ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
NUCLEAR MISSILE SUBMARINES OF «BOREY» (PROJECT 955)


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами 4-го поколения c перспективным ракетным комплексом начала прорабатываться в 1978 году в рамках научно-исследовательских работ (НИР).
Сначала 1980-х годов в Советском Союзе ведущими предприятиями и организациями Минобороны и промышленности был выполнен ряд исследований и проектных работ по различным ракетным комплексам и подводным лодкам — ракетоносцам для выработки рационального варианта развития морских стратегических ядерных сил.
В этих исследованиях рассматривались следующие варианты:
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 941 при их заводском ремонте (с проработкой размещения на новых лодках); погрузочная масса ракеты на твердом топливе до 90 тонн.
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 955; погрузочная масса ракеты до 70 тонн, рассматривались варианты ракет на перспективных твердом и жидком (тиксотропном) топливах.
– Комплекс для размещения на подводных лодках пр. 667БДР и 667БДРМ при их заводском ремонте; погрузочная масса ракеты до 50 тонн, топливо жидкое, тиксотропное.

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых продолжалась до начала 1990-х гг, в ЦКБ МТ «Рубин» в начале 1980-х гг под руководством Генерального Конструктора С.Н.Ковалева была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) . Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-35, а второй для комплекса Д-31.
Технические предложения по РПКСН и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 гг.
Начиная с 1990 г. разработка пр.955 «Борей» с ракетным комплексом Д-31 велась в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова. При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н.Ельцина было принято предложение об оснащении проекта 955 комплексом Д-19УТТХ «Барк» взамен РК Д-31.
В июне 1995 г. указом Президента Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ «Барк» ГРЦ им.Макеева.

Первая лодка пр.955 – К-535 «Юрий Долгорукий» заложена в цехе №55 ПО «Севмаш» 2 ноября 1996 г. с заводским номером 201. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. пр.955 был перепроектирован под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс с ракетами «Булава» по пр.09551. (http://my.mail.ru/community/submarine/600EA4DB24436C55.html)

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр «Борей») должны стать основой «морского компонента» стратегических ядерных сил страны. Эти корабли способны нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». Всего на борту корабля размещены 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника «Бореи» оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.
Всего запланировано построить до 2020 года восемь «Бореев» — три из них проекта 955, и пять — модернизированного проекта 955А. «Борей-А» отличается от предыдущей версии корабля улучшенной радиоэлектроникой, а также некоторыми конструкционными изменениями.

АПЛ «Владимир Мономах» – третий ракетоносец проекта «Борей» заложен на ОАО «ПО «Севмаш» 19 марта 2006 года. Экипаж АПЛ «Владимир Мономах» сформирован в декабре 2009 года. 30 декабря 2012 года атомный подводный крейсер стратегического назначения выведен из цеха. 12 сентября 2013 года корабль приступил к заводским ходовым испытаниям. Атомная подводная лодка нового поколения «Владимир Мономах» (проект «Борей») в июле 2014 года полностью завершила программу заводских ходовых испытаний в Белом море. Завершающий этап морских «экзаменов» проводился в течение 24 суток.
10 сентября 2014 года атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Владимир Мономах» проекта 955 («Борей») произвела одиночный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Испытательный пуск стал первым для РПКСН «Владимир Мономах» и первым успешным запуском БР «Булава» после годового перерыва. Все боевые блоки ракеты прибыли на полигон Кура на Камчатке.

Стратегический подводный крейсер «Юрий Долгорукий» в 2014 году сможет нести боевое дежурство после приема на борт нового вооружения.
Программа испытаний и приема на вооружение ВМФ России ракетоносцев серии «Борей» и «Борей-А» предусматривает во второй половине 2014-го и в 2015 годах пять контрольных пусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».
Объекты инфраструктуры на Камчатке, необходимые для обеспечения несения боевого дежурства атомных подлодок стратегического назначения проекта «Борей», будут полностью готовы к концу текущего года, об этом 4 марта 2014 года сообщил представитель Спецстроя РФ. Утвержденной Минобороны «дорожной картой» по приему в состав Тихоокеанского флота первой подводной лодки семейства «Борей» в районе Вилючинска предусматривается обеспечение строительной готовности объектов причального фронта и береговой инфраструктуры, обеспечивающей несение боевого дежурства военных судов, к концу 2014 года.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2014 года Севмаш признан единственным исполнителем работ по сервисному обслуживанию современных атомных подводных лодок проекта «Борей.
Речь идет о подводных ракетоносцах, построенных на предприятии за последние три года. За это время северодвинская верфь передала Военно-морскому флоту три атомных субмарины проекта «Борей»: «Юрий Долгорукий» (приемный акт подписан 30 декабря 2012 года, Андреевский флаг поднят 10 января 2013 года), «Александр Невский» (Андреевский флаг поднят 23 декабря 2013 года) и «Владимир Мономах» (Андреевский флаг поднят 19 декабря 2014 года). Ранее сервисное обслуживание АПК «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» выполнял ЦС «Звездочка».
На Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ) освоили выпуск новых электронных перископов для подводных лодок проекта «Борей», об этом сообщил генеральный директор предприятия Сергей Раковец. По его словам, начиная с четвертой лодки проекта «Борей», они будет оснащаться изделием «Парус-98». «Это не традиционный перископ. Командир экипажа сидит, перед ним экран, все в электронном виде, все цели, видеокартинка, тепловизионная картинка», — сказал генерального директора КОМЗ.

Нижегородское «ОКБМ имени И.И.Африкантова» до 2019 года изготовит и поставит 10 реакторных установок для строящихся подлодок проектов «Борей» и «Ясень», 5 уже поставлены, сообщил в апреле 2015 года замдиректора генерального конструктора ОКБМ Виталий Петрунин. По его словам, изготовление и поставка реакторных установок для новых российских атомных субмарин сейчас является самым масштабным направлением работы предприятия на ближайшие годы. Таким образом, реакторными установками нижегородского производства оснастят все 15 подлодок этих серий (8 «Бореев» проект 955 и 7 «Ясеней» проект 885), которые строятся по гособоронзаказу в России. «Это железо законтрактовано и крутится на станках», — сказал замдиректора.

Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2015 № 237 «О присуждении Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в 2015 году» корабелам Объединенной судостроительной корпорации присвоены звания лауреатов Государственной премии Российской Федерации. Высокой чести удостоились руководители одних из ведущих предприятий ОСК: ПО «Севмаш» и ЦКБ МТ «Рубин». Генеральный директор одного из крупнейших судостроительных комплексов России – ОАО «Производственное объединение «Севмаш» – М.А. Будниченко и два руководителя крупнейшего в России многопрофильного конструкторского бюро морской техники – ЦКБ МТ «Рубин» – первый заместитель главного конструктора В.А. Ломов и главный конструктор по специализации В.Н. Жилич получили высочайшую государственную оценку своего труда за разработку и создание головного атомного подводного ракетного крейсера проекта 955 «Борей».

30 сентября 2015 года в 17:00 по Камчатскому времени (08:00 – мск) новейший атомный подводный ракетоносец «Александр Невский» проекта 955 «Борей», совершив межфлотский переход с Северного флота на Тихоокеанский, прибыл в пункт постоянного базирования Вилючинск на Камчатке. Стратегическая составляющая подводных сил пополнилась атомной подводной лодкой (АПЛ) 4-го поколения. «Александр Невский» ошвартовалась у пирса современной инфраструктуры базирования, созданной на Камчатке для атомных подводных лодок нового поколения.
Субмарину на пирсе встретил главнокомандующий Военно-Морским Флотом (ВМФ) России адмирал Виктор Чирков. Он принял доклад от командира АПЛ капитана 1 ранга Василия Танковида о завершении арктического межфлотского перехода с Северного на Тихоокеанский флот и поздравил подводников с прибытием к месту постоянного базирования после успешно выполненной задачи дальнего плавания в северных широтах протяженностью 4,5 тыс. морских миль.
ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ТОФ ПОПОЛНИЛИСЬ НОВЕЙШЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ

15 октября 2015 года атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» прибыл в главную базу подводных сил Северного флота (СФ) — Гаджиево — после успешного выполнения задач дальнего похода. Более двух месяцев головной корабль проекта 955 «Борей» находился в первом автономном плавании, выполняя задачи в Северном Ледовитом океане.
По докладу командира крейсера капитана 1 ранга Владимира Ширина, задачи дальнего похода экипажем выполнены в полном объеме, материальная часть корабля исправна, личный состав здоров и готов к дальнейшему выполнению поставленных задач. На пирсе подводников встречали представители командования СФ, Краснознаменных подводных сил СФ, администрации ЗАТО Александровск и родственники членов экипажа. «Экипаж «Юрия Долгорукого» еще раз подтвердил, что Военно-Морской Флот России в настоящее время располагает самыми современными атомными ракетоносцами, способными выполнять задачи стратегического сдерживания в Мировом океане, в том числе и подо льдами Арктики», — отметил командующий СФ адмирал Владимир Королёв.

14 ноября 2015 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» (проекта 955 «Борей») под командованием капитана 1 ранга Виктора Сидоренко произвел успешную залповую стрельбу двумя межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава» из назначенного района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
Залповая стрельба выполнена из подводного положения в соответствии с планом боевой подготовки. Параметры траектории полета двух МБР «Булава» отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракет успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке. Залповый пуск двух межконтинентальных баллистических ракет подтвердил надежность функционирования всех составляющих и, в частности, автоматики ракетного комплекса «Булава» при использовании штатного боекомплекта.


Первое докование «Борея в ПД-50 в Росляково (апрель 2015 г.)

Принципиально новую систему базирования кораблей современных проектов создают специалисты Южного главного управления Спецстроя России. В частности, в пункте базирования подводных сил Тихоокеанского флота в Камчатском крае спецстроевцы ведут работы по строительству объектов пирсовой зоны, предназначенных для базирования подводных лодок нового поколения.
В 2015 году в рамках первого этапа строительства были полностью завершены работы по возведению сложного мола-причала с железобетонной грузовой платформой. Также возведены два плавучих причала, что позволило своевременно принять новейшие атомные субмарины проекта «Борей». Для установки новых тяжелых плавучих причалов специалисты Южного главка возвели необходимые гидротехнические сооружения: корневую часть на свайном основании, а также систему железобетонных якорей и привесов для раскрепления причалов. Проведен капитальный ремонт берегоукрепления.
В настоящее время продолжается строительство сложного причального комплекса. Спецстроевцы возводят основания из железобетонных свай в стальных оболочках диаметром в полтора метра и длиной до 46 метров, ограждают их шпунтовыми стенками, которые надежно защищены от агрессивного воздействия морской воды современным высокотехнологичным покрытием, и скрепляют вместе стальными анкерами.
На образуемой у причала территории создается береговая инфраструктура с защитой от волн, ведется устройство инженерных сетей для подачи всех необходимых энергосред прямо к местам стоянки кораблей.
Обновленная база сможет комплексно обеспечивать полный цикл службы, качественную подготовку и техническое обслуживание подводных сил Тихоокеанского флота.

В январе 2016 года Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу прибыл с рабочей поездкой в войска Восточного военного округа. Начиная работу, Сергей Шойгу проинспектировал ход строительства пирсовой зоны для базирования новых подводных крейсеров проекта 955 «Борей» в Вилючинске.
Глава военного ведомства особое внимание уделил введенной в эксплуатацию энергоподстанции, а также завершению строительства контрольно-измерительного комплекса, оборудованного единственной в вооруженных силах России станцией для градуирования приборов контроля радиационной обстановки.
Особенностью таких пирсов является способность поддержания полного жизнеобеспечения подводных крейсеров, что позволяет значительно увеличить энергетический ресурс кораблей.
Министр заявил, что строительство объектов энергообеспечения для приема очередного подводного ракетного крейсера проекта 955 «Борей» в Вилючинске должно быть завершено в текущем году.
«В этом году должно быть завершено строительство объектов энергообеспечения для приема очередного подводного ракетного крейсера проекта 955 «Борей» — сказал Шойгу. Вместе с этим должны быть готовы объекты социальной инфраструктуры для военнослужащих, в том числе жилье и места в детских садах и школах.
АО «СНИИП» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) в январе 2016 года выполнило отгрузку информационно-управляющей системы многоцелевого назначения (ИУС МН) для атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир». Система обеспечивает автоматический контроль радиационной, газовоздушной и дозиметрической обстановки на судне, обеспечивает живучесть корабля и безопасность экипажа.
Система ИУС МН является ключевым элементом комплекса корабельных средств защиты и принадлежит к последнему четвертому поколению аппаратуры мониторинга радиационной обстановки. Среди основных функциональных возможностей системы – измерение активности различных сред, радиационный технологический контроль, решение расчетно-аналитических задач с представлением состояния контролируемого объекта и выдачей рекомендаций по действию оператора при изменениях радиационной обстановки.

16 марта 2016 года на Севмаше состоялось вручение совместной корпоративной награды предприятия и конструкторского бюро «Рубин» (Санкт-Петербург). В преддверии 110-летия подводного флота России медалями «За создание ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 955» удостоены 12 человек, внесших весомый вклад в проектирование, строительство, проведение испытаний и поддержание высокой боевой готовности АПЛ проекта «Борей».
Трудно переоценить вклад в создание АПЛ проекта «Борей» генконструктора ЦКБ МТ «Рубин», дважды Героя Соцтруда С.Н. Ковалева и генерального директора Севмаша (1993-2004 гг.), президента Государственного Российского центра атомного судостроения Д.Г. Пашаева, которые уже ушли из жизни. Совместной корпоративной медалью они были награждены посмертно. Их награды будут храниться в музеях Обществ.
Медалью «За создание ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 955» были награждены президент АО «ОСК» Алексей Рахманов, член коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимир Поспелов и первый вице-президент АО «ОСК» Леонид Стругов. Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко и генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит также вручили награды руководству Военно-морского флота, АО «Северный центр судостроения и судоремонта», СПО «Арктика», АО «Калужский турбинный завод» и концерна «Аврора».
На торжественных мероприятиях, посвященных 110-летию подводного флота России, заслуженные ветераны и работники Севмаша также будут удостоены этой памятной награды.

Система базирования для новейших стратегических подводных крейсеров проекта «Борей» сформирована в гарнизоне Северного флота Гаджиево (Мурманская область), об сообщил в марте 2016 года начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга.
«В главной базе подводных сил Северного флота — Гаджиево, где сосредоточены соединения многоцелевых и стратегических атомных подводных лодок, — завершено оборудование новых причалов для обеспечения базирования подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей», — сказал Серга.
По его словам, построенные причалы оборудованы современными системами передачи на корабль тепловой и электрической энергии, охраны и контроля радиационной безопасности.
«Использование в полном объеме возможностей современной инфраструктуры полностью снимает нагрузку с систем и механизмов подводной лодки при ее нахождении на базе и обеспечивает наиболее благоприятный и долговременный режим эксплуатации материальной части», — подчеркнул начальник пресс-службы.
На Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ) летом 2016 года начаты работы по сооружению тяжёлого металлического причала проекта 1516-СН, предназначенного для атомных подводных лодок. Предприятие получило заказ от Министерства обороны РФ. Закладка днищевой секции корневого понтона будущего причала состоялась на минувшей неделе. Одновременно на ХСЗ ведутся работы по изготовлению носового блока понтона. По данным открытых источников, генеральным подрядчиком проекта стало АО «Восточная Верфь», ранее уже участвовавшее в поставках причалов для
Новый причал предназначен для комплекса базирования подлодок проекта 955 «Борей» в Вилючинске.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах» отправился к месту постоянной службы на Тихоокеанский флот, об этом 15 августа 2016 года сообщил источник в оборонной промышленности. Новый ракетоносец проекта 955 «Борей» стал вторым кораблем этого типа в составе подводных сил Тихоокеанского флота после пришедшего в 2015 году К-550 «Александр Невский».
«Мономах» отправился на Дальний Восток в соответствии с ранее утвержденными планами, после завершения испытаний и освоения экипажем. Во время межфлотского перехода крейсер продолжал выполнять задачи боевой службы.

1 сентября 2016 года в Большом Камне (Приморский край) состоялась церемония запуска первой очереди судостроительного комплекса «Звезда» на АО «Дальневосточный завод «Звезда». Предприятие строится консорциумом ЗАО «Современные технологии судостроения» в составе Газпромбанка и ГК «Роснефть». При этом в присутствии Президента России Владимира Путина состоялась закладка на новом предприятии для ВМФ России плавучего дока (докового комплекса) «Звезда» проекта 23380 (заводской номер 08380).
Закладную доску на корпус будущего дока установили глава «Роснефти» Игорь Сечин, заместитель министра обороны России Юрий Борисов, генеральный директор АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (разработчика проекта 23380) Игорь Вильнит и генеральный директор судостроительного комплекса «Звезда» Юрий Фильченок.
Закрытый плавучий док (доковый комплекс) «Звезда» нового проекта 23380 строится для обеспечения базирования в Вилючинске (Камчатка) новых атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955.

Концерн «Техмаш» запустил производство нового специального звукопоглощающего покрытия для субмарин четвертого поколения, сообщили в сентябре 2016 года в концерне.
«Новое резинотехническое производство обеспечит выпуск спецпокрытий с улучшенными акустическими показателями для современных подводных лодок четвертого поколения. Техпластины, которые мы начали выпускать на базе Чебоксарского производственного объединения имени Чапаева, выгодно отличаются от западных образцов способностью к поглощению акустических сигналов широкого диапазона и высокими эксплуатационными показателями», — приводятся в сообщении слова гендиректора концерна Сергея Русакова.
Внешнее шумопоглощающее покрытие субмарины, в частности, рассеивает гидроакустический сигнал и таким образом обеспечивает защиту от противолодочных сил противника.
Сейчас в составе ВМФ России находятся несколько подлодок четвертого поколения — это атомные субмарины типа «Борей» и «Ясень», а также неатомные «Лады».

26 сентября 2016 года новейшая атомная подводная лодка (АПЛ) стратегического назначения «Владимир Мономах» (проект 955 «Борей»), совершив межфлотский переход с Северного флота на Тихоокеанский, прибыла в пункт постоянного базирования Вилючинск (Камчатка).
«Владимир Мономах» ошвартовался у пирса современной инфраструктуры базирования, созданной на Камчатке для АПЛ новых поколений.
Встречавший субмарину начальник штаба Тихоокеанского флота контр-адмирал Игорь Осипов поздравил подводников с прибытием к постоянному месту базирования после успешно выполненной задачи дальнего плавания в северных широтах. В прошлом году, 30 сентября 2015 года, межфлотский переход на ТОФ совершил подводный ракетоносец «Александр Невский».

27 сентября 2016 года подводным крейсером стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря произведена экспериментальная залповая стрельба двумя межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» по полигону Кура на полуострове Камчатка. Обе ракеты штатно вышли из шахт подводной лодки по заданной траектории.
По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.
Залповая стрельба выполнялась из подводного положения, отметили в Минобороны.

27 июня 2017 года акетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота «Юрий Долгорукий» (головной корабль проекта 955 «Борей») произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава» из назначенного района в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.
Стрельба была выполнена из подводного положения в соответствии с планом боевой подготовки.
Параметры траектории полета МБР «Булава» отработаны в штатном режиме.
По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне.

Согласно обнародованному годовому отчету ОАО «Калужский турбинный завод» (КТЗ) за 2016 год, этим предприятием в 2016 году было «завершено изготовление, а также проведены испытания и отгрузка Заказчику паротурбинных установок ОК-90А-1 «Азурит» и ОК17-М «Мираж».
Паротурбинная установка ОК-90А-1 «Азурит», согласно открытым источникам, устанавливается на атомных подводных ракетных крейсерах стратегического назначения серии проекта 955 (шифр «Борей»), а паротурбинная установка ОК17-М «Мираж» — на атомных подводных крейсерах проекта 885М (08551, «Ясень-М»). Согласно отчету КТЗ, выручка в 2016 году за указанную спецпродукцию составила 9,940458 млрд рублей.

Российские атомные субмарины оснастят подводными беспилотными роботизированными комплексами «Фугу», которые не только эффективно передадут сигналы боевого управления стратегическим и ракетным атомным подводным лодкам, но и проинформируют экипажи об условиях мореплавания в районах боевого патрулирования: рельефе дна, минных полях, наличии субмарин и даже боевых пловцов противника в режиме реального времени.
Как рассказал Михаил Рубцов, глава научно-производственной группы МАКО, разработавшей и выпускающей уникальный подводный аппарат, в настоящее время «Фугу» испытывается Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Минобороны (ГНИИЦ РТ).
В военном ведомстве подтвердили, что роботизированный подводный комплекс с автономными необитаемыми подводными аппаратами-планерами (глайдерами) представляет интерес для Вооруженных сил.
— «Фугу» снабжен свободно поворачивающимися плавниками — крыльями, которые, используя энергию набегающей волны, двигают подводную и буксируют надводную части устройства, — рассказал Михаил Рубцов. — Это практически полностью автономный робот с неограниченным сроком действия, способный не только мониторить подводную обстановку в районе боевого применения субмарины, но и ретранслировать с нее и на нее сигналы боевого применения.
Для этого, как объяснил специалист, на надводной — буксируемой платформе стоят приемник спутникового сигнала, станция океанографических и метеорологических параметров, а также питающие их солнечные батареи. Подводная часть, больше похожая на китайского воздушного змея-дракона или летающую рыбу с шестью лопастями-плавниками, имеет миниатюрные гидролокаторы, а также гидроакустический модем для связи с АПЛ.

Модернизация проекта АПЛ стратегического назначения «Борей» будет продолжена, разработка подлодки пятого поколения ему на смену пока не ведется, сообщил в сентябре 2016 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
«Работы над формированием облика стратегической АПЛ пятого поколения пока не ведутся. При этом продолжаются работы по усовершенствованию АПЛ проекта «Борей»», — сказал Пономарев в связи с участием ОСК в форуме «Армия-2016″. Он напомнил, что в настоящее время три атомохода четвертого поколения проекта «Борей» уже поступили в состав ВМФ, а еще четыре АПЛ усовершенствованного проекта «Борей-А» заложены и строятся.
В общей сложности до 2020 года планируется принять в состав ВМФ России восемь АПЛ проекта «Борей». Их длина составляет 170 метров, ширина 13,5 метров, а полное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Данные подводные крейсера способны нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 «Булава».

ИСТОРИЯ ГОЛОВНОГО КОРАБЛЯ
РПКСН «Юрий Долгорукий» является первым подводным крейсером проекта 955 и был зачислен в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.
Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года. 12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд рублей, из них 5 млрд в 2007 году.
21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.
В марте 2009 года начались швартовные испытания.

19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина. Результаты ходовых испытаний были признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.
В начале августа 2010 года успешно завершился второй этап испытаний.
В середине ноября 2010 года крейсер вернулся с очередных заводских испытаний.
В середине декабря 2010 года крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.
В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».
В середине июня 2011 года завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год.
10 января 2013 года «Юрий Долгорукий» вошёл в состав ВМФ России и был вклчюен в 31 дивизию подводных лодок Краснознаменного Командования Подводных Сил СФ. Местом базирования лодки стало Гаджиево.
15 октября 2015 года «Юрий Долгорукий» завершил свою первую боевую службу подо льдами Арктики.

ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ КРЕЙСЕР
Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

ТРЕТИЙ КРЕЙСЕР
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

СЕРИЯ
• «Юрий Долгорукий» (зав. №201) 10 января 2013 года «Юрий Долгорукий» вошёл в состав ВМФ России, проект 955 «Борей»
• «Александр Невский» (зав. №202) передан ВМФ России в конце 2013 года, проект 955 «Борей»
• «Владимир Мономах» (зав. №203) передан ВМФ России в декабре 2014 года, проект 955 «Борей»
• «Князь Владимир» (зав. №204) заложен 30 июля 2012 года, проект 955А «Борей-А»
• «Князь Олег» (зав. №205) заложен 27 июля 2014 года, проект 955А «Борей-А»
• «Генералиссимус Суворов» (зав. №206) заложен в декабре 2014 года, проект 955А «Борей-А»
• «Император Александр III» (зав. №207) заложен 18 декабря 2015 года, проект 955А «Борей-А»
• «Князь Пожарский» (зав. №208) заложен 23 декабря 2016 года, проект 955А «Борей-А»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— надводное – 14720 т;
— подводное – 24000 т;
Длина – 170 м;
Ширина – 13,5 м;
Осадка – 10 — 10,5 м;
Глубина погружения – 400 – 450 м;
Скорость надводная – 15 узлов;
Скорость подводная – 29 узлов;
Автономность – 90 суток;
Экипаж – 107 человек, в том числе 55 офицеров.

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
16 МБР «Булава&raquo
Торпедное:
12-16 533-мм торпеды или ПЛУР
ГПД

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» + доп.

Источники: ТАСС, Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш», bmpd.livejournal.com, www.vpk-news.ru, Известия.ru, РИА Новости, Пресс-служба ОСК, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, Пресс-служба Северного флота (г. Североморск), АО «Атомэнергомаш», ru.wikipedia.org, Лента.ру, Спецстрой России и др.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2017
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2016-1
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2016
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2015
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2014
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2013
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955). НОВОСТИ 2012

ЗАЛПОВАЯ СТРЕЛЬБА МБР «БУЛАВА» С РПКСН «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» 27.09.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ О ПУСКЕ РАКЕТЫ «БУЛАВА» С АПЛ «ВЛАДИМИР МОНОМАХ» 14.11.2015
ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ТОФ ПОПОЛНИЛИСЬ НОВЕЙШЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
«ВЛАДИМИР МОНОМАХ» НА ЗАВОДСКИХ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ
БАЗА АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ВИЛЮЧИНСКЕ (КАМЧАТКА)
ПОДВОДНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ РОБОТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС «ФУГУ»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА»
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ-Б»
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ-А» (ПРОЕКТ 955А)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap