12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971

NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE OF THE PROJECT 971

18.03.2018

Российские атомные подводные лодки в ходе выполнили задание и смогли незаметно приблизиться к побережью Соединённых Штатов. Об этом рассказал офицер ВМФ РФ.
«Это наша задача — прийти и уйти незамеченными», — заявил командир дивизии атомоходов Сергей Старшинов в эфире программы «Военная приёмка» на ТК «Звезда».
«Да, действительно, была поставлена задача нашим подводным лодкам занять позиции в районе военно-морских баз США. Данная задача была выполнена. Подводные лодки обозначили себя в данных районах океана, и, успешно выполнив поставленную задачу, вернулись на базу», — сказал капитан первого ранга, не уточнив время проведения этих учений.
Сайт «Звезды» в анонсе передачи «Военная приемка» сообщил, что речь идёт о субмаринах проекта 971 «Щука-Б».
Начальник штаба дивизии подводных лодок Павел Булгаков ответил на вопрос корреспондента, могли ли наши подводники посмотреть в перископ на американскую статую Свободы (эта колоссальная скульптура расположена на острове Свободы в 3 км к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен, Нью-Йорк, США).
«Навряд ли это смогли бы, но было достаточно близко», — спокойно сказал морской офицер.
Капитана первого ранга уточнил, что отечественные субмарины находились в нейтральных водах.
«Я отвечу уклончиво. Это было недалеко от военно-морской базы США», — заявил Павел Булгаков в интервью на фоне атомных подлодок Северного флота России «Пантера» и «Тигр» (проект 971 «Щука-Б»).
rusvesna.su

В КАЛИНИНГРАДЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА
АДМИРАЛ НИКОЛАЙ ЕВМЕНОВ ПОЗДРАВИЛ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

02.08.2018

В рамках плановых мероприятий боевой подготовки атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Кузбасс» провела в Охотском море учение по атаке отряда боевых кораблей условного противника одиночной субмариной.
В одном из морских полигонов корабельная противолодочная ударная группа при поддержке противолодочного самолёта Ил-38 морской авиации флота осуществляла поиск субмарины. «Кузбассу» удалось избежать обнаружения, приблизиться к кораблям условного противника на оптимальную для атаки дистанцию и выполнить торпедную стрельбу. После успешно проведенной атаки подлодка скрытно покинула район и продолжила выполнение задач по предназначению.
29 июля АПЛ «Кузбасс» на рейде Петропавловска-Камчатского принимала участие в параде кораблей в честь Дня Военно-Морского Флота России.
Пресс-служба Восточного военного округа


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971

Проект 971 АПЛ был начат в июле 1976 года в СПМБМ «Малахит». Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства — многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».
13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».
Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».
Под­вод­ная лод­ка 971-го про­ек­та от­но­сит­ся к двух­кор­пус­но­му ти­пу. Проч­ный кор­пус вы­пол­нен из вы­со­ко­проч­ной ста­ли с пре­де­лом те­ку­че­сти 100 кгс/мм2 и раз­де­лен во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми на 6 оби­тае­мых от­се­ков с рум­пель­ным от­де­ле­ни­ем. Лег­кий кор­пус по­крыт ком­по­зит­ным про­ти­во­ра­дио­ло­ка­ци­он­ным по­кры­ти­ем. Все ос­нов­ное обо­ру­до­ва­ние, глав­ный ко­манд­ный пункт, бое­вые по­сты и руб­ки раз­ме­ще­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ных зо­наль­ных бло­ках, пред­став­ляю­щих со­бой про­стран­ст­вен­ные кар­кас­ные кон­ст­рук­ции с па­лу­ба­ми. Амор­ти­за­ция су­ще­ст­вен­но умень­ша­ет аку­сти­че­ское по­ле ко­раб­ля, а так­же по­зво­ля­ет обезо­па­сить эки­паж и обо­ру­до­ва­ние от ди­на­ми­че­ских пе­ре­гру­зок, воз­ни­каю­щих при под­вод­ных взры­вах.

Ком­по­нов­ка ПЛ:
I от­сек — тор­пед­ный, в его верх­ней по­ло­ви­не рас­по­ло­же­ны ка­зен­ные час­ти тор­пед­ных ап­па­ра­тов и весь бое­за­пас на ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных и до­пол­ни­тель­ных стел­ла­жах. Под гер­ме­тич­ным на­сти­лом, раз­де­ляю­щим верх­нюю и ниж­нюю час­ти от­се­ка, рас­по­ло­же­но по­ме­ще­ние 2-й па­лу­бы, на ко­то­рой ус­та­нов­ле­ны стой­ки ап­па­ра­ту­ры ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния (РЭВ) — в ос­нов­ном гид­ро­аку­сти­ки, сред­ст­ва вен­ти­ля­ции и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния от­се­ка и РЭВ, а так­же ба­та­рей­ные ав­то­ма­ты. Под 2-й па­лу­бой — но­со­вой и кор­мо­вой трю­мы, в се­ре­ди­не — ак­ку­му­ля­тор­ная яма (АЯ), по бор­там цис­тер­ны ТРК. Сред­няя часть 2-й па­лу­бы и АЯ кон­ст­рук­тив­но объ­е­ди­не­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ный блок;
II от­сек — че­ты­рех­па­луб­ный, кон­ст­рук­тив­но пред­став­ля­ет со­бой еди­ный амор­ти­зи­ро­ван­ный блок. На 1-й па­лу­бе рас­по­ло­же­ны глав­ный ко­манд­ный пост, руб­ки, ап­па­ра­ту­ра бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мы (БИ­УС); 2-я и 3-я па­лу­бы за­ня­ты жи­лы­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми и ме­ди­цин­ски­ми по­ме­ще­ния­ми. На 4-й па­лу­бе — стой­ки ап­па­ра­ту­ры РЭВ, сред­ст­ва кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, об­ще­ко­ра­бель­ные сис­те­мы, не ра­бо­таю­щие в ма­ло­шум­ном ре­жи­ме;
III от­сек — вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­ты­рех­па­луб­ный и амор­ти­зи­ро­ван­ный. Две его верх­ние па­лу­бы за­ня­ты руб­ка­ми и ап­па­ра­ту­рой, на ниж­них на­хо­дит­ся раз­лич­ное вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, вклю­чая ком­прес­со­ры сис­те­мы воз­ду­ха вы­со­ко­го дав­ле­ния (ВВД), хо­ло­диль­ные ма­ши­ны, ди­зель-ге­не­ра­тор­ную ус­та­нов­ку, во­до­от­лив­ные и осу­ши­тель­ные на­со­сы, элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли, щи­ты 1-го эше­ло­на элек­тро­энер­ге­ти­че­ской сис­те­мы (ЭЭС). В этом от­се­ке раз­ме­ще­ны все подъ­ем­но-мач­то­вые уст­рой­ст­ва, кро­ме пе­ри­ско­пов;
IV от­сек — ре­ак­тор­ный. Верх­нее по­ме­ще­ние от­де­ле­но от ос­таль­ных проч­ной па­лу­бой с био­ло­ги­че­ской за­щи­той. Под ней на­хо­дит­ся соб­ст­вен­но по­ме­ще­ние па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки (ППУ), раз­де­лен­ное на ап­па­рат­ную и на­сос­ную вы­го­род­ки. В по­след­ней раз­ме­ще­но вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние ППУ и элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли 2-го эше­ло­на ЭЭС. Ме­ха­низ­мы с вра­щаю­щи­ми­ся час­тя­ми ус­та­нов­ле­ны на амор­ти­зи­ро­ван­ных плат­фор­мах. Са­ма ППУ вме­сте с ба­ком сис­те­мы во­дя­ной за­щи­ты (СВЗ) под­ве­ше­на на кон­соль­ных бал­ках, за­де­лан­ных в пе­ре­бор­ки;
V от­сек — тур­бин­ный, прак­ти­че­ски весь от­дан блоч­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ке (ПТУ) с на­ве­шен­ны­ми ав­то­ном­ны­ми тур­бо­ге­не­ра­то­ра­ми и хо­ло­диль­ны­ми ма­ши­на­ми па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ки. Блок ПТУ че­рез амор­ти­за­то­ры сто­ит на про­ме­жу­точ­ной ра­ме, ко­то­рая по тор­цам че­рез вто­рой кас­кад амор­ти­за­то­ров за­кре­п­ля­ет­ся к ме­жот­сеч­ным пе­ре­бор­кам. Внут­ри бло­ка часть ме­ха­низ­мов то­же кре­пит­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных амор­ти­за­то­рах;

VI от­сек — вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­рез не­го про­хо­дит ва­ло­про­вод с глав­ным упор­ным под­шип­ни­ком в но­су и уп­лот­не­ни­ем греб­но­го ва­ла в кор­ме. Двух­па­луб­ная кон­ст­рук­ция от­се­ка яв­ля­ет­ся амор­ти­зи­ро­ван­ной. За этим от­се­ком на­хо­дит­ся рум­пель­ное от­де­ле­ние, в ко­то­ром ме­ж­ду мощ­ным кор­пус­ным на­бо­ром во­круг дейд­вуд­ной тру­бы раз­ме­ще­но пять ру­ле­вых гид­рав­ли­че­ских ма­шин, а так­же рум­пе­ли и кон­цы бал­ле­ров вер­ти­каль­но­го ру­ля, боль­ших и ма­лых кор­мо­вых го­ри­зон­таль­ных ру­лей.
Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка ко­раб­ля вклю­ча­ет один ре­ак­тор во­до­во­дя­но­го ти­па на те­п­ло­вых ней­тро­нах ОК-650М.01 (190 мВт) с че­тырь­мя ти­та­но­вы­ми па­ро­ге­не­ра­то­ра­ми (по два цир­ку­ля­ци­он­ных на­со­са для пер­во­го и чет­вер­то­го кон­ту­ров, три на­со­са третье­го кон­ту­ра) и па­ро­вую од­но­валь­ную блоч­ную па­ро­тур­бин­ную ус­та­нов­ку ОК-9В (на го­лов­ной ПЛ, на пер­вых ПЛ вы­пус­ка за­во­да в Ком­со­моль­ске-на­-Аму­ре — ОК-9М, на ос­таль­ных — ОК-9ВМ) с ши­ро­ким ре­зер­ви­ро­ва­ни­ем со­ста­ва ме­ха­ни­за­ции. Мощ­ность на ва­лу — 50000 л.с.
Элек­тро­энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка со­сто­ит из двух тур­бо­ге­не­ра­то­ров пе­ре­мен­но­го то­ка ОК-2 мощ­но­стью по 3200 кВт, ди­зель-ге­не­ра­то­ров ДГ-300 (поз­же — один АСДГ-800-1 или АСДГ-1000) с об­ра­ти­мы­ми пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми (2х750 л.с.) с за­па­сом то­п­ли­ва на 10 су­ток ра­бо­ты, двух групп ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, раз­ме­щен­ных в 1-м от­се­ке.
Вооружение:
Тор­пе­до-ра­кет­ный ком­плекс АПЛ вклю­ча­ет че­ты­ре тор­пед­ных ап­па­ра­та ка­либ­ром 533 мм и че­ты­ре — 650-мм (сум­мар­ный бое­ком­плект — бо­лее 40 еди­ниц средств по­ра­же­ния, в том чис­ле 28 — ка­либ­ром 533 мм). Он при­спо­соб­лен для стрель­бы кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат», под­вод­ны­ми ра­ке­та­ми и ра­ке­то-тор­пе­да­ми («Шквал», «Во­до­пад» и «Ве­тер»), а так­же тор­пе­да­ми (533-мм ти­па УСЭТ-80 и УГСТ, 650-мм ти­па 65-76) и са­мо­транс­пор­ти­рую­щи­ми­ся ми­на­ми. Кро­ме то­го, лод­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять по­ста­нов­ки обыч­ных мин. Управ­ле­ние стрель­бой кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат» осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­ным ап­па­рат­ным ком­плек­сом.

На­чи­ная с К-391 — 6 533-мм од­но­ра­зо­вых не­пе­ре­за­ря­жае­мых ПУ РЭПС-324 «Шлаг­ба­ум» за­пус­ка средств гид­ро­аку­сти­че­ско­го про­ти­во­дей­ст­вия.
ПЗРК «Стрела-3» или «Иг­ла» — 3 ПУ, 12 ЗУР.
Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс МГК-540 «Скат-3» с циф­ро­вой сис­те­мой об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции име­ет мощ­ную сис­те­му шу­мо­пе­лен­го­ва­ния и гид­ро­ло­ка­ции. В его со­став вхо­дит раз­ви­тая но­со­вая ан­тен­на, две бор­то­вые ан­тен­ны боль­шой про­тя­жен­но­сти, а так­же бук­си­руе­мая про­тя­жен­ная ан­тен­на, раз­ме­щен­ная в кон­тей­не­ре, рас­по­ло­жен­ном на вер­ти­каль­ном опе­ре­нии.
Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ»:
— сис­те­ма спут­ни­ко­вой свя­зи «Цу­на­ми-БМ» с бук­си­руе­мой ан­тен­ной (уст­рой­ст­во К-659 «За­лом» — рас­по­ло­же­на в над­строй­ке за ог­ра­ж­де­ни­ем руб­ки);
— ан­тен­ная сис­те­ма даль­ней свя­зи «Ко­ра»;
— УК­В-ра­дио­стан­ция «Анис»;
— ра­дио­стан­ции Р-790, Р-143, Р-855УМ (3 ком­плек­та), Р-159 (6 ком­плек­тов), из­де­лие П-405, «При­зыв», «При­чал» (3 ком­плек­та), Р-105М.
Ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ» по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять связь по всем ра­дио­се­тям и при­ни­мать сиг­на­лы бое­во­го управ­ле­ния, на­хо­дясь в под­вод­ном по­ло­же­нии.
Со­пря­же­ние РЭВ, ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да за­дач по на­ви­га­ции (на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Сим­фо­ния-У»), це­ле­ука­за­нию и при­ме­не­нию ору­жия воз­ло­же­но на БИ­УС «Ом­ни­бус».

Го­лов­ной ато­мо­ход 971 про­ек­та — К-284 — был за­ло­жен в 1980 г. и всту­пил в строй 30 де­каб­ря 1984 г. Уже в про­цес­се его ис­пы­та­ний бы­ло про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но дос­ти­же­ние ка­че­ст­вен­но бо­лее вы­со­ко­го уров­ня аку­сти­че­ской скрыт­но­сти. Уро­вень шум­но­сти К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4-4,5 раза) ока­зал­ся ни­же шум­но­сти са­мой «ти­хой» оте­че­ст­вен­ной лод­ки пред­ше­ст­вую­ще­го по­ко­ле­ния — 671РТМ.
В 1988 г. бы­ла сда­на и пер­вая под­вод­ная лод­ка про­ек­та 971, по­стро­ен­ная ПО «Сев­маш­пред­прия­тие» (СМП). По ре­зуль­та­там ис­пы­та­ний го­лов­ной и пер­вых се­рий­ных ПЛ вы­хо­дит оче­ред­ное по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва, оп­ре­де­лив­шее по­этап­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик строя­щих­ся ло­док. Им ру­ко­во­дство­ва­лись вплоть до по­след­них по­стро­ен­ных ко­раб­лей. В обес­пе­че­ние вы­пол­не­ния ус­та­нов­лен­ных норм шум­но­сти был вы­пу­щен ряд ре­ше­ний, кон­кре­ти­зи­рую­щих вне­дряе­мые ме­ро­прия­тия. Все это обес­пе­чи­ло су­ще­ст­вен­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ско­го по­ля ПЛ уже с за­ка­зов №515 и 822 (сда­ны в 1990 г.). На этих ПЛ на­ко­нец бы­ли дос­тиг­ну­ты за­ло­жен­ные еще при ут­вер­жде­нии тех­про­ек­та же­ст­кие нор­мы уров­ня аку­сти­че­ско­го по­ля.
С 1991 г. ин­тен­сив­ность по­строй­ки се­рии пе­ре­мес­ти­лась в ПО СМП. При этом на ка­ж­дой по­сле­дую­щей ПЛ вне­дря­лись но­вые тех­ни­че­ские ре­ше­ния, на­прав­лен­ные на по­вы­ше­ние ее бое­вых ка­честв. ПЛ по­строй­ки СМП в этой час­ти да­же опе­ре­жа­ли ПЛ СЗЛК. Так, ПЛ №822 по сво­ей тех­ни­че­ской ос­на­щен­но­сти пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет пя­той лод­ке №515, тре­тья лод­ка №831, по­стро­ен­ная в 1991 г., пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет седь­мой ПЛ №517, по­стро­ен­ной быв­шим СЗЛК, а те­перь АО «Амур­ский су­до­строи­тель­ный за­вод» и пе­ре­дан­ной ВМФ в 1995 г. На этих лод­ках впер­вые ус­та­нов­ле­на но­вая со­вме­щен­ная сис­те­ма ЭХРВ, но­вый ра­дио­ло­ка­ци­он­ный ком­плекс, за­борт­ные ава­рий­ные си­ло­вые се­ти. Бы­ло так­же вне­дре­но еще 34 но­вых ме­ха­низ­ма с ВАХ-80, что обес­пе­чи­ло даль­ней­шее улуч­ше­ние их аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик.
Пер­во­на­чаль­но лод­ки про­ек­та 971 не­сли лишь так­ти­че­ские но­ме­ра. Од­на­ко, 10 ок­тяб­ря 1990 г. вы­шел при­каз глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВМФ В.Н. Чер­на­ви­на о при­свое­нии лод­ке К-317 на­зва­ния «Пан­те­ра». В даль­ней­шем име­на по­лу­чи­ли и дру­гие ато­мо­хо­ды дан­но­го про­ек­та. Пер­вая «се­ве­ро­двин­ская» лод­ка — К-480 — по­лу­чи­ла имя «Барс», вско­ре став­шее на­ри­ца­тель­ным для всех ато­мо­хо­дов про­ек­та 971. В де­каб­ре 1997 г. по хо­да­тай­ст­ву Та­тар­ста­на «Барс» пе­ре­име­но­ва­на в «Ак-Барс».
В серии АПЛ пр.971 с 1984 по 2002 гг. было построено 14 лодок. В конце 2002 г. в составе ВМФ России находилось 9 АПЛ этого проекта (К-152 «Нерпа», К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-295, К-328 «Леопард», К-331 «Нарвал», К-419 «Морж», К-461 «Волк», К-335 «Гепард»). Остальные АПЛ пр.971 состояли в резерве и на консервации, несколько – в стадии строительства.


Продольный разрез модернизированной АПЛ проекта 971 (типа АПЛ «Гепард») из каталога «Малахит»-подводным силам России»

Подводная лодка «Нерпа» была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас завод носит название ОАО «Амурский судостроительный завод») в 1991 году. Затем строительство было заморожено из-за недостатка средств у российского Военно-морского флота. В 2006 г АПЛ «Нерпа» была успешна спущена на воду.
8 ноября 2008 года во время очередного этапа госприемки АПЛ «Нерпа» вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб, вечером в первом и втором отсеках АПЛ несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате 20 человек погибло.

В декабре 2011 года российская и индийская стороны подписали акт приема-передачи атомной подводной лодки «Нерпа» в аренду ВМС Индии сроком на 10 лет. Технические документы о полном завершении цикла испытаний АПЛ были подписаны в декабре 2011 года. Индийские власти тогда выразили удовлетворение ходом испытательных работ и заявили о готовности принять лодку на вооружение.
23 января 2012 г. в 11.30 по местному времени чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Аджай Малхотра прошел по пирсу в приморском городе Большой Камень вдоль почетного караула Тихоокеанского флота и строя индийских моряков. После исполнения гимнов двух стран с рубки субмарины сняли ткань, под которой скрывалось новое название, а над лодкой подняли флаг ВМС Индии.
Так российская «Нерпа» стала «Чакрой» — завершился двухлетний процесс передачи АПЛ в лизинг индийской стороне. Новое имя субмарина будет носить 10 лет, стоимость контракта — более 900 миллионов долларов.
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», переданная Индии в аренду сроком на десять лет, 4 апреля 2012 года официально вошла в состав индийских ВМС, церемония состоялась на базе ВМС Индии Вишакхапатнам в штате Андхра-Прадеш и корабль получил имя «Чакра»
В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

СЕРИЯ
• K-284 Пума построен/спущен в 1985г.
• K-263 Дельфин построен/спущен в 1986г.
• K-322 Кашалот построен/спущен в 1987г.
• K-480 Барс построен/спущен в 1988г.
• K-391 Кит построен/спущен в 1989г.
• K-317 Пантера построен/спущен в 1990г.
• K-331 Нарвал построен/спущен в 1990г.
• K-157 Вепрь построен/спущен в 1995г.13.07.1990 г. 25.11.1995 г. подписан приемный акт 30.11.1995 г. поднят Андреевский Военно-морской флаг
• К-335 Гепард построен/спущен в 2001г.
• К-419 Морж построен/спущен в 1992г. Приказом ГК ВМФ от 27.02.1998 г. присвоено наименование «Кузбасс»
• К-267 Дракон построен/спущен в 1996г.
• К-152 Нерпа построен/спущен в 2002г.
• К-461 Волк построен/спущен в 1992г.
• К-328 Леопард построен/спущен в 1993г.
• К-154 Тигр построен/спущен в 1994г.
• К-337 Кагуар построен/спущен в 2001г.
• К-333 Рысь построен/спущен в 2001г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• надводное 8140 т
• подводное 12 770 т,
Максимальная скорость — 30 узлов,
Максимальная глубина погружения — 600 м,
Автономность — 100 суток,
Экипаж — 73 человека.

ВООРУЖЕНИЕ:

4х533-мм ТА, 4х650-мм ТА,
до 40 ед., ПЛУР «Водопад», КРМБ «Гранат», ПКР «Бирюза»
Радиоэлектронное:
– БИУС «Омнибус»
– НК «Симфония»
– КСС «Молния-МЦ»
– система СС «Цунами -БМ»
– ГАК «Скат-3» (МГК-540) [начиная с К-461 и К-267]
– РАК «Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) -ТК МТК-110
– перископ ТК «Сигнал-3»
– командирский перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Источники: bastion-karpenko.narod.ru, www.deepstorm.ru, www.glossword.info, russianarms.mybb.ru и др.

АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971. НОВОСТИ 2015 — 2017
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971. НОВОСТИ 2011 — 2014

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971М
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap