ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+



859 ЦЕНТР БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА МА ВМФ. 859 CENTER FOR TRAINING AND RETRAINING OF FLIGHT PERSONNEL MA NAVY



859 ЦЕНТР БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА МА ВМФ
859 CENTER FOR TRAINING AND RETRAINING OF FLIGHT PERSONNEL MA NAVY

В ходе так называемого перехода ВС РФ на «новый облик» командованием ВМФ было принято решение в конце 2009г. создать новый 859-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской Авиации ВМФ (в/ч 49371). Этот Центр формируется в Ейске на базе расформируемого в Острове 444-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ и 859-го УЦ МА ЧФ в Каче. Помещения и территория для 859-го ЦБП и ПЛС выделяются из состава Ейского военного авиационного института (ВВАУЛ) им. В. Комарова. Новому Центру переданы наименование и Боевое Знамя от 859-го УЦ МА.
Этим событием замкнулся своеобразный круг в истории Морской Авиации: Ейское ВМАУ, созданное в 1915г., как Петроградская офицерская школа Морской Авиации, после более чем полувекового пребывания в составе ВВС возвращается в родную морскую стихию, хотя и несколько в ином качестве.
С 1 февраля 2010г. новый Центр начал работу, а с 12 мая 2010г. в нем возобновились полеты.
Планами командования ВМФ РФ предусмотрено к концу 2012г. построить на базе 859-го ЦБП и ПЛС в Ейске собственный универсальный авиационный тренажерный комплекс НИТКА (вместо аналогичного комплекса в Саках, арендуемого у Украины российской стороной для подготовки палубных летчиков). Первый этап работ по созданию комплекса по заявлению Главкома ВМФ адмирала Высоцкого будет выполнен к концу 2012г. Он включает в себя реконструкцию двух имеющихся в Ейске взлетно-посадочных полос длиной 2500 м каждая. Предполагается, что полностью российская НИТКА будет готова к 2020г.
Начальник центра — генерал-майор А. И. Сердюк (с декабря 2009г.)

859-й учебный центр морской авиации (в/ч 49371, 353680, Краснодарский край, г. Ейск); «…Училище пока функционирует, выпускает курсантов. В 2011-2012 году оно должно уйти. На освободившихся площадях разместится наше подразделение, которое займется подготовкой и обучением палубных летчиков, вертолетчиков, подготовкой специалистов противолодочной авиации…» из слов Сердюка А. в Острове Подход 124 МГц «Прожаток» ВПП Название 08L/26R Ширина 40 Длина 2500 Порог 1 N46 40,754 E38 12,724 Порог 2 N46 40,923 E38 14,670 Курс истинный 83/263 Покрытие Твёрдое Освещение Нет Круг полётов LL Название 08R/26L Ширина 40 Длина 2502 Порог 1 N46 40,529 E38 10,795 Порог 2 N46 40,703 E38 12,743 Курс истинный 83/263 Покрытие Твёрдое Освещение Нет Круг полётов LL Нитка-2, ЦМА в/ч 99311 Возник он 1 февраля 2010 года, с официального открытия, после этого началась постепенная передислокация 404-го центра из города Остров, и остатков 33-го центра в Каче, Севастополь Украина. Одновременно с началом создания центра, началась постепенная модернизация аэродрома и его инфраструктуры, с 2011 года, после окончательного перехода под Андреевский флаг, началась реконструкция основной ВПП, строительство новой стоянки, рулежных дорожек, началась модернизация систем управления, в ноябре 2011 года, в активную фазу вступило строительство Наземно-испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации (НИУТК КА). С передислокацией в Ейск авиационной техники из Острова, начались постоянные учебно-тренировочные полеты, а с 1 февраля 2013 года, в центре открылись Центральные офицерские курсы. Основу авиационного парка составляют чешские учебно-тренировочные Л-39, вертолеты Ка-28 и Ка-27ПС, транспортные самолеты Ан-26, учебно-боевые Ту-134УБ-Л, пассажирские Ту-154М. Само назначение центра, кроется в его названия, «Центр боевого применения и переучивания летного состава», в ходе переподготовки, летно-технический состав, проходит переобучение на новые для себя виды техники, повышает или подтверждает классность. За время учебы, летный состав в среднем приобретает 50 часов налета, в том числе в ночное время суток, и при неблагоприятных условиях погоды, проводят боевые стрельбы и бомбометания, над морем отрабатывают поиск и сопровождение морских целей. Инструкторами и методистами центра, создаются и отрабатываются методики применения для новых видов техники, а с изменением номенклатуры применяемого вооружения и радиотехнических комплексов, также и для уже эксплуатируемой в частях МА ВМФ техники. Имеющаяся в наличии в центре техника, позволяет практически в полном объеме подготовить специалистов, так например, на Л-39-ых, для повышения или подтверждения классности, а также для получения допуска к полетам, набирают часы летчики с Су-24, Су-25, МиГ-29, Су-27 и Су-33, на транспортных машинах Ан-26, летный состав с Ил-38 и Ту-142, наТу-134УБ-Л, ранее подготавливались экипажи с Ту-22М3, однако в связи с переводом данного типа техники в состав ВВС, у этих машин будущее не известно.

444-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС и ПВО ВМФ
(859-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской Авиации ВМФ)
После «приватизации» в 1992г. Украиной 33-го и 1063-го Центров БП и ПЛС, а так же летных частей, входящих в их состав, Морская Авиация Российской Федерации осталась без своей собственной базы подготовки и переучивания летного и инженерно-технического состава. Перед командованием ВВС ВМФ встала необходимость создания нового Учебного Центра уже на территории России.
11.10.1993г. было принято постановление Коллегии МО РФ по вопросу создания нового Центра для Морской Авиации. Вслед за этим в декабре того же года вышло распоряжение Главного штаба ВМФ по формированию нового Учебного Центра Авиации ВМФ РФ. Местом дислокации его был определен Аэр. Веретье (г. Остров Псковской области). Этот аэродром с 1959г. использовался авиацией Балтийского (и позднее Северного) флота. К тому времени на нем расформировывался 392 одрап ВВС СФ и части обеспечения.
Согласно директиве командующего ВВС ВМФ от 01.09.1994г. был сформирован 444-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС ВМФ. Он взял на себя решение всех задач по подготовке и переподготовке летно-технического состава Авиации ВМФ РФ, а так же методическую и военно-научную работу по вопросам применения авиации в интересах Военно-морского флота.
Процесс формирования Центра завершился 16.01.1995г. Первым командиром Центра был назначен генерал-майор А. Я. Бирюков, бывший до этого командиром 5-й мрад ВВС СФ.
С 01.09.1995г. начался процесс подготовки кадров в стенах Центра. Помимо учебного отдела и Центральных офицерских курсов в него входил так же 240 гвардейский отдельный смешанный Краснознаменный Севастопольско-Берлинский авиационный полк (инструкторско-исследывательский). В составе полка имелись практически все типы летательных аппаратов, состоящих на вооружении ВВС и ПВО ВМФ. Вместе с тем, в силу специфики подготовки палубных летчиков, летному составу 279 окиап ВВС СФ приходилось и далее использовать украинский комплекс «НИТКА», за аренду которого Российская сторона выплачивает значительные суммы в валюте.
Уже 4 октября 1995г. на ЦОК состоялся первый выпуск слушателей, прошедших переучивание на самолеты Су-24. Этот день приказом начальника Центра определен как Годовой праздник Центральных офицерских курсов.
Помимо переучивания летного и инженерно-технического состава МА ВМФ одним из направлений деятельности преподавательского состава Центра являлись разработка учебных пособий по различным дисциплинам. Не менее важным направлением его деятельности являлась научная работа, которая осуществлялась исследовательскими отделами. Центр служил так же постоянной базой для проведения учебно-методических сборов руководящего состава ВВС и ПВО ВМФ, которые проводились не менее двух раз в год.
В конце 2008г. над 444-м ЦБП и ПЛС стали сгущаться тучи. По результатам инспекторских проверок Министерством Обороны РФ состояния Центра и 240 гв. осап, и в соответствие с общей концепцией «реформирования» Вооруженных Сил было принято решение расформировать его в 2009г., а функции подготовки летного состава Морской Авиации возложить на аналогичные Центры ВВС.
С 1 декабря 2009г. 444-м ЦБП и ПЛС ВВС и ПВО ВМФ был расформирован. Командованием ВМФ в г. Ейск Краснодарского края планируется на его базе, а так же базе 859-го УЦ МА ЧФ и Ейского ВВАУЛ им. В. Комарова сформировать новый 859-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской Авиации ВМФ. На старой базе в Острове остались Центральные офицерские курсы, которые предполагается сохранить в течении двух последующих лет, и авиационная комендатура аэродрома Веретье.
Для обеспечения функционирования Учебного отдела, ЦОК и 240 гв. осап (ИИ) в составе Центра имелись части обеспечения:
— Ремонтно-техническая база, сформирована 20.09.1994г
— Авиационно-техническая база, сформирована 01.07.1955г.
— 38 лаборатория измерительной техники, сформирована 06.04.2002г
— 30 авиационный полигон, сформирован 01.05.1943г.
— № обсрто;
— 52 ОТЭЧ, сформирована 22.09.1989г.
Кроме того, но Аэр. Веретье дислоцировалась 5501-я База резерва самолетов и вертолетов, на которой были складированы (на 1.01.2000) 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 6 штурмовиков Су-25 запасов Центра Морской Авиации (среди них, например, хранился самолет Су-25 начальника ВВС 40-й А, затем вице-президента РФ генерал-майора А. И. Руцкого).
За недолгую историю существования Центра в нем произошло одно тяжелое авиационное происшествие:
— 17.07.2001г. днем в ПМУ при выполнении показательного полета в честь Дня Морской Авиации на Аэр. Остров из-за ошибки летчика в технике пилотирования произошла катастрофа самолета Су-33. Этот самолет, принадлежащий 279 окиап ВВС СФ, пилотировал заместитель командующего Морской Авиацией ВМФ Герой России генерал-майор Апакидзе Тимур Автандилович. При выполнении сложного пилотажа на предельно малых высотах самолет столкнулся с землей и разрушился. Пилот, получивший тяжелые травмы скончался при транспортировке в госпиталь.
Начальники Центра: А. Я. Бирюков (1994-2002гг.), А. И. Сердюк (2002-2004гг.), А. Г. Нуретдинов (2004-2008гг.), А. И. Сердюк (2008-2009гг.).

859-й Учебный центр Морской Авиации/ВВС ЧФ
(859-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава МА ВМФ)
01.07.1981г. на базе 872 оплвп ВВС ЧФ в поселке Кача был сформирован 859 Учебный центр Морской Авиации, предназначенный для подготовки иностранных морских вертолетчиков. День части определен 1 июля. Штатом предусматривалось одновременное обучение до 100 слушателей. Следует отметить, что до этого времени подготовка иностранных вертолетчиков уже производилась на базе нештатного Центра, использующего авиационную технику и учебную базу полка.
За годы своего существования 859 Центр обеспечил подготовку более тысячи вертолетчиков из 15 стран мира, в том числе Индонезии, Болгарии, Кубы, Ливии, Сирии, Эфиопии, Югославии, Индии, Китая и Вьетнама. Кроме того, в нем проходил подготовку летный и технический состав вертолетных частей Морской Авиации.
В штат Центра входила учебная вертолетная эскадрилья, которой командовал подполковник В. А. Василенко. Подготовка специалистов осуществлялась на вертолетах Ми-14, Ка-25, Ка-28, Ка-31.
Для подготовки индийских вертолетчиков в начале 80-х годов в составе центра был сформирован отряд вертолетов «Четак U-1» («Алуэтт III»), которые были предоставлены индийской стороной. С этими вертолетами связано тяжелое авиационное происшествие:
— В 1985г. произошла катастрофа вертолета «Четак U-1» («К-1») пилотируемого майором В. Волковым, выполнявшего полет на перевозку руководящего состава ВВС ВМФ. После данной катастрофы отряд этих вертолетов был расформирован. (По имеемым данным в 90-х годах вертолеты «Четак U-1» были проданы коммерческим структурам).
Центр существовал до конца 2009г, осуществляя подготовку летного и технического состава ВВС иностранных государств, на вооружении которых стоит вертолетная техника российского производства, а так же теоретическую подготовку вертолетчиков ВВС и ПВО ВМФ.
В конце 2009г. 859-й УЦ МА ЧФ был обращен на формирование нового 859-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ в г. Ейск. (см. ниже).
Начальники центра: Я. П. Бранц (внештатно), Г. А. Кочетовский (внештатно), В. И. Иванов (1981-96гг.), А. Н. Першин (с 1996г.), И. О. Комаров (2004-2009гг.),

В 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации Военно-морского флота России в городе Ейске подвели итоги конкурса по воздушной выучке летных экипажей морской авиации «Морской ас — 2014?. Как сообщили в управлении Восточного военного округа, победителями стала команда летчиков противолодочной авиации Тихоокеанского флота, которые управляли самолетом Ил-38. Управлял экипажем майор Сергей Тимаков.
Во время испытаний на звание лучшего «морского аса» прежде всего оценивали уровень подготовки летчиков морской авиации. В конкурсе участвовали экипажи Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Как рассказали в округе, конкурс проходил в два этапа — сначала теория, потом практика. И там, и там, тихоокеанская команда показала высокий уровень профессионализма.
«Экипаж с высокой точностью и строго в назначенное время вышел на полигон для бомбометания по радиолокационно-контрастной цели, после чего успешно осуществил маневрирование при преодолении системы ПВО условного противника», — говорится в сообщении пресс-службы округа.
Как ранее заявлял главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков, этот конкурс очень важен с практической точки зрения. «Нам необходимо обобщить передовой опыт летчиков Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов для более точной выработки направлений дальнейшего развития и совершенствования системы боевой подготовки летного состава морской авиации ВМФ», — говорил он на церемонии открытия конкурса «Морской ас — 2014?.
Всего, в конкурсе участвовало несколько десятков экипажей морской авиации флотов, а также из Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ. Они соревновались на самолетах Ил-38, Бе-12, Су-24, Су-24М, Л-39, Су-27, Су-33 и Ан-26. А также на вертолетах Ка-27 (Ка-28), МиГ-31 и Ка-27ПС.

Источники: voennovosti.ru, eagle-rost.livejournal.com/274738.html и др.

НАЗЕМНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР КОРАБЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ (НИТКА)



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap