ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69 ТИПА «КРОНШТАДТ» . HEAVY CRUISER OF PROJECT 69 TYPE OF «KRONSHTADT»



ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69 ТИПА «КРОНШТАДТ»
HEAVY CRUISER OF PROJECT 69 TYPE OF «KRONSHTADT»

В августе 1937 г. с принятием решения о создании линкора типа «Б» с 356-мм артиллерией ГК десятилетняя программа была дополнена тяжелыми крейсерами (КРТ), которых предполагалось построить 10 ед.
В соответствии с ОТЗ КРТ предназначались для борьбы с крейсерами противника, особенно — с тяжелыми (в эскадренном сражении), поддержки активных действий легких сил в удаленных районах и самостоятельных действий на коммуникациях противника. Стандартное водоизмещение устанавливалось 22000 — 23000 т, скорость хода — 34 уз, орудия ГК — 254 мм. По выданному в ноябре 1937 г. ТТЗ ЦКБ-17 (ранее ЦКБС-1) разработало (руководитель работ — В.А.Никитин) к июню 1958 г. эскизный проект 69 КРТ стандартным водоизмещением 24450 т, имеющего мощность ГЭУ 210000 л.с., скорость хода 33,3 уз, дальность плавания 20 уз ходоом 4500 миль, бронирование борта 140 мм, палуб 40 мм + 20 мм. Его вооружение включало 3 х 3-254 мм, 4 х 2-130 мм, 4 х 2-100 мм и 6 х 4-37 мм артустановок, а также 2 гидросамолета с одной катапультой.
Поскольку к этому времени флот уже отказался от создания малого линкора типа «Б», тоо при рассмотрении проекта 69 Комитетом обороны 29.05.1938 г. тяжелому крейсеру была поставлена новая задача — борьба с германскими линкорами ттипа «Шарнхорст», имеющими 280-мм орудия ГК. Новое ТТЗ, утвержденное 10.07.1938 г., предусматривало замену 254 мм арттиллерии ГК на 305 мм, усиление бронирования. рост стандартного водоизмещения до 31000 т и снижение скорости хода до 32 уз. Эскизный проект был прредставлен на рассмотрение в октябре 1938 г. После его всесторонней оценки было решено повысить калибр противоминной артиллерии до 152 мм, усилить бронирование и бортовую подводную защиту.
Технический проект 69 был завершен ЦКБ-17 в июле 1939 г., но утвержден Правительством только 12.04.1940 г.

По ряду технических решений КРТ проекта 69 серьезно отличался отт разрабатывавшегося в то же время ЦКБ-4 линкора проекта 23. Так, была принята иная система бортовой подводной защиты («американского» типа с 5 плоскими переборками), которая по мнению некоторых специалистов (в частности, А.П.Шершова) была предпочтительнее примененной в пр.23 итальянской системы «Пульезе-Литорио». ГЭУ была унифицирована с пр.23 только по ГТЗА, пар же вырабатывался 12 модернизированными котлами ттипа принятых на ЭМ пр.7У (вдвое меньшей производительности, чем в пр.23). Стоимость постройки корабля пр.69 оценивалась в 800 млн.руб.
В соотвветствии с разрабатываввшимися в 1938 — 1940 г.г. (но не утвержденными Правительством) планами за 10 лет предполагалось построить 15, а затем 16 КРТ, из них 4 ед. планировалсь заложить в 1938 — 1942 г.г.

Закладка первых двух кораблей была осуществлена в ноябре 1939 г. в Ленинграде (завод N 194 им.А.Марти) — «Кронштадт» и в Николаеве (завод N 200 им.61 Коммунара) — «Севастополь».
Из-за нехватки метталла, а особенно брони, отсутствия многих комплектующих (вв частности, ГТЗА, разрабатывавшихся Харьковским турбогенераторным заводом им.Сталина, артустановок и т.п.) строительство кораблей велось крайне медленно. Вследствие серьезной задержки с разработкой 305-мм артустанвок Мк-15 и учитывая предложение германской фирмы Крупп о поставке шестти 380-мм двухорудийных башен, аналогичных используемым на линкорах ттипа «Бисмарк», в июле 1940 г. был утверждено задание на проект 69И перевооружения КРТ пр.69 такими установками. Эскизный проект 69И был разработан ЦКБ-17 к октябрю 1940 г. Было установлено, чтто применение ноовых башен влечет за собой рост водоизмещения (стандартное — на 1180 т), уменьшение боекомплекта ГК, увеличение мощности электрогенераторов, некоторое ухудшение непотопляемости и требует значительной переработки проекта. Боевые возможности кораблей при этом качественно возрастают, несмотря на снижение предельной дальности стрельбы (34,3 км вместто 47,6 км) и скоорострельности (2,3 выстр./мин на ствол вместо 3,24). Соглашение с фирмой Крупп о поставке башен с КДП и боевыми прожекторами было заключено в ноябре 1940 г. и, несмотря на задержку германской стороной начала поставок (было посттавлено и испытано на полигоне лишь одно орудие) в апреле 1941 г. Комитетом обороны было принято окончательное решение о применении на первых двух КРТ немецких башен. Технический проект 69И надлежало разработать и утвердить к 15.10.1941 г. До окончаттельного решения вопроса строительство КРТ было приостановлено.
С началом войны, в соответствии с Постановлением ГКО от 10.07.1941 г. постройка кораблей была прекращена и более не возобновлялась. Часть броневых конструкций «Кронштадта» была использована в период обороны Ленинграда при строительстве дотов. Корпус «Севастополя», захваченный немцами в Николаеве, в период оккупации был частично разобран, а в 1941 г. подорван вместе со стапелем. Во исполнение Постановления Правительства от 24.03.1947 г. корпуса обоих кораблей были разобраны на металлолом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБС-1 (ЦКБ-17)
Гл.конструктор Ф.Е. Бесполов
Завод-строитель №194 им. А. Марти, Ленинград; №200 им. 61 Коммунара
Годы вступления в строй постройка прекращена в 1941 г.
Число кораблей в серии 2

Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
— стандартное 35240
— полное 41534
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 250,5(240,0)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 31,6(29,4)
— высота борта, м:
— в носу 16,05
— на миделе 14,3
— в корме 14,35
— осадка при полном водоизмещении (при нормальном) 9,48(8,85)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 8,85 м):
— общей полноты 0,602
— полноты мидель-шпангоута 0,957
— полноты ватерлинии 0,717
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 37
— температура, 0 С 380
— число х мощность ГТЗА, л. с. (частота вращения гребного винта на полном ходу, об/мин) 3 х 76000 (245), 3 х 77000 при форсировании
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 12 х 95
Электроэнергетическая установка:
— род тока(напряжение, В) постоянно-переменный (230)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 4 х 1200 ТГ, 4 х 650 ДГ
Скорость полного хода, уз. (максимальная) 32(33)
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) 6900(16,5), 8300(14,5)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1390
Конструктивная защита
Бронирование цитадели, мм (длина 184,5 м):
— главный пояс(высота — 5 м, под углом 5 0 к вертикли) 230
— траверзы:
— носовой 330
— кормовой 275
— палубы:
— верхняя 14
— средняя 90
— нижняя 30
Бронирование оконечностей, мм:
— борт(в носовой части) 20
Бронирование башен, мм:
— главный калибр:
— лобовая стенка 305
— боковые стенки 125
— задняя стенка 305
— крыша 125
— барбет 330
— противоминный калибр:
— лобовая стенка 100
— боковые стенки 50
— задняя стенка 110
— крыша 50
— барбет 75-50
— универсальный калибр:
— лобовая и боковые стенки 50
— задняя стенка 70
— крыша 50
— барбеты 40
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 330-260
— крыша 125
— пол 50
— труба защиты проводов 230
— ФКП 20
— Посты 14-50
Бортовая подводная защита
— тип «американская» система с бортовыми булями и плоскими продольными переборками
— протяженность,м 147,5
— глубина, м:
— при носовом траверзе 3,9
— при миделе 6,0
— при кормовом траверзе 3,5
— число продольных переборок 5
— толщины переборок, мм 7+16+14+18+10

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 3 х 3 — 305 — мм
— шифр МК-15 (боекомплект, ед.) (900)
— число и тип КДП 2 КДП2 — 8
Артиллерия ПМК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 2 — 152 — мм
— шифр МК-17 (боекомплект, ед.) (1200)
— число и тип КДП 2 КДП2 — 4т
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 4 х 2 — 100 — мм
— шифр МЗ-16 (боекомплект, ед.) (2400)
— число и тип стабилизированных постов наводки 2 СПН-300
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 7 х 4 -37 — мм
— шифр 46-К (боекомплект, ед.) (22400)
— число и тип прицелов 7 МК-Б
— число пулеметных установок х число стволов-калибр 4 х 2 — 12,7 — мм ДШК
Авиационное:
— число и тип гидросамолетов 2 Кор-2
— число катапульт 1
Параванное:
— число и тип параванов 8 УП
Прожекторное:
— число прожекторов и диаметр рефлекторов 4- 90 см, 4 — 45 см
Гидроакустическое:
— тип системы звукоподвоной связи «Арктур»

ВТС «БАСТИОН», 09.04.2014

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 69И ТИПА «КРОНШТАДТ»
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap