КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 83 (83К) «ПЕТРОПАВЛОВСК» (С СЕНТЯБРЯ 1944 Г. — «ТАЛЛИН»). CRUISER OF PROJECT 83 (83K) «PETROPAVLOVSK» (SEPTEMBER 1944 — «TALLINN»)


КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 83 (83К) «ПЕТРОПАВЛОВСК»
(С СЕНТЯБРЯ 1944 Г. — «ТАЛЛИН»)
CRUISER OF PROJECT 83 (83K) «PETROPAVLOVSK»
(SEPTEMBER 1944 — «TALLINN»)

Корабль был приобретен в Германии 11.02.1940 г. за 106,55 млн.рейхсмарок (ок.116 млн.руб.) и 31.05.1940 г. прибуксирован в Ленинград на завод N 189, где осуществлялась его достройка. Техническая готовность корабля, которому был присвоен заводской N 0-308, составляла 54% (была установлена одна башня главного калибра, заканчивался монтаж главных и вспомгательных механизмов). Достройка велась при технической помощи германских специалистов, поставки недостающего оборудвания осуществлялись из Германии. Для технической проработки поступающей документации на заводе было организовано специальное конструкторское бюро «Л».

Недостроенный немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время буксировки в СССР

На 22.06.1941 г. техническая готовность корабля составляла 64% (были установлены все башни главного калибра, но лишь две из них имели стволы). В конце августа корабль был дооборудован как плавучая батарея (с установкой 1 х П-37 мм и 8 х 1-20 мм автоматов) и принят в состав ВМФ, а уже 7.09.1941 г. открыл огонь. 16 — 17.09.1941 г. корабль, находясь в Угольной Гавани Ленинградского морского порта, подвергся сосредоточенному артобстрелу. В крейсер попали 53 снаряда (170 — 210 мм калибра), в результате чего он сел на грунт и был покинут экипажем. 17.09.1942 г. он был поднят и отбуксирован к заводу N 189. К 30.12.1942 г. его боеспособность была практически восстановлена и он включился в систему обороны Ленинграда. В начале 1943 г. корабль получил 6 х 1-37 мм автоматов 70-К, 2 х 1-20 мм автомата и несколько 12,7-мм пулеметов ДШК.


После войны неоднократно рассматривался вопрос о достройке корабля (с использованием захваченного в Германии недостающего оборудования, в частности, с недостроенного однотипного крейсера «Зейдлиц») и с отечественным вооружением (4 х 3-180 мм или 4 х 3-152 мм артустановки и остальное вооружение по пр.68К). 12.01.1949 г. корабль был переклассифицирован в легкий крейсер, а 23.12.1949 г. было выдано ТТЗ на его достройку по пр.83К с 4 х 3-152 мм, 6 х 2-100 мм, 6 х 4-45 мм, 6 х 4-25 мм артустановками и новыми радиолокационными средствами. Рассматривались также варианты вооружения корабля ракетным оружием. Стоимость достройки оценивалась в 191 млн.руб. (не считая уже произведенных затрат в 200 млн.руб.).


Кроме того из-за отсутствия свободных производственных мощностей достройка корабля была возможна только за счет отказа от одного из крейсеров пр.68бис, что было сочтено нецелесообразным. По этой же причине не было реализовано и предложение о достройке «Таллина» в виде учебного крейсера (2 х 3-152 мм, 2 х 2-130 мм, 2 х 4-45 мм, 2 х 4-25 мм артустановки). 11.03.1953 г. корабль был переклассифицирован в несамоходное учебное судно «Днепр» и до апреля 1958 г. фактически использовался в качестве плавказармы, а 4.04.1958 г. был передан на слом.

Плавказарма «Днепр» (бывший крейсер «Петропавловск/Таллин») в середине 1950-х годов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант Управление Корабле- строения Кригсмарине (Германия), с 1940 г. — КБ-Л (решение возникающих при достройке конструкторских вопросов)
Гл.конструктор Г. Буркхард,
с 1940 г. — А.С. Савичев (отв. исполнитель работ)
Завод-строитель ф. Дешимаг,
Бремен, с 31.05. 1940 — завод N 189 им. Орджоникидзе, Ленинград
Годы вступления в строй постройка прекращена в 1941 г.
Число кораблей в серии 1

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 15900
— полное 19493
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 212,2(199,68)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 21,86(21,68)
— высота борта, м:
— в носу 15,4
— на миделе 12,45
— в корме 12,9
— осадка при полном водоизмещении (по КВЛ) 7,31(5,7)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 5,7 м):
— общей полноты 0,597
— полноты мидель-шпангоута 0,89
— полноты ватерлинии 0,724
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 52
— температура, 0 С 420
— число х мощность ГТЗА, л. с. (частота вращения гребного винта на полном ходу, об/мин) 3 х 36700(320)
(максимальная 3 х 44000)
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 9 х 68,2
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) постоянный(220) и переменный(220)
— число х мощность и тип
генераторов, кВт 4 х 460, 1 х 230, 1 х 400 (пер. ток) ТГ; 3 х 150, 1 х 350, 1 х 400 (пер. ток) ДГ
Скорость полного хода, уз. (максимальная) 32(33)
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 7900(18) — на 3-х валах; 8800(18) — на 2-х валах
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1339

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм (протяженность ок. 160 м):
— бортовой пояс(высота — 3,5 м, под углом к вертикали — 5 0) 80
(70 — в кормовой части)
— траверзы 70
— палубы:
— верхняя 30
— нижняя 30
— скосы 30
Бронирование носовой
оконечности, мм:
— бортовой пояс 40-20
— платформа 40-20
Бронирование башен, мм:
— главный колибр:
— лобовая стенка 105-160
— боковые стенки 70
— задняя стенка 90
— крыша 70-80
— барбеты 80
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 150
— крыша 50
— труба защиты проводов 60
Бортовая подводная защита
(протяженность — м):
— глубина при миделе, м 3,65
— число переборок 2
— толщины переборок, мм:
— 1-ая 9
— 2-ая 20

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 2 — 203 — мм
(боекомплект, ед.) (1120)
— число КДП 2
— число башенных дальномеров 2
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 2 — 105 — мм
(боекомплект, ед.) (5040)
— число стабилизированных постов наводки 4
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 2 — 37 — мм
(боекомплект, ед.) (18000)
— число АУ х число стволов-калибр 3 х 1 — 20 — мм
(боекомплект, ед.) (56000)
Торпедное:
— число ТА х число труб-калибр 4 х 3 — 533 — мм
(боекомплект, ед.) (24)
Авиационное:
— число и тип гидросамолетов 3 Арадо АуА-3(из них два с хранением в ангаре)
— число катапульт 1 FL-13

ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ, КРЕЙСЕРА, БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap