ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





МОРСКИЕ ЭКРАНОПЛАНЫ ТИПА «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТА 904

MARINE CRAFTS, TYPE «ORLYONOK» PROJECT 904

Разработано семейство морских экранопланов взлётной массой до 200 т, аналогами которых являются морские транспортно-десантные экранопланы «Орлёнок»
Экранопланы «Орлёнок» прошли всесторонние летные и мореходные испытания и более 15 лет эксплуатировались в составе ВМФ России
На базе проекта 904 проработаны варианты пассажирских экранопланов и научно-исследовательский морской арктический геологоразведочный (МАГЭ).

25.10.2013
Двадцать лет назад, осенью 1993 года, на 11-й авиабазе Каспийской флотилии ВМФ России состоялся последний полет единственного в мире серийного транспортно-десантного экраноплана А-90 «Орленок» с бортовым номером «26». Полет проходил в присутствии американских представителей из Пентагона, ЦРУ, NASA и Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. Кроме того, за испытаниями «Орленка» наблюдал американский аэрокосмический конструктор Берт Рутан.
В общей сложности было построено пять экранопланов типа А-90, последний из них (тот самый бортовой номер «26») был списан в 2007 году.

ДЕСАНТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 904 «ОРЛЕНОК»

Десантный экраноплан пр. 904 (шифр «Орленок») спроектирован в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. P.E. Алексеева под руководством P.E. Алексеева, а затем В,В. Соколова. Он предназначался для высадки войск морского десанта на необорудованное побережье. По конструкции являлся кораблем, использующим экранный эффект (резкое возрастание несущих свойств крыла на малых высотах полета).
В 1964 году в ЦКБ по СПК приступили к проектированию 105-тонного транспортно-десантного экраноплана Т-1 (проект 904), получившего в начале 1970-х название «Орлёнок». Ему предшествовала двухместная самоходная модель СМ-6 взлётной массой около 26 500 кг. Её разработка началась осенью 1969 года, а спуск на воду состоялся в 1971 году.
Схема СМ-6 сохранилась такой же, как у «Каспийского монстра», с той лишь разницей, что два ТРД поддува располагались не на пилонах по бокам носовой части корпуса лодки, а внутри, причём с верхними воздухозаборниками, что заметно снижало вероятность попадания в двигатели забортной воды.

Первый в мире транспортный экраноплан «Орлёнок» спустили на воду летом 1972 году. Аппарат предназначался для быстрой перевозки в грузо¬вом отсеке длиной 21 м, высотой 3,2 м и шириной 3 м (по другим данным — 28, 4,5 и 3,4 м соответственно) войск, вооружения и различной техники, состоявшей на вооружении ВМФ, включая бронетранспортёры БТР-80 и плавающие танки ПТ-76,
Загрузка в экраноплан осуществлялась через откидывающуюся вбок тяжёлую носовую часть, в которой были расположены два турбореактивных двигателя НК-8-4К, кабина экипажа и многочисленное оборудование. Это было не самое удачное техническое решение, поскольку в данном случае изгибаются различные трубопроводы, электрические кабели, усложняется проводка системы управления двигателем НК-12МК и экранопланом в целом.
Корпус и крылья были выполнены из легких сплавов. Для посадки на сушу имелось шасси. Погрузка и высадка осуществлялась через носовую аппарель. Для этого носовая оконечность фюзеляжа (вместе с ходовой рубкой) заваливалась на борт.
Всего в период с 1979 г. по 1983 г. на экспериментальном (опытном) МП «Волга» было построено четыре экраноплана пр. 904. Головной (зав. № 21) погиб в 1979 г. во время проведения испытаний.
Первый экземпляр установочной серии морской десантный экраноплан (МДЭ-150, строительный номер С-21), отличавшийся усиленным корпусом, построили в 1977 г. Государственные испытания «Орлёнка» продолжались почти два года и 3 ноября 1979-го его приняли на вооружение, подняв флаг ВМФ.

В 1981-м заказчику сдали второй серийный экраноплан (МДЭ-155, строительный номер С-25) и через два года, 30 декабря — третий (МДЭ-160, С-26). Моряки же хотели иметь в своём распоряжении около 20 машин этого типа. К тому времени Алексеева как «неуправляемого» главного конструктора сменил В.В. Соколов.
Серийные «орлята» поступили в 236-й дивизион кораблей- экранопланов, входивший в бригаду десантных кораблей Краснознамённой Каспийской флотилии. Формирование этого подразделения проходило с ноября 1979 по декабрь 1983 года. При этом для управления кораблями нового типа подготовили четырёх пилотов.
Полёты экранопланов проходили редко, корабли часто дорабатывали, отшлифовывая постепенно вопросы, связанные с их эксплуатацией и боевым применением. В 1984 году предполагалось перебазировать дивизион на Балтику, причём своим ходом на высотах до 1500 м. Но перелёт не состоялся. В конце 1986 года по приказу министра обороны СССР 236-й дивизион кораблей-экранопланов переименовали в 11-ю авиагруппу, с подчинением Черноморскому флоту. Экранопланы,как и положено,заняли свою нишу в структуре авиации ВМФ.
В дальнейшем подобных кораблей не строили ввиду отсутствия военной целесообразности. Дело в том, что при больших размерах экраноплана его зенитное вооружение и скорость хода оставались на уровне тихоходного самолета. В случае противодействия со стороны противника он становился крайне уязвимым. В этих условиях гораздо более эффективно могли бы использоваться вертолеты.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— стандартное — 100 м;
— полное — 122 м;
Полётная масса, т 125
Масса топлива, т 12,5
Главные размерения:
— длина наибольшая (по КВЛ) — 58,11 м;
— ширина по крыльям наибольшая — 31,5 м;
— осадка в водоизмещающем положении — 1,5 м;
— высота, м 15,9
Площадь крыла, кв.м: 304,6
Главная энергетическая установка:
— тип — турбореактивная;
— количество х тип ТРД — суммарная мощность — 1 х НК-12МК — 15000 л.с.;
— количество х тип движителей — 1 х спаренных соосных ВВ;
— количество х тип вспомогательных (стартовых) ТРД — суммарная тяга — 2 х НК-8-4К — 20 т;
Скорость, км/ч:
— максимальная 400
— крейсерская 350-360
Крейсерская высота полета — около 2,5 м;
Высота полёта над экраном, м 0,5 – 5
Дальность плавания ходом 190 уз — 700 мили;
Автономность по запасам провизии и топлива — 1 сут;
Экипаж — 8 (4) чел. (в том числе офицеров);

ВООРУЖЕНИЕ:

Десантовместимость — 1 ед. бронетанковой техники массой до 20 т или 130 десантников с полным снаряжением, возможны варианты;
— артиллерийское — 1×2- 12,7-мм («Утес-М»);
Радиоэлектронное
РЛС общего обнаружения «Экран»
Навигационная радиолокационная станция предупреждения столкновений Экран-4

МОРСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН «ОРЛЁНОК-П»

Назначение — Скоростные перевозки пассажиров. «Орлёнок-П» — пассажирский вариант десантного экраноплана проекта 904 «Орленок».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Класс регистра — Тип В по классификации IMO
Водоизмещение, т — 125
Осадка, м — 1,5
Скорость, км/час — 350-400
Мореходность (высота волны), м взлёт/посадка — 1,5
Двигатели
• маршевые , кол. х кВт — 1х11030
• стартовые, кол. х кГ тяги — 2х10500
• Экипаж — 6
• Пассажировместимость — 150

МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ЭКРАНОПЛАН «ОРЛЁНОК-ГР»

Назначение — Срочная доставка специальной колёсной и гусеничной техники, в том числе на необорудованный берег

Класс регистра — Тип В по классификации IMO
Водоизмещение, т — до 140
Осадка, м — 1,6
Скорость, км/час — 375-425
Мореходность (высота волны), м взлёт/посадка — 1,5
Двигатели
• маршевые , кол. х кВт — 1х11030
• стартовые, кол. х кГ тяги — 2х10500
Экипаж — 4
Грузоподъёмность, т — до 40

Вариант экраноплана «Орленок» с доставкой в район на тяжелом транспортном самолете Ан-225 «Мрия». Модель на Выставке 300-летия флота. Крымский Вал, Москва, 1992 г.

Источники: http://www.ckbspk.ru, Ю.В. Апальков «Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли» 2007 г., Якубович Н.В. Корабли, умеющие летать. Экранопланы советского ВМФ.Морская коллекция. 8 (131). 2010 и др.

ВАРИАНТЫ ЭКРАНОПЛАНА ПРОЕКТА 904 «ОРЛЕНОК» НА МВМС-2011
МОРСКОЙ ЭКРАНОПЛАН ТИПА «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТА 904 НА МАКС-2009
ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 904 «ОРЛЕНОК». МУЗЕЙ ВМФ. МОСКВА, 2008Г.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap