возможность аренды подлодки проекта 971,стало известно в декабре 2014 года. Тогда министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что военное ведомство рассматривает два варианта: продление сроков аренды подводной лодки «Чакра» (К-152 «Нерпа») проекта 971 или аренду второго корабля проекта «Щука-Б». О сроках принятия окончательного решения Паррикар тогда не говорил.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.02.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ВОЛК» НА ЦС «ЗВЕЗДОЧКА»

На Блоге пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» http://zvezdochka-ru.livejournal.com размещена архивная фотография атомной подводной лодки «Волк» проекта 971. (Фото из архива. Ноябрь 2014 г.)

25.03.2015
Индия попросила Россию передать ей в лизинг вторую атомную подводную лодку, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в системе российского военно-технического сотрудничества с зарубежными странами
Этой лодкой может стать субмарина «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б».
«В январе этого года индийская сторона предложила передать ей в лизинг вторую по счету многоцелевую атомную подлодку «Кашалот» проекта 971», — сказал собеседник агентства. По его словам, «российская сторона рассматривает этот вопрос».
«Скорее всего, процедура будет аналогична той, которая была при передаче Индии первой АПЛ «Нерпа» («Чакра»)», — добавил источник. Военно-промышленный курьер

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

30.03.2015

Российская сторона готова передать Индии в лизинг на 10 лет вторую атомную подлодку проекта 971 «Щука-Б». Об этом сообщили Интерфаксу-АВН в пятницу в кораблестроительной отрасли.
«Есть заинтересованность индийской стороны в приобретении в лизинг второй атомной подлодки. Принципиальное решение на этот счет принято. Почему нет?», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что это будет не обязательно атомоход К-322 «Кашалот», но в любом случае получится очередная субмарина типа «Чакра».
По словам собеседника агентства, работы по изменению облика атомохода будут проводиться на Амурском судостроительном заводе. На модернизацию и испытания корабля, а также обучение индийского экипажа потребуется три года. В таком случае корабль может быть передан заказчику в 2018 году.
По данным собеседника агентства, К-322 «Кашалот» находится на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре).

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

18.05.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: ФОТОГРАФИИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ОТ ЦС «ЗВЕЗДОЧКА»

Блог пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» http://zvezdochka-ru.livejournal.com продолжает радовать читателей новыми фотографиями подводных лодок с которыми связано предприятие своей производственной деятельностью.
На этот раз представлена фотография атомной многоцелевой подводной лодки «Волк» проекта 971, которая «крадется» на «Звёздочку» (Фото из архива. Лето 2014-го).
ВТС «БАСТИОН», 18.05.2015

16.09.2015
ФОТОФАКТ: «ВОЛК» В ЛУЧАХ ЗАКАТА

Блог пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» опубликовал фотографию под названием «»Волк» в лучах заката», на ней АПЛ «Волк» (зав. №831) проекта 971. Август 2014 г.

13.10.2015
ФОТО: ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ НОВОЙ ЭРЫ

АПЛ «Леопард» — наш (Центр судоремонта «Звездочка») первый заказ проекта 971. 2012 год. До этого «Звездочка» тянула на себе техническую готовность группировки стратегов проекта 667БДРМ. «Леопардом» открылась эпоха «Зверей».
Блог пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка»

27.10.2015
Соглашение о передаче Индии в лизинг второй российской атомной подводной лодки (АПЛ) планируется подписать в декабре текущего года во время двухстороннего саммита в Москве, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Министерстве обороны Индии
«Уже на следующей неделе в ходе визита в Москву министра обороны Индии Манохара Паррикара будет изучена возможность получения в лизинг второй атомной подводной лодки российской постройки, — заявил собеседник агентства на условиях конфиденциальности. — Министр проведет переговоры по этому стратегическому проекту со своим российским коллегой Сергеем Шойгу».
Военный чиновник также сообщил, что, «после того, как контракт сроком на 10 лет будет подписан, до ввода в эксплуатацию пройдет 2-3 года, в ходе которых лодка будет модифицирована в соответствии с индийской спецификой».
Российские корабелы уже имеют опыт по подготовке к передаче индийским ВМС атомохода проекта 971 «Нерпа». АПЛ была передана в лизинг на 10 лет стоимостью $ 980 млн. Акт по ее приему-передаче был подписан в декабре 2011 года. Субмарина, получившая название «Чакра», вошла в состав национальных ВМС 4 апреля 2012 года.
Военно-промышленный курьер.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

31.10.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: МНОГОЦЕЛЕВЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ «ТИГР» И «ПАНТЕРА»

На сайте Министерства обороны РФ опубликован фоторепортаж «Работа журналистов в дивизии многоцелевых атомных подводных лодок Северного флота накануне 30-летия соединения. Подводные лодки «Тигр» и «Пантера»» (Фото: Андрея Лузика).
Представляем Вашему вниманию несколько фотографий из фоторепортажа МО РФ.
ВТС «БАСТИОН», 31.10.2015

07.11.2015
В декабре Россия подпишет соглашение о передаче Индии в аренду ударной АПЛ «Кашалот» К-322, сообщает источник Indian Defence & Aerospace News 5 ноября.
В 2012 году Россия передала ВМС Индии ударную АПЛ К-152 «Нерпа» сроком на 10 лет (обозначение проекта — 971У «Щука-Б» — прим. Военный Паритет) .
«Кашалот» будет проходить доработки в соответствии с требованиями индийского флота на судостроительном заводе «Амур». Ремонт, модернизация и тестирование, подготовка индийского экипажа должны быть завершены к 2018 году.
Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

29.11.2015

На судоремонтном заводе «Нерпа» (филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка») в ЗАТО Александровск (Мурманская область) завершен ремонт с восстановлением технической готовности атомной многоцелевой подводной лодки К-335 «Гепард» модифицированного проекта 971 Северного флота. 27 ноября 2015 года «Гепард» убыл с завода «Нерпа» к месту постоянного базирования в состав 24-й дивизии подводных лодок СФ в Гаджиево. Лодка находилась в ремонте на «Нерпе» с 2013 года.

СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД «НЕРПА»

29.11.2015

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Гепард» завершила восстановление технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа» и вернулась в состав боевых кораблей подводных сил Северного флота.
На атомоходе был произведен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.
В ближайшее время экипаж АПЛ «Гепард» приступит к выполнению курса боевой подготовки подводной лодки в море.
Пресс-служба Северного флота (г. Североморск)

07.12.2015

АО «СНИИП» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) обеспечил работоспособность оборудования для контроля радиации на объекте Военно-морского флота России.
В рамках контракта на постгарантийное обслуживание, заключенного с ОАО «ДВЗ Звезда», специалисты СНИИП выполнили плановое сервисное обслуживание комплекса многоцелевого контроля КМК-1 (комплекс многоцелевого контроля) на атомной подводной лодке «Кузбасс». В состав работ вошли плановый ремонт, монтаж, настройка и проверка работоспособности оборудования. «Более 20 лет система КМК проработала безотказно и показала свою надежность и высокую информативность на всем сроке эксплуатации субмарины. По завершении ремонта судно совершит переход к постоянному месту базирования», — сообщил флагманский специалист ОАО «ДВЗ Звезда» Александр Котляров.
КМК-1 – относится к третьему поколению систем радиационного контроля, разрабатываемых для объектов ВМФ. Аппаратура данного типа предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на корабле. Главным достоинством комплекса стала возможность привязки любого блока детектирования к любому каналу системы.
АО «Атомэнергомаш»

18.12.2015

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в пятницу осмотрел модернизированную атомную подводную лодку К-419 «Кузбасс», которая сейчас находится на глубоководном пирсе на дальневосточном заводе «Звезда».
Председатель правительства поинтересовался, как проходила модернизация судна, параметрами и характеристиками.
Как сообщили Медведеву, подводная лодка уже готова к контрольному выходу в море с последующим переходом в основной пункт базирования.
С 2009 года лодка находилась на восстановлении технической готовности на дальневосточном заводе «Звезда».
РИА Новости

18.05.2016

Россия и Индия не обсуждают возможность передачи в лизинг второй атомной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» для Военно-морских сил Индии, заявил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин.
«Нет такого проекта. Я вам категорично заявляю, нет такой техники. Темы такой нет», — заявил Фомин журналистам, отвечая на вопрос, принято ли решение о передаче в лизинг второй АПЛ проекта 971 «Щука-Б».
РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

12.07.2016

Индия согласилась арендовать у России вторую подлодку 971-го проекта из состава ВМФ России, пишет газета «Коммерсант».
Ранее СМИ сообщали, что речь идет о субмарине К-322 «Кашалот» постройки 1998 года, входящей в состав Тихоокеанского флота.
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на собственные военные источники, если военно-морские силы Индии остановят свой выбор на этой субмарине, то это никак не скажется на боеготовности российского флота.
По данным газеты, заказчик требует провести серьезную модернизацию подлодки, касающуюся не только адаптации системы управления под индийских моряков, но и вооружения.
«В частности, вместо ракетного комплекса Club-S, поставляемого в рамках экспортных контрактов, на субмарину будут установлены пусковые установки под сверхзвуковую противокорабельную ракету BrahMos (совместная разработка реутовского НПО машиностроения и Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии)», — уточняет «Коммерсант».
РИА Новости

ПЕРЕГОВОРЫ ОБ АРЕНДЕ ИНДИЕЙ У РОССИИ ВТОРОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

19.10.2016

Источник в российской оборонной промышленности сообщил о подписании в штате Гоа соглашения о передаче Индии в лизинг второй атомной подводной лодки проекта 971, пишет газета «Ведомости». ВМС Индии получат субмарину из наличия российского военно-морского флота, которая перед этим пройдет ремонт и модернизацию.
Издание не называет конкретную субмарину, однако, по данным «Ленты.ру», речь идет об одной из подлодок, находящихся в ожидании ремонта на заводе «Звездочка» в Северодвинске. Ранее в СМИ обсуждалась возможность передачи Индии атомной подводной лодки К-322 «Кашалот», находящейся на ремонте в Комсомольске-на-Амуре.
В 2012 году в состав ВМС Индии вошла первая лодка проекта 971 — К-152 «Нерпа», достроенная в Комсомольске-на-Амуре по модернизированному проекту 971И. В индийском флоте она получила наименование «Чакра» в честь ранее носившей это название подлодки проекта 670, которую Индия арендовала у СССР в 1988-91 годах.
Соглашение о лизинге второй АПЛ было заключено на полях встречи президента России Владимира Путин и премьера Индии Нарендры Моди в рамках большого пакета документов по военно-техническому сотрудничеству.
Лента.ру

ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ИНДИИ В АРЕНДУ ВТОРОЙ РОССИЙСКОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 971
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

31.10.2016

К находящейся в Средиземном море корабельной авианосной группе ВМФ России, возглавляемой тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», присоединились три подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами, сообщили британские СМИ, ссылаясь на источник в Королевском ВМФ Великобритании.
По данным источников, королевский ВМФ зафиксировал на прошлой неделе поход двух многоцелевых атомных подводных лодок по натовской классификации «Акула» (российской — «Щука-Б») и одной дизель-электрической класса «Кило» («Варшавянка»), оснащенных крылатыми ракетами «Калибр», в Атлантику с баз в Мурманской области.
В настоящее время все три подлодки присоединились к авианосной группе «Адмирала Кузнецова», идущей в восточную часть Средиземноморья вдоль побережья Северной Африки, сообщили источники в Королевском ВМФ Великобритании.
По мнению британских военных, именно крылатыми ракетами, которыми оснащены российские подлодки, корабельная группа будет наносить удары по целям в Сирии, к побережью которой направляются ее корабли, отмечают британские СМИ.
INTERFAX.RU

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.04.2017

В рамках программы по поддержанию на должном уровне технического потенциала атомных подводных лодок существующих проектов судоремонтное предприятие «Нерпа» относящееся к Центру судоремонта «Звездочка» до конца 2017 года передаст в состав Подводных сил ВМФ многоцелевую атомную подводную лодку «Вепрь» (проекта 971). Согласно техническим требованиям Главного командования ВМФ России, на подводной лодке выполнен широкий комплекс работ по восстановлению технической готовности и обновлению бортовых систем и механизмов. После испытаний АПЛ «Вепрь» продолжит выполнение задач по предназначению в составе группировки атомных многоцелевых подводных лодок Подводных сил Северного флота.
Ремонт и модернизация атомных подводных лодок существующих проектов, наряду с приемом в состав подводных лодок 4-го поколения, находится в зоне постоянного внимания Главного командования ВМФ и позволяет поддерживать подводную составляющую Военно-Морского Флота на уровне, позволяющем выполнять весь комплекс задач в Мировом океане.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

12.09.2017

Как сообщает индийский ресурс theprint.in, Индия находится в стадии активного продвижения детальных переговоров с Россией по вопросу о взятии в аренду для индийского флота второй атомной подводной лодки проекта 971. Соглашение по данному вопросу было подписано сторонами в октябре 2016 года [во время визита Владимира Путина на саммит БРИКС в Гоа — bmpd]. Стоимость соглашения оценивается в 2,5 млрд долл, а срок его реализации составляет 78 месяцев.
В течении этого срока атомная подводная лодка проекта 971 из состава ВМФ России должна пройти ремонт и переоборудование в Северодвинске [на головном предприятии АО «Центр судоремонта «Звездочка» — bmpd], после чего будет передана Индии в аренду сроком на десять лет.
Сообщается, что группа индийских специалистов уже посетила предприятие в Северодвинске и отобрала одну из находящихся там подводных лодок проекта 971 для получения Индией.
Речь, по данным ресурса, идет об одной из двух лодок проекта 971 Тихоокеанского флота, доставленных на СМП на ремонт в 2014 году — К-295 «Самара» и К-391 «Братск».
https://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

01.11.2017

Как сообщили 27 октября 2017 года индийские СМИ, группа российских специалистов прибыла на индийскую военно-морскую базу Вишакхапатнам для проведения совместного с индийской стороной расследования аварии, произошедшей в начале сентября на индийской атомной многоцелевой подводной лодке S 72 Chakra (переданная российской стороной ВМС Индии в аренду после достройки бывшая атомная подводная лодка К-152 «Нерпа»проекта 971И).
Об аварии стало известного из сообщений индийских СМИ 3 октября, согласно которым индийская атомная многоцелевая подводная лодка S 72 Chakra получила повреждения обтекателя носовой антенны гидроакустического комплекса в районе Вишакхапатнама, где лодка базируется. Обстоятельства аварии не разглашаются индийским флотом, и неизвестно даже, получила ли лодка повреждения обтекателя ГАК в результате удара о грунт или в результате столкновения с плавучим объектом. После аварии до настоящего времени Chakra не выходила в море.
Cогласно источникам индийской газеты «The Hindu», лодка получила в обекателе ГАК дыру размерами пять на пять футов (1,5 м на 1,5 м). ВМС Индии создали комиссию из трех членов для расследования обстоятельств аварии. Предварительный отчет индийской комиссии, как сообщается, утверждал, что авария была вызвана «техническими причинами». Отчет индийской комиссии, как сообщается, не удовлетворил российскую сторону, которая в итоге прислала в Индию собственную группу специалистов, призванную провести новое расследования совместно с означенной индийской комиссией.
http://bmpd.livejournal.com/

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

10.11.2017

Как пишет газета «Коммерсантъ» в статье Ивана Сафронова и Александры Джорджевич «Chakra открылась не той стороне. Москва хочет знать, кто и зачем проник на ее подлодку в Индии», между Россией и Индией разгорелся беспрецедентный скандал: Москва заподозрила Дели в допуске представителей ВМС США на российскую атомную субмарину проекта 971И, которая с 2011 года под названием Chakra эксплуатируется ВМС Индии. Инцидент грозит серьезно осложнить переговоры как по аренде второй атомной субмарины, так и по другим проектам в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Решать накопившиеся вопросы с одним из самых крупных приобретателей российского оружия придется вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который намеревается приехать в Индию в декабре.
О проблемах вокруг подводной лодки Chakra сообщил сайт Strategypage.com. Ссылаясь на свои источники, портал утверждал: Москва подозревает, что Дели, несмотря на прописанные в договоре условия лизинга, допустил на подводную лодку Chakra представителей ВМС США, которые ознакомились с ее внутренними системами. В Федеральной службе по ВТС, Объединенной судостроительной корпорации и «Рособоронэкспорте» от официальных комментариев “Ъ” по этой теме воздержались, также поступили в посольстве Индии в Москве.
Однако несколько источников “Ъ” в российских госструктурах подтвердили, что в последнее время индийские партнеры действительно совершили несколько «недружественных актов по отношению к РФ». Сначала, по их словам, делегация ВМС США посетила авианосец Vikramaditya (бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), российские чиновники были вынуждены заявить ноту протеста. Однако в этом случае речь шла о собственности индийских ВМС и предъявить реальные претензии российской стороне не удалось. Но через некоторое время, как подтвердил высокопоставленный военный источник “Ъ”, американская делегация оказалась уже на борту АПЛ Chakra. Топ-менеджер одного из предприятий судостроительной отрасли утверждает, что теоретически никакой проблемы появление представителей ВМС США на субмарине не составляет, поскольку без чертежей и технической документации на подлодку (они находятся у российских специалистов) разобраться в ее системах крайне сложно: «Этот вопрос лежит уже в политической плоскости, почему и для чего они это сделали». Другой собеседник “Ъ”, работающий в системе ВТС, называет возмутительным сам факт появления ВМС США на российской подлодке: «Среди них присутствовали хорошо подготовленные технические специалисты, какую-никакую, но информацию для себя они оттуда вынесли».
Отметим, что сейчас Chakra находится на базе вблизи Вишакхапатнама в ожидании ремонта. Около месяца назад, 4 октября, АПЛ попала в аварию, повредив обтекатель носовой антенны гидроакустического комплекса (по данным The Hindu, в обтекателе образовалась пробоина площадью 1,5 м на 1,5 м).
http://bmpd.livejournal.com/

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ С ИНДИЙСКОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ CHAKRA
СКАНДАЛ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ ПО ПОВОДУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ CHAKRA
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

14.11.2017

Новость о допуске американских военных на арендуемую Индией у РФ атомную подводную лодку Chakra является «вбросом». Об этом заявил в понедельник в эфире телеканала «Россия 24″глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев.
«Это вброс по поводу лодки. Мы не будем поддаваться на эти провокации, хотя эта цель и преследуется: поссорить, грубо говоря, сделать так, чтобы переориентация произошла. Это касается и авиационной техники, это касается и многих других видов вооружения», — сказал он.
По словам Шугаева, появление новости о допуске представителей ВМС США на АПЛ связано с борьбой за индийский рынок военной техники и вооружений. «Индийский рынок очень привлекателен. Поэтому сегодня там нас пытаются выдавить всеми правдами и неправдами. Но Индия — это наш стратегический партнер, мы этому следуем и будем следовать дальше», — добавил он.
Ранее газета «Коммерсант» сообщила, что Индия, несмотря на прописанные в договоре условия лизинга, якобы допустила на подводную лодку Chakra представителей ВМС США, которые ознакомились с ее внутренними системами.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

14.11.2017

Сообщения о том, что Индия допустила на борт арендованной у России атомной многоцелевой подводной лодки «Нерпа» проекта 971И (индийское обозначение S72 Chakra) представителей вооруженных сил США, вызвали бурную реакцию, однако, пишет индийский ресурс «The Print», «на самом деле» подводную лодку посетила не американская, а британская команда.
«The Print» стало известно, что несколько недель назад атомную подводную лодку Chakra, которую индийские ВМС взяли в аренду на 10 лет, посетили представители известной британской компании James Fischer Defence с целью изучения совместимости своих подводных спасательных систем с этой подводной лодкой.
В 2016 году Индия заказала у британской компании James Fischer Defence два подводных спасательных аппарата стоимостью 273 млн долл., которые должны быть поставлены к 2018 году. При этом в рамках подписанного соглашения все индийские подводные лодки инспектируются британской командой. По информации источника, несколько недель назад британцы провели осмотр подводной лодки Chakra, в ходе которого сделали ряд замеров, проверили люки и другие системы для интеграции оборудования. Подобные мероприятия, по всей видимости, также коснулись индийской атомной подводной лодки Arihant.
https://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971

Проект 971 АПЛ был начат в июле 1976 года в СПМБМ «Малахит». Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства — многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».
13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».
Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».
Под­вод­ная лод­ка 971-го про­ек­та от­но­сит­ся к двух­кор­пус­но­му ти­пу. Проч­ный кор­пус вы­пол­нен из вы­со­ко­проч­ной ста­ли с пре­де­лом те­ку­че­сти 100 кгс/мм2 и раз­де­лен во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми на 6 оби­тае­мых от­се­ков с рум­пель­ным от­де­ле­ни­ем. Лег­кий кор­пус по­крыт ком­по­зит­ным про­ти­во­ра­дио­ло­ка­ци­он­ным по­кры­ти­ем. Все ос­нов­ное обо­ру­до­ва­ние, глав­ный ко­манд­ный пункт, бое­вые по­сты и руб­ки раз­ме­ще­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ных зо­наль­ных бло­ках, пред­став­ляю­щих со­бой про­стран­ст­вен­ные кар­кас­ные кон­ст­рук­ции с па­лу­ба­ми. Амор­ти­за­ция су­ще­ст­вен­но умень­ша­ет аку­сти­че­ское по­ле ко­раб­ля, а так­же по­зво­ля­ет обезо­па­сить эки­паж и обо­ру­до­ва­ние от ди­на­ми­че­ских пе­ре­гру­зок, воз­ни­каю­щих при под­вод­ных взры­вах.

Ком­по­нов­ка ПЛ:
I от­сек — тор­пед­ный, в его верх­ней по­ло­ви­не рас­по­ло­же­ны ка­зен­ные час­ти тор­пед­ных ап­па­ра­тов и весь бое­за­пас на ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных и до­пол­ни­тель­ных стел­ла­жах. Под гер­ме­тич­ным на­сти­лом, раз­де­ляю­щим верх­нюю и ниж­нюю час­ти от­се­ка, рас­по­ло­же­но по­ме­ще­ние 2-й па­лу­бы, на ко­то­рой ус­та­нов­ле­ны стой­ки ап­па­ра­ту­ры ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния (РЭВ) — в ос­нов­ном гид­ро­аку­сти­ки, сред­ст­ва вен­ти­ля­ции и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния от­се­ка и РЭВ, а так­же ба­та­рей­ные ав­то­ма­ты. Под 2-й па­лу­бой — но­со­вой и кор­мо­вой трю­мы, в се­ре­ди­не — ак­ку­му­ля­тор­ная яма (АЯ), по бор­там цис­тер­ны ТРК. Сред­няя часть 2-й па­лу­бы и АЯ кон­ст­рук­тив­но объ­е­ди­не­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ный блок;
II от­сек — че­ты­рех­па­луб­ный, кон­ст­рук­тив­но пред­став­ля­ет со­бой еди­ный амор­ти­зи­ро­ван­ный блок. На 1-й па­лу­бе рас­по­ло­же­ны глав­ный ко­манд­ный пост, руб­ки, ап­па­ра­ту­ра бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мы (БИ­УС); 2-я и 3-я па­лу­бы за­ня­ты жи­лы­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми и ме­ди­цин­ски­ми по­ме­ще­ния­ми. На 4-й па­лу­бе — стой­ки ап­па­ра­ту­ры РЭВ, сред­ст­ва кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, об­ще­ко­ра­бель­ные сис­те­мы, не ра­бо­таю­щие в ма­ло­шум­ном ре­жи­ме;
III от­сек — вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­ты­рех­па­луб­ный и амор­ти­зи­ро­ван­ный. Две его верх­ние па­лу­бы за­ня­ты руб­ка­ми и ап­па­ра­ту­рой, на ниж­них на­хо­дит­ся раз­лич­ное вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, вклю­чая ком­прес­со­ры сис­те­мы воз­ду­ха вы­со­ко­го дав­ле­ния (ВВД), хо­ло­диль­ные ма­ши­ны, ди­зель-ге­не­ра­тор­ную ус­та­нов­ку, во­до­от­лив­ные и осу­ши­тель­ные на­со­сы, элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли, щи­ты 1-го эше­ло­на элек­тро­энер­ге­ти­че­ской сис­те­мы (ЭЭС). В этом от­се­ке раз­ме­ще­ны все подъ­ем­но-мач­то­вые уст­рой­ст­ва, кро­ме пе­ри­ско­пов;
IV от­сек — ре­ак­тор­ный. Верх­нее по­ме­ще­ние от­де­ле­но от ос­таль­ных проч­ной па­лу­бой с био­ло­ги­че­ской за­щи­той. Под ней на­хо­дит­ся соб­ст­вен­но по­ме­ще­ние па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки (ППУ), раз­де­лен­ное на ап­па­рат­ную и на­сос­ную вы­го­род­ки. В по­след­ней раз­ме­ще­но вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние ППУ и элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли 2-го эше­ло­на ЭЭС. Ме­ха­низ­мы с вра­щаю­щи­ми­ся час­тя­ми ус­та­нов­ле­ны на амор­ти­зи­ро­ван­ных плат­фор­мах. Са­ма ППУ вме­сте с ба­ком сис­те­мы во­дя­ной за­щи­ты (СВЗ) под­ве­ше­на на кон­соль­ных бал­ках, за­де­лан­ных в пе­ре­бор­ки;
V от­сек — тур­бин­ный, прак­ти­че­ски весь от­дан блоч­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ке (ПТУ) с на­ве­шен­ны­ми ав­то­ном­ны­ми тур­бо­ге­не­ра­то­ра­ми и хо­ло­диль­ны­ми ма­ши­на­ми па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ки. Блок ПТУ че­рез амор­ти­за­то­ры сто­ит на про­ме­жу­точ­ной ра­ме, ко­то­рая по тор­цам че­рез вто­рой кас­кад амор­ти­за­то­ров за­кре­п­ля­ет­ся к ме­жот­сеч­ным пе­ре­бор­кам. Внут­ри бло­ка часть ме­ха­низ­мов то­же кре­пит­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных амор­ти­за­то­рах;

VI от­сек — вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­рез не­го про­хо­дит ва­ло­про­вод с глав­ным упор­ным под­шип­ни­ком в но­су и уп­лот­не­ни­ем греб­но­го ва­ла в кор­ме. Двух­па­луб­ная кон­ст­рук­ция от­се­ка яв­ля­ет­ся амор­ти­зи­ро­ван­ной. За этим от­се­ком на­хо­дит­ся рум­пель­ное от­де­ле­ние, в ко­то­ром ме­ж­ду мощ­ным кор­пус­ным на­бо­ром во­круг дейд­вуд­ной тру­бы раз­ме­ще­но пять ру­ле­вых гид­рав­ли­че­ских ма­шин, а так­же рум­пе­ли и кон­цы бал­ле­ров вер­ти­каль­но­го ру­ля, боль­ших и ма­лых кор­мо­вых го­ри­зон­таль­ных ру­лей.
Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка ко­раб­ля вклю­ча­ет один ре­ак­тор во­до­во­дя­но­го ти­па на те­п­ло­вых ней­тро­нах ОК-650М.01 (190 мВт) с че­тырь­мя ти­та­но­вы­ми па­ро­ге­не­ра­то­ра­ми (по два цир­ку­ля­ци­он­ных на­со­са для пер­во­го и чет­вер­то­го кон­ту­ров, три на­со­са третье­го кон­ту­ра) и па­ро­вую од­но­валь­ную блоч­ную па­ро­тур­бин­ную ус­та­нов­ку ОК-9В (на го­лов­ной ПЛ, на пер­вых ПЛ вы­пус­ка за­во­да в Ком­со­моль­ске-на­-Аму­ре — ОК-9М, на ос­таль­ных — ОК-9ВМ) с ши­ро­ким ре­зер­ви­ро­ва­ни­ем со­ста­ва ме­ха­ни­за­ции. Мощ­ность на ва­лу — 50000 л.с.
Элек­тро­энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка со­сто­ит из двух тур­бо­ге­не­ра­то­ров пе­ре­мен­но­го то­ка ОК-2 мощ­но­стью по 3200 кВт, ди­зель-ге­не­ра­то­ров ДГ-300 (поз­же — один АСДГ-800-1 или АСДГ-1000) с об­ра­ти­мы­ми пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми (2х750 л.с.) с за­па­сом то­п­ли­ва на 10 су­ток ра­бо­ты, двух групп ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, раз­ме­щен­ных в 1-м от­се­ке.
Вооружение:
Тор­пе­до-ра­кет­ный ком­плекс АПЛ вклю­ча­ет че­ты­ре тор­пед­ных ап­па­ра­та ка­либ­ром 533 мм и че­ты­ре — 650-мм (сум­мар­ный бое­ком­плект — бо­лее 40 еди­ниц средств по­ра­же­ния, в том чис­ле 28 — ка­либ­ром 533 мм). Он при­спо­соб­лен для стрель­бы кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат», под­вод­ны­ми ра­ке­та­ми и ра­ке­то-тор­пе­да­ми («Шквал», «Во­до­пад» и «Ве­тер»), а так­же тор­пе­да­ми (533-мм ти­па УСЭТ-80 и УГСТ, 650-мм ти­па 65-76) и са­мо­транс­пор­ти­рую­щи­ми­ся ми­на­ми. Кро­ме то­го, лод­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять по­ста­нов­ки обыч­ных мин. Управ­ле­ние стрель­бой кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат» осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­ным ап­па­рат­ным ком­плек­сом.

На­чи­ная с К-391 — 6 533-мм од­но­ра­зо­вых не­пе­ре­за­ря­жае­мых ПУ РЭПС-324 «Шлаг­ба­ум» за­пус­ка средств гид­ро­аку­сти­че­ско­го про­ти­во­дей­ст­вия.
ПЗРК «Стрела-3» или «Иг­ла» — 3 ПУ, 12 ЗУР.
Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс МГК-540 «Скат-3» с циф­ро­вой сис­те­мой об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции име­ет мощ­ную сис­те­му шу­мо­пе­лен­го­ва­ния и гид­ро­ло­ка­ции. В его со­став вхо­дит раз­ви­тая но­со­вая ан­тен­на, две бор­то­вые ан­тен­ны боль­шой про­тя­жен­но­сти, а так­же бук­си­руе­мая про­тя­жен­ная ан­тен­на, раз­ме­щен­ная в кон­тей­не­ре, рас­по­ло­жен­ном на вер­ти­каль­ном опе­ре­нии.
Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ»:
— сис­те­ма спут­ни­ко­вой свя­зи «Цу­на­ми-БМ» с бук­си­руе­мой ан­тен­ной (уст­рой­ст­во К-659 «За­лом» — рас­по­ло­же­на в над­строй­ке за ог­ра­ж­де­ни­ем руб­ки);
— ан­тен­ная сис­те­ма даль­ней свя­зи «Ко­ра»;
— УК­В-ра­дио­стан­ция «Анис»;
— ра­дио­стан­ции Р-790, Р-143, Р-855УМ (3 ком­плек­та), Р-159 (6 ком­плек­тов), из­де­лие П-405, «При­зыв», «При­чал» (3 ком­плек­та), Р-105М.
Ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ» по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять связь по всем ра­дио­се­тям и при­ни­мать сиг­на­лы бое­во­го управ­ле­ния, на­хо­дясь в под­вод­ном по­ло­же­нии.
Со­пря­же­ние РЭВ, ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да за­дач по на­ви­га­ции (на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Сим­фо­ния-У»), це­ле­ука­за­нию и при­ме­не­нию ору­жия воз­ло­же­но на БИ­УС «Ом­ни­бус».

Го­лов­ной ато­мо­ход 971 про­ек­та — К-284 — был за­ло­жен в 1980 г. и всту­пил в строй 30 де­каб­ря 1984 г. Уже в про­цес­се его ис­пы­та­ний бы­ло про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но дос­ти­же­ние ка­че­ст­вен­но бо­лее вы­со­ко­го уров­ня аку­сти­че­ской скрыт­но­сти. Уро­вень шум­но­сти К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4-4,5 раза) ока­зал­ся ни­же шум­но­сти са­мой «ти­хой» оте­че­ст­вен­ной лод­ки пред­ше­ст­вую­ще­го по­ко­ле­ния — 671РТМ.
В 1988 г. бы­ла сда­на и пер­вая под­вод­ная лод­ка про­ек­та 971, по­стро­ен­ная ПО «Сев­маш­пред­прия­тие» (СМП). По ре­зуль­та­там ис­пы­та­ний го­лов­ной и пер­вых се­рий­ных ПЛ вы­хо­дит оче­ред­ное по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва, оп­ре­де­лив­шее по­этап­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик строя­щих­ся ло­док. Им ру­ко­во­дство­ва­лись вплоть до по­след­них по­стро­ен­ных ко­раб­лей. В обес­пе­че­ние вы­пол­не­ния ус­та­нов­лен­ных норм шум­но­сти был вы­пу­щен ряд ре­ше­ний, кон­кре­ти­зи­рую­щих вне­дряе­мые ме­ро­прия­тия. Все это обес­пе­чи­ло су­ще­ст­вен­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ско­го по­ля ПЛ уже с за­ка­зов №515 и 822 (сда­ны в 1990 г.). На этих ПЛ на­ко­нец бы­ли дос­тиг­ну­ты за­ло­жен­ные еще при ут­вер­жде­нии тех­про­ек­та же­ст­кие нор­мы уров­ня аку­сти­че­ско­го по­ля.
С 1991 г. ин­тен­сив­ность по­строй­ки се­рии пе­ре­мес­ти­лась в ПО СМП. При этом на ка­ж­дой по­сле­дую­щей ПЛ вне­дря­лись но­вые тех­ни­че­ские ре­ше­ния, на­прав­лен­ные на по­вы­ше­ние ее бое­вых ка­честв. ПЛ по­строй­ки СМП в этой час­ти да­же опе­ре­жа­ли ПЛ СЗЛК. Так, ПЛ №822 по сво­ей тех­ни­че­ской ос­на­щен­но­сти пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет пя­той лод­ке №515, тре­тья лод­ка №831, по­стро­ен­ная в 1991 г., пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет седь­мой ПЛ №517, по­стро­ен­ной быв­шим СЗЛК, а те­перь АО «Амур­ский су­до­строи­тель­ный за­вод» и пе­ре­дан­ной ВМФ в 1995 г. На этих лод­ках впер­вые ус­та­нов­ле­на но­вая со­вме­щен­ная сис­те­ма ЭХРВ, но­вый ра­дио­ло­ка­ци­он­ный ком­плекс, за­борт­ные ава­рий­ные си­ло­вые се­ти. Бы­ло так­же вне­дре­но еще 34 но­вых ме­ха­низ­ма с ВАХ-80, что обес­пе­чи­ло даль­ней­шее улуч­ше­ние их аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик.
Пер­во­на­чаль­но лод­ки про­ек­та 971 не­сли лишь так­ти­че­ские но­ме­ра. Од­на­ко, 10 ок­тяб­ря 1990 г. вы­шел при­каз глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВМФ В.Н. Чер­на­ви­на о при­свое­нии лод­ке К-317 на­зва­ния «Пан­те­ра». В даль­ней­шем име­на по­лу­чи­ли и дру­гие ато­мо­хо­ды дан­но­го про­ек­та. Пер­вая «се­ве­ро­двин­ская» лод­ка — К-480 — по­лу­чи­ла имя «Барс», вско­ре став­шее на­ри­ца­тель­ным для всех ато­мо­хо­дов про­ек­та 971. В де­каб­ре 1997 г. по хо­да­тай­ст­ву Та­тар­ста­на «Барс» пе­ре­име­но­ва­на в «Ак-Барс».
В серии АПЛ пр.971 с 1984 по 2002 гг. было построено 14 лодок. В конце 2002 г. в составе ВМФ России находилось 9 АПЛ этого проекта (К-152 «Нерпа», К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-295, К-328 «Леопард», К-331 «Нарвал», К-419 «Морж», К-461 «Волк», К-335 «Гепард»). Остальные АПЛ пр.971 состояли в резерве и на консервации, несколько – в стадии строительства.


Продольный разрез модернизированной АПЛ проекта 971 (типа АПЛ «Гепард») из каталога «Малахит»-подводным силам России»

Подводная лодка «Нерпа» была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас завод носит название ОАО «Амурский судостроительный завод») в 1991 году. Затем строительство было заморожено из-за недостатка средств у российского Военно-морского флота. В 2006 г АПЛ «Нерпа» была успешна спущена на воду.
8 ноября 2008 года во время очередного этапа госприемки АПЛ «Нерпа» вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб, вечером в первом и втором отсеках АПЛ несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате 20 человек погибло.

В декабре 2011 года российская и индийская стороны подписали акт приема-передачи атомной подводной лодки «Нерпа» в аренду ВМС Индии сроком на 10 лет. Технические документы о полном завершении цикла испытаний АПЛ были подписаны в декабре 2011 года. Индийские власти тогда выразили удовлетворение ходом испытательных работ и заявили о готовности принять лодку на вооружение.
23 января 2012 г. в 11.30 по местному времени чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Аджай Малхотра прошел по пирсу в приморском городе Большой Камень вдоль почетного караула Тихоокеанского флота и строя индийских моряков. После исполнения гимнов двух стран с рубки субмарины сняли ткань, под которой скрывалось новое название, а над лодкой подняли флаг ВМС Индии.
Так российская «Нерпа» стала «Чакрой» — завершился двухлетний процесс передачи АПЛ в лизинг индийской стороне. Новое имя субмарина будет носить 10 лет, стоимость контракта — более 900 миллионов долларов.
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», переданная Индии в аренду сроком на десять лет, 4 апреля 2012 года официально вошла в состав индийских ВМС, церемония состоялась на базе ВМС Индии Вишакхапатнам в штате Андхра-Прадеш и корабль получил имя «Чакра»
В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

СЕРИЯ
• K-284 Пума построен/спущен в 1985г.
• K-263 Дельфин построен/спущен в 1986г.
• K-322 Кашалот построен/спущен в 1987г.
• K-480 Барс построен/спущен в 1988г.
• K-391 Кит построен/спущен в 1989г.
• K-317 Пантера построен/спущен в 1990г.
• K-331 Нарвал построен/спущен в 1990г.
• K-157 Вепрь построен/спущен в 1995г.13.07.1990 г. 25.11.1995 г. подписан приемный акт 30.11.1995 г. поднят Андреевский Военно-морской флаг
• К-335 Гепард построен/спущен в 2001г.
• К-419 Морж построен/спущен в 1992г. Приказом ГК ВМФ от 27.02.1998 г. присвоено наименование «Кузбасс»
• К-267 Дракон построен/спущен в 1996г.
• К-152 Нерпа построен/спущен в 2002г.
• К-461 Волк построен/спущен в 1992г.
• К-328 Леопард построен/спущен в 1993г.
• К-154 Тигр построен/спущен в 1994г.
• К-337 Кагуар построен/спущен в 2001г.
• К-333 Рысь построен/спущен в 2001г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• надводное 8140 т
• подводное 12 770 т,
Максимальная скорость — 30 узлов,
Максимальная глубина погружения — 600 м,
Автономность — 100 суток,
Экипаж — 73 человека.

ВООРУЖЕНИЕ:

4х533-мм ТА, 4х650-мм ТА,
до 40 ед., ПЛУР «Водопад», КРМБ «Гранат», ПКР «Бирюза»
Радиоэлектронное:
– БИУС «Омнибус»
– НК «Симфония»
– КСС «Молния-МЦ»
– система СС «Цунами -БМ»
– ГАК «Скат-3» (МГК-540) [начиная с К-461 и К-267]
– РАК «Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) -ТК МТК-110
– перископ ТК «Сигнал-3»
– командирский перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Источники: bastion-karpenko.narod.ru, www.deepstorm.ru, www.glossword.info, russianarms.mybb.ru и др.

АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971. НОВОСТИ 2011 — 2014

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971М
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap