ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68К ТИПА «ЧАПАЕВ», LIGHT CRUISER OF PROJECT 68К TYPE «CHAPAEV»



ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68К ТИПА «ЧАПАЕВ»

LIGHT CRUISER OF PROJECT 68К TYPE «CHAPAEV»

В середине 1936 г. в связи с намерением УВМС придерживаться в дальнейшем международных (лондонских) соглашений по легким крейсерам в программу «Крупного морского судостроениия» были включены КРЛ со 152 мм артиллерией. Тактическое задание на новый КРЛ стандартным водоизмещением 7500 т с 12-152 мм, 6-100 мм, 6-37 мм орудиями, двумя трехттрубными ТА, броневым поясом 75 мм и скоростью хода 36 — 37 уз было утверждено 31.08.1936 г. Корабль предназначался для боя с легкими крейсерами противника, набеговых операций, действий на морских коммуникациях, разведки, поддержки своих легких сил и постановки минных заграждений у берегов противника.
Вскоре выяснилась проблематичность соблюдения договорных ограничений по водоизмещению (8000 т) при вооружении корабля 12-152 мм орудиями ГК. Поэтому в 1937 г. задание было уточнено: число 152 мм орудий снижено до 9, скорость хода уменьшена до 35 уз, но при одновременном усилении универсальной (до 4 х 2-100 мм) и зенитной (до 6 х 2-37 мм) артиллерии и доведения главного броневого пояса до 100 мм. Стандартное водоизмещение ограничивалось 8000 — 8300 т.


В эскизном проекте 68, разработанном ЦКБ-17 в марте 1938 г. (с использованием ГЭУ пр.26 и 26бис), стандартное водоизмещениие КРЛ было получено 9500 т. По результатам его рассмоттрения в связи с заведомой невозможностью уложиться в рамки договорных ограничений было решено, не взирая на рост водоизмещениия, разместить на корабле четвертую башню ГК и второй КДП, чтто и было санкциониовано Комитетом обороны при СНК СССР летом 1938 г. Технический проект 68 был утвержден 13.07.1939 г. Стоимость постройки головного корабля оценивалась в 150 млн.руб. В отличие от своих предшественников КРЛ пр.68 был надежно защищен от поражения 152 мм бронебойными снарядами на дистанциях 12,4 — 23,7 км, а также от 203 мм снарядов на дистанциях 21,1 — 24 км.
Пятилетним планом военного судостроения на 1938 — 1942 г.г. намечалось заложить 17 КРЛ пр.68 (в 1939 г. — пять, в 1940 г. — один, в 1941 г. — шесть и в 1942 г. — пять единиц). Первые 5 ед. былии заложены в 1939 г., еще 2 ед. в 1940 г. и 1941 г. В связи с трудностями со своевременной поставкой на корабли вооружения, брони и механического оборудования в 1940 г. начались переговоры по этим вопросам с Германией. ЦКБ-17 был разработан эскизный проект перевооружения КРЛ германскими 150 мм и 105 мм артустановками и ПУС (пр.68И). Импортное вооружение оказалось тяжелее отечественного, что привело к изменению ранее утвержденных кораблестроительных элементов. Весной 1941 г. был разработан предэскизный проект 68-С (с заменой только 100 мм артустановок на 105 мм германские. Т.к. переговоры завершились заказом вооружения с поставкой на конец 1941 г. (гребных валов — на первое его полугодие), то постройка заложенных кораблей велась по пр.68 (кроме КРЛ «Чкалов», строившегося по пр.68И). С началом войны постройка кораблей прекратилась. Два корпуса из Николаева были отбуксированы в Поти. Оставшиеся на стапелях в Николаеве два корпуса были разобраны оккупантами на металл.
После войны достройка пяти кораблей велась по откорректированному ЦКБ-17 с максимально возможным учетом военного опыта проекту 68К (ТТЗ ВМФ на корректировку было выдан весной 1945 г.), утвержденному в январе 1947 г. Им предусматривалось использование новых стабилизированных 100 мм артустановок, усиление зенитной артиллерии, внедрение радиолокационных средств. Из-за исчерпания модернизационных запасоов пришлось отказаться от торпедного, бомбометного, авиационного и параванного вооружениия, а также уменьшить брониоование боевой рубки. Все пять КРЛ вступили в строй в 1950 г. Стоимость КРЛ «Железняков» и «Фрунзе» составила 354,7 и 377,9 млн.руб. соответственно.


В дальнейшем на кораблях были обновлены и усилены радиолокационные срредства, СПН-200 заменены на СПН-500 со стрельбовой РЛС «Якорь» и т.п. На рубеже 50 — 60-х г.г. корабли был выведены из боевого состава и переклассифицированы в учебные и впоследствии сданы на слом.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-17
Гл.конструктор Н.А. Киселев
Завод-строитель N 189 им. С. Орджоникидзе, Ленинград; N 194 им. А. Марти, Ленинград; N 198(444) им. А. Марти, Николаев; N 200(445) им. 61 Коммунара, Николаев
Год вступления в строй 1950
Число кораблей в серии 7(постройка двух прекращена в 1941 г.)

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 11132(по кренованию)
— полное 14100
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 199(195)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 18,7 (18,7)
— высота борта, м:
— в носу 13,6
— на миделе 10,3
— в корме 11,27
— осадка при полном водоизмещении
(при нормальном) 6,9(6,31)
Коэффициенты теоретического
чертежа (при осадке 6,04 м):
— общей полноты 0,535
— полноты мидель-шпангоута 0,803
— полноты ватерлинии 0,727
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 25
— температура, 0 С 350
— число х мощность ГТЗА, л. с. 2 х 55000 ТВ-7 (КРЛ «Чапаев» на испытаниях 2 х 62300)
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 6 х 115 КВ-68
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) постоянный(220)
— число х мощность и тип
генераторов, кВт 4 х 300 ТГ
2 х 300 ДГ
Скорость полного хода (максимальная), уз. 32,8(33,4)
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) 6350(18)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел.: 1184

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм
(протяженность 133 м):
— главный пояс(высота 3,36 м) 100
— траверзы:
— носовой 120
— кормовой 100
— нижняя палуба 50
Бронирование носовой
оконечности, мм:
— борт 20
— нижняя палуба 20
Бронирование башен, мм:
— главный калибр:
— лобовая стенка 175
— боковые стенки 65
— задняя стенка 60
— крыша 75
— барбет 130
— универсальный калибр:
— лобовая стенка 20
— стенки и крыша 10
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 150
— крыша 70
— пол 30
— труба защиты проводов 70-75
Бронирование рулевого и
румпельного отделений, мм:
— стенки и крыша 30

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 3 — 152 — мм
— шифр МК-5 бис
(боекомплект, ед.) (2200)
— число и тип КДП 2 КДП2-8
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Штаг-Б»
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 4 х 2 — 100 — мм
— шифр СМ-5
(боекомплект, ед.) (ок. 2550)
— система ПУС(МПУА30) «Горизонт-2»
— число и тип стабилизированных постов наводки 2 СПН-200 (с 4-мя дальномерами)
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Вымпел-2»
— число и тип башенных радиодальномеров 4 «Штаг-Б»
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 14 х 2 — 37 — мм
— шифр В-11
(боекомплект, ед.) (33590)
Минное:
— тип и число принимаемых мин обр. 1908 г. — 146 или 68 КБ-3
Прожекторное:
— число и диаметр прожекторов 5 — 90 см, 4 — 45 см
Радиоэлектронное:
— РЛС общего обнаружения «Гюйс-1Б», «Риф»

МОДЕЛЬ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 68К ТИПА «ЧАПАЕВ», НЕВСКОЕ ПКБ
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» ПРОЕКТА 68К НА ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ 1972-1973 ГГ.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 ТИПА «ЧАПАЕВ»
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap