ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ»

И 949А «АНТЕЙ»

NUCLEAR SUBMARINES (SSGN) PROJECT 949 «GRANIT»

AND 949А «ANTEY»


08.04.2015

На судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске произошел пожар на атомной лодке «Орел». Об этом сообщает портал «Защищать Россию».
По сообщению корреспондента портала, горит кормовой отсек субмарины проекта 949А «Орел», находящейся в сухом доке завода на плановом ремонте. На территории дока наблюдается сильное задымление. С возгоранием борются несколько пожарных расчетов. Как сообщили на предприятии, на данный момент реактору подлодки ничего не угрожает.
Лента.ру

08.04.2015
Причиной пожара на атомной субмарине «Орел» по предварительным данным стало проведение сварочных работ с нарушением техники безопасности. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
По словам источника, из-за сварки загорелся утеплитель между прочным и легким корпусами лодки в районе кормового (девятого) отсека. Площадь пожара составляет около 40 квадратных метров.
По сообщениям представителей предприятия, лодка находилась в доке без боекомплекта на борту, а ядерный реактор был заглушен. К тушению пожара привлечены специализированные пожарные расчеты. В данный момент пожар локализован, пострадавших нет.

08.04.2015
В ТЕЧЕНИЕ ЧАСА НА АПЛ «ОРЕЛ» БУДУТ ЛИКВИДИРОВАНЫ ОЧАГИ ЗАДЫМЛЕНИЯ — ОСК

Москва, 7 апреля. Сегодня, 7 апреля в районе 14:00 мск на АПЛ «Орёл», находящейся на ремонте в доке Центра судоремонта «Звёздочка» /Северодвинск/, при проведении огневых работ произошло возгорание резиновой изоляции в районе балластной цистерны в пространстве между легким и прочным корпусом кормовой части. Работники предприятия и личный состав подлодки организованно покинули корабль, к ликвидации возгорания были привлечены 11 пожарных расчетов ФПС №18 МЧС России. В 19:30 мск возгорание было локализовано, огонь во внутренние помещения корабля не проник. Пострадавших нет.
С целью окончательной ликвидации очагов тления в труднодоступных участках кормовых цистерн в док была подана вода для подтопления места возгорания, к 21:30 задымление будет ликвидировано.
Боезапаса и ГСМ на борту лодки не было, реакторные установки расхоложены и выведены из действия. В результате происшествия угрозы экологического и радиационного заражения нет.
Минпромторгом РФ и Объединенной судостроительной корпорацией были сформированы оперативные группы по контролю за ликвидацией ЧС, на ЦС «Звездочка» направлен вице-президент АО «ОСК».
Минпромторгом РФ совместно с Минобороны России подготовлен проект приказа о создании межведомственной комиссии по расследованию обстоятельств чрезвычайного происшествия и определению размеров понесенного ущерба.
Пресс-служба АО «ОСК»

08.04.2015
ИНЦИДЕНТ НА ЦС «ЗВЕЗДОЧКА» НЕ ОТРАЗИТСЯ НА ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ПО РЕМОНТУ АПЛ «ОРЕЛ»

Во вторник 7 апреля 2015 года около 14:00 мск на атомной подводной лодке «Орел», проходящей заводской ремонт на верфи ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», произошло возгорание. Очаг возгорания возник в межбортном пространстве при проведении огневых работ в цистернах левого борта в районе 9 отсека (кормовая оконечность корабля). Пострадавших нет.
Атомный подводный ракетный крейсер «Орел» (проект 949А «Антей») был принят в ремонт в конце 2013 года. Боеприпасы, ядерное топливо, химически активные вещества были выгружены с корабля на начальном этапе ремонтных работ. Работы на корабле выполняются при размещении корабля на твердом основании в док-камере предприятия.
Немедленно было организовано тушение возгорания силами специальных пожарных расчетов СУ ФПС № 18 МЧС РФ.
В силу труднодоступности места возгорания усилия пожарных в течение нескольких часов позволили лишь локализовать возгорание и ликвидировать очаги открытого огня. В 17 часов было принято решение о проведении доковой операции – наливе док-камеры с целью частичного погружения АПЛ до уровня ватерлинии. Такой прием позволяет заполнить пространство между легким и прочным корпусом корабля водой и тем самым полностью ликвидировать очаги возгорания и задымления ниже ватерлинии.
В 18.00 после оперативно проведенных подготовительных работ была начата доковая операция. Повышения уровня воды продолжалось до 22.00. К этому времени были ликвидированы последние очаги задымления.
Утром 8 апреля отсеки корабля в районе возгорания были провентилированы. Специалисты «Звездочки» вместе с членами экипажа спустились в них для оценки состояния отсеков, межотсечных переборочных коммуникаций, кабельных трасс и трубопроводов. Результаты осмотра показали отсутствие угрозы повторного возгорания. Начата операция по осушению дока. Наиболее вероятной причиной инцидента является нарушение техники безопасности проведения огневых работ.
В настоящее время на борту АПЛ работают следователи Следственного комитета РФ и межведомственная комиссия по расследованию причин и изучению обстоятельств возгорания. Для контроля работ по ликвидации последствий происшествия на ЦС «Звездочка» прибыл вице-президент по военному кораблестроению АО «ОСК» Игорь Пономарев.
По предварительной оценке, ущерб причиненный кораблю незначительный. Руководство «Звездочки» проинформировало Министерство обороны о том, что государственный контракт на ремонт АПЛ «Орел» будет исполняться в соответствии с контрактными сроками. В боевой строй Военно-морского флота АПЛ «Орел» вернется в четвертом квартале 2016 года.
Пресс-служба АО «ОСК»

ПОЖАР НА АПЛ «ОРЕЛ» ПРОЕКТА 949А 7 АПРЕЛЯ 2015 Г.
МОДЕРНИЗАЦИЯ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949А «АНТЕЙ»
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
ОБЪЕДИНЁННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ОСК)

12.08.2015

Документы о гибели в августе 2000 года российского атомохода К-141 «Курск» засекречены на 30 лет, но их могут раскрыть раньше по решению правительства. Об этом заявил начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков, сообщает РИА Новости.
«Здесь 15 лет всего прошло. Есть законодательство, мы в соответствии с ним работаем, если будет принято какое-то правительственное решение, может быть, и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть, и не снять», — сказал Пермяков.
РИА Новости

18.09.2015

17.09.2015 в Баренцевом море в рамках командно-штабного учения разнородных сил Северного флота (СФ) атомные подводные ракетные крейсеры (АПРК) «Смоленск» и «Воронеж» выполнили боевые стрельбы крылатыми ракетами из подводного положения по морской цели.
Поражение мишенной позиции, имитировавшей корабельную группировку условного противника, было подтверждено данными объективного контроля.
Перед выполнением боевых стрельб подводники провели тщательную подготовку к применению ракетного оружия.
На время выполнения стрельб районы проведения учения были закрыты для гражданского судоходства, о чем было объявлено заранее установленным порядком.
Пресс-служба Северного флота (г. Североморск)

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ

27.10.2015

На базу подводных сил Тихоокеанского флота (ТОФ) в город Вилючинск прибыла делегация из Томска для посещения подшефного атомного подводного крейсера.
В рамках данного мероприятия состоялись встречи делегации с командованием подводных сил ТОФ и экипажем атомохода. Командир атомной подводной лодки «Томск» капитан 1 ранга Иван Губин провел для гостей обзорную экскурсию по кораблю, познакомил с экипажем и бытовыми условиями службы. Он заверил, что подводники дорожат шефскими связями, и экипаж не уронит чести по достойной защите дальневосточных морских рубежей.
В настоящее время в состав экипажа корабля входит более 10 человек, ранее призванных из Томска и продолживших службу по контракту на крейсере.
Экипаж подводного крейсера «Томск» считается одним из лучших на ТОФ, за что был неоднократно награжден призами главнокомандующего ВМФ по результатам боевой подготовки.
Пресс-служба Восточного военного округа

30.04.2016

В пятницу в пресс-службе Минобороны «Интерфаксу» сообщили, что возгорание на подлодке проекта 949 «Красноярск» 1983 года выпуска произошло в ходе выполнения работ по разделке корпуса.
По данным Минобороны РФ, подлодка была выведена из состава ВМФ и передана для утилизации на предприятия промышленности.
«Перед отправкой на завод с лодки были демонтированы все системы вооружения. Ядерные установки удалены. Никакой угрозы экологии региона нет», — сказали в пресс-службе Минобороны РФ.
По предварительной информации, возгорание произошло в ходе работ по разделке корпуса, сказали в военном ведомстве.
Источник в промышленности сообщил «Интерфаксу», что возгорание на утилизируемой подлодке в Вилючинске локализовано.

УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И АТОМНЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ

27.07.2016

Атомный подводный ракетный крейсер «Томск» после успешного выполнения задач вернулся в пункт постоянного базирования подводных сил Тихоокеанского флота в городе Вилючинске, сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту Владимир Матвеев.
«Командир подводного крейсера капитана 1 ранга Сергей Сергиенко доложил контр-адмиралу Сергею Рекишу, что экипаж выполнил поставленные задачи, материальная часть подводного крейсера исправна, личный состав здоров», — сказал Матвеев.
На пирсе подводников встретили представители командования подводных сил, офицеры штаба соединения, родные и близкие. Контр-адмирал Рекиш по традиции вручил командиру и экипажу жареного поросенка, а особо отличившихся военнослужащих наградил грамотами и ценными подарками.
РИА Новости

10.12.2016

Патрульная авиация стран НАТО активно ищет в восточном Средиземноморье одну или две российские атомные подлодки. Об этом со ссылкой на военные источники сообщил в своем блоге The Aviationist журналист Дэвид Ценциотти.
По словам источников, лодки, вероятнее всего, относятся к классу Oscar II (проект 949А «Антей»). В их поисках, в частности, задействованы новейшие противолодочные самолеты P-8 Poseidon, базирующиеся на Сицилии.
15 октября из Североморска вышла корабельная авианосная группа Северного флота, включающая тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», два больших противолодочных корабля и ряд судом обеспечения.
Неоднократно предполагалось наличие в составе группы одной или двух атомных подлодок сопровождения. В частности, по одной из версий, это субмарина К-119 «Воронеж». По другой, группу сопровождали две лодки проекта 971.
Лента.ру

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

15.12.2016

В течение года экипаж АПЛ Тихоокеанского флота «Томск» завоевал три кубка за победы в общефлотских конкурсах профессионального мастерства.
В состязаниях по огневой подготовке между многоцелевыми подводными лодками Военно-Морского Флота России с выполнением стрельбы крылатыми ракетами по морским целям первое место занял атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота «Томск».
Также по итогам года экипаж АПЛ «Томск» награжден переходящим Кубком командующего Тихоокеанским флотом за лучшие достижения в тактической подготовке и Кубком «Союза моряков-подводников ТОФ» за высокую боевую выучку.
Грамоты и кубки представители командования подводных сил ТОФ торжественно вручили командиру атомного подводного крейсера «Томск» на базе подводных сил объединения.
Пресс-служба Восточного военного округа

05.04.2017

До конца апреля 2017 года в состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности возвратится многоцелевая атомная подводная лодка «Орел» проекта 949А. В настоящее время АПЛ «Орёл» проходит завершающий этап ремонтных работ на северодвинском предприятии «Звездочка». На подводной лодке обновлен ряд систем жизнеобеспечения, радиотехнического и навигационного вооружения.
АПЛ «Орел» продолжит выполнение задач в составе подводных сил Северного флота.
Также, планируется что в 2017 году возвратятся в состав ВМФ ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула» проекта 667 БДРМ и дизель-электрическая подводная лодка «Дмитров» проекта 877.
В феврале текущего года состоялся вывод подводной лодки «Тула» из эллинга Центра судоремонта «Звездочка» и в настоящее время продолжаются ремонтные работы, которые будут завершены в 4 квартале 2017 года. Далее на очереди ремонт АПЛ «Брянск». Наряду со строительством атомных подводных лодок 4-го поколения, реализация программы судоремонта в отношении атомных подводных лодок 3-го поколения.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

07.04.2017

Центр судоремонта «Звёздочка» /входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация»/ завершил работы по ремонту атомного подводного ракетного крейсера «Орёл» (пр. 949А «Антей»). 6 апреля атомоход покинул акваторию предприятия и начал переход к месту постоянного базирования, об этом говорится в сообщении Центра судоремонта «Звёздочка».
Ремонтные работы на АПРК «Орёл» продолжались более трёх лет. Корабелы «Звёздочки» выполнили восстановление технической готовности всех систем корабля – механической части, радиоэлектронного вооружения, корпусных конструкций и главной энергетической установки. Произведены перезарядка реакторов субмарины и ремонт комплекса вооружения. Специалистами Центра судоремонта «Звёздочка» выполнены сложные работы по восстановлению технических характеристик валопроводов атомохода.
«В ближайшее время экипаж крейсера под командованием Героя России капитана 1-го ранга Сергея Новохатского и заводская сдаточная команда во главе с ответственным сдатчиком Михаилом Пожинским выполнят проверку всех систем корабля в условиях морских полигонов. По завершению испытаний АПРК «Орёл» приступит к выполнению задач боевой службы», — сообщает пресс-служба Центра судоремонта «Звёздочка».
АПЛ Северного флота К-266 «Орел» проекта 949А «Антей» была поставлена в док «Звездочки» для работ по восстановлению технической готовности в апреле 2014 года. После заводского ремонта срок службы атомохода продлен на 3,5 года. Подлодка построена на северодвинской судоверфи «Севмаш» и вошла в состав флота 5 февраля 1993 года.
ВТС «БАСТИОН»

12.04.2017

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) Северного флота «Орёл» (проекта 949А «Антей») прибыл в пункт постоянного базирования на Кольском полуострове после завершения планового ремонта. Корабль вышел из Северодвинска 6 апреля и совершил переход в надводном положении в сложной ледовой обстановке Белого моря и через акваторию Баренцева моря.
На пирсе экипаж крейсера встретил командующий подводными силами Северного флота контр-адмирал Владимир Гришечкин. Он принял доклад об успешном выполнении задач межбазового перехода от командира корабля — капитана 1 ранга Сергея Новохатского и поздравил подводников с возвращением домой.
Экипаж капитана 1 ранга Сергея Новохатского принял корабль в сентябре 2016 года и проводил контроль выполнения заключительного этапа ремонтных работ. В ходе приемо-сдаточных испытаний АПРК «Орёл» прошёл серию проверок в море, подтвердивших заложенные в нём тактико-технические характеристики. В ближайшее время крейсеру предстоит пройти завершающий этап ходовых испытаний с проверкой оружия и технических средств в глубоком море. После сдачи плановых задач курса боевой подготовки в базе и в море корабль будет введён в состав сил постоянной готовности и приступит к выполнению поставленных задач по своему основному предназначению.
Ремонтные работы на АПРК «Орёл» в Центре судоремонта «Звёздочка» Объединённой судостроительной корпорации продолжались более трёх лет. На предприятии было проведено восстановление технической готовности всех систем корабля — механической части, радиоэлектронного вооружения, корпусных конструкций и главной энергетической установки. Произведены перезарядка реакторов субмарины и ремонт комплекса вооружения, а также выполнены сложные работы по восстановлению технических характеристик валопроводов атомохода. В результате ремонта срок службы крейсера был существенно увеличен.
Пресс-служба Северного флота

05.07.2017

Атомный подводный ракетный крейсер Северного флота «Смоленск» в среду уничтожил крылатой ракетой морскую мишень в акватории Баренцева моря. Об этом сообщили в пресс-службе флота.
О боевых кораблях и подлодках оперативно-стратегического объединения ВМФ в арктической зоне
«Стрельба была выполнена из подводного положения крылатой ракетой «Гранит» по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении порядка 400 километров. По данным объективного контроля, цель поражена успешно», — сказали в пресс-службе.
Пуск проводился в рамках плановых мероприятий боевой подготовки, уточнили на флоте.
Как отметил командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов, «при подготовке и проведении стрельбы экипаж проявил высокий профессионализм и морскую выучку».

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ГРАНИТ»

12.07.2017

Экипаж атомного подводного крейсера «Томск» Тихоокеанского флота (ТОФ) во время выполнения плановых задач в море успешно произвел пуск крылатой ракеты по береговой цели.
Стрельба сверхзвуковой крылатой ракетой «Гранит» выполнялась из подводного положения по наземной мишенной позиции, находящейся на полигоне Кура в Камчатском крае. Пуск производился из акватории Охотского моря.
В ходе выполнения задач в море подводники выполнили более десятка различных боевых упражнений, в том числе скрытное перемещение под водой на позицию пуска и уход от огневого поражения условного противника после стрельбы.
Атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота «Томск» в 2016 году по результатам состязаний на первенство Военно-Морского Флота России между многоцелевыми подводными лодками по уничтожению «условных» кораблей противника с выполнением стрельбы крылатыми ракетами по морским целям занял первое место.
Кроме того, по итогам прошлого года экипаж АПЛ «Томск» награжден переходящим кубком командующего ТОФ за победу в состязании на первенство флота по тактической подготовке и переходящим кубком «Союза моряков-подводников ТОФ» за высокую профессиональную подготовку и боевую выучку.
Пресс-служба Восточного военного округа

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ГРАНИТ»


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ»

И 949А «АНТЕЙ»

Любая борьба, в том числе и война на море, это непрерывное соревнование между системами защиты и нападения. Это относится и к 1970-м…1980-м годам XX века, когда противостояние двух сверхдержав СССР и США в политическом аспекте и гонке обычных и ядерных вооружений достигло апогея. Основой военно-политической мощи США на море были полтора десятка авианосных соединений, самолеты с которых по всему миру наглядно демонстрировали интересы, поддержку или враждебность Соединенных Штатов.
Ответом на это со стороны Советского Союза стали атомные подводные лодки с крылатыми ракетами — постоянная, скрытая угроза внезапного удара из глубины. В 1970-е годы это были атомные подводные лодки второго поколения проектов 661, 670 и 670М, их дополняли десятки АПЛ первого поколения проекта 675 и дизель-электрические подводных лодки различных проектов с противокорабельными крылатыми ракетами.
Противодействие американцев на это представляло собой образец системного подхода к решению проблемы. Во-первых, были существенно усовершенствованы системы космического, авиационного (базового и палубного) и гидроакустического (стационарного и корабельного) наблюдения. В состав авианосных соединений были включены противолодочные атомные подводные лодки. А поскольку основным собственным средством обнаружения и целеуказания подводной лодки является ее гидроакустический комплекс, то были приняты меры по гидроакустической маскировке авианосцев в составе ордера.
Во вторых, были специально созданы и включены в состав авиационных крыльев авианосцев палубные истребители-перехватчики F-14A «Томкэт», способные одновременно обстреливать ракетами большой дальности AGM-54 «Феникс» до шести воздушных целей в широком диапазоне высот. Наведение истребителей на цели обеспечивали палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-2С «Хокай».
В третьих, для кораблей охранения авианосцев создавалась многофункциональная зенитно-ракетная система «Иджис,» позволявшей обстреливать одновременно до двух десятков целей, а авианосцы и корабли ордера оснащались малокалиберными зенитными артиллерийскими комплексами «Вулкан-Фаланкс» ближнего рубежа.
Все это привело к тому, что рубежи противовоздушной и противолодочной обороны авиационного соединения ВМС США значительно расширился, и достиг 450 — 500 км. И, наконец, начавшие вступать в строй в начале 1970-х годов новые американские атомные ударные авианосцы типа «Нимитц» обладали существенно большей, чем «Форрестолы» и «Китти Хоки», боевой живучестью.
Борьба с такими группировками требовала от нашего ВМФ решения целого круга задач, включая точное обнаружение цели, надежный контакт с целью и скрытное слежение за ней, нанесение, в случае необходимости, неотвратимого и сокрушительного удара. По замыслу специалистов ВМФ и промышленности поставленным требованиям и должна была отвечать создаваемая в нашей стране система «Гранит».
Эта система вооружения должна была включить в себя новый противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» с крылатыми ракетами большой дальности и подводным стартом, атомные подводные лодки — носители с повышенными скрытностью и живучестью и с ракетным боезапасом достаточным для поражения авианосца в составе авианосного соединения, а также использовать различные типы и виды систем разведки и целеуказания с качественно лучшими характеристиками и высокой боевой устойчивостью.
Первые проработки ракетного комплекса «Гранит» для вооружения подводных лодок началась в ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) в 1965-1966 гг. Научно–исследовательские работы по обоснованию построения, основных характеристик и предполагаемых носителей ракетного комплекса «Гранит» выполнялись НИИ ВМФ с участием ЦКБМ (ОКБ-52), ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, ЦНИИ Машиностроения и других организаций. В результате в апреле 1966 года было принято Решение Военно-промышленной комиссии Совмина СССР о выполнении ЦКБ-18 проектных проработок — аванпроекта подводной лодки с ракетами «Гранит».

В течение 1966-1967 гг. в ЦКБ-18 (ЛПМБ «Рубин») под руководством П.П.Пустынцева с привлечением других организаций было рассмотрено более 40 вариантов проработок подводных лодок с ракетным комплексом «Гранит». Старт ракет рассматривался как «сухой», так и «мокрый», вертикальный и под углом 450, с числом ракет в залпе от 8 до 32, пусковые контейнеры располагали внутри прочного корпуса и в межбортном пространстве. Особое значение при работе над ПЛ уделялось обеспечению высокой эффективности корабля, низкой подводной шумности и малой численности личного состава.
В проработках учитывалась возможность строительства лодок на различных судостроительных заводах, включая внутренние, расположенные в глубине территории страны. Одним из основных возможных заводов – строителем должен был стать завод «Красное Сормово» в Горьком.
В аванпроекте АПЛ были проработаны различные типы атомных энергетических установок мощностью от 400000 до 100000 л.с., конструкция корабля прорабатывалась одновальной и двухвальной из высокопрочной стали и титана, глубина погружения лодки была от 400 до 1000 метров. Просматривались различные средства целеуказания, включая и собственные, в том числе и гидроакустические (разработчик ЦНИИ «Морфизприбор», руководитель В.В.Громковский), обеспечивающие стрельбу на полную дальность.
Практически одновременно ЦКБМ проработал до 40 вариантов ракеты «Гранит», а ЦНИИПА (директор В.В.Павлов) до 17 вариантов систем управления для нее.
На совещании в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова руководителей предприятий промышленности и НИИ ВМФ было решено на стадии аванпроекта выполнить шесть вариантов АПЛ с РК «Гранит», они отличались числом ракет на носителе 16 и 24 единицы, в большинстве вариантов рассматривалась одновальная мощностью АЭУ 40000, и 100000 л.с., в одном двухвальная мощностью 80000 л.с., специально прорабатывался вариант для строительства на заводе «Красное Сормово» с возможностью транспортировки ПЛ Беломорско-Балтийским водным путем.
В ЛПМБ «Рубин» поработали рекомендованные совещанием варианты АПЛ и одновременно подготовили несколько дополнительных, затем материалы представили в Минсудпром и Главное управление кораблестроения (ГУК) ВМФ.
После рассмотрения предложений по комплексу «Гранит» и аванпроекта ПЛ-носителя в сентябре 1969 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по плану военного кораблестроения на 10 лет, в котором ЛПМБ «Рубин» задавалась разработка эскизного проекта 949 атомной подводной лодки с ракетами «Гранит» к 1970 году, технического – в 1971 году. Главным конструктором проекта 949 был назначен П.П.Пустынцев.

Группой Главного конструктора было проработано на первом этапе более 100 вариантов АПЛ. По результатам исследований и работ по эскизному проекту 949 было представлено два основных варианта корабля: для строительства на Северном машиностроительном предприятие, удовлетворяющий практически всем требованиям ВМФ и с ограниченными ТТЭ для постройки на заводе «Красное Сормово» или на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомолске-на-Амуре. Для каждого варианта было проработано три типа паротурбинных АЭУ: двухвальная с турбинами Калужского турбинного завода мощностью 2х50000 л.с., двухвальная с турбинами Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) мощностью 2х45000 л.с. и одновальная с турбиной ЛКЗ мощностью 92500 л.с.
Эскизный проект 949 был разработан в декабре 1970 года и утвержден Минсудпромом и ВМФ 15 марта 1971 года. Технический проект был закончен ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор П.П.Пустынцев) в декабре 1971 года, в нем за основу был взят вариант АПЛ с 24 крылатыми ракетами, предусматривающий строительство на СМП с двухвальной АЭУ с водо-водяными реакторами и турбинами Калужского завода.
Постройка АПЛ проекта 949 задавалась ЛПМБ «Рубин» Постановлением правительства от 26 апреля 1972 года, им предусматривалось привлечение к работам 129 предприятий и выполнение 178 НИОКР.
Атомная подводная лодка проекта 949 имеет традиционную для отечественного подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию, стальной прочный корпус имеет цилиндрическую форму переменного диаметра и разделен на девять отсеков. Легкий корпус облицован противогидроакустическим покрытием.
Ограждение рубки и выдвижных устройств АПЛ имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы облегчающей всплытие во льдах, в нем размещены всплывающая спасательная камера (ВСК) и большого число выдвижных устройств различного назначения, включая: два перископа и антенны: радиосекстана, РЛС (находящиеся на шахте подачи воздуха для компрессоров ), КВ и УКВ радиосвязи, радиопеленгатора, спутниковой связи и навигации. Когда лодка находится, то Для приема на большой глубине или подо льдом радиосообщений, целеуказания и сигналов спутниковой навигации, на АПЛ имеется всплывающая буйковая антенна типа ”Зубатка”.
Носовые рули расположены в носовой оконечности и убираются в корпус. Для большей комфортности личного состава, в условиях длительных “автономок”, на корабле предусмотрена «зона отдыха», где имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок.

Энергетическая установка корабля максимально унифицирована с главной энергетической установкой тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 и включает два реактора водо-водяного и две паровые турбины общей мощностью 100 000 л.с., работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Главные механизмы имеют блочное исполнение и систему двухкаскадной амортизации. Для повышения живучести паротурбинная установка имеет эшелонное расположение и размещена в двух разных отсеках. На лодках проекта 949 устанавливались соосные 4-х лопастные гребные винты и два подруливающих устройства.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом ”Скат”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС ”Антей”. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации, навигационным комплексом «Медведица-949».
Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад» и «Ветер» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса, и устройство быстрого заряжания, боекомплект торпедно-ракетного вооружения в 28 единиц. Вместо торпед могут приниматься мины.

Основное вооружение ракетного крейсера 24 сверхзвуковые крылатые ракеты 3М45 комплекса «Гранит», они размещены вне прочного корпуса расположены в бортовых ракетных контейнера, наклоненные под углом 45º к горизонту. Пусковые контейнеры представляли собой металлическую конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой.
Разработка ракетного комплекса «Гранит» была задана ЦКБМ постановлением Правительства от 10 июля 1969 года. Разработка сложной системы управления ракетным комплексом была поручена ЦНИИ ПА (ЦНИИ «Гранит», главный конструктор системы управления – Н.М.Мозжухин, первый заместитель – В.Б.Голованов). Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины. Впервые был разработан комплекс большой дальности стрельбы с автоном¬ной системой управления.
Из рассмотренных в процессе проектирования вариантов ракеты в качестве маршевого двигателя выбран турбореактивный. В ПКР впервые решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПКР «ГРАНИТ»

Тип комплекса «Гранит»
Тип ракеты 3М45
Разработчик НПО машиностроения
Состояние На воор. с 1983 г.
Дальность стрельбы, км 500
Скорость полета, м/с Сверхзвук.
Длина, м Ок. 10
Диаметр корпуса, м Ок. 1
Тип БЧ обычная
Тип топлива жидкое
Тип старта Подводный

Корабельная система управления обеспечивала подготовку и производство старта группы ракет в залпе с высоким темпом. В системе управления был реализован ряд новых технических решений, в том числе централизованное целераспределение ракет в залпе. Возможность маневрирования позволила реализовать рациональное взаим¬ное положение ракет залпа в полете и наиболее эффективную форму траекто¬рии. Это позволило, наряду с бортовой станцией активных помех, успешно пре¬одолевать огневое противодействие любой корабельной группировки и наибо¬лее эффективно решать задачу поражения цели.
Пусковая установка СМ-225 комплекса «Гранит» для подводных лодок была разработана в КБСМ (гл. конструктор А.Ф.Уткин). Отработка отдельных узлов и механизмов проводилась на специально спроектированных в КБСМ и изготовленных стендах СМ–101, СМ–103, СМ–107.
ПУ СМ-225А была разработана в 1984–1986 гг. в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В.Ф.Потапова, а в 1989 г. принята на вооружение. На АПЛ проекта 949А
пусковые установки расположены двумя рядами по бортам вне прочного корпуса на протяжении средних отсеков и занимают примерно половину длины подводной лодки. Спаренные наклонные контейнеры закрываются двенадцатью крышками-обтекателями. Внутри контейнера на устройстве продольного удержания установлен стакан с направляющими, раскреплённый через поперечные амортизаторы
на стенки контейнера. Пуск ракеты из ПУ СМ-225А возможен при надводном и подводном положении АПЛ. Подводный старт ракеты осуществляется после заполнения контейнера забортной водой.
Первый пуск ракеты «Гранит» из-под воды состоялся 26 февраля 1976 года. В период испытаний ракеты с погружаемого стенда на Черном море руководство работами осуществлял ответственный представитель гене¬рального конструктора Ефремов ГА., техническое руководство испытаниями — Лифшиц М.И., Сахаров К.Ф., Вишняков В.А.
На государственные испытания комплекс был предъявили в 1979 году. Испытания проводились с береговых стендов и головных кораблей: подводной лодки проекта 949 и ракетного крейсера «Киров» проекта 1144. Испытания прошли успешно. Постановлением Правительства от 19 июля 1983 года комплекс «Гранит» был принят на вооружение ВМФ.
В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера, алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО «Гранит». Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают «Граниту» при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем противовоздушной и противоракетной обороны авианосного соединения.
Головная АПЛ проекта 949 К-206 (зав. № 605), построенная на Севмашпредприятие, вошла в состав ВМФ 31 декабря 1980 года. Высокая скорость подводного хода, прекрасная маневренность и управляемость, большая глубина погружения и малошумность сделали эту лодку малоуязвимой. Одна ПЛ пр. 949, даже без взаимодействия с авиацией и надводными кораблями, была способна обнаруживать авиационные ударные группировки противника, осуществлять скрытное слежение за ними и наносить мощный ракетный удар из-под воды.
Однако серия АПЛ пр. 949 была небольшой, построили всего две лодки. Объ¬яснялось это тем, что в погоне за минимизацией водоизмещения заложенный в проекте монтаж оборудования оказался настолько плотным, что обслуживание механизмов и доступ к ним при повседневной эксплуатации были затруднительными, ремонтопригодность корабля в целом была недостаточна, а запас на модернизацию низок.

Поэтому в 1982 году было принято решение о строительстве третьей и последующих лодок серии пo улучшенному пpоекту 949А «Антей» (гл. конструктор И.Л.Баранов). Он отличался от лодок пр. 949 несколько большим водоизмещением, но при этом новая компоновка оборудования вну¬три прочного корпуса обеспечивала необходимый доступ для обслуживания механизмов и их ремонтопригодность на проекте 949А. Кроме того, лодки оснастили новыми семилопастными малошумными гребными винтами. Увеличение боевой эффективности АПЛ этой серии достигалось за счет последовательного внедрения мероприятий по снижению подводной шумности корабля и совершенствования его радио¬электронного вооружения. Принятые в пр. 949А конструктивные решения позволили устранить недостатки первых кораблей, сохранив при этом практически все их достоинства, и осуществлять непрерывную проектную модернизацию серийных ПЛ.
Для этих кораблей в КБСМ (гл. конструктор В.Ф.Потапов) была создана пусковая установка СМ-225А, которая обеспечивала хранение и пуск ракет 3М45 или 3М15 как при подводном, так и при надводном положении АПЛ. Установки изготовлялись на заводе «Большевик», затем их производство было передано Юргинскому машиностроительному заводу.
Строительство всех подводных лодок проектов 949 и 949А осуществлялось на Севмашпредприятии в г. Северодвинске. Всего планировалось построить 19 подводных лодок пр. 949 и 949А с новым ракетным комплексом. По проекту 949 были построены в 1980 г. К-525 (с 06.04.1993г.–“Архангельск”) и в 1983г. К-206 (с 14.04.1987г по 15,02,1992г. — «Минский комсомолец», а с 06.04.1993г. – “Мурманск”). Первоначально их относили к крейсерским подводным лодкам, однако с середины 1992 г. переклассифицировали в атомные подводные крейсера. Всего отечественный флот с 1980 по 1997 гг. получил 2 лодки проекта 949 «Гранит» и 11 его улучшенной модификации  949А “Антей”, еще несколько кораблей находятся в различных стадиях постройки. Резкое сокращение финансирования в 1990-х годах остановило пока строительство серии на 14-й лодке. По проекту 949А были построены К-148, К- 173, К- 139, К-119, К- 410, К-442, К-456, К-266, К-186, К-141, К- 526.
Таким образом, во второй половине 1990-х годов число российских ударных АПЛ с мощными крылатыми ракетами большой дальности примерно соответствовало числу американских авианосных соединений. В настоящее время субмарины проекта 949 выведены в резерв.
По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию «эффективность-стоимость» атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами 949-го проекта являлся наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 1980-х гг. стоимость одной лодки проекта 949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось примерно одной десятой стоимости атомного авианосца «Теодор Рузвельт» (2,3 млрд долл. без учета стоимости его авиационного крыла).

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ III ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 949, 949А

Проект

Тактический номер

Наименование

Год сдачи

Флот

949

К-525

«Архангельск»

1980

СФ

К-206

«Мурманск»

1983

СФ

949А

К-148

«Краснодар»

1986

СФ

К-139

«Иркутск»

1987

ТОФ

К-119

«Воронеж»

1989

СФ

К-173

«Красноярск»

1986

ТОФ

К-410

«Смоленск»

1990

СФ

К-442

«Челябинск»

1990

ТОФ

К-456

«Вилюченск»

1992

ТОФ

К-266

«Орел»

1992

СФ

К-186

«Омск»

1993

ТОФ

К-141

«Курск»

1994

СФ

К-526

«Томск»

1996

ТОФ

К-329

«Белгород»

Не достроен

К-135

«Волгоград»

Не достроен

Повышению качества изготовления и эксплуатационных характеристик ракет и элементов комплекса «Гранит» в значительной степени способствовали заседания Совета главных конструкторов, регулярно проводимые под председательством генерального конструктора Г.А. Ефремова. На этих заседаниях рассматривались достигнутые результаты и разрабатывались меры по устранению недостатков, выявляемых в процессе эксплуатации. Так, в 1988 году на Северном флоте было проведено специальное совещание по результатам эксплуатации комплекса «Гранит» с привлечением как специалистов ВМФ, включая представителей технических позиций, военных приемок и научно-исследовательских институтов ВМФ, так и представителей промышленности — разработчиков и изготовителей элементов комплекса.
С целью анализа изменения технических характеристик ракет в процессе эксплуатации на предмет продления сроков их службы сверх заданных в ТТЗ ВМФ, были разработаны специальная программа и методика проведения этой работы.

Результаты проведенной работы позволили продлить предусмотренный ТТЗ ВМФ срок службы ракет «Гранит» с 7 до 20 лет. Этот результат чрезвычайно важен в настоящее время, когда практически отсутствуют заказы на производство новых ракет и поддержание боеспособности кораблей и подводных лодок, вооруженных комплексом «Гранит», обеспечивается только за счет продления сроков эксплуатации ранее изготовленных ракет.
С августа 2000 года название атомного подводного крейсера К-141 «Курск», стало известно всему миру как символ трагедии, мужества, морской взаимовыручки, верности слову и… расчетливой инженерной дерзости. «Курск» с экипажем из 118 человек погиб 12 августа 2000 г. в Баренцовом море во время учений в точке с координатами 600 40´ СШ , 370 40´ВД из-за взрыва боезапаса в носовом отсеке. Хотя причины, вызвавшие этот взрыв окончательно не установлены, правительственная комиссия считает наиболее вероятной нештатную ситуацию, приведшую к объемному взрыву и детонации боеприпасов — утечку перекиси водорода из практической торпеды калибра 650-мм. Лодка затонула на глубине чуть более 100м. Практически все члены экипажа в 1-м, 2-м и частично 3-м отсеках погибли либо сразу в момент взрыва, либо в считанные минуты после него. Оставшиеся в живых 23 подводника сосредоточились в девятом отсеке и начали готовиться к самостоятельному выходу на поверхность. Они были сильно ослаблены действием углекислоты и знали, что при подъеме, не выдержат компрессию. В отсек поступала вода. Помощь трагически опаздывала, герои, они понимали все –“Отчаиваться не надо”, как завещание всем нам написал Дмитрий Колесников… Понимая, что счет жизни для подводников идет на часы, сразу несколько стран предложили нам свою помощь, однако когда норвежкий водолаз проверил наличие воздуха в отсеке, он был уже весь заполнен водой…

На встрече с родственниками погибших моряков, потрясенный их горем, а вместе с ними горевала вся страна, Президент России Владимир Путин поклялся, что “Курск”поднимут и родственники похоронят своих мужей, сыновей, братьев. Он сдержал слово – в сентябре-октябре 2001г. голландская фирма “Маммут Транспорт Антиллес Н.В.” осуществила подъем подводного крейсера.
12 августа 2003 года один из мемориалов морякам “Курска” был открыт на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга…
О свойстве ПУ СМ-225А противостоять внешним воздействиям при хранении ракет позволяют судить результаты обследования поднятой со дна Баренцева моря АПЛ проекта 949А К-141 «Курск»
после катастрофы, случившейся 12 августа 2000 г. в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке подводной лодки. При взрыве, мощность которого превысила допустимое расчётное значение,
с направляющих пусковых установок была сорвана часть ракет, но они не получили значительных повреждений.

В 2014 году Военно-морскому флоту России был передан АПРК «Смоленск» после завершения заводского ремонта и продления срока службы на ЦС «Звёздочка».
Подводные ракетные крейсеры «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся КРК «Гранит» оперативного назначения.
В декабре 2011 года стало известно, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации АПЛ. Планируется замена ракет на более современные. Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. В ЦКБ МТ «Рубин» разработана программа перевооружения АПЛ «Антей» на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Транспортно-пусковые стаканы (ТПС) с ракетами этих комплексов предусматривается размещать в тех же контейнерах пусковых установок, которые в настоящее время предназначены для ракет «Гранит». И тогда АПЛ узкой специализации – «убийцы авианосцев» станут многоцелевыми, и их ракетный боекомплект увеличится.
Модернизация АПЛ Северного флота будет производиться в ЦС «Звёздочка», а Тихоокеанского — на ДВЗ «Звезда. Группировка АПЛ пр. 949А, по оценкам экспертов, сможет находиться в строю до 2020-х гг.
В 2012 г. на вооружении ВМФ находилось семь АПЛ проекта 949А, две – в долгосрочном ремонте, и одна готовилась к утилизации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНЫХ РАКЕТОНОСЦЕВ ПРОЕКТОВ 949 И 949А

Проекты подводных лодок

Характеристики

949

949А

Проектант

ЛПМБ «Рубин»

Гл. конструктор

П.П.Пустынцев

И.Л.Баранов

Завод -строитель

СМП

СМП

Состояние

В 1980-1983 гг. построено две ПЛ

В 1986-1996 гг. построено 11 ПЛ

Водоизмещение, т:

Надводное

12500-13400

14700-15100

Подводное

22500

23860-25650

Главные размерения, м:

Длина макс.

143-144

154,7-155

Ширина макс.

18,2-18,3

18,0-18,3

Осадка по КВЛ

9,0-9,2

9,2-9,5

Тип главной энергетической установки

Атомная энергетическая установка, паротурбинная

Скорость полного хода, узл.:

надводная

14-16

14,6-15

подводная

32

32-33,4

Глубина погружения, м

420-600

420-600

Автономность, суток

120

120

Численность экипажа, чел.

94-107

107-114

ВООРУЖЕНИЕ:

Ракетное:

— комплекс

— число х тип ракет

«Гранит»

24 х 3М45

«Гранит»

24 х 3М45

торпедное

4 х 533-мм, 4 х 650-мм ТА

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ». НОВОСТИ 2011-2014
МОДЕРНИЗАЦИЯ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949А «АНТЕЙ»
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ГРАНИТ»
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap