12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 82 ТИПА «СТАЛИНГРАД»

HEAVY CRUISER OF PROJECT 82 TYPE «STALINGRAD»

Предэскизные проработки выполнялись как в годы войны, так и после ее окончания. С учетом их результатов и опыта войны ОТЗ ВМФ неоднократно уточнялось. При этом калибр артиллерии главного и универсального калибров был повышен до 220 и 130 мм соответственно, а стандартное водоизмещение возросло до 25000 — 26000 т.
Предложения ВМФ по десятилетнему плану военного судостроения на 1946 — 1955г.г. предусматривали создание 10 тяжелых крейсеров пр.82 с 220-мм артиллерией. В окончательной редакции плана число этих кораблей было сокращено до 4-х (планировалась закладка еще 3-х единиц), причем при рассмотрении проекта плана 27.09.1945 г. И.В.Сталин высказался за вооружение тяжелых крейсеров 305-мм артиллерией, но затем согласился с предложениями ВМФ.
Постановлением от 27.11.1945 года СНК СССР утвердил десятилетнюю программу строительства и сдачи кораблей ВМФ и программу закладки линкоров и крейсеров. Новой программой предполагалось построить 4 тяжелых крейсера, 30 легких крейсеров, 188 эсминцев, 367 подводных лодок и ряд других кораблей. Кроме того, намечалась закладка двух линкоров, трех тяжелых и семи легких крейсеров.


Важнейшим кораблем программы и его вооружения, созданию которого И.В.Сталин уделял особое внимание, стал тяжелый крейсер пр.82 («Сталинград»), оснащаемый девятью 305-мм орудиями главного калибра.
Корабль по настоянию И.В.Сталина, получил скорость полного хода 35 узлов. «Это должен быть «корабль-бандит», — говорил И.В.Сталин (по воспоминаниям очевидцев), способный догнать любой крейсер и уйти от линкора». И.В.Сталин рассматривал корабли этого проекта как символ Великой державы.
В конце 1947 г. после согласования ТТЗ ЦКБ-17 и ЦНИИВК приступили к разработке эскизного проекта (с варьированием артиллерии главного калибра, схем бронирования и скорости полного хода). При рассмотрении хода проектирования в марте 1948 г. И.В.Сталин одобрил вариант ЦНИИВКа стандартным водоизмещением 40000 т с 305-мм артиллерией, 200-мм бронированием борта и скоростью хода 32 уз. В августе 1948 г. ТТЗ было утверждено Правительством. Эскизный проект был завершен ЦКБ-17 в марте 1949 г., которое, не ожидая его утверждения, приступило к техническому проектированию. Однако осенью 1949 г. И.В.Сталин поставил вопрос об увеличении скорости хода корабля до 35 уз и снижении его водоизмещения до 36000 т, после чего началась разработка предварительного этапа технического проекта, завершенная в IУ кв.1949 г. В марте 1950 г. Правительство утвердило новые элементы корабля (с несколько ослабленным бронированием), разрешив без повторной разработки эскизного приступить к выполнению технического проекта, который был утвержден в июне 1951 г.


Назначением корабля являлось:
а) Придание боевой устойчивости легким силам, действующим в составе маневренных соединений как вблизи, так и вдали (в море, в океане) от своих берегов.
б) Непосредственное прикрытие особо важных конвоев на переходе морем от действия крейсерских сил противника.
в) Уничтожение крейсеров противника, вооруженных 203-мм и 152-мм артиллерией в морском бою.
г) Нанесение мощных артиллерийских ударов по особо важным береговым объектам в операциях против баз и побережья противника как в самостоятельных операциях, так и при взаимодействии с флотом своих войск и поддержке высадки десанта.
Новый КРТ представлял собой, по-существу, повторение довоенного проекта 69, но на качественно новом техническом уровне. Корпус корабля, включая 180-мм броню, выполнялся полностью сварным. Главный броневой пояс обеспечивал защиту от попаданий 203-мм бронебойных снарядов с дистанций 12 — 14 км и более, а горизонтальное бронирование — до 32,4 км. Остальное вертикальное и горизонтальное бронирование выбиралось, исходя из защиты от фугасных 152-мм снарядов и 500-кг авиабомб (с высоты 3 км) соответственно.
Вся артиллерия (кроме 25-мм автоматов) обеспечивалась стрельбовыми РЛС.

Энергетическая установка предусматривалась на повышенных параметрах пара, а электроэнергетическая — на переменном токе.
В те же годы начато проектирование крейсера пр.66 и тяжелого крейсера «Сталинград» пр.82. На этих ко¬раблях предусматривались 3-х орудийные башенные установки главного калибра 220-мм орудий для крейсера пр.66 и 304,8-мм орудий для пр.82.
Проектирование 220-мм башенной установки СМ-6 было поручено КБ-4, а 304,8-мм башенной установки СМ-31 -КБ-2 МАЦКБ. Разработки качающихся частей для этих установок СМ-33 и СМ-40 выполнялась КБ-1. При проектировании этих качающихся частей учитывался опыт создания орудий та¬кого калибра, полученный в предвоенные годы и накопленный во время войны. КБ-1 проведен анализ существующих конструкций отдельных устройств: стволов, затворов, приводов затворов, противооткатных устройств, проведены необходимые экспериментальные работы, в частности с копирным приводом затвора. Опыт эксплуатации 406,4-мм орудия Б-37 в годы обороны Ленинграда давал основание для создания мощных артиллерийских орудий для вновь проектируемых крейсеров с высокими баллистическими характеристиками. Так, согласно ТТТ для 220-мм орудия, была задана начальная скорость снаряда 985 м/сек. и дальность стрельбы 49 км при дли¬не ствола 65 калибров, а для 304,8-мм орудия начальная скорость снаряда -950 м/сек при длине ствола 61 калибр и дальности стрельбы — 53 км.
Работы по качающейся части СМ-40 и башенной установке СМ-6 прекращены на стадии разработки рабочих чертежей, ввиду того, что в начале 1954 г. дальнейшие работы по проектированию корабля пр.66 были приостановлены.

Проектирование 3-х орудийных башенных установок СМ-31 в 1948 году было поручено КБ-2 под руководством главного конструктора Д.Е.Брилля с участием КБ-1 в части разработки качающейся части СМ-33 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Это была уникальная даже по нынешним временам артиллерийская установка. Вес основного снаряда составлял 470 кг, наибольший вес заряда (2-х полузарядов) — 232 кг, начальная скорость дальнобойного (подкалиберного) снаряда -1280 м/сек, предельная дальность 73 км, скорострельность свыше 3 выстрелов в минуту, вес качающейся ча¬сти составлял 120 т, вращающейся части — 1140 т. Весь цикл стрельбы от подачи боеприпасов из погребов до отдачи выстрела был полностью механизирован и частично автоматизирован. Погреба представляли собой сложное инженерное многоярусное сооружение с платформами для передачи боеприпасов из погреба на устройства подачи и системой подачи боеприпасов в боевые отделения башен. Они вмещали боезапас в количестве 720 выстрелов (по 80 выстрелов на одно орудие).


Проект находился в поле зрения высшего руководства страны. Ход работ рассматривал лично И.В.Сталин. Вот что по этому поводу рассказывал Д.Е.Брилль (надо отдать должное, Дмитрий Емельянович обладал хорошим чувством юмора): «Однажды меня вызвали на доклад к Сталину. Я предусмотрительно захватил с собою маленький молоток и гвоздики, предвидя, что с развешиванием демонстрационных материалов возникнут трудности. Меня ввели в чей-то кабинет, отделанный деревянными панелями, и предложили подготовиться к докладу. Я стал развешивать плакаты, прибивая их к панелям гвоздиками. В это время слышу: «Ты что мне пор-тишь кабинет?» Хозяином кабинета оказался В.М.Молотов. Через некоторое время пришел И.В.Сталин. Док¬лад прошел спокойно. В конце доклада И.В.Сталин задал один вопрос: «А Вы справитесь с этой работой?» «Справлюсь», — ответил я бодро. И, немного подумав, добавил: «С Вашей помощью товарищ Сталин».


В ноябре 1948 года выполнен эскизный проект СМ-31, в октябре 1949 года — технический проект совместно с качающейся частью СМ-33 и погребами. В связи с тем, что эскизный проект системы дистанционного управления не был выполнен его разработчиком ВЭИ МЭП в установленный срок, его вынуждено было выполнить ЦКБ-34. В ноябре 1951 года был закончен выпуск рабочих чертежей, объем которых составил 18445 форматов 24.
В 1951 году изготовлен макет, сданы заказчику экспериментальные узлы гидропривода и противопожарных устройств. Со средины 1951 года по май 1953 года на ЛМЗ велось изготовление опытного образца башенных установок (качающиеся части СМ-33 изготавливались заводом «Баррикады»).
В 1954 г. проведены полигонные испытания на НИМАПе в г. Ленинграде.

Трудоемкость постройки корабля оценивалась в 26,25 млн.чел./час, а стоимость — в 1168,2 млн.руб. Головной корабль («Сталинград») был заложен 31 декабря 1951 г. на заводе им.А.Марти в Николаеве. Закладка двух серийных кораблей состоялась осенью 1952 г. на Балтийском заводе в Ленинграде («Москва») и N 402 в Молотовске. Спуск головного корабля планировался 6 ноября 1953 г., а сдача всех трех КРТ намечалась на 1954 — 1955г.г. Фактическая готовность кораблей на 1 января 1953 г. составляла 18,8%, 7,5% и 2,5% (вместо 42,9%, 11,5% и 5,2% по плану). В апреле 1953 г. постройка кораблей по Постановлению Правительства была прекращена и началась разрезка их корпусов на металлолом. В 1954 г. средняя часть корпуса (цитадель) КРТ «Сталинград» была спущена на воду и использовалась в качестве опытового отсека для натурной проверки стойкости конструктивной защиты к воздействию новых образцов морского оружия и отработки боевых частей последнего.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-17, с 1949 г. — ЦКБ-16
Гл.конструктор Л.В. Дикович
Завод-строитель N 189 им. С. Орджоникидзе, Ленинград; N 444, Николаев; N 402, Молотовск
Год вступления в строй постройка прекращена в 1953 г.
Число кораблей в серии 3

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 36500
— полное 42300
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 273,55(260)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 32,0(30,0)
— высота борта, м:
— в носу 19,7
— на миделе 14,5
— в корме 16,2
— осадка при полном водоизмещении (при нормальном) 9,2(8,68)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 8,68 м):
— общей полноты 0,578
— полноты мидель-шпангоута 1,016
— полноты ватерлинии 0,685
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 6
— температура, 0 С 460
— число х мощность ГТЗА, л. с. 4 х 70000
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 12 х 110
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) переменный(380)
— число х мощность и тип
генераторов, кВт 8 х 750 ТГ
4 х 1000 ДГ
Скорость полного хода, уз. 35,2
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.) 5000(18)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1712 + 27(штаб)

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм (пртяженось 150 м):
— главный пояс
(наклон к ДП — 150) 180
— верхний пояс 50
— подводное бортовое бронирование:
— листы, навешанные на сферическую
переборку БПЗ 20-100
— траверзы:
— носовой 140
— кормовой 125
— палубы:
— верхняя 50
— средняя 70
— нижняя 15-20
Бронирование оконечностей, мм:
— борт 50
— палубы:
— верхняя 8-20
— средняя 50
— нижняя 10
Бронирование башен, мм:
— главный калибр:
— лобовая стенка 240
— боковые стенки 225
— задняя стенка
(противовес) 400-762
— крыша 125
— барбет 235-200
— универсальный калибр:
— стенки и крыша 25
— барбет 25
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 260-225
— крыша 110
— пол 30
— труба защиты проводов 100
— ЗКП 50
Бронирование румпельного отделения, мм:
— стенки 170
— траверзы:
— носовой 100
— кормовой 200
Бортовая подводная защита
(протяженность — 150 м):
— тип с бортовыми булями и продольными переборками (из них —
две цилиндрические)
— расчетный заряд
(в тротиле), кг 400-500
— глубина (в средней части), м 4,4
— число продольных переборок 4
— толщины переборок, мм:
— плоская 8
— цилиндрическая 10
— цилиндрическая 40
— плоская 15
Днищевая подводная защита:
— расчетный заряд
(в тротиле), кг 500(на расстоянии 5 м от днища)
— высота, м 2,25
— толщины связей, мм:
— наружная обшивка 20
— второе дно 18
— третье дно 12

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 3 х 3 — 304,8 — мм
— шифр СМ-31
(боекомплект, ед.) (720)
— тип системы ПУС «Море-82″
— тип КДП СМ-28(база — 8 и 10 м)
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Грот»
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 2 — 130 — мм
— шифр БЛ-109Д
(боекомплект, ед.) (2400)
— тип системы ПУС «Зенит-82″
— число и тип стабилизированных постов наводки 2 СПН-500
— число и тип стрельбовых РЛС 3 «Якорь»
— число и тип башенных радиодальномеров 3 «Штаг-Б»
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 45 — мм
— шифр СМ-20-ЗИФ
(боекомплект, ед.) (19200)
— число и тип радиолокационных
систем управления 3 «Фут-Б»
— число АУ х число стволов-калибр 10 х 4 — 25 — мм
— шифр БЛ-120
(боекомплект, ед.) (48000)
Радиоэлектронное:
— РЛС общего обнаружения «Вахта», «Гюйс-1Б»,
«Фут-Н», «Риф»
— средства РПД «Коралл», «Мачта»
— число и тип
теплопеленгаторов 2 «Солнце-1П»
Гидроакустическое:
— тип ГАС «Геркулес-2″

ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 66 И 82 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ
ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 82. ТИПА «СТАЛИНГРАД», ФОТОРЕПОРТАЖ
КРУПНЫЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ В ПРОГРАММАХ СОВЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ (1936-1960 годы)
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap