ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 705 (705К)

NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 705 (705К)

Атомная энергетика позволила существенно повысить боевые возможности подводных лодок. В свое время при обсуждении с главным конструктором СКБ-143 В.Н.Перегудовым вопросов, связанных с созданием первой отечественной АПЛ, академиком А.П.Александровым была высказана идея создания малой АПЛ как лодки-автомата — истребителя подводных лодок.
В СКБ-143 работы по проекту 673 не проводились, но на наряду с проектированием АПЛ проектов 671 и 672 второго поколения, заданных соответствующими Постановлениями правительства, велись поиски новых технических решений, которые позволили бы создать малую боевую АПЛ с высокой степенью автоматизации боевого управления и техническим средствами корабля. Ведущим конструктором проектного отдела А.Б.Петровым была выполнена проработка высокоавтоматизированной титановой АПЛ малого водоизмещения в 1200-1500 т с командой не более 15 человек.
Проектные проработки показали, что с использованием традиционных подходов и требований к проектированию не представляется возможным получить корабль, существенно отличающийся от разрабатывавшейся в то время в Бюро АПЛ лодки пр.671. Поставленную задачу могли помочь решить принципиально новые технические решения, которые в некоторых случаях приводили к отступлениям от существующих подхо¬дов в проектировании подводных лодок или реализации их другими средствами и способами.
Вскоре проработка малой автоматизированной АПЛ была представлена начальником СКБ-143 В.Н.Перегудовым академику А.П.Александрову. Вопрос о создании подводной лодки-истребителя был рассмотрен в начале 1959 г. на совещании академика А.П.Александрова и директора Института ав¬томатики и телемеханики (ИАТ) академика В.А.Трапезникова с ведущим инженерным составом СКБ-143. На этом совещании были намечены основные элементы такого истребителя: резко уменьшенные водоизмещение и размерения по сравнению с существующими и проектируемыми АПЛ за счет применения новых конструкций АЭУ, упрощения всех корабельных систем и комплексной автоматизации всего оборудования, вооружения и средств управления АПЛ и численности личного состава, сокращенной до 10-20 чел. Корабль должен был иметь значи¬тельно увеличенную подводную скорость, улучшенную маневренность и повышенные боевые качества. На этом же совещании наметился план предварительных исследо¬ваний и конструкторских проработок в СКБ-143, ИАТ, НИИ-8 и КТЗ для определения ориентировочных характеристик подводной лодки-истребителя.
К концу 1959 г., на основании большого количества проработок различных элементов корабля и возможных технических решений, сформировались примерные ТТЭ подводной лодки-истребителя. При всех предполагаемых неординарных подходах к решению задачи и использовании указанных выше нетрадиционных решений получить водоизмещение корабля менее 1200 т не представилось возможным. Значение полной подводной скорости ожидалось свыше 40 уз при мощности ГТЗА не менее 40 тыс. л.с. Обслуживающий корабль личный состав предполагалось сократить до 19-20 чел.
Результаты проектного исследования по малой автоматизированной АПЛ была представлена СКБ-143 в Государственный комитет по судостроению. Председатель Госкомитета Б.Е.Бутома и Главком ВМФ С.Г.Горшков одобрили выполненные проработки. Дальнейшие проектные проработки с марта 1960 года было поручено выполнять М.Г.Русанову с группой конструкторов, в которую вошли В.В.Ромин, Р.В.Боженко, Л.А.Симагин, А.Т.Овчинников, Ю.А.Блинков и Б.В.Григорьев. В мае 1960 года про¬екту этой АПЛ был присвоен номер 705.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №704-290 о создании опытной скоростной АПЛ проекта 705 противолодочной обороны вышло 23 июня 1960 года, которое установило ее главные ТТЭ. Главным конструктором проекта 705 был назначен М.Г.Русанов. Для проработки предэскизного проекта были утверждены следующие основ¬ные ТТЭ: нормальное водоизмещение — около 1500 т, полная подводная скорость — около 45 уз, глу¬бина погружения — не менее 400 м, количество личного со¬става не более 15 чел., автономность — 50 сут.
В постановлении была также оговорена и комплектация одновальной АЭУ корабля в составе АППУ и ПТУ. Особо оговаривалась необходимость разработки комплек¬сной автоматизации управления механизмами и системами лодки, АЭУ, движением корабля, стрельбой, гидроакустическим комплексом и кондиционированием воздуха.
Научное руководство по проекту 705 АПЛ в целом было поручено ИАЭ АН СССР им. И.В.Курчатова — научный руководитель академик А.П.Александров), по системе комплексной автоматизации и её проектированию — ИАТ АН СССР (научный руководитель академик В.А.Трапезников), по электрооборудованию подводной лодки — Всесоюзному научно-исследовательскому институту электромеханики (научный руководитель академик Академии наук Армянской ССР АТ.Иосифьян). Главным наблюдающим от ВМФ назначили А.М.Журавлева.
Помимо упомянутого постановления правительства о выполнении предэскизного проекта АПЛ пр.705, комиссия по военно-промышленным вопросам СМ СССР решением от 21 июля 1960 г. обязала СКБ-143 разработать второй вариант проекта ПЛ с АЭУ, в которой в качестве теп¬лоносителя используется жидкий металл. Разработчиками установки являлись ОКБ-92 и ОКБ «Гидропресс» под науч¬ным руководством академика АН УССР А.И.Лейпунского. В связи со сложностью проблемы постановление предусматривало работы для обеспечения только предэскизного проекта корабля, по результатам рассмотрения которого предполагалось оформление нового постановления. Группа главного конструктора СКБ-143 была усилена: его заме¬стителями были назначены В.В.Ромин, В.В.Лаврентьев, а затем дополнительно Ю.А.Блинков и Н.И.Тарасов.
К моменту развёртывания работ по АПЛ пр.705 в ЦНИИ-48 были практически закончены исследования по созданию нового корпусного материала — титанового сплава марки 48-ОТЗ для АПЛ проекта 661, который было принято решение использовать на лодке проекта 705. В проекте АПЛ, в целях уменьшения водоизмещения, было принято решение о широком применении титановых сплавов. Кроме корпусных конструкций, титановые сплавы было решено использовать для изготовления су¬довых устройств, линии гребного вала, гребного винта, механизмов, арматуры и трубопроводов.
Хотя в упомянутом постанов¬лении 1960 г. ТТЭ пр.705 однозначно определялись как элементы торпедной скоростной ПЛ, предназначенной в первую очередь для ПЛО, СКБ-143 разработало предэскизный проект 705 в пяти вариантах, различавшихся не только техническими решениями общекорабельной направленности, но и составом ударного оружия и назначением: три варианта име¬ли противолодочное назначение, один — противокорабельное (с торпедным оружи¬ем калибра 650-мм) и последний — с баллистическими ракетами для нанесения ударов по береговым це¬лям.
Предэскизный проект 705 был закончен и представлен заказчику 31 декабря 1960 года. Через несколько дней на совещание у главкома ВМФ было принято решение подготовить тактико-техническое задание и проект постановления правительств о дальнейших работах по проекту 705. Подготовленный проект постановления 15 мая 1961 г. был рассмотрен на заседании ВПК, а 27 мая этого же года правительство приняло постановление о дальнейших работах по проекту в развитие ранее изданного постановле¬ния от 23 июня 1960 г.
Новым постановлением уточнялись водоизмещение (не более 1600 т) и полная подводная скорость (43-45 уз), остальные элементы были сохранены по предыдущему постановлению. Устанавливались новые сроки окончания эскизного проекта (I квартал 1962 г.) и технического проекта (I квартал 1963 г.) по тактико-техническому заданию ВМФ, согласованному с ГКС. Постановлением подтверждалось научное руководство проектом. Разработка комплектующего оборудования была поручена более чем двумстам НИИ, КБ и предприятиям.

Рассмотрение результатов разработки предэскизных проектов 705 и 673 завершилось в итоге выходом 27 июня 1961 г. постановления ЦК КПСС и СМ СССР №485-201 о создании опытной комплексно-автоматизированной скоростной АПЛ ПЛО с торпедным вооружением и разработке ее эскизного проекта. Этим же постановлением предписывалось на базе технических решений эскизного пр.705 развернуть работы (предэскизное проектирование) по ПЛ, вооруженной КР (пр.705А) и БР (пр.705Б). Все материалы проекта 673 были переданы в 1961 году в СКБ-143 для использования в работе.
Эскизный проект 705 был утвержден в сентябре 1962 года. На подводной лодке были приняты следующие конструктивные решения: главная энергетическая установка (ГЭУ) — однореакторная на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ), блочная, одновальная разработки ОКБМ и ОКБ «Гидропресс»; паротурбинная установка (ПТУ) компактная, блочная с высокой степенью автоматизации, созданная на Калужском турбинном заводе; использование титанового сплава в качестве материала для корпусных конструкций, энергетики, корабельных систем и т. д.; боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», включавшая в себя управление всем электронным оборудованием лодки (навигацией, гидроакустическими и радиотехническими средствами, а также стрельбой всеми видами оружия); создание новых, малогабаритных и автоматизированных боевых и технических средств; торпедные аппараты (ТА) — пневмогидравлические торпедные аппараты с возможностью стрельбы до предельной глубины погружения ПЛ; снижение физических полей и повышение взрывостойкости ПЛ за счет новых конструктивных решений и средств амортизации; всплывающая спасательная камера (ВСК) — обеспечивающая в аварийном случае спасение всего личного состава ПЛ.

На стадии эскизного проектирования было разработано более десятка вариантов АЭУ, из них для дальнейшей проработки приняли два принципиально различных варианта, один из которых включал в состав установок водо-водяной реактор (ВВР), а второй — реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Выделенные в АПЛ объемы и массы для АЭУ не позволяли разместить установку с ВВР, вследствие чего для дальнейшего проектирования утвердили установку с ЖМТ. Неоднократное рассмотрение этого вопроса на научно-технических советах различных организаций и научно-техническом совете МСМ в конце концов привело к решению о разработке для этого проекта 705 двух типов ППУ с ЖМТ — первый ППУ ОК-550 разрабатывался ОКБМ, второй вариант БМ40А — ОКБ «Гидропресс». В качестве паротурбинной установки была принята единая унифицированная ПТУ ОК-7 (руководитель разработки В.И. Кирюхиным).
Разработку ППУ ОК-550 возглавил И.И.Африкантов, а затем Ф.М.Митенков. Конструкторским коллективом руководил Н.М. Царев, непосредственно разработкой ППУ БМ40А — В.В.Стекольников. В разработке активных зон для обоих вариантов ППУ и научном руководстве разработками большая заслуга принадлежит Физико-энергетическому институту (ФЭИ) МСМ и его ведущим ученым и специалистам — Б.Ф.Громову, Г.И.Тошинскому, В.Н.Степанову.
Впервые в отечественном судостроении Н.П.Быковым была предложена конструкция блочной ПТУ (БПТУ) с оригинальной системой амортизации, получившей впос¬ледствии индекс ОК-7. При содействии руководства министерства за из¬готовление блока взялся Калужский турбинный завод, ранее никогда не изготовлявший корабельных и судовых ГТЗА. Он успешно справился с весьма сложной задачей. Большой вклад в создание БПТУ ОК-7 внесли Н.П.Быков, П.Д.Дегтярёв, М.В.Сидоренко, М.И.Королёв, М.Е.Базанов, И.ВЛукин и многие другие.
При разработке проекта 705 большое внимание было уде¬лено вопросам спасения личного состава с аварийной подводной лодки. Вариант установки постоянного спасательного контейнера не был принят в дальнейшую работу, так как он приводил к ухудшению архитектуры корабля, удлинению центрального поста, усложнению компоновки подъемно-мачтовых устройств и оборудования в отсеке центрального поста. По предложению М.Г.Русанова, В.Н.Анкудинова, Р.В.Боженко, Г.Н.Пичугина, Е.К.Кондратенко и других была выполнена проработка конструкции всплывающей спасательной рубки-камеры (ВСК) для АПЛ пр.705. Вместо традиционной прочной рубки ПЛ, предназначенной для спасения подводников малыми партиями путём их шлюзования (то есть «мокрым» способом), в проекте была принята отделяющаяся ВСК, позволяющая одновременное спасение всего личного состава аварийной подводной лодки «сухим» способом.
Запас плавучести АПЛ составлял 16% от нормального водоизмещения. Для удержания ПЛ у поверхности при аварийном затоплении предусматривалась установка мягких аварийных цистерн, выполненных из прорезиненно капроновой ткани, укладываемых в междубортном пространстве и закрываемых быстроотдающимися щитами. Мягкие аварийные цистерны, являющиеся системой разового действия, повышали общий запас плавучести ПЛ до 54%.
Внешние обводы подводной лодки проекта 705 образуют хорошо обтекаемую форму корабля с малым относительным удлинением, имеющего носовую оконечность в виде эллипсоида, объемное ограждение рубки, веретенообразную кормовую часть с двумя вертикальными и двумя горизонтальными стабилизаторами.
Подводная лодка двухкорпусного типа, за исключением кормовой части, где она выполнена однокорпусной. Наружный корпус, включая носовую и кормовую оконеч¬ности, имеет круговые поперечные сечения, сопряженные на средней части корпуса с обводами ограждения рубки. Для расположения оборудования, вооружения, механиз¬мов, жилых и служебных помещений и личного состава с учетом условий надводной непотопляемости прочный корпус ПЛ разделен поперечными переборками на шесть отсе¬ков.
В первом отсеке АПЛ проекта 705 размещены: вооружение, аккумуляторная батарея, аппаратура гидроакустического комплекса МГК-1000 «Океан» (разработчик ЦНИИ «Морфизприбор», гл. конструктор Н.А.Князев), ряд вспомогательных механизмов. Во втором отсеке — пульты центрального управления кораблем и энергетической установкой, подъемно-мачтовые устройства средств связи и навигации, жилые помещения, провизионные цистерны, камбуз и др. оборудование. В третьем отсеке — энергетическая установка, отдельные вспомогательные механизмы, устройства и системы.
Автоматизированный гидроакустический комплекс МГК-1000 «Океан» обеспечивал обнаружение средствами пассивного и активного поиска малошумных подводных лодок, других целей, также связь, опознание, миноискание и навигационную безопасность. В нем реализован одновременный обзор всего пространства параллельно во всех частотных диапазонах, автоматизированный процесс обнаружения, сопровождения и выдачи данных в БИУС.
Управление всеми боевыми и техническими средствами корабля предусматривалось из главного командного поста (ГКП), расположенного в центральном посту. Предполагалось, что все команды непосредственно на механизмы пойдут от соответствующих пультов ГКП, на которых будет сосредоточена вся информация об исполнении команд. Местные посты управления полностью исключались. В структуру комплексной автоматизации АПЛ проекта 705 входили боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд» и комплексная система управления техническим средствами (КСУТС) «Ритм». Высокая степень автоматизации обеспечивала экипажу возможность управления боевыми и техническими средствами с пульта главного командного поста, расположенного во втором отсеке (отсек — убежище). Там же располагались и жилые помещения.
БИУС «Аккорд» разрабатывалась ЦКБ завода им. Кулакова (гл. конструктор А.И.Буртов). Система предназначалась для решения командирских задач боевого управления кораблём и стрельбой. Она обеспечивала командира информацией о внешней и внутренней обстановке, вырабатывала рекомендации по боевому и тактическому маневрированию кораблём, использованию оружия и служила для тренировки личного состава. Задача управления стрельбой решалась во взаимодействии БИУС с системой управления подготовки ТА «Сарган» (разработчик ОКБ МА «Секстан») и аппаратурой предстартовой подготовки ракетоторпед «Вьюга» — АПП-1 (разработчик НИИ-25). Взаимодействие этих систем обеспечивало образование контура использования оружия в автоматическом цикле.
КСУТС «Ритм» разрабатывалась в ЦНИИ-45 — ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (гл. конструктор О.П.Демченко, зам. главного конструктора А.И.Мильский, Б.И.Козловский и Ю.И.Колкунов). В последствие на базе подразделения ЦНИИ было создано НПО «Аврора», в котором и продолжились работы по КСУ. После 1964 г. разработкой общесистемных вопросов по КСУ «Ритм» руководил В.И.Гольтраф.
Для АПЛ проекта 705 (705К) в ЦНИИ «Элек¬троприбор» был разработан навигационный комплекс (НК) «Сож» (гл. конструктор В.И.Маслевский, главный наблюдающий от ВМФ В.А.Монтелли). При проектировании НК «Сож» основными задачами являлись существенное повышение уровня автоматизации, обеспечение совместной работы с БИУС «Аккорд», уменьшение весов и габаритов приборов. Задача повышения точности выработки навигационных параметров не ставилась, поэтому основные схемные решения в этом комплексе остались по существу такими же, как и в НК «Сигма».
В состав комплекса входили три гирокомпаса «Маяк-2М» (спроектированные ЦНИИ «Дельфин»), три гироазимута «Свияга» (гл. конструктор М.Н.Соловьев), две гировертикали «Свирь» с впервые примененной косвенной коррекцией (гл. конструктор В.В.Степанов), автомат счисления и курсоуказания «Селенга» (гл. конструктор И.3.Бенсман), относительный лаг «Сиг», система трехфазного питания «Синара» (два агрегата с пускорегулирующей аппаратурой), система однофазного питания «Серебрянка» (два агрегата с пускорегулирующей аппаратурой).

Специально для АПЛ проекта 705 на базе торпеды 53-65 НИИ-400 разрабатывалась самонаводящиеся торпеда ССТ-2 (гл. конструктор К.К.Орлов). При сохранении тактико-технических характеристик и габаритов торпеды 53-65 в ней необходимо было разместить громоздкую конструкцию контактного разъема ввода данных с центрального поста лодки. Он мог быть размещен только за счет укорочения топливных резервуаров, что снижало дистанцию хода торпеды. Задача разрешилась только после принятия схемы поршневого вытеснения маловодной перекиси водорода на основе разборного поршня конструкции Ю.Н.Калинина. В таком виде торпеда ССТ-2 было принята на вооружение флота под шифром 53-65А.
Несмотря на высокие темпы работ, технический проект был завершен только в начале 1963 г. Разработка проекта 705 обеспечивалась выполнением большого объема научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ в области энергетики, автоматизации, прочности, ходкости, управляемости и др. работ. Некоторые из принятых в начальной стадии проектирования принципиально новых технических решений, вследствие их рискованности, на последующих стадиях приняты не были. Это, в частности, касалось и принятого ранее решения о сокращении конструктивного запаса плавучести. Необходимость внесения изменений потребовала разработки корректированного технического проекта, который был завершен в сентябре 1963 г.
Совместным решением ВМФ и ГКС от 27 декабря 1963 г. корректированный технический проект был одобрен. Поста¬новлением правительства (приказ ГКС от 2 марта 1964 г.) были утверждены следующие ТТЭ корабля: нормальное водоизмещение — 2275 м3, гарантированная полная подводная скорость — 37,5-38,5 уз, количество личного состава – 18-20 чел. Остальные элементы остались такими же, как и в постановлении на разработку эскизного проекта. Постановлением от 7 февраля 1964 года был установлен новый срок предъявления опытной АПЛ к ходовым испытаниям — III квартал 1966 г.
Работы но опытной и одновременно головной ПЛ были начаты на заводе №196 «Судомех» в 1964-1965 гг. На заводе стала действовать группа конструкторов СКБ-143 для обеспечения инженерно-конструкторского сопровождения работ по строительству корабля. Группа работала под руководством заместителя главного конструктора проекта В.В.Лаврентьева, возглавлял группу Л.А.Симагин (с 1968 г. — Г.Н.Пичугин). Для оперативного руководства монтажом АЭУ опытного заказа на судостроительном заводе «Судомех» был создан технический совет, в течение полутора лет находивший¬ся на заводе, в составе: Р.И.Симонова (СКБ-143), Я.Д.Арефьева (ЦНИИ ВК), Н.М.Царева из ОКБ машиностроения (ОКБМ), В.С.Харитонова и Ю.Н.Синицкого (оба с заво¬да «Судомех»). Совет на месте решал все вопросы, возни¬кавшие в процессе монтажа оборудования.
Завод «Судомех» впервые приступил к постройке атомной подводной лод¬ки и не имел опыта изготовления корпусных конструкций из титана. Поэтому возникало множество вопросов к проектанту корабля и разработчику титанового сплава — ЦНИИ-48. Была организована работа Совета директоров — постоянно действующая комиссия, создан¬ного в соответствии с приказом ГКС от 22 июня 1962 г. в составе председателя В.И.Дубовиченко и членов совета: М.Г.Русанова, Г.И.Капырина, В.Ф.Бабанина, В.В.Меще¬рякова, А.М.Борушко и Н.Н.Мидина. В 1963 г. председа¬телем совета был назначен Н.Н.Исанин, а в состав совета включен В.С.Харитонов. Постоянными представителями в Совете директоров были: от ЦНИИ-45 — В.Ф.Безукладов, Г.С.Чувиковский, от ЦНИИ ВК — Н.С.Соломенко, от ЦНИИ-48 — В.А.Руссо и Б.В.Кудояров, от ЦНИИ-138 — А.В.Иванов.
Для обеспечения своевременной поставки оборудо¬вания заводу-строителю вышли два постановления пра¬вительства — от 25 декабря 1964 г. и от 30 апреля 1965 г. В связи с имевшимися случаями задержки с изготовле¬нием комплектующего корабль оборудования, в августе 1965 г. состоялось совещание у Д.Ф.Устинова. На нём было принято решение о создании оперативной группы ВПК под председательством Ю.Г.Деревянко.
Состояние с постройкой подводной лодки, отработкой опытных и поставкой корабельных образцов оборудования в 1967 г. регулярно рассматривалось Госкомитетом по судостроению, на заседаниях оперативной группы ВПК, а также в Ленинградском обкоме КПСС и ЦК КПСС. На критическом пути постройки корабля находились работы завода по реакторному отсеку.
Первоначально, согласно проекту кораблестроительного плана на 1971-1980 гг., на ЛАО и СМП намечалось постро¬ить к 1981 году в обшей сложности около трех десят¬ков АПЛ проектов 705 и 705К. В дальнейшем эти планы были скорректированы.
Спуск на воду опытной АПЛ пр.705 (зав. № 900) состоялся 22 апреля 1969 г. в присутствии министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутомы. Опытная АПЛ К-64 (командир А.С.Пушкин) проекта 705 с ППУ ОК-550, построенная в Ленинграде, была сдана флоту в опытную эксплуатацию в декабре 1971 года.
За время испытаний удалось подтвердить, хотя и косвенно (с учетом данных, полученных при работе АЭУ на сниженной мощности), возмож¬ность достижения расчетной скорости полного хода, измерить шумностъ и т.д. С нее были проведены пуски противолодочных ракет «Вьюга». Однако уже при подготовке к испытани¬ям и во время их проведения начались неполадки в АЭУ, закончившиеся в 1972 т. тяжелой аварией и выводом АПЛ из эксплуатации.
В результате ревизии были разработаны организационно-технические и технологические мероприятия, подлежащие внедрению на строящихся подводных лодках. Продолжение строительства кораблей с установками ОК-550 и разрешение на выполнение монтажных работ в реакторных отсеках строящихся подводных лодках было оформлено совместным решением от 14 августа 1973 г.
В связи с затеснённостью реакторного отсека, возникшей в результате установки в нём дополнительного элект¬рооборудования, арматуры, множества трубопроводов, выявилась необходимость удлинения реакторного отсека на две шпации, начиная с АПЛ с заводским №905.
На ЛАО в постройке находились три АПЛ пр. 705 (за¬водские №№ 905, 910 и 915). Одновременно строились три подводные лодки по модернизированному проекту 705К на СМП (заводские №№ 105, 106 и 107).
В 1973 г. Бюро откорректировало проектную документацию, согласно совместным решениям ведомств, с целью повышения надежности АЭУ по результатам ревизии АППУ опытной АПЛ, повышения пожаробезопасности, увеличения вместимости ВСК, увеличения численности личного состава. Работы СКБ-143 по обеспечению стро¬ительства серийных атомных подводных лодок пр. 705 на ЛАО с февраля 1974 г. велись в составе СПМБМ «Малахит». В это же время главным конструктором АПЛ пр. 705 был назначен В.В.Ромин.

Первая серийная АПЛ пр. 705, заводской №905 была передана флоту 30 сентября 1978 г. В следующем 1979 г. была передана ВМФ вторая (зав. №910) и в декабре 1981 г. — третья АПЛ пр. 705 (зав. №915).
Наряду со строительством подводных лодок проекта 705 на Ново-Адмиралтейском заводе еще в 1964 г. в план завода №402 Госкомитетом были включены работы по подготовке производства к строительству лодок этого проекта. Постановлением Правительства (приказ Председателя Госкомитета по судостроению от 28.05.65 г.) были предусмотрены необходимые мероприятия по подготовке предприятия к постройке этих лодок с началом работ по головной подводной лодке в 1965 году.
После получения первой партии рабочих чертежей и их проработки технологами завода №402 выдвинуто предложение о разбивке прочного корпуса на блоки, исходя их производственных возможностей завода. С этим предложением СКБ-143 согласилось и реализовало в рабочих чертежах.
Одновременно, в период рассмотрения корректированного технического проекта АПЛ пр.705, ОКБ «Гидропресс» в инициативном порядке выступило с техническим предложением по разработке блочной АППУ применительно к АПЛ пр.705. Предложение ОКБ «Гидропресс» рассматривалось на НТС Госкомитета по использованию атомной энергии и получило одобрение. Совместным решением МСП, ИАЭ, ВМФ и Московского совнархоза технический проект установки был утвержден.
Планировалось, что головная блочная АППУ будет поставлена в первом квартале 1967 г. для первой АПЛ пр.705, принятой к строительству на заводе №402, и будет обеспечена дальнейшая поставка установок по утвержденному плану. В развитие совместного решения приказом министра судостроительной промышленности от 11 ноября 1965 г. Бюро было поручено разработать вариант технического проекта АПЛ в сокращенном объеме и откорректировать ранее выпущенные рабочие чертежи, связанные с заменой АППУ.
Проекту АПЛ с блочной АППУ был присвоен новый индекс — пр.705К. При разработке технического проекта этой АПЛ СКБ-143 исходило из требований обязательного обеспечения ТТЭ корабля, утвержденных постановлением правительства от 7 февраля 1964 г., максимального сохранения оборудования, аппаратуры, конструкций, схем систем и комплексов, примененных на АПЛ пр.705. Работы по проекту выполнялись под общим научным руководством академика А.П.Александрова и научных руководителей — академиков А.И.Лейпунского, В.А.Трапезникова и А.Г.Иосифьяна. При разработке проекта АППУ БМ-40А проектанты стремились к максимальному сокращению количества вновь разрабатываемого оборудования или разработке его на базе уже существующих на АПЛ пр.705 и пр.645 образцов. Были назначены разработчики и поставщики нового оборудования, включая АППУ, комплексную систему автоматики управления техническими средствами «Ритм-200» и др.

Структурная схема комплексной автоматизации АПЛ пр.705К осталась такой же, как и у АПЛ пр.705. Однако в связи с чрезмерной перегрузкой 5 отделения ЦНИИ-45 к разработке комплексной системы управления техническими средствами пришлось привлечь ОКБ МА «Секстан», с которым ранее уже были налажены тесные деловые отношения при разработке систем «Вольфрам-671», «Сарган».
В марте 1966 г. технический проект АПЛ пр.705К был закончен. В результате разработки технического проекта АПЛ пр.705К были получены тактико-технические элементы этого корабля, соответствующие элементам АПЛ пр.705. Технический проект АПЛ пр.705К был рассмотрен и получил одобрение на президиуме НТО МСП. Совместным решением ВМФ и МСП он был утвержден, и, в соответствии с приказом МСП от 30 ноября 1966 г., разработка рабочих чертежей с окончанием в первом квартале 1967 г.

Северное машиностроительное предприятие (СМП) развернуло работу по строительству головной АПЛ К-123 (зав. № 105). Одновременно велись работы еще по двум серийным кораблям пр.705К (зав. № 106 и 107). При этом был использован задел по корпусным конструкциям от строившегося ранее, согласно заказу ВМФ, корабля пр.705.
Ввиду возросшего объема работ и развертывания работ по строительству АПЛ пр.705К на СМП была усилена группа главного конструктора, в её состав включили И.Н.Романова, Л.А.Недзельского, А.М.Земляного, начальником группы был Л.С.Грабалин. На первых этапах участие в работе группы приняли конструкторы В.М.Ионаш и В.П.Харченко. Были назначены новые заместители главного конструктора про¬екта: К.Н.Лапшин, Р.В.Боженко.
Головная АПЛ К-123 (зав.№ 105) проекта 705К была передана ВМФ в 1977 г. Приемный акт по подводной лодке К-432 (зав. №106) был подписан в 1979 г. Третья АПЛ К-493 (зав. №107) проекта 705К была принята в состав флота в 1981 г. Постановлением правительства в 1981 г. АПЛ пр.705 были приняты на вооружение ВМФ.
К началу 1986 г. атомные подводные лодки пр.705 и 705К совершили 33 выхода на полную автономность. Из этого количества выходов АПЛ с заводским №105 совершили два, №106 и 107 — семь, №905 — пять, №910 — семь и №915 -пять автономных походов соответственно. АПЛ проекта 705 и 705К к настоящему времени также выведены из боевого состава флота.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 705 И 705К

Проект

Завод-строитель

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

705

Ново-адмиралтейский завод

900

К-64

1968

1971

905

К-316

1969

1978

Ленинградское Адмиралтейское объединение

910

К-373

1972

1979

915

К-463

1975

1981

705К

Северное машиностроительное предприятие

105

К-123

1967

1977

106

К-432

1968

1979

107

К-493

1972

1981

Еще в процессе строительства и сдачи опытной ПЛ возник ряд сложностей, связанных с новизной принятых в проекте технических решений. В процессе эксплуатации подводных лодок проекта 705 были выявлены серьезные трудности по обеспечению их базирования и повседневному обслуживанию. Применение реакторов с ЖМТ требовало постоянного поддержания ППУ в горячем состоянии, что приводило к дополнительному расходу ресурса оборудования и энергозапаса активных зон. АПЛ проекта 705 (705К) в определенном смысле опередили свое время и построенная серия сыграла роль опытных кораблей. Полученный при их создании и эксплуатации опыт имел и имеет важное значение при создании подводных лодок на последующих этапах. Титановая автоматизированная лодка малого водоизмещения с реактором с жидкометаллическим теплоносителем развивала скорость более 40 уз, но была очень шумна.
За создание АПЛ проекта 705 коллектив СПМБМ «Малахит» был награжден орденом Октябрьской Революции, главный конструктор В.В.Ромин удостоен Ленинской премии, а заместители главного конструктора Ю.А.Блинков, В. В. Лаврентьев и главные конструкторы по энергетике К.А.Ландграф и по корпусу В.В.Крылов удостоены Госу¬дарственной премии СССР. Большая группа сотрудников бюро была награждена орденами и медалями.
Атомные подводные лодки проекта 705К позиционировались как «истребители подводных лодок». Благодаря высокой автоматизации лодка могла развернуться на 180 градусов приблизительно за 42 секунды. По воспоминаниям контр-адмирала А.С. Богатырева, в прошлом командира К-123, лодка могла произвести этот маневр практически на «пятачке», что было особенно важно при активном слежении своей и «неприятельской» лодок друг за другом. «Альфа» не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы, особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара. Для выхода в море и ошвартовки ей не требовались буксиры.

На базе основных технических решений, принятых в эскизном проекте 705 СКБ-143 разрабатывало предэскизные проекты: 705А — подводной лодки, вооруженной ракетами типа «Аметист» и 705Б — подводной лодки, вооруженной малогабаритными бАПЛистическими ракетами РК Д-5. Предэскизные проекты 705А и 705Б велись в СКБ-143 с максимальной унификацией как по размещению основного оборудования, так и по конструкции корпуса с эскизным проектом 705. Согласно этим проектам в корпус ПЛ проекта 705 предусматривалась вставка одного отсека с ракетным оружием при минимальных изменениях конструкции соседних отсеков. На ПЛ проекта 705А предполагалось разместить 8 ракет типа «Аметист» в наклонных контейнерах, а на ПЛ проекта 705Б — 8 баллистических ракет комплекса Д-5 в вертикальных ракетных шахтах. Предэскизные проекты 705А и 705Б были завершены в 1962 г.
В период интенсивной деятельности по эскизному проекту работы по нему были неожиданно для СКБ-143 закрыты. Как стало впоследствии известно, после настойчи¬вых обращений главного инженера ЦКБ-16 Н.Ф.Шульженко к председателю Госкомитета по судостроению (докладная от 18 октября 1962 г.), было принято решение о передаче работ по АПЛ пр.705А и 705Б в ЦКБ-16. Во исполнение приказа Госкомитета по судостроению от 11 декабря 1962 г. работы по данному проекту в СКБ-143 были прекращены, а всем контрагентам и заинтересованным организациям направлена соответствующая информация. Дальнейшие работы в над ракетными вариантами АПЛ пр.705 ве¬лись в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора В.В.Борисова. Эти работы проводились в 1964-1965 г.г.: проекты 686 (ранее проект 705А) и 687 (ранее — 705Б). Проектирование ПЛ проекта 687 велось ЦКБ-16 с использованием основного оборудования, разработанного для ПЛ проекта 705.
Эскизный проект 687 (705Б) АПЛ был выполнен в конце 1964 года ЦКБ-16 во исполнение Постановлений СМ СССР №485-210 от 27 мая 1961 года, №670-27 от 6 августа 1964 года и №680-280 от 10 июня 1964 года.
Проект был разработан в 4-х вариантах и 2-х подвариантах. На ПЛ предполагалось разместить 12 ракет. Основное отличие вариантов друг от друга заключалось в типе ППУ, ПТУ и другого энергетического оборудования. В 1965 году было предложена заменить на лодке ракетный комплекс на Д-5М с улучшенными характеристиками. В августе 1965 года эскизный проект 687 был утвержден. Был проработан вариант ПЛ проекта 687 с 12 шахтами для ракет комплекса Д-5. ЦКБ-16 выполнило проработки размещения на ПЛ других ракетных комплексов, включая Д-9 с межконтинентальнвми ракетами. Несмотря на завершение эскизного проекта 687 (705Б) дальнейшего развития он не получил в основном из-за проблем, возникших при создании АПЛ проекта 705 (705К). Официально работы по проекту были закрыты распоряжением ГУК ВМФ от 28 июня 1969 года.
Анализируя в 1968 г. опыт создания АПЛ пр.705, вероятную тактику её использования, в СПМБМ сформулировалось мнение о своевременности проработки вопросов, связанных с модификацией данного проекта. Основная направленность модификации виделась в повышении боевой эффективности корабля за счет увеличения количества и дальности действия оружия. Этому способствовали и наметившиеся положительные результаты в развитии торпедного и ракето-торпедного вооружения. Поэтому еще в третьем варианте предэскизного проекта АПЛ пр.705 (1960 г.) СКБ-143 предложило вариант довооружения подводной лодки за счет установки дополнительно к основному торпедному вооружению калибра 533 мм четырех-шести ракетоторпед калибра 650 мм в забортных пусковых установках, располагаемых в ограждении рубки.
Свои проработки по подводной лодке на базе АПЛ пр.705 с увеличенным оружием СПМБМ в мае 1968 г. представило в МСП, где их одобрили и ВМФ утвердил техническое задание. Разработка проекта выполнялась на базе АПЛ пр.705К с АППУ БМ-40А. Проекту АПЛ был присвоен номер 705Д (довооруженный). При проектировании данной лодки СПМБМ руководствовалось основными принципами, заложенными при создании АПЛ пр.705 и 705К. Предэскизный проект 705Д (гл. конструктор М.Г.Русанов, его заместитель – Б.В.Григорьев) был закончен 31 марта 1969 г. Согласно проекту нормальное водоизмещение корабля составило 2611 м3, наибольшая подводная скорость 36- 37 уз. Водоизмещение АПЛ пр.705Д превышало водоизмещение подводной лодки пр.705К на 324 т.
Во втором квартале 1971 г. по техническому заданию МСП Бюро разработало эскизный проект АПЛ пр.705Д с более глубокой проработкой конструкторских решений. Технический проект разрабатывался в двух вариантах: с ЖМТ (АППУ типа БМ-40А) и с ВВРД. Изменения по оборудованию и его расположению в отсеках, принятые на АПЛ пр.705Д по сравнению с лодкой пр.705К, привели к увеличению длины прочного корпуса по I варианту на 13,45 м и по II варианту на 17,05 м.
Техпроект АПЛ пр.705Д был закончен 29 июня 1973 г. Основные тактико-технические элементы подводных лодок по вариантам I и II отличались незначительно: водоизмещение — 3050 м3 и 3250 м3, длина наибольшая — 93,05 м и 96,65 м, осадка средняя — 6,3м и 6,35м соответственно. Вооружение состояло из шести ТА калибра 533 мм и 30 торпед или ракетоторпед этого же калибра, а также четырех 650-мм пусковых установках для торпед и ракетоторпед. Предэскизный, эскизный и технический проекты АПЛ пр.705Д выполнялись под организационно-техническим руководством и.о. заместителя главного конструктора АПЛ пр.705Д Б.В.Григорьева. Главным наблюдающим от ВМФ был А.Л.Томчин. Технический проект в первом квартале 1974 г. был рассмотрен и утвержден, однако все дальнейшие работы по АПЛ пр.705Д были прекращены.
В результате карьера подлодки проекта 705, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.
Подлодка К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные ПЛ были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СКБ-143
Гл.конструктор М.Г. Русанов, после 1977 г. В.В. Ромин
Завод-строитель «Судомех»(ЛАО), СМП
Число кораблей в серии 7
Сроки вступления в строй, г. 1971-1981

Нормальное водоизмещение, м3 2250
Полный подводный объем, м3 3890
Длина наибольшая, м 78,8
Ширина корпуса наибольшая, м 9,5
Осадка средняя, м 6,2
Запас плавучести, % 38
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м более 300
Материал ПК титановый сплав
Материал ЛК титановый сплав
Автономность, сут. более 40
Экипаж , чел. 18 (по проекту)
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ОК-550(БМ-40А)
(реактор с ЖМТ)
— число ППУ 1
— тип ПТУ ОК-7
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. около 40000
— тип ТГ ОК-1,5 , переменный ток, 380 в, 400 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 1500
— тип ДГ ДГ-460,
постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 1 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная
типа АМГ-1
— количество групп АБ х
число элементов в группе 1 х 112
— тип РСД ВР-005
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 136 х 1000
— тип движителя РСД 2-лопастный гребной винт
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 1 х 350
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ПТУ ок. 38
— надводная под ПТУ 10
— подводная под РСД 4-5

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
— калибр ТА, мм 533
— общее число торпед около 20
— тип торпед противокорабельные и противолодочные , ракето-торпеды, подводные ракеты и мины
— боевая информационно- управляющая система «Аккорд»
Гидроакустическое:
— ГАК «Океан»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Чибис»
— СОРС «Бухта»
— станция опознавания «Хром-КМА»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сож»
— индукц. магн. компас «Зыбь»
— эхолот «Тисса»
— эхоледомер «Север»
— универсальный зенитный перископ «Сигнал»
— гидроакустический лаг «Мечта» и др.
Радиосвязное:
— комплекс средств
радиосвязи «Молния»
— комплекс средств радиоразведки «Булава-705″

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 26.01.2017

Источники: «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006, Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г., журнал Севмашпредприятия «Завод» №1 2016, army-news.ru и др.

ПРОЕКТ 673 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap