ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ». THE PROJECT 956 DESTROYERS «SARUCH»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»
THE PROJECT 956 DESTROYERS «SARUCH»

06.02.2019

Эсминец «Настойчивый» в 2019 году ожидает плановый ремонт. В этом году на корабле Балтийского флота заменят двигательную установку и отремонтируют ряд систем жизнеобеспечения
Работами займутся специалисты 33-го судоремонтного завода, с которым заключен государственный контракт на ремонт и сервисное обслуживание кораблей Балтийского флота. Также в ходе планового докования эсминца будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы, других корпусных устройств систем и механизмов корабля.
Минобороны России

21.06.2019

Минобороны объявило тендер на утилизацию не менее трёх эсминцев проекта 956 «Сарыч» и нескольких дизельных подлодок, следует из материалов портала госзакупок.
На портале размещён тендер с несколькими лотами. Согласно одному из них, утилизированы должны быть несколько эсминцев проекта 956, и дизельных подлодок проекта 877. Также в тендере содержался отдельные лоты на утилизацию эсминца проекта 956, подлодки проекта 641 и Большого противолодочного корабля проекта 1134Б.
Работы должны быть выполнены в 2019-2020 годах, их стоимость составит 516 млн руб.
В документации тендера не уточняется, о каких именно кораблях и подлодках идёт речь, однако осенью 2017 года министерство обороны уже объявляло тендер на утилизацию двух эсминцев проекта 956 под заводскими номерами 870 и 874. Согласно этому тендеру, утилизация должна была завершиться до 10 ноября 2018.
В тендере также не указывается, о какой подлодке проекта 641 идёт речь. Известно, что после присоединения Крыма к России российским военным перешла украинская подлодка «Запорожье», относящаяся к этому проекту. Ранее озвучивались планы по переоборудованию подлодки в музей.
ИНТЕРФАКС

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»

Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоритически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США). Проектирование осуществлялось с Северным ПКБ в Ленинграде, главный конструктор И.И.Рубис, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем – кап. 2 ранга В.Г.Басов.
Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и Северным ПКБ, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч».
Военно-морской флот в 1971 году выдал ТТЗ на разработку ракетно-артиллерийского корабля проекта 956 «Сарыч» с полным водоизмещением в 5000 т. Им предполагалось заменить морально и физически устаревшие эскадренные миноносцы проектов 56 и 30бис. Проект нового эсминца разрабатывался Северным ПКБ (главный конструктор В.Ф.Аникиев, с 1975 г. – И.И.Рубис), за время проектных работ и военно-экономических исследований ТТХ корабля были оптимизированы, и его первоначальный облик существенно изменился. В результате полное водоизмещение возросло до 7940 т.
Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта.
Процесс проектирования корабля оказался очень сложным. Так в процессе проектирования начало меняться целевое назначение корабля. Значительное воздействие на него оказала программа создания в США нового поколения эсминцев типа «Spruance» — первых многоцелевых кораблей ВМС США. Так кроме артиллерийского вооружения состоящего из двух 130-мм АК-130 было значительно усилено ПВО, принят ЗРК «Ураган» вместо планируемого вначале ЗРК СО и УРО, вместо ПКР П-15М принят новый комплекс ПКР «Москит». Однако выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО было невозможно из-за огромных размеров нового ГАК «Полином» и отсутствия на корабле всяких резервов, которые были израсходованы ранее на мощное артиллерийское вооружение и ЗРК «Ураган». По артиллерии и ЗРК проект 956, безусловно, превосходил ЭМ «Spruance». Единственно, что удалось, это установить два РБУ-1000, два 2-х трубных 533-мм торпедных аппарата и ВПП со сдвижным ангаром для временного базирования вертолета КА-27, разместить небольшую ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбе. Иными словами ПЛО обеспечивали только самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.
Учитывая это обстоятельство, было принято решение о создании системы из двух кораблей: корабля УРО и ПВО проекта 956 и специализированного корабля ПЛО, создаваемого в развитие БПК проекта 1135, получившего номер проекта 1155. По сути, планировались совместные действия в составе соединений и групп ЭМ проекта 956 и БПК проекта 1155. Предполагалось построить 50 кораблей обоих проектов.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов — их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.
По конструкции корпуса корабль имеет полубачную архитектуру с симметричным размещением артиллерии и ЗРК. Имея мощное ударное вооружение, эсминец пр.956 был оснащен средствами ПЛО, обеспечивающими лишь защиту от подводных лодок. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО — пр.956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.

Для решения поставленных задач ВМФ эсминец имеет восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» (разработчик МКБ «Радуга», гл. конструктор А.Я.Березняк, И.С.Селезнев, дальность до 120 км) сначала на корабль прорабатывался комплекс «Термит»), зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (разработчик НПО «Альтаир», гл. конструктор Г.Н.Волгин, дальность до 25 км), две спаренные 130-мм башенные автоматические артиллерийские установки АК-130 (разработчик КБ «Арсенал», гл. конструктор Е.И.Малишевский, дальность 23 км, скорострельность до 86 выстрелов в минуту), четыре 30-мм высокоскоростные артустановки АК-630 (разработчик КБП, дальность до 5 км, скорострельность до 5000 выстрелов в минуту), два двухтрубных торпедных аппарата и две реактивные бомбометные установки РБУ-1000. Кроме этого на корабле есть несколько радиолокационных станций различного назначения, гидроакустическое вооружение, система радиотехнической разведки и активные, пассивные средства радиоэлектронного противодействия. Корабль может принимать на борт вертолет типа Ка-27, для этого у него есть вертолетная площадка и сдвижное укрытие — ангар. Постоянное базирование вертолета на эсминце не предусмотрено.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) для корабля была выбрана котлотурбинная установка, имеющая четыре высоконапорных котла и два турбозубчатых агрегата мощностью по 50000 л.с. ГЭУ имеет эшелонированную систему размещения в двух автономных машинно-котельных отделениях. Она обеспечивает кораблю скорость полного хода до 32 узлов и дальность плавания до 5000 миль при 18-узловом ходе.
Корабль оснащен средствами приема в море на ходу жидких и твердых грузов. Все жилые и служебные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Водоизмещение; полное 7940, стандартное 6500 т; длина 156,37 м, ширина 17,19 м, осадка 7,79 м. Мощность ПТУ 2×49 750 л.с.; скорость хода: максимальная 33,4, экономическая 18,4 уз. дальность плавания экономическим ходом 5340 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК “Москит” (8 ракет), 2 ПУ ЗРК “Ураган” (48 ракет), 2х2 130-мм А-218 и 4х6 30-мм орудия АК-630М орудия, 2х2 533 ТА, 2 РБУ-1000 (48 РГБ-10), 1 вертолет Ка-27.

Первоначально эскадренные миноносцы (ЭМ) типа «Современный» (проект 956) строились для советского ВМФ, они были предназначены для уничтожения сил флота противника в море. Корабли могли обеспечивать огневую поддержку боевых действий сухопутных войск на приморских направлениях и при проведении десантных операций, на них возлагалась защита морских коммуникаций, а так же противовоздушная и противокатерная оборона корабельных соединений и судов на переходе морем.
Строительство серии эсминцев проекта 956 осуществлял завод им. А.А.Жданова (сегодня – «Северная верфь»). Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. Головной корабль «Современный» был заложен 3 марта 1976 года, спущен на воду 18 ноября 1978 года и введен в строй 25 декабря 1980 года.
В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли в состав ВМФ СССР/России.
В процессе серийного строительства в проект постоянно вносились изменения, были усовершенствованы боевые и технические средства. Всего до конца 1993 года было построено 17 однотипных кораблей, некоторое количество заложенных эсминцев этого проекта не достроили.

Всего на верфях было заложено и постороено 18 кораблей этого типа, а именно: «Современный» (1981), «Отличный» (1983), «Безупречный» (1985), «Боевой» (1986), «Стойкий» (1986), «Окрыленный» (1987), «Бурный» (1988), «Гремящий» (1988), «Быстрый» (1989), «Расторопный» (1989), «Безбоязненный» (1990), «Безудержный» (1991), «Беспокойный» (1993), «Настойчивый» (1993), «Бесстрашный» (1994), «Екатеринбург» (1998), «Александр Невский» (1999), «Вечный» (1999). На закате советского ВМФ эсминцы типа «Современный» были одними из самых многочисленных надводных кораблей флота.
2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.
Еще во время серийного строительства эсминцев типа «Современный» для отечественного ВМФ были подготовлены предложения по его модернизации. Первые варианты модернизации эсминцев проекта 956 были предприняты в 1981-1982 гг., тогда рассматривались различные варианты главных энергетических установок, включая установку на корабле газотурбинной установки, вместо котлотурбинной. В этих вариантах водоизмещение корабля было от 8000 т. до 14000 т. тогда же были проработаны различные варианты вооружения эсминца, позволяющие стать ему многоцелевым кораблем. Все это свидетельствует о том, что корабли проекта 956 обладают хорошими модернизационными возможностями.

В конце 1980-х гг. Северным ПКБ был разработан проект 956У с усиленным составом вооружения в нескольких вариантах. По одному из них вместо ракет «Москит» в наклонных пусковых установках СМ-403 размещали 16 ударных ракет комплекса типа «Яхонт» или «Калибр-Э». Второй вариант предусматривал в дополнение к наклонным ПУ размещение вертикальных пусковых установок 3С-14 с 16 такими же ракетами вместо кормовой 130-мм артустановки. Третьим вариантом задавалась установка только вертикальных ПУ на 24 ракеты. Вместо снимаемых РБУ-1000 и 30-мм артустановок на всех вариантах размещался ЗРАК «Кортик», одновременно была проработана дополнительная кормовая мачта со второй РЛС типа «Фрегат».
В октябре 1990 года даже было принято правительственное решение о строительстве кораблей проекта 956 с усиленным составом вооружения, и были утверждены его основные элементы. После 1993 года был проработан вариант эсминца типа «Современный» с размещением на нем газотурбинной установки, полноценного ангара для постоянного базирования вертолета Ка-27 и новой 130-мм одноорудийной артустановки.
Во время «перестройки», последующим распадом СССР и образованием суверенного государства Российская Федерация возникли предложения о поставки корабля в зарубежные страны, одной из первых рассматривался Китай (первый экспортный вариант корабля был проработан в конце 1970-х гг. для Польши). Уже в первых предложения для поставки эсминца «Современный» на экспорт предусматривались варианты изменения состава вооружения и технических средств корабля, что могло по замыслам разработчика повысить его боевые возможности.
На базе проекта 956 отечественного ВМФ Северным ПКБ для ВМС Китая в 1997 году был разработан экспортный вариант проект 956Э, который в основном соответствовал базовой разработке. В экспортном варианте поставляемое вооружение предусматривало использование стандартов, радиочастот и т.п., соответствующих принятым в ВМС НОАК. На эсминце было проработано размещение российского вертолета Ка-28 или вертолета китайского производства Zhi-9А, с временным хранением их в сдвижном ангаре. В отличие от базового проекта китайские корабли так же оснастили новыми главными котлами КВГ-3 (на кораблях ВМФ России – КВН-98/64-11), дополнительными средствами радиоэлектронной борьбы ПК-10, новым автоматизированным комплексом радиосвязи Р-782-5КЭ.

Следует отметить, что Указ Президента РФ о продаже Китаю двух эсминцев проекта 956Э был подписан в ноябре 1992 года, основные элементы корабля были утверждены решением главкома ВМФ и Госкомоборонпрома РФ в ноябре 1994 года. Эти событие сделало предприятие «Северная верфь» самым крупным партнёром КНР в области военно-технического сотрудничества с Россией. Общая сумма контракта на строительство двух кораблей для Китая оценивается в более 600 миллионов долларов.
Одна из первых встреч по ознакомлению китайских специалистов с кораблями ВМФ России состоялась в 1993 году. По приглашению Бюро технического сотрудничества военных вооружений Главного управления вооружений Генерального штаба НОАК российские специалисты в составе ГК «Росвооружение» прибыли в Циндао на территорию Главной военно-морской базы Северного флота ВМС НОАК. Целью приезда наших специалистов было ознакомление высшего командного состава и старших офицеров ВМС НОАК с современными кораблями ВМФ России, которые пришли в Циндао с визитом дружбы. Это были эсминец «Быстрый» проекта 956 и БПК «Адмирал Пантелеев» проекта 1155.
Было понятно, что Китай проявляет особый интерес к кораблю проекта 956 и готов заключить контракт на поставку двух кораблей, а также контракты на поставку боезапаса, вертолетов Ка-28, ГСМ и ЗИП базового и длительной эксплуатации. Одновременно прорабатывался вопрос о заключении контрактов на обучение китайских экипажей и созданию береговой инфраструктуры с местами хранения, переосвидетельствования и транспортировки боезапаса, а также созданию стендов для проверки и ремонта блоков, узлов и деталей вооружения и технических средств.
На продажу были выставлены два корабля – эсминец «Важный» (зав. № 878), заложен 4 ноября 1988 г., спущен на воду 23 мая 1994 г., и «Вдумчивый» (зав. № 879), заложен 22 апреля 1989 г.
В июне 1997 г. было подписано Межправительственное соглашение между Россией и Китаем, а в ноябре 1997 г. был подписан контракт на строительство и поставку в Китай двух эсминцев проекта 956Э. В обеспечение эксплуатации кораблей и их технического обслуживания в это же время подписали еще пять контрактов.
Достройка двух эскадренных миноносцев началось на стапелях ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в 1997 году, для этого использовался задел по заложенным для ВМФ Советского Союза в 1988 году ЭМ «Важный» (заводской №878) и в 1989 году ЭМ «Вдумчивый» (зав. №879). Тогда уже эсминец «Важный» находился на воде у достроечной стенки, на нем монтировалось оборудование, шла прокладка электрокабелей, трубопроводов, были установлены: гидроакустическая станция «Платина МС-Э», РБУ-1000, 533-мм торпедные аппараты, подбашенные отделения артустановок АК-130 и АК-630, система управления МР-123-02. «Вдумчивый» находился в крытом эллинге, на нем велись работы по сдаче отсеков.

«Северная верфь» в соответствие с контрактом и другими руководящими документами в короткие сроки заключила договора с предприятиями – контрагентами. Поставку комплектующих изделий только на первый корабль осуществляли 32 предприятия-поставщика. Особенно затянулись работы по монтажу электрокабелей и изготовлению пусковых установок КТ-190Э и 3С90Э комплексов «Москит-Э» и «Штиль».
В период строительства первого корабля проекта 956Э (зав.№878) китайские специалисты неоднократно посещали Северную верфь с целью проверки технического состояния корабля и подписания платежных документов, предусмотренных контрактом. В один из приездов, когда корабль уже находился на этапе швартовных испытаний, китайские специалисты поставили вопрос о снятии с корабля Герба СССР, расположенного на транце, наименования корабля и пятиконечной звезды. Корабль приобретал облик кораблей китайских ВМС. Особенно это стало заметно, когда вся надводная часть и надстройки были выкрашены краской светлых тонов. Тогда же мы узнали, что бортовой номер первого корабля будет «136», а второго – «137». Первая цифра в номере означает, что это корабль I ранга. Корабли должны были войти в состав Восточного флота ВМС НОАК с постоянным базированием на военно-морской базе Чжоу Шань (штаб флота в г. Нинбо)
25 декабря 1999 г. на корабле № 878 в торжественной обстановке был спущен Андреевский флаг и поднят флаг ВМС НОАК. Официальные лица ГК «Росовооружение» и ВМС НОАК подписали Акт приемосдаточных испытаний. В начале января 2000 г. корабль с б/н 136 ушел с завода.
Заводские испытания заказа №878 проводились в июле – августе 1999 года в районе военно-морской базы Балтийск. На них корабль достиг расчетной скорости 32-33 узла, выполнил ракетные (по одной стрельбе ПКР «Москит-Э» и ЗРК «Штиль») и артиллерийские стрельбы. Во время испытаний на корабле находилось шесть офицеров ВМС Китая и одна переводчица. Китайский экипаж проходил окончательное обучение на эсминце в сентябре – ноябре 1999 года.

В конце декабря 1999 года состоялась церемония передачи китайской стороне эскадренного миноносца заказ №878 (проекта 956Э), первый корабль был передан заказчику точно в срок и с хорошим качеством. В ВМС Китая корабль получил наименование Hahgzhou и бортовой номер «136», его первым командиром был назначен капитан 1-го ранга Хуань Синьцзянь. В начале января 2000 года корабль вышел в Китай маршрутом Балтийское море – Бискайский залив — Брест – Средиземное море — Порт-Саид – Китай. Во время перехода на ЭМ несли вахту российские и китайские моряки, заводская команда. После Порт-Саида заправка корабля осуществлялась в море на ходу от китайских танкеров. В середине февраля 2000 г. в Китае на военно-морской базе Чжоу Шань была организована торжественная встреча корабля.
Достройка второго китайского заказа шла более высокими темпами. Уже в апреле 1999 года был спущен второй эсминец зав. №879, над которым в течение года продолжалась напряжённая работа. В конце июня 2000 года корабль вышел в море на испытания, которые закончились в августе. Сдача заказа представителям ВМС Китая состоялась в конце 2000 года, в составе китайского экипажа большая часть была с первого эсминца. Корабль в ВМС Китая получил наименование Sugzhou и бортовой номер «137». Его переход из России на родину осуществлял полностью китайский экипаж. Уже в конце января 2001 г. корабль пришел на Чжоу Шань. Отказов корабельной техники во время перехода не было.
В том же 2001 г. в конце февраля были подписаны межправительственное соглашение и контракт на оказание технического содействия по установке комплексов вооружения н общекорабельного оборудования на китайские эсминцы проекта 052В («Тема 958»).
Эксплуатация отечественных кораблей проекта 956Э давалась экипажам ВМС Китая достаточно не просто и не легко. Еще во время испытаний и передачи эсминцев китайские моряки укачивались. Это объяснялось тем, что китайские военные корабли выходили в море редко более чем на пять суток. Затем были трудности с выполнением зачетных ракетных стрельб. Но по мере освоения новой техники подготовка и выучка экипажей ЭМ проекта 956Э росла.

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан Северным ПКБ. Работы по проекту 956ЭМ (экспортный модернизированный) были начаты в Северном проектно-конструкторском бюро, главный конструктор В.П.Мишин, в 2001 году. Как сообщил генеральный конструктор и начальник бюро В.Е.Юхнин, корабль будет существенно отличаться от предшественников. Планируется модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. По мнению В.Е.Юхнина, работа над проектом «во многом стимулируется успешной реализацией контракта от 1997 года на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956Э».
Экспортные заказы по современным боевым надводным кораблям породили «войну» между собственниками двух судостроительных предприятий в Санкт-Петербурге — «Северной верфью» и Балтийским заводом. ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» находится под финансовым контролем холдинга «Новые программы и концепции» (НПК), Балтийский завод контролирует группа «Инвестиции. Строительство. Технологии» (ИСТ). Предметом раздора стал контракт с Китаем на поставку ему двух ЭМ проекта 956ЭМ. Дело дошло до судебных разбирательств, публичных обвинений. Контракт с Китаем оказался под угрозой срыва и позиции России на мировом рынке вооружений могли сильно пошатнуться.
Осложнялось все тем, что еще по первому контракту с Китаем Балтийский завод участвовал в кооперации по ЭМ проекта 956Э, им изготовлялись многие комплектующие для заказов. Другим фактом негативно влияющим на конфликт было не законченное судебное разбирательство между «Верфями» и Министерством финансов РФ. Последнее требовало возместить государству стоимость построенных для Китая ЭМ, ранее оплаченную Министерством обороны СССР и РФ (корабли первоначально строились для отечественного ВМФ) в размере 600 млн. дол. На момент передачи кораблей от Минобороны на баланс «Северной верфи» их готовность составляла у одного 70 %, а другого 30 %. И государству должны быть возвращены затраченные средства. «Северная верфь» признала лишь 182,6 млн. руб. задолженности.

Руководство «Балтийского завода» в середине марта направляло письмо в адрес премьер-министра РФ М.Касьянова с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг контракта, поскольку у предприятия имелись «серьезные опасения» в том, что судьба заказа будет решена с помощью «подковерных интриг» и исполнителем заказа будет назван не «Балтийский завод».
В результате правительству пришлось «разруливать» ситуацию, головным подрядчиком осталась «Северная верфь», за Балтийским заводом закрепилась поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев проекта 956ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, запорную арматуру.
Но «война» все еще продолжалась, и Петербургская городская прокуратура вмешалась в спор хозяйствующих субъектов, предписав Балтийскому заводу поставить «Северной верфи» котлы для китайских эсминцев. После этого в августе 2003 года судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух эсминцев проекта 956ЭМ.

СЕРИЯ:
• «Современный» (1981)
• «Отличный» (1983)
• «Безупречный» (1985)
• «Боевой» (1986)
• «Стойкий» (1986)
• «Окрыленный» (1987)
• «Бурный» (1988)
• «Гремящий» (1988)
• «Быстрый» (1989)
• «Расторопный» (1989)»
• Безбоязненный» (1990)
• «Безудержный» (1991)
• «Беспокойный» (1993)
• «Настойчивый» (1993)
• «Бесстрашный» (1994)
• «Екатеринбург» (1998)
• «Александр Невский» (1999)
• «Вечный» (1999)

МОДИФИКАЦИИ:
• 956 – базовый серийный проект (1980 г.)
• 956(А) – серийный проект с новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (1991 г.)
• 956Э – экспортный серийный проект для ВМС НОАК (1999 г.)
• 956У – проект с улучшенным вооружением (недостроен)
• 956ЭМ – модернизированный проект для ВМС НОАК с новым составом вооружения (2005 г.)

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• стандартное 6 500
• полное 7 940
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) 156,37 (145)
• ширина наибольшая (по КВЛ) 17,19 (16,8)
• осадка наибольшая (средняя) 7,79 (5,96)
Главная энергетическая установка: котлотурбинная
• 4 паровых котлаКВН-98/64-11, 2 паровых турбины
суммарная мощность, л.с. (кВт) 99 500 (73 100)
• дизель-генераторы, мощность, (кВт) 4 Х 600
• турбогенераторы, мощность, (кВт) 2 Х 1250
2 вала; 2 гребных винта; 2 подруливающих устройства —
Скорость хода, уз:
• наибольшая 33,4
• экономическая 18,4
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2400 (32)
4500 (18,4)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 344 (31)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
• ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» 2 Х 4
ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») 8
Зенитное ракетное:
• ПУ МС-196 ЗРК М-22 «Ураган» 2 Х 1
ЗУР 9М38М (SA-N-7 «Gadfly») 48
Артиллерийское:
• 130-мм АУ АК-130 2 Х 2
• 30-мм ЗАК АК-630 4 Х 6
Торпедное:
• 533-мм ТА ДТА-53 2 Х 2
Противолодочное:
• РБУ-1000 «Смерч-3» 2 Х 6
РГБ-10 48
Минное:
• может нести мины вперегруз на верхней палубе до 40
Авиационное:
• вертолет Ка-27 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 27.11.2016 + доп.

Источники: Последний эскадренный миноносец ВМФ СССР. Под редакцией В.Е.Юхнина – СПб.: СПКБ, 2001, Карпенко А.В. «ВМС Китая получит самые «Современные» эсминцы», ВПК №32 (49)от 25 – 31 августа 2004 года , Карпенко А.В. «Варианты на тему «Современный», ВПК №33 (50) от 01 — 07 сентября 2004 года, Карпенко А.В. «Модернизация и строительство эсминцев типа «Современный» — «Бастион» №1 – 2005 год, Васильев А. «Эскадренные миноносцы типа «Современный» — «Военный Парад» январь – февраль 1995 г., История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996, Северное ПКБ, spkb.air.spb.ru, В.И. Голяка «Военно-техническое сотрудничество с Китайской Народной Республикой». «Судостроение» 2016, Максим Ощепков Эскадренный миноносец «Современный», и др.

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ». НОВОСТИ 2013 — 2018

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 956. ФОТОРЕПОРТАЖИ 2005 – 2013 ГГ.
К ИСТОРИИ КОНТРАКТОВ НА ПОСТАВКУ КИТАЮ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТОВ 956Э И 956ЭМ
МОДЕРНИЗАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МГК-335 «ПЛАТИНА»
ТРЕХКООРДИНАТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ МР-710 «ФРЕГАТ-М»
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap