ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69И ТИПА «КРОНШТАДТ». HEAVY CRUISER OF PROJECT 69I TYPE «KRONSTADT»


ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69И ТИПА «КРОНШТАДТ»
HEAVY CRUISER OF PROJECT 69I TYPE «KRONSTADT»

В то время как формирование корпусов крейсеров проекта 69 на стапелях шло высокими темпами, разработка и изготовление вооружения и механизмов значительно отставали от запланированных сроков. Не было начато производство установок МК-17 и МЗ-16. Хотя ЛМЗ, не дожидаясь окончания выпуска рабочих чертежей, и приступил к изготовлению опытной установки МК-15, орудия Б-50 для нее все еще находились в стадии проектирования. Приоритет в поставке турбин и другого оборудования отдавался строящимся линкорам.
Задержки с производством вооружения и необходимость выполнения установленных сроков постройки кораблей вынудили командование ВМФ и руководство судостроительной промышленности рассмотреть предложение германской фирмы «Крупп» о поставке для них башен главного калибра с 380-мм орудиями.
Совместный доклад по этому вопросу И.В. Сталину, председателю КО В.М. Молотову и наркому внешней торговли СССР А.И. Микояну наркомы Кузнецов и Тевосян представили 17 апреля 1940 года. В докладе отмечалось, что германские 380-мм орудия, превосходя наши 305-мм по массе снаряда, уступают им в дальности стрельбы, скорострельности и огневой производительности (суммарной массе снарядов, выпускаемых за минуту всеми орудиями главного калибра) — 11000 кг против 13700 кг.
На состоявшихся вскоре переговорах с советской «Хозяйственной комиссией» во главе с наркомом судостроительной промышленности И.Ф.Тевосяном германская сторона выразила готовность поставить шесть комплектов двухорудийных 380-мм башен (на два корабля проекта 69) и приборы управления стрельбой (ПУС) к ним. Это предложение заинтересовало Сталина.
По директиве Н.Г. Кузнецова, для оценки боевых возможностей тяжелых крейсеров проекта 69 при установке на них 380-мм германских башен (проект 69И) в ВМА были проведены в мае 1940 года две тактические игры, где в качестве противников кораблей проекта 69И принимались те же «малые» линкоры типов «Шарнхорст» и «Дюнкерк».
Результаты игр показали, что замена 305-мм орудий на 380-мм даже при меньшем их количестве качественно изменяет мощь его артиллерийского вооружения. Броня кораблей противника при этом пробивается более крупными снарядами и исключаются невыгодные прежде для проекта 69 дистанции боя (110—170 кбт). Меньшее количество попаданий 380-мм снарядов компенсируется увеличением зоны поражения за броней. Это и предопределило принятие решения о разработке проекта перевооружения «Кронштадта».

Политическое решение о приобретении в Германии 380-мм башен и ПУС, как и недостроенного крейсера «Лютцов», принималось без учета мнения ВМФ. «Это был не первый случай, когда флотские вопросы решались через голову наркомата», — писал впоследствии в своей книге «Накануне» нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов. Тем не менее 10 июля 1940 года он утвердил «ТТЗ на перевооружение корабля проекта 69 германскими 380-мм башнями взамен 305-мм башен МК-15 и ПУС главного калибра». Всего три месяца понадобилось коллективу ЦКБ-17 на разработку эскизного проекта 69И (тяжелый крейсер с импортными артустановками).
Разработанный в ЦКБ-17 эскизный проект 69И 16 октября 1940 года был представлен на рассмотрение наркомов И.И. Носенко и Н.Г. Кузнецова, его результаты явились основой для их совместного доклада новому Председателю Комитета Обороны К.Е. Ворошилову.
Проект показал, что размещение новых артустановок потребует значительных изменений общего расположения в районах 62 — 175 шп. и 351 — 431 шп. (около 40% длины корабля) от внутреннего дна до верхней палубы, а также и надстроек. ПМЗ удлинялась на 9 м. Для размещения новых приборов управления стрельбой требовалось увеличить габариты боевой рубки, изменить верхние ярусы башенноподобной фок-мачты, надстройку под кормовым КДП. Одновременно по предложению ВМФ менялось размещение самолетов, вместо стрелы устанавливались самолетно-барказные краны (по типу принятых на крейсере «Петропавловск»).

В комплект ПУС поставки фирмы «Сименс» входили два КДП с одним 10-метровым дальномером в каждом (устанавливались на местах КДП-8), а также ночные визиры, трехметровые дальномеры и 150-см боевые прожекторы. Их размещение требовало расширения существующих и создания новых мостиков и площадок. В связи с ростом электронагрузки в боевом режиме необходимо было повысить единичную мощность турбогенераторов до 1300 кВт.
Все эти изменения привели к тому, что стандартное водоизмещение корабля возросло до 36 240 т, превысив ограничение, установленное вашингтонским договором 1922 года для линейных кораблей (35 000 т). Средняя осадка при полном водоизмещении увеличилась до 9,7 м. Уменьшилась до 2,58 м (по сравнению с 2,8 м у проекта 69) метацентрическая высота и, как следствие, ухудшилась остойчивость. Снизился запас плавучести (до 75% — общий и до 33%—боевой), уменьшилась скорость. Для того чтобы скорость корабля проекта 69И была не ниже, чем у проекта 69, предполагалось повысить его пропульсивный коэффициент за счет разработки новых винтов.
В то же время немецкое 380-мм орудие с длиной ствола 52 калибра, превосходя наши 305-мм пушки по весу снаряда (800 против 470 кг), уступало им в дальности стрельбы — 87 кбт (34,3 км) вместо 260 кбт (47,6 км), скорострельности (2,3 выстр./мин вместо 3,24) и суммарной массе снарядов при одновременной стрельбе всех орудий главного калибра в минуту (11 000 вместо 13 700 кг). Боезапас сокращался более чем на треть (570 380-мм снарядов вместо 900 305-мм).
В начале октября 1940 года Н.Г.Кузнецов при обсуждении проекта плана судостроения на 1941 год на заседании правительства предложил отказаться вовсе от строительства тяжелых крейсеров, разобрать уже заложенные и строить вместо них новые эсминцы проекта 30, которые можно было бы ввести в строй значительно быстрее. Однако Сталин настоял на их строительстве. В вышедшем 19 октября 1940 года постановлении СНК и ЦК ВКП(б) «О плане военного судостроения на 1941 год» было записано: «…Новых закладок линкоров и тяжелых крейсеров не производить, обязать НКСП сосредоточить силы на строительстве тяжелых крейсеров «Кронштадт» и «Севастополь», установить срок их спуска на воду в III квартале 1942 г., вопрос о калибре главной артиллерии для них решить не позже середины ноября. Приостановить строительство линкора «Советская Белоруссия» и вместо него заложить на заводе № 402 в Молотовске четыре эсминца проекта 30». Сдача крейсеров планировалась на 1944 год.
Для принятия мер по выполнению этого постановления руководство ЦКБ-17 в конце октября 1940 года докладывало в Наркомат судостроительной промышленности, что получение импортных материалов затянулось. Заводы-строители заканчивали работы по корпусам в районах, не затронутых изменениями. Необходимо было форсировать разработку чертежей по изменяемым районам. Требовалось срочно получить чертежи от немцев, иначе работа конструкторов, а затем и заводов могла быть парализована.
Вопрос о главном калибре КРТ был решен подписанием в Москве 30 ноября 1940 года договора с фирмой «Крупп» на поставку шести 380-мм двухорудийных башен с боезапасом. Сроки готовности башен к отправке в СССР были определены договором поэтапно: 1-я башня — с 5 октября 1941 по 28 февраля 1942 года; 2-я башня — с 5 декабря 1941 по 31 марта 1942 года; 3-я башня — с 5 февраля по 30 апреля 1942 года; 4-я башня — с 5 мая по 30 ноября 1942 года; 5-я башня — с 5 августа по 31 декабря 1942 года; 6-я башня — с 5 ноября 1942 по 28 марта 1943 года; боезапаса — двумя партиями: 1 июля 1942 года и 1 февраля 1943 года. Однако, несмотря на своевременное получение платежей по нему (50 миллионов марок), германская сторона не спешила с выполнением своих обязательств.
11 февраля 1941 года НКВМФ и НКСП представили эскизный проект 69И в КО для утверждения. В докладе наркомов Н.Г. Кузнецова и И.И. Носенко председателю КО К.Е. Ворошилову по результатам совместного рассмотрения проекта отмечалось увеличение водоизмещения корабля (в соответствии с полученной из Германии части документации) на 1250 т и связанное с этим некоторое ухудшение параметров боевой непотопляемости. Изменения скорости хода такая перегрузка не вызывала: при разработке гребных винтов удалось компенсировать ее влияние улучшением про-пульсивного коэффициента. Оба наркома считали возможным продолжать дальнейшую разработку технического проекта и одновременно — постройку кораблей.
После начала Великой Отечественной войны постановлением Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 года строительство тяжелых крейсеров было приостановлено при технической готовности их около 12%. Все силы заводов были брошены на постройку легких кораблей, подводных лодок и катеров.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБС-1(ЦКБ-17)
Гл.конструктор Ф.Е. Бесполов
Завод-строитель №194 им. А. Марти, Ленинград; №200 им. 61 Коммунара
Годы вступления в строй постройка прекращена в 1941 г.
Число кораблей в серии 2
Общекорабельные данные (эскизный проект)
Водоизмещение, т:
— стандартное 36420
— полное 42831
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 250,5(242,1)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 31,6(29,4)
— высота борта, м:
— в носу 16,05
— на миделе 14,3
— в корме 14,35
— осадка при полном водоизмещении (при нормальном) 9,7
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 8,85 м):
— общей полноты 0,602
— полноты мидель-шпангоута 0,957
— полноты ватерлинии 0,717
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 37
— температура, 0 С 380
— число х мощность ГТЗА, л. с. (частота вращения гребного винта на полном ходу, об/мин) 3 х 76000 (245), 3 х 77000 при форсировании
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 12 х 95
Электроэнергетическая установка:
— род тока(напряжение, В) постоянно-переменный (230)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 4 х 13000 ТГ, 4 х 650 ДГ
Скорость полного хода, уз. (максимальная) 32(33)
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) 8500 (14,5)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1819
Конструктивная защита
Бронирование цитадели, мм:
— главный пояс(высота — 5 м, под углом 5 0 к вертикли) 230
— траверзы:
— носовой 330
— кормовой 275
— палубы:
— верхняя 14
— средняя 90
— нижняя 30
Бронирование оконечностей, мм:
— борт(в носовой части) 20
Бронирование башен, мм:
— противоминный калибр:
— лобовая стенка 100
— боковые стенки 50
— задняя стенка 110
— крыша 50
— барбет 75-50
— универсальный калибр:
— лобовая и боковые стенки 50
— задняя стенка 70
— крыша 50
— барбеты 40
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 330-260
— крыша 125
— пол 50
— труба защиты проводов 230
— ФКП 20
— Посты 14-50
Бортовая подводная защита
— тип «американская» система с бортовыми булями и плоскими продольными переборками
— протяженность,м 147,5
— глубина, м:
— при носовом траверзе 3,9
— при миделе 6,0
— при кормовом траверзе 3,5
— число продольных переборок 5
— толщины переборок, мм 7+16+14+18+10

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 3 х 2 — 380- мм
— шифр ф. Крупа (боекомплект, ед.) (855) (по другим сведениям — 570)
— число и тип КДП 2 КДП
Артиллерия ПМК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 2 — 152 — мм
— шифр МК-17 (боекомплект, ед.) (1200)
— число и тип КДП 2 КДП2 — 4т
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 4 х 2 — 100 — мм
— шифр МЗ-16 (боекомплект, ед.) (2400)
— число и тип стабилизированных постов наводки 2 СПН-300
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 -37 — мм
— шифр 46-К (боекомплект, ед.) (19200)
— число и тип прицелов 6 МК-Б
— число пулеметных установок х число стволов-калибр 6 х 2 — 12,7 — мм ДШК
Авиационное:
— число и тип гидросамолетов 2 Кор-2
— число катапульт 1
Параванное:
— число и тип параванов 8 УП
Прожекторное:
— число прожекторов и диаметр рефлекторов 2- 150 см, 4 — 45 см
Гидроакустическое:
— тип системы звукоподвоной связи «Арктур»

Источники: Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, А.А. Чернышев «Сталинский фаворит (КРТ пр.69 «Кронштадт») — navycollection.narod.ru, Тяжелые крейсера типа «Кронштадт» — Сталинский Рейдер (milday.ru) и др.

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69 ТИПА «КРОНШТАДТ»
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ, КРЕЙСЕРА, БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap