ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)
MULTIPURPOSE ATOMIC SUBMARINE «SEVERODVINSK» (PROJECT 885 YASEN-CLASS»)

24.01.2017

На атомной подводной лодке «Красноярск» (проект «Ясень-М») завершен один из важных этапов строительства – гидравлические испытания прочного корпуса и его конструкций.
Как поясняет начальник эллинга №1 стапельно-сдаточного производства Севмаша Александр Крученков, АПЛ успешно прошла проверку на герметичность и корпус выдержал расчетные характеристики, заложенные проектантом. В настоящее время ведётся дальнейшая плановая работа, связанная с подготовкой корпуса к изоляционным и монтажным работам.
Красноярск — серийный корабль в линейке многоцелевых АПЛ, заложенный в 2014 году, спроектирован Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит» (г. Санкт-Петербург).
Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»

14.03.2017
Многоцелевая атомная подводная лодка «Казань», вторая в серии субмарин типа «Ясень», будет спущена на воду в Северодвинске 30 марта. Об этом ТАСС рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Вывод из цеха и спуск на воду «Казани» запланирован на 30 марта», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. «Казань» строится на «Севмаше» в Северодвинске с 2009 года. Субмарина является вторым представителем проекта «Ясень» и первой подлодкой, которая создается по усовершенствованному проекту 885М. Ранее на «Севмаше», где строится подлодка, ТАСС сообщили, что «Казань» будет передана ВМФ России в 2018 году.
Многоцелевые АПЛ четвертого поколения «Ясень» спроектированы Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Первый подводный крейсер серии проекта 885 «Северодвинск» был передан ВМФ РФ 17 июня 2014 года и проходил опытную эксплуатацию до весны 2016 года.
Многоцелевые атомные субмарины «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» строятся по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Всего планируется построить семь субмарин этого проекта.
ТАСС

18.03.2017

Ракетные комплексы подводных лодок «Калибр» и «Оникс» приняты на вооружение. Об этом в интервью газете «Красная звезда» сообщил начальник Управления боевой подготовки Военно-морского флота контр-адмирал Виктор Кочемазов.
«В 2016 году на вооружение приняты новые ракетные комплексы подводных лодок «Калибр» и «Оникс», позволяющие поражать как морские, так и наземные объекты», — сообщил он.
Наряду с модернизацией и строительством новых подводных лодок параллельно ведется работа по созданию новых перспективных образцов оружия и вооружения, отметил Кочемазов.
«В летопись нашего ВМФ вписано боевое применение подводной лодкой ракетного комплекса «Калибр» по объектам запрещенной в Российской Федерации террористической группировки «Исламское государство» в ходе операции российских Вооруженных Сил в Сирии», — напомнил он.
В конце 2015 года подлодка Черноморского флота «Ростов- на-Дону», находясь в Средиземном море, впервые в истории подводного флота России нанесла удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии.
Ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс» установлены на многоцелевой атомной подлодке четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Головной корабль этой серии — «Северодвинск» — в 2016 году завершил опытную эксплуатацию, длившуюся несколько лет, и был принят в боевой состав ВМФ РФ.
ТАСС

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ «ОНИКС» («ЯХОНТ»)
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)

18.03.2017

Седьмая лодка проекта 885М «Ясень» будет заложена в Северодвинске в течение 2017 года. Об этом в статье, опубликованной в газете «Красная Звезда», заявил главком ВМФ Владимир Королев.
Также в 2017 году, по словам Королева, из эллинга на «Севмаше» выведут подлодку «Казань» — вторую субмарину семейства проекта 885 и головную в проекте 885М.
Седьмая лодка этого проекта на данный момент является последней из числа заказанных флотом в рамках текущей Госпрограммы вооружений (ГПВ-2020). По скорректированным срокам она должна быть передана военным до конца 2023 года. Первоначально все запланированные корабли нужно было сдать до истечения 2020 года, кроме того, некоторое время указывалось на возможность строительства в рамках ГПВ-2020 восьмой субмарины этого типа.
В данный момент в составе флота находится головной атомоход семейства «Северодвинск», относящийся к проекту 885. Остальные лодки строятся по измененному проекту 885М. В 2009 году была заложена «Казань», в 2013-м «Новосибирск», в 2014-м «Красноярск», в 2015-м «Архангельск» и в 2016-м «Пермь».
Лента.ру

NATIONAL INTEREST НАЗВАЛ САМУЮ ОПАСНУЮ ДЛЯ ВМС США РОССИЙСКУЮ ПОДЛОДКУ

19.03.2017

Опытная эксплуатация первого многоцелевого подводного ракетоносца проекта 885 «Ясень» — «Северодвинск» — полностью подтвердила заложенные в него создателями характеристики. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», разработавшего эту подлодку, Владимир Дорофеев.
ИНТЕРВЬЮ
«В целом результат опытной эксплуатации корабля, безусловно, положительный. Характеристики, когда-то заложенные в корабль, превратились в объективные показатели — количество реальных стрельб, торпедных пусков. И они говорят о том, что «Ясень» полностью состоялся как боевой корабль», — сказал он.
По словам Дорофеева, подводная лодка приобрела новые для своего класса качества, ее многофункциональность сегодня подтверждена и опытной, и боевой эксплуатацией.
ТАСС:

19.03.2017

В интервью ТАСС генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев рассказал, что технический облик самого первого «Ясеня», который был создан генеральным конструктором этого проекта Владимиром Пяловым, совершенно другой по сравнению с тем «Ясенем», который сегодня успешно несет боевую службу в составе Северного флота.
«За достаточно долгий период строительства головного корабля, по сути, был изменен весь состав средств радиоэлектронного вооружения. Говорить о том, что этот корабль существует в неизменном виде много лет, не совсем верно. Фактически технический облик «Ясеня» был окончательно сформирован в тот момент, когда корабль уже находился на стапеле», — сказал Владимир Дорофеев.
Генконструктор добавил, что если мы говорим про «Ясень», то идеология создания этого корабля подразумевала как раз унификацию. Он приобрел новые качества для своего класса, его многофункциональность сегодня подтверждена и опытной, и боевой эксплуатацией. Это модульность в части применения ракетного оружия — как того, которое выполняет функцию стратегического неядерного сдерживания, так и противокорабельного. Поэтому концепция «Ясеня» в этом отношении абсолютно соответствует сегодняшнему состоянию дел и взглядам ВМФ.
ВТС «БАСТИОН»

19.03.2017

Береговая инфраструктура для приема и размещения атомных подводных лодок четвертого поколения «Ясень» полностью готова. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный директор петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.
«На данный момент береговая инфраструктура благодаря серьезным усилиям Минобороны полностью готова и успешно приняла головной корабль», — сказал он.
Головной корабль проекта 885 «Ясень» в течение нескольких лет проходил опытную эксплуатацию, а теперь несет боевую службу на Северном флоте.
ТАСС

19.03.2017

На Северном флоте уже сформированы экипажи для строящихся атомных подводных лодок, в том числе для усовершенствованных проектов 885 «Казань» и 955 «Князь Владимир», которые достраиваются на предприятии «Севмаш» в Северодвинске, заявил командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.
Укомплектованность экипажей подводных лодок составляет от 97 до 100 процентов. Речь идёт и об атомных ракетоносцах, и о дизель-электрических подводных лодках. Подводники постоянно проходят повышение квалификации в учебных центрах ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г.Кузнецова», расположенных в Обнинске (Калужская область) и в Сосновом бору (Ленинградская область), а также за счёт использования собственной тренажёрной базы в гарнизонах Гаджиево, Заозёрск, Полярный и Североморск.
12 экипажей подводных лодок Северного флота прошли межпоходовую подготовку в учебных центрах ВМФ в прошлом году, а в нынешнем планируется уже 15.
В 2016 году были проведены работы по модернизации материальной базы и обновлению специального программного обеспечения тренажёров «Дельта», «Кама», «ГКП-67», «Барс», которые позволяют совершенствовать навыки кораблевождения и навигации, применения ракетного и торпедного вооружения и использования технических средств личным составом, обеспечивают повышение качества подготовки командиров подводных лодок, вахтенных офицеров и корабельных боевых расчетов на основе компьютерных технологий обучения, отметил командующий Северным флотом.
ВТС «БАСТИОН»

КОМАНДУЮЩИЙ СФ РАССКАЗАЛ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ПОДВОДНЫХ СИЛ ФЛОТА
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ

20.03.2017
В своем поздравлении в День моряка-подводника Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Королев отметил, что Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ продолжат уделять первостепенное внимание поддержанию на должном уровне потенциала группировок стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок на Тихоокеанском и Северном флотах. В 2017 году на предприятии «Севмаш» будет выведена из эллинга многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» (проекта «Ясень») и заложена ещё одна такая же подводная лодка. «Севмаш» спустит на воду и ракетный подводный крейсер стратегического назначения типа «Борей» «Князь Владимир». В группировке стратегических ракетоносцев 4-го поколения он станет четвёртым по счёту.
Наряду со строительством подводных лодок 4-го поколения уже ведутся работы над созданием АПЛ 5-го поколения. Строительство флота не терпит пауз. Процесс развития всех его составляющих синхронизирован с научно-техническим прогрессом, заявил главком.
ВТС «БАСТИОН»

В СЕВАСТОПОЛЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ В ЧЕСТЬ ДНЯ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА
НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ МОРЯКА ПОДВОДНИКА
19 МАРТА – ДЕНЬ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

22.03.2017

Спуск на воду второй многоцелевой атомной подлодки (АПЛ) типа «Ясень» состоится 31 марта.
Об этом журналистам сообщил генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.
«Тридцать первого (марта — прим. ТАСС)», — ответил он на соответствующий вопрос.
Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что второй «Ясень» — подводная лодка «Казань» — будет спущен на воду в Северодвинске 30 марта.
Субмарина создается на «Севмаше» с 2009 года по усовершенствованному проекту 885М и должна быть передана ВМФ России в 2018 году.
ТАСС

31.03.2017

На северодвинском «Севмаше» спущена на воду многоцелевая атомная подлодка «Казань» — вторая в семействе субмарин проекта 885 «Ясень» и первая построенная по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». Об этом сообщает «Интерфакс».
В данный момент в составе флота находится головной атомоход семейства «Северодвинск», относящийся к базовому проекту 885. Он был заложен в 1993 году, спущен на воду в 2010-м и передан флоту в 2014-м. Остальные лодки строятся по измененному проекту 885М: в 2009 году была заложена «Казань», в 2013-м — «Новосибирск», в 2014-м — «Красноярск», в 2015-м — «Архангельск», в 2016-м — «Пермь».
Седьмая (и последняя в рамках Госпрограммы вооружений — 2020) лодка семейства запланирована к закладке в 2017 году. Все семь атомоходов должны быть сданы флоту, по уточненным графикам, до конца 2023 года (ранее планировалось уложиться до конца 2020-го).
Лента.ру

31.03.2017

Вторая многоцелевая атомная подлодка (АПЛ) проекта «Ясень» — «Казань» — выведена из эллинга и спущена на воду на «Севмаше», передает корреспондент ТАСС с места события.
Команду на вывод из эллинга дал гендиректор завода Михаил Будниченко, после чего церемониальную бутылку шампанского о борт корабля разбил его командир капитан первого ранга Александр Бекетов. В мероприятии также принимают участие вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и главком ВМФ России адмирал Владимир Королев.
«Спуск на воду современного подводного многоцелевого крейсера усовершенствованного проекта «Ясень-М» — это действительно событие для всей страны, для Вооруженных сил, для ВМФ. Мы вместе выполняем план строительства, утвержденный правительством. Создается группировка АПЛ, которые будут решать задачи в любых районах мирового океана и обеспечивать безопасность России», — сказал на церемонии главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев.
Дмитрий Рогозин заявил, что благодаря наличию в составе ВМФ РФ кораблей подобных АПЛ «Казань» Россия сможет твердо и уверено отстаивать свои интересы на международной арене.
«Сегодня мы присутствуем в момент вывода на финишную прямую очень красивого, мощного корабля — многоцелевой атомной подводной лодки «Казань», — сказал он на церемонии вывода из эллинга новой АПЛ. — Вчера в Архангельске мы завершили работу международного форума «Арктика — территория диалога». Но диалог надо поддерживать твердым и уверенным голосом, и такой твердый и уверенный голос у нас будет всегда, когда у нас будут такие лодки, когда будут такие результаты работы наших корабелов».
Вице-премьер от имени Коллегии ВПК и от имени правительства России поблагодарил северодвинских корабелов за проделанную работу.
Спуск на воду третьей атомной подводной лодки типа «Ясень» — «Новосибирск» — запланирован на 2019 год. Об этом главком ВМФ Владимир Королев сообщил на церемонии спуска второй такой субмарины «Казань». «Третий планируем спустить, я думаю, по плану завода, в 2019 году», — сказал он.
«Думаем, что эти сроки будут однозначно выдержаны, у нас есть в этом уверенность. Кроме того, летом этого года мы спускаем на воду четвертый «Борей» «Князь Владимир», — добавил главком.
Он также сказал, что седьмая атомная подлодка этого типа будет названа в честь города Ульяновск. «Крайний корабль, шестой (серийный, седьмой по счету), который будет называться «Ульяновск», мы закладываем в этом году. Один у нас уже функционирует в составе подводного флота», — сказал он.
«Эти корабли будут проходить службу на Северном и Тихоокеанском флоте», — уточнил Королев, говоря о серии «Ясеней».
ТАСС

31.03.2017

Из стапельного цеха Севмаша – крупнейшего эллинга в Европе 31 марта 2017 года выведен атомный подводный крейсер «Казань» (проект «Ясень-М»). На торжественной церемонии спуска на воду головного ракетоносца 4-го поколения присутствовали заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Главнокомандующий ВМФ Владимир Королев, президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов, представители промышленности, проектной организации, органов власти, делегация Республики Татарстан.
Вывод корабля из эллинга Севмаша (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) – это завершение первого значимого этапа в строительстве АПЛ. Ракетоносец был заложен на стапеле предприятия в 2009 году и воплотил в себе лучшие достижения отечественного атомного подводного кораблестроения. Конструкторы Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» разработали принципиально новую архитектуру корабля усовершенствованного проекта «Ясень-М». Обновлена элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизировано оборудование и материалы, поставщиками которого являются отечественные производители.
«Вчера в Архангельске мы завершили работу международного форума «Арктика территория диалога»,– открывая мероприятие, сказал Дмитрий Олегович. – Но диалог надо поддерживать твёрдым и уверенным голосом. И такой твёрдый и уверенный голос у нас будет всегда, когда у нас будут такие лодки, когда будут такие результаты работы наших корабелов. От имени коллегии военно-промышленной комиссии, от имени Правительства России сердечно вас благодарю за работу».
По традиции символический старт движению корабля к выходу из эллинга дал командир экипажа АПК «Казань» Александр Бекетов. Он разбил бутылку о борт атомохода. Священнослужители провели освящение крейсера. Со скоростью около одного метра в минуту на стапель-поезде «Казань» двинулась из раскрытых ворот цеха в акваторию предприятия. Впереди у современного атомохода заводские и государственные испытания. Их будут обеспечивать сдаточная команда Севмаша под руководством ответственного сдатчика Дениса Долженкова и экипажа под командованием капитана 1 ранга Александра Бекетова.
Согласно Военно-морской доктрине РФ, в перспективе подводные лодки этого проекта, которые строятся большой серией, станут основными многоцелевыми атомными подлодками России. «Спуск этого уникального корабля ещё раз свидетельствует о тех возможностях по проектированию стратегических лодок и применению подлодок, которыми обладает Россия. Прежде всего это заслуга наших конструкторов инженеров и корабелов. И, конечно, же мы ждём очередных «Ясеней». Мы ждём очередных «стратегов». Я уверен, что эти корабли будут такими же надежными, как те, что сегодня решают задачи в морях и океанах», – сказал Главнокомандующий ВМФ Владимир Королев.
Объединенная судостроительная корпорация

20.04.2017

Новейшая ударная многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» проекта 885М «Ясень-М» стала на несколько метров короче. Сейчас в российском флоте есть только одна лодка этого проекта — «Северодвинск». «Казань», спущенная на воду в марте нынешнего года, была полностью перепроектирована.
На АПЛ появились новое радиоэлектронное оборудование, энергетическая установка, многие узлы и агрегаты стали автоматизированными. Всё это позволило существенно сократить количество обслуживающих субмарину моряков.
Как рассказали «Известиям» в Главном штабе Военно-морского флота, «Казань» построена по обновленному проекту «Ясень–М» (это развитие субмарин проекта 885). От классического «Ясеня» она отличается более совершенным радиоэлектронным вооружением и средствами автоматизации. За счет этого длина подлодки сократилась на 10 м, а жилой отсек был урезан на 4 м.
Сейчас «Казань» спущена на воду. На ней начаты подготовительные работы к запуску атомного реактора. После этого начнутся швартовые и ходовые испытания. В следующем году корабль должен быть принят в боевой состав Северного флота.
Корабли проекта 885 — самые тихие и самые мощные в российском Военно-морском флоте. Предположительно, одна субмарина «Ясень-М» стоит более 200 млрд рублей. Для сравнения, цена одного ракетоносца «Борей» — чуть более 20 млрд.
http://izvestia.ru

24.06.2017

Новейшая атомная подлодка «Ульяновск», завершающая серию «Ясень-М», будет заложена на «Севмаше» 28 июля, сообщил представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по Военно-морскому флоту Игорь Дыгало.
«Планируется, что седьмой по счету (шестой в серии) атомный подводный крейсер четвертого поколения, построенный по усовершенствованному проекту «Ясень-М», будет заложен на северодвинском предприятии «Севмаш» 28 июля текущего года. Приказом главкома ВМФ России подводной лодке присвоено наименование «Ульяновск», — приводит Дыгало слова заместителя главкома ВМФ по вооружению Виктора Бурсука.
До 2020 года для ВМФ планируется построить семь подлодок проекта «Ясень», из них шесть — по модернизированному проекту 885М. Головной подводный крейсер серии «Северодвинск» был передан ВМФ в 2014 году.
РИА Новости

14.07.2017
Согласно обнародованному годовому отчету ОАО «Калужский турбинный завод» (КТЗ) за 2016 год, этим предприятием в 2016 году было «завершено изготовление, а также проведены испытания и отгрузка Заказчику паротурбинных установок ОК-90А-1 «Азурит» и ОК17-М «Мираж».
Паротурбинная установка ОК-90А-1 «Азурит», согласно открытым источникам, устанавливается на атомных подводных ракетных крейсерах стратегического назначения серии проекта 955 (шифр «Борей»), а паротурбинная установка ОК17-М «Мираж» — на атомных подводных крейсерах проекта 885М (08551, «Ясень-М»).
Согласно отчету КТЗ, выручка в 2016 году за указанную спецпродукцию составила 9,940458 млрд рублей.
Это составило боле 90 % всей выручки завода в 2016 году, поскольку выручка от гражданской турбинной продукции составила всего 999,135 млн руб. (согласно отчету, была изготовлена и отгружена одна турбоустановка Р-30-1,5/0,12 для ООО «Имекс нефтепродукт» и два турбогенератора для ИООО «Омск Карбон Могилев», изготовлен турбогенератор для ОАО «Чишминское»). Также изготовлено семь питательных насосов ПН150-50 для ОАО «Транснефть», три из которых отгружено.
В предыдущем 2015 году соотношение направлений деятельности предприятия было схожим — в 2015 году выручка КТЗ от спецпродукции составила 9,437654 млрд руб. (характер поставок спецпродукции в отчете КТЗ за 2015 год не конкретизировался), а от гражданской турбинной продукции — только 841,313 млн руб.
http://bmpd.livejournal.com

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

28.07.2017

28 июля 2017 года на Севмаше (входит в состав АО «ОСК») состоялась торжественная церемония закладки многоцелевого атомного подводного крейсера (АПК) проекта «Ясень-М». Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом кораблю присвоено наименование «Ульяновск».
В торжественной церемонии приняли участие представители органов власти, Военно-морского флота, Объединенной судостроительной корпорации, предприятий промышленности, проектной организации. Закладную доску в «карман» секции будущего корабля установили заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ Виктор Бурсук и первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин. «Это прекрасный подарок в канун Дня Военно-морского флота, – сказал Виктор Иосифович. – Корабли этой серии уже практически доказали свою высокую надежность, отличные боевые качества, поэтому ВМФ будет ждать эту атомную подводную лодку. Надеемся, что высокий профессионализм корабелов будут залогом того, что лодка будет сдана в установленный срок и экипаж будет безопасно служить на ней во славу России».
АПК «Ульяновск» станет шестым в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Головной корабль этого проекта — «Казань» — 31 марта 2017 года был спущен на воду и проходит заводские испытания. Атомные подводные крейсеры «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» находятся на разных этапах строительства. «У Севмаша огромный опыт в строительстве кораблей и великолепный коллектив – двадцать шесть с половиной тысяч профессионалов, – отметил генеральный директор верфи Михаил Будниченко.– Поэтому у предприятия хватит кадрового потенциала и мощностей построить эти АПЛ для Военно-морского флота». Работников предприятия также поздравили губернатор Архангельской области И.А. Орлов, первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области А.С. Тюрин и вице-президент ОСК В.П. Федоров. В подписании памятных удостоверений также приняли участие генеральный директор Севмаша М.А. Будниченко, гендиректор АО «СПМБМ «Малахит» В.Ю. Дорофеев, врио начальника 1059 ВП МО РФ А.В. Меркулов.
В этот же день состоялось награждение работников предприятия государственными наградами. Указ о награждении подписан Президентом РФ В.В. Путиным. В конференц-зале заводоуправления губернатор Архангельской области И.А. Орлов одиннадцати корабелам вручил госнаграды — «Орден Дружбы» и «За морские заслуги», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медали «За заслуги в освоении атомной энергии». Десяти работникам Севмаша присвоены звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Заслуженный конструктор РФ» и «Заслуженный энергетик РФ». «Корабелы Севмаша всегда на переднем плане российского подводного судостроения, – сказал Игорь Анатольевич.– Вы создаете новейшие образцы вооружения и специальной техники, тем самым определяя пути развития Военно-морского флота РФ. Внедрение современных технологий, многолетний опыт коллектива, профессионализм, ответственность, трудолюбие — всё это позволяет выполнять государственные заказы любого уровня сложности. Благодарю вас за вклад в развитие атомного потенциала и укрепления безопасности нашего государства».
ПО «Севмаш»

28.07.2017

Заложенный в пятницу на заводе «Севмаш» многоцелевой атомный подводный крейсер (АПК) проекта «Ясень-М», который приказом главнокомандующего ВМФ будет носить имя «Ульяновск», получит Северный флот, заявил РИА Новости заместитель главкома ВМФ Виктор Бурсук.
«Эта подводная лодка придет на Северный флот», — сказал Бурсук сразу после церемонии закладки крейсера.
«Мы ожидаем эту подводную лодку на рубеже 2024 года, и надеемся, что «Севмаш» со своей задачей справится», — отметил Бурсук.
Во время церемонии закладки на АПЛ «Ульяновск» была приварена закладная доска, на которой написано наименование подводной лодки, проект и дата закладки, а также место, где она закладывается. Закладка прошла в сборочно-стапельном цехе «Севмаша», где строятся все атомные подводные лодки проекта «Ясень» и «Борей».
АПК «Ульяновск» станет шестым в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Головной корабль этого проекта — «Казань» — 31 марта 2017 года был спущен на воду и проходит заводские испытания.
РИА Новости

15.08.2017
Новейшие российские атомные подводные лодки проекта 995 типа «Борей-А» и 885 «Ясень-М» станут практически неразличимыми для гидроакустических станций – главного средства обнаружения субмарин, пишет газета «Известия».
Такая уникальная возможность стала доступна благодаря бесшумным герметичным насосам, произведенным в России. Ранее подводные лодки оснащались продукцией молдавского научно-технического центра «Гидротехника».
В конструкции каждой субмарины предусмотрены десятки насосов, фактически являющихся «сердцем» и «кровеносной системой» лодки. Они обеспечивают циркуляцию жидкости в реакторе, наполнение водой торпедных аппаратов перед выстрелом, отвечают за процессы погружения и всплытия. Однако шум от их работы является главным фактором, демаскирующим признак атомной подводной лодки – именно его и «слышат» гидроакустические станции противника.
Новейшие российские насосы разработаны и выпускаются предприятием «Лопастные гидравлические машины». Характеристики изделия считаются секретными, поскольку именно они определяют «портрет» конкретной субмарины. Зная эти параметры, подводную лодку можно без труда обнаружить на фоне естественных шумов.
РИА Новости

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)

18.08.2017

18 августа 2017 года многоцелевая атомная подводная лодка Северного флота «Северодвинск» успешно провела стрельбу крылатой ракетой морского базирования «Калибр».
Экипаж выполнил боевое упражнение из подводного положения в одном из полигонов боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. Пуск ракеты был произведен по полигону Чижа в Архангельской области.
Расстояние от рубежа пуска до мишенной позиции составило порядка 600 километров. По данным объективного контроля стрельба была выполнена с заданной точностью и с подтверждением всех полётных и технических параметров.
При подготовке к ракетной стрельбе и непосредственном выполнении боевого упражнения экипаж АПЛ «Северодвинск» проявил высокий профессионализм и военно-морскую выучку.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)


МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК»

(ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)

Атомный подводный крейсер (АПК) проекта 885 «Ясень» является головным кораблем IV поколения атомных подводных лодок, для которого создавались принципиально новые комплексы радиоэлектронного вооружения и автоматики, главная энергетическая установка и технические средства, впоследствии примененные и на других кораблях. Проект корабля разработан в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 28 сентября 1990 г. № 991 — под руководством генерального конструктора Владимира Пялова.
Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. АПЛ обладает принципиально новыми архитектурой и вооружением. Головная подлодка четвертого поколения получила новейшие комплексы связи и навигации, оснащена принципиально новой ядерной энергетической установкой, несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты.
Проектировщиком нового типа подводных лодок стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов.
Разработка возможного облика и проектной концепции многоцелевой подводной лодки 4-го поколения развернулась в бюро в 1976 г. В соответствии с планом военного кораблестроения эта подводная лодка получила номер проекта 885. Корабль рассматривался как многоцелевая подводная лодка, вооруженная только торпедно-ракетным оружием, без вертикальных пусковых установок ракетного оружия.
Однако к этому времени и в СССР, и в США были созданы крылатые ракеты большой дальности, которые могли использоваться из торпедных аппаратов многоцелевых ПЛ. Соответствующие проработки выполнялись, главным образом, группой глинного конструктора Г.Н. Чернышева, проектным отделом, отделением вооружения, отделением электрооборудования и автоматики. Они были выполнены в бюро и дали основание для расширения ударного вооружения многоцелевых ПЛ за счет дополнительных торпедных аппаратов, а затем и вертикальных пусковых установок для крылатых ракет. Эти проработки с учетом результатов по другим НИР были реализованы в техническом проекте модернизированного корабля, получившего номер 971.3. который выполнялся поэтапно. Первый этап был завершен в 1983 г. Хотя этот этап проекта и был одобрен, было ясно, что промышленность, не развернув еще серийное строительство ПЛ 3-го поколения, не была готова к непосредственному созданию ПЛ по фактически новому проекту. В то же время это был хороший проектный задел, который по решению руководства бюро в 1984 г. стал использоваться для проектирования подводной лодки 4-го поколения пр. 885. На базе материалов технического проекта 971.3, а также выполнявшихся совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова научно-исследовательских проработок по перспективным ПЛ, была разработана проектная концепция корабля пр. 885, определены основные технические решения по всем комплексным вопросам его создания: архитектурного облика и новой системы автоматизированного управления техническими средствами подводной лодки, новой более совершенной энергоустановки, конструкции прочного и наружного корпусов, технологии постройки.
Техзадание на проект 885 предусматривало создание многоцелевой АПЛ, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf – подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х.

В 1981 г. исполнение обязанностей главного конструктора было возложено на Г.П. Москалева. В 1985 г. главным конструктором проекта был назначен В.Н. Пялов. Заместителями главного конструктора стали Ф.Г. Дергачев, А.И. Коледов, В.И. Амосов и В.А. Токарев. Эскизный проект корабля был разработан, одобрен и 4 июня 1986 г. утвержден. Бюро приступило к разработке технического проекта. В составе технического проекта было выполнено значительное количество опытно-конструкторских работ с привлечением 80 предприятий-разработчиков, и были реализованы многие новые технические и конструктивные разработки. В I квартале 1988 г. бюро завершило разработку технического проекта 885. Были отмечены большое число новых технических решений и высокие тактико-технические элементы проекта. Решением МСП и ВМФ от 31 августа 1988 г. технический проект был утвержден.
В 1989 г. была произведена корректировка материалов технического проекта с целью реализации согласованных в ходе рассмотрения и утверждения технического проекта замечаний и предложений предприятий Минсудпрома, НИИ и управлений ВМФ. В результате 28 сентября 1990 г. было подписано постановление Правительства об утверждении ТТЭ ПЛ пр. 885 и мероприятий по обеспечению строительства этого корабля на СМП. Страна получила редкий шанс догнать, наконец. Соединенные Штаты по срокам ввода атомных подводных лодок соответствующего поколения. Ввод в строй АПЛ 4-го поколения проекта 885 предполагался в 1996 г. Примерно в эти же сроки планировалось введение в состав ВМС США многоцелевой АПЛ 4-го поколения «Seawolf». Однако распад СССР, сложности с организационно-финансовыми вопросами привели к заметному отставанию отечественной программы строительства атомных подводных лодок.
АПК проекта 885 предназначен для борьбы с подводными лодками, корабельными группировкамии нанесения ударов по наземным объектам противника.
ПЛ проекта 885 имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем «Морской волк», имела более мощное вооружение и большую глубину погружения.
АПЛ обладает полуторакорпусной конструкцией в отличие от раньше построенных подводных лодок, имевших для обеспечения лучшей живучести и надводной непотопляемости двухкорпусную конструкцию — прочный корпус находился внутри легкого корпуса, а в межкорпусном пространстве размещались балластные цистерны.

Атомный подводный крейсер проекта 885 оснащен ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме с интеграцией водо-водяного реактора и системы циркуляции теплоносителя первого контура в едином корпусе, что значительно повышает ее надежность. Все это в комплексе делает «Северодвинск» самой малошумной АПЛ в мире, позволив впервые превзойти по акустической скрытности американские лодки четвертого поколения типов «Seawolf» и «Virginia».
Главная энергетическая установка нового поколения, обеспечивающая снижение акустических параметров корабля, состоит из одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования.
Электроэнергетическая установка состоит из двух турбогенераторов переменного тока. В качестве резервного источника электроэнергии на АПК используется дизель-генератор, в качестве аварийного — аккумуляторная батарея.
В качестве резервного средства движения на корабле применен резервный движительный комплекс.
Корабль оснащен всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной.
На АПК установлен малошумный гребной винт составной конструкции.
Атомный подводный крейсер имеет смешанный архитектурно-конструктивный тип с однокорпусной конструкцией на части длины с прочным корпусом, выполненным из маломагнитной стали с высоким пределом текучести. Корпус делится прочными переборками на восемь отсеков:
первый – отсек главного командного пункт,
второй – торпедный,
третий – жилой,
четвертый – электро-механический,
пятый – ракетный,
шестой – реакторный,
седьмой – турбинный,
восьмой –вспомогательных механизмов.

Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки. Новые лодки спроектированы, построены и строятся с учетом их действий в арктических широтах. Их корпуса покрыты синтетическим материалом нового поколения, окрашенным в черный цвет. Это покрытие не только снижает акустическую заметность субмарины, но делает ее почти невидимой также в радиолокационном и тепловом диапазонах.
Корабль вооружен вертикальными пусковыми установками, благодаря чему обеспечивается залповая стрельба высокоточными крылатыми ракетами, что позволяет уничтожать групповые и сильно защищенные цели, в том числе, оснащенные системами противоракетной обороны.
Торпедно-ракетный комплекс приспособлен для стрельбы торпедами и средствами самообороны и обеспечивает одиночную и залповую стрельбу.
Крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс» большой дальности, торпеды, ракето-торпеды и мины являются основным оружием атомной подводной лодки «Северодвинск». Универсальный ударный комплекс, помимо торпедных аппаратов, включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет.

Основным вооружением ПЛА являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.
Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 885 «Ясень» имеют на борту намного больше крылатых ракет, чем их американские аналоги типа «Вирджиния» и «Лос-Анджелес», заявил генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев в марте 2014 года. Владимир Дорофеев рассказал, что головная многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», как и другие лодки этого проекта, имеют две функции: борьба с надводными и подводными кораблями, а также поражение наземных целей. Эти задачи решаются с помощью крылатых ракет.
Для создания оптимальных условий для работы гидроакустического комплекса торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности и расположены под углом к диаметральной плоскости. В носовой оконечности расположена сферическая антенна ГАК большого диаметра.
10 торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе рубки и ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач – от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами.
21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. В 1996 строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. Экипаж АПЛ «Северодвинск» был сформирован в 2005 году из опытных моряков и мичманов, которые уже прошли службу на подводных лодках 2-го и 3-го поколений.
20 октября 2009 года на место базирования прибыл экипаж. 22 декабря 2009 года подписано соглашение между ОАО «ПО «Севмаш» и администрацией Северодвинска о шефстве над экипажем. В марте 2010 года завершились электромонтажные работы и работы по укладке кабеля.
15 июня 2010 года АПЛ выведена из цеха №55 Севмаша. На церемонии присутствовали президент Дмитрий Медведев, министр обороны Анатолий Сердюков, главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий, генеральный директор — генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» Владимир Пялов, президент ОСК Роман Троценко. 24 июня 2010 года «Северодвинск» был спущен на воду из передаточного дока.
12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания.
В 2011 г. Концерном «Гранит-Электрон» был изготовлен опытный образец комплекса «3Ц-30.0» для укомплектования головной АПЛ проекта 885 «Северодвинск» (зав. №160), годом позже были начаты ходовые испытания изделия.

Первые испытательные пуски ракет с «Северодвинска» состоялись в декабре 2011 года. Тогда подлодка осуществила бросковый запуск ракет «Калибр».
В октябре 2012 года, успешно завершив очередной этап заводских ходовых испытаний, вернулась на Севмаш.
В 2012 году атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» проекта 885 в ходе госиспытаний в Белом море успешно выполнила стрельбу новейшей крылатой ракетой по морской цели. Головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» в рамках государственных испытаний из подводного положения осуществила пуск морской сверхзвуковой крылатой ракеты по морской цели в акватории Белого моря. Цель была успешно поражена. Подлодка стреляла крылатой ракетой ракетного комплекса «Калибр».
23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели.
3 июня 2013 года АПЛ вышла в Белое море для прохождения государственных испытаний. 21 августа завершила свой третий выход в море с начала навигации этого года.
В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».
В 2013 году АПЛ выполнила в соответствии с программой испытаний 4 выхода, начав навигацию 30 мая, что является своеобразным рекордом для полигонов Белого моря. Все выходы прошли успешно, предусмотренные планом объемы испытаний выполнены полностью с подтверждением ТТХ вооружения и военной техники, установленных на АПЛ, в том числе скоростных и маневренных характеристик, а также всех технических параметров главной энергетической установки.
Всего же в период 2011 – 2013 гг. АПЛ совершила 14 выходов на заводские ходовые испытания, причем такой большой объем испытаний обусловлен объективно значительной новизной проекта, большим количеством опытных образцов вооружения и боевой техники, необходимостью полного подтверждения очень высоких требований ВМФ к головной АПЛ IV Поколения по всем аспектам.
6 ноября 2013 года в ходе государственных испытаний впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».
30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

2 июля 2014 г. утром атомная подводная лодка «Северодвинск» первый раз вышла в море в навигации 2014 года. АПЛ совершила переход в глубоководную зону, где была проверена окончательная работа всех систем и комплексов перед переходом на место постоянного базирования в 10-ю дивизию подлодок Северного флота в Западной Лице (Заозёрск).

Атомный подводный крейсер «Северодвинск» в рамках опытной эксплуатации успешно в сентябре 2014 года провел ракетные стрельбы в море. На набережной Севмаша экипаж корабля и сдаточную команду завода встретили руководство Беломорской военно-морской базы и предприятия.
По традиции за успешное завершение выхода АПЛ в море на стрельбы командиру корабля капитану 2 ранга Александру Надеждину был вручен жареный поросенок. На борту подводного крейсера во время этого выхода атомной субмарины в море также находилась сдаточная команда Севмаша и представители контрагентских организаций. «Ракетные стрельбы с борта АПЛ «Северодвинск» проводились в рамках опытной эксплуатации корабля, – сообщил заместитель командующего объединением подводных лодок Северного флота контр-адмирал Константин Кабанцов, руководивший стрельбой. – Мы проверяем, насколько атомная подводная лодка соответствует тем заданиям, которые были заложены в ходе проектирования и строительства. Хочу поздравить всех, кто был причастен к строительству и испытаниям субмарины. Испытания подтвердили высокую эффективность АПЛ и ее оружия».

Осенью 2014 года на Северном флоте испытали всплывающую спасательную камеру АПЛ «Северодвинск» — головной подлодки проекта 885 «Ясень». По словам командующего Северным флотом адмирала Владимира Королева, впервые в российском периоде истории отечественного ВМФ испытана по прямому предназначению всплывающая спасательная камера новейшей атомной подводной лодки с испытательной командой на борту. В акватории губы Западная Лица субмарине требовалось погрузиться на 40 метров и стабилизироваться на этой глубине, имитируя неподвижное положение «аварийной» подлодки на грунте. В это время испытательная команда капсулы — пять человек — отрабатывала на «Северодвинске» эвакуацию. В самой камере помимо испытательной команды также находился балласт, по своей массе равный суммарному весу всего экипажа. После всплытия капсулу отбуксировали к борту спасательного судна, на которое затем поднялись испытатели.

Головной подводный крейсер серии — К-560 «Северодвинск» (проекта 885 «Ясень») передан ВМФ 17 июня 2014 года. В Северодвинске на ОАО «ПО «Севмаш» состоялась торжественная церемония приема в состав Военно-Морского Флота (ВМФ) России и подъема Андреевского флага на новейшей атомной подводной лодке (АПЛ) «Северодвинск».
Принимавший участие в церемонии главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков отметил, что «прием в состав ВМФ новой атомной подводной лодки «Северодвинск» — это значимый практический шаг в реализации плана по укреплению подводной составляющей потенциала ВМФ России».
В конце 2016 г. за создание АПЛ проекта 885 генеральному конструктору многоцелевых атомных подводных лодок В.Н. Пялову был вручён орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

«Процесс обновления подводных сил перешел в реальную практическую плоскость. Реализация долговременной программы военного кораблестроения, разработанной на основе методов программно-целевого планирования позволит нам выполнить задачу по созданию группировки атомных многоцелевых лодок нового поколения на Северном и Тихоокеанском флотах наряду с созданием группировки новых ракетных подводных лодок стратегического назначения. Это безусловный приоритет нашей деятельности», — сказал адмирал Виктор Чирков.
Стоимость АПЛ «Северодвинск» обошлась Министерству обороны примерно в 47 млрд руб.

Оборудование Курского завода «Маяк», входящего в Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех, обеспечит высокий уровень безопасности экипажа новой АПЛ «Северодвинск». Специально для подлодки КРЭТ создал уникальную многоцелевую информационно-управляющую систему для контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и своевременного оповещения экипажа АПЛ о его превышении.
Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) была выпущена Курским заводом «Маяк» специально для АПЛ «Северодвинск». Она представляет собой многопроцессорную систему с трехуровневой структурой построения и предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет предпринять необходимые меры. Система включает устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.
Предприятие также поставило на «Северодвинск» дозиметры и дозиметры-радиометры, предназначенные для измерения мощности опасного для жизни нейтронного и гамма-излучения, загрязненности поверхностей оборудования, одежды, обуви и кожных покровов экипажа альфа- и бета-нуклидами, а также индикации нейтронного излучения и плотности потока тепловых, промежуточных и быстрых нейтронов. Приборы позволяют заносить измеренные значения в память компьютера с последующим внесением их значений в базу данных

9 ноября 2009 года в Северодвинске Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация подписали контракт на строительство серийных кораблей проекта «Ясень». Многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением. В основном изменения коснулись радиоэлектронного вооружения. Кроме того, на новых лодках появится интегрированная система боевого управления, которая включает несколько подсистем. И если раньше эти подсистемы, как, например, гидроакустическая, была как самостоятельная единица и общалась с другими подсистемами путем обмена данными, то теперь гидроакустика входит в саму систему.

Вторая подлодка этой серии, «Казань», которая строиться по усовершенному проекту 885М (08851) «Ясень-М» с учетом опыта, накопленного за минувшие годы, заложена летом 2009 года, ее передача флоту запланирована на 2015 год.
В проекте применены многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении. Корабли этой серии станут воплощением и концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, оружия, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок. Изменения коснутся элементной базы комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и материалов, поставлять которые будет российский производитель.
Многоцелевые АПЛ проекта «Ясень» и «Ясень-М» вооружены ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр» и мощным торпедно-ракетным комплексом. Модернизированный проект «Ясень-М» отличается от своего предшественника новыми комплексами радиоэлектронного вооружения и автоматики на самой современной элементной базе.
Третью лодку под названием «Новосибирск» заложили в 2013 году.
До 2020 года ВМФ должен получить не менее 8 подлодок проекта «Ясень».

Северное машиностроительное предприятие разместило на официальном сайте государственных закупок информацию о заключении в 2014г. договора с Концерном «Гранит-Электрон» на поставку пяти комплексов «3Ц-30.0-М». поставляемые изделия представляют собой радиоэлектронные комплексные системы освещения обстановки и целеуказания.
Комплектовать ими планируется пять строящихся на «Севмаше» многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами проекта 885М «Ясень-М» (зав. №162-166), соответствующий государственный контракт 3/1/2/0618/ГК-11-ДГОЗ был заключен 9 ноября 2011 г. между Объединенной судостроительной корпорацией и российским Министерством обороны.

Из стапельного цеха Севмаша – крупнейшего эллинга в Европе 31 марта 2017 года выведен атомный подводный крейсер «Казань» (проект «Ясень-М»). На торжественной церемонии спуска на воду головного ракетоносца 4-го поколения присутствовали заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Главнокомандующий ВМФ Владимир Королев, президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов, представители промышленности, проектной организации, органов власти, делегация Республики Татарстан.
Вывод корабля из эллинга Севмаша (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) – это завершение первого значимого этапа в строительстве АПЛ. Ракетоносец был заложен на стапеле предприятия в 2009 году и воплотил в себе лучшие достижения отечественного атомного подводного кораблестроения. Конструкторы Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» разработали принципиально новую архитектуру корабля усовершенствованного проекта «Ясень-М». Обновлена элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизировано оборудование и материалы, поставщиками которого являются отечественные производители.

«Вчера в Архангельске мы завершили работу международного форума «Арктика территория диалога»,– открывая мероприятие, сказал Дмитрий Олегович. – Но диалог надо поддерживать твёрдым и уверенным голосом. И такой твёрдый и уверенный голос у нас будет всегда, когда у нас будут такие лодки, когда будут такие результаты работы наших корабелов. От имени коллегии военно-промышленной комиссии, от имени Правительства России сердечно вас благодарю за работу».
По традиции символический старт движению корабля к выходу из эллинга дал командир экипажа АПК «Казань» Александр Бекетов. Он разбил бутылку о борт атомохода. Священнослужители провели освящение крейсера. Со скоростью около одного метра в минуту на стапель-поезде «Казань» двинулась из раскрытых ворот цеха в акваторию предприятия. Впереди у современного атомохода заводские и государственные испытания. Их будут обеспечивать сдаточная команда Севмаша под руководством ответственного сдатчика Дениса Долженкова и экипажа под командованием капитана 1 ранга Александра Бекетова.

«Спуск на воду современного подводного многоцелевого крейсера усовершенствованного проекта «Ясень-М» — это действительно событие для всей страны, для Вооруженных сил, для ВМФ. Мы вместе выполняем план строительства, утвержденный правительством. Создается группировка АПЛ, которые будут решать задачи в любых районах мирового океана и обеспечивать безопасность России», — сказал на церемонии главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев.

Дмитрий Рогозин заявил, что благодаря наличию в составе ВМФ РФ кораблей подобных АПЛ «Казань» Россия сможет твердо и уверено отстаивать свои интересы на международной арене.
«Сегодня мы присутствуем в момент вывода на финишную прямую очень красивого, мощного корабля — многоцелевой атомной подводной лодки «Казань», — сказал он на церемонии вывода из эллинга новой АПЛ. — Вчера в Архангельске мы завершили работу международного форума «Арктика — территория диалога». Но диалог надо поддерживать твердым и уверенным голосом, и такой твердый и уверенный голос у нас будет всегда, когда у нас будут такие лодки, когда будут такие результаты работы наших корабелов».
Вице-премьер от имени Коллегии ВПК и от имени правительства России поблагодарил северодвинских корабелов за проделанную работу.

28 июля 2014 года ОАО «ПО «Севмаш» заложили две новейшие АПЛ четвертого поколения, стратегическую и многоцелевую.На церемонии закладок суперсовременных атомоходов, ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» (проект 955А) и многоцелевой АПЛ «Красноярск» (проект 885М), вооруженной в том числе крылатыми ракетами, присутствовали заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Вопросы строительства на Севмаше атомных подводных лодок нового поколения проектов «Ясень» и «Борей» стали темой обсуждения на заседании межведомственной рабочей группы в ноябре 2014 года. Мероприятие прошло под председательством члена военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ В.Я. Поспелова с участием представителей судостроительных предприятий, проектантов, контрагентских организаций и Военно-морского флота.
По словам первого заместителя начальника производства военной техники Севмаша Анатолия Телепнева, на заседании отмечено, что сроки генеральных графиков строительства АПЛ выполняются.
В стапельных цехах предприятия идет работа над созданием подводных кораблей «Князь Владимир», «Казань», «Новосибирск», а также еще трех атомных субмарин, заложенных на заводе в июле 2014 года.

19 марта 2015 года на ОАО «ПО «Севмаш» (входит в состав АО «ОСК») состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения проекта 08851 (шифр «Ясень-М»). Приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом атомной субмарине присвоено имя «Архангельск» (заводской номер 164).
Закладную доску в карман секции атомного подводного крейсера установил заместитель председателя Правительства РФ Д.О. Рогозин. «Сегодня Севмаш пишет свою новую славную историю на волне мирового океана. На архангельской святой земле заложена атомная подводная лодка с названием «Архангельск». Это важное историческое событие для всей страны, которая должна быть сильной физически, сильной вооруженно, иметь сильные армию и флот. Слава России, слава нашей великой державе, слава Севмашу!» – сказал Дмитрий Олегович.
В торжественной церемонии также приняли участие представители военно-морского флота, Объединенной судостроительной корпорации, предприятий промышленности, проектной организации, областных и городских властей.

АПЛ «Архангельск» станет четвертой в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных Санкт-Петербургским морским бюро «Малахит». По данным пресс-службы завода, этот ракетоносец станет пятым в линейке многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», строящихся на «Севмаше». «Архангельск» стал третьим кораблем, заложенным в рамках контракта З/1/2/0618/ГК-11-ДГОЗ, заключенного 9 ноября 2011 года Министерством обороны России с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на строительство пяти серийных атомных подводных лодок проекта 885М («Ясень-М») с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166.
«Многоцелевые атомные субмарины «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» строятся на северодвинской судоверфи по усовершенствованному проекту 885М «Ясень-М». Изменения проекта касаются элементной базы комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и материалов, поставлять которые будет исключительно российский производитель», — отметили в пресс- службе предприятия.
Процесс строительства серийных атомных подлодок типа «Ясень-М» полностью соответствует срокам, заложенным в государственной программе вооружений, сообщил генеральный директор морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев в марте 2015 года. «Проекты 885/885М — прорывные для нашего Военно-морского флота, в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе любых флотов, кроме российского», — сказал он. Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, «Ясень» выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам — полноценного неядерного стратегического сдерживания, подчеркнул Дорофеев. Он добавил, что только сейчас в СМИ появились сообщения о начале разработки на базе американской подлодки типа Virginia новой модификации, оснащенной вертикальными пусковыми установками для массированного применения крылатых ракет.

Генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев сообщил, что головной подводный корабль проекта 885 — «Северодвинск» — успешно выполнил все мероприятия программы опытной эксплуатации.
«Это и глубоководные испытания — погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения в глубоком море», — сказал он. Получив корабль принципиально нового проекта, военные моряки отрабатывают применение всех его технических средств в различных условиях эксплуатации, добавил Дорофеев.

В рамках выполнения Гособоронзаказа АО «СНИИП» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) в сентябре 2015 года отгрузило информационно-управляющую систему многоцелевого назначения (ИУС МН) для новой подводной лодки «Казань» ВМФ. ИУС МН предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на корабле, а также автоматического контроля радиационной и химической обстановки. Оборудование относится к современному поколению информационно-управляющих систем и занимает ключевое место в обеспечении живучести корабля. Система показала свою надежность и высокую информативность в ходе государственных испытаний.
Все замечания, выявленные в ходе опытной эксплуатации головной подлодки проекта 885 «Ясень» («Северодвинск»), будут учтены в проекте второго по счету корабля этой серии — «Казань», а также в других кораблях серии, строящихся по проекту 885М, сообщил в январе 2016 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан первого ранга Владимир Тряпичников. «Были недостатки и замечания, которые прорабатывались и устранялись. Сегодня мы завершили опытную эксплуатацию и получили серьезный подводный крейсер. Он свои задачи решает с большим успехом», — сказал он, говоря о «Северодвинске». Тряпичников отметил, что все замечания, возникшие в ходе опытной эксплуатации «Северодвинска», вносятся в проектно-конструкторскую документацию и учитываются при строительстве серийных многоцелевых подводных крейсеров. «Все недостатки будут откорректированы, и в ближайшее время мы получим сбалансированный модернизированный корабль, в основу которого лег головной проект — «Северодвинск», — сказал Тряпичников.

Российский ВМФ до 2020 года получит семь АПЛ проекта «Ясень», заявил в апреле 2015 года глава департамента по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ Андрей Вернигора
«Программа строительства «Ясеней» утверждена и уже реализуется. Никаких сокращений не планируется. Будут построены все семь атомных кораблей проекта «Ясень», — сказал А.Вернигора.
До 2020 года планируется построить для ВМФ семь лодок проекта «Ясень», из них шесть — по модернизированному проекту 885М начиная с «Казани», которая была заложена в июне 2009 года.

СЕРИЯ:
• «Северодвинск» К-560 (проект 885 «Ясень») – Головной корабль серии. Заложен на ОАО «ПО «Севмаш» 21 декабря 1993 года. Прошел весь цикл заводских ходовых испытаний. 30 декабря 2013 года принята в опытную эксплуатацию ВМФ. 17 июня 2014 года вошла в состав ВМФ.
• «Казань» (проект 885М «Ясень-М») – первая серийная лодка, заложена на ОАО «ПО «Севмаш» 24 июля 2009 году. АПЛ успешно проходит стапельный период.
• «Новосибирск» (проект 885М «Ясень-М») – второй серийный корабль, заложен на ОАО «ПО «Севмаш» 26 июля 2013 года.
• «Красноярск» — 2-я серийная АПЛ проекта 885М, заложена 28 июля 2014 года
• «Архангельск» — 3-я серийная АПЛ проекта 885М, заложена 19 марта 2015 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— нормальное 8500-9500 т
— полное 11800 – 13800 т
Длина наибольшая 119-120,0 м
Ширина наибольшая 13,5-15,0 м
Средняя осадка 10,0 м
Полная скорость подводного хода 28—31 уз.
Экипаж 85-90 чел.
Автономность (по запасам) – 100 суток

ВООРУЖЕНИЕ:

Ракетный комплекс «Оникс» и Калибр» с КР «Оникс», 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза».
— 8 х ШПУ СМ-346 (в каждой несколько ракет) для 24 ПКР типа «Оникс»
10 х Торпедные аппараты. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик».

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 17.01.2016

Источники: www.malachite-spb.ru, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», МО РФ, vpk.name, «Вооружение России на рубеже веков»(1991-2010) т.2, М.,2011, Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш», bmpd.livejournal.com, ТАСС, Военно-промышленный курьер, Интерфаксу-АВН, РИА Новости, Независимое военное обозрение, www.korabli.eu, dobriy-vasya.livejournal.com, topwar.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ КЛАССА «ХАСКИ»
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. ПРОЕКТ 885 (ОТРЫВОК)
НОВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОДЛОДКИ КЛАССА «ЯСЕНЬ» УГРОЖАЮТ США
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2016
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2015
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2014
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2013
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2012
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» ПРОЕКТА 885. НОВОСТИ 2011
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ «ОНИКС» («ЯХОНТ»)
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap