ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ЛЕГКИЙ АВИАНОСЕЦ ПРОЕКТА 85
A LIGHT AIRCRAFT CARRIER PROJECT 85

В начале января 1945 года по приказу наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова образуется несколько комиссий с задачей подготовить предложения по выбору необходимых типов боевых кораблей для ВМФ. Комиссию по авианосцам возглавил контр-адмирал Чернышев. Первым результатом ее работы стали «Соображения по выбору авианосцев для ВМФ СССР». В этом документе делается вывод, что класс авианосцев нашел в современной войне самое разнообразное применение. Указывалось, что в современных условиях почти нет таких задач на море, которые могли бы решаться без участия авиации. Несмотря на наличие у ВМФ СССР сильной береговой авиации, по мере удаления от своего побережья эффективность решаемых ею задач падает. Особенно это касается истребительной авиации, которая систематически будет опаздывать для участия в отражении ударов авиации противника по силам флота в море.
В дальнейшем комиссия подготовила документ, из которого следовало, что для нашего ВМФ требуются конвойные, легкие, эскадренные и тяжелые авианосцы. Было рассмотрено 33 варианта авианосцев: 24 конвойных, три легких, четыре эскадренных и два тяжелых. Проанализировав предложения, комиссия рекомендовала для дальнейшей работы один-два в каждом подклассе. Учитывая отсутствие опыта строительства авианосцев и длительность процесса их создания, комиссия вышла с предложением немедленно приступить к проектированию и постройке конвойного авианосца, самого малого по водоизмещению и наиболее простого по конструкции. Тогда этому реализоваться не удалось, в том числе и из-за снятия Н.Г.Кузнецова с должности главкома ВМФ.
Твердым сторонником авианосцев показал себя Н.Г. Кузнецов. Николай Кузнецов в 1951 году после пятилетнего перерыва вновь возглавил ВМФ как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953). И в мае 1953 года ВМФ выдает в Минсудпром ОТЗ на проектирование легкого авианосца ПВО проекта 85. Основным авиационным носителем такого корабля должен был стать палубный истребитель, созданный на базе МиГ-19 с дальностью полета до 2 тыс. км. Благодаря главкому легкий авианосц проекта 85 был включен в план проектирования кораблей ВМФ на 1955–1960 годы. Это была последняя попытка Кузнецова добиться осуществления советской авианосной программы.
С 1953 года по утвержденному Н.Г.Кузнецовым ОТЗ ВМС на проектирование легкого авианосеца, предназначенного для противовоздушной обороны (ПВО) корабельных соединений на переходе морем и в бою, ведется разработка предэскизного проекта 85. К концу 1954 года ЦНИИВК представил предварительный вариант. Предлагалось провести большой комплекс научно исследовательских и опытно конструкторских работ по авиационному оборудованию и самолетам.
Предлагалось оснастить корабль угловой полетной палубой. Тактико-технические элементы: водоизмещение 28 400 т, мощность ГЭУ 144 000 л. е., скорость 32 уз; вооружение: 16- 100 универсальных, 24- 57, 16 25.40 истребителей и два вертолета, две катапульты.
Для подготовки предложений по тактико-техническому заданию (ТТЗ) на проектирование АВЛ Министерством тяжелого и транспортного машиностроения (в состав которого в 1953-1954 гг. входил и Минсудпром) было привлечено ЦКБ-17. По результатам проработки ОТЗ, выполненной под руководством В. В. Ашика, бюро представило в 1953 г. в министерство заключение по этому заданию со своими предложениями. Однако начатое в 1955 г. проектирование АВЛ было поручено ЦКБ-16 (оставшемуся с прекращением строительства тяжелых крейсеров пр. 82 без загрузки), где его возглавил главный конструктор К. И.Трошков.
Планировалась постройка от 5 до 10 таких кораблей, которые должны были вступить в строй между 1960 и 1965 годами.
Авианосец должен был нести около 40 самолетов. Впервые в советской практике были предусмотрены паровые катапульты и угловая полетная палуба.
Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль. Но создание такого корабля требовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, который саботировал проект. В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву с просьбой привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого. Это была последняя попытка Кузнецова спасти авианосец. Через месяц он слег с инфарктом.
В тоже время в 1954 году, когда верстался очередной десятилетний план военного судостроения на 1956–1965 годы, целесообразность создания авианосцев в очередной раз начала вызывать сомнение
После гибели линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 г. в декабре 1955 года Н.Г.Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и Министр обороны Г.К.Жуков сняли с должности, а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».
В ту пору из-за появления в арсенале ВС СССР ракетно-ядерного оружия отправили в архив и материалы по всем надводным кораблям крупнее эскадренного миноносца.
Изменение политики в отношении крупных надводных кораблей и снятие Н.Г.Кузнецова с занимаемого поста привели к полному прекращению работ по проекту 85. В итоге в декабре 1955 года разработку эскизного проекта 85 авианосца прекратили, так как в утвержденный план военного судостроения на 1956-1960 гг. он не был включен.
ЦКБ-16 поручили разработать вместо АВЛ проект ракетного корабля ПВО (пр. 81), но летом 1957 г. и его дальнейшее проектирование признали нецелесообразным.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние предэскизный проект (1954 г.), ТТЗ ВМФ(1955 г.)
Проектант ЦНИИВК ВМФ
Руководитель разработки И.С. Платонов

Общекорабельные данные

Водоизмещение, т:
— стандартное 23400
— полное 28400
— наибольшее 29470
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 260(235)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 41(25,6)
— высота борта 22,5
— осадка при полном водоизмещении 8,3
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 7,76 м):
— общей полноты 0,55
— полноты ватерлинии 0,765
— полноты II теоретического шпангоута 0,906
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 65
— температура, 0 С 450
— число х мощность ГТЗА, л. с. 4 х 36000 ТВ-8(2серия)
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 8 х 102 КВГ-110/66
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) переменный (380)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 4 х 1000 ТГ 4 х 750 ДГ
Скорость полного хода, уз. 31,4
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) 5000(18)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1850

Конструктивная защита
Бронирование, мм:
Бронирование цитадели (длина 115,5 м):
— борт 50
— нижняя палуба 70
— траверзы 90-50
Бронирование оконечностей:
— борт 20
— нижняя палуба 30
Бронирование полетной палубы 10-20
Бронирование ангарной палубы 10
Бронирование стенок ангара 10-12
Бронирование рубок и постов 10-30
Бронирование румпельного отделения 50-70
Бронирование цистерн авиационного топлива 10
Бортовая конструктивная защита (в районе цитадели):
— расчетный заряд взрыв в контакте с бортом ФАБ-250
— глубина, м ок. 3
— высота, м ок 8,9
— толщины продольных переборок, мм 8(плоские) + 20(цилиндрические)

ВООРУЖЕНИЕ

Авиационное
Летательные аппараты:
— число и тип самолетов 40 реактивных истребителей «Тигр»
— число и тип вертолетов 2 Ми-1
Самолетоподъемники:
— число и размеры платформ, м 2 — 18 х 10 — грузоподъемность, т 20
Взлетно-посадочные устройства:
— число паровых катапульт 2
— число тросов аэрофинишера 8
— аварийный барьер 1
Полетная палуба:
— длина х ширина, м 250 х 31(в средней части)
Ангар:
— длина х ширина х высота в свету, м 205 х 21,5 х 5,75
— площадь, м2 4100
Запас авиатоплива, т 760
Масса авиационного боезапаса, т 79
Артиллерийское
Универсальная артиллерия:
— число АУ х число стволов-калибр 8 х 2 — 100 — мм
— шифр СМ-52 (боекомплект, ед.) (6400)
— система ПУС «Парус»
— число и тип стабилизированных визирных постов 2 СВП-42
— число и тип стрельбовых РЛС 4 «Парус-Б»
Зенитная артиллерия:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 57 — мм
— шифр ЗИФ-75 (боекомплект, ед.) (18000)
— число и тип стрельбовых РЛС 4 «Фут-Б»
— число АУ х число стволов-калибр 4 х 4 — 25 — мм
— шифр 4М-120 (боекомплект, ед.) (20800)
Радиоэлектронное:
— РЛС общего обнаружения:
1 — дальнего обнаружения воздушных целей
2 — определения высоты воздушных целей
1 — «Парус-Н»
— средства РЭП:
— число и тип станций радиотехниче-ской обстановки 3 «Бизань»
— число и тип станций активных помех 4 «Краб»
Гидроакустическое:
— тип ГАК «Геркулес-2″
Химическое:
— дымаппаратура термонефтяная ТНДА
— дыаппаратура химическая ДА-2Б

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 30.03.2014


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap