СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 940. PROJECT 940 RESCUE SUBMARINE


СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 940
PROJECT 940 RESCUE SUBMARINE

Вскоре после того как были завершены испытания первого спасательного подводного аппарата УПС, в 1962 г. СКБ «Судопроект» получило задание выполнить исследовательское проектирование по теме «Робот» с целью определения рациональных конструктивных решений по созданию самодвижущегося снаряда для выполнения подводных работ без помощи водолаза на глубинах до 500 м с намерением подготовить материалы для выдачи ТТЗ на проектирование снаряда.
Заданием предусматривалась эксплуатация спасательного подводного снаряда (СПС, проекта 1837) совместно с судном-носителем пр.537, а также со специально спроектированной спасательной ПЛ пр.940 и с боевыми ПЛ пр.651, 658 и 675 после их соответствующего дооборудования.
20 сентября 1967 г. принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, предусматривающие строительство спасательной ПЛ, оснащенной двумя СПА
Полученный в 1960-е гг. коллективом ЦКБ-112 опыт работы со спасательной техникой позволил конструкторам разработать технический проект первой СПЛ (1969 г.), минуя эскизную стадию.

К 1972 г. разработало рабочие чертежи СПЛ пр.940 (главный конструктор — Б.А.Леонтьев, наблюдающий от ВМФ — В.Р.Мастушкин, от АСС ВМФ — Б.М.Голдобин), а завод им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре приступил к ее строительству (главный строитель — В.А.Белькович, строители — Л.С.Несветаев и Л.Д.Пиков).
Оснащенная двумя спасательными аппаратами пр. 1837 и комплексом водолазного оборудования СПЛ пр.940 явилась принципиально новым типом корабля в системе поисково-спасательных сил ВМФ, обеспечивающим проведение спасательных и подводных работ фактически независимо от состояния моря.
Головной корабль пр.940 был заложен 22 февраля 1974 г., перемещен в транспортно-спусковой док 5 сентября и спущен на воду 7 сентября 1975 г.

Спасательная ПЛ пр.940 предназначалась для спасения личного состава аварийной ПЛ и для обеспечения подготовки к ее подъему. Она должна выполнять следующие задачи:
• поиск аварийной ПЛ во взаимодействии с поисковыми силами флота и, повозможности, самостоятельно с помощью установленного на ней вооружения, при ее плавании на глубинах до 240 м и допоиск аварийной ПЛ с помощью принятых на СПЛ двух спасательных снарядов (СПС) пр. 1837 при их плавании на глубинах до 500 м, а также определение состояния аварийной ПЛ, лежащей на грунте, с помощью водолазов на глубинах до 200 м;
• спасение личного состава аварийной ПЛ «сухим» способом на глубинах до 500 м с помощью спасательных подводных снарядов;
• спасение личного состава аварийной ПЛ «мокрым» способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м;
• допоиск затонувших самолетов, торпед, ракет на глубинах до 500 м с помощью принятых на СПЛ спасательных снарядов;
• обозначение места аварийной ПЛ с помощью комбинированных сигнальных патронов и излучателей шума аппаратуры аварийной сигнализации (МГС-29) при нахождении СПЛ над аварийной ПЛ;
• установление и поддержание связи с личным составом аварийной ПЛ с помощью установленного на СПЛ вооружения и водолазов, а также поддержание жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;
• оказание медицинской помощи водолазам и спасенным подводникам;
• проведение декомпрессии водолазов и спасенных подводников;
• обеспечение глубоководных испытаний ПЛ и испытаний новых аварийноспасательных средств с помощью установленного на СПЛ вооружения;
• проведение подводных работ силами водолазов на глубинах до 200 м;
• проведение подводных работ с применением метода длительного пребывания водолазов на глубинах до 300 м;
• буксировку аварийной ПЛ в надводном положении.

Перед проектантами ставилась основная задача — получить средство, более эффективное по сравнению с существующими при выполнении спасательных работ.
Как известно, эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасательными судами, ограничивается возможностями работы водолазов по глубине и по времени пребывания на этой глубине, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ и сложностью позиционирования (постановки и удержания) надводного спасательного судна над аварийной ПЛ.
Государственные испытания экспериментальной спасательной ПЛ пр.666 и опытная ее эксплуатация показали, что она не имеет большинства из указанных ограничений надводных спасательных судов и подтвердили возможность и эффективность ее использования для спасения экипажей аварийных ПЛ. Этими же качествами обладала СПЛ пр.940 с еще более широкими техническими возможностями.
Нахождение СПЛ в непосредственной близости от аварийной ПЛ позволяет:
• подводникам, спасенным «мокрым» способом, проходить декомпрессию на СПЛ в условиях декомпрессионной камеры, что исключает необходимость сложного и длительного подъема на поверхность по ступеням декомпрессии;
• спасательным подводным снарядам при спасении подводников «сухим» способом приходится проходить расстояния значительно меньше, чем при работе с надводных судов, что сокращает продолжительность спасательных работ и увеличивает число циклов работы СПС без подзарядки их АБ.
Спасательные ПЛ существенно расширяют возможности спасения личного состава терпящих бедствие ПЛ независимо от состояния моря, метеорологических условий.
Спасательная ПЛ имеет двухкорпусную конструкцию, с силуэтом, несколько напоминающим характерный абрис «стратегов» — с ярко выраженным подъемом надстройки за ограждением, которое (в отличие от «стратегов») служит не для закрытия верхних частей ракетных контейнеров, а для конструктивной защиты СПА, обеспечивая надежное крепление их даже при ходе в штормовом море до 8 баллов. Ограждение прочной рубки имеет рубочные рули. Форштевень в нижней части имеет характерный для надводных судов носовой бульб, в котором размещена антенна ГАС «Плутоний».
Общая компоновка ПЛ выполнена с учетом создания условий для безопасной посадки и всплытия СПС, а также создания надлежащих условий обитаемости личному составу и 50 спасенным подводников. В частности, из-за максимально возможного разнесения СПС между собой и ограждением прочной рубки (не менее 10 м) комингc площадки, на которых размещены СПС, установлены над IV и VII отсеками. Такое размещение СПС определило и общую компоновку ПЛ, которая выполнена следующим образом.

В I отсеке расположена кают-компания офицерского состава, каюта командира корабля, агрегатная и две группы АБ.
Во II отсеке на верхней палубе размещен ЦП с необходимыми командными постами, рубкой штурмана и рубкой гидроакустика; на средней палубе — рубка связи, рубка радиолокации и другое оборудование, а в трюме — трюмное хозяйство ЦП.
В III отсеке расположена агрегатная, провизионная сухой провизии для личного состава и для 50-ти спасенных подводников, две группы АБ.
В IV отсеке размещен специальный водолазный комплекс
На верхней палубе расположены жилые каюты, в которых находятся водолазы.
На средней палубе сосредоточено основное водолазное вооружение, включающее поточно-декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания, шлюзовую камеру с приемо-выходными отсеками. Расположение поточно-декомпрессионных камер и отсека длительного пребывания внутри прочного корпуса СПЛ обеспечивает возможность наблюдения за людьми, находящимися внутри камер, через иллюминаторы и свободный доступ к сальниковым уплотнениям, арматуре, а также светильникам, находящимися снаружи камер.
Площадь палубы между поточно-декомпрессионными камерами и отсеком длительного пребывания использована для размещения постов управления работой водолазов и водолазного комплекса — КП управления водолазной службой, пост связи с водолазами, находящимися в воде, и пост подачи им смесей, пост обеспечения декомпрессии и связи с водолазами, находящимися в поточнодекомпрессионных камерах, отсеке длительного пребывания и в шлюзовой камере, а также управление тепловлажностной обработкой отсека длительного пребывания.
На средней палубе зарезервировано место для установки аппаратуры физиологического наблюдения за людьми, находящимися в камерах (в дальнейшем была установлена электрофизическая установка «Трезубец-КП»).
Принципиальные схемы систем жизнеобеспечения водолазов и спасенных подводников, количество и расположение постов управления водолазными работами разработаны 40-м ГосНИИ МО.
В трюме IV отсека размещены баллоны с газовыми смесями, кладовые водолазного имущества, а также посты регенерации газовых смесей для отсека длительного пребывания и пост трюмного, обслуживающего гелиево-кислородный компрессор ГК-225 и компрессор ГК-3.
В V отсеке расположены жилой и камбузный блоки, столовая личного состава и гиропост.
В VI и VII отсеках размещены главные дизели (1Д-43, 2×4000 л.с.) и электромоторы (ПГ-141, 2×3550 л.с.).
В VIII отсеке расположен медицинский блок, включающий операционную, два изолятора, каюту врача и санблок. В этом же отсеке размещены гребные электродвигатели экономического хода (ПГ-140, 2×139 кВт).
В концевых отсеках (I и VIII) расположены электродвигатели лагового перемещения. Движители лагового перемещения обеспечивают возможность точного маневрирования СПЛ вблизи затонувшей ПЛ.

Поиск направления на аварийную ПЛ осуществляется с помощью ШПС МГ-10М по сигналам излучателя шума МГС-29 терпящей бедствие ПЛ. Если сигналы от МГС-29 не поступают, направление и дистанцию до терпящей бедствие ПЛ определяют с помощью ГЛС «Арфа-Г». После обнаружения терпящей бедствие ПЛ спасательная лодка с помощью четырех гидролокаторов МГА-5, размещенных вдоль корабля в килевой части, уточняет положение терпящей бедствие ПЛ, подходит к ней возможно ближе и становится на якоря над ней для проведения спасательных работ, установив и поддерживая с ней связь с помощью ГАС МГ-15 или МГ-25. Связь с подводными спасательными снарядами осуществляется из ЦП с помощью ГАС МГА-1, а с водолазами — через станцию связи МГВ-55.
Для обеспечения обзора внешней среды, для наблюдения за посадкой и всплытием подводных снарядов, а также для обеспечения наблюдения за выходом и входом водолазов и приемом спасаемых подводников «мокрым» способом проектом предусмотрена установка комплекса телевизионной аппаратуры, состоящей из четырех телевизионных комплектов МТ-70 в сокращенной комплектации (без перископов) с одиннадцатью телевизионными передающими камерами. Обзор внешней обстановки производится с помощью пяти камер, установленных в днище лодки в районах II, III, IV и VII отсеков, и одной камеры, установленной в ограждении рубки. Такое расположение камер обеспечивает обзор обстановки под килем лодки на длине 50 м вдоль ее оси, на расстоянии 10 м от киля, и над лодкой в районе ограждения прочной рубки. При этом обеспечивается одновременно наблюдение на трех экранах видеоконтрольных устройств с трех камер. Наблюдение за посадкой и всплытием СПС производится с помощью трех камер, установленных в районе размещения СПС. Для обеспечения наблюдения за входом и выходом водолазов, а также приемом спасаемых подводников «мокрым» способом установлены две телевизионные камеры в водолазной нише.
Для обеспечения работ камер установлены глубоководные светильники СГН-64 (по два у каждой камеры).
Для решения специфических задач спасения на СПЛ пр.940 установлены специальные системы и устройства, в частности:
• в санитарно-бытовом отсеке ОДП в приемо-выходных отсеках шлюзовой камеры — душевые стойки, позволяющие производить обмыв водолазов и спасенных подводников мытьевой пресной холодной и горячей водой;
• для обеспечения стабилизации глубины погружения предусмотрена система стабилизации глубины погружения без хода, которая дает возможность перехода по глубине ступенями (от 1 до 15 м) на глубинах до 240 м;
• для обеспечения размыва илистого грунта на глубинах до 120 м с помощью водолазов на СПЛ предусмотрено специальное устройство (штатный насос осушительной системы, трубопроводы для подачи воды от насоса в водолазную нишу и гибкие рукава);
• размещено оборудование для электрокислородной резки и электродуговой сварки металлоконструкций, позволяющее производить работы на глубинах до 60 м (в надводном положении) и 200 м (в подводном положении);
• соответствующие устройства на СПЛ обеспечивают подачу ВВД с СПЛ на спасательные аппараты, зарядку внутренних АБ СПЛ (в подводном положении и в режиме РДП), с помощью водолазов или СПС обеспечивается подача ВВД на аварийную ПЛ;
• специальное якорное устройство (две якорно-швартовные лебедки и два якоря-массива), обеспечивающие постановку, стоянку и съемку с якорей в подводном положении на глубинах места до 500-600 м и на расстоянии 200-300 м от грунта при скорости течения до 2 уз по курсу СПЛ (лагом к течению 0,5 уз);
• для обеспечения лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте в надводном и подводном положениях предусмотрено устройство лагового перемещения (движительные комплексы — винт в трубе, в носу и в корме);
• для выхода и входа водолазов в приемо-выходные отсеки шлюзовой камеры в каждом из них предусмотрены входные люки диаметром 800 мм с двумя крышками с приводами из прочного корпуса, в каждом люке обеспечивается проверка на герметичность водолазного снаряжения.

Для удобства входа и выхода водолазов из СПЛ установлены две откидные площадки (с приводом из прочного корпуса и из водолазной ниши, в которой находятся подводные светильники) и по две вьюшки с каждого борта с капроновым фалом, служащим тросом-проводником для водолазов.
Кроме того, в отсеках ПДК размещены мойки, кресла-диваны, откидные скамьи, а в отсеке длительного пребывания также шкафы для платья, шкаф для посуды, складные столы и табуреты, откидные кресла-диваны.
При этом следует иметь в виду, что весь личный состав СПЛ (94 человека, из них 17 офицеров) обеспечен спальными местами при двухъярусном расположении коек (каюты — одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные).
Интересно по составу гидроакустическое вооружение СПЛ:
• ШПС МГ-10М2;
• ГАС связи «Гамма-П»;
• гндролокацнонная система бокового и кругового обзора «Крильон»;
• ГАС миноискания МГ-519;
• аппаратура для определения скорости звука в морской воде МГ-23;
• аппаратура определения начала кавитации гребных винтов ПЛ ГИ-102.
Кроме того, в штурманское вооружение входят гидроакустические средства навигации:
• звукометрическое гидроакустическое устройство МГ-17, предназначенное для определения местоположения ПЛ по навигационной гидроакустической системе;
• навигационный эхолот НЭЛ-6 (заменен эхолотом Ml);
• эхоледомер ЭЛ-3;
• гидроакустический лаг ЛА-1 для измерения скорости ПЛ относительно грунта на больших глубинах;
• гидроакустический лаг ЛА-3;
• («Кемь») для измерения скорости хода ПЛ при глубинах под килем от 5 до 170 м;
• гидроакустическая система «Экватор 1», предназначенная для определения места ПЛ относительно донных маяков-ответчиков, установленных на грунте.
После того как головная БС-486 (зав. №194) пр.940 в 1976 г. прошла заводские и Государственные испытания, в связи с новизной установленных на СПЛ специальных спасательных средств было принято совместное решение ВМФ и промышленностиго передачи ее в опытную эксплуатацию.
Опытная эксплуатация СПЛ по специальной программе проведена ТОФ, заводом им. Ленинского Комсомола и ЦКБ «Лазурит» под научным руководством 40-го ГосНИИ с октября 1976 г. по сентябрь 1978 г. Целью опытной эксплуатации явилась последовательная всесторонняя отработка организации и методов использования СПС и комплекса водолазного оборудования СПЛ в условиях флота.
С 1978 г. головная СПЛ пр.940 прошла две модернизации, предусмотренные проектом и связанные с совершенствованием спасательных аппаратов.
За период опытной эксплуатации отработана организация и методика использования СПС при спасении личного состава аварийной ПЛ, комплекса водолазного оборудования с выполнением типовых водолазных работ, устройств и систем СПЛ. Было выполнено 37 (всего к тому времени их совершили 49) всплытий и посадок СПС, 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Проведен вывод людей (24 чел.) с помощью СПС с глубины 60 м и 115м. Впервые в практике ВМФ проведены водолазные спуски на глубины до 200 м методом длительного пребывания под повышенным давлением с проверкой возможности проведения лечебной рекомпрессни до 30 кгс/см2 в морских условиях.
Первый и единственный случай применения СПЛ пр.940 по прямому назначению имел место в 1981 г. 21 октября в 19.37 судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулось с ДЭПЛ С-178 пр.613В. Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 м.

23 октября 1981 г. к спасательным работам подключилась СПЛ (срочно выведенная из ремонта), и в 19.15 начался выход через ТА сразу 16 подводников из I отсека аварийной ПЛ. Шестерых из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Именно у этих спасенных декомпрессионной болезни, в отличие от других, не возникло.
Вторая СПЛ БС-257 (всего их построили две) несла службу на СФ, не участвовала в операциях по прямому назначению (спасению подводников), но принимала участие, например, в подъеме судна из экспедиции В.Беринга, проводила глубоководные исследования, нашла на дне один из транспортов конвоя PQ-17.
Вскоре после сдачи второго корабля пр.940 (это произошло в 1980 г.) был принят на вооружение более совершенный СПА пр. 1855 «Приз», разработанный ЦКБ «Лазурит» (главные конструкторы — Е.В.Крылов (1927-1997), В.Н.Садовнпков) и построенный на заводе «Красное Сормово» (ответственный сдатчик — В.Г.Чубаров). «Приз» может работать на глубине 1000 м, оснащен манипулятором, способным работать с грузом 50 кг. Кроме того, у него практически вечный корпус, изготовленный из титанового сплава.
В 1994 г. ВМФ был сдан новый, более совершенный СПА пр. 18270 «Бестер», также разработанный ЦКБ «Лазурит» (главный конструктор В.С.Пермяков (1935-1987), Р.И.Лафер (1934-1997)) и построенный «Красным Сормовом» (главный строитель — В.А.Голубев, ответственный сдатчик-— С.В.Кокурин, сдаточный механик — Л.А.Чувствии).

Как и «Приз», «Бестер» имеет титановый корпус, оснащен манипулятором, способен садиться на палубу аварийной ПЛ при крене и дифференте последней до 45″ и может выполнять работы до глубины 720 м. Аппарат можно транспортировать самолетом Ан-124 «Руслан» вместе с транспортным поездом (автомобиль МАЗ, тягач и транспортная тележка).
Кроме этих двух новых спасательных аппаратов СПЛ пр.940 дооборудовалась для приема на борт СПА пр. 1837К и 1839 (последний не спасательный, а рабочий — A PC).
На Дальнем Востоке в 1990 г. СПЛ встала в заводской ремонт. С 1992 г. из-за отсутствия средств ремонт прекратили, в 2000 году корпус БС-486 отбуксирован в Китай на разделку. Вторая БС-257” разделана на металл в 2005 году.
В 1981 г. создателям уникального технического комплекса «подводная лодка — спасательные аппараты» была присуждена Государственная премия в области науки и техники. Ее удостоились А.Т.Деев, Б.А.Лентьев, С.В.Молотов, Ю.Г.Мочалов, С.С.Ефимов, А.И.Фигичев, С.Е.Подойницын и В.В.Кудрин.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СКБ «Судопроект» (ЦКБ «Лазурит»)
Гл. конструктор В.А. Леонтьев
Завод-строитель завод №199 (им. Ленинского комсомола Комсомольск-на-Амуре).
Состояние: Построено – 2 ед. (БС-257, БС-486). Вступление в строй – 1976-1978 гг. Выведены в 1992-1994 гг.
Число кораблей в серии 2
Код НАТО – India.
Нормальное водоизмещение, куб. м . 3950
Водоизмещение: с двумя СПС 3940 т
Водоизмещение: без СПС ок 3850 т
Запас плавучести, % 29
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Длина наибольшая 106,0 м
Ширина наибольшая 9,70 м
Высота наибольшая 14,60 м
Осадка по КВЛ (с двумя СПС) 6,9 — 7,40 м
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 1Д-43
— число х мощность дизелей, л.с.
(част. вращения, об/мин). 2 х 4000(440)
— тип главных ГЭД ПГ-141
— число х мощность гл. ГЭД, л.с.
(част. вращения, об/мин). 2 х 2500(360)
— число х мощность
ГЭД э. х., л.с. 2 х 140
— число гребных валов 2
— тип АБ свинцово-кислотная изд. 419
— число групп АБ х число
элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 15
— наибольшая подводная 11,5
— лаговая 0,3
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
— надводная ок. 5000(13)
— подводная . 18(11,5) или 85(3,0)
Автономность 45 сут.
Время непрерывного пребывания под водой, час. 60
Экипаж всего(водолазная служба/команды двух СПС) 94 (21/8)

ВООРУЖЕНИЕ
Средства навигации:
— гирокомпас «Маяк-2М-М», «Курс 10Б»
— лаг ЛИ-5, ЛА-1
— эхолот НЭЛ-6
— р/пеленгатор МГ-17
Средства радиолокации:
— РЛС обн. надводных целей «Флаг»
— СОРС «Накат»
— РЛС опознавания «Хром-КМ»
Гидроакустические средства:
— ГЛС «Гамма» («Плутоний»)
— ШПС «Тулома»
Средства радиосвязи:
— р/передатчик КВ «Окунь-ПЛ», «Искра-М»
— п/передатчик УКВ «Графит-1»
— р/приемник КВ «Брусника»
— р/приемник ДВ «Глубина»
Оптические средства:
— перископ атаки ПЗНА-8М
Спасательные и водолазные средства, ед.:
— спасательные подводные снаряды 2 проектов 1837, 1837К (разработчик СКБ «Судопроект»)
— поточно-декомпрессорная камера 1
— отсек длительного пребывания 1
— шлюзовая камера 1
— водолазное снаряжение 24 комплекта
— система
жизнеобеспечения «Трезубец КП»

ВТС «Бастион», 22.06.2021

Источники:
• А.А.Постнов, «Спасательная подводная лодка пр. 940 «Ленок». «Тайфун» 9/2001
• Постнов А. А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской Сборник, 08.1997 г.
• Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г
• Горз Д. Подъем затонувших кораблей. — Л., Судостроение, 1978. -С.352.
• Авотин П.Г. ЭПРОН // Судостроение. — 1937. — № 12 (72). -С.873-875.
• Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. В 3-х частях, /под общ. ред. Н.П. Чикера. — Ч. III:
• Водолазное дело и спецфизиология. Подводно-технические работы. — М. 1968. ~ С. 500.
• The Rescue Sphere — A Rescue System tor Submarines //Naval Forces. — 1987. — №3. -P.33-35.
• Siuru W.D. Deep Submergence Rescue Vehicles//USNIP, Jan. 1980. -P. 104-107
• Минченко С. И лодку все-таки подняли /По следам подводных катастроф. М.: Гильдия мастеров «Русь», 1992. — С. 14-23.
• Лей Л.Г., Лубяное А.Н. Аппараты подводные — люди земные / «75 лет в боевом строю флота». — УПАСР. Севастополь, 1986. -^С.106-114.
• Спасатели Военно-Морского Флота. — М.: Воениздат, 1996. — С.264.
• https://war-book.ru/podvodnye-lodki-proekta-940/

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1837 (1837К)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И АППАРАТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap